Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА'

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / MUSIC EDUCATION OF STUDENTS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА / SOCIALIZATION OF A CHILD / СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКОЙ / SOCIAL FORMATION OF A PERSONALITY / SOCIALIZATION BY MEANS OF MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьева В.О.

В статье рассматривается роль музыкального образования в становлении личности обучающегося посредством обучения в организации дополнительного образования детей и его социализации в социум.In the article the role of music education in formation of the identity of a student by means of training in the organization of additional education of children and his socialization in society is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА»

РАЗДЕЛ 6

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ DEVELOPMENT OF A PERSONALITY IN SOCIOCULTURAL AND INFORMATION SPACE

УДК 37.036.5

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА ROLE OF MUSIC EDUCATION AND SOCIALIZATION OF THE CHILD

Прокопьева В. О., магистрант Научный руководитель: Мусинов П. А., канд. пед. наук, доцент Горно-Алтайский государственный университет Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

Аннотация.В статье рассматривается роль музыкального образования в становлении личности обучающегося посредством обучения в организации дополнительного образования детей и его социализации в социум.

Ключевые слова: музыкальное образование обучающихся, социализация ребенка, социальное становление личности и социализация музыкой.

Abstract. In the article the role of music education in formation of the identity of a student by means of training in the organization of additional education of children and his socialization in society is considered.

Key words: music education of students, socialization of a child, social formation of a personality, socialization by means of music.

Дополнительное образование детей, осуществляющееся в сфере спорта, культуры и искусства, является важным составным компонентом системы образования и целостного образовательного процесса. Оно представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения, развития творческого мышления посредством реализации разнопрофильных дополнительных образовательных программ.

Социальное становление личности происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах - носителях разных ценностей: семья, детский сад, неформальное окружение, класс, школа, трудовой коллектив [8]. Дополнительное образование детей, в частности музыкальное, является необходимым и важным условием в становлении личности ребенка и дальнейшей адаптации его в социальной среде.

Музыка, являясь самым непосредственно-эмоциональным, временным и идеальным из всех искусств, не существует ни во времени, ни в пространстве. Звук, являясь материей музыки, не имеет даже формы: он «живет» лишь определенный период - в памяти слушателя и звучании музыкального инструмента [1]. Музыка - одно из средств выражения личного и общественного мнения, способ человеческого общения, форма отражения в интонируемом звуке самой действительности.

Задачи музыкальной школы не должны сводиться лишь к обучению детей игре на музыкальных инструментах, открытию перед ними прекрасного мира звукового калейдоскопа, мотивации интереса к регулярному и серьезному занятию музыкой [7]. Не менее важными, на наш взгляд, являются раскрытие музыкальных способностей и дарований детей, их эстетическое воспитание, расширение общего кругозора на основе художественно-полноценной музыки, дальнейшая социализация.

В научной литературе социализация рассматривается как сложный многогранный процесс по усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Общим для всех подходов является рассмотрение социализации, как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.

Процесс социализации реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействие каких-то факторов.

Социализация в специальном смысле слова является чрезвычайно важным для общества в целом и различных групп социальным процессом [3]. Он осуществляется с помощью социальных механизмов, обеспечивающих достижение общественных и групповых целей. Эти механизмы связаны в основном с действием социальных институтов общества (институтов воспитания, семьи, различных организаций и т.п.) и специальных средств группового влияния и контроля. Институциональная и групповая социализация преследует цели, определяемые общим типом социально-экономической формации, идеологическими и политическими системами общества. В соответствии с характером и требованиями этих систем социализация задает лишь общее направление, общий характер и рамки формирования человека как представителя данной общности или группы.

В России одним из главных составных компонентов, в системе общеобразовательной структуры, где общество и государство наиболее эффективно могут управлять процессом воспитания и становления личности, развития музыкального мировоззрения являются организации дополнительного образования детей, в том числе -музыкальные школы, школы искусств, студии эстетического воспитания [9]. В этих организациях учатся, как правило, дети, с еще не оформившимся отношением к окружающему миру. Именно поэтому важно создать социально-педагогические условия для формирования музыкального мировоззрения, применяя эстетическое и художественное образование, имеющее огромное значение, используя образовательный потенциал социума.

Деятельность организаций дополнительного образования детей, как социального института, обладает огромным потенциалом социализации личности и занимает все более достойное место в реализации воспитательных возможностей социума; в организациях дополнительного образования детей все больше предоставляется возможность обучающимся усваивать музыкальный опыт, активно использовать его в практической деятельности; в формировании музыкального мировоззрения обучающихся, активнее реализуются значимые качества личности: социальная компетентность, социальная активность, социальные потребности и способности, социально-значимая деятельность (музыкальные занятия, внеучебная музыкальная деятельность).

Музыкальное образование выступает как средство социализации, ибо само по себе дает обучающимся ценностные ориентиры. Через погружение в активную музыкально-творческую деятельность обеспечивает более высокие возможности для овладения общечеловеческими ценностями и вхождения в социум.

Создание посредством музыкального образования особой образовательной среды и включение обучающихся в различные виды музыкально-творческой деятельности создают благоприятные условия для обогащения духовного мира и развития межличностных отношений как показателей процесса социализации личности.

Музыкальные школы призваны содействовать ребенку в реализации становления его личностных качеств, духовного образа «Я», его ценностному ориентированию, что в целом способствует процессу нравственного воспитания обучающегося.

Музыкальное искусство и заложенный в нем духовный и нравственный потенциал способствуют определению ориентиров морали и правил общения в современном обществе. При этом освоение обучающимися музыкального искусства способствует формированию ценностных представлений, основ духовности и морали, знанию истории своего Отечества, воспитанию музыкальной культуры, художественно-эстетического вкуса, морали и мотивации к позитивным действиям [5].

Музыке принадлежит особенная роль в социализации личности с позиции психологического влияния на еще недостаточно сформированную психику ребенка. Благодаря этому осуществляется не только процесс формирования эстетических идеалов человека, но и способность видеть и воспринимать мир на личностном уровне, что играет важную роль в организации социальных отношений.

Не менее важным с социально-педагогической точки зрения является сам характер и направленность музыки, степень ее адекватности как художественного направления и формы деятельности особенностям общественной ментальности и возможным перспективам социального развития [6].

В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети познают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к нотной грамоте. Все это расширяет кругозор обучающихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей, словом - социализироваться.

Влияние музыки на воспитание и социализацию личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:

а) слушание музыки;

б) творческой деятельности, исполнительстве;

в) познавательной деятельности (музыкальной грамотности);

г) общественно-полезной деятельности, выражающейся в необходимости сознательной и активной рекламе музыкального искусства.

Все формы музыкальной деятельности способствуют формированию навыков активного восприятия музыки, обогащению музыкального опыта детей, привитию им новых музыкальных знаний, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры обучающихся[2].

Решению задач социализации во многом способствуют коллективное пение, игры, когда дети охвачены общими переживаниями, которые создают благотворную основу для индивидуального развития.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения. Смена заданий, видов деятельности требуют организованности, внимания, сообразительности, быстроты реакции, проявления волевых усилий [4].

Социализация музыкой тесно связана с умственными процессами. Как и иные виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие обучающихся новыми представлениями. Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать творческие проявления, которые

активизируют восприятие и представление, фантазию и воображение. При постановке творческих заданий возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности.

Необходимо отметить, что в воспитании и развитии музыкальных интересов детей школьного возраста одинаково равноценны теоретические и практические формы занятий.

Таким образом, роль музыкального образования в социализации обучающихся музыкальных школ заключаются в гармоничном развитии личности.

Библиографический список:

1. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б. В. Асафьев. - Л., 2009.

2. Зубарева, Л. А История развития музыки [Текст] / Л. Н. Власенко, Л. А. Зубарева : учебное пособие для студентов педвузов РФ. - 3-е издание - Белгород : ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2006.

3. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание подрастающего поколения [Текст] / А. В. Мудрик. -М., 1990.

4. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников [Текст] / М. С. Осеннева, Л. А. Бехбородова. - М. : ИД «Академия», 2015.

5. Папура, А. А. Формирование уверенности в себе у подростков [Текст] / А. А. Папура // Вестник Томского гос. пед. университета. - 2010. - № 5. - С. 110-114.

6. Петрушин, В. И. Музыкальная психология [Текст] / В. И. Петрушин // Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М. : Академический Проспект; Трикста, 2008. - 400 с.

7. Смирнов Б. Ф. Детская музыкальная школа как учебное заведение и культурно-просветительное учреждение [Текст] / Б. Ф. Смирнов // Культура. Творчество. Человек. Часть III: Культурология КДД. - Самара. - 1991; - № 5.

8. Соина, И. А. Динамика личностного социально-психологического пространства в разных образовательных системах и его влияние на личность [Текст] / И. А. Соина // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2010. - №2. - С. 50-54.

9. Шмаков, С. А. Досуговая педагогика [Текст] / С. А. Шмаков // Детский досуг. -2016. - № 4.

УДК 740

АКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ACTIVE METHODS OF DEVELOPMENT OF MEMORY

Шевченко П. А., студент Научный руководитель: Темербекова А. А., д-р пед. наук, профессор ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

Аннотация. В статье анализируется понятие памяти и способы её развития.

Ключевые слова: память, виды памяти, развитие.

Abstract. The article analyzes the notion of memory and the ways of its development.

Key words: memory, types of memory, development.

Память - это общее обозначение комплекса познавательных способностей для накопления, сохранения и воспроизведения знаний и навыков. Память в различных формах и видах присуща всем высшим животным. Самый высший уровень памяти приспущен для человека. Память - одно из важных свойств нервной системы, в котором заключается способность какое-то количество времени хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также дополнять и изменять эту информацию неограниченное количество раз [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.