Научная статья на тему 'РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В УСЛОВИЯХ ВУЗА'

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В УСЛОВИЯХ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / студенты-первокурсники / куратор-наставник / студент-наставник / модель / этапы / критерии успешной адаптации / психолого-педагогические условия / adaptation / first-year students / curator-mentor / student-mentor / model / stages / criteria for successful adaptation / psychological and pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.П. Акутина

В статье раскрывается роль куратора-наставника и студента-наставника в адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза. В контексте изучения научной литературы зарубежных и отечественных ученых автор приходит к выводу, что проблема актуальна и требует дальнейших исследований. Предложена инновационная модель «куратор-наставникстудент-наставник», определены их основные черты и направления деятельности. Выделенные методологические подходы – личностно ориентированный, субъектно-деятельностный, средовой, аксиологический, событийный способствуют раскрытию научности исследования. Этапы сотрудничества и коммуникации по успешной адаптации первокурсников – ценностно-целевой, практико-ориентированный, аналитико-прогностический – раскрывают суть процесса адаптации вновь прибывших студентов. Сформулированные критерии успешной адаптации первокурсника раскрыты через ряд признаков в модели «куратор-наставникстудент-наставник», а выделенные психолого-педагогические условия позволяют организовать процесс адаптации студентов первого курса с учетом их социально-психологических характеристик и требований современного высшего образования под руководством опытных педагогов и студентов-наставников. Исследуемый материал позволяет сделать вывод, что представленная инновационная модель «куратор-наставникстудент-наставник» способствует адаптации студентов-первокурсников в более короткие сроки, раскрывает механизмы и пути их успешной социализации и предоставляет возможность вариативности моделей кураторства в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MENTORING IN THE SUCCESSFUL ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO CONDITIONS OF A UNIVERSITY

The article explores the role of mentor-curators and mentor-students in adapting first-year students to conditions of university studies. Through the study of scientific literature by foreign and Russian scholars, the author concludes that the issue is relevant and requires further research. An innovative model, “mentor-curator-student-mentor,” is proposed, outlining their key features and activities. Methodological approaches, such as personality-oriented, subject-activity, environmental, axiological, and eventbased, contribute to the scientific depth of the research. Collaboration stages and communication for the successful adaptation of first-year students-value-targeted, practice-oriented, analytical-prognostic-reveal the essence of the adaptation process. Criteria for successful adaptation are formulated through indicators in the “mentor-curator-student-mentor” model, and identified psycho-pedagogical conditions help organize the adaptation process considering students’ socio-psychological characteristics and modern higher education requirements. The examined material suggests that the presented innovative model facilitates the adaptation of firstyear students in shorter periods, reveals mechanisms and paths for their successful socialization, and allows for variations in mentoring models in the university’s educational process.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В УСЛОВИЯХ ВУЗА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"

(г. Москва)

УДК 378

Akutina S.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Social Work, Service and Tourism, Arzamas Branch of Lobachevsky State University

of Nizhny Novgorod (Arzamas, Russia), E-mail: sakutina@mail.ru

THE ROLE OF MENTORING IN THE SUCCESSFUL ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS TO CONDITIONS OF A UNIVERSITY. The article explores the role of mentor-curators and mentor-students in adapting first-year students to conditions of university studies. Through the study of scientific literature by foreign and Russian scholars, the author concludes that the issue is relevant and requires further research. An innovative model, "mentor-curator-student-mentor," is proposed, outlining their key features and activities. Methodological approaches, such as personality-oriented, subject-activity, environmental, axiological, and event-based, contribute to the scientific depth of the research. Collaboration stages and communication for the successful adaptation of first-year students-value-targeted, practice-oriented, analytical-prognostic-reveal the essence of the adaptation process. Criteria for successful adaptation are formulated through indicators in the "mentor-curator-student-mentor" model, and identified psycho-pedagogical conditions help organize the adaptation process considering students' socio-psychological characteristics and modern higher education requirements. The examined material suggests that the presented innovative model facilitates the adaptation of first-year students in shorter periods, reveals mechanisms and paths for their successful socialization, and allows for variations in mentoring models in the university's educational process.

Key words: adaptation, first-year students, curator-mentor, student-mentor, model, stages, criteria for successful adaptation, psychological and pedagogical conditions

С.П. Акутина, д-р пед. наук, проф., зав. каф, Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас, Е-mail: sakutina@mail.ru

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В УСЛОВИЯХ ВУЗА

В статье раскрывается роль куратора-наставника и студента-наставника в адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза. В контексте изучения научной литературы зарубежных и отечественных ученых автор приходит к выводу, что проблема актуальна и требует дальнейших исследований. Предложена инновационная модель «куратор-наставник - студент-наставник», определены их основные черты и направления деятельности. Выделенные методологические подходы - личностно ориентированный, субъектно-деятельностный, средовой, аксиологический, событийный способствуют раскрытию научности исследования. Этапы сотрудничества и коммуникации по успешной адаптации первокурсников - ценностно-целевой, практико-ориен-тированный, аналитико-прогностический - раскрывают суть процесса адаптации вновь прибывших студентов. Сформулированные критерии успешной адаптации первокурсника раскрыты через ряд признаков в модели «куратор-наставник - студент-наставник», а выделенные психолого-педагогические условия позволяют организовать процесс адаптации студентов первого курса с учетом их социально-психологических характеристик и требований современного высшего образования под руководством опытных педагогов и студентов-наставников. Исследуемый материал позволяет сделать вывод, что представленная инновационная модель «куратор-наставник - студент-наставник» способствует адаптации студентов-первокурсников в более короткие сроки, раскрывает механизмы и пути их успешной социализации и предоставляет возможность вариативности моделей кураторства в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: адаптация, студенты-первокурсники, куратор-наставник, студент-наставник, модель, этапы, критерии успешной адаптации, психолого-педагогические условия

Сегодня мы все чаще говорим и слышим о том, что современная молодежь менее адаптирована в обществе, у нее снижена мотивация на получение высшего образования, овладение любимой профессией. Достаточно часто старшеклассники выбирают вуз по рекомендации учителей, родителей либо своих друзей, а не по своим интересам и желаниям. Что же мы видим в итоге? Перед нами первокурсник, не знающий в принципе, зачем он оказался в вузе, что за профессию он выбрал, чем ему на протяжении 4-5 лет заниматься.

Именно в первые дни студенческой жизни и нужен человек, который не останется равнодушным к интересам и запросам первокурсников. Такой человек в вузе есть. Это - куратор студенческой группы. Моделей кураторства существует достаточно много. Ранее, в предыдущих наших исследованиях, мы подробно рассматривали модели и виды кураторства в высшей школе [1]. На современном этапе развития общества к специалисту предъявляются все более жесткие требования, с одной стороны. С другой стороны, необходимо, чтобы специалист был компетентным в своей профессиональной деятельности, но в то же время обладал высокими нравственными качествами, гуманностью, человечностью, был коммуникабельным, умел выстраивать отношения в коллективе, соблюдал этические нормы и правила общения с коллегами, руководством. Поэтому ак-

туализируется потребность в разработке и поиске новых вариантов (моделей) кураторства, что особенно важно для вновь поступивших студентов в вуз.

Целью нашего исследования является процесс успешной адаптации студентов-первокурсников в контексте разработки и внедрения в учебный процесс инновационной модели «куратор-наставник - куратор-студент».

Задачи исследования:

- проанализировать научные разработки по теме исследования и выявить их значимость для педагогической науки на современном этапе развития кураторства в высшей школе,

- выявить этапы взаимодействия куратора-наставника и куратора-студента со студентами первого курса по их успешной адаптации к новой социальной среде,

- разработать инновационную модель «куратор-наставник - студент-наставник» для успешной адаптации студентов первого курса к условиям вуза,

- выявить критерии благополучной адаптации первокурсника при организации деятельности в модели «куратор-наставник - студент-наставник»,

- определить психолого-педагогические условия эффективной адаптации первокурсников.

Объект исследования: роль куратора-наставника и куратора-студента в социально-психологической адаптации студентов первого курса в образовательно-воспитательной среде вуза.

Методы исследования: опрос, наблюдение, анализ.

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме привел к необходимости рассматривать кураторство с позиций наставничества, используя в практике ряд методологических подходов.

- Личностно ориентированный подход помогает раскрыть у студентов процессы самопознания, самореализации личности, развить индивидуальные способности и личностные особенности в процессе наставничества.

- Субъектно-деятельностный. В данном подходе ведущая роль принадлежит человеку как активному субъекту в многообразных формах активности и жизнедеятельности. Субъектный подход преодолевает односторонность «постулата непосредственности», в котором внутренняя и внешняя активность человека зависит от воздействия окружающей среды или отдельных психических функций, и раскрывает способность человека к определению собственного поведения, к развитию самостоятельности.

- Аксиологический подход является инструментом, отражающим суть гуманистической педагогики, ценностным постулатом жизнедеятельности личности, где студент рассматривается как наивысшая ценность общества и самоцель общественного развития.

- Средовый подход (возможность со-бытийного статуса, со-общения, со-понимания других людей, сотрудничества, сопереживания) направлен на включенность студентов-первокурсников в социальную реальность, превращение окружающей университетской среды в средство комплексного целенаправленного воздействия на личность, реализацию ключевых способов самодеятельности обучающихся в новом для них социуме, чтобы впоследствии среда, в которой они оказались, была принята ими.

- Событийный подход позволяет варьировать направления, формы воспитания и проектировать их в зависимости от интересов и социальных особенностей развития студенческой группы, в частности в период адаптации вновь поступивших студентов в вуз. Суть событийной технологии состоит в обогащении личного опыта и ценностных отношений как куратора-наставника и студента-наставника, так и первокурсников.

Специфике кураторской работы посвящено много исследований как зарубежных авторов (Ж.Ж. Руссо, Я. Корчака, К. Роджерса, Э. Берна; впоследствии Д. Максвелла, Д. Меггинсона, Д. Клаттербак), так и отечественных ученых (К.Д. Ушинского, Н.П. Пирогова, Л.Н. Толстого, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а позднее - Е.В. Бондаревской, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Караковского, Е.Б. Колосовой, Ю.Л. Львовой,

A.Р. Масалимовой, Е.Н. Фомина). Современный анализ и понимание сущности кураторства в отечественных вузах, отраженных в публикациях О.В. Гришаева,

B.П. Зелеевой, И.Л. Кучеровой, М.В. Щербаковой, раскрывают в научных публикациях несколько кураторских типов (видов). Психолого-педагогическая и социальная целесообразности выделенных типов заключаются в том, что главная роль принадлежит куратору в адаптации и сопровождении студентов в процессе всего периода обучения.

И хотя история кураторства и наставничества насчитывает уже многовековую историю, этот педагогический аспект до сих пор привлекает внимание ученых и требует дальнейших исследований. Продолжает оставаться дискуссионным вопрос о том, что до сих пор отсутствуют какие бы то ни были научные концепции, рассматривающие наставничество как один из важнейших инструментов эффективной адаптации студентов-первокурсников при формировании у них профессиональных компетенций в процессе обучения, что еще раз подчеркивает актуальность данного исследования. По мнению зарубежных ученых Bender M., Van Osch Y., Sleegers W, Ye M., Escolano-Pérez E., Lizalde Gil M., Serrano Pastor R.M., Casanova López Ó. и др. [4], немаловажным фактором, влияющим на адаптацию студентов-первокурсников, являются академические требования высшей школы, к которым студенты, только переступившие альма-матер, не всегда готовы и не всегда понимают, так как университет не стал им еще родным. Задача кураторства в вузе состоит в том, чтобы «направлять студента, мотивируя его не только на получение знаний, на интерес к профессии» [3], но и на осознание своей жизни, нравственное поведение, свершение тех или иных поступков и сформирован-ность чувства ответственности за них.

Куратор - это тот человек, который должен первым прийти на помощь, разъяснить принципы обучения в высшем учебном заведении, вовлечь первокурсников в общественную жизнь факультета и университета [2]. На наш взгляд, здесь нужен именно куратор-наставник. Педагогическая наука и практика знает много моделей кураторства, но куратор-наставник - довольно новая форма кураторской деятельности преподавателя. В этой модели сочетаются как традиционные обязанности и направления деятельности (учебная, воспитательная, методическая, организационная, контролирующая), так и новые направления, такие как психологическая, сопроводительская, менторская, фасилитаторская, тьюторская.

В данном контексте исследования куратором может стать педагог неравнодушный, эмоционально заряженный на тесное общение со студентами, который выполняет свои обязанности «не по назначении его куратором по приказу», а любящий свою работу не только как преподаватель-лектор, но и как человек, который может и хочет помочь «всегда и везде», когда это необходимо, при этом

очень корректный в коммуникации со студентами и родителями в решении возникающих проблем, не боится эмоционального выгорания на работе. К сожалению, исследования показывают, что очень часто куратором назначается преподаватель, который уже выпустил группу, и его по приказу вновь назначают куратором первого курса. И неизвестно, каковым будет результат его кураторской работы, так как он на протяжении 4-5 лет, возможно, усердно работал, и у него наступило эмоциональное выгорание. Нужен хотя бы год отдыха, чтобы восполнить свои силы. А есть преподаватели, которые «горят» этой работой, получают от нее удовлетворение. Вот тогда, скорее всего, студенты полюбят свой вуз, свою будущую профессию, найдут общие точки соприкосновения с преподавателями и со своими одногруппниками.

Приведем пример. В студенческой группе первого курса девушка перестала посещать занятия. Куратор обратил особое внимание на эту студентку еще при первом знакомстве и понял, что, вероятно, с этой студенткой могут быть проблемы. Какие, он пока не знал. Он начал звонить студентке. Сначала она говорила, что ошиблась в выборе профессии, и ей не нравится учиться по этой специальности. Затем она все реже отвечала на звонки куратора, а потом и вовсе перестала. Куратор подключил маму, которая пообещала, что «разберется с пропусками дочери». Положительного результата не последовало. Родители были в разводе. Куратор стал звонить отцу, который был не в курсе, где находится его дочь. Общаясь со студентами по «душам», куратор понял, что причина отсутствия девушки на занятиях - «неразделенная любовь». Молодой человек, с которым общалась девушка, обещал переехать в город, как только она поступит учиться. Он действительно приехал - на неделю. А потом оказалось, что платить за квартиру дорого, работы нет, возникли материальные затруднения, и он, не говоря ни слова своей возлюбленной, уехал в свой город. Девушка поехала за ним, а семья молодого человека ее не приняла. Казалось бы, банальная история, сколько таких мы видим каждый год в своей профессиональной деятельности. Но этой девушке повезло. Куратор оказался не просто человеком, выполняющим формально свои обязанности, но внимательным и неравнодушным педагогом, который тонко и ненавязчиво нашел контакт со студенткой, убедил вернуться в университет, провел предварительную работу с группой, встретился с родителями. Теперь эта студента учится на старших курсах, она благодарна куратору, что не бросила вуз, занимается волонтёрской деятельностью, участвует в общественной жизни факультета, научной работой (пишет статьи, участвует в олимпиадах, конкурсах), и глаза ее ярко святятся при виде своего куратора-наставника. На этом ее история не закончилась. Она стала наставником студентов первого курса и с полной отдачей помогает первокурсникам как можно быстрее адаптироваться к вузовской жизни, организовала на факультете институт студенческого наставничества, что напоминает технологию peer tutoring, основанную на принципе «равный равному», когда студенты с большим опытом и знаниями обеспечивают поддержку и помощь первокурсникам, которая успешно применяется в зарубежных университетах. В нашем случае мы рассматриваем инновационную модель «куратор-наставник - студент-наставник», что, по нашему мнению, продиктовано педагогической необходимостью на современном этапе обучения в вузе. Ее применение целесообразно и дает положительный педагогический эффект. С одной стороны, куратор-наставник как взрослый, опытный человек оказывает поддержку, исходя из своих профессиональных обязанностей и педагогически обоснованном желании помочь студентам, нуждающимся в сопровождении. С другой стороны, есть молодой, активный студент, который совсем недавно был первокурсником, знает не понаслышке, все трудности адаптационного периода, неформально оказывает поддержку и помощь нуждающимся студентам в их быстрой адаптации в контексте студенческого самоуправления.

Исходя из собственного опыта кураторской деятельности, мы выделяем несколько этапов сотрудничества и коммуникации по успешной адаптации первокурсников:

1. Ценностно-целевой, который включает в себя определение целей взаимодействия, выстраивание отношений в группе на основе доверия, понимания, чуткого отношения к нуждам студентов, определение круга обязанностей, выявление трудностей, которые всегда бывают у студентов-первокурсников; знакомство с правилами и нормами поведения в вузе, проживания в общежитии, знакомство с профессорско-преподавательским составом, факультетом дополнительного образования, где студенты могут получить дополнительную профессию, записаться в кружки и секции по интересам.

2. Практико-ориентированный: разработка и реализация программы социальной адаптации, корректировка ценностных установок студентов-первокурсников, создание нормального позитивного морально-психологического климата в группе, включение первокурсников в общественную жизнь, знакомство и вовлечение первокурсников в научную деятельность вуза.

3. Аналитико-прогностический: определение уровня адаптации первокурсника и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Для этого разрабатываются различные опросники, проводятся анкетирование, беседы. Существует позитивный и эффективный опыт на психолого-педагогическом факультете по адаптации первокурсников - проведение социально-психологических тренингов под руководством опытных педагогов и студентов-наставников. На этих тренингах студенты лучше узнают друг друга, тренинги помогают более быстрому знакомству, снятию зажатости в общении и помогают выявлению лидеров группы.

б

Выделим основные критерии успешной адаптации первокурсника при организации деятельности в модели «куратор-наставник - студент-наставник»:

- желание узнать о своей будущей профессии как можно больше, появление мотивации к познанию, саморазвитию;

- принятие традиций вуза;

- умение управлять своим временем, распределять его на учебную, общественную жизнь и свободное время, что помогает избегать пропусков занятий без уважительных причин;

- наличие доверительных, теплых отношений с наставником-куратором и наставником-студентом старшего курса, снижение психологической и эмоциональной напряженности в общении с преподавателями и одногруппниками;

- желание к активному участию в общественной студенческой жизни группы, факультета и вуза в целом.

Для того чтобы студенты первого курса быстрее адаптировались и приняли роль студента вуза, необходимо создавать психолого-педагогические условия в социальном пространстве университета. На наш взгляд, наиболее важными условиями могут быть:

1. Закрепление куратора-наставника из числа педагогов, что называется работающих «по зову сердца».

2. Выбор студента-наставника из числа старшекурсников по возможности за мини-группой студентов (4-5 человек студентов первого курса на одного студента-наставника) на адаптационный период, который должен длиться не менее первого полугодия, а в дальнейшем - и сопровождение на учебную и производственную практику.

3. Выполнение социально-воспитательных мероприятий, направленных на организацию сопровождения, сотрудничества и поиска усилий наставника-куратора, наставника-студента, членов психологической службы вуза, для оказания помощи нуждающимся студентам, выявления студентов «группы социального и психологического риска», тьюторского сопровождения студентов с ОВЗ.

4. Немаловажным условием в успешной адаптации студентов-первокурсников является установление доверительного контакта наставников с родителями (законными представителями) студентов.

Положительный опыт имеется на психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала ННГУ для более успешной адаптации первокурсников через включение их в деятельность в формате технологии адаптивного лагеря, который проходит на базе оздоровительных лагерей в первые дни сентября. Разработанная технология адаптивного лагеря доказала свою актуальность и эффективность на протяжении ни одного десятка лет. Наставниками в адаптационный период в лагере выступают кураторы студенческих групп и студенты-наставники старших курсов, которые разрабатывают разные мероприятия для студентов-первокурсников, проводят адаптационные тренинги на сплочение коллектива, помогают каждому студенту раскрыть свой творческий потенциал.

В нашем исследовании была предпринята попытка выяснить, какими чертами должен обладать куратор-наставник и куратор-студент. Применив методику «Незаконченные предложения», мы предложили студентам первого курса ответить на следующий вопрос: «Какими качествами должен обладать куратор-наставник студенческой группы и куратор-студент?» В исследовании приняли участие 26 респондентов первого курса. Обобщив ответы студентов, нами было выделено 5 наиболее значимых и чаще встречающихся черт. Среди черт куратора-наставника студенты выделили такие как профессионализм, ответственность, высокая культура, знание предмета, понимание студентов. Среди характерных черт студента-куратора первокурсники назвали оптимизм, находчивость, эруди-

Библиографический список

ция, взаимопонимание, юмор. Мы полагаем, что выделенные характеристики куратора-наставника и студента-старшекурсника-наставника дополняют друг друга и помогают только что ставшим студентам в их социальной, психологической и эмоциональной адаптации.

Резюмируя исследование, анализируя научные изыскания как отечественных, так и зарубежных ученых, мы приходим к выводу, что предложенная инновационная модель «куратор-наставник - студент-наставник» в адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в вузе является необходимой, новой, значимой, оправданной и успешной в среде высших учебных заведений.

Она обладает новизной, заключающейся в успешном формировании компетенций будущего специалиста, необходимых качеств для будущей профессии - эмпатии, умения общаться с одногруппниками, прийти на помощь, чувства сопричастности к традициям вуза. А выделенные методологические подходы к ее реализации в образовательно-воспитательном процессе представляют научный и практический интерес для педагогов, кураторов-наставников и обогащают педагогическую науку в контексте проблем успешной адаптации студентов-первокурсников.

Ценностно-целевой, практико-ориентированный, аналитико-прогностиче-ский этапы сотрудничества в успешной адаптации первокурсников раскрывают суть процесса самой адаптации вновь прибывших студентов, что доказано как анкетными методами исследования, так и личным практическим опытом, используемым на психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала ННГУ (использование технологии адаптивного лагеря; проведение тренингов личностного роста; воспитательные мероприятия, посвященные разным событиям студенческой жизни), что позволяет познакомить первокурсников с миссий вуза, ценностными нормами жизнедеятельности, расширить круг общения студентов как с преподавателями, так и со студентами старших курсов, раскрыть интерес к профессии, званиям, общественной жизни.

Сформулированные критерии успешной адаптации первокурсника вызывают желание узнать о своей будущей профессии как можно больше, появляется мотивация к саморазвитию, принятию традиций вуза, помогают в снижении психологических затруднений в общении, раскрытии талантов и способностей и реализации их как в учебной, научной деятельности, так и общественной студенческой жизни. Раскрытые психолого-педагогические условия адаптационного периода помогают организовать процесс адаптации студентов первого курса с учетом их социально-психологических характеристик и требований современного высшего образования под руководством опытных педагогов и студентов-наставников.

Представленный материал позволяет сделать вывод, что представленная инновационная модель «куратор-наставник - студент-наставник» способствует успешной адаптации студентов первокурсников в более короткие сроки, раскрывает механизмы и пути их успешной социализации и предоставляет возможность вариативности моделей кураторства в образовательном процессе вуза. Деятельность куратора-наставника является индивидуально-ориентированной, спосос-бствующей профессиональному становлению и развитию личности студента и одновременно направленной на всю группу. Работа студента-куратора вносит эмоционально позитивный заряд, способствует уверенности в успехе каждого студента, помогает ему творчески раскрыться, а самому наставнику - развивать коммуникабельность, дисциплинированность, ответственность, навыки гражданской ответственности, волю, устойчивость к критике, способствует культурному развитию, приобретению опыта планирования и работы с подопечными.

1. Акутина С.П., Щелина Т.Т. Современные модели кураторства в высшем образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016; № 1 (41): 173-178.

2. Рогалева ГИ. Кураторство — профессиональная функция вузовского преподавателя. Молодой ученый. 2016; № 20 (124): 723-726.

3. Никитина В.В., Куцая А.Ю., Салун С.Н. О проблеме кураторства в современном вузе. Современные проблемы науки и образования. 2019; № 2.

4. Эсколано-Перес Э., Лизальде Хиль М., Серрано Пастор РМ., Казанова Лопес О. Анализ потребностей начинающих студентов в получении педагогических степеней: последствия для разработки плана университетской ориентации на факультете образования. Revista Complutense de Educación. 2019; Т. 30 (2): 545-567.

References

1. Akutina S.P., Schelina T.T. Sovremennye modeli kuratorstva v vysshem obrazovanii. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2016; № 1 (41): 173-178.

2. Rogaleva G.I. Kuratorstvo - professional'naya funkciya vuzovskogo prepodavatelya. Molodoj uchenyj. 2016; № 20 (124): 723-726.

3. Nikitina V.V., Kucaya A.Yu., Salun S.N. O probleme kuratorstva v sovremennom vuze. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019; № 2.

4. 'Eskolano-Peres 'E., Lizal'de Hil' M., Serrano Pastor R.M., Kazanova Lopes O. Analiz potrebnostej nachinayuschih studentov v poluchenii pedagogicheskih stepenej: posledstviya dlya razrabotki plana universitetskoj orientacii na fakul'tete obrazovaniya. Revista Complutense de Educación. 2019; T. 30 (2): 545-567.

Статья поступила в редакцию 13.12.23

УДК 378

Alkenova S.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: alkenova2013@mail.ru

CONTENT AND METHODS OF WORK WHEN TEACHING MASTER'S STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE. The article considers the content and methods of teaching master's students a foreign language. The scientific novelty of the work is ensured by the fact that it mainly examines and offers the author's proposals within the framework of a meaningful selection of materials and methods of work when teaching master's students a foreign language. As a result, the author offers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.