Научная статья на тему 'СОВМЕСТНАЯ РАБОТА КУРАТОРА И НАСТАВНИКОВ С ИНОСТРАННЫМИ СЛУШАТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ'

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА КУРАТОРА И НАСТАВНИКОВ С ИНОСТРАННЫМИ СЛУШАТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
слушатели / тьютер / наставник / куратор / адаптация / этноидентичность / децентрация.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Т.Л., Нимировская Ю.К., Филипенко Е.В.

В статье рассматриваются направления работы куратора на факультете подготовки иностранных специалистов Санкт-Петербургского университета МВД России. Представлен теоретический анализ подходов к проблеме наставничества в неофициальной передаче социального опыта в этнических группах слушателей. Авторы указывают, что совместная деятельность куратора и наставников из числа слушателей старших курсов способствует эффективной адаптации первокурсников к социально-образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВМЕСТНАЯ РАБОТА КУРАТОРА И НАСТАВНИКОВ С ИНОСТРАННЫМИ СЛУШАТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

С®4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-180-184 NIION: 2018-0076-7/22-836 MOSURED: 77/27-023-2022-7-1034

ЖУРАВЛЕВА Тамара Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, e-mail:Tamara.zhuravlev@mail.ru

НИМИРОВСКАЯ Юзефа Каземировна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, e-mail: yuzefa_nimirovskaya@mail.ru

ФИЛИПЕНКО Елена Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, e-mail: Filip-1217@mail.ru

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА КУРАТОРА И НАСТАВНИКОВ С ИНОСТРАННЫМИ СЛУШАТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются направления работы куратора на факультете подготовки иностранных специалистов Санкт-Петербургского университета МВД России. Представлен теоретический анализ подходов к проблеме наставничества в неофициальной передаче социального опыта в этнических группах слушателей. Авторы указывают, что совместная деятельность куратора и наставников из числа слушателей старших курсов способствует эффективной адаптации первокурсников к социально-образовательной среде.

Ключевые слова: слушатели, тьютер, наставник, куратор, адаптация, этноиден-тичность, децентрация.

ZHURAVLEVA Tamara Leonidovna,

Candidate Pedagogical Sciences, Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology, Saint-Petersburg University of the MIA of Russia

NIMIROVSKAYA Yuzefa Kazimirovna

Candidate Pedagogical Sciences, Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology, Saint-Petersburg University of the MIA of Russia

FILIPENKO Elena Vasilievna,

Candidate Pedagogical Sciences, Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology, Saint-Petersburg University of the MIA of Russia

JOINT WORK OF THE CURATOR AND MENTORS WITH BY FOREIGN STUDENTS DURING THE ADAPTATION PERIOD

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

Annotation. The article discusses the areas of work of the curator at the Faculty of Training of the foreign specialists of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. A theoretical analysis of approaches to the problem of mentoring in the informal transfer of social experience in ethnic groups of listeners is presented. The authors point out that the joint activity of the curator and mentors from among the senior students, contributes to the effective adaptation of first-year students to the socio-educational environment.

Key words: listeners, tutor, mentor, curator, adaptation, ethnoidentity, decentralization.

Воспитательная работа с иностранными слушателями образовательных организаций высшей школы приобретает в последние годы особую значимость. Изменения в международной политике повлекли за собой изменение в отношениях иностранных государств к российскому государству на дружественные и недружественные. Задача российских образовательных организаций состоит не только в создании условий для качественного обучения иностранных граждан, но и повышении престижности получения российского образования, формировании дружественных отношений иностранных государств к российскому государству. Особое направление в области формирования дружественных отношений связано с подготовкой иностранных специалистов из стран СНГ Центральной Азии. У наших государств есть общая история, опыт взаимодействия в области экономики, культуры, защиты границ и мн. др. Необходимость увеличения количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования определено Указом Президента РФ № 2041.

Для решения данной задачи в Санкт-Петербургском университете МВД России накоплен огромный опыт на факультете подготовки иностранных специалистов. Структура воспитательной работы на факультете с обучающимися включает кураторскую работу, которой придается особое значение.

Институт кураторства в образовательной системе высшего образования со времен его появления претерпел значительные изменения. Г.В. Буянова раскрывает историю развития, становления кураторства в России и выделяет проблемы, сопровождающие становление института кураторства в системе высшего образования на современном этапе. [2]

Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова (1992) дает определение слову «куратор, как книжному слову. Например, человек, который курирует что-нибудь». В педагогическом энциклопедическом словаре (2009) слово «куратор рассматривается от лат. curator - попечитель, в неко-

1 Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (amurobl.ru)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

торых учебных заведениях - преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов)». Лексическое понимание терминов попечитель и куратор, исходит от одного корня cura. Для нашего исследования более значимым является педагогический подход к пониманию термина куратор, как преподавателя, воспитателя. Этот подход предполагает реализацию развивающих и воспитательных целей, направленных на успешную адаптацию иностранных слушателей к социально-образовательной среде, основанной на формировании профессиональной мотивации.

В период социальной адаптации иностранных обучающихся, исследователи отмечают такие показатели, как «...этноидентичность, мотиваци-онную готовность обучающегося к профессиональной подготовке в новых условиях обучения и жизни, получение знаний по профессии, преодоление возникающих трудностей языкового барьера, усвоение норм и ценностей в структуре отношений в различных социально-психологических общностях, организацию поведения в соответствии с принятыми в них нормами и правилами». [5]

В нашем исследовании подход к этноиден-тичности основывается на концепции Г.У. Солда-товой и С.В. Рыжовой: в сбалансированном отношении к своей и другим этническим группам, а также в идентификации со своей этнической группой. В механизме идентификакации особая роль отводится рефлексии и децентрации. В юношеский период возрастного развития отмечается повышение уровня рефлексии, что способствует межэтническому взаимодействию через децен-трацию - принятию роли другого человека. [4, С. 63-72]

Т.Г. Стефаненко ссылаясь на исследования Moghaddam, Taylor, Wright (1993) отмечает что неустойчивость социальной адаптации может отражаться на психическом состоянии, а неудовлетворительное психологическое состояние проявляется в поведенческих характеристиках индивида. [8, С.186]

Изучение публикаций по воспитательной работе куратора с иностранными студентами выявило трудности, с которыми встречаются иностранные студенты в России. Разрешение этих

трудностей описано в исследованиях О.А Береговой., С.С Лопатиной., Н.В Отургашевой, Т.В. Конюховой, Е.Т. Конюховой, А. Рубизовой, Д. Ждановой и др. В статье О.А Береговой., С.С Лопатиной, Н.В. Отургашевой возможным решением проблем является тьютерское сопровождение первокурсников и создание школы подготовки тьютеров из числа студентов. [1, С. 156-165] Тьютер (от лат. Т^огет - наставник, опекун), как профессия, с 2008 года включена в реестр должностей педагогических работников общего, высшего профессионального и дополнительного образования Российской Федерации.

Исходя из данного понимания тьютер, нами в воспитательной работе было использовано понятие наставник, исходя словосочетания «наставить кого(что) на что. Научить кого-нибудь, чему-нибудь хорошему», больше всего ассоциируется с воспитательной работой (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка, 1992). Так, например, А.В. Томильцев рассматривает передачу, опыт через неофициальное общение наставника и подопечного. [9, С. 366-379]

Обращаясь к истории наставничества в справочной книжке для русских офицеров (1857) в разделе «Нравственность» рассматриваются правила для рекрутов и назначение наставников из числа опытных солдат «дядька». Через доверительное общение «дядька обязан возбудить в рекруте охоту к службе..., вселить гордость к новому званию. и т.д. Учитывались также возможности помещения рекрута к землякам для более быстрого привыкания к службе. [10, С. 627629] О подобном опыте, в современных условиях обучения, свободного выстраивания отношений с обучающимися своего этноса пишут Т.В. Конюхова, Е.Т. Конюхова [5]. А. Рубизова, Д. Жданова предостерегают об опасности замкнутости иностранных студентов в своей культуре, в создании «маленьких Шанхаев», если социальная адаптация протекает среди «земляков». [7, 11]

Опираясь на опыт наставничества в Российском государстве, нами был проведен естественный эксперимент на факультете подготовки иностранных специалистов со слушателями стран СНГ Центральной Азии первого курса с участием старшекурсников.

Цель исследования состояла в выявлении эффективности совместной работы куратора и наставников (слушатели старших курсов) в адаптационный период слушателей из стран СНГ Центральной Азии к социально-образовательной среде.

Методами исследования для реализации поставленной цели были выбраны: анализ литературы по изучаемой проблеме, наблюдение,

беседа, анкетирование, естественный эксперимент.

В качестве критериев достижения были определены: повышение результатов учебной деятельности, изменение модели поведения: участие в культурно-массовых мероприятиях, участие в научно-исследовательской деятельности.

В проведении эксперимента было учтено, что большинство слушателей сопредельных государств постсоветского пространства прибывают в Российскую Федерацию со знанием основ российской культуры, российского законодательства и владением русским языком. Уровень владения русским языком у слушателей различный: от свободного до полного непонимания значения слов. По данным исследований института Пушкина на постсоветском пространстве численность обучающихся на русском языке к 2022 году сократилась в два раза [6]. Слушатели прибывающие из стран СНГ не занимаются на подготовительном отделении, а включаются в социально-образовательную среду университета, после поступления. Адаптационные трудности, с которыми сталкиваются иностранные слушатели в быту, учебной деятельности такие же, как и у российских курсантов [3, с.54].

В анкетном опросе иностранные слушатели на вопрос «Обращались ли Вы за помощью при появлении трудностей в быту, учебе» были получены ответы:

- к преподавателям - 3,2%,

- куратору - 2,8%,

- сокурсникам - 8%,

- не обращался -86%

По результатам анкетирования нами были определены направления работы куратора:

- установление взаимосвязи с преподавателями, ведущими учебные дисциплины на первом курсе;

- установление взаимосвязи с курсовым офицером и руководством факультета;

- организация наставничества из числа слушателей четвертого курса для социально-бытовой адаптации слушателей первого курса;

- индивидуальная работа со слушателями первого курса.

Затруднения в организации быта слушателями первого курса были очень быстро преодолены посредством передачи опыта наставниками (слушатели 4 курса) подопечным. Адаптация в общежитии прошла достаточно мягко благодаря безопасной этнической среде.

Учебная деятельность вызвала определенные затруднения, так как ее успешность должна быть подкреплена профессиональной мотивацией. Для повышения профессиональной мотивации, включения слушателей в общественную

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

жизнь факультета и принятие новой социальной роли, куратор учебной группы совместно со слушателями 4 курса организовал и провел «День психолога», на котором прошло посвящение первокурсников в «психологов». Тем самым был закреплен социальный статус слушателей в освоении будущей профессии. В соответствии с планом работы куратора проводились беседы в группе об особенностях профессии психолога, о значении приобретаемых знаний в последующей работе.

Индивидуальная работа с обучающимися выстраивалась через преодоление трудностей в учебной деятельности: оказание помощи слушателям во взаимодействии с профессорско-преподавательским составом; работа с командиром группы по организация совместной работы во время самостоятельной подготовки.

Для дальнейшей социализации слушателей первого курса в социально-образовательную среду факультета и межэтнического сотрудничества нами было принято решение совместно с руководством факультета организовать мероприятия по ознакомлению с выдающимися людьми бывшего единого государства (СССР), достигших высоких показателей в научной, культурной областях, совершивших трудовой и воинский подвиг. Содержание таких мероприятий будет способствовать формированию у слушателей факультета уважения к общей истории, неразрывности отношений между народами постсоветского пространства, ведения межэтнического диалога и сохранения этноидентичности, гордости за своих соотечественников. Одним из примеров такого сотрудничества обучающихся на факультете была подготовка слушателями из Киргизии, разных курсов, мероприятия, посвященного дню памяти Ч. Айтматова.

Выводы по результатам исследования:

1. Средние показатели успеваемости слушателей увеличились на 0,1- 0,3 балла к окончанию первого курса.

2. Сформировался интерес к общественной жизни университета, что отразилось в показателях участия слушателей в научных конференциях, написания научных статей, участия в спортивных и других культурно-массовых мероприятиях.

3. Организация наставничества из этнических групп слушателей способствовала социальной адаптации слушателей первого курса в быту и социально-образовательной среде университета.

Таким образом, была доказана эффективность совместной работы куратора и наставников из числа слушателей старших курсов на факультете подготовки иностранных специалистов Санкт-Петербургского университета МВД России.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

Список литературы:

[1]. Буянова Г. В. Кураторство в вузе - история и перспективы развития // Евразийский Союз Ученых. 2014. №7-6. URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/kuratorstvo-v-vuze-istoriya-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 29.08.2022).

[2]. Береговая О.А., Лопатина С.С., Отурга-шева Н.В. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 156-165.

[3]. Журавлева, Т. Л. Активизация профессионального саморазвития обучающихся в образовательных организациях высшего образования системы МВД России/Т. Л. Журавлева. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. - 168 с. - ISBN 978-5-91837-230-2. - EDN YEHAMD.

[4]. Конюхова Т.В., Конюхова Е.Т. Адаптация иностранных студентов в социально-образовательном пространстве вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL: http:// science-education.ru (дата обращения: 29.08.2022).

[5]. Кандыбович, С. Л. Особенности этноидентичности и общегражданской идентичности студентов вузов / С. Л. Кандыбович // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2: Биология. Геология. Химия. Экология. - 2019. - № 3(11). - С. 63-72. - EDN NPJSZJ.

[6]. Новоселова Е. Что произошло в мире с русским языком за 30 лет. https://rusevr.asia/(дата обращения: 30.08.2022).

[7]. Рубизова А., Жданова Д. Проблема адаптации иностранных студентов. https://medconfer. com/node/11162 (дата обращения: 29.08.2022).

[8]. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.

[9]. Томильцев А. В. Возрождение наставничества как тренд профессионального образования // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 19-20 апреля 2021 г. : в 2-х т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021. — Т. 1. — С. 366-379.

[10]. Карманная справочная книжка для русских офицеров. /Под общ. ред. Свиты Е.М.В. Генерал-Майора Милютина. Санкт-Петербург: типография императорской академии наук, 1857. -992 с.

[11]. Щенина Т.Е. Решение проблем адаптации иностранных студентов. (практика истори-ко-лингвистического факультета ГГПИ им. В.Г. Короленко) https://infourok.ru/ 5862975. (дата обращения: 29.08.2022).

Spisok literatury:

[1]. Bujanowa G. W. Kuratorctwo w wuse -ictorija i percpektiwy raswitija // Ewrasijckij Cojus Utschenych. 2014. №7-6. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kuratorstvo-v-vuze-istoriya-i-perspek-tivy-razvitiya (data obrashenija: 29.08.2022).

[2]. Beregowaja O.A., Lopatina C.C., Otur-gaschewa N.W. T'jutorckoe coprowozhdenie kak inc-trument coziokul'turnoj adaptazii inoctrannych ctu-dentow w roccijckom wuse // Wycschee obrasowanie w Roccii. 2020. T. 29. № 1. C. 156-165.

[3]. Zhurawlewa, T. L. Aktiwisazija proveccion-al'nogo camoraswitija obutschajushichcja w obraso-watel'nych organisazijach wycschego obrasowanija cictemy MWD Roccii/T. L. Zhurawlewa. - Cankt-Pe-terburg: Cankt-Peterburgckij uniwercitet Minicterctwa wnutrennich del Roccijckoj Vederazii, 2019. - 168 c. - ISBN 978-5-91837-230-2. - EDN YEHAMD.

[4]. Konjuchowa T.W., Konjuchowa E.T. Adaptazija inoctrannych ctudentow w cozial'no-obra-sowatel'nom proctranctwe wusa // Cowremennye problemy nauki i obrasowanija. 2017. № 6. URL: http://science-education.ru (data obrashenija: 29.08.2022).

[5]. Kandybowitsch, C. L. Ocobennocti jet-noidentitschnocti i obshegrazhdanckoj identitschnocti ctudentow wusow / C. L. Kandybowitsch // Wectnik

Cyktywkarckogo uniwerciteta. Cerija 2: Biologija. Geologija. Chimija. Jekologija. - 2019. - № 3(11). -C. 63-72. - EDN NPJSZJ.

[6]. Nowocelowa E. Tschto proisoschlo w mire c rucckim jasykom sa 30 let. https://rusevr.asia/(data obrashenija: 30.08.2022).

[7]. Rubisowa A., Zhdanowa D. Problema adaptazii inoctrannych ctudentow. https://medconfer. com/node/11162 (data obrashenija: 29.08.2022).

[8]. Ctevanenko T.G. Jetnopcichologija. Utschebnik dlja wusow. M.: Acpekt Precc, 2009. -368 c.

[9]. Tomil'zew A. W. Wosrozhdenie nactawnits-chectwa kak trend proveccional'nogo obrasowanija // Ctrategii raswitija cozial'nych obshnoctej, inctitutow i territorij: materialy VII Mezhdunarodnoj nautschno-praktitscheckoj konverenzii. Ekaterinburg, 19-20 aprelja 2021 g. : w 2-ch t. — Ekaterinburg : Isd-wo Ural. un-ta, 2021. — T. 1. — C. 366-379.

[10]. Karmannaja cprawotschnaja knizhka dlja rucckich ovizerow. /Pod obsh. red. Cwity E.M.W. General-Majora Miljutina. Cankt-Peterburg: tipo-gravija imperatorckoj akademii nauk, 1857. - 992 c.

[11]. Shenina T.E. Reschenie problem adaptazii inoctrannych ctudentow. (praktika ictoriko-lingwictits-checkogo vakul'teta GGPI im. W.G. Korolenko) https://infourok.ru/ 5862975. (data obrashenija: 29.08.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.