Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ'

К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / КУРАТОРСТВО / ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вороная Виктория Д., Проненко Евгений А.

Во «Введении» говорится о том, что ввиду динамичной смены образовательных условий вопрос адаптации студентов-первокурсников остается актуальным. С одной стороны, проблемы остаются теми же, с другой - возникают трудности, связанные с изменениями общественной обстановки. Целью данного исследования является анализ трудностей и проблем, характерных для студентов-первокурсников, и оценка их субъективной трудности. Новизна исследования заключается в дополнении существующих исследований проблемами, ранее не поднимающимися или мало освещенными авторами (например, негативные чувства у студентов после ответа на семинаре, сравнение себя с одногруппниками). Методы: использован авторский опросник из 14 вопросов, позволяющий с помощью семантического дифференциала оценить субъективную трудность воспринимаемых студентами проблем; результаты были проанализированы с помощью математической обработки и контент-анализа. Результаты: трудностями, характерными для половины всех опрошенных, выступают ощущение неопределенности времени начала семестра (особо тревожащий 22% опрошенных), страх ошибаться (особо значимый для 33% студентов) и страх не найти контакт с одногруппниками (также значимый для 33% студентов). На момент исследования 68% первокурсников отмечают стабилизацию ситуации и решение проблем, однако 32% указывают на оставшиеся беспокоящие трудности. Из них 21% студентов отмечают негативные переживания после ответов на семинаре, 15% - страх ошибиться, 15% - проблему сравнения себя с одногруппниками, 13% и 10% - проблемы внутригрупповой сплоченности и планирования времени соответственно. 63% первокурсников указали на значительную помощь в адаптации кураторов и наставников. В обсуждении результатов указывается на определенную согласованность ряда проблем, что отсылает к актуальности практического применения исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF ADAPTATION OF FRESHMEN OF THE HUMANITARIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The «Introduction» says that due to the dynamic change of educational conditions, the issue of adaptation of first-year students remains relevant. The purpose of this study is to analyze the difficulties and problems of first-year students and their subjective perception of difficulties. The novelty of the research lies in expanding existing researches with problems that were poorly described by the authors (for example, negative feelings after answering a topic, comparing with classmates). Methods: we used the author's questionnaire of 14 questions, which allows to assess the subjective difficulty of the problems perceived by students. The results were analyzed using mathematical processing and content analysis. Results: difficulties characteristic of half of all respondents are a feeling of uncertainty about the start of the studying (especially disturbing 22% of respondents), fear of making mistakes (especially significant for 33% of students) and fear of not finding contact with classmates (also significant for 33% of students). At the time of the study, 68% of first-year students noted the solution of problems, but 32% indicated the remaining disturbing difficulties. Of these, 21% of students report negative feelings after answering the topics, 15% - fear of making mistakes, 15% - the problem of comparing themselves with classmates, 13% - problems of group communication and 10% - time planning problems. 63% of first-year students indicated significant assistance by mentors. In the discussion of the results we described the similar problems that is indicated by the authors. Us researches refer to the relevance of the practical application of the results.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ»

PSYCHOLOGY OF EDUCATION

Научная статья УДК 159.9

https://doi.Org/10.21702/ncpb.2022.4.3

К проблеме адаптации студентов-первокурсников высших учебных заведений гуманитарного профиля

Виктория Д. Вороная

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

E-mail: voronaya@sfedu.ru

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9984-2245

Евгений А. Проненко

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

E-mail: pronenko@sfedu.ru

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6032-6059

Аннотация

Во «Введении» говорится о том, что ввиду динамичной смены образовательных условий вопрос адаптации студентов-первокурсников остается актуальным. С одной стороны, проблемы остаются теми же, с другой - возникают трудности, связанные с изменениями общественной обстановки. Целью данного исследования является анализ трудностей и проблем, характерных для студентов-первокурсников, и оценка их субъективной трудности. Новизна исследования заключается в дополнении существующих исследований проблемами, ранее не поднимающимися или мало освещенными авторами (например, негативные чувства у студентов после ответа на семинаре, сравнение себя с одногруппниками). Методы: использован авторский опросник из 14 вопросов, позволяющий с помощью семантического дифференциала оценить субъективную трудность воспринимаемых студентами проблем; результаты были проанализированы с помощью математической обработки и контент-анализа. Результаты: трудностями, характерными для половины всех опрошенных, выступают ощущение неопределенности времени начала семестра (особо тревожащий 22% опрошенных), страх ошибаться (особо значимый для 33% студентов) и страх не найти контакт с одногруппниками (также значимый для 33% студентов). На момент исследования 68% первокурсников отмечают стабилизацию ситуации и решение проблем, однако 32% указывают на оставшиеся беспокоящие трудности. Из них 21% студентов отмечают негативные переживания после ответов на семинаре, 15% - страх ошибиться, 15% - проблему

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

сравнения себя с одногруппниками, 13% и 10% - проблемы внутригрупповой сплоченности и планирования времени соответственно. 63% первокурсников указали на значительную помощь в адаптации кураторов и наставников. В обсуждении результатов указывается на определенную согласованность ряда проблем, что отсылает к актуальности практического применения исследований.

Ключевые слова: адаптация, студенты-первокурсники, адаптированность, кураторство, трудности адаптации

Для цитирования

Вороная В.Д., Проненко Е.А. (2022). К проблеме адаптации студентов-первокурсников высших учебных заведений гуманитарного профиля. Северо-Кавказский психологический вестник, 20(4), 27-43. https://doi.Org/10.21702/ncpb.2022.4.3

Research article UDC 159.9

https://doi.Org/10.21702/ncpb.2022.4.3

To the problem of adaptation of freshmen of the humanitarian higher educational institutions

Victoria D. Voronaya

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation

E-mail: voronaya@sfedu.ru

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9984-2245

Evgeny A. Pronenko

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation

E-mail: pronenko@sfedu.ru

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6032-6059

Abstract

The «Introduction» says that due to the dynamic change of educational conditions, the issue of adaptation of first-year students remains relevant. The purpose of this study is to analyze the difficulties and problems of first-year students and their subjective perception of difficulties. The novelty of the research lies in expanding existing researches with problems that were poorly described by the authors (for example, negative feelings after answering a topic, comparing with classmates). Methods: we

PSYCHOLOGY OF EDUCATION

used the author's questionnaire of 14 questions, which allows to assess the subjective difficulty of the problems perceived by students. The results were analyzed using mathematical processing and content analysis. Results: difficulties characteristic of half of all respondents are a feeling of uncertainty about the start of the studying (especially disturbing 22% of respondents), fear of making mistakes (especially significant for 33% of students) and fear of not finding contact with classmates (also significant for 33% of students). At the time of the study, 68% of first-year students noted the solution of problems, but 32% indicated the remaining disturbing difficulties. Of these, 21% of students report negative feelings after answering the topics, 15% - fear of making mistakes, 15% - the problem of comparing themselves with classmates, 13% - problems of group communication and 10% - time planning problems. 63% of first-year students indicated significant assistance by mentors. In the discussion of the results we described the similar problems that is indicated by the authors. Us researches refer to the relevance of the practical application of the results.

Keywords: adaptation, freshmen, adaptability, curatorship, difficulties of adaptation

For citation

Voronaya V.D., Pronenko E.A. (2022). To the problem of adaptation of freshmen of the humanitarian higher educational institutions. Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik (North-Caucasian Psychological Bulletin), 20(4), 27-43. (in Russ.). https://doi. org/10.21702/ncpb.2022.4.3

Введение

Адаптация как установление оптимального соответствия личности студента и восприятия им университетской среды является актуальным предметом анализа и рассмотрения (Назмутдинов, 2018; Борушко, 2019; Маховицкая, 2020; Седанкина, 2022 и др.). Авторами выделяются разнонаправленные проблемы и трудности в адаптации студентов и восприятие ими их субъективной сложности; рассматривается процесс адаптации, его стадии, характеристики и типы.

Так, Маховицкая выделяет несколько типов адаптации (Маховицкая, 2020):

1. Психофизиологическая адаптация как привыкание организма к умственным и физическим нагрузкам и перегрузам;

2. Профессиональная адаптация как формирование первичного отношения к выбору профессии, оценка его адекватности субъекту и личной привлекательности;

3. Социально-психологическая адаптация как социализация, вступление в систему принципиально новых социальных связей.

Они требуют определенных личностных факторов (Маховицкая, 2020).

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

К таким личностным факторам относятся:

1. Мотивационный как наличие или отсутствие побуждающих к продолжению учебно-профессиональной деятельности факторов;

2. Когнитивный как осведомленность и знание о требованиях учебного заведения, принципах, структурах изучаемых предметов;

3. Коммуникативный как способность к общению как с одногруппниками, так и с преподавателями;

Эмоционально-волевой как необходимость адекватной самооценки, низкого уровня личностной тревожности и навыков саморегуляции и самоорганизации (Седанкина, 2022).

Адаптация неразрывно связана и с процессом развития личности, степенью мобилизации ее ресурсов, уровнем активности, личностными смыслами, мо-тивационной и эмоциональной компонентами деятельности (Борушко, 2019). Онтологический статус студенческого возраста подразумевает определенный уровень напряженности студентов в их внутриличностных отношениях. В это время происходят выстраивание системы жизненных ориентиров, планов и целей, вступление в самостоятельную жизнь, формирование реальных представлений о себе. Отмечается, что у части студентов могут возникнуть: рассогласование между прошлой жизнью, до ВУЗа, и нынешней, в условиях студенчества; размытие представлений о себе; страх взросления и самостоятельности, вплоть до ощущения студентом потери себя; сомнение в выборе профессии и сожаление о потраченном на поступление времени (Калиниченко и Назмутдинов, 2018).

Адаптация студентов-первокурсников подразумевает несколько основных стадий (Батуева и др., 2019). Неготовность признания и принятия системы ценностей новой среды вуза и группы на начальном этапе сменяется этапом терпимости, а затем и аккомодации, то есть адекватного их восприятия и признания. Со временем может сформироваться ассимиляция как совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Таким образом, целью настоящего исследования является анализ возникающих трудностей и проблем, характерных для периода адаптации в высшем учебном заведении, и анализ восприятия их субъективной трудности самими студентами.

Теоретическим объектом исследования выступает оценка студентами трудности в адаптации к условиям ВУЗа, эмпирическим объектом - 109 студентов-первокурсников Южного Федерального Университета и Донского Государственного Технического Университета, предметом - возникающие у них в процессе адаптации трудности и их субъективное восприятие.

На основе анализа литературы можно выделить следующие наиболее типичные проблемы и трудности в адаптации студентов-первокурсников.

PSYCHOLOGY OF EDUCATION

1. Трудности из-за принципиально новых условий деятельности:

- Потеря привычной зоны комфорта (Чижкова, 2019), необходимость перестраивать структуру деятельности ввиду перегрузок и загруженности в психоэмоциональной, информационной и социально-бытовой сферах;

- Трудности, возникающие из-за необходимости менять устоявшиеся стереотипы поведения (Намазов и др., 2017; Tarasova et al, 2017) и картину мира; в целом потеря школьного коллектива и привычных моделей поведения (Борушко, 2019);

- Необходимость перестройки физиологической структуры деятельности, а именно питания, режима труда и отдыха, гигиены работы за компьютером; часто возникает дискомфорт от нерационального питания, чрезмерного использования электронных устройств и гиподинамии, что может привести к заметным ухудшениям физического и психологического состояния (Намазов и др., 2018);

- Встреча с принципиально новыми формами организации занятий и их высокой информационной насыщенностью (Карасёва, 2005); а также с предъявляемым к первокурсникам высоким требованиям учебного процесса.

- Трудности самоорганизации при обучении с меньшим, чем в школьных условиях, регулярным контролем посещаемости и знаний. Несформированность навыков обращения со временем и продуктивного планирования в ситуации как нехватки свободного времени, так и его избытка (Шолохова и Чикова, 2014).

- Неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов; неготовность к обучению без привычного контроля и опеки со стороны родителей, учителей;

- Нехватка материальных средств, привыкание к обособленной от родителей жизни, в некоторых случаях необходимость поиска работы (Шолохова и Чикова, 2014).

2. Трудности социального взаимодействия:

- Страхи, связанные с публичными выступлениями (Борушко, 2019), необходимостью задавать вопросы в лекториях, негативные переживания после выступления;

- Обогащение багажа исполняемых социальных ролей, отсутствие привычного круга общения и необходимость закрепления, проявления в социальном пространстве университета;

- Малая сформированность социального опыта и собственной ценностно-смысловой позиции, моральных ориентиров (Калиниченко

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

и Назмутдинов, 2018), что приводит к ощущению неопределенности состояния и возможным межличностным конфликтам.

3. Трудности самоидентификации:

- Перестройка Я-концепции личности ввиду несоответствия реальным результатам и успешности обучения, а также опыта взаимодействия с одногруппниками и преподавателями представлениям об идеальном (Пшеничнова, 2018);

- Студентами также отмечается неуверенность в последующем после университета успешном трудоустройстве и в целом в размытых перспективах дальнейшей жизни (Намазов и др., 2018); актуализирующиеся трудности самоопределения (Намазов и др., 2017) и поиска себя;

- Снижение уровня мотивации к изучению «ненужных» дисциплин, являющихся общеобразовательными или повторяющими школьный курс; мотиваци-онные трудности в целом, связанные с экстернальным локусом контроля, отсутствием восприятия конкретных целей обучения (Orlov et al., 2018);

- Отмечается также низкий уровень развития познавательной мотивации, связанный с целями поступления в университет. Например, нежелание учиться у студентов, поступивших ради диплома, сужает диапазон их общения и решаемых проблем, что приводит к пассивности и безынициативности (Пшеничнова, 2018); снижать уровень адаптированности будет и низкая мотивационная готовность к выбранной профессии (Борушко, 2019);

- Отмечается фактор ответственности за успехи в учебе перед собой, преподавателями и родителями, что может привести к тревожности студента (Намазов и др., 2018).

Особенно важны развитые навыки приспособления у студентов психолого-педагогических специальностей, ибо необходимость развития эмпатических способностей в частности и готовность входить в состояние чужих людей и содействовать в решении их проблем выступают факторами успешности адаптации к профессиональному обучению.

Отдельных исследований требует изучение трудностей адаптации в условиях возвращения студентов после дистанционного обучения на очное, поскольку студенты, длительное время вынужденные находиться в стрессовом напряжении, могут быть все еще подвержены негативным факторам. Нынешние студенты могут страдать от нехватки опыта социального взаимодействия, публичных выступлений, тревожного ожидания негативной оценки преподавателями полученных знаний, то есть в целом от упущенных во время обучения на дистанционном формате в школе навыков (Миронов и Белозерова, 2022). В зарубежных источниках особое внимание уделяется

PSYCHOLOGY OF EDUCATION

адаптационным трудностям студентов в связи с дистанционным обучением, поэтому важно принимать во внимание отношение первокурсников к дистанционному формату лекций и семинаров, которые по-прежнему остаются частью учебного процесса. Так, Biwer et al. (2021) выделяют четыре типа обучающихся в зависимости от превалирующих особенностей: 1) «перегруженные» (имеющие трудности с регуляцией, распределением внимания, сниженную мотивацию, отсутствие навыков тайм-менеджмента и организации, что ведет к переживанию напряжения и стресса); 2) «адаптирующиеся» (имеющие проблемой большие временные затраты на учебу, но сохранные мотивацию и когнитивные способности); 3) «сопровождающие» (имеющие незначительные мотивационные и когнитивные трудности, но не затрачивающие много времени на учебу) и 4) «сдавшиеся» (подвергнувшиеся сильному негативному влиянию ситуации, отказавшиеся предпринимать усилия для продолжения учебы). Для «напряженных» и «сдавшихся» студентов общими были ощущения изолированности, напряжения, нехватка общения с коллективом и преподавателями, потеря желания обучаться по выбранной специальности и обучаться вообще, что подчеркивает важность содействия студентам в успешном прохождении профессиональной и социально-психологической адаптации, учитывая возросшую для студентов ценность последней (Nugmanova et al., 2022).

Институты кураторства и студенческого наставничества отмечаются перспективными и действенными средствами помощи студентам в повышении уровня их социально-психологической адаптации к условиям ВУЗа (Маховицкая, 2020; Калимуллина, 2011; Янушкевич, 2012). Отмечается, что грамотно организованное кураторство, помимо управления адаптационными процессами и решения студенческих проблем, выступает как транслятор опыта и передатчик знаний, а также как ресурс воспитательной работы (Маховицкая, 2020). Наставники же как студенты старшего курса выступают проводниками в культурную, общественную и учебную части студенческой активности.

Методы

Выборка

В исследовании было задействовано 109 студентов-первокурсников (101 девушка (93 %) и 8 юношей (7 %)) двух высших учебных заведений г. Ростова-на-Дону (ЮФУ (32 %) и ДГТУ (68 %)), ведущий профиль - психолого-педагогические специальности, средний возраст - 17,8 лет. Сбор информации по анкете проводился с 29.11.2022 по 02.12.2022 на платформе Google Forms. Данный период времени был обусловлен снижением уровня аффективной напряженности студентов, привыканием к учебной группе и деятельности и возможности ретроспективно оценить собственную адаптацию.

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторская анкета адаптации

В ходе предваряющего исследованию опроса первокурсников были выделены трудности и страхи, препятствующие гармоничной адаптации. Данные пункты были обобщены методом контент-анализа и вынесены в анкету, состоящую из 12 суждений, по которым было необходимо выразить степень актуальности от 1 до 10, и двух развернутых вопросов («Какие из отмеченных выше проблем решены, а какие еще остались?» и «Помогли ли Вам в адаптации Ваши наставник и куратор?»).

Пункты анкеты были скомпонованы соответственно выделенным в опросе категориям трудностей:

1. Ощущение нестабильности и переживание неуверенности:

- Насколько трудной была для Вас адаптация к студенческой жизни?

- Расценивали ли Вы начало семестра как нестабильное и неопределенное время?

- Если да, тяжело ли было находиться в условиях неопределенности и нестабильности?

- Было ли страшно, что с началом учебы жизнь изменится слишком сильно?

2. Проблемы, связанные с межличностным общением:

- Было ли страшно "остаться за бортом" и не сойтись с одногруппниками?

- Было ли непонятно, как найти контакт с одногруппниками?

- Приходилось ли Вам притворяться другим человеком, чтобы влиться в коллектив?

3. Проблемы планирования и обращения со временем:

- Тяжело ли было планировать свое время?

4. Проблемы, связанные с самопроявлением:

- Сложно ли было проявляться в коллективе и вести себя так, как хотелось?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Было ли страшно ошибаться?

- Было ли после ответов на семинаре стыдно за себя?

- Чувствовали ли вы себя хуже других, сравнивая себя с одногруппниками? Таким образом, данная анкета затрагивает как социально-психологические

аспекты адаптации первокурсников, так и апеллирует к психологическим аспектам студентов, оставляя пространство для свободного ответа об остающихся трудностях.

Результаты

Результаты исследования были получены анонимно, обработаны через создание базы данных в Excel. Анализ анкеты адаптированности проводился с помощью контент-анализа; а также подсчета медианы и построения графиков и диаграмм в программе Excel. Медианы для закрытых вопросов анкеты представлены в таблице (табл. 1).

PSYCHOLOGY OF EDUCATION

Таблица 1

Вопросы анкеты и медианы восприятия трудностей адаптации

Вопрос анкеты Медиана Количество студентов, отметивших 8, 9 или 10

Насколько трудной была для Вас адаптация к студенческой жизни? 4 18 (16,5 %)

Расценивали ли Вы начало семестра как нестабильное и неопределенное время? 5 24 (22 %)

Если да, тяжело ли было находиться в условиях неопределенности и нестабильности? 4 18 (16,5 %)

Тяжело ли было планировать свое время? 4 22 (20 %)

Было ли страшно "остаться за бортом" и не сойтись с одногруппниками? 5 36 (21 %)

Было ли непонятно, как найти контакт с одногруппниками? 4 23 (21 %)

Приходилось ли Вам притворяться другим человеком, чтобы влиться в коллектив? 1 7 (6 %)

Сложно ли было проявляться в коллективе и вести себя так, как хотелось? 2 11 (10 %)

Было ли страшно, что с началом учебы жизнь изменится слишком сильно? 3 14 (13 %)

Было ли страшно ошибаться? 5 36 (33 %)

Было ли после ответов на семинаре стыдно за себя? (испытывали ли вы негативные чувства?) 4 25 (23 %)

Чувствовали ли вы себя хуже других, сравнивая себя с одногруппниками? 3 24 (22 %)

ССВУ 4.0 35

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В целом адаптация воспринималась первокурсниками как процесс, требующий определенных усилий. Для 16,5 % первокурсников адаптация характеризовалась особыми трудностями.

Половина всех опрошенных оценивали начало семестра как нестабильное и неопределенное время, причем 22 % особенно отмечали неопределенность данного времени. Половина всех первокурсников столкнулась с субъективной неопределенностью начала семестра и ощущением нестабильности, как минимум 16,5 % студентов имели существенные трудности нахождения в ней.

Впервые открывать для себя принципиально новую сферу деятельности вызвало ряд трудностей планирования и организации, на которые указала почти половина всех опрошенных. Существенные трудности планирования отмечены у 20 % студентов, то есть у пятой части всех опрошенных.

Проблема контакта с коллективом стояла особенно остро и вызывала субъективный страх у половины опрошенных, причем для трети испытуемых (33 %) данный страх был особенно актуален. Значимой части студентов также было трудно понять, как найти контакт с одногруппниками, на затруднения указывает 21 % студентов.

Небольшая часть первокурсников прибегала к формированию ложного впечатления о себе, в целом студенты не имеют тенденции притворяться кем-либо другим для вхождения в коллектив, однако 6 % студентов указывают на актуальность данного фактора.

Субъективно самопроявление в коллективе студентами оценивается как несложное, существенные трудности характерны для 10 % студентов, то есть для десятой части опрошенных.

Страх сильного изменения жизни в целом не выражен, на сильные переживания по данному фактору указывают 13 % опрошенных.

Половине студентов характерен страх ошибаться, причем треть всех студентов (33 %) имеет сильные переживания по этому поводу.

Фактор негативных эмоций после ответов на семинарских занятиях значим для рассмотрения, поскольку характерен почти для половины всех опрошенных и особенно для 23 % студентов.

Проблема сравнения себя и ощущения себя «хуже других» особо характерна для 22 % всех студентов.

Таким образом, наиболее значимыми трудностями в адаптации студентов, выделенными в данном исследовании, выступают: субъективное ощущение неопределенности и нестабильности начала семестра, страх не влиться в коллектив и не найти контакт с одногруппниками и страх ошибаться, которые характерны для половины всех опрошенных. Проблемы, в основном, связаны с социумом, коллективом и боязнью проявить себя в худшем свете. Значимыми

PSYCHOLOGY OF EDUCATION

проблемами также являются трудности планирования и негативные чувства, стыд за себя после ответов на занятиях (рис. 1).

6 5 4

Медиана восприятия трудностей адаптации

Рисунок 1. Медианы восприятия трудностей адаптации

На момент исследования 68 % студентов отметили преимущественное решение проблем, 32 % указывают на нерешенные трудности, которые все еще актуальны (рис. 2).

Какие из указанных трудностей решены, а какие еще остались?

■ Все или почти все решены (48%) Остались нерешенные проблемы (32%)

Рисунок 2. Диаграмма решенных и нерешенных проблем

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Причем состав нерешенных проблем (рис. 3) в целом повторяет картину полученных медиан, однако на первый план, помимо ответа «никакие проблемы не решены», отмеченного 26 % студентов с актуальными трудностями, выходит проблема негативных переживаний при ответе на семинаре (21 %), характеризующаяся эпитетами «неловко», «стыдно».

Отмечаются оставшиеся страхи ошибиться, «опозориться», «сделать что-то не так» (15 % опрошенных с актуальными трудностями), а также проблемы сравнения себя - «ощущение себя недостаточно смышленым», «кажется, будто другие знают чуть больше» (15 %).

Части студентов характерно ощущение отчуждённости, отмечается, что «не хватает сплоченности в группе» (13 % опрошенных с актуальными трудностями), и 10 % студентов по-прежнему испытывают сложности планирования и распределения времени.

■ Сравнениес одногруппниками и ощущение себя "хуже других"(15%)

■ Трудности планирования и распределения времени (10%)

■ Страх ошибиться (15%)

Негативные чувства при ответе на семинарах (21%)

■ Отчужденность от коллектива (13%)

■ Никакие проблемы не решены (24%)

Рисунок 3. Состав нерешенных проблем студентов

Однако более половины студентов (63 %) отметили, что в адаптации помогли куратор учебной группы и наставник из числа студентов (рис. 4), что открывает возможности для дальнейшего исследования перспективности данных институтов.

PSYCHOLOGY OF EDUCATION

Да Нет

Рисунок 4. Ответы на вопрос «помогли ли Вас в адаптации Ваши наставник и куратор?»

Таким образом, значительная часть трудностей, связанная как с самовосприятием в изменившихся, принципиально новых условиях, так и с характерными онтологии студенческого возраста страхами отчуждения от социума, ошибок и негативного самопроявления.

Обсуждение результатов

Характерные для студентов проблемы отмечают Шолохова и Чикова (2014). Ими отмечено, что с проблемами в учебной деятельности встречаются 60 % первокурсников; со взаимодействием с преподавателями - 26,6 %, материальными трудностями - 20 %. У трети студентов диагностируется состояние большого психоэмоционального напряжения, у половины - трудности самоорганизации и планирования в учебной и внеучебной деятельности, неумение работать и контролировать себя самостоятельно. Проблемы студентов ранжированы авторами по степени встречаемости: нехватка времени, перегруженность учебой, слабая довузовская подготовка, трудности самоорганизации, недостаточность материальных средств, потеря привычной обстановки и круга общения и необходимость включения в новый коллектив (Шолохова и Чикова, 2014). В нашем исследовании идентичные проблемы страха ошибиться и «остаться за бортом» коллектива также выходят на первый план. Зеленцова указывает на трудности, связанные с неопределенным, изменяющимся и неудобным расписанием, характерные для половины опрошенных студентов (Зеленцова, 2016, с. 40).

Мопа$1уг$кауа с соавт., (2019) указывают на преобладание проблем, напрямую связанных с процессом обучения, слабой довузовской подготовкой,

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

а также проблем недостаточной самостоятельности и самоорганизации в условиях отличающегося от школьного учебного процесса. Чижкова аналогично указывает на наиболее тревожащие первокурсников ситуации: «возможность неудачи в сессии (88,4 %), неудачи в учебе (86,7 %), страх перед предстоящими зачетами и экзаменами (85,7 %)» (Чижкова, 2019, с. 1044). Забиров отмечает проблемы распределения времени, высоких требований преподавателей, необходимости самостоятельного усвоения больших объемов информации, которую необходимо усвоить без постоянного контроля, неумение распределять свое время и силы, что в итоге приводит к снижению мотивации к учебе (Забиров и др., 2014).

И, конечно, авторами указывается на трудности вхождения в новый социум и исполнения непривычных социальных ролей в условиях отсутствия привычного круга общения и моделей поведения, формирующейся ценностно-смысловой позиции (Калиниченко и Назмутдинов, 2018). Часть проблем связана с мотивационными трудностями самопроявления, особенно при публичных выступлениях, (Борушко, 2019), часть - с коммуникативными сложностями процесса общения (Orlov et al., 2018), что в целом согласуется с результатами данного исследования.

Литература

Батуева, С.В., Ледовских, А. С., & Ледовских, А. С. (2019). Эмпирическое исследование адаптации студентов к обучению в вузе. Кронос: Психология и Педагогика, 1 (18), 38-44. Борушко, М. В. (2019). Проблемы адаптации первокурсников к учебной деятельности в вузе. Современное высшее профессиональное образование: тенденции и перспективы подготовки конкурентоспособного специалиста: сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции, Брест, 17-18 мая 2019 г. (С. 6-8). Забиров, А. И., Кузьмишкина, Н. А., Кузьмишкин, А. А., Гарькин, И. Н. (2014).

Адаптации студентов первого курса в вузе. Молодой ученый, 3(62), 933-935. Калимуллина, О. А. (2011). Кураторство как фактор успешной адаптации студентов. Вестник Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств, 3.

Калиниченко, О. В., Назмутдинов, Р. А. (2018). Онтологическая Уникальность Студенческого Возраста. Психологическое и педагогическое сопровождение студентов вуза в современном социокультурном пространстве, 110-115.

Карасёва, С. Н. (2005). Проблема адаптации первокурсников вузов к учебному

процессу. Современные проблемы науки и образования, 2. Маховицкая, Т. П. (2020). Значение кураторской деятельности для процесса

PSYCHOLOGY OF EDUCATION

адаптации студентов-первокурсников к обучению в Вузе. Гуманитарный Вестник (Горловка), 10. Миронов, И. П., Белозерова, Т. А. (2022). Адаптация студентов вуза к учебному процессу в посткарантинный период обучения. Известия Уральского Федерального Университета. Серия 1. Проблемы Образования, Науки и Культуры, 28(2), 200-212. https://doi.Org/10.15826/izv1.2022.28.2.039 Намазов, А. К., Евсеев, В. В., Кушелев, С. А. (2018). Актуальные Проблемы Адаптации Первокурсников К Условиям Обучения В Вузе. Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры, 290-292.

Намазов, А. К., Корягина, Я. К., Кушелев, С. А., Евсеев, В. В., Шарнин, Н. П. (2017). Проблема адаптации студентов-первокурсников в вузе. Здоровье - Основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 72(1). Пшеничнова, И. В. (2018). Системогенетический подход в исследовании проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе. Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции, 75-77. Седанкина, Т. Е. (2022). Вопросы адаптации студентов направления подготовки 'теология' к условиям обучения в вузе и их социализации в научно-исследовательском пространстве. Вестник Московского Государственного Областного Университета. Серия: Философские Науки, 1, 32-44. Чижкова, М. Б. (2019). Динамика адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза: К постановке проблемы. Вестник Кемеровского Государственного Университета, 4 (80) 1039-1049. Шолохова, Г. П., Чикова, И. В. (2014). Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности. Вестник Оренбургского Государственного Университета, 3 (164), 103-108. Янушкевич, А. А. (2012). Роль куратора в адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе. Высшее Техническое Образование, 8 (155), 69-70.

Monastyrskaya, T. I., Medvedeva, N. P., Katsura, A. V. (2019). Retrospective Assessment and Proposals for the Adaptation of the First Year Students. 477-482. https://doi.org/10.2991/hssnpp-19.2019.90 Nugmanova, D., Kozlova, I., Kupriyanov, R. (2022). The peculiarities of Adaptation of First-Year Students to the University during COVID-19 Pandemic in Russia. Revista de Psicología Clínica Con Niños y Adolescentes, 9(2), 32-38. https:// doi.org/10.21134/rpcna.2022.09.2.4 Orlov, A. A., Pazukhina, S. V., Yakushin, A. V., Ponomareva, T. M. (2018). A study of first-year students' adaptation difficulties as the basis to promote their personal development in university education. Psychology of Russia: State of Art, 11(1), 71-84. https://doi.org/10.11621/pir.2018.0106

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Tarasova, S. I., Dukhina, T. N., Limonova, O. O., Kolesnikova, T. V., Makhova, I. N. (2017). Socio-Psychological Adaptation of First-Year University Students. Revista ESPACIOS, 38(56).

References

Batueva, S. V., Ledovskikh, A. S., & Ledovskikh, A. S., (2019). An empirical study of students' adaptation to university studies. Kronos: Psychology and Pedagogy, 1 (18), 38-44. (In Russ.).

Borushko, M. V. (2019). Problems of adaptation of first-year students to educational activities at the university. Modern higher professional education: trends and prospects of training a competitive specialist: collection of scientific articles of the Interuniversity Scientific and Practical Conference, Brest, May 17-18, 2019, 6-8. (In Russ.).

Chizhkova, M. B. (2019). Adaptation dynamics of the first-year students to the educational environment of the medical university. Bulletin of Kemerovo State University, 4 (80) 1039-1049. (In Russ.).

Kalimullina, O. A. (2011). Curatorship as a factor of successful adaptation of students. Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts, 3. (In Russ.).

Kalinichenko, O. V., Nazmutdinov, R. A. (2018). The ontological Uniqueness of the student's age. Psychological and pedagogical support of university students in the modern socio-cultural space, 110-115. (In Russ.).

Karaseva, S. N. (2005). The problem of adaptation of first-year students of universities to the educational process. Modern problems of science and education, 2. (In Russ.).

Makhovitskaya, T. P. (2020). The Importance Of Curatorial Activity For The Process Of Adaptation Of First-Year Students To Study At A University. Humanitarian Bulletin (Gorlovka), 10. (In Russ.).

Mironov, I. P., Belozerova, T. A. (2022). Adaptation of university students to the educational process in the post-warranty period of study. Proceedings of the Ural Federal University. Series 1. Problems of Education, Science and Culture, 28(2), 200-212. https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.2.039 (In Russ.).

Monastyrskaya, T. I., Medvedeva, N. P., Katsura, A. V. (2019). Retrospective Assessment and Proposals for the Adaptation of the First Year Students. 477-482. https://doi.org/10.2991/hssnpp-19.2019.90

Namazov, A. K., Evseev, V. V., & Koshelev, S. A. (2018). Actual Problems Of Adaptation Of First-Year Students To The Conditions Of Study At The University. Strategic directions of reforming the university system of physical culture, 290-292. (In Russ.).

Namazov, A. K., Koryagina, Ya. K., Kushelev, S. A., Evseev, V. V., Sharnin, N. P. (2017). The problem of adaptation of first-year students at the university. Health Is The

PSYCHOLOGY OF EDUCATION

Basis Of Human Potential: Problems And Ways To Solve Them, 72(1). (In Russ.). Nugmanova, D., Kozlova, I., Kupriyanov, R. (2022). The peculiarities of Adaptation of First-Year Students to the University during COVID-19 Pandemic in Russia. Revista de Psicología Clínica Con Niños y Adolescentes, 9(2), 32-38. https:// doi.org/10.21134/rpcna.2022.09.2.4 Orlov, A. A., Pazukhina, S. V., Yakushin, A. V., Ponomareva, T. M. (2018). A study of first-year students' adaptation difficulties as the basis to promote their personal development in university education. Psychology of Russia: State of Art, 11(1), 71-84. https://doi.org/10.11621/pir.2018.0106 Pshenichnova, I. V. (2018). Systemogenetic approach in the study of the problem of adaptation of first-year students to study at a university. Systemogenesis of educational and professional activity. Materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference, 75-77. (In Russ.). Sedankina, T. E. (2022). Issues of Adaptation of Students of the Direction of Preparation "Theology" to the Conditions of Learning at the University and Their Socialization in the Research Space. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 1, 32-44. (In Russ.). Sholokhova, G. P., Chikova, I. V. (2014). Adaptation Of First-Year Students To The Conditions Of Study At The University And Its Psychological And Pedagogical Features. Bulletin of Orenburg State University, 3 (164), 103-108. (In Russ.). Tarasova, S. I., Dukhina, T. N., Limonova, O. O., Kolesnikova, T. V., Makhova, I. N. (2017). Socio-Psychological Adaptation of First-Year University Students. Revista ESPACIOS, 38(56). Yanushkevich, A. A. (2012). The role of the curator in the adaptation of first-year students to the conditions of study at the university. Higher Technical Education, 8 (155), 69-70. (In Russ.). Zabirov, A. I., Kuzmishkina, N. A., Kuzmishkin, A. A., & Garkin, I. N. (2014). Adaptation of first-year students at the university. Young Scientist, 3(62), 933-935. (In Russ.).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.