2017, Т. 19, Специальный выпуск 2017, Vol. 19, Special Issue
Экология, стресс и иммунитет Ecology, stress and immunity
Результаты. По результатам анкетирования все участники первой группы имели жалобы на гиперчувствительность к бытовым и/или пыльцевым аллергенам, 30% отмечали непереносимость некоторых пищевых продуктов, 10% подозревали пищевые красители в качестве виновника аллергических реакций, 50% указывали на наследственную отягощенность по аллергии. Лица контрольной группы были несколько моложе (р = 0,01) и имели наследственность по аллергии в 29%.
В таблице представлены результаты оценки фагоцитарной активности нейтрофилов крови.
У всех обследуемых с аллергией фагоцитоз стафилококка и генерация активных форм кислорода достоверно увеличивались после инкубации проб с р-ром TiO2 (табл.), у 70% под влиянием TiO2 увеличивались показатели индуцированного НСТ-теста, по сравнению с парными контрольными пробами.
Среди здоровых добровольцев имелась корреляция между женским полом и величиной ФИ в пробах со Stf и физ. р-ром (0,84), а также между отягощенной наследственностью по аллергии и величиной метаболической активности нейтрофилов в НСТ-тесте с TiO2 (0,78). В среднем и у 86% обследуемых значение НСТ-теста с TiO2 было достоверно выше, чем в пробе с физ. р-ром (табл.). В группе здоровых лиц под влиянием TiO2 в 43% случаев повышалась метаболическая активность фагоцитов, индуцированная Stf; в 86% — усиливался фагоцитоз Stf, но различия с контрольными пробами не достигли статистической достоверности. Не обнаружено различий по показателями фагоцитоза в группе ато-пиков и здоровых лиц.
Заключение. Установлено, что под влиянием 0,008 % раствора пищевого красителя TiO2 увеличивается фагоцитарная активность нейтрофилов крови как больных атопической бронхиальной астмой, так и здоровых добровольцев. Обнаружена связь между отягощенной наследственностью по аллергии и усилением метаболической активности фагоцитов крови в НСТ-тесте с TiO2 у здоровых лиц.
РОЛЬ НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РАЗВИТИИ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА
Новиков П.С.1, Черевко Н.А.1, Скирневская А.В.1, Стоянов А.С.1, Муравейник О.А.3, Кондаков С.Э.2, Розенштейин М.Ю.4, Розенштейн А.З.4, Резапов Б.Р.4
1 Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ, Томск, Россия
2 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
3 МО Центр семейной медицины, Томск, Россия
4 ImmunoHealth- РУС, Москва, Россия
Введение. В работе исследован вклад пищевых антигенов (пАГ) в патогенез начальных проявлений метаболического синдрома (МС), являющегося одной из актуальных проблем современной медицины. Пищевые продукты и их компоненты обладают всеми свойствами присущими любому антигену: антигенностью (чужеродностью), имму-ногенностью и критической массой. Иммунологическая толерантность к пАГ формируется в ранний постнаталь-ный период, и поддерживается в активном состоянии всю жизнь. Нарушение пищевого поведения современного человека, употребление новых по составу и качеству пАГ,
красителей, вкусовых добавок, возрастные ферментопа-тии, сопутствующие воспалительные процессы кишечника — способны индуцировать адаптивный иммунный ответ (ИО) к пищевым детерминантам и привести к временному или манифестному нарушению толерантности. В результате ИО формируются эффекторные механизмы, направленные на элиминации пАГ и сохранение «постоянства своего» с участием цитокинов воспаления, клеточ-но- опосредованных цитотоксических и иммунокомплес-ных реакций, которые с большей вероятностью могут запускать системные метаболические нарушения.
Цель. Исследовать роль отмены иммунологической толерантности к пищевым антигенам в развитие метаболического синдрома.
Материалы и методы. Клиническим материалом служила венозная кровь и сыворотка обследованных волонтеров с разным индексом массы тела (ИМТ). Волонтеры с повышенным ИМТ > 27: женщины 20-55 лет, n = 31; мужчины 20-60 лет, n = 25. Окружность талии составляла > 94 см у мужчин, и > 80 см у женщин. Группа сравнения: волонтеры с нормальным ИМТ: 18,5 < ИМТ < 25, аналогичного возраста: женщины, n = 17 и мужчины, n = 12. Основными критериями в группе сравнения являлись соматическое здоровье, отсутствие заболеваний желудочно-кишечного тракта, отягощенность аллергического и аутоиммунного анамнеза. При представлении результатов пищевой ин-толерантности деление обследованных на группы происходило только по ИМТ. Определение холестерина, тригли-церидов, ЛПВП, глюкозы, АлАТ, АсАТ осуществляли с помощью биохимического анализатора Ассей 200. Методом ИФА определяли концентрации IL-4, IL-6, IL-10, IL-17, ТТГ, свободный Т3, инсулин, рассчитывали индексы ин-сулинорезистентности (ИР) и атерогенности (ИА). Диагностику нарушений иммунологической толерантности к 111 тестируемым пАГ проводили на основе многокомпонентного ИФА. Маркером являлась концентрация специфических иммуноглобулинов G (sIgG) к конкретному пАГ. Для определения индивидуальных кластеров пАГ с признаками сформированной гиперчувствительности в адаптивном иммунном ответе у обследованного использовали методологию, разработанную компанией «Иммунохелс». Статистическую обработку данных проводили в программах SPSS 19.0 с использованием U критерия Манна-Уит-ни, коэффициента ранговой корреляции Спирмена, критерия Фишера и отношения шансов (OR).
Результаты. При сравнении показателей волонтеров с разным ИМТ было выявлено, что в исследуемой группе (ИМТ > 27) концентрация холестерина, триглицеридов, ЛПНП, IL-6, IL-17, глюкозы, АлАТ, инсулина, общее количество лейкоцитов (ОКЛ), индексы ИР и ИА были статистически значимо повышены по сравнению с группой сравнения (p < 0,05). Были выявлены статистически значимые связи между ИА (индексом атерогенности, Rs = 0,45, p < 0,05), ИР (индексом инсулинорезистент-ности, Rs = 0,39, p < 0,05) и IL-6 в сыворотке крови. При оценке частоты встречаемости нарушенной пищевой толерантности к 111 пищевым продуктам, наибольшие отличия были выявлены для продуктов, содержащих белки коровьего молока — 43 и 0%, белки зерновых продуктов — 13 и 6% и антигены продуктов семейства пасленовых 23 и 14%. Максимальная частота встречаемости нарушенной пищевой толерантности у волонтеров с ИМТ > 27 по сравнению с группой сравнения была связана с пАГ: казеина — 49 и 0%, сои — 51 и 29%, глютена — 16 и 0% соответственно. При этом взаимосвязь между установленной
«Дни иммунологии в СПб 2017» Immunology Days in St. Petersburg 2017
Медицинская Иммунология Medical Immunology (Russia)/Meditsinskaya Immunologiya
гиперчувствительностью к пАГ казеина, риском развития атерогенных изменений (ИА > 3) OR = 10,5 (2,8;39,9) и повышением концентрации цитокина IL-6, IL-17 была статистически значима (p < 0,05). При анализе данных диагностированной гиперчувствительности к пекарским дрожжам в группе с ИМТ > 27 была выявлена статистически достоверная корреляция с одновременным развитием инсулинорезистентности (F = 0,02056, p < 0,05) и развитием лейкоцитоза OR = 10,0 (1,2; 85,6).
Таким образом, нами предлагается схема патогенетической связи между нарушениями иммунологической толерантности к перечисленным пАГ, провоспалительными цитокинами и традиционными маркерами метаболического синдрома. Данный подход позволяет предложить персонифицированные подходы в коррекции лечения и профилактике метаболического синдрома.
АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИММУННОГО СТАТУСА (ИС) У ПЕРСОНАЛА ГОРНО-ХИМИЧЕСКОГО КОМБИНАТА (ГХК) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЛИЯНИЯ СЕЗОННЫХ ФАКТОРОВ (ПЕРВЫЙ ЭТАП)
Орадовская И.В., Васильев А.А., Феоктистов В.В., Никонова М.Ф., Викулов Г.Х.
ФГБУ «ГНЦИнститут иммунологии» ФМБА, Москва, Россия,
Для выявления особенностей показателей ИС персонала основного производства (ОП) ГХК и формирования алгоритма его изменения в зависимости от влияния сезонных факторов проанализированы показатели иммунного статуса персонала и населения за многолетний период наблюдения. Климат г. Железногорск резко континентальный, с коротким и жарким летом, во второй половине — дождливым. Наиболее теплый месяц — июль, наиболее холодный — январь. Зима суровая с устойчивым снежным покровом в среднем до 163 дней. Влажность воздуха зависит от количества атмосферных осадков и температуры. Весна короткая с неустойчивой ветреной погодой и ночными заморозками; осень — холодная, дождливая, ветряная. Обследование проводили 2 раза в году: весной — в апреле и осенью — в октябре. Выбор этих периодов обусловлен тем, что в иммунной системе преобладают сезонные перестройки в связи с разнонаправленными изменениями температуры и атмосферного давления, что позволило изучить их влияние на ИС. Первичное обследование персонала ГХК, проведенное в весенний сезон, в ИС выявило достоверное снижение лейкоцитов и В-лимфоцитов, повышение лимфоцитов (%), индекса иммунорегуляции, экспрессии CD95+, фагоцитоза, уровня сывороточных IgM, IgG и общего IgE. Последующий мониторинг осеннего сезона показал стабильно сниженный уровень лейкоцитов, схожие значения CD4+Т-лимфоцитов, индекса иммунорегуляции, ФАН с тенденцией к повышению и снижение В-лимфоцитов. Достоверно ниже, по сравнению с весенним сезоном, были показатели лимфоцитов, абс. значений CD3+, CD4+T CD8+Т-лимфоцитов, экспрессии CD25+, ФАН и уровня сывороточного IgG; достоверно выше — активированных Т-лимфоцитов и IgM. В осенний сезон по отношению к контролю достоверно были снижены показатели лейкоцитов, абс. значений лимфоцитов, CD3+Т-лимфоцитов, естественных киллеров, относительных и абс. значений В-лимфоцитов; достоверно выше — CD4+Т-лимфоцитов (%), индекса иммунорегуля-ции, экспрессии CD95+, фагоцитоза, уровня IgM и общего IgE. При сходстве по ряду средних значений параметров ИС по результатам двукратного обследования, выявлен доста-
точно значимый дисбаланс в показателях клеточного звена, маркеров клеточной активации и уровня иммуноглобулинов. ИС персонала следующего года весеннего мониторинга характеризовался достоверным снижением количества лейкоцитов, абс. значений Т-лимфоцитов, NK-клеток, относительных и абс. значений В-лимфоцитов, повышением CD4+Т-лимфоцитов, ФАН, уровня IgM и экспрессии CD95+. В сопоставлении с показателями ИС предыдущего осеннего обследования выявлены схожие или идентичные средние значения по многим параметрам: CD3+ (абс.), CD4+, CD8+ (%, абс.), HLADR+, акт. Т-лимфоциты, ФАН, IgM, IgG и меньше — IgA. Определялось значительно меньше достоверных отличий: по показателям В-лимфоцитов (%, 4-), CD25+ (t), общему IgE (4). Не наблюдалось такого дисбаланса в состоянии иммунитета, как при сопоставлении первых двух обследований. Было установлено, что большая нестабильность и колебания в показателях ИС выявлялись при переходе от весны к осени за летний период, чем при переходе от осени к весне за зимний период. На фоне иммунного дисбаланса возникало повышение частоты клинических признаков иммунной дисфункции инфекционного генеза, в структуре которых преобладали частые ОРВИ. Повышение уровня IgM при снижении показателей клеточного звена, сывороточного IgG, как правило, связано с повышением сезонной заболеваемости респираторно-ви-русными инфекциями.
Второй период иммунного дисбаланса наблюдался в переходный сезон от весны к осени при проведении повторного обследования. Особенностью его динамики явилась активация иммунной системы на фоне количественной недостаточности лейкоцитов, снижения абс. значений субпопуляций лимфоцитов при тенденции к повышению процентного содержания CD3+, CD4+Т-лимфоцитов и NK-клеток. В период первого дисбаланса в ИС наблюдалось повышение активационного маркера CD95+, при проведении мониторинга — нарастание экспрессии и увеличение других показателей клеточной активации: HLA-DR+, акт. Т-лимфоцитов, акт. нейтрофилов (ТФАН). Определялось статистически значимое снижение уровня IgM, IgG и умеренное повышение общего IgE. Если в ИС весеннего мониторинга, по отношению к предыдущим показателям отмечены относительно стабильные значения по многим параметрам, то в показателях ИС осеннего мониторинга наблюдался весьма значимый дисбаланс в системе клеточного, гуморального звена и значительное усиление экспрессии маркеров активации. Этот дисбаланс также наблюдался за переходное время от летнего сезона к осеннему. Выявленные тенденции в колебаниях ИС следует учитывать при планировании профилактических и оздоровительных мероприятий для персонала ГХК.
АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИММУННОГО СТАТУСА (ИС) ПЕРСОНАЛА ГХК И НАСЕЛЕНИЯ Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКА НА ЭТАПЕ СЕЗОННОГО МОНИТОРИНГА
Орадовская И.В., Васильев А.А., Феоктистов В.В., Никонова М.Ф., Викулов Г.Х.
ФГБУ «ГНЦИнститут иммунологии» ФМБА, Москва, Россия
Второй этап мониторинга, проведенного через 5-6 лет после первичного обследования, включал те же сезоны весна — осень. ИС персонала ГХК в весенний сезон в сравнении с контролем характеризовался достоверным снижени-