Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ'

РОЛЬ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулькова Е. Л., Карп М. В., Типалина М. В.

В работе исследуются проблемные вопросы такого аспекта экономической безопасности организации, как налоговая безопасность. От соблюдения налогового законодательства, правильного определения налоговой функции, своевременного выявления налоговых рисков зависит успешная деятельность компании. Целью исследования является обоснование роли налоговой безопасности как одной из ключевых составляющих экономической безопасности организации. Проведен анализ подходов к минимизации налоговых рисков компаний, обзор арбитражной практики, писем Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - ФНС РФ), обзор интерактивных сервисов, позволяющих налогоплательщикам проводить экономический анализ, в том числе экспресс-оценку налоговых рисков. Выделены основные проблемы, которые могут возникнуть у организаций, при построении системы налоговой безопасности, определены возможные пути их решения. Сделан вывод о необходимости утверждения регламента управления налоговыми рисками организации и комплексной диагностики системы внутреннего налогового контроля для налогоплательщиков, не применяющих налоговый мониторинг. Полученные результаты могут быть использованы при формировании положений о налоговом планировании организаций, совершенствовании положений приказов ФНС РФ о требованиях к организации системы внутреннего налогового контроля для налогоплательщиков, не применяющих налоговый мониторинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF TAX SECURITY IN ORGANIZATION ECONOMIC SECURITY SYSTEM

The article studies problematic issues of tax security as a part of the organization’s economic security. Successful operation of a company depends on tax compliance, correct definition of the tax function, and timely identification of tax risks. The purpose of the research is to justify the role of tax security as one of the key parts of the organization’s economic security. The approaches to minimizing the tax risks of companies have been analyzed. The arbitration practice, letters from the Federal Tax Service of Russia, and various interactive services that allow taxpayers to conduct economic analysis have been reviewed. The main problems that may arise for organizations in building the tax security system have been highlighted and the possible ways of solving it defined. The article concludes that it is necessary to approve the organization’s tax risk of management regulations and comprehensive diagnostics of the internal tax control system for the taxpayers who do not apply tax monitoring. The results obtained can be used in the formation of regulations on the organization’s tax planning, improving the provisions of the orders of the Federal Tax Service of Russia on the requirements for organization of internal tax control system for the taxpayers who do not apply tax monitoring.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

ФИНАНСЫ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

УДК 336.02 JEL D21 DOI 10.26425/1816-4277-2023-6-153-161

Роль налоговой безопасности в системе экономической безопасности организации

Гулькова Елена Леонидовна

Канд. экон. наук, доц. каф. бухгалтерского учета, аудита и налогообложения ORCID: 0000-0003-4218-2845, e-mail: el_gulkova@guu.ru

Карп Марина Викторовна

Д-р экон. наук, зав. каф. бухгалтерского учета, аудита и налогообложения ORCID: 0000-0001-7339-9911, e-mail: mv_karp@guu.ru

Типалина Мария Валерьевна

Канд. экон. наук, доц. каф. бухгалтерского учета, аудита и налогообложения ORCID: 0000-0002-9984-1891, e-mail: mv_tipalina@guu.ru

Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Аннотация

В работе исследуются проблемные вопросы такого аспекта экономической безопасности организации, как налоговая безопасность. От соблюдения налогового законодательства, правильного определения налоговой функции, своевременного выявления налоговых рисков зависит успешная деятельность компании. Целью исследования является обоснование роли налоговой безопасности как одной из ключевых составляющих экономической безопасности организации. Проведен анализ подходов к минимизации налоговых рисков компаний, обзор арбитражной практики, писем Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее — ФНС РФ), обзор интерактивных сервисов, позволяющих налогоплательщикам проводить экономический анализ, в том числе экспресс-оценку налоговых рисков. Выделены основные проблемы, которые могут возникнуть у организаций, при построении системы налоговой безопасности, определены возможные пути их решения. Сделан вывод о необходимости утверждения регламента управления налоговыми рисками организации и комплексной диагностики системы внутреннего налогового контроля для налогоплательщиков, не применяющих налоговый мониторинг. Полученные результаты могут быть использованы при формировании положений о налоговом планировании организаций, совершенствовании положений приказов ФНС РФ о требованиях к организации системы внутреннего налогового контроля для налогоплательщиков, не применяющих налоговый мониторинг.

Ключевые слова

Экономическая безопасность, налоговая безопасность, налоговые риски, налоговый мониторинг, внутренний контроль

Для цитирования: Гулькова Е.Л., Карп М.В., Типалина М.В. Роль налоговой безопасности в системе экономической безопасности организации//Вестник университета. 2023. № 6. С. 153—161.

© Гулькова Е.Л., Карп М.В., Типалина М.В., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

FINANCE AND BANKING

Role of tax security

• • g • •

in organization economic security system

Elena L. Gulkova

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Accounting, Audit and Taxation Department ORCID: 0000-0003-4218-2845, e-mail: el_gulkova@guu.ru

Marina V. Karp

Dr. Sci. (Econ.), Head of the Accounting, Audit and Taxation Department ORCID: 0000-0001-7339-9911, e-mail: mv_karp@guu.ru

Mariya V. Tipalina

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Accounting, Audit and Taxation Department ORCID: 0000-0002-9984-1891, e-mail: mv_tipalina@guu.ru

State University of Management, Moscow, Russia

Abstract Keywords

The article studies problematic issues of tax security as a part of the organization's Economic security, tax security, tax economic security. Successful operation of a company depends on tax compliance, risks, tax monitoring, internal control correct definition of the tax function, and timely identification of tax risks. The purpose of the research is to justify the role of tax security as one of the key parts of the organization's economic security. The approaches to minimizing the tax risks of companies have been analyzed. The arbitration practice, letters from the Federal Tax Service of Russia, and various interactive services that allow taxpayers to conduct economic analysis have been reviewed. The main problems that may arise for organizations in building the tax security system have been highlighted and the possible ways of solving it defined. The article concludes that it is necessary to approve the organization's tax risk of management regulations and comprehensive diagnostics of the internal tax control system for the taxpayers who do not apply tax monitoring. The results obtained can be used in the formation of regulations on the organization's tax planning, improving the provisions of the orders of the Federal Tax Service of Russia on the requirements for organization of internal tax control system for the taxpayers who do not apply tax monitoring.

For citation: Gulkova E.L., Karp M.V., Tipalina M.V (2023) Role of tax security in organization economic security system. Vestnik universiteta, no. 6, pp. 153—161.

© Gulkova E.L., Karp M.V., Tipalina M.V., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Принципиальным подходом для успешного функционирования организаций является необходимость оценки возникающих в хозяйственной деятельности рисков и построение эффективной системы экономической безопасности. На сегодняшний день в нормативно-правовых документах не содержится определения экономической безопасности организации и ее обязательных составляющих, но представлен государственный подход.

В частности, в указе Президента Российской Федерации (далее — РФ) от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» отражено, что экономическая безопасность — это состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства и условия для реализации стратегических национальных приоритетов РФ [1].

Через призму этого определения современные ученые выделяют различные подходы к понятию экономическая безопасность организации. Как правило, авторы указывают, что ее необходимость обусловлена внешними и внутренними угрозами, которые могут оказать существенное влияние на деятельность организации. Главная цель — создание условий для реализации экономических интересов и обеспечение уровня защищенности хозяйствующего субъекта.

В рамках построения модели управления организацией выделяют следующие составляющие безопасности: финансовую, кадровую, информационную, технологическую, инженерно-техническую и т.д. [2]. Инструментарий оценки налоговой безопасности не всегда выделяют как отдельную составляющую. Тем не менее от соблюдения налогового законодательства и правильного определения налоговой функции зависят успешная деятельность компании, выявление и минимизация налоговых рисков.

В связи с этим в данном исследовании поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть подход Федеральной налоговой службы (далее — ФНС) РФ к оценке налоговых рисков компаний и мероприятиям налогового контроля в части противодействия налоговым злоупотреблениям;

2) дать оценку актуальным проблемам налогообложения и предложить возможные корректировки внутренних положений компании в целях минимизации возможных налоговых рисков;

3) предложить этапы работ по созданию системы налоговой безопасности и минимизации налоговых рисков.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе своего жизненного цикла организации подвергаются влиянию различных рисков — отраслевых, региональных, финансовых, репутационных и прочих — способных воздействовать на результат и стабильность деятельности. Налоговые риски являются одними из самых существенных. Их можно рассматривать как риски доначислений налогов, штрафов по итогам налоговых проверок, риски неэффективности системы налогообложения организации и др. Вследствие этого налогоплательщикам необходимо создать такую систему, при которой, с одной стороны, сумма налогов к уплате и расходы на проведение налогового планирования не превышают величину налогов до оптимизации, а с другой — возникающие при этом риски не приведут к соответствующим мерам ответственности. Таким образом, налоговые риски стимулируют компании к созданию оптимальной системы налоговой безопасности и внутреннего контроля.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ

Государственные органы также оценивают риски компаний, но перед ними стоит другая задача — определить необходимость проведения выездной налоговой проверки, суммы возможных доначислений налогов и санкций. Для этого налоговыми инспекциями проводится предпроверочный анализ с формированием заключения для плана проведения выездных налоговых проверок с указанием зон риска и отбором соответствующих налогоплательщиков.

Подход ФНС РФ определен в соответствующем приказе, который содержит двенадцать критериев налоговых рисков, отражающих:

1) оценку данных отчетности компаний;

2) оценку данных отчетности компаний в сравнении со средними значениями по виду деятельности;

3) оценку данных отчетности компаний, применяющих специальные налоговые режимы;

4) оценку деятельности индивидуальных предпринимателей;

5) оценку особенностей ведения деятельности с высоким налоговым риском;

6) оценку взаимодействия с налоговыми органами по урегулированию споров и своевременному выполнению требований и др. [3].

Рекомендованные количественные показатели обновляются ежегодно по итогам сдачи отчетности, соответственно, и организациям предоставляется возможность проводить мониторинг по данным критериям.

Реализация подходов ФНС РФ подтверждается аналитическим материалом о проведении мероприятий налогового контроля в отношении бизнеса и его эффективности. Так, по итогам 2022 г. было проведено 55 097 040 камеральных проверок с дополнительными доначислениями на общую сумму 94 440 435 тыс. руб., выездных проверок организаций и индивидуальных предпринимателей — 9 844, в 95,59 % случаев выявлены нарушения и дополнительно начислено платежей на 684 040 504 тыс. руб. [4]. Средняя сумма доначислений на одну выездную проверку составляет 69 488 тыс. руб., причем наблюдается их рост по сравнению с прошлогодними показателями.

Статистические данные указывают, что налоговые органы успешно реализуют риск-ориентированный подход в своей деятельности, а компаниям в свою очередь необходимо учитывать опыт контрольных органов при построении своей системы налоговой безопасности.

При оценке налоговых рисков организациям следует обратить внимание, что по некоторым схемам минимизации налогов проводится более тщательный контроль. К ним относятся: дробление бизнеса, операции между взаимозависимыми компаниями, невозможность выполнения договора с помощью имеющихся у компании ресурсов, фиктивное выполнение работ, формальный документооборот и другие.

Налоговые органы обобщают и совершенствуют подходы к мероприятиям налогового контроля в части противодействия налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды. Достаточно подробно они отражены в письмах ФНС РФ, касающихся практики применения статьи 54.1 Налогового кодекса (далее — НК) РФ. Введено понятие «коммерческой осмотрительности» [5]. При таком подходе проверяющих налогоплательщику недостаточно произвести подготовку формального набора документов — необходимо осуществить полноценный анализ бизнеса контрагента с оценкой его возможности добросовестного исполнения договора.

Исследования опубликованных материалов ФНС РФ дают возможность всесторонне оценить имеющиеся угрозы экономической безопасности для обоснования необходимости введения системы анализа и экспертизы налоговых рисков организаций. В 2022 г. опубликованы письма ФНС РФ, которые касались информации по мероприятиям налогового контроля и судебной практики в области применения различных аспектов ст. 54.1 НК РФ [6; 7; 8].

В марте 2022 г. ФНС РФ был выпущен обзор судебных актов по особенностям налогового контроля при выявлении привлечения технических организаций и применения формального документооборота [8]. Помимо вышесказанного, рассматривались вопросы, возникающие при налоговых проверках в тех случаях, когда налоговые органы устанавливают действительный размер налогового обязательства налогоплательщика, что предусматривает исключение возможности вменения налога в более крупном размере, чем это установлено законом.

В апреле 2022 г. опубликованы письма ФНС РФ, посвященные сбору доказательной базы, учету критериев, по которым выявляются факты подмены трудовых отношений с привлечением самозанятых [9]. В связи с этим налогоплательщикам, которые привлекают самозанятых, необходимо учесть информацию данного письма и разработать на его основе чек-лист проверки договоров на предмет минимизации налоговых рисков. Данные мероприятия позволят избежать доначислений по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), страховым взносам, штрафа и пени.

Обзор ФНС РФ, выпущенный в июле 2022 г. [7], касался проблем вынесения решений в условиях дробления бизнеса. Были затронуты вопросы по уплаченным налогам при дроблении бизнеса и отражена позиция, что данные суммы должны учитываться при определении размера налоговой обязанности по общей системе налогообложения налогоплательщика — организатора группы, но они не могут считаться излишне уплаченными.

В октябре 2022 г. было опубликовано два обзора судебной практики в части применения ст. 54.1 НК РФ, охватывающих условия доначисления налогов при выявлении у налогоплательщиков операций с техническими организациями [6]. Основное направление, заданное в документе, — установление к доначислению

такого размера налогов, который был бы уплачен в обычной хозяйственной практике, т.е. налоги не должны быть доначислены в повышенном размере.

Также определены подходы к определению необоснованной налоговой выгоды покупателя, если в хозяйственной деятельности участвуют технические компании. В данном случае при раскрытии покупателем информации о фактическом исполнителе, который выполнил свои налоговые обязательства, необоснованной налоговой выгодой могут признать только часть расходов/налоговых вычетов НДС, которая приходится на наценку, добавленную техническими компаниями.

Тем не менее итогом изучения вышеперечисленных документов можно считать тот факт, что налогоплательщику следует учитывать обстоятельства использования в своей деятельности операций с техническими организациями, которые в любом случае сопряжены с повышенными налоговыми рисками, что приводит к доначислениям и санкциям, даже если это допущено без умысла и вследствие недостаточной проверки контрагентов.

Письма ФНС РФ не являются нормативными актами, но информируют налогоплательщиков или являются рекомендациями к действию самих инспекторов. Однако организациям при разработке внутренних положений о налоговом планировании и системе внутреннего контроля следует закрепить периодичность анализа обзоров налоговых органов и корректировки внутренних положений компании в целях минимизации возможных налоговых рисков [10].

С учетом цифровизации деятельности компаний и государственных органов развитие получили интерактивные сервисы, позволяющие налогоплательщикам проводить экономический анализ, в том числе экспресс-оценку налоговых рисков. Такие функции позволяет реализовать сервис ФНС РФ «Прозрачный бизнес», содержащий расчет налоговой нагрузки, среднеотраслевые показатели для сравнения и др. Кроме того, налогоплательщик может в свободном доступе ознакомиться с массивом данных о себе или контрагенте, содержащемся в различных реестрах, например, сформировать выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), узнать данные об адресах, численности сотрудников, применяемом режиме налогообложения, доходах/расходах, уплаченных налогах, правонарушениях и т.д.

Актуальным сервисом выступает личный кабинет юридического лица, который, кроме основной функции — получения информации о состоянии расчетов с бюджетом — и получения прочих услуг, включает в себя раздел «Как видит меня налоговая». Здесь предусмотрены показатели деятельности налогоплательщика, рассчитанные по данным налоговой отчетности: коэффициент начисленных налогов, показатель соотношения доходов и расходов, расчет темпов роста доходов/расходов, среднемесячная заработная плата на одного работника и т.д.

Важным моментом является наличие сведений о расхождениях в отчетности. Например, разрывы налога на добавленную стоимость (далее — НДС), превышение доходов по данным кассовой техники над выручкой по данным налогового учета, обороты по банковской выписке более порогового значения для упрощенной системы налогообложения и т.д. На основании сведений налогоплательщика определятся риск приостановления операций по счетам, несвоевременного предоставления деклараций, оценивается налоговая дисциплина.

В типовой версии программы «1С: Бухгалтерия» предусмотрена возможность оценки риска налоговой проверки. Пользователь, задав необходимый период времени, получает отчет с оценкой по 12-ти критериям ФНС РФ, рассчитанным на основании проведенных операций, содержащихся в программе. В отчете отражается нормативное значение показателей, при отклонении от которых формируется предупреждение для пользователя. Данные результаты оказывают влияние на последующую разработку общей стратегии налоговой безопасности организации.

Необходимо отметить, что наряду с вышеуказанными методами предотвращения рисков федеральное законодательство обязует организации проводить внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. Министерство финансов РФ выпустило для коммерческих организаций рекомендации по осуществлению данных процедур, в которых определило цели, порядок и способы их документального оформления. Кроме того, в стандартах, определяющих аудиторскую деятельность, содержится информация о компонентах системы внутреннего контроля, где уделено внимание порядку тестирования системы внутреннего контроля [11].

ФНС РФ утвердила требования к организации и документообороту по системе внутреннего контроля в целях проведения налогового мониторинга. Налогоплательщик должен проводить оценку системы внутреннего контроля в разрезе пяти компонентов: контрольная среда, система управления рисками,

контрольные процедуры, информационная система, мониторинг средств контроля. В документе содержатся таблицы для обобщения информации о наличии рисков и матрицы рисков организации, о контрольных процедурах и результатах их выполнения, об оценке уровня организации системы внутреннего контроля, а также о мероприятиях по совершенствованию системы внутреннего контроля [12].

Примечательно, что перейти на налоговый мониторинг могут организации, соответствующие требованиям по совокупной сумме налогов (НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов) не менее 100 млн руб., объему доходов за прошлый год не менее 1 млрд руб., стоимости активов не менее 1 млрд руб. По данным ФНС РФ, с 2023 г. работать в данном формате будет 448 организаций — в основном это компании крупного и среднего бизнеса нефтяной, энергетической, банковской, телекоммуникационной сфер.

Тем не менее проблемы и применение оптимальной системы внутреннего налогового контроля с учетом изменяющегося налогового законодательства, возникающих налоговых рисков, новых бизнес-процессов актуальны и для остальных организаций (по состоянию на 01.12.2022 г. в ЕГРЮЛ внесены записи о 3 194 569 компаний). Система внутреннего контроля должна быть выстроена таким образом, чтобы выявлять и устранять риски, способствовать повышению эффективности работы организации [13].

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенное исследование инструментов регулирования налоговых рисков, влияющих на экономическую безопасность организаций, показало, что одним из решений может быть разработка приказа ФНС РФ о требованиях к организации системы внутреннего налогового контроля для налогоплательщиков, не применяющих налоговый мониторинг.

В рамках данного документа предполагается наличие требований к системе внутреннего контроля и управления налоговой безопасностью в зависимости от размера организации, применяемого специального налогового режима, подходов к системе управления рисками и их оценке, контрольным процедурам и их мониторингу. Отдельный блок может быть посвящен требованиям и подтверждающим документам при проверке добросовестности контрагентов в зависимости от суммы сделки или прочих параметров.

Особенности всех видов деятельности учесть невозможно, но единый алгоритм, закрепленный не в информационном письме, но в нормативном документе, позволит снизить количество налоговых споров.

В целях решения проблемных ситуаций в части управления налоговой безопасностью хозяйствующих субъектов предполагаются следующие основные способы со стороны государства:

1) выявление, оценка и устранение противоречий в НК РФ;

2) экспертиза изменений, вносимых в законодательство о налогах и сборах, с оценкой их влияния как на деятельность налогоплательщиков, так и на выпадающие доходы бюджетной системы;

3) разработка законопроектов по изменению налогового законодательства для учета новых операций, возникающих в рамках хозяйственной деятельности в условиях цифровой экономики;

4) разработка новых мер по управлению налоговыми рисками с целью устранения противоречий законодательства и формирования единых подходов к определению и оценке налоговых рисков.

Следует определить и закрепить в НК РФ формулировки терминов и их критерии во избежание разночтений, например, «налоговый риск», «налоговая безопасность», «налоговая реконструкция», «дробление бизнеса».

Организации в свою очередь должны реализовывать мероприятия по созданию системы налоговой безопасности и минимизации налоговых рисков, где можно выделить несколько этапов работы:

1) мониторинг законодательства о налогах и сборах с целью выявления положений, позволяющих осуществить налоговое планирование для данного вида деятельности;

2) анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценка доходов, расходов, активов, обязательств с точки зрения их влияния на сумму налогов, подлежащих уплате в бюджет;

3) прогнозирование налоговых обязательств в зависимости от изменения хозяйственной деятельности организации;

4) проведение расчета налоговой нагрузки и оценки налоговых рисков [14].

К конкретным мероприятиям можно отнести:

1) выбор системы налогообложения при создании организации с учетом налоговых рисков;

2) формирование учетной политики организации с учетом налоговых рисков;

3) организация текущей работы при существующих налоговых рисках и принятие взвешенных управленческих решений;

4) мониторинг налогового законодательства и эффективное применение установленных налоговым законодательством льгот;

5) принятие оптимального решения на основе оценки позиции налоговых и судебных органов;

6) разработка внутренних документов, устанавливающих единые методы учета и анализа налоговых рисков;

7) проверка контрагентов на предмет добросовестности;

8) налоговая экспертиза заключаемых договоров;

9) письменные запросы в финансовые органы за разъяснениями для снижения вероятности возникновения налоговых споров и другие подобные меры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С учетом новых реалий организациям приходится пересматривать свою налоговую функцию через призму обеспечения экономической безопасности. Налогоплательщикам следует учитывать современные тренды бизнес-процессов, их цифровизации и налогового контроля. Особое внимание должно уделяться данным, вносимым в информационные системы, их безопасности и возможности адаптации к изменениям законодательства.

Таким образом, развитие налоговых отношений хозяйствующих субъектов и государства с точки зрения налоговой безопасности должно быть подкреплено организационными и законодательными методами управления налоговыми рисками. Должны быть созданы условия для разработки и конкретизации законодательных актов, внутренних документов компаний.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 02.04.2023).

2. Скачко Г.А., Никандрова Л.К., Суркова Е.В. Обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Аудитор. 2020;5(6):33—36. DOI http://doi.org/10.12737/1998-0701-2020-33-36

3. Российская Федерация. Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». https://www.consultant.ra/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=57473C 1DBA966E6C6135EB3706408559&SORTTYPE=0&BASENODE=1-1&ts=ZGjydaT82o0Kigw02&base=LAW&n=1 29610&md=B4YsJQ#ZckydaTwWUe8Txb3 (дата обращения: 02.04.2023).

4. Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Статистика и аналитика. https://www.nalog.gov.ru/rn77/ related_activities/statistics_and_analytics/forms/12241965/ (дата обращения: 02.04.2023).

5. Российская Федерация. Письмо ФНС РФ от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации». https://www.nalog.gov.ru/m77/about_fts/about_nalog/10687108/ (дата обращения: 02.04.2023).

6. Российская Федерация. Письмо ФНС РФ от 10.10.2022 № БВ-4-7/13450@ «О направлении обзора судебной практики по вопросамустановления действительных налоговых обязательств налогоплательщика по итогам налоговой проверки». ы^б:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=07269295AD5B57C8FFAD55B2DEC6823D&SORTTYPE =0&BASENODE=1-1&base=LAW&n=428631&md=B4YsJQ#xQE4eaT2JVNmOjPg1 (дата обращения: 02.04.2023).

7. Российская Федерация. Письмо ФНС РФ от 06.07.2022 № БВ-4-7/8529 «О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2022 года по вопросам налогообложения». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_422699/ (дата обращения: 02.04.2023).

8. Российская Федерация. Письмо ФНС РФ от 02.03.2022 № БВ-4-7/2500@ «О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2021 года по вопросам налогообложения». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_410786/ (дата обращения: 03.04.2023).

9. Российская Федерация. Письмо ФНС РФ от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674 «О направлении информации по проведению мероприятий налогового контроля по НПД». http://wwwconsultant.ru/document/cons_doc_LAW_415304/ (дата обращения: 03.04.2023).

10. Сенков В.А., Домничев Д.Ю., Дембицкий С.Г. Новые подходы и предложения по минимизации налоговых рисков хозяйствующих субъектов, применяющих схемы налоговой оптимизации в системе экономической безопасности. Экономическая безопасность. 2022;5(4):1309-1320. DOI http://doi.Org/10.18334/ecsec.5.4.115062

11. Еремина С. Налоговый мониторинг: требования к системе внутреннего контроля в 2021 году. Банковское обозрение. Приложение «FinLegab>. 2021;1:30-42.

12. Российская Федерация. Приказ ФНС РФ от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385613/ (дата обращения: 03.04.2023).

13. Якимова В.А. Мониторинг эффективности и сбалансированности системы комплаенс-контроля организации. Аудитор. 2021;7:8-15. DOI http://doi.org/10.12737/1998-0701-2021-7-7-8-15

14. Гулькова Е.Л., Карп М.В., Типалина М.В. Особенности информационного обеспечения комплексного экономического анализа деятельности организаций. В кн.: Актуальные проблемы учета, анализа, контроля и налогообложения в условиях цифровизации экономики: материалы IV-й международной научно-практической конференции, Москва, 7—8 апреля 2021 г. М: Русайнс; 2021. С. 22-26.

References

1. Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation dated 13 May 2017 No. 208@ "On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (accessed 02.04.2023). (In Russian).

2. Skachko G.A., Nikandrova L.K., Surkova E.V Ensuring economic security of economic entities. Auditor. 2020;5(6):33-36. DOI http://doi.org/10.12737/1998-0701-2020-33-36 (In Russian).

3. Russian Federation. Order of the Federal Tax Service of the Russian Federation dated 30 May 2007 No. MM-3-06/333@ "On approval of the Concept of the system for planning on-site tax audits". https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&-cacheid=57473C1DBA966E6C6135EB3706408559&S0RTTYPE=0&BASEN0DE=1-1&ts=ZGjydaT82o0Kig-w02&base=LAW&n=129610&rnd= B4YsJQ#ZckydaTwWUe8Txb3 (accessed 02.04.2023). (In Russian).

4. Federal Tax Service of the Russian Federation. Statistics and analytics. https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/ statistics_and_analytics/forms/12241965/ (accessed 02.04.2023).

5. Russian Federation. Letter of the Federal Tax Service of the Russian Federation dated 10 March 2021 No. BV-4-7/3060@ "On the practice of applying Article 54.1 of the Tax Code of the Russian Federation". https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/about_na-log/10687108/ (accessed 02.04.2023).

6. Russian Federation. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated 10 October 2022 No. BV-4-7/13450@ "On direction of the judicial practice review on a taxpayer's valid tax obligations establishment based on the tax audit results". https://wwwconsultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=07269295AD5B57C8FFAD55B2DEC6823D&S0RTTYPE=0&BASEN0DE=1-1&b ase=LAW&n=428631&rnd=B4YsJQ#xQE4eaT2JVNm0jPg1 (accessed 02.04.2023). (In Russian).

7. Russian Federation. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated 6 July 2022 No. BV-4-7/8529 "On direction of the legal positions review reflected in judicial acts of the Constitutional Court and Supreme Court of the Russian Federation adopted in the first quarter of 2022 on taxation issues". https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_422699/ (accessed 02.04.2023). (In Russian).

8. Russian Federation. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated 2 March 2022 No. BV-4-7/2500@ "On direction of the legalpositions review reflected in judicial acts of the Constitutional Court and Supreme Court of the Russian Federation adopted in the fourth quarter of 2021 on taxation issues". https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410786/ (accessed 03.04.2023). (In Russian).

9. Russian Federation. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated 15 April2022 No. EA-4-15/4674 "On sending information on tax control measures under the professional income tax". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_415304/ (accessed 03.04.2023). (In Russian).

10. Senkov VA., Domnichev D.Yu., Dembitsky S.G. New approaches and proposals to minimize tax risks of business entities using tax optimization schemes in the economic security system. Economic security. 2022;5(4):1309-1320. D0I http://doi. org/10.18334/ecsec.5.4.115062 (In Russian).

11. Eremina S. Tax monitoring: requirements for the internal control system in 2021. Banking Review. FinLegal Appendix. 2021;1:30-42. (In Russian).

12. Russian Federation. Order of the Federal Tax Service of Russia dated 25 May 2021 No. ED-7-23/518@ "On approval of requirementsfor the organisation of the internal control system as well as forms and formats of documents submitted by organizations when disclosing

information about the internal control system". https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385613/ (accessed 03.04.2023). (In Russian).

13. Yakimova VA. Monitoring the effectiveness and balance of the organization's compliance control system. Auditor. 2021; 7:8-15. DOI http://doi.org/10.12737/1998-0701-2021-7-7-8-15 (In Russian).

14. Gulkova E.L., Karp M.V., Tipalina M.V. Features of information support for complex economic analysis of organizations' activities. In: Actual problems of accounting, analysis, control and taxation in the conditions of digitali%ation of the economy: materials of the Fourth International Scientific and Practical Conference, Moscow, 7—8 April2021. Moscow: Ru-Science; 2021. Pp. 22-26. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.