УДК 342.743
JEL H26
DOI 10.26425/1816-4277-2022-6-123-132
Трансформация налоговых инструментов стимулирования крупных инвестиционных процессов
Гулькова Елена Леонидовна
Канд. экон. наук, доц. каф. бухгалтерского учета, аудита и налогообложения ORCID: 0000-0003-4218-2845, e-mail: [email protected]
Карп Марина Викторовна
Д-р экон. наук, зав. каф. бухгалтерского учета, аудита и налогообложения ORCID: 0000-0001-7339-9911, e-mail: [email protected]
Типалина Мария Валерьевна
Канд. экон. наук, доц. каф. бухгалтерского учета, аудита и налогообложения ORCID: 0000-0002-9984-1891, e-mail: [email protected]
Государственный университет управления, г. Москва, Россия
Аннотация
Ключевые слова
В статье исследуется практика применения различных налоговых инстру- Инвестиции, налоги, налоговые ин-ментов для стимулирования крупных инвестиционных процессов с по- струменты, налоговые льготы, нало-зиции их влияния на конечный результат. Проанализированы предусмо- говый вычет тренные налоговым законодательством льготы и преференции в качестве инструментов механизма стимулирования крупных инвестиционных процессов; определены возможности для создания наиболее благоприятного налогового климата для участников крупных инвестиционных проектов; дана оценка возможности расширения такого инструмента налогового администрирования, как налоговый мониторинг при условии включения организаций, реализующих крупные инвестиционные проекты в состав налогоплательщиков. Рекомендации и выводы авторов могут быть использованы при выработке концептуальных положений налоговой политики как на региональном, так и государственном уровне в области налогового регулирования инвестиционных процессов.
Для цитирования: Гулькова Е.Л., Карп М.В., Типалина М.В. Трансформация налоговых инструментов стимулирования крупных инвестиционных процессов//Вестник университета. 2022. № 6. С. 123—132.
© Гулькова Е.Л., Карп М.В., Типалина М.В., 2022.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Transformation of tax instruments to stimulate investment processes
Elena L. Gulkova
Cand. Sci (Econ.), Assoc. Prof. at the Department of Accounting, Audit and Taxation ORCID: 0000-0003-4218-2845, e-mail: [email protected]
Marina V. Karp
Dr. Sci. (Econ.), Head of the Department of Accounting, Audit and Taxation ORCID: 0000-0001-7339-9911, e-mail: [email protected]
Maria V. Tipalina
Cand. Sci (Econ.), Assoc. Prof. at the Department of Accounting, Audit and Taxation ORCID: 0000-0002-9984-1891, e-mail: [email protected]
State University of Management, Moscow, Russia
Abstract Keywords
The article examines the practice of applying various tax instruments to stimulate large- Investments, taxes, tax instru-scale investment processes. The purpose of the study is to analyse tax instruments ments, tax benefits, tax deduction to stimulate these investment processes from the point of view of their impact on the final outcome. The authors decided tasks: to consider the taxes benefits and preferences as tools for stimulating large-scale investment processes; to identify opportunities for creating the most favorable tax climate for these investment projects; to assess the possibility of expanding such a tax administration tool as tax monitoring, subject to the inclusion of organisations implementing large investment projects as taxpayers. The authors' recommendations and conclusions can be used in the development of conceptual provisions of tax policy both at the regional and state level in the field of tax regulation of investment processes.
For citation: Gulkova E.L., Karp M.V, Tipalina M.V (2022) Transformation of tax instruments to stimulate investment processes. Vestnik universiteta, no. 6, pp. 123—132.
© Gulkova E.L., Karp M.V., Tipalina M.V., 2022.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Одной из ключевых функций налогов — стимулирующая, поэтому налоговая политика государства должна способствовать экономической активности организаций, повышению производственного и инвестиционного потенциала.
Современное налоговое законодательство содержит широкий спектр инструментов, которые потенциально могут повлиять на инвестиционную активность организаций. Как правило, такими инструментами являются: освобождение от уплаты налогов, пониженные ставки, инвестиционный налоговый кредит, инвестиционный налоговый вычет, амортизационная премия и т. п. К основным налогам, при исчислении которых применяются данные инструменты, можно отнести: налог на прибыль организаций, имущественные налоги, страховые взносы, налог на добычу полезных ископаемых.
В качестве гипотезы выдвигается предположение, что для координации и стабилизации налоговой составляющей инвестиционной активности организаций в условиях реализации крупных инвестиционных проектов, играют важную роль системные последовательные методы и процедуры взаимодействия и регулирования налоговой политики в данной области.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ
Методологической основой исследования послужили общенаучные методы познания: диалектика, системный анализ и синтез, сравнение и экономический анализ. В совокупности с использованной в работе информацией в области инвестиций, финансов и налогов, а также нормативно-правовыми документами и статистической отчетностью, эти методы позволили обеспечить достоверность результатов исследования и обоснованность выводов.
В качестве теоретической основы стимулирующей роли различных налоговых инструментов, применяемых при осуществлении крупных инвестиционных процессов, послужили труды О. А. Агеевой [1], С. М. Дробышевского [2], Н. Г. Морозовой [3], Н. Н. Семеновой [4].
Методологической сущности налогового администрирования применения налоговых льгот и преференций при осуществлении крупных инвестиционных процессов посвящены работы Е. А. Цветковой [5], С. М. Дробышевского [2], М. В. Карп [1], А. А. Рановой [6].
Профессиональный интерес для проведенного исследования представляют работы М. Р. Пинской [7], Ж. М. Корзоватых [3], в которых рассматриваются практические и некоторые теоретические аспекты налогообложения инвестиционной деятельности.
Использованные в работе методы сравнительного анализа данных позволили провести исследование льгот в качестве инструментов механизма стимулирования крупных инвестиционных процессов, определить возможности для создания благоприятного налогового климата для участников данных проектов и оценить перспективы расширения такого инструмента налогового администрирования как налоговый мониторинг.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Проведенный обзор налоговых льгот и преференций, предусмотренных действующим российским налоговым законодательством показал, что самым простым в применении механизмом является «амортизационная премия», представляющая собой единовременное списание 10 % (30 % по основным средствам 3—7 амортизационных групп) первоначальной стоимости, а также расходов в случаях достройки, реконструкции, модернизации и т. п. в соответствии со статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) [8].
Данный порядок не применяется при безвозмездном получении объектов, при применении инвестиционного налогового вычета. Если объект использовался менее 5 лет с момента ввода его в эксплуатацию и был реализован, то взаимозависимому лицу необходимо восстановление данных расходов. Прочие ограничения, например, по сумме приобретаемых основных средств, статусу инвестора и т. п. отсутствуют. В таблице 1 представлена информация о применении амортизационной премии и инвестиционного налогового вычета в Российской Федерации (далее — РФ) по состоянию на 1 января 2020 г. и на 1 октября 2020 г.
Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций применяется уже в более, чем 50 субъектах РФ, которые приняли соответствующие законы. В них конкретизируются критерии применения вычета по следующим возможным признакам: категории применяющих организаций, виды основных средств, состав расходов, максимальный размер и другие возможные ограничения.
Таблица 1
Информация о применении амортизационной премии и инвестиционного налогового вычета в Российской Федерации по состоянию на 01.01.2020 г. и на 01.10.2020 г.
Показатель По состоянию
на 01.01.2020 г. на 01.10.2020 г.
Расходы на капитальные вложения в размере не более 10 %, тыс. руб. 273 517 905 188 620 737
Расходы на капитальные вложения в размере не более 30 %, тыс. руб. 1 193 066 718 910 198 892
Количество налогоплательщиков, применивших «амортизационную премию», ед. 10 681 9 121
Сумма инвестиционного налогового вычета, тыс. руб. 34 781 740 1 369 861
Количество налогоплательщиков, применивших инвестиционный налоговый вычет, ед. 37 77
Источники: [8; 9]
Например, в Москве этот вычет могут применять только инвесторы первой и второй категории, определенные соответствующим Постановлением Правительства Москвы. В Пермском крае воспользоваться вычетом могут организации, заключившие инвестиционное соглашение с Правительством края для реализации приоритетного инвестиционного проекта края (малого с объемом инвестиций от 100 млн руб. до 1,5 млрд руб., среднего от 1,5 млрд руб. до 10 млрд руб., крупного — более 10 млрд руб.) и т. д.
Можно констатировать, что в связи с дополнительными условиями применения этот инструмент не получил столь широкого распространения. Количество налогоплательщиков, применивших инвестиционный налоговый вычет в 118 раз меньше, чем количество налогоплательщиков, применивших амортизационную премию [10].
Еще одним инструментом является региональный инвестиционный проект (далее — РИП), направленный на налаживание на территории конкретных субъектов производства товаров. Количество налогоплательщиков, включенных в реестр участников РИП и подавших заявление о применении льготы также несущественно (табл. 2, 3). Связано это с тем, что для использования налоговых льгот участники проекта и сам инвестиционный проект должны соответствовать требованиям, закрепленным в НК РФ. К основным ограничениям можно отнести территориальный характер и объем инвестиций.
Установленные критерии РИП формируют три возможные группы участников, что в дальнейшем реализуется в альтернативные модели налогового поощрения: Налогоплательщики, реализующие РИП в Сибири; на Дальнем Востоке; в других регионах. Проект должен предусматривать инвестиции в форме капитальных вложений в объеме от 50 млн руб. в течение трех лет; от 500 млн руб. в течение пяти лет.
В данном случае основной проблемой является корректное регулирование правового поля в период применения налоговых преференций. Контроль и анализ исполнения налоговых обязательств осуществляют территориальные налоговые органы, поэтому прогнозирование уровня влияния налоговых льгот, полученных в период реализации проектов и после него, на финансово-экономическое состояние участников РИП, а также на развитие регионов, в которых реализуются данные проекты, является одной из важных и своевременных задач [11].
Территории опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР) создаются с целью привлечения в страну иностранных и российских инвесторов и обеспечения ускоренного социально-экономического развития региона [2]. Данная форма не содержит прямых ограничений для участников, четкие индикаторы опережающего социально-экономического развития для оценки эффективности не заданы.
Рассматривая природу ТОСЭР необходимо отметить, что формально они олицетворяют собой ограниченную по географическим признакам территорию с выгодными экономическими и правовыми условиями для зарегистрированных организаций (резидентов), которые имеют возможность использовать совокупность льгот/преференций в зависимости от утвержденного порядка и структуры относительно реализации конкретных типов деятельности. ТОСЭР созданы в основном на территориях моногородов, закрытых административных территориальных образований (ЗАТО), на территории Дальневосточного федерального округа.
Таблица 2
Количество налогоплательщиков и суммы недопоступлений по налогу на прибыль организаций в связи с применением льгот в рамках инвестиционной деятельности
по состоянию на 01.01.2020 г.
Наименование показателя
Организации — участники РИП
включенные в реестр участников РИП
подавшие заявление о применении льготы
ы т н
е д
и з е
р Р
I т н и я О
з и н а
г р
О
ы т н
е д
и
з
е р
ю
о
: К
о к с
а &
и
и ц
а
з
ро О
н и н и лиа
и
ро
о 8
о г о
н
д
о
ю
о в с
ы т н
е д
и
з
е р
ы н о
и к и н
т с а ч
>> V
а ^ и
иП
я и
а з и н а
г р
О
* 25 н
ст
« и
в О
§ 'г
Я -Н
О '.
X сч
п -ч'
Й
иы
я *2
ао гс ро
Оы
т
Ставка налога на прибыль организаций
©
и ¡£
(Ц
£
ю
¡у
О
н и
й <
2 ю
я я
м
я о ^
К
X
я и н а в о
©
я
и ¡£
(Ц
£
ю
¡у
о
н
(и <
2 ю
я я
о
О ю К и
М ©
м
я © ^
К
X
я и н а в о
о
и л ы б
и р
п я и н е
ечу
л о п
а д
о
0 и
к <
1
8 К
« I
< 2
« <
н и
м <
(и о о
л К
рт
м о т е
ечу
О ю
к и
м ©
рт
м о т е
ечу
и
я О
©
я
н ¡£
и £ ю
¡у
о
н и
Й <
2 ю
я я
м
я © ^
К
X
я и н а в о
©
я
н ¡£
<и А
ю
¡у
о
н и
Й <
2 ю
я я
© 2
о
я я
СП Н
е а
О ю
к и
м ©
м
я © ^
К
X
я и н а в о
й о ^ (и
£ , ю
¡у
Н СО
5- и
< (и
2 §
я и
я М,
о
рт
м о т е
ечу
О ю К и
М ©
рт
м о т е
ечу
©
Р К
X
я и н а в о б
н
о и г
е р
о н
ее рр
тт о
о т
я и
чу
суде
е р
п
Количество налогоплательщиков, ед.
38
17
518
213
1 123
10
196
в том числе убыточных организаций, ед.
11
144
58
202
Сумма недопоступления налога в связи с применением 0 % (пониженной) ставок, тыс. руб.
10 903 390
3 856 993
3 572 399
7 136 058
4 468 482
2 225 527
5104549
Сумма убытка организаций, исчисленного при налогообложении, тыс. руб.
1 029 634
1 222
11 923 583
1 399 601
10 340 328
6 441 234
Примечание: РИП - региональный инвестиционный проект; ТОСЭР - территория опережающего социально-экономического развития; СПИК - специальный инвестиционный контракт; ИНТЦ - инновационный научно-технологический центр; ФБ - федеральный бюджет; НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации.
Источники: [8; 9]
1
5
Таблица 3
Количество налогоплательщиков и суммы недопоступлений по налогу на прибыль организаций в связи с применением льгот в рамках инвестиционной деятельности
по состоянию на 01.10.2020 г.
е
ета
з а к о
с
е и н а
и
о н е
а
и а
М
Количество налогоплательщиков (ед.)
Организации — участники РИП
^ К
£.5
и
о к и н т с а
ч
у
40
яи
" £ ее
и
а
я
а
<
о
с
н
е
а
и р
с
15
Р
т и
О
н
т н
е
<
и
з
е р
и
и ц
а з и н а
г р
О
668
«
о
ю
о с о
л н а
$ «
и т с
3 л я ю
и
з
е р
и
и ц
а з и н а
г р
О
«
о к
с
<
а раг
н и н и лиа
И
201
«
о
н
<
о
ю Ш о <
н о аз ? ) н
о
к о т с о
и
и
л л М
и
з
е р
у
и
и ц
а з и н а
г р
О
к с е ч и
а _ о
н
1 099
и
И П
и
и к и н т с а
ч
у
и
и ц
а з и н а
г р
О
12
0
.1
.1
Л
ю
о с .. 2
о .1
3
т н .1 е
е .1 ь
< и п и
з е м
р н
о СУП
з <ч
и х
и и Н
ц к и
а с
з е
и ч
н и
а а
г р о н
О о к п
183
в том числе убыточных организаций (ед.)
16
241
84
199
Сумма недопоступления налога в связи с применением 0 % (пониженной) ставок, тыс. руб.
11 727 076
4 587 818
3 184 184
5 282 782
3 673 587
6 539 507
3 705 143
Сумма убытка организаций, исчисленного при налогообложении, тыс. руб.
8 946 445
1 290 107
26 871 432
9 007 740
9 086 477
9 788 307
4
1
4
Источники: [8; 9]
Участники специальных инвестиционных контрактов (далее — СПИК) — отдельная категория налогоплательщиков с особыми правилами льготирования инвестиционной деятельности. Существуют обобщенные цели создания СПИК, которые заключаются в нескольких основных положениях: мобилизация прогрессивных технологий, использование инновационного опыта организации и управления производством; использование мировой практики для создания современной рыночной инфраструктуры; стимулирование регионального экономического развития посредством вовлечения иностранных инвестиций; наращивание степени занятости населения и т. д. Помимо этого, реализация СПИК направлена на решение задач по трансформации экономики из экспортно-сырьевой в высокотехнологичную; изменению инвестиционных процессов; развитию конкурентных возможностей и приоритетов экономического развития России в мировом сообществе и др.
Характерная особенность СПИК — взаимодействие инвесторов и государства в лице РФ (субъекта РФ, муниципального образования). Инвестор должен реализовать проект по разработке и внедрению конкурентоспособной технологии, применение которой позволяет осуществлять производство промышленной продукции. По состоянию на 1 января 2020 г. по данным Федеральной налоговой службы России воспользовались льготами по налогу на прибыль организаций 10 налогоплательщиков, 5 из которых — убыточные [9].
В свою очередь, существует как положительный, так и отрицательный момент использования понижающих коэффициентов, отражающих территорию добычи при расчете налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ). В таблице 4 представлена информация о количестве налогоплательщиков, применивших понижающий коэффициент и о сумме непоступившего в связи с этим НДПИ.
Следует отметить, что налоговые льготы не всегда представляются предопределяемой детерминан-той для инвесторов. Тем более, в большинстве случаев они являются взаимоисключающими друг друга, в связи с чем инвестор должен осуществить свой выбор. Оценка эффективности налоговых льгот именно в данном случае является актуальной и своевременной, так как указанный аспект влияет на недопоступление денежных средств в бюджеты РФ.
Предлагается провести дополнительный анализ и оценку применяемых инструментов, стимулирующих инвестиционную активность, а также унифицировать критерии и подходы к соответствующим понятиям. Затем на этой основе разработать дополнительную единую форму налоговой статистики «отчет о применяемых инвесторами налоговых льготах», позволяющую оценить выпадающие доходы бюджетов и эффективность применяемых инструментов.
Таблица 4
Количество налогоплательщиков и суммы недопоступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в связи с применением льгот в рамках инвестиционной деятельности
по состоянию на 01.10.2020 г.
Наименование показателя Значение показателя
Сумма налога, не поступившая в бюджет, в связи с применением налоговых льгот - всего (по всем видам полезных ископаемых, за исключением углеводородного сырья и угля), тыс. руб. 20 785 118
Сумма, налога, не поступившая в бюджет, в связи с применением участниками РИП или организациями со статусом резидентов ТОСЭР, значения коэффициента Ктд менее 1, тыс. руб. 11 903 109
Количество налогоплательщиков включенных в реестр участников РИП, применивших значение коэффициента Ктд, менее 1 22
Количество налогоплательщиков, для которых не требуется включение в реестр участников РИП, применивших значение коэффициента Ктд, менее 1 36
Количество налогоплательщиков со статусом резидента ТОСЭР, применивших значение коэффициента Ктд, менее 1 12
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с применением участниками РИП включенных в реестр участников РИП, значения коэффициента Ктд, менее 1, тыс. руб. 5 370 617
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с применением участниками РИП для которых не требуется включение в реестр участников РИП, значения коэффициента Ктд, менее 1, тыс. руб. 5 511 427
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с применением организациями со статусом резидентов ТОСЭР, значения коэффициента Ктд, менее 1, тыс. руб. 1 020 479
Источники: [8; 9]
Поскольку представленные на сегодняшний день формы налоговой статистики отвечают только требованиям налогового законодательства и отражают структуру начислений, то в предлагаемой форме следует отразить: виды налоговых льгот, применяемых инвесторами; состав налогов, по которым применяются льготы; количество налогоплательщиков, применивших льготы; суммы недопоступления налога в связи с применением льготы. Данная форма позволит проводить мониторинг применяемых налоговых инструментов, оценивать их эффективность, делать выводы о целесообразности их применения и популярности у налогоплательщиков.
Вместе с тем при проведении аналитического обзора выявлено отсутствие единого информационного ресурса о видах налоговых инструментов в целях расширения использования и оценки эффективности реализации крупных инвестиционных проектов. Целесообразность создания такого источника подтверждается разрозненностью законодательных актов, которые могут быть использованы для реализации поставленных экономических инвестиционных задач. В данной системе структурированной информации предполагается наличие исчерпывающих, достоверных и новейших сведений с возможностью изучения обширного круга нормативно-правовых документов, касающихся порядка законодательного регулирования при реализации крупных инвестиционных проектов не только налогового характера, но тесно связанных с ним, с изменениями и дополнениями в целях поиска актуальных сведений.
Существует еще один аспект более глубокого изучения данного процесса с помощью группировки и сравнения операций, освобождаемых от налогообложения в рамках осуществления деятельности в сфере инвестиций. На сегодняшний день, помимо вышеупомянутых, налоговым законодательством предусмотрено немалое количество льгот для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в инвестиционной сфере, что приводит не только к стимулированию деятельности, но и к потерям бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ [5; 11].
Предварительная оценка эффективности системы налоговых стимулов и льгот оценивается как низкая (45 %) и очень низкая (16 %) [4; 6]. Данные значения свидетельствуют о необходимости создания наиболее благоприятного налогового климата для участников крупных инвестиционных проектов.
В частности, одним из возможных импульсов оживления данного вида деятельности может стать временное введение пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль для банков и организаций, оказывающих услуги участникам крупных инвестиционных проектов, что приведет к возможному снижению стоимости заемных средств и услуг, и, как следствие, расширению возможностей и увеличению количества реализуемых указанных проектов. В экспериментальном порядке такие меры можно ввести на территории нескольких субъектов РФ с целью оценки эффективности их применения в соответствии с принципом рациональности.
Кроме того, принимая во внимание существующую систему распределения налогоплательщиков по различным видам рейтингов возможно введение аналогичной рейтинговой системы для получения преференций при повышении своей позиции в рейтинге: в зависимости от набранных баллов организации и их партнеры смогут получить различные привилегии в рамках законодательства. Поэтому для улучшения взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также цифровизации налогового администрирования в сфере стимулирования крупных инвестиционных проектов с помощью предоставления льгот, рекомендуется ввести подобную систему для организаций-участников проектов при наличии системы структурированной информации, представленной выше.
Кроме того, при реализации представленных тенденций оптимизации системы совершенствования применения налоговых льгот в условиях реализации крупных инвестиционных проектов допустимо выделение одного из возможных направлений автоматизации данного процесса, которым может стать частичное фрагментарное использование информационной базы программного продукта АСК НДС (с необходимыми дополнениями). Перечень преференций, которые доступны к получению организациями, участвующими в тех или иных крупных инвестиционных проектах на различных территориях и при определенных условиях, станет реальным к формированию и конкретизации после набора определенного количества баллов. Внедрение рейтинговой системы позволит улучшить налоговое администрирование данной категории организаций-налогоплательщиков, увеличит прозрачность и возможности применения тех или иных льгот.
В совокупности с вышесказанным возможно и расширение такого инструмента налогового администрирования, как налоговый мониторинг при условии включения организаций, реализующих крупные инвестиционные проекты в состав таких налогоплательщиков. На сегодняшний день налоговый мониторинг носит заявительный характер и может осуществляться ограниченным количеством организаций, у которых одновременно выполняются определенные условия. Однако при внесении соответствующих изменений в налоговое законодательство станет возможным осуществление данного направления налогового администрирования для оптимизации, модернизации и повышения качества предоставления и использования налоговых льгот при реализации крупных инвестиционных проектов. Реализация налогового мониторинга в данном случае возможна через витрину данных с тем преимуществом, что
организации-налогоплательщики имеют возможность самостоятельно устанавливать уровень доступа налоговых органов к финансово-экономическим показателям деятельности [1; 3].
Следовательно, в условиях систематизации и повышения качества процессов координации и стабилизации налоговой составляющей инвестиционной активности организаций в условиях реализации крупных инвестиционных проектов играют важную роль системные последовательные методы и процедуры взаимодействия и регулирования налоговой политики в данной области, то есть актуальными и своевременными мерами станут конкретизация и детализация законодательства, адаптация администрирования и использования льгот, форсирование подготовки и реализации новых налоговых инвестиционных инструментов.
ВЫВОДЫ
По результатам анализа предусмотренных налоговым законодательством инструментов стимулирования инвестиционной деятельности, таких как амортизационная премия, инвестиционный налоговый вычет, региональные инвестиционные проекты, специальные инвестиционные контракты, территории опережающего социально-экономического развития, понижающие коэффициенты, применяемые при расчете налог на добычу полезных ископаемых, авторы пришли к следующим выводам. Предусмотренные законодательством налоговые льготы, стимулирующие крупные инвестиционную активность, в большинстве случаев являются взаимоисключающими друг друга. В связи с этим инвестор должен оценить эффективность налоговых льгот с целью выбора наиболее рационального для себя варианта. Однако, с другой стороны, выбор конкретного варианта налоговых льгот, связанных с инвестициями, оказывает существенное влияние на объем выпадающих доходов бюджетов различных уровней. Считаем необходимым унифицировать критерии и подходы к оценке применяемых инструментов, стимулирующих инвестиционную активность и на этой основе разработать единую форму налоговой статистики, позволяющую оценить выпадающие доходы бюджетов и эффективность применяемых инструментов.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о целесообразности создания единого информационного ресурса о видах налоговых инструментов для расширения использования и оценки эффективности реализации крупных инвестиционных проектов.
В качестве логического продолжения возможно и расширение такого инструмента налогового администрирования, как налоговый мониторинг. Реализация налогового мониторинга возможна через витрину данных с условием, что организации-налогоплательщики получать возможность самостоятельно устанавливать уровень доступа налоговых органов к финансово-экономическим показателям деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты могут быть использованы при формировании и регулировании налоговой политики в области налогового стимулирования крупных инвестиционных проектов и создания условий для эффективного использования, предусмотренного налоговым законодательством инструментария.
Библиографический список
1. Ageeva O., Karp M., Sidorov A. The application of digital technologies in financial reporting and auditing. In: Popkova E.G., Sergi B.S. (eds). The Application of Digital Technologies in Financial Reporting and Auditing. "Smart Technologies" for Society, State and Economy. ISC 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 155. 2021; P. 1526—1534. https://doi.org/10.1007/978-3-030-59126-7_167
2. Дробышевский С.М., Кострыкина Н.С., Корытин А.В. Налоговая конкуренция и активность региональной налоговой политики. Вопросы экономики. 2020;(10);5—27. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-10-5-27
3. Morozova N.G., Korzovatykh Zh.M. Tax risks when applying VAT to the space industry. AIP Conference Proceedings. 2021;2318(1):070019. https://doi.org/10.1063/5.0036938
4. Семенова Н.Н., Арапова О.А. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов в России: действующая практика и перспективы развития. Международный бухгалтрскийучет. 2018;21(2):173—186. https://doi.org/10.24891/ia.21.2.173
5. Цветкова Е.А. Налогообложение инновационных компаний в России. Налоги. 2020;(5):23—27.
6. Ранова А.А. Оценка эффективности налоговых льгот в Российской Федерации. Молодой ученый. 2020;47;337:152—155.
7. Пинская М.Р. Колесник Г.В. Разграничение полномочий между Федеральным и региональным уровнями власти в области налоговых льгот: фискальные последствия. Экономика и математические методы. 2016;52(3):22—35.
8. РФ. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 25.03.2021).
9. ФНС РФ. Статистика и аналитика. https://wwwnalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ (дата обращения: 25.03.2021).
10. Ермошина Е.Л. Инвестиционный налоговый вычет в 2021 году. Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2020;12:29-39.
11. Орлова О.Е. Льготы для участников региональных инвестиционных проектов. Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019;11:35-42.
12. Замараев Б.А., Маршова Т.Н. Эффективность инвестиционного процесса воспроизводства. Вопросы экономики. 2020;(5):45-68. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-5-45-68
References
1. Ageeva O., Karp M., Sidorov A. The application of digital technologies in financial reporting and auditing. In: Popkova E.G., Sergi B.S. (eds). The Application of Digital Technologies in Financial Reporting and Auditing. "Smart Technologies" for Society, State and Economy. ISC 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 155. 2021; P. 1526-1534. https://doi.org/10.1007/978-3-030-59126-7_167
2. Drobyshevsky S.M., Kostrykina N.S., Korytin A.V. Tax competition and the activity of the regional tax policy. Voprosy Ekonomiki. 2020;(10);5-27. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-10-5-27
3. Morozova N.G., Korzovatykh Zh.M. Tax risks when applying VAT to the space industry. AIP Conference Proceedings. 2021;2318(1):070019. https://doi.org/10.1063/5.0036938
4. Semenova N.N., Sharapova O.A. Tax incentives for investment processes in Russia: current practice and development prospects. International accounting. 2018;21(2):173-186. https://doi.org/10.24891/ia.21.2.173
5. Tsvetkova E.A. Taxation of innovative companies in Russia. Nalogi. 2020;(5):23-27.
6. Ranova A.A. Assessment of the effectiveness of tax benefits in the Russian Federation. Molodoi uchenyi. 2020;47;337:152-155.
7. Pinskaya M.R. Kolesnik G.V The differentiation of the authority in tax incentives among the federal and regional levels fiscal implications. Economics and Mathematical Methods = Ekonomika i matematicheskie metody. 2016;52(3):22-35.
8. Yermoshina E.L. Investment tax deduction in 2021. Income tax: accounting of income and expenses. 2020;12:29-39.
9. RF. Tax Code of the Russian Federation. Part I. http://wwwconsultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (accessed 25.03.2021).
10. FTS RF. Statistics and analytics. https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ (accessed 25.03.2021).
11. Orlova O.E. Benefits for participants of regional investment projects. Construction: accounting and taxation. 2019;11:35-42.
12. Zamaraev B.A., Marshova T.N. The effectiveness of the investment process of reproduction. Voprosy Ekonomiki. 2020;(5):45-68. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-5-45-68