Научная статья на тему 'Проблемы и направления совершенствования инструментов налогового стимулирования частных инвестиций в промышленное производство'

Проблемы и направления совершенствования инструментов налогового стимулирования частных инвестиций в промышленное производство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT / TAX INCENTIVES / INCOME TAX / SPECIAL INVESTMENT CONTRACT / REGIONAL INVESTMENT PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большаков Владислав Владимирович, Мандрощенко Ольга Валентиновна

Предмет исследования налоговые инструменты в системе государственного стимулирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий. Цель исследования разработка мер по совершенствованию действующей системы налогообложения инвестиционной деятельности, направленной на стимулирование прямых инвестиций. В результате исследования выявлены недостатки действующих инструментов амортизационной политики и предложен механизм их устранения. Проведен анализ эффективности налоговых инструментов, используемых участниками региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов. Сформулированы основные направления совершенствования действующей системы налогообложения инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Большаков Владислав Владимирович, Мандрощенко Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES AND AREAS FOR IMPROVEMENT OF TAX-RELATED INSTRUMENTS ENCOURAGING PRIVATE INVESTMENT IN INDUSTRIAL PRODUCTION

The subject of the research is tax instruments in the system of Government incentives encouraging investment activities of industrial enterprises. The purpose of the research is enhancement of the current taxation mechanisms of investment activities aimed at encouraging of direct investment. As a result of the research the drawbacks of existing depreciation policy instruments were revealed and suggested a mechanism for their elimination. The analysis of the effectiveness of tax instruments applied by participants of regional investment projects and special investment contracts was carried out. The main areas for improvement of the current system of taxation of investment activity were determined.

Текст научной работы на тему «Проблемы и направления совершенствования инструментов налогового стимулирования частных инвестиций в промышленное производство»

Проблемы и направления совершенствования инструментов налогового стимулирования частных инвестиций в промышленное производство Issues and areas for improvement of tax-related instruments encouraging private

investment in industrial production

ft Л московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 330.322.21 DOI 10.24411/2413-046X-2020-10393 Большаков Владислав Владимирович,

факультет «Налоги и налогообложение», Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Мандрощенко Ольга Валентиновна, профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования,Финансовыйуниверситет при Правительстве РФ, г. Москва

Bolshakov V.V., vladislavv.bolshakov@gmail.com

Mandroshchenko O.V., olga.v-ma@yandex.ru

Аннотация. Предмет исследования - налоговые инструменты в системе государственного стимулирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий. Цель исследования - разработка мер по совершенствованию действующей системы налогообложения инвестиционной деятельности, направленной на стимулирование прямых инвестиций. В результате исследования выявлены недостатки действующих инструментов амортизационной политики и предложен механизм их устранения. Проведен анализ эффективности налоговых инструментов, используемых участниками региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов. Сформулированы основные направления совершенствования действующей системы налогообложения инвестиционной деятельности.

Summary. The subject of the research is tax instruments in the system of Government incentives encouraging investment activities of industrial enterprises. The purpose of the research is

enhancement of the current taxation mechanisms of investment activities aimed at encouraging of direct investment. As a result of the research the drawbacks of existing depreciation policy instruments were revealed and suggested a mechanism for their elimination. The analysis of the effectiveness of tax instruments applied by participants of regional investment projects and special investment contracts was carried out. The main areas for improvement of the current system of taxation of investment activity were determined.

Ключевые слова: инвестиции, налоговая льгота, налог на прибыль, специальный инвестиционный контракт, региональный инвестиционный проект

Keywords: investment, tax incentives, income tax, special investment contract, regional investment project

В последние десятилетия экономический рост России был обусловлен использованием экстенсивных факторов, а также высокими ценами на экспортируемое сырье и энергоносителями. Тем не менее, на сегодняшний день такая возможность практически исчерпана. Это связано с истощением природных ресурсов, в том числе легкодобываемого углеводородного сырья, падением мировых цен на нефть до рекордно низкого уровня, а также снижением спроса на экспорт из России.

В условиях сформированной экспортно-сырьевой модели экономики, не представляется возможным обеспечить устойчивый экономический рост и макроэкономическую стабильность в долгосрочной перспективе. Резкий экономический спад ввиду обвала мировых цен на нефть в 2020 г. продемонстрировал неэффективность и неустойчивость текущей модели.

Данные факты свидетельствуюn о значимости изменения отраслевой структуры национальной экономики за счет наращивания доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП и внешнеторгового баланса. Однако в настоящее время обрабатывающий сектор характеризуется низким уровнем эффективности, что свидетельствует о низкой конкурентоспособности на мировом рынке. Одной из главных причин этого является низкий уровень инвестиций в основной капитал, особенного в высокотехнологичное оборудование.

На рисунке 1 представлена диаграмма, отражающая динамику объема инвестиций в основной капитал в период с 2010 по 2019 гг. За анализируемый период данный показатель увеличился с 9 152 млн. руб. до 19 319 млн. руб. Однако темпы прироста объема инвестиций в основной капитал довольно низкие. Для того чтобы обеспечить стабильный экономический рост за счет развития обрабатывающий промышленности, необходимо достичь многократного увеличения данного показателя.

Рисунок 1. Дин амина инвестиций в основной напитал 2010 — 2019 гг. [13]

Развитие инвестиционных процессов существенно связано с экономикой ситуацией в стране. В 2019 г. около 88% руководителей компаний оценивали ситуацию как «благоприятную» и «удовлетворительную».

Если в начале 2020 г. 74% руководителей организаций ожидали роста инвестиционной активности или сохранения на прежнем уровне, то к середине второго квартала 2020 г. прогнозы стали менее оптимистичные, что обусловлено глобальной ситуацией и ослаблением национальной валюты на фоне падения мировых цен на нефть. В сложившейся ситуации важной задачей является обеспечить эффективное стимулирование инвестиционной деятельности.

Применение инструментов налогового стимулирования представляется наиболее эффективной мерой стимулирования капиталовложений. Применение налоговых льгот позволяет организациям нарастить собственные источники финансирования капиталовложений.

Тем не менее, на сегодняшний день налоговое законодательство характеризуется большим количеством налоговых льгот, которые нацелены на стимулирование капиталовложений, однако их бессистемный характер не обеспечивает желаемого притока инвестиций и ежегодно увеличивает налоговые расходы бюджета. Поэтому важной задачей является оценка эффективности действующей системы налогового стимулирования инвестиционной деятельности, совершенствование налоговых инструментов и ликвидация неэффективных.

На сегодняшний день во многих странах мира, в том числе и в России, одним из основных инструментов налогового стимулирования инвестиционной деятельности является регулирование налоговой нагрузки по налогу на прибыль организаций [3].

В России стандартная ставка по налогу на прибыль была снижена с 24 до 20% в период кризиса 2009 г., в целях повышения уровня экономической активности в стране. Кроме этого, субъекты РФ имели право снижать региональную часть ставки по налогу на

прибыль организаций. За посткризисный период с 2011 по 2018 гг. недопоступления налога на прибыль только из-за применения субъектами пониженной ставки в среднем составляли 72,6 млрд. руб. в год. С 2019 г. региональные льготы предоставляются только для отдельных категорий налогоплательщиков, указанных в Налоговом кодексе РФ (далее - НК РФ), среди них резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), особых экономических зон (далее - ОЭЗ), а также участники региональных инвестиционных проектов (далее - РИП) или специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК).

На основании проведенного анализа данных по всем субъектам РФ за период 2006 -2019 гг., можно заметить, что после снижения стандартной ставки по налогу на прибыль с 24% до 20% эффективная ставка в России, как правило, варьируется от 19,2% до 19,6%. Тем не менее, дифференциация эффективных ставок в зависимости от региона довольно существенна. В частности, наиболее низкий уровень эффективной ставки наблюдается в Пермском крае -17,8% в 2019 г., в предыдущие годы уровень был еще ниже и в 2010 г. составлял 15,8%. Также довольно низкий уровень ставок относительно других регионов наблюдается в Ханты-Мансийском автономном округе и Иркутской области, которые в 2019 г. составили 17,85% и 17,6% соответственно. Данный факт свидетельствует о благоприятных налоговых условиях для налогоплательщиков в вышеперечисленных регионах. Тем не менее, эффективная ставка по налогу на прибыль была на уровне 20% в 16 регионах в 2018 г. и в 20 регионах в 2019 г. Динамика эффективных ставок в период с 2006 по 2019 гг. и их изменения относительно стандартной ставки представлены на рисунке 2.

2006 200 7 200 5 2010 201 1 2012 2013 201+2015 2016 201 "201 5 2019

Рис^гно:к 2. Эффективные по налогу на. лрноьопь е суоъе^газ! РФ [15]

В настоящее время в российской налоговой практике, кроме изменения ставки по налогу на прибыль, крайне значимым инструментом является предоставление

возможности налогоплательщику, осуществляющему инвестиции в основной капитал, включить затраты в расходы по налогу на прибыль.

НК РФ предусматривает для налогоплательщиков возможность использования инструментов амортизационной политики, в качестве стимула к обновлению основных средств. В частности, выбор между линейным и нелинейным методом начисления амортизации, использование амортизационной премии, применение повышающих коэффициентов к основным нормам начисления амортизации.

Амортизационная премия была введена в НК РФ в 2005 г. на основании Федерального закона от 06.06.2005 г. № 58-ФЗ. Одной из основных причиной введения стала потребность в инструменте, направленным на стимулирование инвестиций, который бы заменил инвестиционную льготу по налогу на прибыль, упраздненную в 2002 г.

Применение амортизационной премии позволяет единовременно включить в состав расходов часть первоначальной стоимости вложенных инвестиций в основные средства.

Первоначально размер амортизационной премии составлял 10%. Однако с 2009 г. норма единовременного включения первоначальной стоимости основного средства со сроком полезного использования от 3 до 20 лет была увеличена с 10% до 30%. На сегодняшний день амортизационную премию используют более 10 тыс. компаний ежегодно [15]. Анализ данных налоговой отчетности позволяет сделать вывод, что соотношение суммы амортизационной премии с объемом инвестиций в основной капитал снизилось с 9,62% в 2013 г. до 7,49% в 2018 г. Данный факт позволяет предположить, что степень влияния амортизационной премии на объем инвестиций в основной капитал снизилась. Однако за анализируемый период данный показатель изменялся разнонаправленно. На основе проведенных расчетов построим диаграмму, отражающую динамику изменения соотношения сумм амортизационной премии с объемом инвестиций в основной капитал (рисунок 3). Линия тренда отражает отрицательную динамику анализируемого показателя.

Для того чтобы определить, в какой степени данный инструмент налогового стимулирования оказывает влияние на рост объема инвестиций в основной капитал используем инструменты корреляционного анализа. Уровень воздействия амортизационной премии на объем инвестиций в основной капитал - средний, т. к. значение коэффициента корреляции г = 0,63 и находится в промежутке (0,5; 0,7), который характеризует средний уровень корреляции. Таким образом, можно сделать вывод, что использование данного инструмента стимулирования инвестиций оказывает положительное влияние на рост инвестиций, однако влияние данного фактора не очень существенно.

Также важно отметить, что чем выше доля амортизационных отчислений в структуре источников инвестиций, тем эффективнее развивается экономика страны. Тем не менее, в России амортизационная премия в общей структуре источников инвестиций в основной капитал составляет лишь около 20%, в то время как в США доля составляет около 60%, а в Германии и Франции данный показатель превышает 70%.

Существенной проблемой данного инструмента налогового стимулирования капиталовложения является то, что многие российские организации используют суммы налоговой экономии не для инвестиций в обновления основного капитала, а для наращивания прибыли и увеличения оборотных средств. В результате проявляется серьезное отставание уровня финансирования инвестиций за счет амортизации по сравнению с развитыми зарубежными странами.

Кроме этого, стоит учитывать, что потери для бюджета от предоставления амортизационной премии весьма значительны и оцениваются в 0,22% ВВП [8]. Таким образом, данный метод стимулирования инвестиций требует пересмотра.

Одним из направлений развития данного инструмента может стать внедрение механизма предоставления налоговых льгот на конкурсной основе с последующим контролем по соответствию проектных инвестиций. Для реализации данного механизма требуется разработка системы, позволяющей отслеживать инвестиционную историю налогоплательщиков, которая позволит выявить организации, расходующие сэкономленные средства на модернизацию и совершенствования производства. В качестве анализируемого показателя может быть выбрано отношение сумм инвестиций в основные средства к полученной прибыли.

Еще одним инструментом амортизационной политики является применение нелинейного метода начисления амортизации.

Действующие для нелинейного метода нормы амортизации позволяют включить в расходы более половины стоимости основного средства за первую четверть срока полезного использования. Предполагалось, что благодаря такому эффекту от использования данного метода стимулы к ускоренному обновлению основных средств увеличатся. Однако использование нелинейного способа не получило широкого распространения среди налогоплательщиков (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика количества налогоплательщиков, применяющих линейный и нелинейный способы начисления амортизации [15]

Показатель 2019 2018 2017 2016 2015

Количество налогоплательщиков, использующих линейный пето дом 313 987 337 228 347 465 352 135 375 030

Количество налогоплательщиков, использующих нелинейный методом 1 515 2 018 1 621 2 119 1 975

Доля налогоплательщиков, использтаэщих нелинейный методом в общем числе налогоплательщиков 0.45% 0.59% 0.46% 0Г60% 0.52%

Согласно проведенным расчетам, доля налогоплательщиков, применяющих нелинейный метод начисления амортизации в общем числе налогоплательщиков, начисляющих амортизацию, составляла от 0,46% до 0,59%, что говорит о низкой значимости данного инструмента стимулирования инвестиций. Таким образом, может быть рассмотрен вариант о ликвидации данного инструмента.

В статье 259.3 НК РФ установлены повышающие коэффициенты к норме амортизации. Коэффициент не более трех налогоплательщики вправе применять к норме амортизации по основным средствам, используемым только для научно-технической деятельности.

Однако, проанализировав данные за период с 2015 по 2019 гг., видно, что данную льготу используют только 5 организаций и сумма, включаемая в состав таких расходов, у организаций составила 132 млн. руб. в 2019 г. Таким образом, можно сделать вывод, что данная льгота имеет минимальный эффект для стимулирования инвестиций в масштабах государства, так и для организаций эффект от данной льготы незначителен.

Также в ст. 259.3 НК РФ установлено применение повышающего коэффициента - не выше 2 в отношении амортизируемых основных средств, которые относятся к объектам с высокой энергетической эффективностью по перечню Правительства РФ [2]. Данная льгота более востребована налогоплательщиками. Количество организаций,

воспользовавшихся данной льготой, увеличилось в 1,83 раза за период с 2015 по 2019 гг. и составило 73, а сумма, включаемая в расходы, выросла с 5,5 млрд. руб. в 2015 г. до 12 млрд. руб. в 2019 г. Положительная динамика сумм расходов и рост числа налогоплательщиков, использующих оборудование с высокой энергетической эффективностью, свидетельствует о положительном влиянии данной льготы на инвестиции в основной капитал.

Стоит отметь, что в настоящее время в развитии инструментов налогового стимулирования инвестиционной деятельности основной акцент сделан на регионы. Такая направленность налоговой политики обусловлена необходимостью обеспечения устойчивого и сбалансированного пространственного развития России, сокращением межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорением темпов экономического роста и технологического развития. В таблице 2 систематизированы основные меры налогового стимулирования инвестиций в основной капитал в отдельных регионах России. В зависимости от субъекта РФ набор льгот может варьироваться ввиду установления субъектами различных ставок по налогу на имущество организаций и региональной ставки по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ.

Таблица 2 - Сравнение мер налогового стимулирование с применением

специальных инвестиционных режимов

Налога Стандартные ставки РИП сник ОЭЗ ТОСЭР

Налогна прибыль (региональная часть) 17% 0%на 5 лет с момента получения прибыли. 10% следующие 5 лет 0% на 10 лет с момент а получения прибыли 13,5% на весь период 0%на 5 лет с момента получения прибыли. 10% следующие 5 лет

Налогна прибыль (федеральны ч асть) 3% 0%на 10 лет с момента получения прибыли 0% на 10 лет с момент а получения прибыли 2% на весь период 0%на 5 лет с момента получения прибыли

Налогна имущество 2,20% Стандартная ставка В зависимости от региона 0% на 10 лет с момента получения прибыли 0%на 5 лет с момента получения прибыли

Социальные платежи 30% Стандартная ставка Стандартная ставка Стандартная ставка 7,6% на 10 лет с момента получения прибыли

Значительный практический интерес имеет вопрос о перспективах реализации стимулирующего потенциала таких инструментов, как РИП и СПИК, в рамках которых инвесторам предлагаются льготные условия налогообложения.

С 01 января 2014г. в НК РФ был введен принципиально новый для нашей страны инструмент стимулирования реализации инвестиционных проектов в регионах, который направлен на поддержку организаций, которые приняли решение о создании новых промышленных предприятий. Несмотря на особенности регулируемых отношений, положения, которые устанавливают правовой статус РИП были внесены в НК РФ. В частности, в первой части НК РФ были закреплены цели, критерии для участника, порядок внесения в реестр участников РИП. Во второй части, в рамках общей структуры НК РФ, были закреплены ставки, порядок их применения и особенности исчисления налога на прибыль организаций организациями - участниками РИП.

Согласно установленным в НК РФ нормам под РИП понимается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров, и который удовлетворяет одновременно требованиям, установленным в п. 1 ст. 25.8 НК РФ [1]. Для участия в РИП объем капитальных вложений при их осуществлении в течение трех лет должен составлять от 50 до 500 млн руб. В случае осуществления капиталовложений в течение пяти лет, их объем должен превышать 500 млн руб.

Низкий уровень инвестиций в развитие производственных мощностей является одним из основных препятствия роста реального сектора экономики России. Для развития РИП используют стимулирующие налоговые инструменты.

В частности, для участников РИП предусмотрено обнуление ставки по налогу на прибыль, подлежащей зачислению в федеральный бюджет в течение 10 лет, начиная с периода, когда была получена первая прибыль о реализации товаров. Региональная ставка зависит от субъекта РФ, где реализуется инвестиционный проект, однако по общеустановленному правилу не может превышать 10% в течение 5 лет, начиная с периода, когда была получена первая прибыль по РИП, а также не может быть установлен на уровне менее 10 % в течение следующих пяти лет.

Изначально инструмент РИП разрабатывался в целях стимулирования развития экономики и повышения уровня жизни людей на территории Дальнего Востока России. Однако на сегодняшний день наиболее привлекательным направлением инвестиций в проекты Дальнего Востока являются сырьевые проекты.

Более 90% иностранных инвестиций сконцентрировано в добывающей отрасли. Основная причина заключается в том, что, несмотря на значительную налоговую

экономию, такие инвестиционные факторы как: развитость инфраструктуры; интеллектуальный и профессиональный потенциал населения; научно-технические комплексы, которые способны привлечь приток инвестиций, находятся на низком, недостаточном для полноценного развития уровне [6]. С другой стороны, тяжелые климатические условия, высокие логистические издержки, отток населения. Все вышеперечисленные факторы снижают количество потенциальных инвесторов, так как инвестиционные риски при реализации РИП находятся на очень высоком уровне.

Проведенный анализ данных Министерства финансов РФ и ФНС РФ за период 20162018 гг. свидетельствует о том, что объем выпадающих доходов бюджета растет более стремительными темпами, чем объем инвестиций (таблица 3). Таблица 3 - Анализ налоговых расходов бюджета ДФО от предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, в т.ч. участникам

РИП [14]

Показатель 2016 2017 2018

Выпадающие доходы бюджета субъаста по налогу на прибыль. тыс. руб. 501 441.00 1 295 037,00 3 215 266,34

Темп р о ста, % - 255,56 247,93

Выпадающие доходы бюджета субъата по на лоту на имуще ство. тыс. руб. 409 656,00 625 601,00 995 422,00

Темп ро ста, % - 153,43 155,36

Сумма выпадающих доходов, тыс. руб. 911 127,00 1 926 635,00 4 213 685,34

Темп ро ста, % - 211,46 215,71

Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб. 955 160 000 1 217360 000 1 394 500 000

Темп ро ста, % 97,1 123,6 114,5

При сопоставлении темпов роста налоговых расходов бюджета от предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков, в число которых входят участники региональных инвестиционных проектов, можно увидеть, что темпы роста налоговых расходов почти в 2 раза превышают темпы роста объемов инвестиций в основной капитал в Дальневосточном федеральном округе. Исходя из этого, можно сделать вывод, что используемые инструменты налогового стимулирования при реализации РИП не имеют должного эффекта.

Таким образом, для полноценного запуска механизма притока частных инвестиций необходимо выстроить первоначальную инфраструктурную базу, развитие которой в дальнейшем будет обеспечиваться ростом производства в регионе. На наш взгляд,

наиболее эффективным вариантом является применение прямых бюджетных трансфертов, при условии обеспечения должного уровня контроля расходования средств. После формирования первоначальной инфраструктурной базы для инвесторов, действенность института РИП и эффективность от предоставляемых налоговых льгот может возрасти в разы. Данный вывод также основан на опыте успешной реализации РИП на территории других субъектов РФ с более развитой инфраструктурой.

Альтернативным инструментом стимулирования инвестиций является заключения специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК), предусматривающих особые условия ведения финансово-хозяйственной деятельности.

СПИК был введен Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 488 «О промышленной политике в РФ» (СПИК 1.0).

Под СПИК понимается соглашение, предусматривающее выполнение взаимных обязательств сторонами соглашения:

- Со стороны инвестора создание или технологическое обновление промышленного производства.

- Со стороны РФ или субъекта РФ - выполнение обязательств по стимулированию производства и предоставление льготных условий ведения деятельности инвестору.

Одним из основных инструментов, стимулирующих заключение СПИК являются налоговые льготы.

Согласно п. 1.14 ст. 284 НК РФ для участников СПИК ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%. В ст. 289.4 НК РФ указывается, что ставка по налогу на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъектов РФ, может быть снижена до 0% законом субъекта РФ. Таким образом, в зависимости от регионального законодательства, ставка налога на прибыль может быть снижена до 0% [2].

В пп. 6. п. 1 ст. 259.3 НК РФ для участников СПИК установлено право на применение повышающего коэффициента (не более двух) к норме амортизации основных средств, относящихся к первой - седьмой амортизационным группам. Однако стоит учитывать, что основное средство должно использоваться для производства продукции, предусмотренной СПИК.

Кроме этого, согласно п. 5 ст. 16 Закона № 488-ФЗ в течение всего периода действия инвестиционного контракта гарантируется неповышение уровня совокупной налоговой нагрузки на доходы участника СПИК.

По данным Минпромторга РФ за период с июня 2016 г. по август 2019 г. на федеральном уровне было заключено 45 СПИК на общую сумму около 808 млрд. руб. По данным Фонда развития промышленности, общий объем налоговых отчислений по подписанным СПИК составит 1 112 млрд. руб. Кроме этого, планируется создать более 24 тыс. рабочих мест [16]. Наибольшее количество специальных инвестиционных контрактов было заключено в машиностроении — 26, 14 из которых — в автомобилестроительной промышленности. Четыре контракта заключено в сфере металлообработки и металлургии, семь — в медбиофармацевтической промышленности (рисунок 4).

Химическая пр омьшшенно ;тъ

Метало о брпаб отка-' Метапурпш

Мецбиофарма

Машиностроение

0 2 4 6 8

■ ■ ■

Рисунох 4. Количество СПИК. заключенных с РФ. по отраслям

Наибольший объем инвестиций - 54,2% при помощи инструмента СПИК был привлечен в химическую промышленность — 437,7 млрд руб. (рисунок 5). В данной отрасли заключено восемь СПИК. Значимое место в структуре заключенных СПИК федерального уровня занимает автомобильная промышленность: общий объем инвестиций по заключенным СПИК составил 287,4 млрд руб. За период с 2016 по 2019 гг. почти все наиболее крупные компании автомобильной промышленности в России заключили СПИК с РФ, в том числе ООО «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус», ООО «Тойота Мотор», ООО «Фольксваген Груп Рус», ПАО «АВТОВАЗ» [16].

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 12

18.2

■ Машнно строение

■ Мецбнофарма

334,2

■ Метало о брпаботка-' Мпажурпп

■ Химическая

пр дшшкннсп

Рисунох 5. Совоктаный о оъем инвестиций по СП1Ж: заключенным с РФ 2016-2019 гг., млрд.

Таким образом, главным результатом использования СПИК 1.0 стало целевое привлечение инвестиций в отдельные отрасли промышленности и, как следствие, рост налоговых отчислений и формированием новых рабочих мест. Стремительный рост количества участников СПИК, рост доходов бюджета, повышение уровня занятости населения, все эти факторы свидетельствуют о высокой эффективности мер налогового стимулирования инвестиций в рамках СПИК.

С 13 августа 2019 г. вступили в силу поправки в Закон о промышленной политике, которыми был введен новый механизм СПИК («СПИК 2.0»). Правила СПИК 2.0 также содержатся в иных нормативно-правовых актах, в том числе НК РФ, Бюджетном кодексе РФ.

Главной особенностью СПИК 2.0 является нацеленность на развитие в РФ современных технологий, используемых в серийном производстве промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке.

Рассмотрим ключевые аспекты СПИК 2.0 и его отличия СПИК 1.0:

1. СПИК 2.0 - это всегда четырехсторонний договор между инвестором, РФ, субъектом РФ и муниципалитетом;

2. СПИК 2.0 предполагает наличие только одного инвестора;

3. Отменен минимальный порог инвестиций, что предполагает более широкое распространение данного инструмента;

4. Срок действия СПИК может составлять:

5. до 15 лет если сумма инвестиций менее 50 млрд руб.;

6. до 20 лет если сумма инвестиций превышает 50 млрд руб.

7. Участники СПИК получили возможность вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках СПИК, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, для применения льготной ставки по налогу на прибыль организаций.

В таблице 4 представлены меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности, которые гарантируются участнику СПИК 2.0 со стороны государства.

Таблица 4 - Анализ мер налогового стимулирования участников СШЖ 2.0

Льгота по налогу на прибыль 0% Федеральный закон от 02.08.2019 269-ФЗ

Кто может применять льготу по налога на прибыль (0%) Ранее-только инвесюры; Сейчас - инвесторы н привлеченные лнц^_

Условия применения льготы по налогу на прибыль организаций Выручка от реализации продукции СПИК составляет не менее 90% от всей налогооблагаемой базы, или Налогоплат е лыцик ведет р азд е льный учет

Условие применения федеральной льготы по налога на прибыль Существует региональный закон, вводящий региональную льготу по налогу на прибыль

Сроки применения льготы по налогу на прибыль В течение срока действия региональной льготы В теч е ние ср ока действия СПИК

Стабилизационная оговорка

Неприменение изменений в налоговом законодательстве, которые приводят к ухудшению положения налогоплат е лыцика Распространяется только на налоговые льготы, прямо указанные в тексте СПИК Не распространяется на НДС. акцизы и социальные взносы

Льготы по региональным налогам

Региональные и местные власти могут предо ставить участникам СПИК льготы по налогу на имущество. транспортному и земельному налогам Регулируется региональным и местным законодательством

Тем не менее, несмотря на существенные изменения, существуют проблемы, которые необходимо урегулировать, чтобы инструмент СПИК заработал в полной мере.

В частности, одним из направлений развития СПИК является обеспечение возможности реализации контракта несколькими участниками-инвесторами. СПИК 2.0 не предусматривает участие привлеченных лиц в инвестиционном контракте, кроме инвестора. Однако предоставление права на участие нескольких лиц со стороны инвестора, а также предоставление мер поддержки со стороны государства, в том числе налоговых, могут оказать синергетический эффект при реализации инвестиционного проекта.

Согласно Правилам заключения СПИК возможна реализация проекта на территории нескольких субъектов РФ. В этом случае, участник СПИК может рассчитывать на

получение налоговых льгот, установленных законодательством нескольких субъектов РФ и муниципальных образований. Перспектива реализации инвестиционного проекта на территории нескольких субъектов РФ способствует развитию межрегиональных кластеров. Однако, при реализации СПИК на территории нескольких субъектов Федерации может возникнуть вопрос о разграничении налоговых и иных полномочий субъектов РФ, что на практике может стать причиной определённых трудностей. Поэтому данный вопрос также должен быть законодательно урегулирован более детально в целях минимизации рисков для участника СПИК.

Анализ практической реализации СПИК и инструментов налогового стимулирования инвестиций, применяемых в рамка данного режима, позволил сделать вывод, что СПИК является перспективным инструментом государственного стимулирования промышленности и роста объемов капиталовложений в основной капитал. Стремительные темпы роста участников СПИК свидетельствуют о привлекательности используемых инструментов налогового стимулирования. Также рост инвестиций участников СПИК, рост промышленности, обеспечивает увеличение объема налоговых поступлений в бюджет.

Дальнейшее совершенствование механизма СПИК позволит развивать высокотехнологичное производство, что крайне необходимо для обеспечения конкурентоспособности на мировых рынках. Кроме этого, реализация СПИК позволит снизить сырьевую зависимость государства, а также обеспечит рост занятости населения страны. Поэтому на сегодняшний день, на наш взгляд, СПИК является одним из основных драйверов экономического роста РФ.

На сегодняшний день повышение объема инвестиций в основной капитал и технологическое обновление производства является первоочередной задачей для государства. Однако в ходе проведенного анализа современного состояния инвестиционной деятельности в РФ мы пришли к выводу, что темпы роста объема инвестиций довольно медленные, высокая доля оборудования устарела и нуждается в обновлении.

Проведенный анализ позволил сделать вывод, что ряд налоговых инструментов нуждается реформировании. В частности, инструменты амортизационной политики. Предлагается для повышения эффекта от амортизационной премии разработать систему, которая будет обеспечивать целевое расходование сумм налоговой экономии на обновление основных фондов. Применение нелинейного метода амортизации является мало востребованным инструментом, и значение для стимулирования инвестиций

незначительно. Таким образом, может быть рассмотрен вариант о ликвидации данного инструмента.

Анализ практики применения РИП для стимулирования притока инвестиций в Дальневосточный регион РФ показал его несостоятельность для развития промышленного производства. Это связано с низким уровнем развития различных инвестиционных факторов, в т.ч. инфраструктуры. При этом использование только налоговых инструментов стимулирования инвестиций не позволяет компенсировать существенный объем затрат компаний, что и снижает инвестиционную привлекательность региона. Потому требуется пересмотр и подбор более действенных инструментов. В частности, развитие базовой инфраструктуры за счет бюджетных трансфертов.

В ходе настоящего исследования дана характеристика и проведен анализ практики применения СПИК. На сегодняшний день данный инструмент является одним из наиболее результативных по объему привлеченных инвестиций, что свидетельствует о привлекательности налоговых стимулов, предоставляемых в рамках СПИК, для инвесторов, в том числе иностранных. В настоящее время институт СПИК подвержен значительным изменениям, большая часть из которых направлена на дальнейшее развитие и технологическую направленность данного инструмента. Тем не менее, существует ряд проблем и неточностей законодательства, которые требуется устранить для полноценного использование СПИК, но дальнейшее развитие институтов РИП и СПИК может стать ключевым драйвером развития экономики РФ.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) - URL: http://base.consultant.ru;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020) - URL: http://base.consultant.ru;

3. Вотинов А. И., Елкина М. А., Никонов И. В. Детерминанты частных инвестиций в России: роль налога на прибыль // Экономический журнал ВШЭ. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru;

4. Гереев, Р.А. Особенности налогового стимулирования промышленного производства / Р.А. Гереев // Налоги и налогообложение. — 2018. URL: https://cyberleninka.ru;

5. Гончаренко Л. И., Вишневская Н. Г. Налоговое стимулирование инновационного развития промышленного производства на основе анализа передового зарубежного опыта // Экономика. Налоги. Право. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru;

6. Грундел Л. П. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов // сборник статей XI Международной научно-практической конференции. 2017. URL: https://elibrary.ru;

7. Евстафьева Ю.В. Опыт применения и совершенствования специального инвестиционного контракта // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 3. С. 152-167. URL: http://www.inesnet.ru;

8. Каратаева Г. Е. Формы и методы налогового стимулирования инновационной деятельности в регионах России. // Инновационное развитие экономики. Научно-консалтинговый центр, 2018. URL: https://elibrary.ru;

9. Мандрощенко О. В. Налоговая система и ее влияние на развитие инвестиционной деятельности. Статья // Финансы и кредит. - М.,2012. URL: https://cyberleninka.ru;

10. Мандрощенко О.В. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности: проблемы и пути их решения. Статья. //Экономический анализ: теория и практика. -М.,2014. URL: https://cyberleninka.ru;

11. Тихонова А. В. Применение специального инвестиционного контракта в условиях реализации политики импортозамещения // Экономика. Налоги. Право. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru

12. Цыганков Э. М. Проблемы и перспективы правовых форм осуществления и стимулирования инвестиционной деятельности // Статья - 2017. URL: http://www.ombudsmanbiz-irk.ru;

13. «Инвестиции в России 2019» - статистический сборник Федеральной службы государственной статистики - URL: https://gks.ru;

14. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (утв. Минфином России) - URL: http://base.consultant.ru;

15. Официальный сайт ФНС РФ. URL: https://www.nalog.ru;

16. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. URL: http://minpromtorg.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.