Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УДАЛЕННОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЛИНГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И БОЛЬШИХ ВЫЗОВОВ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УДАЛЕННОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЛИНГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И БОЛЬШИХ ВЫЗОВОВ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УДАЛЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЛИНГ / РАЗВИТИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / COVID-19 / ПАНДЕМИЯ / REMOTE TAX CONTROLLING / DEVELOPMENT / TRENDS / PANDEMIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деева Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются процессы цифровизации экономической деятельности и внедрения новых технологических дистанционных инструментов в работе ФНС, их влияние на поступления в бюджет. Описаны требования государства к цифровизации процессов налогового контроля. Центральным вопросом рассмотрения в статье является удаленная форма налогового контроллинга и необходимость ее развития и внедрения во время больших вызовов, в том числе коронавирусной инфекции. Помимо этого в статье даны описания направлений, по которым произойдет облегчение в работе налоговых органов с внедрением инструмента удаленного налогового контроллинга в период пандемии COVID-19. Рассмотрены преимущества от внедрения рассматриваемого инструмента как для налогоплательщика, так и для государства и описаны нюансы перехода ФНС к цифровому формату работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Деева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE TAX CONTROLLING TRENDS IN THE DIGITAL ECONOMY AND THE BIG CHALLENGES OF THE COVID-19 CORONAVIRUS INFECTION PANDEMIC

The author of the article discusses the processes of digitalization of economic activity and the introduction of new technological remote tools in the work of the Federal Tax Service and their impact on budget revenues. The requirements of the state for digitalization of tax control processes are described. The central tool for consideration in the article is the remote form of tax controlling and the need for its development and implementation during major challenges, including coronavirus infection. In addition, the article describes the directions in which the work of the tax authorities will be facilitated with the introduction of the remote tax controlling tool during the COVID-19 pandemic. The advantages of introducing the tool in question for both the taxpayer and the state are examined; and the nuances of the transition of the Federal Tax Service to a digital work format are described.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УДАЛЕННОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЛИНГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И БОЛЬШИХ ВЫЗОВОВ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19»

Деева Т.В.1

1 Институт проблем рынка РАН, Москва, Россия

Тенденции развития удаленного налогового контроллинга в условиях цифровой экономики и больших вызовов пандемии коронавирусной инфекции COVID-19

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Деева Т.В. Тенденции развития удаленного налогового контроллинга в условиях цифровой экономики и больших вызовов пандемии коронавирусной инфекции СОУЮ-19 // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 7. — С. 1401-1412. с1о1: 10.18334/се.14.7.110588

С

АННОТАЦИЯ: 8

В статье рассматриваются процессы цифровизации экономической деятельности и внедрения новых технологических дистанционных инструментов в работе ФНС, их влияние на поступления в бюджет. Описаны требования государства к цифровизации процессов налогового контроля. Центральным вопросом рассмотрения в статье является удаленная форма налогового контроллинга и необходимость ее развития и внедрения во время больших вызовов, в том числе коронавирусной инфекции. Помимо этого в статье даны описания направлений, по которым произойдет облегчение в работе налоговых органов с внедрением инструмента удаленного налогового контроллинга в период пандемии СОУЮ-19. Рассмотрены преимущества от внедрения рассматриваемого инструмента как для налогоплательщика, так и для государства и описаны нюансы перехода ФНС к цифровому формату работы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: удаленный налоговый контроллинг, развитие, тенденции, СОУЮ-19, пандемия

ОБ АВТОРЕ_

Деева Татьяна Владимировна, кандидат экономических наук, докторант (tv_k@lenta.ru)

&

КРЕАТИВНА? ЭКОНОМИКА

Deeva T.V.1

1 Market Economy Institute of Russian Academy of Sciences, Russia

Remote tax controlling trends in the digital economy and the big challenges of the COVID-19 coronavirus infection Pandemic

от от

CITE AS:

Deeva T.V. (2020) Tendentsii razvitiya udalennogo nalogovogo kontrollinga v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki i bolshikh vyzovov pandemii koronavirusnoy infektsii COVID-19 [Remote tax controlling trends in the digital economy and the big challenges of the COVID-19 coronavirus infection Pandemic]. Kreativnaya ekonomika. 14. (7). - 1401-1412. doi: 10.18334/ce.14.7.110588

ABSTRACT:

The author of the article discusses the processes of digitalization of economic activity and the introduction of new technological remote tools in the work of the Federal Tax Service and their impact on budget revenues. The requirements of the state for digitalization of tax control processes are described. The central tool for consideration in the article is the remote form of tax controlling and the need for its development and implementation during major challenges, including coronavirus infection. In addition, the article describes the directions in which the work of the tax authorities will be facilitated with the introduction of the remote tax controlling tool during the COVID-19 pandemic. The advantages of introducing the tool in question for both the taxpayer and the state are examined; and the nuances of the transition of the Federal Tax Service to a digital work format are described.

KEYWORDS: remote tax controlling, development, trends, COVID-19, pandemic

JEL Classification: H22, H29, O49

Received: 29.06.2020 / Published: 31.07.2020 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Deeva T.V. (tv_k@lenta.ru)

Введение

Как известно, с конца 2019 года на мир обрушилась неизвестная доселе пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, ставшая индикатором многих недоработок в системе экономического развития. Пандемия оголила проблемные места бизнес-структур, государственных органов, системы здравоохранения,

социальной сферы и многого другого. Но также подобное явление стало катализатором для принятия оперативных административных и действенных решений. Города и страны перешли к самоизоляции в целях снизить отрицательный эффект от вируса и, таким образом, стало очевидно, что и многие другие необходимые социальные процессы необходимо перевести в удаленный формат.

Наше общество стремительно развивается в условиях цифровизации экономики, все больше инструментов становятся доступными для государства и для граждан в виртуальном режиме, что существенно облегчает как работу государственных органов, так и многие вопросы населения. К одному из таких инструментов можно отнести удаленную форму налогового контроллинга, представляющую собой комплекс из взаимосвязанных администрирующих функций по выявлению, расчету и анализу налоговой базы, а также составлению рисков и определению возможностей.

Цифровая экономика стала необходимой частью развития современного общества, многие из методов, используемые еще 10-15 лет назад, стремительно устарели и потеряли свою актуальность и полезность. Мир начал крутиться в интернет-среде, бизнес-сектор также перешел на удаленный формат работы, что обуславливает финансовую, административную и временную выгоду, так как снижается необходимость в аренде помещений, оплате работ сотрудников (достаточно иметь несколько онлайн-администраторов и консультантов), повышается прозрачность совершения операций и облегчение работы по контролю за качеством выполнения возложенных функций на персонал [6] (Sannikova, Bogomolova, Zhigalova, 2019). Подобные положительные эффекты еще поддерживаются облегчением условий по выполнению функций организации как налогоплательщика, так как удаленный налоговый контроллинг позволяет самостоятельно в режиме реального времени определять необходимую базу по уплате налогов и даже предоставляет автоматически частично заполненный шаблон для улучшения взаимодействия между гражданином (налогоплательщиком) и государственным органом.

Программа развития экономики в цифровом формате принята в конце декабря 2018 года, и планируется к полной интеграции проект провести уже в 2024 году. Она включает в себя внедрение цифровых технологий во многие грани экономической структуры и переход на качественно новый уровень отношений, позволяющий без тесного и очного контакта решать все возникае-мые вопросы с четко прослеживаемой цепочкой шагов по решению проблемы обратившегося со стороны государственного органа. Помимо прочего развитие подобных упрощающих работу инструментов несет за собой и улучшение безопасной и прозрачной среды протекаемости государственных процессов.

1Л 1Л

Результаты исследования

В рамках данной статьи обсудим развитие и интеграцию в систему цифровой экономики инструмента налогового контроллинга в удаленном формате. ст> Чаще всего налоговый контроллинг принято использовать на предприя-

тиях и в организациях для сбора, обработки, анализа информации о налоговых потоках, формируемых внутри предприятия, а также для просчета и прогноза рисков и определения возможностей развития и роста организации.

Налоговый контроллинг считается целесообразным к применению в организациях для предотвращения налоговых преступлений, так как в пределах этого инструмента применяются законные пути оптимизации и уменьшения налогов, что позволяет организации избежать налоговые нарушения и предоставит возможность осуществлять грамотное управление налоговыми доходами и расходами [3, 5] (Zhirova, Vlasova, 2015; Oleynikova, 2019).

Что касается государства в этом вопросе, то его требования к цифровиза-ции процессов налогового контроля сводятся к следующим группам:

■ электронный документооборот, представляющий собой занесение данных налогоплательщиком в шаблоны деклараций в электронном виде;

■ электронное ведение налогового учета, что является своевременной передачей данных учета налоговому органу в электронном виде;

■ электронное согласование и сравнение данных, характеризующееся передачей в электронном формате в целях оценки дополнительных данных, где ФНС проверяет и сопоставляет в режиме реального времени информацию о налогоплательщиках и типах налогов;

■ электронный аудит, сверяющий реальные данные по налогам в организации с отправляемыми предприятием отчетностями, после чего налогоплательщику в короткие сроки высылают результаты проверки в качестве обратной связи;

■ полная электронная оценка, являющаяся инструментом для прямой проверки и оценки налоговым органом данных по налогам организации, минуя заполненные отчетности [10] (Shlychkov, Rodicheva, 2018).

Цифровизация работы налоговых органов позволила на одном только проекте для самозанятых — приложении «Мой налог» — задекларировать 20 млрд рублей дохода с пробитыми более 20 млн чеков в 2019 году [11].

Во внутреннем российском бизнес-пространстве для облегчения работы органов ФНС по отслеживанию денежных потоков по розничным продажам введен такой цифровой инструмент, как онлайн-кассы.

Благодаря внедрению цифровых технологий за период с 2014 по 2019 год налоговым органам получилось добиться увеличения поступлений в бюджет почти в два раза.

Что же касается процессов налогового администрирования на мировой арене, то более чем с 70 юрисдикциями заключены договоры об электронном обмене данными по налогам в целях предотвращения вывоза денежных потоков за рубеж.

Рассмотрим, каким образом изменились данные об исполнении федерального бюджета при внедрении цифровых инструментов налоговыми органами для работы с предприятиями как на внутреннем, так и на международном рынке (табл. 1) [12].

Таблица 1

Краткая информация о налоговых поступления в бюджет РФ за 2017-2019 годы (млрд руб.)

Е о

НДС (внутренний) 3 069,9 3 574,6 4 257,8

Налог на прибыль 762,4 995,5 1 185,0

Доходы, связанные с импортом

НДС на ввозимые товары 2 067,2 2 442,1 2 837,4

Источник: [12].

Показатели 2017 2018 2019

Доходы, связанные с внутренним производством

Из данных по внутреннему НДС можно сделать вывод, что в 2018 году прирост составил 16%, а в 2019 году — 19%. По налогу на прибыль эти цифры в 2018 и 2019 годах составили 30,5% и 19% соответственно. По НДС на ввозимые товары прирост в 2018 году составил 18%, а в 2019 году — 16%. Некоторый упадок в 2019 году по проценту прироста можно соотнести с начинаемой активной интеграцией новых инструментов в работу ФНС. Но тем не менее доход бюджета растет, что является положительным аспектом работы уже внедренных инструментов.

Удаленный налоговый контроллинг как инструмент в работе налоговых органов является необходимым и стал очень актуальным в период такого масштабного вызова, как распространение коронавирусной инфекции. Бизнес, государство, самозанятые и многие другие подвержены огромному риску в связи со сложившейся ситуацией, настолько, что удаленная форма именно налогового контроллинга стала необходимостью современных реалий.

Как известно, инструмент налогового контроллинга позволяет рассчитывать риски, определять возможные пути стабилизации и улучшения имеющихся показателей и обстановки в целом, что довольно важно в такой непредсказуемый период, как нынешний.

от

IN

от

Ю

от

ОТ

1Л 1Л

Удаленная же форма налогового контроллинга дает возможность проводить все необходимые операции дистанционно, не подвергая какой-либо опасности как инспекторов и сотрудников налоговых органов, так и самих налогоплательщиков и посетителей государственных учреждений.

Тенденции развития удаленного налогового контроллинга сводятся к тому, что изначальная форма подобного администрирования вводилась на предприятиях, позже на вооружение была взята в государственных органах, а затем перешла на удаленный формат.

Преимущества удаленной формы налогового контроллинга сводятся в большей степени к тому, что данный инструмент позволяет проводить налоговое планирование и бюджетирование, а также координировать и регулировать исполнение налоговых планов и бюджетов [1] (Barulin, Barulina, 2016). Составим краткую модель системы удаленного налогового контроллинга, которую можно применить для налоговых органов (рис. 1).

При переходе налоговой службы на цифровой формат работы в целом и на удаленный налоговый контроллинг в частности стоит упомянуть некоторые положительные нюансы нового формата деятельности службы.

Во-первых, все транзакции проводятся в прозрачной среде.

Во-вторых, налогообложение носит автоматический бесконтактный

характер.

В-третьих, переход к работе, где не требуется налоговая отчетность.

Система налогового контроллинга

Стратегический налоговый блок

Концепция, система координации, методологическая, методическая и инструментальная база обеспечения реализации функций управления налоговыми потоками

Оперативный налоговый блок Налоговое планирование и бюджетирование Исполнение и координация государственных налоговых планов

Управленческ ий налоговый

учет, отчетность и анализ

Процессы ведения управленческого налогового учета и составления управленческой налоговой отчетности

Рисунок 1. Краткая модель системы удаленного налогового контроллинга

Источник: составлено на базе модели построения системы налогового контроллинга компании Барулина С.В., Барулиной Е.В. [1] (БагиПп, Barulina, 2016).

В-четвертых, бизнес-сектор выводится из теневой среды, что влечет за собой повышение уровня собираемости налогов.

В-пятых, усиливается уровень доверия к государству со стороны граждан. Рассмотрим в таблице 2 положительные стороны для государства, налоговых органов и для налогоплательщиков от интеграции в деятельность ФНС удаленного налогового контроллинга.

Таблица 2

Преимущества для сторон налоговой системы от внедрения удаленного налогового контроллинга

Преимущества от внедрения удаленного налогового контроллинга

Экономическая деятельность осуществляется в практически прозрачной среде

Усиление доверия между государством и населением

Для государства Для налоговой службы

1

Наладка цифровой трансформации данных, при которой на веб-форму с приходящими на нее данными для проверок преобразовывается в улучшенный вид

Освоение автоматически заполняемого шаблона с имеющимися внутри него пустыми полями для автоматического заполнения по результатам расчетов

Автоформирование структурированных актов и отчетов

Алгоритмитизация с созданием алгоритмов для выявления нарушений, учета рисков и возможностей, а также предотвращения потенциально возможных ошибок и нарушений

Сокращение разрыва субъектов Федерации по ключевому показателю социально-экономического развития - ВРП в расчете на душу населения

Для налогоплательщика

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговое администрирование проводится на базе данных и сервисности

Полная адаптация налоговых органов к естественной среде

Отсутствие надобности в очной работе с инспекциями

Осуществление выполнения налоговых обязательств в автоматическом режиме и без усилий

Источник: составлено автором на основе изученных материалов.

- 1407 -

<n

1Л 1Л

Интеграция в работу налоговой службы современных инструментов информационных технологий в условиях цифровой экономики минимизирует риски отказа соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, а также способна привести к максимизации эффекта от налогового ^ администрирования [5] (Oleynikova, 2019).

В условиях бушующей пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 необходимость внедрения удаленного налогового контроллинга заключается в следующем:

■ снижаются затраты на налоговое администрирование в связи с удаленностью и автоматизацией деятельности;

■ уменьшается административная нагрузка на налогоплательщиков и устраняются административные барьеры в виде потерянного времени и трудозатрат во время заполнения декларации и выполнения уплаты налогов;

■ расширяется география ведения бизнеса (бизнес перешел в период пандемии на сетевой формат, стал полностью интернет-бизнесом), и тем самым ФНС с использованием удаленного налогового контроллинга не теряет перешедший во всемирную паутину бизнес из виду;

■ минимизируются риски заражения вирусом сотрудников службы и налогоплательщиков, чем замедляется распространение инфекции.

Так как налоговые риски становятся индикатором вероятных убытков и прибылей, актуальным становится вопрос о необходимости разработки методик и мероприятий по осуществлению анализа для дальнейшей оценки и предупреждения рисковых неожиданных ситуаций. Управление налоговыми рисками представляет собой своевременное определение кризисной ситуации, проведение анализа и оценки налоговой ситуации, выработку соответствующих мер по уменьшению непосредственного влияния различных факторов как на государство, так и на хозяйствующие объекты [4] (Mironova, 2016). Все это содержится в функционале удаленного налогового контроллинга.

Тенденции развития удаленного налогового контроллинга происходят в период реализации процесса интеграции новых информационно-цифровых технологий, позволяющих перевести работу налоговой службы на новый уровень и повысить прозрачность среды, в которой осуществляются бизнес-процессы, с созданием среды с максимально комфортным и минимально обременительным соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства [8] (Petukhova, Grigoreva, 2019).

Удаленный налоговый контроллинг реализуется в рамках цифровой экономики. Чем лучше цифровизируется экономика, тем активнее используется рас-

Рисунок 2. Компоненты успешного функционирования цифровой экономики

Источник: составлено автором. та

си и

сматриваемый инструмент. Для успешного функционирования цифровой экономике необходимо наличие трех составляющих (рис. 2) [9] (СНе^Неуа, 2016).

В период пандемии многим предпринимателям пришлось перевести бизнес в интернет, и налоговой службе удобнее стало прослеживать цепочки реализации товаров и услуг, что также является положительной стороной развития цифровой экономики.

Кризисные явления оголяют многие недоработанные моменты в системах, показывая тем самым, в каком направлении необходимо двигаться в ближайшее время для стабилизации ситуации на данный момент времени и улучшения ее в будущем. Разразившаяся пандемия коронавируса COVID-19 показала, насколько может быть не защищен бизнес, как явно, оказывается, отсутствует «подушка» безопасности у предпринимателей, как не доработаны многие процессы в государственных органах, какими уязвимыми являются население и многие сферы жизнедеятельности общества, как неорганизованно могут протекать некоторые методы. Но тем не менее многих плачевных ситуаций удалось избежать в связи в развитием и переходом на новый уровень процессов, осуществляемых на дистанционном уровне.

Цифровую трансформацию можно отнести к этим процессам, ее развитие в последние годы является одним из приоритетов в Российской Федерации. Влияние цифровой экономики на сферу налогообложения не могло пройти бесследно, и обозначить ее можно четырьмя аспектами:

от

IN

от

Ю

от

ОТ

1Л 1Л

внедрение и оказание цифровых государственных услуг налоговыми органами;

автоматизированная система налогового контроля;

формирование подходящих налоговых условий побуждения вливания

инвестиций в цифровые технологии;

составление и реализация методов налогообложения появившихся новых продуктов и операций, возникших под влиянием развития цифровых технологий [2] (Gulkova, ^^, Tipalina, 2019).

Заключение

Удаленный налоговый контроллинг как инструмент, возникший под влиянием развития цифровой экономики, позволяет вести деятельность ФНС максимально прозрачно, с наименьшими расходами и убытками, в максимально комфортной обстановке как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков, обеспечивая безопасность всем сторонам деятельности. ■

ИСТОЧНИКИ:

1. Барулин С.В., Барулина Е.В. Налоговый контроллинг. / учебник для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит», 38.03.01 «Экономика». — Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. — 172 c.

2. Гулькова Е.Л., Карп М.В., Типалина М.В. Налоговые вызовы цифровой экономики // Вестник университета. — 2019. — № 4. — c. 89-95. — doi: 10.26425/1816-4277-2019-4-89-95 .

3. Жирова Г.В., Власова С.С. Налоговые расследования. Экономика и общество в условиях турбулентности внешней среды. [Электронный ресурс]. URL: https://ssrn.com/abstract=2686529 (дата обращения: 18.06.2020).

4. Миронова О.А. Налоговая безопасность: развитие теории, методологии и практики // Инновационное развитие экономики. — 2016. — № 3-1. — c. 90-97.

5. Олейникова Ю.А. Вызовы и модели развития бизнеса в условиях прогрессии цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. — 2019. — № 4. — c. 1415-1426. — doi: 10.18334/vinec.9.4.41294.

6. Санникова Т.Д., Богомолова А.В., Жигалова В.Н. Зарубежные модели цифровой трансформации и перспективы их использования в российской практике // Экономические отношения. — 2019. — № 2. — c. 481-494. — doi: 10.18334/eo.9.2.40661.

7. Петухова Р.А. Развитие международного обмена налоговой информацией в процессе деофшоризации экономики // Промышленная политика в цифро-

вой экономике: проблемы и перспективы (ЭКОПРОМ-2017): труды научно-практической конференции с зарубежным участием 16-17 ноября 2017 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. Томск, 2017.

8. Петухова Р.А., Григорьева Я.А. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2019. — № 46. — с. 303-316. — doi: 10.17223/19988648/46/21.

9. Челышева Э.А. Проблемы и перспективы совершенствования налогового регулирования // Научный вестник Южного института менеджмента. — 2016. — № 1. — с. 33-39. — doi: 10.31775/2305-3100-2016-1-33-39.

10. Шлычков Д.С., Родичева Ю.С. Тенденции развития налогового контроллинга в условиях цифровой экономики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2018. — № 3. — с. 354-364. — doi: 10.24891/fa.11.3.354.

11. Будущее налогового администрирования — бесконтактные технологии. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. [Электронный ре-

о

сурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities fts/9034201/?fbclid=Iw AR39pAQ9BHw5dEqrIoyaDkMX1cSxogLYhznpbHzg8kTptQ7MIWu84bpNiIc (дата обращения: 19.06.2020).

12. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета РФ. Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/execute/?id 65=80041-yezhegodnaya informatsiya ob ispolnenii federalnogo byudzhetadannye s 1 yanvarya 2006 g (дата обращения: 19.06.2020).

13. Цветков В.А., Проценко О.Д., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства агропромышленного сектора // Финансы: теория и практика. — 2018. — № 6. — c. 39-52.

REFERENCES:

Barulin S.V., Barulina E.V. (2016). Nalogovyy kontrolling [Tax controlling] Saratov. (in Russian).

Chelysheva E.A. (2016). Problemy i perspektivy sovershenstvovaniya nalogovogo regulirovaniya [Problems and prospects of the improvment tax regulation]. The scientific bulletin of the Southern Institute of Management. (1). 33-39. (in Russian). doi: 10.31775/2305-3100-2016-1-33-39.

Gulkova E.L., Karp M.V., Tipalina M.V. (2019). Nalogovye vyzovy tsifrovoy ekono-miki [Tax challenges of the digital economy]. Vestnik universiteta. (4). 89-95. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2019-4-89-95 .

Ш

<n

IN

o>

lO

o>

<J\

l/l

Mironova O.A. (2016). Nalogovaya bezopasnost: razvitie teorii, metodologii i praktiki [Tax safety: development of theory, methodology and practice]. Innovative development of economy. (3-1). 90-97. (in Russian).

Oleynikova Yu.A. (2019). Vyzovy i modeli razvitiya biznesa v usloviyakh progressii tsifrovoy ekonomiki [Challenges and models of business development in the context of the digital economy progression]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (4). 1415-1426. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.4.41294.

Petukhova R.A. (2017). Razvitie mezhdunarodnogo obmena nalogovoy infor-matsiey v protsesse deofshorizatsii ekonomiki [The development of international exchange of tax information in the process of deoffshorization of the economy] Industrial policy in the digital economy: problems and prospects (ECOPROM-2017). (in Russian).

Petukhova R.A., Grigoreva Ya.A. (2019). Nalogovoe administrirovanie v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Tax Administration in the Digital Economy]. Tomsk State University Journal of Economics. (46). 303-316. (in Russian). doi: 10.17223/19988648/46/21.

Sannikova T.D., Bogomolova A.V., Zhigalova V.N. (2019). Zarubezhnye modeli tsifrovoy transformatsii i perspektivy ikh ispolzovaniya v rossiyskoy praktike [Foreign models of digital transformation and prospects for their use in Russian practice]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 481-494. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40661.

Shlychkov D.S., Rodicheva Yu.S. (2018). Tendentsii razvitiya nalogovogo kontrollinga v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Tendencies of tax controlling development in the conditions of digital economy]. Financial Analytics: Science and Experience. 11 (3). 354-364. (in Russian). doi: 10.24891/fa.11.3.354.

Tsvetkov V.A., Protsenko O.D., Dudin M.N., Lyasnikov N.V. (2018). Sovershenst-vovanie nalogooblozheniya subektov malogo predprinimatelstva agropromysh-lennogo sektora [The improvement of taxation of small business entities of the agricultural sector]. Finance: Theory and Practice». 22 (6). 39-52. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.