Исмоилов М.К. ассистент
кафедра "Налоги и страховое дело " Ташкентский государственный экономический университет
РОЛЬ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Аннотация. В статье рассмотрены факторы, влияющие на потенциал формирования доходов местного бюджета. Система мер бюджетно-налоговой политики по повышению налогового потенциала регионов, возможность регионов платить налоги, взаимоотношения, возникающие в процессе их повышения и взимания налогов, освещены на основе зарубежного опыта.
Ключевые слова: налоги, налоговый потенциал, налоговая емкость, фактический налоговый потенциал, налоговые поступления.
Ismoilov M. Q. assistant
Department "Taxes and insurance business" Tashkent State Economic University
THE ROLE OF TAX POTENTIAL IN THE FORMATION OF LOCAL
BUDGET REVENUES
Annotation. The article examines the factors that influence the potential of local budget revenue formation. The system of budget-tax policy measures to increase the tax potential of the regions, the ability of the regions to pay taxes, the relations that take place in the process of increasing them and collecting taxes are highlighted on the basis of foreign experience.
Key words: taxes, tax potential, tax capacity, real tax potential, tax revenues.
Рассматривая категорию налогового потенциала, важно широко осветить такие понятия, как налоговый потенциал налогоплательщика, налоговый потенциал страны, налогоемкость территории, которые широко используются зарубежной литературой и специалистами в этом направлении, раскрыть их содержательную сущность.
Территориальный налоговый потенциал складывается из налогового потенциала основных, крупных налогоплательщиков, служащих для своевременного поступления налоговых поступлений в местные бюджеты. С другой стороны, территориальная налоговая емкость-это сумма налоговых сумм, которые могут взиматься на всей территории. Налоговый
потенциал страны можно понимать как совокупность налоговых возможностей регионов страны[1].
Стефан Брем предполагает, что в англоязычной научной литературе категория налогового потенциала и налоговое бремя иногда используются как синонимы[2]. В исследованиях Тван мин Ле (Tuan Minh Le), Бланки Морено - Додсон (Blanca Moreno-Dodson) и Джиип Ройчайчанинторн (Jeep Rojchaichanmthorn)[3] налоговое бремя, оцениваемое с помощью регрессионного анализа с учетом характера страны, когда налоговый потенциал называется прогнозируемая сумма, в то время как категория налогового потенциала рассматривается как компонент финансового потенциала.
Профессор Гемлат Рау (Hemlata Rao)[4], размышляя о мерах по количественной оценке налогового потенциала и его формированию, сформулировал налоговый потенциал в виде меры дохода и суммы, полученной из налогооблагаемого дохода. В первом случае в качестве меры налогового потенциала принимаются общегосударственные и местные налоги, а также иные доходы, формируемые в государственный бюджет. Во-вторых, налоговый потенциал относится к ресурсам, т. е. налоговые доходы государства выражаются в виде прогнозируемых сумм, сопоставимых с суммами других государств. Неотъемлемым звеном данной категории является то, что при сравнении налоговых поступлений и налогового потенциала необходимо учитывать и действия налоговых органов при формировании налоговых поступлений.
В исследованиях данного направления особое внимание привлекают исследования Люка Алфермана (Luky Afirman) о стохастических границах налогового потенциала. По его мнению, налогооблагаемая емкость налогового потенциала, то есть то, как экономика формирует все налогооблагаемые доходы с учетом общих характеристик, используя все ресурсы и возможности[5]. Иными словами, налогоемкость - это сумма фактических налоговых поступлений, а налоговый потенциал - это прогнозируемая сумма налоговых поступлений, полученных в результате стохастического порогового регрессионного анализа.
Понятие налогового потенциала территории используется для определения суммы неявных доходов, которые могут быть сформированы в соответствующий бюджет, и обеспечения межбюджетной сбалансированности. В зарубежной литературе и научных исследованиях это понятие выражается в широком и узком значениях. В узком смысле" территориальный налоговый потенциал " - это максимальная сумма налогов и сборов, исчисляемая в соответствии с действующим налоговым законодательством. В широком смысле территория-это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории с учетом макроэкономических показателей, представляющих уровень ее развития. То есть, по действующему налоговому законодательству, в бюджет перечисляется
часть доходов территории, которая взыскивается средствами налогов[6, с.-28].
Также У.У.Пардаев выдвинул взгляды на налоговый потенциал, признавая необходимость использования налогового потенциала при планировании доходов государственного бюджета[7].
Отдельно следует отметить, что из данного научного исследования не сформулированы соображения по использованию налогового потенциала в формировании доходов местного бюджета. Кроме того, в нашем национальном налоговом или бюджетном законодательстве нет информации о концепции или использовании налогового потенциала.
Подводя итог замеченным экономистам, исследователям, можно сказать, что для освещения содержания налогового потенциала используются различные термины. Большинство концепций и взглядов схожи, и разница отражена в их исследованиях. Исламкулов А^. по их мнению, их взгляды, безусловно, объясняются особенностями национального налогового законодательства, налогового
администрирования, налоговой системы, которые присущи каждому государству[8].
В целом налоговый потенциал страны складывается из суммы налогового потенциала регионов, налоговый потенциал регионов, в свою очередь, трактуется как потенциал налогоплательщиков по уплате налогов и сборов и связан со степенью обеспеченности административно -территориальных единиц налоговыми доходами в зависимости от статуса юридических и физических лиц.
Налоговый потенциал предполагает, наряду с учетом макроэкономических показателей, внимание к выбору налогоплательщика в отношении порядка налогообложения. Это, в свою очередь, позволяет определить показатели эффективности применяемой в стране налоговой политики и эффективности налогового администрирования.
Налоговый потенциал можно разделить на две составляющие, основанные на падении налоговых поступлений в терминальные периоды:
Налоговый потенциал
с
Реальный
налоговый
потенциал
^----
Рисунок-1. Компоненты налогового потенциала [9].
Стратегический налоговый потенциал рассчитывается на различные периодические периоды, в том числе на один год (короткий), 3-5 лет (средний), 5-10 лет (длительный), исходя из методики прогнозирования и планирования.
Истинный налоговый потенциал-это выручка от налогов и сборов за определенный период отчетного года. Реальный налоговый потенциал не только является источником информации при регулировании и мониторинге развития экономики территории, но и является объектом управления территорией. Причина в том, что каждый регион получает доход в виде налогов и сборов в течение определенного периода времени и пытается максимизировать его.
Стратегический или перспективный налоговый потенциал -возможность налогооблагаемой базы, приносящей в перспективе доход в виде налоговых поступлений. Этот показатель выступает как оптимальный инструмент оценки налогооблагаемого дохода на долгосрочный период.
Увеличение налогообложения местных налогов вызвано решениями, принимаемыми нашим правительством с целью повышения роли местных бюджетов в жизни общества с целью увеличения его источника доходов. В результате достигается весомый рост местных налогов в общем объеме доходов местных бюджетов[10].
Теоретический анализ существующего механизма взимания налога на имущество и земельный налог с физических лиц, таких как движущиеся виды налогов, позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования взыскания этого вида налога. Следует отметить, что механизм взимания налога на имущество и земельный налог, уплачиваемый физическими лицами, в определенных отношениях отличается от механизмов взимания других видов налогов, это отличие характеризуется некоторой их сложностью. Под сложностью здесь мы подразумеваем не исчисление налогов, а механизм взимания этих видов налогов. Например,
взимание подоходного налога с физических лиц или налога на прибыль от предпринимательской деятельности отличается легкостью и удобством по сравнению с налогом на имущество и землю, взимаемым с физических лиц. Потому что, когда налог на прибыль удерживается организацией, в которой работает человек, предприниматель старается платить фиксированный налог, чувствуя ответственность, чтобы не прерывать свою деятельность. Это облегчает работу налоговых органов. Однако в отношении налога на имущество и земли, уплачиваемого физическими лицами, высказывать такое мнение не совсем уместно. Причина в том, что у населения низкий уровень заинтересованности в уплате налога на имущество и земельного налога по сравнению с перечисленными выше налогами, поэтому они не пытаются своевременно платить эти налоги. Эти обстоятельства приводят к выводу, что при совершенствовании налога на имущество и землю, взимаемого с физических лиц, процессы, связанные с взиманием этих налогов, требуют большего внимания [11].
Вывод: Изучая мнение отечественных и зарубежных ученых, высказавших свое мнение, я ознакомился с их определениями налогового потенциала. Например, согласно Каролле Пессино и Рикардо Феночетто, при описании налогового потенциала учитывались демографические характеристики. Чун-Янь Куо определил налоговый потенциал как способность налогоплательщиков платить налоги. Американские ученые, с другой стороны, рассматривали налоговый потенциал как способность покрывать государственные расходы. Конечно, это более широкое понятие, чем все приведенные определения, но налоговый потенциал. Налоговый потенциал включает в себя не только способность платить налоги, но и налогоплательщиков, способность взыскивать налоговые долги, а также культуру налогообложения.
Несмотря на то, что в налоговом законодательстве нашей страны применяются определенные финансовые санкции, налогоплательщикам предоставляются налоговые льготы и предоставляются широкие возможности, существует большое количество налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам.
В качестве предложения можно отметить, что за рубежом действуют специальные частные фирмы, работающие с налогоплательщиками, имеющими задолженность по налогам. При несвоевременном погашении налоговой задолженности данные фирмы и органы налоговой службы совместно осуществляют работу по взысканию налоговой задолженности. В нашей стране сумма налоговой задолженности значительно уменьшится, если разрешить фирмам заниматься такой деятельностью.
Использованные источники: 1. Исламкулов А.Х. "Вопросы использования налогового потенциала при формировании доходов местных бюджетов" научный электронный журнал "Экономика и инновационные технологии". № 2, март-апрель 2017г.
2. Brehm, S. Fiscal Incentives, public spending, and productivity - county- level evidence from a Chinese province/ S. Brehm // World Development.
3. Tanzi, V. 12 Structural factors and tax revenue in developing countries: a decade of evidence/ V.Tanzi //Open Economies: Structural Adjustment and Agriculture. - 1992.
4. Rao, H. Taxable capacity tax-efforts and forecasts of tax-yield of Indian States/H. Rao// Institute for Social and Economic Change, Bangalore.- 1993.
5. Alfirman, L. Estimating stochastic frontier tax potential: Can Indonesian local governments increase tax revenues under decentralization / L. Alfirman //Department of Economics, University of Colorado at Boulder, Colorado. Working Paper. - 2003.
6. Жеребцов, A.B. Управление формированием и развитием налогового потенциала региона: / Жеребцов Андрей Борисович. - Москва, 2007. - 28 С.
7. Пардаев y.U. Использование налогового потенциала при планировании налогооблагаемых доходов государственного бюджета / / финансы, № 5, 2013. - Ташкент.