Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАК ЛОКОМОТИВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)'

НАЛОГОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАК ЛОКОМОТИВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГИ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круглов Владимир Николаевич, Воробьева А. С.

В статье анализируются показатели налогового потенциала, проводится комплексное исследование экономического развития Калужской области и дается оценка областного и консолидированного бюджетов. Рассмотрены факторы, влияющие на величину налоговых поступлений и развитие экономики в регионе. Сделан вывод о том, что налоговая система оказывает существенное влияние на деятельность хозяйствующего субъекта. Налоги, являясь основным источником формирования доходов бюджета региона, влияют на экономический рост, устойчивое развитие, на производство и конкурентоспособность продукции на рынке, а также качество и уровень жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TAX COMPONENT AS A LOCOMOTIVE FOR THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE KALUGA REGION)

The article analyzes the indicators of the tax potential, conducts a comprehensive study of the indicators of the economic development of the Kaluga region and evaluates its regional and consolidated budgets. The factors influencing the amount of tax revenues and the development of the economy in the region are considered. It is concluded that the tax system has a significant impact on the activities of an economic entity. Taxes, being the main source of revenue generation for the region’s budget, affect economic growth, sustainable development, production and competitiveness of products in the market, as well as the quality and standard of living of the population.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАК ЛОКОМОТИВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Научная статья УДК 336.2

doi: 10.47576/2782-4578_2022_1_18

НАЛОГОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАК ЛОКОМОТИВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Круглов Владимир Николаевич

Институт управления, бизнеса и технологий, Калуга, Россия, vladkaluga@yandex.ru

Воробьева А. С.

Институт управления, бизнеса и технологий, Калуга, Россия, natalya_karlenko@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются показатели налогового потенциала, проводится комплексное исследование экономического развития Калужской области и дается оценка областного и консолидированного бюджетов. Рассмотрены факторы, влияющие на величину налоговых поступлений и развитие экономики в регионе. Сделан вывод о том, что налоговая система оказывает существенное влияние на деятельность хозяйствующего субъекта. Налоги, являясь основным источником формирования доходов бюджета региона, влияют на экономический рост, устойчивое развитие, на производство и конкурентоспособность продукции на рынке, а также качество и уровень жизни населения.

Ключевые слова: налоговый потенциал; налоговые поступления; налоги; хозяйствующий субъект; показатели экономического развития; бюджет. Для цитирования: Круглов В. Н., Воробьева А. С. Налоговая составляющая как локомотив экономического развития региона (на примере Калужской области) // Региональная и отраслевая экономика. - 2022. - № 1. - С. 18-23. 10.47576/27824578 2022 1 18.

Original article

THE TAX COMPONENT AS A LOCOMOTIVE FOR THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE KALUGA REGION)

Kruglov Vladimir N.

Institute of Management, Business and Technology, Kaluga, Russia, vladkaluga@yandex.ru

Vorobieva A. S.

Institute of Management, Business and Technology, Kaluga, Russia, natalya_karlenko@mail.ru

Abstract. The article analyzes the indicators of the tax potential, conducts a comprehensive study of the indicators of the economic development of the Kaluga region and evaluates its regional and consolidated budgets. The factors influencing the amount of tax revenues and the development of the economy in the region are considered. It is concluded that the tax system has a significant impact on the activities of an economic entity. Taxes, being the main source of revenue generation for the region's budget, affect economic growth, sustainable development, production and competitiveness of products in the market, as well as the quality and standard of living of the population.

Keywords: tax potential; tax revenues; taxes; business entity; indicators of economic development; budget.

For citation: Kruglov V. N., Vorobieva A. S. The tax component as a locomotive for the economic development of the region (on the example of the Kaluga region). Regional and branch economy, 2022, no. 1, pp. 18-23. doi: 10.47576/2782-4578_2022_1_18.

Совершенствование системы таможенного регулирования (таможенной системы) на территории Российской Федерации посредством банального наращения количественного состава кадровых ресурсов и учреждений из разряда «таможенные» уже не представляется возможным, так как данный «источник» уже в полной мере исчерпал свой потенциал. Нарастает значение потребности в наращении качества менеджмента таможенного дела в нашем государстве, благодаря оптимизации структурного устройства органов таможенной системы и научно обоснованной организации трудовой деятельности, то есть, другими словами, - инновацион -ного обновления [1, с. 32].

Региональная налоговая политика выражает заинтересованность субъекта Российской Федерации в эффективной экономической деятельности, а именно в финансовой обеспеченности и укреплении доходной части своего бюджета. Каждый субъект отличается своей сложившейся структурой взимания налогов и комплексными показателями, отражающими экономику развития региона. Среди значимых показателей выделяется налоговый потенциал, который выступает в роли экономического значения образования бюджета и ориентиром для реализации налоговой политики субъекта Российской Федерации [1, с. 786].

В момент наступления экономического кризиса, обусловленного острой недостаточностью финансовых ресурсов, большинство хозяйствующих субъектов пытаются найти дополнительные источники доходов для бюджета, как правило, в виде повышения налогов и отмене ряда налоговых льгот. Как следствие, налогоплательщики зачастую вынуждены искать способы для скрытия своих реальных доходов, что дает почву для развития теневого бизнеса [2, с. 73].

Уровень экономического развития региона определяет темпы роста валового регионального продукта (ВРП), обеспеченность рабочими местами, а также выражает способность поддержания регионом уровня

инвестиционной привлекательности. Рост налогооблагаемой база зависит напрямую от развития предпринимательства, что является существенной частью при определении налогового потенциала хозяйствующего субъекта.

Существует большое количество авторских определений понятия налогового потенциала. Налоговым потенциалом принято обозначать способность налогооблагаемых ресурсов хозяйствующего субъекта становиться доходной статьей территории, выражающихся налоговыми платежами. Путем достижения такого дохода за определенный период является использование единых условий налогообложения на всей территории хозяйствующего субъекта [3, с. 42].

В Российской Федерации нормативным документом, который регламентирует порядок оценки налогового потенциала субъектов, является Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670, согласно которому в целях определения расчетной бюджетной обеспеченности субъектов до распределения им дотаций рассчитывается индекс налогового потенциала.

Индекс налогового потенциала - это относительная оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определяемая с учетом уровня развития и структуры налоговой базы субъекта [4, с. 12].

При оценке налогового потенциала того или иного хозяйствующего субъекта необходимо учитывать ряд факторов, которые оказывают существенного влияние на величину данного показателя. К таким факторам можно отнести законодательные, организационные, производственные и инфраструктурные, экономические, правовые и социальные. Всю совокупность факторов можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние [5, с. 70].

Также на практике часто выделяются факторы, которые являются основой величины начисляемых налоговых платежей и основой применения показателей экономики раз-

вития региона, характеризующих прямо или косвенно величину налоговой базы. Совокупность косвенных факторов, таких как величина регионального долга или объем инвестиций в основной капитал, не оказывает прямого воздействия, но приводит к улучше-

За последние три года большинство экономических показателей увеличилось. В 2019 г. по отношению к 2018 г. наблюдается рост величины валового регионального продукта на 37477,2 млн руб. за счет увеличения валовой добавленной стоимости в строительстве, торговле и промышленном производстве. Объем инвестиций в основной капитал на конец рассматриваемого периода также увеличился на 2 % по сравнению с 2019 г., и на 22 % по отношению к 2018 г. Это говорит о том, что финансирование осуществляется в основном за счет собственных средств. В строительстве наблюдается тенденция роста, которая обусловлена расширением масштабных проектов по жилищному строительству и строительству спортивных комплексов на территории Калужской области. В 2020 г. рост оборотов розничной торговли на 10 % по отношению к 2018 г. связан с увеличением спроса населения на предоставляемые товары и услуги, что в свою очередь связано с повышением денежных доходов граждан Калужской области. Внешнеторговый оборот сократился на 6,6 % по сравнению с 2018 г. и на 11 % с 2019 г. Основной причиной рез-

нию или ухудшению экономического развития региона, следовательно, и к изменению налоговой базы [6, с. 220].

Рассмотрим динамику основных показателей, характеризующих уровень экономического развития Калужской области (табл. 1).

кого спада внешнеторгового оборота является пандемия COVID-19, которая привела к разрыву логистических цепочек, остановке части производства из-за недостатка комплектующих изделий и сниженному спросу, а также закрытию границ [7, с. 202].

Промышленные предприятия и коммерческие организации поставляют основную долю финансовых ресурсов в экономику хозяйствующего субъекта. Величина уплаченных налогов и сборов в бюджет зависит от их количества и прибыльности.

Рассмотрим показатели консолидированного и областного бюджетов Калужской области в 2018-2020 гг. (табл. 2).

Можно сделать общий вывод о том, что на конец рассматриваемого периода бюджет Калужской области существенно сократился.

Транспортный налог является одним из главных источников пополнения регионального бюджета, регулирует процессы в экономике, предоставляет социальные гарантии и создает основу независимости и самостоятельности субъекту. Обычно доля региональных налогов во всей совокупности налоговых доходов, поступивших в региональный

Таблица 1 - Динамика основных показателей экономического развития Калужской области в 2018-2020 гг.

Показатель Ед. измер. 2018 2019 2020

Объем ВРП млн руб. 507632,2 545109,4

Объем инвестиций в основной капитал млн руб. 91138,0 110157,5 112040,2

Объем прямых иностранных инвестиций млн долл. США 1197,1 954,2 828,5

Объем промышленного производства (объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами) млн руб. 867953,0 919954,2 904563,0

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» млн руб. 67997,4 67112,0 74 565,5

Продукция сельского хозяйства млн руб. 43850,7 51216,1 53 950,2

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц руб. 29129,0 31394,0 32 183,2

Реальные располагаемые денежные доходы в % к предыдущему году % 96,6 102,3 98,4

Величина прожиточного минимума ( в среднем на душу населения) руб. в месяц 10278,0 10859 10 964,0

Индекс потребительских цен, к декабрю предыдущего года % 104,6 102,7 105,7

Оборот розничной торговли млн руб. 197086,7 211 712,3 215 053,0

Объем платных услуг населению млн руб. 49224,0 52 556,3 48132,6

Внешнеторговый оборот млн долл. США 7475,9 7843,6 6987,6

Экспорт млн долл. США 1471,7 1161,6 1027,5

Импорт млн долл. США 6004,2 6682,0 5960,1

Таблица 2 - Динамика основных показателей бюджета Калужской области в 2018-2020 гг.

Показатель Ед.измер. 2013 2019 2020

К онс олидир ова нный окажет Калужской о ола сти

доходы - всего млн.руб. 352602 34430,7 93 722,4

темп роста доходобк пр едыдущеыу году % 123,7 99,0 111,0

расходы -всего млн.руб. 73733,6 33236,6 93971,7

б % к предыдущему году % 103,5 112,9 113,9

Профицит, дефицит коне одир ова иного бюджета{-) млн.руб. 11526,6 1194,1 -52493

Обла стной бюджет К алужской обл а сти

доходы - всего млн.руб. 70615£ 69217,0 73621.1

темп роста доходобк пр едыдущеыу году % 125,9 93,0 113,6

расходы - всего млн.руб. б 1939,3 63037,6 33 923,4

б % к предыдущему году % 111,6 109,3 123,4

Профицит. дефицит (-) областного бюджета млн.руб. 3676.2 1179,4 -5307,3

бюджет, варьируется от 10 до 15 %. Доля местных налогов, зачисляемых в местный бюджет, не превышает 5 %. Такие низкие показатели свидетельствуют о том, что фискальная значимость таких налогов очень низкая, а их число ограничено. Как правило, большая часть налоговых доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и сборов. К некоторым федеральным налогам можно отнести [8, с. 285]:

- налог на прибыль организации;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- налог на профессиональный доход;

- различные акцизы и государственные пошлины [9, с. 191].

Поступление налоговых доходов от основных федеральных и региональных налогов в региональный бюджет Калужской области отражено в сводной табл. 3.

Таблица 3 - Динамика поступлений налоговых доходов от основных федеральных и региональных налогов в региональный бюджет Калужской области в 2018-2020 гг.

Наименование налога 2018, в руб. 2019, в руб. 2020, в руб. 2020/2019, в % 2020/2018, в %

Налог на прибыль организаций 11 142 344 000 12 358 640 000 19 265 900 000 155,9 172,9

Налог на игорный бизнес 3 190 000 765 000 0 0,0 0,0

ЕНВД 1 274 150 000 1 291 020 000 1 021 555 000 79,1 80,2

Налог на доходы физ-лиц 20 254 822 000 22 188 386 000 23 505 762 000 105,9 116,1

Налог на имущество организаций 5 677 002 000 4 733 631 000 1 133 794 000 24,0 20,0

Транспортный налог 1 100 797 000 1 130 660 000 1 226 099 000 108,4 111,4

Акцизы на нефтепродукты 144 158 000 308 709 000 1 426 679 000 462,1 989,7

УСН 2 260 679 000 2 748 241 000 3 072 822 000 111,8 135,9

Акцизы на табачную продукцию 7 624 844 000 6 105 332 000 8 622 288 000 141,2 113,1

Акцизы на пиво 6 760 639 000 6 764 835 000 6 602 044 000 97,6 97,7

Земельный налог 1 533 922 000 1 433 609 000 1 331 658 000 92,9 86,8

НДС 29 533 598 000 29 897 425 000 40 139 366 000 134,3 135,9

ЕСХН 17 392 000 9 774 0 00 9 005 000 92,1 51,8

Патент 18 843 000 44 158 000 27 420 000 62,1 145,5

Можно сделать вывод о том, что общее поступление налоговых доходов на конец 2020 г. снизилось по сравнению с 2019 г. В структуре налоговых поступлений за 2020 г. наибольший удельный вес занимают налоги на доходы физических лиц. По НДФЛ рост поступлений на 5,9 % за счет увеличения сумм премиальных выплат по итогам работы за 2020 г. у большинства плательщиков. По акцизам на моторные масла рост поступлений на 1117,9 млн руб. обусловлен увеличением объемов выпуска моторных масел и начисленного налога у ряда организаций. По акцизам на алкогольную продукцию незначительное уменьшение поступлений на 7,1 % обусловлено ростом поступлений по ООО «КЛВЗ КРИСТАЛЛ» в связи с расширением ассортимента выпускаемой продукции и увеличением объемов реализации. По налогу на имущество организаций сокращение поступлений в 4 раза объясняется в основном уплатой авансовых платежей по отдельным плательщикам, по которым уплата в декабре 2019 г. присутствовала. По транспортному налогу рост поступлений на 8,4 % обусловлен увеличением поступлений по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. по плательщикам - физическим лицам, в связи с увеличением количества налогооблагаемых объектов. В 2020 г. показатель налога на игорный бизнес равен 0. Данный факт обусловлен отсутствием в 2020 г. на территории Калужской области плательщиков игорного бизнеса [10, с. 15].

В ходе проведенного исследования мы наблюдаем тенденцию роста всех налоговых поступлений в 2019 г. В 2020 г складывается обратная ситуация, которая связана с легализацией бизнеса и изменением налогооблагаемых баз и ставок. Тяжелая налоговая нагрузка и ухудшение экономического климата в период пандемии негативно сказались на величине налоговых поступлений в бюджет Калужской области [11].

Рассмотрев основные характеристики налогового потенциала и регионального бюджета Калужской области, можно спрогнози-

ровать на плановый период 2021 и 2022 гг. изменение экономики развития региона по двум направлениям: менее благоприятное и приоритетное.

При наилучшем развитии событий ожидается рост налоговых ставок с 01.01.2021 для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, также в стране появится прогрессивная шкала для расчета НДФЛ, что приведет к увеличению налоговых поступлений; увеличится потребительский спрос на товары и услуги за счет роста заработной платы трудоспособного населения; показатели внешнеторгового оборота достигнут уровня 2019 г. за счет налаживания процессов в сфере логистики и производства, привлечения новых инвестиций, обеспечивающих рост доходов бюджета субъекта. Реализация инвестиционных проектов, модернизация производства увеличат налоговый потенциал региона. Важным результатом развития экономики в регионе послужит отсутствие в 2021 и 2022 гг. дефицита (профицита) областного бюджета [12].

Повторная вспышка пандемии приведет к резкому росту безработицы, уменьшению уровня оплаты труда, низкому потребительскому спросу. Негативный эффект, вызванный новой коронавирусной инфекцией, затронет такие отрасли, как ресторанный и гостиничный бизнес, туризм, транспорт, культуру и торговлю [13]. Из-за закрытия границ и нехватки комплектующих изделий на производстве снизится внешнеторговый оборот. Изменения произойдут и в налоговой политике путем ввода новых налоговых ставок и дополнительных льгот для организаций и предприятий, пострадавших в период пандемии. Таким образом, снижение уровня налогового потенциала отрицательно скажется на формировании бюджета Калужской области. При этом расходы бюджета будут стремительно расти, что приведет к его дефициту и росту региональных заимствований. А существенный рост налоговых потенциала поспособствует улучшению экономического развития региона.

Список источников

1. Вачугов И. В. Повышение эффективности налогового администрирования как важный фактор ограничения теневой экономики // Налоги и налогообложение. 2018. № 10. С. 782-790.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Истомина Н. А., Одинокова Т. Д. Оценка налогового потенциала по бюджетообразующим налогам: Свердловская область // Налоговая политика и практика. 2019. № 1. С. 64-72.

3. Каратаев А. С. Факторы, влияющие на налоговый потенциал крупнейшего налогоплательщика // Сибирская финансовая школа. 2017. № 1. С. 42-47.

4. Кортьева Т. Ю., Архипцева Л. М. Формирование и реализация налогового потенциала хозяйствующего субъекта как системный процесс // Налоги и налогообложение. 2018. № 6. С. 4-12.

5. Круглов В. Н. Инвестиционный ресурс инновационного процесса в регионах Российской Федерации // Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 70-73.

6. Круглов В. Н. Инвестиционное обеспечение инновационного развития в регионах Российской Федерации // Финансовая экономика. 2018. №7. С. 319-322.

7. Круглов В. Н. Проблемы финансирования инновационного развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 201-203.

8. Рощупкина В. В. Современные концепции формирования регионального налогового потенциала // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 3. С. 280-286.

9. Слепнева Л. Р., Дондоков З. Б. Налоговый потенциал региона и проблемы его оценки // Российское предпринимательство. 2018. № 5. С. 189-196.

10. Тюрина Ю. Г К вопросу о направлениях развития налогового потенциала региона // Российское предпринимательство. 2017. № 17. С. 4-15.

11. Электронный ресурс: https://kalugastat.gks.ru (дата обращения: 01.02.2022).

12. Электронный ресурс: https://www.nalog.gov.ru/rn40/apply_fts/ (дата обращения: 01.02.2022).

13. Электронный ресурс: https: https://admoblkaluga.ru/main/work/flnances/budget/2020-2022.php (дата обращения: 01.02.2022).

References

1. Vachugov I. V. Improving the efficiency of tax administration as an important factor in limiting the shadow economy. Taxes and taxation. 2018. No. 10. pp. 782-790.

2. Istomina N. A., Odinikova T. D. Assessment of tax potential for budget-forming taxes: Sverdlovsk region. Tax policy and practice. 2019. No. 1. pp. 64-72.

3. Karataev A. S. Factors influencing the tax potential of the largest taxpayer. Siberian Financial School. 2017. No. 1. pp. 42-47.

4. Kortieva T. Yu., Arkhiptseva L. M. Formation and realization of the tax potential of an economic entity as a system process. Taxes and taxation. 2018. No. 6. pp. 4-12.

5. Kruglov V. N. Investment resource of the innovation process in the regions of the Russian Federation. Financial Economics. 2018. No. 6. pp. 70-73.

6. Kruglov V. N. Investment support of innovative development in the regions of the Russian Federation. Financial Economics. 2018. No. 7. pp. 319-322.

7. Kruglov V. N. Problems of financing innovative development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. Financial economics. 2018. No. 8. pp. 201-203.

8. Roshchupkina V. V. Modern concepts of formation of regional tax potential. Bulletin of the North Caucasus Federal University. 2019. No. 3. pp. 280-286.

9. Slepneva L. R., Dondokov Z. B. The tax potential of the region and the problems of its assessment. Russian entrepreneurship. 2018. No. 5. pp. 189-196.

10. Tyurina Yu. G. On the question of the directions of development of the tax potential of the region. Russian entrepreneurship. 2017. No. 17. pp. 4-15.

11. Electronic resource: https://kalugastat.gks.ru (date of reference: 01.02.2022).

12. Electronic resource: https://www.nalog.gov.ru/rn40/apply_fts / (accessed: 01.02.2022).

13. Electronic resource: https: https://admoblkaluga.ru/main/work/flnances/budget/2020-2022.php (accessed: 01.02.2022).

Сведения об авторах

КРУГЛОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Институт управления, бизнеса и технологий, Калуга, Россия, vladkaluga@yandex.ru ВОРОБЬЕВА А.С. - магистрант, Институт управления, бизнеса и технологий, Калуга, Россия, natalya_karlenko@mail.ru

Information about the authors

KRUGLOV VLADIMIR N. - Doctor of Economics, Professor, Department of Management, Institute of Management, Business and Technology, Kaluga, Russia, vladkaluga@yandex.ru

VOROBIEVA A.S. - master student, Institute of Management, Business and Technology, Kaluga, Russia, natalya_karlenko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.