Научная статья на тему 'БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА'

БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ / СОГЛАШЕНИЕ О ЗАЩИТЕ И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ / НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рукина С. Н., Герасимова К. А., Такмазян А. С., Самойлова К. Н.

Осознавая роль инвестиций для реализации политики экономического роста и повышения денежных доходов и сбережений населения, предлагается разрабатывать в регионах бюджет развития в качестве самостоятельного целевого денежного фонда в составе консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и инструмента активизации инвестиционных процессов. Обосновывается два варианта формирования его доходов исходя из состояния экономического потенциала региона и межбюджетных отношений в стране. Аргументируется необходимость отражения в бюджете развития налоговых расходов, соответствующих сумме стимулирующих налоговых льгот, предоставленных субфедеральной властью инвесторам. Проведенный анализ востребованных бизнесом форм государственной поддержки инвестиционных проектов в Ростовской области - налоговых льгот, «инженерных» субсидий, специальных инвестиционных контрактов - позволил сформулировать комплекс мер по совершенствованию налогового законодательства. Полноценное функционирование бюджета развития невозможно без его закрепления в Бюджетном кодексе Российской Федерации, а также упрощения механизмов предоставления налоговых инструментов, стимулирующих инвестиционные процессы, сохранения стабильности налогового законодательства, расширения налоговой самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT BUDGET AND ITS ROLE IN THE IMPLEMENTATION OF THE REGION’S INVESTMENT POLICY

Realizing the role of investments for the implementation of the policy of economic growth and increasing the monetary income and savings of the population, it is proposed to develop the development budget in the regions as an independent target monetary fund as part of the consolidated budget of the subject of the Russian Federation and a tool for activating investment processes. The authors substantiate two options for the formation of its income based on the state of the economic potential of the region and inter-budgetary relations in the country. The article argues for the need to reflect in the development budget tax expenditures corresponding to the amount of incentive tax benefits provided by the sub-federal government to investors. The analysis of the forms of state support for investment projects in the Rostov region that are in demand by business - tax incentives, “engineering” subsidies, special investment contracts-allowed us to formulate a set of measures to improve tax legislation. The full functioning of the development budget is impossible without its consolidation in the Budget Code of the Russian Federation, as well as simplification of the mechanisms for providing tax instruments that stimulate investment processes, maintaining the stability of tax legislation, and expanding the tax independence of the state authorities of the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА»

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИЙ

УДК 336.1 JEL H25, H60, H61, H71 Рукина Светлана Николаевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ORCID: 0000-0003-4534-1143 e-mail: ya.svetlana-41@ya.ru

Герасимова Кристина Александровна

старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5421-5937 e-mail: h_kristina@bk.ru

Такмазян Аида Самвеловна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет(РИНХ)», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ORCID: 0000-0002-7486-7112 e-mail: aida. takmazyan@yandex. ru

Самойлова Карина Николаевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет(РИНХ)», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3483-3866 e-mail: karina. samoylova2015@mail. ru

DOI10.26425/1816-42 77-2021-7-168-175

БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

Аннотация. Осознавая роль инвестиций для реализации политики экономического роста и повышения денежных доходов и сбережений населения, предлагается разрабатывать в регионах бюджет развития в качестве самостоятельного целевого денежного фонда в составе консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и инструмента активизации инвестиционных процессов. Обосновывается два варианта формирования его доходов исходя из состояния экономического потенциала региона и межбюджетных отношений в стране. Аргументируется необходимость отражения в бюджете развития налоговых расходов, соответствующих сумме стимулирующих налоговых льгот, предоставленных субфедеральной властью инвесторам. Проведенный анализ востребованных бизнесом форм государственной поддержки инвестиционных проектов в Ростовской области — налоговых льгот, «инженерных» субсидий, специальных инвестиционных контрактов — позволил сформулировать комплекс мер по совершенствованию налогового законодательства. Полноценное функционирование бюджета развития невозможно без его закрепления в Бюджетном кодексе Российской Федерации, а также упрощения механизмов предоставления налоговых инструментов, стимулирующих инвестиционные процессы, сохранения стабильности налогового законодательства, расширения налоговой самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: инвестиции, стимулирование, экономический рост, бюджет развития,

налоговые льготы, специальный инвестиционный контракт, соглашение о защите и поощрении капиталовложений, налоговые расходы

Для цитирования: Рукина С.Н., Герасимова К.А., Такмазян А.С., Самойлова К.Н. Бюджет развития и его роль в реализации инвестиционной политики региона//Вестник университета. 2021. № 7. С. 168-175.

Svetlana N. Rukina

Cand. Sci. (Econ.), Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia

ORCID: 0000-0003-4534-1143

e-mail: ya.svetlana-41@ya.ru

Kristina A. Gerasimova

Senior Lecturer, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia ORCID: 0000-0001-5421-5937 e-mail: h_kristina@bk.ru

Aida S. Takmazyan

Cand. Sci. (Econ.), Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia ORCID: 0000-0002-7486-7112 e-mail: aida. takmazyan@yandex. ru

Karina N. Samoylova

Cand. Sci. (Econ.), Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia ORCID: 0000-0002-3483-3866 e-mail: karina. samoylova2015@mail. ru

THE DEVELOPMENT BUDGET AND ITS ROLE IN THE IMPLEMENTATION OF THE REGION'S INVESTMENT POLICY

Abstract. Realizing the role of investments for the implementation of the policy of economic growth and increasing the monetary income and savings of the population, it is proposed to develop the development budget in the regions as an independent target monetary fund as part of the consolidated budget of the subject of the Russian Federation and a tool for activating investment processes. The authors substantiate two options for the formation of its income based on the state of the economic potential of the region and inter-budgetary relations in the country. The article argues for the need to reflect in the development budget tax expenditures corresponding to the amount of incentive tax benefits provided by the sub-federal government to investors. The analysis of the forms of state support for investment projects in the Rostov region that are in demand by business — tax incentives, "engineering" subsidies, special investment contracts-allowed us to formulate a set of measures to improve tax legislation. The full functioning of the development budget is impossible without its consolidation in the Budget Code of the Russian Federation, as well as simplification of the mechanisms for providing tax instruments that stimulate investment processes, maintaining the stability of tax legislation, and expanding the tax independence of the state authorities of the subjects of the Russian Federation. Keywords: investments, incentives, economic growth, development budget, tax benefits, special investment contract, agreement on protection and promotion of capital investments, tax expenditures

For citation: Rukina S.N., Gerasimova K.A., Takmazyan A.S., Samoylova K.N. (2021) The development budget and its role in the implementation of the region's investment policy. Vestnik universiteta, no. 7, pp. 168-175. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-7-168-175

© Рукина С.Н., Герасимова К.А., Такмазян А.С., Самойлова К.Н., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Rukina S.N., Gerasimova K.A., Takmazyan A.S., Samoylova K.N., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

Мировая и отечественная практика свидетельствуют о мультиплицирующем воздействии инвестиций на позитивную динамику социально-экономического развития. В условиях постковидного периода повышение объема и качества инвестиций рассматривается в качестве ключевого фактора восстановления экономического роста, занятости населения, повышения его реальных доходов, достижения траектории долгосрочного развития, намеченной Президентом Российской Федерации (далее - РФ) в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послании Федеральному собранию Российской Федерации от 22 апреля 2021 г. [4; 5]. В первую очередь речь идет о реальных инвестициях, направленных на ускоренное инновационное развитие национального воспроизводства.

Инвестиционная политика остается приоритетом для каждого субъекта РФ, поэтому они заинтересованы в поступлении как отечественных, так и иностранных инвестиций. Создание благоприятного климата для их привлечения позволит провести технологическую модернизацию, развивать конкурентоспособные отрасли экономики, поднять уровень доходов региональных бюджетов, повысить занятость населения, увеличить количество объектов социально-культурной сферы, что в конечном итоге обеспечит вектор устойчивого развития российских регионов, выровняет социально-экономические параметры их поляризованного состояния. Поэтому в современной ситуации необходим поиск новых инструментов и решений, направленных на активизацию инвестиционных процессов в российских регионах. Таким инструментом, на наш взгляд, может стать бюджет развития региона, который обеспечит формирование благоприятной среды для частных инвесторов и ускорит инвестиционные процессы в постпандемический период.

Цель исследования заключается в обосновании комплекса мер, которые позволят активизировать инвестиционные процессы в регионах на основе закрепления в бюджетном законодательстве механизма формирования и исполнения бюджета развития региона, совершенствования налогового законодательства. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: сформулировано определение бюджета развития региона, предложено два варианта формирования его доходов, проанализировано применение налоговой поддержки инвестиционной деятельности в виде налоговых льгот, специальных инвестиционных контрактов, соглашений о защите и поощрении капиталовложений, регулируемой федеральным и региональным законодательством.

Литературный обзор

В научных публикациях отечественных ученых активно освещаются проблемы инвестиционной политики в регионах, причем с совершенно разных позиций: государственной поддержки инвестиционной деятельности; опыта ее осуществления в конкретном субъекте РФ [8; 9; 10; 11; 14]. Несмотря на многочисленные исследования не теряют актуальности вопросы необходимости формирования бюджета развития региона, в котором отражаются объемы финансовых ресурсов, направления их использования на капитальные расходы, в том числе с учетом практики применения инструментов, стимулирующих инвестиционные процессы. Таким образом, можно утверждать, что он является индикатором состояния потенциала экономики и инвестиционной среды в регионе.

Материалы и методы исследования

Информационной базой исследования явились публикации в отечественных научных изданиях, федеральное и региональное законодательство, открытые данные Правительства Ростовской области. В качестве методологической основы применялись общенаучные диалектические методы познания: наблюдение, сравнение, системный логико-смысловой анализ, синтез теоретического и практического материала.

Основные результаты исследования и их обсуждение

В бюджетном законодательстве на сегодняшний день отсутствует понятие «бюджет развития». Основываясь на определении бюджета, содержащегося в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, можно сформулировать следующее: «Бюджет развития - это форма образования и расходования денежных средств на финансирование капитальных затрат производственного и инфраструктурного значения в субъекте РФ (строительство и модернизация реального сектора экономики, строительство и ремонт образовательных и медицинских

учреждений, автомобильных дорог, спортивных и культурных объектов и др.) [1]. В этом контексте считаем важным восстановить ст. 67 «Капитальные расходы бюджета» Бюджетного кодекса РФ, утратившую силу в 2007 г. [1]. В современной практике речь идет только о расходовании средств из бюджета развития региона или муниципального образования. Так, в Ростовской области бюджет развития запланирован на 2021 г. в сумме 47,9 млрд руб., что составляет 19 % от совокупных доходов консолидированного бюджета региона. По сравнению с бюджетом 2020 г. его объем увеличился на 2,2 млрд руб. За счет бюджетных средств (бюджета развития) будет спроектировано, построено и отремонтировано порядка 320 объектов областной и муниципальной собственности, включая автомобильные дороги [15, с. 52]. Таким образом, бюджет развития имеет важное значение для социально-экономического и инвестиционного развития Донского края, в том числе реализации национальных проектов.

Нам представляется необходимым определить источники его формирования, поскольку расходная часть сложилась на практике, но возможны ее корректировки с учетом налоговых расходов. Предлагаем два варианта формирования доходов бюджета развития. В первом варианте доходы включают только поступления от налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в доходы бюджета субъекта РФ в соответствии с положениями гл. 8 Бюджетного кодекса РФ: акцизы на нефтепродукты и транспортный налог, являющиеся источниками дорожного фонда и имеющие целевой характер использования; 10-15 % от поступления налога на прибыль организаций, НДФЛ, специальных налоговых режимов, доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности и др. По нашему мнению, наличие собственных налоговых и неналоговых доходов предполагает самостоятельное и ответственное использование средств регионального бюджета развития. Во втором варианте формирования бюджета развития его доходы включают не только собственные налоговые и неналоговые доходы, но и межбюджетные трансферты из федерального бюджета (субсидии), что весьма актуально в условиях реализации государственных программ РФ и национальных проектов. Регионы получают дополнительные инвестиционные ресурсы через межбюджетные трансферты (рис. 1). В условиях коронавирусного кризиса за счет предоставления российским регионам межбюджетных трансфертов в объеме 3,1 трлн руб. был обеспечен рост капитальных вложений в консолидированных бюджетах субъектов РФ более чем на 10 %. На наш взгляд, такая практика снижает самостоятельность субфедеральных властей, поскольку они реализуют федеральные программы и проекты, а также мероприятия по развитию инфраструктуры для их функционирования, на которые приходится основной объем субсидий из федерального бюджета. Поэтому необходимо перестраивать межбюджетные отношения в направлении создания механизмов восстановительного роста экономики на основе стимулирования инвестиционных процессов.

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 1. Системное представление о бюджете развития региона

Безусловно, в расходах бюджета развития следует отразить объемы налоговых расходов, которые соответствуют сумме стимулирующих налоговых льгот, предоставленных субфедеральной властью инвесторам. Проанализируем практику их предоставления в Ростовской области. В соответствии с региональным законодательством организации, реализующие инвестиционные проекты на территории Донского региона, могут воспользоваться разнообразными формами государственной поддержки, причем в условиях ограничительных мер в связи с пандемией их удалось сохранить (табл. 1).

Таблица 1

Классификация форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, предоставляемых бизнесу в Ростовской области

Группы форм господдержки Форма государственной поддержки

Поддержка малого предпринимательства Льготные займы для субъектов МСП Предоставление поручительств, лизинговых услуг Инжиниринговые услуги Формирование и развитие кластеров Поддержка экспортеров Региональный фонд развития промышленности

Программы финансовой поддержки бизнеса Программа льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей Инженерные, инновационные субсидии Фонд развития моногородов (г. Донецк, г. Гуково, г. Зверево)

Налоговая поддержка Налоговые льготы инвесторам, в том числе инвестиционный налоговый вычет Специальные инвестиционные контракты Налоговые льготы и преференции резидентам ТОСЭР, созданных в моногородах

Нефинансовые формы поддержки Сопровождение инвестиционных проектов 100 губернаторских инвестиционных проектов Совет по инвестициям при губернаторе Ростовской области Реестр инвестиционных площадок

Составлено авторами по материалам исследования

Региональные меры поддержки донского бизнеса в 2020 г. составили более 10 млрд руб. С их помощью предприятия модернизируют производства, обновляют основные фонды и тем самым вносят основной вклад в региональный портфель инвестиций, состоящий из 597 проектов с плановым объемом инвестиций свыше 590 млрд руб. В период до 2025 г. планируется ввод в эксплуатацию свыше 570 проектов на сумму 445 млрд руб. Реализуются крупные инвестиционные проекты в сферах промышленности, транспортной инфраструктуры, «зеленой энергетики», агропромышленного комплекса по глубокой переработке сельхозпродукции [16].

В Ростовской области востребованными у бизнеса формами государственной поддержки инвестиционной деятельности признаны налоговые льготы; субсидии на возмещение части затрат по созданию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры («инженерные» субсидии); заключение специального инвестиционного контракта (далее - СПИК). Региональное законодательство представлено областным законом «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области», имеющим стимулирующее значение для привлечения инвестиций [6].

Предоставляемые инвесторам-организациям льготы по налогам на имущество и на прибыль учитывают два условия:

- срок окупаемости инвестиционного проекта не более пяти лет;

- объем инвестиций в зависимости от конкретного муниципального образования: от 0,5 млн руб. в засушливых восточных муниципальных районах Ростовской области до 3 млн руб. в Таганроге и Ростове-на-Дону.

Налоговые льготы установлены в виде понижения ставки налога на прибыль организаций до 13,5 %, зачисляемого в региональный бюджет, инвестиционного налогового вычета (далее - ИНВ), понижения ставки налога на имущество организаций до 1,1 % или полного освобождения от его уплаты. На наш взгляд, «...такая практика ограничивает налоговую самостоятельность региональной власти, что проявляется в отсутствии права вводить собственные налоги, повышать ставки налогов сверх установленного Налоговым кодексом РФ уровня, отменять федеральные налоговые льготы по региональным налогам» [13, с. 25].

Введение с 2018 г. ИНВ в качестве элемента налога на прибыль организаций имело целью создание стимулов у хозяйствующих субъектов, планирующих осуществлять инвестиции. Налоговый кодекс РФ (ст. 286.1, 270) установил «рамочные условия» применения ИНВ, сумма которого может составлять до 100 % стоимости приобретения или модернизации основных средств, относящихся к 3-10 амортизационным группам (за исключением зданий, сооружений, передаточных устройств) и имеющих срок полезного использования от 3 до 20 лет [2]. С 2020 г. в Ростовской области право использовать ИНВ получили организации приоритетных для региона видов деятельности - мясоперерабатывающая и молочная промышленность, организации-участники национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», а также осуществляющие пожертвования государственным и муниципальным учреждениям клубного типа, музеям. Изучение положений Налогового кодекса РФ и законов субъектов РФ показывает, что он сложен в применении, требует стабильных финансовых результатов деятельности организаций в течении десятилетнего периода его использования, соответственно отсутствия фактора неопределенности, поэтому не востребован субъектами хозяйствования [12].

«Инженерные» субсидии предоставляются при реализации инвестиционных процессов с объемом инвестиций не менее 100,0 млн руб. по следующим четырем направлениям: промышленное производство, агропромышленный комплекс, транспортный комплекс, строительство объектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Размер субсидий составляет от 50 % до 95 % понесенных затрат в зависимости от объема капвложений, направления затрат и виды деятельности инвестора. При условии введения в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося частью инвестиционного проекта, но момент подачи заявки инвестор получит «инженерную» субсидию. В 2020 г. такую форму поддержки получили три инвестора на сумму 46,98 млн руб. [7]

СПИКи применяются с 2015 г. с целью активизировать инвестиционную деятельность в высокотехнологичных промышленных производствах. СПИК представляет собой соглашение между инвестором, который обязуется создать либо модернизировать и освоить производство промышленной продукции, и Правительством публично-правового образования (РФ, субъекта РФ или муниципального образования), которое обязуются в течение срока действия контракта (не более 10 лет) обеспечить стабильные условия ведения хозяйственной деятельности и применения налогового законодательства в части налоговых льгот по налогам на прибыль и имущество организаций. СПИК заключается по результатам проведения конкурсного отбора при минимальном объеме инвестиций 750 млн руб. без НДС. Учитывая ограничительные условия заключения СПИКа, требуется гибкий диалог власти и бизнеса [11].

Анализ данных, характеризующих результаты стимулирования инвестиционной деятельности в Ростовской области, показал, что в 2018 г. 50 крупных инвесторов в рамках 75 инвестиционных договоров воспользовались региональными льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций, а в сложном 2020 г. эти показатели составили 46 и 58 соответственно [7].

По количеству заключенных СПИКов Ростовская область занимаем 5 место в стране и 1 место в ЮФО. За два года подписано четыре контракта, которые принесут более 6,4 млрд руб. инвестиций и обеспечат создание сотен рабочих мест; часть из них связана с ветроэнергетикой.

В современных условиях субфедеральные органы разрабатывают правовую конструкцию нового инвестиционного инструмента - соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), рассматриваемого в качестве ключевого механизма перезапуска инвестиционного цикла, основы будущего экономического роста и реализации национальных целей развития. Принятый 1 апреля 2020 г. Федеральный закон № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» предусматривает «стабилизационную» оговорку, позволяющую оставить на весь срок реализации инвестиционного проекта ставки налогов: на прибыль организаций, на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых, транспортного, земельного,

а также требования нормативно-правовых актов, применяемых при реализации соответствующих проектов. При этом в отношении инвестора не применяются новые налоги и сборы, сохраняются регуляторные нормы ЦБР. Данные соглашения и «стабилизационные» оговорки должны быть публичными и неизменными на срок от 6 лет до 20 лет [3].

Как известно, налоговые льготы приводят к выпадению доходов региональных бюджетов. Финансовые органы субъектов РФ проводят оценку результативности налоговых расходов по методике, разработанной Министерством финансов РФ, а также оценку их вклада в изменение значения показателя достижения целей государственной программы, бюджетной эффективности налоговых расходов, совокупного бюджетного эффекта, по результатам которой отменяются неэффективные налоговые льготы, а оставшиеся - включаются в объемы финансирования государственных программ, следовательно, отражаются в расходах бюджета развития региона.

Заключение

Устойчивый экономический рост, повышение занятости населения, его реальных доходов и сбережений, стабильные поступления в региональные бюджеты могут быть обеспечены за счет активизации инвестиционных процессов в российских регионах. В современных условиях повышение объемов инвестиций в регионах связано с реализацией государственных программ РФ и национальных проектов, региональных проектов. Не вызывает сомнения, что бюджетные расходы являются важным элементом стимулирования частных инвестиций, так как они демонстрируют направления государственной социально-экономической политики и формируют инфраструктурные условия для реализации коммерческих проектов. Учитывая особенности социально-экономического развития, каждый субъект РФ предлагает инвесторам разнообразные формы инвестиционной поддержки, характеризующие его инвестиционный профиль, в том числе в налоговой форме. Финансовым документом системного управления инвестициями может стать бюджет развития, представляющий собой самостоятельный целевой денежный фонд в составе консолидированного бюджета субъекта РФ. Функционирование бюджета развития требует его законодательного закрепления в Бюджетном кодексе РФ, а также совершенствования налогового законодательства в части обеспечения стабильности, упрощения механизма ИНВ, расширения налоговой самостоятельности субфедеральных властей. В результате будет достигнута главная задача бюджета региона - создание привлекательной среды для частных инвестиций, обеспечивающей баланс интересов бизнеса и государства для восстановления экономики, ее позитивной динамики, притока инвестиций.

Библиографический список

1. ФЗ от 31.07.1998 № 116-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (в ред. от 30.04.2021) // СПС «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 16.05.2021).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консуль-тантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 16.05.2021).

3. ФЗ от 01.04.2020 № 69-ФЗ (последняя редакция) «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_349045/ (дата обращения: 16.05.2021).

4. Указ Президента РФ от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/74304210/ (дата обращения: 16.05.2021).

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22.04.2021 г. // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http:www.kremlin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения: 16.05.2021).

6. Областной закон «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» от 10.05.2012 г. №843-3С (с изменениями и дoполнениями) // Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.donland.ru/documents/2159/ (дата обращения: 16.05.2021).

7. Постановление Правительства Ростовской области «Отчет о реализации государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2020 год» от 15.03.2021 г. №175 // Официальный портал

Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.donland.ru/result-report/940/ (дата обращения: 16.05.2021).

8. Астафьева, О.В., Козловский, А.В., Моисеенко, Н.А. Роль инноваций в обновлении основного капитала организаций // Вестник университета. - 2020. - №12. - С. 12-19. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-12-12-19.

9. Бунова, Е.В., Буслаева, О.С., Серова, В.С. Анализ инвестиционной привлекательности Челябинского региона с использованием метода собственного состояния // Региональная экономика: теория и практика. - 2020. - Т. 18, № 4 (475). -С. 723-738. https://doi.org/10.24891/re.18A723.

10. Емельянова, Е.В., Харчикова, Н.В. Тенденции, факторы и стратегические приоритеты инвестиционного развития Калужской области // Менеджмент в России и за рубежом. - 2020. - №2. - С. 40-47.

11. Иванов, В.В., Львова, Н.А., Покровская, Н.В., Андрианов, А.Ю. Региональные детерминанты налогового стимулирования инновационной активности бизнеса в Российской Федерации // Финансы. - 2020. - №11. - С.9-15.

12. Рукина, С.Н., Герасимова, К.А., Такмазян, А.С., Самойлова, К.Н. Налоговая поддержка частных инвестиций в образовании // Вестник университета. - 2019. - № 11. - С. 132-139. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-11-132-139.

13. Самойлова, К.Н., Рукина, С.Н., Герасимова, К.А., Такмазян, А.С. Формирование системы управления налоговыми расходами в регионе // Финансовые исследования. - 2020. - № 2(67). - С.19-28.

14. Суслина, А.Л., Леухин, Р.С. Работает ли налоговое стимулирование инноваций? Оценка эффективности в России и мире// Финансовый журнал. - 2018. - № 5 (45). - С.58-69. https://doi.org/10.31107/2075-1990-5-58-69.

15. Федотова, Л.В. Новые режимы - новый бюджет // Бюджет. - 2021. - № 2. - С. 50-53.

16. Пояснительная информация к вопросу «О развитии инвестиционного потенциала Ростовской области на период до 2025 г. и ходе реализации инвестиционной программы региона в 2020 году» // Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.donland.ru/result-report/ (дата обращения: 16.05.2021).

References

1. Federal Law No. 116-FZ, dated on July 31, 1998 (as amended, dated on April 30, 2021) "Budget Code of the Russian Federation", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (accessed 16.05.2021).

2. Federal Law No. 117-FZ, dated on August 5, 2000 (latest edition) "Tax Code of the Russian Federation, part 2", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (accessed 16.05.2021).

3. Federal Law No. 69-FZ, dated on April 1, 2020 (latest version) "On the Protection and Promotion of Capital Investments in the Russian Federation", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_349045/ (accessed 16.05.2021).

4. Decree of the President of the Russian Federation, dated on July 21, 2020 "On National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030", Legal information portal "Garant". Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74304210/ (accessed 16.05.2021).

5. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation, dated on April 22, 2021, The President of Russia. Available at: //http:www.kremlin.ru/events/president/news/65418 (accessed 16.05.2021).

6. Regional Law No. 843-3S, dated on May 10, 2012 (with amendments and additions) "On Regional Taxes and Certain Taxation Issues in the Rostov Region, Official portal Governments of the Rostov region. Available at: https://www.donland.ru/docu-ments/2159/ (accessed 16.05.2021).

7. Resolution of the Government of the Rostov region No. 175, dated on March 15, 2021 "Report on the Implementation of the State Program of the Rostov Region "Economic Development and Innovative Economy" for 2020", Official portal Governments of the Rostov region. Available at: https://www.donland.ru/result-report/940/ (accessed 16.05.2021).

8. Astaf'ieva O. V., Kozlovsky A. V., Moiseenko N. A. The role of innovations in renewal of fixed capital of organizations, Vestnik universiteta, 2020, no. 12, pp. 12-19. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-12-12-19. (In Russian). https://doi. org/10.26425/1816-4277-2020-12-12-19.

9. Bunova E.V., Buslaeva O.S., Serova V.S. An analysis of the investment attractiveness of the Chelyabinsk oblast using the eigenstate method, Regional Economics: Theory and Practice, 2020, vol. 18, no. 4 (475), pp. 723-738. (In Russian). https://doi. org/10.24891/re.18.4. 723

10. Emelyanova E. V., Kharchikova N. V. Trends, factors and strategic priorities of Kaluga region investment development, Management in Russia and Abroad, 2020, no. 2, pp. 40-47. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ivanov V V, L'vova N. A., Pokrovskaya N. V., Andrianov A. Yu. Regional determinants of tax incentives for innovative business activity in the Russian Federation, Finansy, 2020, no. 11, pp. 9-15. (In Russian).

12. Rukina S. N., Gerasimova K. A., Takmazyan A. S., Samoilova K. N. Tax support for private investment in education, Vestnik universiteta, 2019, no. 11, pp. 132-139. (In Russian). https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-11-132-139

13. Samoilova K. N., Rukina S. N., Gerasimova K. A., Takmazyan A. S. Formation of a system for managing tax expenditures in the region, Finansovye issledovaniya, 2020, no. 2 (67), pp. 19-28. (In Russian).

14. Suslina A. L., Leukhin R. S. Does tax incentives for innovation work? Evaluation of effectiveness in Russia and in the world, Financial Journal, 2018, no. 5 (45), pp. 58-69. (In Russian). https://doi.org/10.31107/2075-1990-5-58-69

15. Fedotova L. V. New regimes - new budget, Byudzhet, 2021, no. 2, pp. 50-53. (In Russian).

16. Explanatory information to the issue "On the Development of the Investment Potential of the Rostov Region for the Period up to 2025 and the Implementation of the Region's Investment Program in 2020", Official portal Governments of the Rostov region. Available at: https://www.donland.ru/result-report/ (accessed 16.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.