Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИИ'

РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коростелева В.В., Анисимова А.В.

В статье рассмотрены основные характеристики налоговых доходов. Государственный бюджет - главный финансовый план государства. В связи с этим он должен быть сбалансирован для того чтобы обеспечить выполнение все функций РФ. Для этого необходимы весомые доходы бюджета, которые главным образом формируют налоговые поступления.In article the main characteristics of the tax income are considered. The state budget - the main financial plan of the state. In this regard it has to be balanced to provide performance everything functions of the Russian Federation. The powerful income of the budget which mainly forms tax revenues are for this purpose necessary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИИ»

противоречие, возникающее между целями хозяйственно-экономической деятельности предприятия и финансовыми возможностями на их реализацию.

Большинство решений, принимаемых в организации, в определенной мере будут финансовыми, поскольку они сопряжены с оценкой и выбором различных возможных вариаций размеров будущих расходов и доходов. Поэтому в больших компаниях руководящий персонал для этих принятия решений использует услуги финансистов.

Использованные источники:

1. Никитина Н.В., Янов В.В. Корпоративные финансы: учебное пособие. -3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 512 с. (стр.25)

2. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2004. -C.512. (стр. 50-53)

3. Хвостенко О. А. Совершенствование финансового механизма корпораций // Сборники конференций НИЦ Социосфера . 2013. №38. С.144-148.

4. Шишакин А.А. Проблемы совершенствования финансового механизма холдинговых компаний // Финансы, денежное обращение и кредит. 2011. №6 (79). С.145-148.

5. Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности 080105 «Финансы и кредит» / [Н. В. Колчина и др. ]; под ред. Н. В. Колчиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 383 с. (стр.20)

6. Курилов К.Ю. К вопросу определения финансового механизма управления, его содержания и основных элементов. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 11 (101). С. 24-32.

7. Коваленко О.Г. К вопросу о финансовом менеджменте предприятия. // Вектор науки. 2013. №3. С. - 338-339

Коростелева В.В.

доцент кафедра «Экономики» Югорский государственный университет

Анисимова А.В. студент 3 курса специальность «Экономическая безопасность»

Россия, г. Ханты-Мансийск РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

РОССИИ

В статье рассмотрены основные характеристики налоговых доходов. Государственный бюджет - главный финансовый план государства. В связи с этим он должен быть сбалансирован для того чтобы обеспечить выполнение все функций РФ. Для этого необходимы весомые доходы

бюджета, которые главным образом формируют налоговые поступления.

Ключевые слова: государственный бюджет, доходы бюджета, налоговые поступления, налог.

ROLE OF TAXES IN FORMATION OF THE INCOME OF BYUDZHETV OF RUSSIA

In article the main characteristics of the tax income are considered. The state budget - the main financial plan of the state. In this regard it has to be balanced to provide performance everything functions of the Russian Federation. The powerful income of the budget which mainly forms tax revenues are for this purpose necessary.

Keywords: state budget, income of the budget, tax revenues, tax.

Финансовая система России включает в себя различные подсистемы, среди которых приоритетное значение имеют государственные финансы. Главный элемент государственных финансов - бюджет, выражающий форму перераспределения доходов хозяйствующих субъектов и граждан и концентрацию их в централизованном (бюджетном) фонде страны.

Бюджетная система РФ основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации - это регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Главным образом, под доходами бюджета понимается - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Доходы служат финансовой базой государства. Доходы выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ формируются исходя из бюджетного законодательства РФ, законодательства о налогах и сборах и об иных обязательных платежах.

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогах, иных обязательных платежей, других поступлений, которые служат источником формирования доходов бюджетов всех уровней в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ, законом о бюджете субъекта РФ и муниципальными правовыми актами.

Для того, чтобы наглядно проследить роль влияния налогов на формирование доходов бюджета РФ проведем анализ налоговых поступлений в бюджет РФ.

В целом бюджет РФ состоит из трех главных элементов, которые

представлены в таблице - 1.

Таблица - 1 Исполнение бюджета по доходам за 2012-2014гг., тыс. руб._

Наименование показателя

№ Год Всего доходов (в тыс. руб.) Налоговые доходы (в тыс. руб) Неналоговые доходы (в тыс. руб) Безвозмездные поступления (в тыс. руб.)

1 2012 12 855 540 621,10 6 853 223 720,30 5 937 667 208,20 64 649 692,60

2 2013 13 019 939 484,90 7 063 812 593,70 5 905 007 121,50 51 119 769,70

3 2014 14 496 880 495,70 7 921 213 942,80 6 464 701 416,60 110 965 136,30

Из таблицы, как итог следует отметить, что за все рассмотренные три года (2012г., 2013г., 2014г.) наблюдается тенденция в увеличении доходов федерального бюджета России, причем, как совокупных доходов бюджета, так и отдельных категорий. Как видно, наибольший удельный вес в составе доходов занимают налоговые доходы, они являются основой формирования бюджета страны. С течение времени налоговая нагрузка на население увеличивается, вследствие чего и увеличиваются поступления в федеральный бюджет.

Если рассматривать долю налоговых доходов в структуре бюджета, то она так же занимает приоритетное место (таблица - 2), и это связано с тем, что увеличивается удельный вес денежных значений подгрупп отдельных налоговых доходов (таблица - 3).

Таблица - 2 Структура федеральных доходов за 2012-2014гг., %

№ Год Налоговые доходы Неналоговые доходы Безвозмездные поступления

1 2012 53,3 46,2 0,5

2 2013 54,3 45,4 0,4

3 2014 54,6 44,7 0,7

Наблюдается положительная динамика налоговых доходов, которая постепенно стремится к наибольшему значению. А тем временем неналоговые доходы и безвозмездные поступления уменьшаются.

Таблица - 3 Исполнение федерального бюджета по доходам в разрезе налоговых поступлений за 2012-2014гг., тыс. руб._

№ Наименование показателя Кассовое исполнение, в тыс. руб.

2012г. 2013г. 2014г.

1 ВСЕГО 12 855 540 621,10 13 019 939 484,90 14 496 880 495,70

2 Налоговые доходы 6 853 223 720,30 7 063 812 593,70 7 921213 942,80

В том числе:

3 Налоги на прибыль, доходы 375 817 328,00 352 213 259,70 420 505 867,40

4 НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 2 228 000 609,90 2 329 255 207,90 2 702 249 355,10

5 НДС на товары ввозимые на территорию РФ 1 713 048 730,90 1 734 167 015,90 1 821 787 771,30

6 Налог на добычу полезных ископаемых 2 420 514 263,10 2 535 256 226,80 2 857 963 405,70

7 Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых 18 415 747,40 16 672 875,80 24 023 893,10

8 Водный налог 2 756 984,40 2 482 613,50 2 201 468,50

9 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 410 591,70 405 189,30 2 180 256,20

10 Государственная пошлина 92 330 555,80 92 163 633,60 90 864 542,50

11 Задолженность, пересчеты по отмененным налогам и сборам 1 213 827,50 1 196 571,20 1 188 206,30

В таблицы - 3 представлены основные налоговые поступления, образующие налоговый доход бюджеты. Как видно совокупный доход ежегодно увеличивается, но про отдельные подгруппы доходов этого сказать нельзя.

Для того, проследить динамику налоговых поступлений, их рассчитаем структуру (таблица - 4).

Таблица - 4 Структура налоговых поступлений в бюджет РФ за 20122014гг.

№ Наименование показателя Структура,%

2012г. 2013г. 2014г.

1 Налоговые доходы 100,00 100,00 100,00

В том числе:

2 Налоги на прибыль, доходы 5,48 4,99 5,31

3 НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 32,51 32,97 34,11

4 НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 25,00 24,55 23,00

5 Налог на добычу полезных ископаемых 35,32 35,89 36,08

6 Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых 0,27 0,24 0,30

7 Водный налог 0,04 0,04 0,03

Сборы за пользование объектами

8 животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 0,01 0,01 0,03

9 Государственная пошлина 1,35 1,30 1,15

10 Задолженность, пересчеты по отмененным налогам и сборам 0,02 0,02 0,02

И так, как видно из таблицы, налоговые поступления неоднородны, их динамика неоднозначна. Доля доходов уменьшается с течение времени, другая же доля увеличивается. Стоит заметить, что налоговые доходы составляют в основном два основных налога, такие как, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, которые составляют в среднем за три года 33,2% от общих налоговых поступлений, и второй налог - это НДПИ, который составляет в среднем за три года 35,8% от общих налоговых поступлений. Именно из-за этих налогов ежегодно увеличиваются все налоговые доходы и федеральный бюджет в целом.

В целом за период с 2012г. по 2014г. наблюдается положительная тенденция в динамике доходов бюджета РФ, в 2012г. исполнение бюджета по доходам составило 99,54%, в 2013г. исполнение бюджета по доходам составило 100,88%, в 2014г. исполнение бюджета по доходам составило 101,81%, но на период 2015г. ожидается неисполнение федерального бюджета по доходам, то есть бюджет будет дефицитным.

Так, же, государство имеет задолженность, то есть, это те суммы, которые подлежат уплате из бюджета. Если данные суммы не были выплачены в установленный срок, то они учитываются как задолженность бюджета (таблица - 5). Как видно из данной таблицы задолженность

бюджета каждый год увеличивается на значительные суммы.

Таблица - 5 Суммы, уменьшающие федеральный бюджет за 2012-

2014гг.

№ Наименование показателя Год

2012 2013 2014

1 Задолженность бюджета, в тыс. руб. 4 554 955 557,50 5 462 127 137,70 6 600 552 240,00

2 Выпадающие суммы из бюджета, в тыс. руб. 39 446 125,60 322 982 155,40 334 695 415,30

3 Итого: 4 594 401 683,10 5 785 109 293,10 6 935 247 655,30

Необходимо учитывать то, что сумма доходов бюджета уменьшается из-за применения налогоплательщиками льгот. Налогоплательщики, которые применяют специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН, налоговые вычеты и прочие льготы) могут уменьшать сумму налога, освобождаются от уплаты отдельных налогов или не уплачиваю налоги в бюджет вообще. Данные суммы, выпадающие из доходов бюджета, ежегодно увеличиваются, что видно на таблицы - 5, это связано с уменьшением налогового бремени на отдельные категории налогоплательщиков.

Процесс формирования доходов бюджета сложный и многоэтапный. В связи с этим возникают некоторые проблемы, такие как:

- Нарушение налогоплательщиками налогового законодательства;

- Уклонение налогоплательщиками от уплаты налогов и других обязательных платежей. Причём такие правонарушения приобретают массовый характер. Опасность таких правонарушений заключается в том, что они перекрывают каналы поступлений денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней, что в свою очередь снижает результативность бюджетной и налоговой политики Правительства России и субъектов Федерации;

- Неправомерно заявленные налогоплательщиками льготы, использование которых ведет к рискам недопоступления налоговых платежей в бюджет;

- Задолженность по платежам в бюджет (например, государственные ссуды, ценные бумаги);

- Наличия сектора теневой экономики (например, сокрытие организацией своих реальных доходов);

- Негативное влияние на финансовую сферу процессов, связанных с экономическими кризисами и санкциями.

Все приведенные мной проблемы являются важными и оказывают значительное влияние на формирование доходной части бюджета России.

Для того чтобы бороться с данными проблемами и их отрицательным воздействием целесообразно найти определенные решения по их устранению.

Для этого необходимо разработать ряд мер и мероприятий:

- Совершенствование налогового законодательства, устранение пробелов, которые помогают уклониться от уплаты налогов (например, незаконное использование налоговых льгот, разработка специальных памяток для налогоплательщиков, более жесткий учет налогооблагаемой базы);

- Системная работа контролирующих и правоохранительных органов, направленная на сокращение теневого сектора экономики и на наведение порядка в системе учета и взимания налогов, таможенных и других платежей, поступающих от субъектов экономической деятельности;

- Повышение роли государственного контроля в области регулирования производства и оборота алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Создание четких механизмов раскрытия информации о бенефициарных владельцах компаний, зарегистрированных на территории оффшорных зон и привлекаемых к управлению государственными активами и реализации государственных контрактов и программ (или являющихся выгодоприобретателями, собственниками подрядчиков по таким проектам) и отслеживания финансовых операций, которые они осуществляют.

Современная Россия сталкивается с приведенными мной проблемами, но она в силах бороться с ними, совершенствуя свое законодательство, меры наказания для нарушителей, внося изменения в порядок функционирования контрольных и правоохранительных органов.

На данном этапе экономического развития и сложившейся в мире нестабильной экономической ситуации, России необходимо уделять особое внимание формированию доходов бюджетов для того, чтобы не допускать дефицита в федеральном бюджете, а также стабильно функционировать и сохранять устойчивые темпы развития всех сфер деятельности государства.

Российская Федерация большое развивающееся государство, для его рациональной жизнедеятельности и устойчивого развития необходима крепкая финансовая база и достаточный объем денежных ресурсов, обеспечивающих все сферы общества. Для этого нужно совершенствовать бюджетное законодательство, контролировать его исполнение и вводить инновации в его управление.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс].: от 31.07.1998г. (ред. от 30.09.2015) N 145-ФЗ - Режим доступа: Консультант Плюс //http://www.consultant.ru/.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1. [Электронный ресурс].: от

31.07.1998г. (ред. от 13.07.2015) N 146-ФЗ - Режим доступа: Консультант Плюс \\ http://www.consultant.ru/.

3. Российская Федерация. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на

2012 год и на плановый период 2013 2014 годов» [Электронный ресурс].: [федер. закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ - Режим доступа: Консультант Плюс \\ http: //www.consultant.ru/.

4. Российская Федерация. Федеральный закон «Об исполнении Федерального бюджета за 2012 год» [Электронный ресурс].: [федер. закон от

30.09.2013 N 254-ФЗ - Режим доступа: Консультант Плюс \\ http: //www.consultant.ru/.

5. Российская Федерация. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на

2013 год и на плановый период 2014 2015 годов» [Электронный ресурс].: [федер. закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ - Режим доступа: Консультант Плюс \\ http: //www.consultant.ru/.

6. Российская Федерация. Федеральный закон «Об исполнении Федерального бюджета за 2013 год» [Электронный ресурс].: [федер. закон от

04.10.2014 N 280-ФЗ - Режим доступа: Консультант Плюс \\ http: //www.consultant.ru/.

7. Российская Федерация. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на

2014 год и на плановый период 2015 2016 годов» [Электронный ресурс].: [федер. закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ - Режим доступа: Консультант Плюс \\ http: //www.consultant.ru/.

8. Российская Федерация. Федеральный закон «Об исполнении Федерального бюджета за 2014 год» [Электронный ресурс].: [федер. закон от

05.10.2015 N 276-ФЗ - Режим доступа: Консультант Плюс \\ http: //www.consultant.ru/.

9. Врублевская О.В., под ред., Федосов В.А. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб пособие для вузов. СПб.: Питер - Санкт-Петербург, 2009 г. С.135-154.

10. Коростелева В.В., Раздроков Е.Н. Анализ факторов оптимизации налоговой нагрузки Ханты-Мансийского автономного округа -Югры.//Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2013. №1. С.166-174.

11. Раздроков Е.Н., Коростелева В.В. Прогноз поступления федеральных налогов в консолидированный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа -Югры//Агропродовольственная политика России. № 5. 2014 г. С. 2530.

12. Тарасова Ф.В. Налоги и налогообложение: учебник. Перераб. - М.: КНОРУС, 2016. С. 329-339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.