Научная статья на тему 'РЕЗЕРВЫ РОСТА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА ИЖЕМСКОГО РАЙОНА)'

РЕЗЕРВЫ РОСТА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА ИЖЕМСКОГО РАЙОНА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / РЕЗЕРВЫ РОСТА БЮДЖЕТА / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ / НАЛОГОВЫЕ ИСТОЧНИКИ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вокуева Т.В., Найденова Т.А.

Одним из основополагающих принципов организации местного самоуправления является принцип его финансовой самостоятельности. Соблюдение данного принципа невозможно без наличия в местных бюджетах достаточного уровня доходов. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы доходов местных бюджетов.В статье рассмотрены проблемы формирования доходов местного бюджета, рассмотрены возможные резервы мобилизации налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципального образования, представлена развёрнутая оценка состояния муниципального бюджета на примере бюджета Ижемского района.Financial autonomy is one of the fundamental principles of local public administration; however, adherence to it is not possible without a sufficient amount of local budgets revenues. In this regard, the issues related to local budgets revenues become particularly relevant.The problems of formation of incomes of the local budget, consider the mobilization of the reserves tax and non-tax revenues of municipal budgets, presented Unfolded assessment of the municipal budget on the example of budget Izhma area.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЗЕРВЫ РОСТА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА ИЖЕМСКОГО РАЙОНА)»

2. Королева Т.Г. Совершенствование системы налогового планирования (на примере ОАО «Угольный разрез») / Т.Г. Королева, И.В. Овчинникова // Вестник КузГТУ. - 2015. - №2. - C. 141-147.

3. Черник Д.Г. налоги и налогообложение Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2014 - 300с.

Вокуева Т.В. студент 1 курса магистратуры Найденова Т.А. научный руководитель, доцент кафедра банковского дела Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина РЕЗЕРВЫ РОСТА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА ИЖЕМСКОГО РАЙОНА) RESERVES GROWTH OF TAX REVENUES OF THE LOCAL

BUDGET

(FOR EXAMPLE, BUDGET IZHMA DISTRICT)

Аннотация: Одним из основополагающих принципов организации местного самоуправления является принцип его финансовой самостоятельности. Соблюдение данного принципа невозможно без наличия в местных бюджетах достаточного уровня доходов. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы доходов местных бюджетов.В статье рассмотрены проблемы формирования доходов местного бюджета, рассмотрены возможные резервы мобилизации налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципального образования, представлена развёрнутая оценка состояния муниципального бюджета на примере бюджета Ижемского района.

Annotation: Financial autonomy is one of the fundamental principles of local public administration; however, adherence to it is not possible without a sufficient amount of local budgets revenues. In this regard, the issues related to local budgets revenues become particularly relevant.The problems of formation of incomes of the local budget, consider the mobilization of the reserves tax and nontax revenues of municipal budgets, presented Unfolded assessment of the municipal budget on the example of budget Izhma area.

Ключевые слова: бюджет, резервы роста бюджета, местные бюджеты, доходы местных бюджетов, налоговые источники, межбюджетные трансферты.

Keywords: budget, reserves growth budget, local budgets, local budget revenues, tax sources, intergovernmental transfers

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы».

Одним из основных направлений модернизации страны является

развитие местного самоуправления и повышение финансовой самостоятельности муниципальных образований.

Местное самоуправление, согласно Конституции РФ, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого муниципального образования (муниципального района, городского округа или поселения). К компетенции органов местного самоуправления относится решение вопросов местного значения, связанных с созданием условий для обеспечения повседневных потребностей населения. В этих целях Конституцией РФ закреплен и обязательный порядок наделения органов местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми ресурсами [1].

Европейской хартией местного самоуправления закреплено, что, по меньшей мере, часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом (ч. 3 ст. 9) [2]. В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса и ст. 15 Налогового кодекса РФ (НК РФ) к числу местных налогов отнесены налог на имущество физических лиц и земельный налог. НК РФ не допускает установление органами местного самоуправления местных налогов и сборов, не предусмотренных в нем [3, 4]. При этом, как указал Конституционный Суд РФ, закрепление исчерпывающего перечня местных налогов, не противоречит ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, поскольку, определение смысла понятия «установление налогов и сборов» возможно только с учетом конституционного принципа единства экономического пространства, который распространяется и на установление налогов и сборов органами местного самоуправления.

Формирование доходов местных бюджетов происходит в результате разделения бюджетных потоков, возникающих в процессе

использования ВВП, между федеральным, региональными и местными бюджетами в форме разграничения, распределения и перераспределения.

Особенности структурного и качественного состава доходов российских местных бюджетов во многом предопределены спецификой самой модели организации местного самоуправления - «кооперативной с элементами децентрализации». Она предполагает при наличии партнерских отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления по бюджетным вопросам, сохранение определенной зависимости муниципальных звеньев бюджетной системы от вышестоящих.

Соответственно, наибольший объем доходов, аккумулируемых в местных бюджетах, формируется в процессе

реализации межбюджетных отношений на уровне «субъект РФ -муниципальные образования». Такие отношения формализуются в виде различных форм межбюджетных трансфертов, выделяемых из

специализированных фондов, образуемых в составе

расходов бюджета соответствующего субъекта РФ.

Кроме того, в формировании доходов местных бюджетов наряду с местными налогами и сборами участвуют федеральные и региональные налоги и сборы, процент отчисления от которых в бюджеты муниципальных образований закреплен в Бюджетном кодексе РФ на постоянной основе [1].

Налоговые поступления — это основной источник формирования региональных и местных бюджетов.К налоговым доходам относятся местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц); региональные налоги по нормативам отчислений; федеральные налоги и сборы, по нормативам отчислений, в т.ч. налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.

Общепризнанным символом автономии местных бюджетов и мерилом их финансовой самостоятельности является уровень собственных доходов указанных бюджетов. Состав доходов, отнесенных действующей редакцией Бюджетного кодекса РФ к собственным доходам местных бюджетов, достаточно разнороден. Однако все они для объединения в группу «собственные доходы» должны соответствовать определенному, общему критерию.

Таким критерием, по мнению автора статьи, Кузнецовой Анастасии Николаевны, кандидата экономических наук [1], является возможность органа местного самоуправления непосредственно влиять на объемы мобилизации дохода. Безусловно, это справедливо лишь для доходов, закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе. К таковым относятся неналоговые доходы, местные налоги и сборы, а также закрепленные на постоянной основе налоговые доходы от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджеты муниципальных образований по установленным Бюджетным кодексом РФ нормативам отчислений.

Явным искажением экономической сущности понятия «собственные доходы местных бюджетов» является включение в их состав нормами Бюджетного кодекса РФ межбюджетных трансфертов в форме дотаций и субсидий. Эти доходы не соответствуют основному критерию отнесения к собственным доходам, поскольку органы местного самоуправления не имеют возможности непосредственно влиять на объем их мобилизации.

Во-первых, указанные доходы не поступают в бюджеты на постоянной основе. При любой формализованной методике определения объемов межбюджетных трансфертов, в том числе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из фондов

финансовой поддержки, предусматривается ежегодный расчет и утверждение соответствующих показателей на очередной финансовый год. Следовательно, неизбежны ежегодные изменения размеров средств, получаемых бюджетами из такого источника.

Во-вторых, порядок перечисления дотаций и субсидий в местные

бюджеты устанавливается органами власти передающей стороны, т.е. совершенно не зависит от органов местного самоуправления как принимающей стороны.

Все указанное выше в полной мере относится и к налоговым доходам от федеральных и региональных налогов и сборов, передаваемых в местные бюджеты в форме отчислений на основании нормативно-правовых актов, имеющих ограниченный срок действия [1].

Анализ исполнения доходной части бюджета муниципального района «Ижемский» за 2012 - 2015гг. в сравнении с показателями предыдущих лет и уточненным годовым планом последующих представлен в таблице № 1.

Таблица № 1 -Динамика доходной части бюджета МР «Ижемский» за 2012 - 2015 гг.

Наименование доходов 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Собственные доходы 162 780,42 180 887,15 205 200,56 235150,33

Налоговые доходы 155 536,78 174 219,27 198 514,03 205615,53

Налоги на прибыль, доходы 140 982,50 162 587,37 179 683,91 187 333,02

Налоги на совокупный доход 11 464,73 11 170,30 14 072,21 17 850,00

Неналоговые доходы 7 243,64 5 818,76 6 686,53 1,50

Межбюджетные трансферты 688 456,21 889 380,78 784 931,29 717 494,11

Дотации 251 728,50 341 723,70 212 970,2 175 818,40

Субсидии 74 888,69 219 852,71 61 966,29 24 823,93

Субвенции 289 020,38 303 107,31 466 242,84 496 953,32

Иные межбюджетные трансферты 32 206,59 21 117,85 34 289,51 9 975,17

Итого доходов: 851 236,63 1 068 445,59 990 131,85 996 620,10

Из представленных в таблице 1 данных видно, что доходы бюджета МР «Ижемский» в 2015г. по сравнению с 2012г. имеют положительную динамику. Рост доходов бюджета составил 17%.

В 2013г. доходная часть бюджета исполнена в сумме 1 050 268,04 руб., что составляет 98,3 % к годовым уточненным бюджетным назначениям 2013г. и 123,4% к общему объему поступивших доходов за 2012г.В 2014г. -в сумме 990 131,85 тыс.руб., что составляет 99,8 % к годовым уточненным бюджетным назначениям 2014г. и 94,3% к общему объему поступивших доходов за 2013г.В 2015г. поступило доходов в бюджет на сумму 996 620,10 тыс.руб., что составило 96,3 % к кассовому плану.

Собственные доходы в 2013г. поступили на сумму 180 887,15 тыс.руб., планперевыполнен на 1 822,34 тыс.руб. (1,0%). Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме составляет всего 19,4%.

Основную долю в общем объеме поступивших доходов 2013г/82,8%) занимают безвозмездные поступления. В 2012г. они занимали 80,9%. Остальная часть - это поступление собственных (налоговых и неналоговых) доходов. По сравнению с показателями прошлого года безвозмездных поступлений и собственных доходов поступило больше соответственно на 180 924,68 тыс.руб. и 18 106,73 тыс.руб.

Собственные доходы в 2014г. поступили на сумму 205 200,56 тыс.руб., в их составе налоговые и неналоговые доходы,больше плановых значений на 2 165,42 тыс.руб. (1,1%),и в 2015г. занимают 21,3% в структуре всех поступивших доходов. Выполнение к плану 1 полугодия - 94,0%, или не выполнен план 1 полугодия на 6 499,4 тыс.руб. К соответствующему периоду прошлого года выполнение 103,5 тыс.руб., больше поступило доходов на 3 454,2 тыс.руб.

Основную долю в общем объеме поступивших доходов 2014 года (79,3%) занимают безвозмездные поступления. Остальная часть (20,7%) -это поступление собственных (налоговых и неналоговых) доходов. По сравнению с прошлым годом безвозмездные поступления уменьшились на 84 449,6 тыс.руб., собственных доходов больше на 24 313,41тыс.руб.

Оценка структуры доходной части бюджета МР «Ижемский», результаты которой приведены в таблице 2, свидетельствует о том, что в 2012 - 2015гг. в составе доходовбюджетообразующими выступали межбюджетные трансферты. За анализируемый период наблюдается устойчивый тренд роста межбюджетных трансфертов. Данный факт указывает на то, что доходная база местного бюджета недостаточна для реализации всех задач местного уровня.

Таблица №2 - Структура доходной части бюджета МО МР _«Ижемский», %_

Показатели: 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Всего ДОХОДОВ: 100 100 100 100

Налоговые и неналоговые доходы 19,1 16,9 20,7 21,00

В том числе:

Налоговые 18,3 16,3 20,0 20,3

Неналоговые 0,8 0,6 0,7 0,7

Межбюджетные трансферты 80,9 83,1 79,3 79,00

Основными источниками налоговых поступлений в бюджет района в 2012-2015 гг. явились налог на доходы физических лиц и налоги на совокупный доход. Удельный вес налога на доходы физических лиц составляет более 60% налоговых доходов бюджета (таблица 3).

Налоговые доходы в 2013г. составляют удельный вес 96,3%,их поступило на сумму 174 219,27 тыс.руб., что составило 100,6% к уточненным годовым назначениям и 112% к поступлению 2012г. В 2014г. (96,7%), поступило на сумму 198 514,03 тыс.руб., что составило 101,0% к уточненным годовым назначениям и 113,9% к поступлению 2013г. и в 2015г.за 1 полугодие налоговые доходызанимают наибольший удельный вес в составе собственных доходов - 95,4%. Полугодовой план выполнен на 94,8%, или меньше поступило доходов на 5 320,8 тыс.руб. К соответствующему периоду 2014г. выполнение - 101,5%.

Таблица № 3 -Фактическое поступление основных видов налоговых доходов

Наименование доходов 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Налог на доходы физических лиц 140 982,50 162 587,37 179 683,91 187333,02

Налог, взимаемый в связи с 3 005,55 3 028,35 4 519,55

применением УСН 6 740,00

ЕНВД 8 411,38 8 053,02 9 492,06 11 000,00

Единый сельскохозяйственный налог 47,80 44,20 42,13 45,00

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 0,0 44,73 18,47 65,00

Налог на имущество 2 688,34 0,0 0,0 0,0

Транспортный налог с организаций 882,04 0,0 0,0 0,0

Транспортный налог с физических лиц 1 806,3 0,0 0,0 0,0

Государственная пошлина 401,20 450,0 739,59 920,00

Наблюдается устойчивая тенденция роста поступления налога на доходы физических лиц в период 2012-2015гг. За анализируемый период объем поступлений от налога на доходы физических лиц увеличился на 32,9%. Основными причинами роста поступлений налога на доходы физических лиц являются рост заработной платы, премиальные выплаты по итогам работы за год, стимулирующие, перечисление сумм налога в погашение задолженности по актам проверок налоговых органов.

В структуре налоговых платежей 2013г. налог на доходы физических лиц, занимает 93,3% их общего объема. Налоги на совокупный доход занимают 6,4% и самый маленький удельный вес (0,3%) составляет поступление государственной пошлины.

В 2013г. налог на доходы физических лиц по сравнению с прошлым годом поступил больше на 21 704,57 тыс.руб., темп роста составил 15,3%.

План 2013 года перевыполнен на 707,32 тыс.руб.

В 2014г. налог на доходы физических лиц занимает удельный вес 90,5%. По сравнению с прошлым годом увеличение его поступления на 17 096,54 тыс.руб., темп роста - 10,5%.

План 2014 года перевыполнен на 3 092,27 тыс.руб.

В 2015г. налог на доходы физических лиц составил 88,3%, его поступление на сумму 85 391,7 тыс.руб., что меньше поступлений аналогичного периода прошлого года на1 159,5 тыс.руб. За 1 полугодие текущего года недополучено данного вида налога на сумму 6 690,91 тыс.руб. По причине невыполнения плана - отсутствие уплаты двумя плательщиками по виду деятельности «Геологоразведочные работы» и «Транспорт», а также со снятием с учета двух плательщиков по виду деятельности «Организация перевозок грузов» и «Банковская деятельность».

Налоги на совокупный доход - в его составе четыре вида налогов: налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог и налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения.

В 2013г. поступление данных налогов составило в сумме 11 170,3 тыс.руб., что больше плановых значений на 254,3 тыс.руб. и меньше, чем в

2012г. на 294,43 тыс.руб.

В 2014г. поступили в сумме 14 072,21 тыс.руб., что меньше плановых значений на 22,89 тыс.руб. и больше поступлений 2013г. на 2 901,91 тыс.руб. Удельный вес данного вида налога составил 7,1% , в 2013г. составлял 6,4%.

В 2015г. - на сумму 8 540,7 тыс.руб., удельный вес- 8,8 %. План 1 полугодия выполнен на 108,5%, увеличение на 672,5 тыс.руб. По сравнению с 1 полугодием прошлого года увеличение поступления данного вида налогов на 1 807,8 тыс.руб.

В 2013г. налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения поступил больше плана на 112,35 тыс.руб., по сравнению с прошлым годом его поступление также увеличилось на 22,8 тыс.руб.

В 2014г. данный налог поступил меньше плана на 80,45 тыс.руб., по сравнению с прошлым годом его поступление увеличилось на 1 491,20 тыс.руб.

Поступления налога, взимаемого в связи с применением УСН, в бюджет района за 2015г. выросли на 124,3% по сравнению с 2012г. Рост поступлений налога связан с увеличением лимитов доходов для целей применения УСН и предельного размера дохода, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН.

В 2013г. больше плановых значений на 151,02 тыс.руб. и меньше , чем за 2012г. на 358,36 тыс.руб. поступил единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Снижение поступлений по сравнению с прошлым годом объясняется сокращением числа плательщиков на 34 единицы.

В 2014г. данный налог поступил больше плановых значений на 58,86 тыс.руб. Также увеличение поступлений на 1 439,04 тыс.руб. по сравнению с прошлым годом.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2015 г. по сравнению с 2012 г. вырос на 3,1% в связи с увеличением количества налогоплательщиков.

В 2013г. единый сельскохозяйственный налог по сравнению с прошлым годом поступил меньше на 3,6 тыс.руб., сократилось число плательщиков на восемь. За 2013 год поступило 44,2 тыс.руб., что больше плановых значений на 1,2 тыс.руб., поступила задолженность за1 полугодие 2012 года.

В 2014г. план по данному налогу выполнен на 100,5% или больше егопоступило на 0,23 тыс.руб. , по сравнению с прошлым годом поступил меньше на 2,07 тыс.руб.

В связи с введением с 01.01.2013г. патентной системы налогообложения в 2013г. поступил налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения в сумме 44,73 тыс.руб. при плане 55,0 тыс.руб., или невыполнение плана на 10,27 тыс.руб.(18,7%). Число выданных патентов на 01.01.2014г. составляет 5 на сумму 60,0

тыс.руб., задолженность составляет 12,0 тыс.руб.

В 2014г. данный налог поступил меньше плана на 1,53 тыс.руб.

Налоги на имущество (транспортный налог). В период с 2013 - 2015гг. не было поступлений транспортного налога с организаций и физических лиц по причине поступления их с 01.01.2013г. в доход республиканского бюджета Республики Коми.

Государственная пошлина в 2013г. поступила в сумме 461,6 тыс.руб., что больше, поступлений прошлого года на 60,4 тыс.руб. (на 15,1%) и плановых значений текущего года на 11,6 тыс.руб. (на 2,6%).Увеличение поступлений обусловлено ростом активности по взысканию задолженности и обращениям в суд.

В 2014г. при плане 670,0 тыс.руб., поступила на сумму 739,59 тыс.руб., что составило 110,4%. Также его больше поступило на 277,99 тыс.руб.по сравнению с прошлым годом. Удельный вес в составе налоговых доходов наименьший, или 0,4%.

В 2015г.государственная пошлина занимает наименьший удельный вес (0,4%), в составе налоговых доходов, в суммовом выражении поступление на 398,0 тыс.руб. План 1 полугодия текущего года перевыполнен на 122,0 тыс.руб., в сравнении с прошлым годом также увеличение на 120,7тыс.руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За 2012-2015гг. поступления государственной пошлины имели устойчивую тенденцию роста. Это связано с изменениями, внесенными в главу 25.3 НК РФ в части увеличения размеров пошлины. Прирост поступлений государственной пошлины в 2015г. по сравнению с 2012г. составил 129,3%. Одной из причин увеличения является то, что с 2011г. взимается государственная пошлина за выдачу специального разрешения на движение по автодорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

Закрепление налогов по уровням бюджетной системы происходит без должного учета реальных денежных средств, которые может обеспечить тот или иной налог конкретной территории. При этом незавершенность государственного нормативного правового регулирования вопросов, связанных с формированием налогооблагаемой базы по местным налогам, приводит к серьезным проблемам в доходной части местных бюджетов. Например, наличие значительного числа федеральных льгот по земельному налогу, отсутствие механизма актуализации кадастровой оценки земельных участков, проблемы разграничения прав собственности на землю между государством и местным самоуправлением приводят к снижению арендной платы за землю, к выпадению из местных бюджетов до 60% поступлений от земельного налога.

Таблица №4 -Состав и структура финансовой помощи бюджету МР

«Ижемский»

Показатели 2012г. 2013г. 2014. 2015

Тыс.руб. % Тыс.руб. % Тыс.руб. % Тыс.руб. %

Межбюджет ные трансферты 688 456, 21 100 889 380,78 100 784 931,2 9 100 717 494,11 100

Дотации 251 728, 50 36,6 341 723,70 38,4 212 970,2 27,1 175 818,40 24,5

Субсидии 74 888,6 9 10,9 219 852,71 24,7 61 966,29 7,9 24 823,93 3,5

Субвенции 289 020, 38 42,0 303 107,31 34,0 466 242,8 4 59,4 496 953,32 69,3

Иные межбюджет ные трансферты 32 206,5 9 4,7 21 117,85 2,4 34 289,51 4,4 9 975,17 1,4

Прочие безвозмездн ые поступления 41 349,95 6,0 8 176,50 0,9 11 610,0 1,5 9 220,00 1,3

Структура межбюджетных трансфертов в 2015г. неустойчивая: основная доля принадлежит субвенциям - 69,3%, дотациям - 24,5%, затем субсидиям - 3,5 % и прочим поступлениям - 2,7%. В структуре финансовой помощи местным бюджетам все большее значение приобретают не дотации, структуру расходования которых определяют сами муниципалитеты, а субвенции, т. е. участие вышестоящего уровня бюджетной системы в расходах, которые субъект РФ считает необходимыми. Согласно фактическим данным за 2015г. в местный бюджет МР «Ижемский» поступило: субсидий на сумму 24 823,93 тыс. руб. с уменьшением на 37142,36 по сравнению с2012г. что составляет 49,6 %; субвенций на сумму 496 953,32 тыс.руб. с приростом 71,9 % по сравнению с 2012г.; дотаций на сумму 175 818,40 тыс. руб. с уменьшением на 30,2 % по сравнению с 2012г.

В 2013 году отмечается повышение объема инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя составляет 33643 рублей, что больше аналогичного показателя за 2012 год на 5695,4 руб. Рост доли безвозмездных поступлений в общем объеме доходов значительно превышает рост доли налоговых и неналоговых доходов, дополнительный норматив отчислений НДФЛ увеличился на 10%.

В 2013г. безвозмездные поступления составили 869 380,89 тыс.руб., что меньше плановых значений на 19 999,89 тыс.руб.

В структуре безвозмездных поступлений 2013 года основная часть (39,3%), это - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, которые поступили в полном размере от запланированных. К уровню 2012 года

дотаций поступило больше на 89 995,2 тыс.руб.

Субсидии занимают удельный вес - 24,0% и их поступление составляет 208 693,08 тыс.руб. или 94,9 % к плановым назначениям.

Субвенции поступили на 99,7% к годовому плану и составили в суммовом выражении 302 257,59 тыс.руб. Их удельный вес в общем объеме безвозмездных поступлений - 34,8%.

Из девяти видов субвенций в полном размере поступили по семи видам. Выполнение на 88,3% - поступление субвенций на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство и на 95,0% - на выполнение передаваемых полномочий.

К уровню 2012 года выполнение 104,6%.

Не выполнен план по поступлению иных межбюджетных трансфертов на 37,9%. В общей сумме безвозмездных поступлений они занимают небольшой удельный вес - 1,5%. И по сравнению с прошлым годом получено их меньше на 19 100,64 тыс.руб.

Меньше также поступили по сравнению с 2012 годом на 33 173005 тыс.руб. прочие безвозмездные поступления. К плану 2013 года выполнение 100,0%, удельный вес - 0,9%.

Доходы бюджетов от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов государственных внебюджетных фондов поступили больше плана на 21,36 тыс.руб. и больше прошлого года на 270,55 тыс.руб.

Возвращено из бюджета МР «Ижемский» остатков субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение на сумму 4 953,57 тыс.руб., в прошлом году возврат составил 844,89 тыс.руб.

В 2014г. безвозмездные поступления составили 784 931,29 тыс.руб., что меньше плановых значений на 4 140,9 тыс.руб.

В структуре безвозмездных поступлений 2014 года основная часть (59,4%), это - Субвенции, которые поступили в сумме 466 242,84 тыс.руб. или больше плана на 1 109,3 тыс.руб.

Дотации поступили в пределах запланированных на сумму 212 970,2 тыс.руб. и составили в структуре безвозмездных поступлений 27,1%.

Субсидии занимают небольшой удельный вес - 7,9% и их поступление составляет 61 966,29 тыс.руб. или 95,2 % к плановым назначениям.

Не выполнен план по поступлению иных межбюджетных трансфертов на 2 139,46 тыс.руб. В общей сумме безвозмездных поступлений они занимают удельный вес - 4,4%.

Прочие безвозмездные поступлениякоторые составляют наименьший удельный вес(1,5%) поступили в полном размере на сумму 11 610,0 тыс.руб.

Доходы бюджетов от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов государственных внебюджетных фондов поступили в пределах плана на сумму 572,81 руб.

Возвращено из бюджета МР «Ижемский» остатков субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение на

сумму 2 720,36 тыс.руб., что меньше, чем в прошлом году на 2 233,11 тыс.руб.

В 2015г. безвозмездные поступления составляют основную часть в поступивших доходах или 78,7% и их поступление на сумму 374 068,2 тыс.руб., что составляет 97,0% к плану первого полугодия, или их поступило меньше на 11 687,94 тыс.руб.

Основную долю в безвозмездных поступлениях заняли субвенции-75,5% (282 576,4 тыс.руб.) и дотации - 19% (71 403,4 тыс.руб.).

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет планировался на 625,6 тыс.руб., фактически их возврат составил 1 700,2 тыс.руб. или больше на 1 074,6 тыс.руб.

Доходов в бюджет поступило на сумму 475 444,4 тыс.руб., что составило 96,3% к кассовому плану на 1 полугодие 2015г., или меньше поступило доходов, чем планировалось получить в первом полугодии на 18 187,33 тыс.руб. Наибольшую часть в структуре доходов занимают безвозмездные поступления, которые составили 78,7%, остальная часть -собственные доходы.

Подводя итоги анализа доходной части бюджета необходимо отметить, что значительный рост общего объема доходов бюджета МР «Ижемский» обеспечивается в большей степени за счет роста межбюджетных трансфертов, в то время, как и прирост собственных доходов имеет тенденцию роста с каждым годом.

Таким образом, в сложившейся на сегодняшний момент в структуре доходов местных бюджетов присутствуют серьезные проблемы, ликвидировать которые можно за счет изыскания дополнительных резервов роста доходов местных бюджетов. В первую очередь, это необходимо осуществлять в части налоговых и неналоговых доходов, лишь во вторую с привлечением на территорию средств в процессе бюджетного перераспределения.

В части местных налогов и сборов значительные резервы роста связаны с совершенствование законодательства в аспекте таких его моментов как налоговая ставка, налоговая база и предоставляемые налоговые льготы. Поскольку проблемы по указанным вопросам идентичны для обоих местных налогов, предлагается решать их не по отдельности, а в рамках параллельно конструируемого единого налога на недвижимость. До завершения процесса кадастровой оценки земель при определении налоговой базы должна использоваться инвентаризационная стоимость участков, скорректированная на законодательно определенный

коэффициент, размер которого будет зависеть от таких характеристик земельного участка как местоположения, назначения и др.

Что касается такой составляющей налоговых доходов местных бюджетов как налоговые доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе, то здесь также имеются существенные резервы роста, связанные, прежде всего, с устранением пробелов в федеральном законодательстве.

В отношении налога на доходы физических лиц, по мнению автора статьи, Кузнецовой А.Н., это, безусловно, совершенствование мер ответственности за предоставление в налоговые органы недостоверной либо сокрытие информации о реальном размере фонда оплаты труда. Аналогичная ситуация наблюдается и при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. В данном случае также необходимо ужесточить меры ответственности за указанные нарушения.

Пополнение доходов местных бюджетов возможно не только благодаря оптимальному закреплению налоговых доходов за бюджетами всех типов, но и за счет проведение систематической работы по анализу и выявлению дополнительных возможностей наполнения бюджета за счет его малодоходных статей.

В мировой практике таковыми являются разнообразные сборы запредоставляемые муниципальными образованиями услуги общественного характера. В России таким источником поступления финансовых ресурсов могут стать штрафы, взыскиваемые за нарушение норм законодательства при соответствующем изменении порядказачисления. Еще одним резервом роста доходов местных бюджетов является взыскание недоимок, пени и погашение задолженности.

В экономическом аспекте изыскания и привлечения дополнительных резервов роста налоговых и неналоговых доходов это вопрос не только дополнительного наполнения местных бюджетов, это еще и вопрос формирования современного правового пространства, условий для развития бизнеса и реализации различных социально-ориентированных муниципальных программ.

Приведенные в настоящей статье предложения и рекомендации позволят улучшить рост налоговых доходов местного бюджета.

Использованные источники:

1. Кузнецова А.Н. // Диссертация на тему «Резервы роста доходов местных бюджетов» http://www.dissercat.com/

2. Европейская хартия местного самоуправления: совершена в Страсбурге 15 окт. 1985 г.: ратифицирована федер. законом от 11 апр. 1998 г. № 55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.

3. Налоговый кодекс Р. Ф. Части первая и вторая, 2013г.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М..: ОМЕГА-Л, 2013г.

5. Найденова Т. А., Швецова И. Н. Проблемы формирования и укрепления доходной базы местных бюджетов//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» 2013. № 10(57). Часть 1. С. 208-214

6. Найденова Т.А. Резервы роста доходов региональных бюджетов// Экономика и предпринимательство. 2015. № 8. Ч.1. - С. 1074-1082.

7. Кириллова О.С. Роль местных налогов в обеспечении финансовой самостоятельности муниципалитетов // Финансы и кредит.2007.№ 15.

8. Федорова Е.А. Межбюджетные трансферты как инструмент финансового регулирования муниципальных бюджетов // Финансы и кредит. 2006. - № 29.

9. Официальный сайт Министерства финансов РФ // www.minfin.ru.

10. Заключение о результатах проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета МО МР «Ижемский» за 2013год от 16.04.2012 № 13 -З

11. Заключение о результатах проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета МО МР «Ижемский» за 2014год от 02.04.2015г. № 9-З

12. Заключение о результатах проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета МО МР «Ижемский» за 2015год от 07.08.2015г. № 21-З

13. Отчёт об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля АМР «Ижемский» за 2015г.

Волов М.А., к. э. н.

доцент

кафедра «Экономики и финансов»

Волова А.Р. преподаватель

колледж информационных технологий и экономики Кабардино-Балкарский Государственный Университет

Россия, г. Нальчик К ПРОБЛЕМЕ НЕРАВЕНСТВА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Статья посвящена неравенству доходов населения в России. Сделано сопоставление данных о доходах населения. Коэффициент Джини.

Доходы, неравенство, бедность, инфляция, прожиточный минимум

В настоящее время мир стал более интегрирован, что обуславливается глобальным размахом неравенства доходов населения. Не исключением является и Россия.

Вопрос о социально-экономическом неравенстве особо остро встал в связи со сложной ситуацией на нефтяном рынке и негативным влиянием западных санкций, российская экономика вряд ли начнет восстановление в ближайшее время.

Таким образом, все эти действия наших партнеров в совокупности с обвалом курса рубля привело к дефициту бюджета. С другой стороны санкции привели к увеличению импорта замещения товаров, что положительно сказывается на отечественных товаропроизводителях, что способствует:

• Увеличению прибыли;

• Увеличению рабочих мест, т.е. сокращению уровня безработицы;

• Увеличению поступлений в бюджет (налоги) и т.д.

Согласно данным Росстата среднедушевые денежные доходы населения в промежутке от 5000,1 до 20000,0 рублей с введением санкций относительно нашей страны, с 2014 году начинают снижаться, с другой стороны количество населения с доходами выше 20000,1 рублей начинает увеличиваться в % отношении (таблица 1).[4]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.