Проскунина Н. Ю. студент 5го курса экономический факультет ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева»
Россия, г. Саранск АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ МЕСТНОГО
БЮДЖЕТА
Аннотация: В статье проанализированы состав и структура доходной части бюджета городского округа Саранск за 2010 - 2014 гг.
Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, состав и структура доходов бюджета.
В соответствии с законодательством городской округ Саранск имеет свой бюджет, формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением которого осуществляют органы местного самоуправления.
Решениями сессий Совета депутатов городского округа Саранск на основании прогноза социально-экономического развития утверждается бюджет на предстоящий год, виды доходов и расходов, устанавливаются правила межбюджетных отношений города с муниципальными образованиями Республики Мордовия.
Доходная база бюджета городского округа Саранск формируется, прежде всего, за счет поступлений собственных доходов, регулирующих доходов и поступлений республиканского бюджета.
На рисунке 1 представлена динамика доходов бюджета г. о. Саранск за 2010 - 2014 гг.
В соотвествии с рисунком 1 отметим, что доходная часть бюджета, начиная с 2010 года постоянно изменяется. Так, наибольший рост доходов бюджета наблюдается в 2011 году и составляет 6091754,3 тыс. руб., фактический темп роста по сравнению с предыдущим годом увеличивается на 21,3% это связанно в первую очередь с привлечением дополнительных неналоговых доходов. В 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдается уменьшение доходов в бюджет на 11,2%, что значительно отразилось на сокращение расходов на национальную экономику. Однако, с середины 2014 года доходная часть бюджета городского округа Саранск повышается на 9,8% по сравнению с предыдущим и практически достигает показателя 2012 года, это объясняется улучшением экономического положения ряда предприятий города, результатом чего является выполнение плана за эти годы.
25 % 20
15
10
5
0
-5
-10
-15
Рисунок 1 - Динамика доходов бюджета г. о. Саранск за 2010 - 2014 гг
Более подробный анализ распределения дохода бюджета возможен при детальном рассмотрении структуры и динамики доходов местного бюджета городского округа Саранск в зависимости от вида поступлений, наполняющих доходную часть бюджета (таблица 1).
Таблица 1 - Состав доходов бюджета городского округа Саранск за 2010 - 2014 г. , тыс. руб., %_
Показат ель 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014 г.
Сумм а Уд. вес Сумма Уд. вес Сумма Уд. вес Сумма Уд. вес Сумм а Уд вес
Налогов ые доходы (тыс.руб ) 18737 42,9 37, 3 2328945 ,9 38, 2 2144758 ,9 36,6 2367242 ,1 45,6 20667 48,8 36, 2
Неналог овые доходы (тыс.руб ) 56325 6,9 11, 2 896552, 2 14, 7 710828, 5 12,1 583963, 6 11,2 52830 8,1 9,3
Безвозм ездные доходы (тыс.руб ) 25820 00,7 51, 5 2866256 ,2 44, 1 2997933 ,1 51,3 2243974 ,2 43,2 30952 27,9 54, 5
тыс.руб. 7000000 6000000 5000000 4000000 3000000
2000000
1000000
2010 г 2011 г 2012 г 2013 г 2014 г
0
Из данных таблицы 1 видно, что за анализируемый период наибольшую часть в формировании доходов бюджета занимают безвозмездные поступления. Так в 2014 году их доля в общем объёме составляет 54,5%, в 2013 - 43,2%, в 2012 - 51,3%, в 2011 - 44,1%, в 2010 -51,5%. Это свидетельствует о том, что бюджет городского округа Саранск является дотируемым, что говорит о все большей зависимости местного бюджета от бюджетов других уровней, в первую очередь регионального
(рисунок 2). %
60 50 40 30 20 10 0
2010г 2011г 2012г 2013г 2014г
Рисунок 2 - Динамика безвозмездных поступлений в бюджет г. о.
Саранск за 2010 - 2014 гг На втором месте после безвозмездных перечислений находятся налоговые доходы. Наибольшая доля их собираемости приходится на 2013 год, а остальные года анализируемого периода находятся практически на равных позициях. В 2010 - 37,3%, в 2011 - 38,2%, в 2012 - 36,6%, в 2013 -45,6%, в 2014 - 36,2%. 2014 год, по сравнению с предыдущим отмечается снижением налоговыми поступлениями на 12,7%, однако их доля в общем объёме доходов занимает так же значительную часть.
Основную часть в формировании налоговых доходов за исследуемый период составляют налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход и земельный налог. Так, их доля по налоговым поступлениям в 2014 году составляет 96,0%, в 2013 - 96,7%, в 2012 -96,9%. Наибольший удельный вес по данным налогам в 2012 году, так как единый налог на вмененный доход, по сравнению с 2013 и 2014 годами имел большую собираемость.
Для большей наглядности, представим данные в виде диаграммы, которая отразит среднее процентное соотношение этих налогов, в общей доле налоговых поступлений за 2010 - 2014г (рисунок 3).
2,3%
Рисунок 3 - Среднее значение налоговых доходов бюджета городского округа Саранск за 2010 - 2014 гг.
Наибольший удельный вес в налоговых доходах бюджета за рассматриваемый период занимает налог на доходы физических лиц. В 2014 году его доля составляла 71,9%, в 2013 - 71,6%, в 2012 - 69 ,9%, в 2012 -69,1%, в 2012 - 69,7%. Следует отметить, что с каждым годом доля НДФЛ увеличивается, что связанно с ростом фонда оплаты труда. ЕНВД и земельный налог за анализируемый период находятся примерно в равном соотношении. Так в 2012 году доля ЕНВД в общей совокупности налоговых доходов превосходил земельный налог, а уже в 2014 году позиции поменялись, и земельный налог стал поступать в бюджет в больших объёмах.
Наряду с рассмотренными налогами, в составе, налоговых поступлений в бюджет г. о Саранск входят также:
- доходы от выдачи патентов;
- единый сельскохозяйственный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- госпошлина.
Их доля за период 2010 - 2014 г составляла в среднем 2,3%, что также играет немаловажную роль в формировании местного бюджета г. о Саранск.
Неналоговые доходы, начиная с 2011 года ежегодно сокращаются, это связанно с тем, что план по сбору неналоговых доходов не выполняется в полном объеме (рисунок 4).
Рисунок 4 - Динамика неналоговых доходов бюджета г. о. Саранск за
2010 - 2014 гг
Неналоговые поступления занимают незначительный удельный вес в общей сумме доходов местного бюджета. Так в 2014 году по сравнению с 2012 неналоговые доходы сократились на 182520,4 тыс. руб.(34,5%) . Наибольший удельный вес в неналоговых доходах бюджета занимает доходы от использования муниципального имущества - 49,3%, включающие:
- арендную плату за землю - 163451,4 тыс. руб. (62,7%);
- доходы от сдачи в аренду муниципального имущества -96689,8 тыс. руб. (37,0%);
- доходы от перечисления части прибыли, остающейся в распоряжении муниципальных предприятий - 506,3 тыс. руб. (0,3%).
Также значительный удельный вес в составе неналоговых доходов занимают доходы от продажи материальных и нематериальных активов, так начиная с 2012 года их процентное соотношение снижается, за 2014 год составляет 33,3%. В данную группу входят:
- доходы от реализации имущества - 121400,2 тыс. руб. (69,0%);
- доходы от продажи земельных участков - 54506,5 тыс. руб. (31,0%)
Следует отметить, что сумма поступивших штрафов в местный
бюджет за анализируемый период имеет отрицательную тенденцию: если в 2010 г. они составляли - 57258,25тыс. руб., то в 2014 - 44137,5тыс. руб -8,4%.
На полноценное функционирование и жизнеобеспечение города и его граждан собственных доходов бюджета не хватает, поэтому важное место в общей их совокупности занимают безвозмездные поступления (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности; субсидии; субвенций).
Динамика безвозмездных поступлений доходов бюджета г. о. Саранск представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика безвозмездных поступлений бюджета г. о. Саранск_за 2010 - 2014 гг. , тыс. руб._
Наименование 2010г 2011г 2012г 2013г 2014г
показателя
Безвозмездные 2697933,4 2785933,6 2997933,1 2243974,2 3095227,9
поступления из
вышестоящего
бюджета:
Дотации 1580,0 1770,0 1500,0 2879,0 3201,3
Субсидии 1939454,5 2052854,7 2079454,6 1224195,8 2183581,2
Субвенции 629780,2 635690,3 649990,3 817025,8 815432,9
Иные 294789,2 314579,1 364769,4 157770,9 203578,1
межбюджетные
трансферты
Как видно из таблицы 2, бюджет г. о. Саранск в большей степени зависит от безвозмездных поступлений, в период с 2010 по 2014 год основная доля приходится на субсидии. В 2014г - 2583581,2 тыс. руб., что в два раза больше по сравнению с предыдущим годом, это связано в первую очередь с реализацией программ «Жилье для российской семьи», строительством и приобретением жилья, республиканской целевой программы «подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу», субсидии на осуществление функций столицы Республики Мордовия и др.
Субвенции и дотации за анализируемый период также как и субсидии увеличили свой объем в бюджете г. о. Саранска. Субвенции показали свое увеличение в период с 2010 по 2014 год на 185652,7 тыс. руб. Это зависит от финансирования разного рода программ, а именно субвенции на реализацию государственных полномочий на предоставление обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях из малоимущих семей питания с освобождением от оплаты его стоимости; субвенции на реализацию государственных полномочий на формирование и содержание архивных фондов; субвенции по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству и т.п.
Рассматривая исполнение бюджета городского округа Саранск по доходам, можно отметить, что за весь анализируемый период наблюдается превышение планового значения над фактическим это связанно с невыполнением показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства (таблица 3).
Таблица 3 - Исполнение местного бюджета по доходам городского округа Саранск за 2010 - 2014 г. , тыс. руб., %_
Доход ы 2010 г 2011 г 2012 г 2013 г 2014 г
пл ан фа кт % ис по л. пл ан фа кт % ис по л. пл ан фа кт % ис по л. пл ан фа кт % ис по л. пл ан фа кт % ис по л.
Налого вые доход ы 19 87 85 2,3 18 73 74 2,9 94, 3 24 58 93 5,1 23 28 94 5,9 94, 7 22 86 96 9,2 21 44 75 8,9 93, 8 24 58 21 1,2 23 67 24 2,1 96, 3 21 58 36 1,2 20 66 74 8,8 95, 8
Ненало говые доход ы 57 15 87, 1 56 32 56, 9 98, 5 90 75 86, 8 89 65 52, 2 98, 8 72 58 25, 7 71 08 28, 5 97, 9 59 96 58, 2 58 39 63, 6 97, 4 53 65 89, 1 52 83 08, 1 98, 5
Безвоз мездн ые перечи сления 26 79 82 1,3 25 82 00 0,7 96, 3 29 65 82 5,5 28 66 25 6,2 96, 6 31 58 52 3,4 29 97 93 3,1 94, 9 23 96 85 3,7 22 43 97 4,2 93, 6 31 58 56 3,2 30 95 22 7,9 97, 9
Всего доходо в 51 95 83 2,6 50 19 00 0,5 96, 6 62 86 98 2,8 60 91 75 4,3 96, 9 59 88 59 6,1 58 53 25 0,5 97, 3 53 02 58 6,3 51 95 17 9,9 97, 4 58 96 86 6,7 57 06 78 8,2 96, 8
По таблице 3 видно, что доходная часть бюджета городского округа Саранск за 2010 год исполнена на 96,6 %, при плане - 5195832,6 тыс. руб. фактическое исполнение составило - 5019000,5 тыс. руб. По налоговым доходам исполнение составило 94,3%,по неналоговым - 98,5%, по безвозмездным поступлениям - 96,3%. За 2011 г. исполнение по доходам составило 96,9% при плане - 6286982,8 тыс. руб. фактическое исполнение составило 6091754,3 тыс. руб. По налоговым доходам исполнение составило 94,7 %,по неналоговым - 98,8%, по безвозмездным поступлениям - 96,3%. За 2012 г. исполнение по доходам составило 97,3% при плане - 5988596,1 тыс. руб. фактическое исполнение составило 5853250,5 тыс. руб. По налоговым доходам исполнение составило 93,8 %, по неналоговым - 97,9%, по безвозмездным поступлениям - 94,9%. За 2013 г. исполнение по доходам составило 97,4% при плане - 5302586,3 тыс. руб. фактическое исполнение составило 5195179,9 тыс. руб. По налоговым доходам исполнение составило 96,3%, по неналоговым - 97,4%, по безвозмездным поступлениям - 93,6%. За 2014 г. исполнение по доходам составило 96,8% при плане - 5896866,7 тыс. руб. фактическое исполнение составило 5706788,2 тыс. руб. По налоговым доходам исполнение составило 95,8 %, по неналоговым - 98,5%, по безвозмездным поступлениям - 97,9%.
Необходимо отметить, что исполнение по доходом бюджета городского округа Саранск имеет достаточно хорошие показатели, что характеризует достойную работу местных органов власти.
Проанализировав структуру доходной части бюджета г. о. Саранск за 2010 - 2014 гг. можно сделать следующие выводы:
- собственные доходы бюджета составляют в основные налоговые доходы. Неналоговые поступления занимают незначительную долю в доходной части бюджета. Местные органы власти должны всеми способами поощрять развитие тех сфер деятельности, налоговые доходы с которых направляются в местный бюджет.
- бюджет г. о Саранск больше чем на половину состоит из безвозмездных перечислений от регионального и федерального бюджетов. Это свидетельствует о том, что бюджет городского округа Саранск является дотируемым.
- отрицательным моментов является недовыполнение плановых показателей собственных доходов бюджета за анализируемый период. Это свидетельствует о плохой собираемости налогов на территории г. Саранска и о плохих показателях основных налогоплательщиков - предприятий.