Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РОЛИ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА'

АНАЛИЗ РОЛИ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ПРЯМЫЕ НАЛОГИ / КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ И РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фаррахова Е.Г., Деревенскова М.Г.

Статья посвящена определению роли налоговых доходов в федеральном бюджете и проведению анализа зависимости и влияния определенных факторов на состояние и прогнозные значения налоговых поступлений. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема данной работы является актуальной. Важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан.The article is devoted to the definition of the role of tax revenues in the federal budget and analysis, and depending on the impact of certain factors on the state and forecast values ​​of tax revenues. The most complicated economic problems were the problems of the formation of tax revenues to prevent their reduction, search the factors influencing them. Solving such problems is of fundamental scientific and practical importance for the construction of a stable budget and tax system, so the chosen theme of this work is urgent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РОЛИ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»

Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.15-43.

3. Козина И.М. Особенности применения стратегии исследования случая (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология: 4М. 1995. №5-6.

4. Колесникова Е. Опыт классной комнаты - культура пассивности/ Материалы Международной научной конференции Педагогическая антропология: концепцтуальные основания и междисциплинарный контекст. М., 2002 [Электронный ресурс] // http://ecsocman.hse.ru/text/16328378.html

5. Титов В.Н. Тезаурус рыночной среды [Электронный ресурс] // http://ecsocman.hse.ru/text/17204164.html

6. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология программа методы [Электронный ресурс] // http://sotiohne.ru/pages/yadov-va-sotsiologicheskoe-issledovanie-metodologiya-programmametody

7. Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных [Электронный ресурс] // http://www.sociologos.ru/metody_i_tehnologii/Razdel_Kachestvennye_metody/St rategiya_i_metody_kachestvennogo_analiza_dannyh_V_A_YAdov

Фаррахова Е.Г., к. э. н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» Деревенскова М.Г. ст. преподаватель кафедра «Финансы и кредит» Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Россия, г. Казань АНАЛИЗ РОЛИ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Аннотация: статья посвящена определению роли налоговых доходов в федеральном бюджете и проведению анализа зависимости и влияния определенных факторов на состояние и прогнозные значения налоговых поступлений. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема данной работы является актуальной. Важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан.

Ключевые слова: доходы федерального бюджета, налоговые доходы, прямые налоги, косвенные налоги, экономико-математическое моделирование, корреляционный и регрессионный анализ, эффективность

налоговых доходов федерального бюджета.

Annotation: The article is devoted to the definition of the role of tax revenues in the federal budget and analysis, and depending on the impact of certain factors on the state and forecast values of tax revenues. The most complicated economic problems were the problems of the formation of tax revenues to prevent their reduction, search the factors influencing them. Solving such problems is of fundamental scientific and practical importance for the construction of a stable budget and tax system, so the chosen theme of this work is urgent.

Keywords: federal budget revenues, tax revenues, direct taxes, indirect taxes, economic and mathematical modeling, correlation and regression analysis, the effectiveness of federal tax revenues.

В соответствии с бюджетным законодательством, доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений. Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Следует отметить, что налоговые доходы федерального бюджета представлены исключительно федеральными налогами. Иные группы налогов в федеральный бюджет не поступают.

Структура доходов федерального бюджета за 2012 - 2014гг. приведена в таблице 1.

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета за 2012-2014гг. [1]

Наименование доходов 2012г. 2013г. 2014 г.

млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, %

Итого: 12 845,54 100,0 13 019,9 100,0 14 496,8 100,0

налоговые доходы 6 853,22 53,35 7 063,9 54,3 7921,0 54,6

неналоговые доходы 5 927,67 46,15 5 904,9 45,3 6464,8 44,6

безвозмездные перечисления 64,65 0,50 51,1 0,4 111,0 0,8

За анализируемый период наибольшую долю доходной базы бюджета формируют налоговые доходы, второе место стабильно занимают неналоговые доходы, а доля безвозмездных перечислений не превышает 0,8%.

Наибольший удельный вес в доходах 2014 года имеют налоговые доходы - 54,6%. В 2013 году доходы федерального бюджета составили 13 019,9 млрд. руб. что на 1,4% больше, чем в 2012 году. В 2013 году в

федеральный бюджет поступило 7 063,9 млрд. руб. налоговых доходов, 5 904,9 млрд. руб. неналоговых доходов и 51,1 млрд. руб. безвозмездных перечислений. Рост безвозмездных поступлений в 2014г. связан с увеличением доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые составили 33,48 млрд. руб., а безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ - 30,99 млрд. руб.

Анализ данных показывает, что налоговые доходы занимают лидирующее место в доходах федерального бюджета (см. рис. 1).

8 200,00 у

8 000,00 --

7 800,00 --

7 600,00 --

7 400,00

£ а 7 200,00 --

ч

ч 2 7 000,00

6 800,00

6 600,00

6 400,00

6 200,00

60

%

50

40

30

20

10

2012 г.

2013 г.

2014 г.

□ млрд. руб.

- % от доходов

Рис. 1. Динамика налоговых доходов федерального бюджета РФ в

2012 - 2014 г. [1]

Из рисунка 1 следует, что в 2012-2014гг. налоговые доходы федерального бюджета иллюстрировали положительную динамику и возросли с 6,9 до 7,9 трлн. руб. Увеличение налоговых доходов свидетельствует о стабилизации экономики России после негативного влияния экономического кризиса. В целом в 2012-2014гг. удельный вес налоговых доходов составлял примерно 54% доходов федерального бюджета ежегодно.

Таблица 2

Структура налоговых доходов федерального бюджета за 2012-

Наименование доходов 2012г. 2013г. 2014 г.

млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, %

Налоговые доходы, всего: 6 853,22 100,0 7 063,9 100,0 7921 100,0

1) прямые налоги 2 912,17 42,49 3 000,4 42,48 3396,5 42,9

2) косвенные налоги 3 941,05 57,51 4 063,5 57,52 4524,1 57,1

0

В общем объеме налоговых платежей сохранена высокая доля косвенных налогов. При этом на косвенные налоги в рассматриваемом периоде приходилось не менее 57% налоговых доходов, несмотря на то, что данную группу представляют лишь два налога: НДС и акцизы.

Преобладание косвенных налогов обусловлено, прежде всего, необходимостью укрепления доходной базы бюджета, а также тем, что полнота сбора косвенных налогов заметно выше, чем у прямых налогов.

ю

«

Ч

3 500,00 -, 3 400,00 3 300,00 3 200,00 3 100,00 3 000,00 2 900,00 2 800,00 2 700,00 2 600,00

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

%

2012 г.

2013 г.

2014 г.

] млрд. руб.

% от налоговых дохоов

Рис. 2 Роль прямых налогов в объеме налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2012-2014гг., в % [1]

Из рисунка 2 следует, что с каждым годом увеличивается объём поступления прямых налогов, которые в целом в рассматриваемом периоде возросли с 2,9 до 3,4 трлн. руб. Доля прямых налогов в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета также увеличилась. В связи с этим удельный вес прямых налогов в 2012-2014гг. возрос с 42,5% до 42,9% налоговых платежей федерального бюджета.

Увеличение общего объема прямых налогов отражает развитие экономики России, что является положительной динамикой, так как именно прямые налоги отражают динамику изменения экономических показателей развития РФ. В результате, именно прямым налогам уделяется наибольшее значение, т.к. они имеют регулирующее воздействие на экономику, а также представляют собой индикаторы социально-экономического развития.

По сравнению с 2013 годом поступление налога на прибыль организаций увеличилось на 58 673,5 млн. рублей, или на 16,7 %, что в основном связано с ростом поступления налога при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального

закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальные налоговые ставки для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Увеличение указанных поступлений обусловлено тем, что начиная с 2014 года участник соглашения проекта «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» стал производить уплату налога в полном объеме, тогда как в предыдущие налоговые периоды организация пользовалась правом уменьшения налоговой базы на сумму полученных убытков.

Таблица 3

Роль прямых налогов федерального бюджета по группам налогов

в 2012-2014гг. [1]

Наименование доходов 2012г. 2013г. 2014г.

млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, %

1. Налог на прибыль организаций 375,82 5,48 352,21 4,99 420,5 5,3

2. Налог на добычу полезных ископаемых 2 420,51 35,32 2535,26 35,89 2858,0 36,1

3. Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции 19,13 0,28 16,67 0,24 24,0 0,31

4. Водный налог 2,76 0,04 2,48 0,04 2,2 0,02

5. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 0,41 0,01 0,41 0,01 0,43 0,01

6. Государственная пошлина, сборы 92,33 1,35 92,16 1,31 90,9 1,2

7. Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, платежам 1,21 0,02 1,20 0,02 1,19 0,02

Итого прямых налогов 2 912,17 42,49 3000,39 42,47 3396,5 42,9

Итого налоговых доходов 6 853,22 100,0 7063,9 100,0 7921,0 100,0

С 1 января 2014 года установлен норматив зачисления в федеральный бюджет налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа, в размере 50 %. В 2013 году указанные доходы в федеральный бюджет не зачислялись.

Исполнение федерального бюджета в 2014 году происходило в условиях действия Федерального закона от 16 ноября 2011 г. № 321-ФЗ «О

внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» (далее - Федеральный закон № 321-ФЗ), установившего особый порядок исчисления налога консолидированными группами налогоплательщиков. По оценке ФНС России, снижение поступлений налога на прибыль организаций в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков за девять месяцев 2014 года составило 26 657,0 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет -2 491,0 млн. рублей (0,6 % суммы, зачисленной в федеральный бюджет).

Таким образом, из данных таблицы видно, что наибольшая роль в формировании налоговых доходов федерального бюджета принадлежит такому прямому налогу, как НДПИ, на который в рассматриваемом периоде приходится от 33,5% до 35,9% общего объема налоговых доходов. Налог на прибыль, хотя и является вторым по значимости прямым налогом, однако формирует не более 5-6% налоговых поступлений федерального бюджета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях определения наиболее значимых прямых налогов федерального бюджета необходимо оценить структуру данных поступлений (рис 3).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

2012 г. 2013 г. 2014 г.

□ Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам

■ Государственная пошлина, сборы

□ Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

□ Налоги на прибыль, доходы

Рис. 3. Структура прямых налогов федерального бюджета по группам налогов в 2012-2014гг., % [1]

Рисунок наглядно отражает, что основа прямых налоговых доходов федерального бюджета приходится на ресурсные платежи, т.е. налоги, отнесенные к группе «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами». В данную группу входят такие налоги, как налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также регулярные платежи за добычу полезных

83,9 85,2 84,9

12,9 11,8 12,4

ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции. Удельный вес данных поступлений в рассматриваемом периоде увеличился с 83% до 85%, что иллюстрирует повышение сырьевой зависимости бюджетной системы РФ (в т.ч. федерального бюджета). Соответственно происходит снижение удельного веса налога на прибыль организаций и иных прямых налогов.

2 858,00

ю

Л

«

&

2500

2000

1500

1000 -

500

0

2 420,50

2 535,30

375,8

352,2

115,8

112,9

□ Налог на прибыль организаций

□ Налог на добычу полезных ископаемых

] Прочие прямые налоги

2012г.

2013г.

2014г.

Рис. 4. Динамика прямых налогов федерального бюджета

в 2012-2014гг., % [1]

Рисунок также отражает преобладание поступлений и стабильный рост по налогу на добычу полезных ископаемых над остальными поступлениями по прямым налогам. При этом доходы в виде НДПИ в рассматриваемом периоде увеличились с 2,4 до 2,9 трлн. руб. Увеличение НДПИ обусловлено в первую очередь индексацией размера ставок данного налога на добычу нефти и газа, а также ростом мировых цен на нефть. Динамика мировых цен на нефть влияет на размер реальной ставки налога на добычу нефти.

Поступления по налогу на прибыль организаций являются вторыми по значимости, при этом в 5 раз меньше поступлений по НДПИ. Поступления по данному налогу уменьшились в 2013 году по сравнению с 2012 годом до 352,2 млрд. руб. Уменьшение по налогу на прибыль организаций свидетельствует о некоторой дестабилизации экономической ситуации в России, и как следствие - снижение финансовых результатов предприятий. Однако в 2014 году поступления по налогу на прибыль увеличились до 420,5 млрд.руб.

Федеральному бюджету отводится особая роль, так как он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств федерации как единого государства, предназначенного для финансирования

потребностей, имеющих общегосударственное значение.

В современной мировой практике доходы федерального бюджета, как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов.

4 600,00 4 500,00 4 400,00 4 300,00 ю 4 200,00 4 100,00 4 000,00 3 900,00 3 800,00 3 700,00 3 600,00

л

л

70

60

50

40

30

20

10

%

□ млрд. руб.

- % от налоговых доходов

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Рис. 5. Динамика косвенных налогов в объеме налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2012 - 2014 г. [1]

Из рисунка 5 следует, что поступления косвенных налогов в рассматриваемом периоде увеличились с 3,9 до 4,5 трлн. руб., что обусловлено повышением объемов производства, а также покупательской способностью населения.

Несмотря на увеличение общего объема косвенных налогов в объеме налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2012 - 2014 гг., удельный вес данных налогов снизился с 57,5% до 57,1%.

Таблица 4

Роль косвенных налогов федерального бюджета по группам налогов в 2012-2014гг. [1]

Наименование доходов 2012г. 2013г. 2014 г.

млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, %

1. Налог на добавленную стоимость 3 545,80 51,74 3 539,01 50,1 3931,6 49,6

2. Акцизы 395,25 5,77 524,49 7,42 592,4 7,5

Итого косвенных налогов 3 941,05 57,51 4063,5 57,52 4524 57,1

0

Итого налоговых доходов 6 853,22 100,0 7 063,9 100,0 7921 100,0

Из данных таблицы видно, что на косвенные налоги приходится около 57,5% налоговых доходов федерального бюджета, что отражает определенную зависимость последнего от поступления данных налогов.

Так, в частности, на налог на добавленную стоимость приходится около 50% налоговых доходов. Учитывая, что в доходы федерального бюджета поступает 8 видов налогов, столь значительная роль НДС свидетельствует о достаточно высоком фискальном значении данного налога. При этом поступления по налогу на добавленную стоимость в целом имеют тенденцию к росту.

Таким образом, на акцизы приходится от 5,7% до 7,5% налоговых доходов федерального бюджета. Поступления по данному налогу выросли соответственно со 395,3 до 592,4 млрд. руб.

Из таблицы 4 следует, что наибольший удельный вес косвенных налогов приходится на налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, которые составляли более 59%. При этом на налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в 2014 году приходится 48% косвенных налогов. Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ составляют в 2014 году 11,5%.

Таблица 5

Структура косвенных налогов федерального бюджета за 2012_2014гг. по группам налогов [1] _

Наименование доходов 2012г. 2013г. 2014г.

млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, %

1. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на 2 222,90 56,40 2329,3 57,32 2702,3 59,7

территории РФ:

1.1. НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на 1 881,30 47,74 1868,21 45,98 2181,4 48,2

территории РФ

1.2. Акцизы по

подакцизным товарам

(продукции), 341,7 8,67 461,09 11,35 520,8 11,5

производимым на

территории РФ

2. Налоги на товары, ввозимые на территорию 1 712,60 43,46 1734,2 42,68 1821,8 40,3

РФ:

2.1. НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1 659,30 42,10 1670,80 41,12 1750,2 38,7

2.2. Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ 53,4 1,35 63,4 1,56 71,6 1,6

Итого косвенных налогов 3 941,05 100,0 4063,9 100,0 4524,1 100,0

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ, составляют соответственно 40,3% косвенных налогов. В том числе налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ - 38,7%. Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации не превышали 1,6% косвенных налогов.

Наибольшее влияние на увеличение акцизов оказала индексация ставок акцизов по подакцизным товарам, в том числе, по табачным изделиям.

Косвенные налоги на 87% состоят из НДС. Тем самым можно отметить наибольшую фискальную значимость налога на добавленную стоимость. Акцизы занимают до 13%, при этом их значение имеет тенденцию роста за весь анализируемый период.

100%

95% 90% -

85% 80% -

2012г. 2013г. 2014г.

□ НДС □ Акцизы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Структура косвенных налогов федерального бюджета в

2012-2014гг., % [1]

Рисунок также наглядно отражает лидирующую роль налога на добавленную стоимость в структуре поступлений косвенных налогов. Однако удельный вес данного налога в рассматриваемом периоде сократился с 90% до 87%. Удельный вес акцизов соответственно имеет положительную динамику и вырос с 10% до 13%, что обусловлено индексацией ставок акцизов на отдельные подакцизные товары, в т.ч.: бензин, сигареты и др.

Рисунок 8 также отражает превышение поступлений по НДС над акцизными платежами. При этом поступления налога на добавленную

10,03 12,91 13,1

89,97

87,09 86,9

стоимость в 2012-2014гг. увеличились с 3,5 до 3,9 трлн. руб., а по акцизам увеличились с 395,3 до 592,4 млрд. руб.

ю а

4 500,00 4 000,00 3 500,00 3 000,00 2 500,00 2 000,00 1 500,00 1 000,00 500,00 0,00

3 545,80

395,25

2012г.

3539,01

524,49

2013г.

3931,6

592,4

2014г.

□ НДС □ Акцизы

Рис. 8. Динамика косвенных налогов федерального бюджета в 2012-2014гг., млрд. руб. [1]

По мнению Счетной палаты, целесообразно рассмотреть вопрос о включении в состав подакцизных товаров трансмиссионных масел, которые используются в транспортных средствах наряду с моторными маслами для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, однако налогообложению не подлежат. Внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации позволит обеспечить дополнительные поступления акцизов в бюджет, а также минимизировать риски неуплаты акцизов в случае недостоверного декларирования моторных масел под видом трансмиссионных. Дополнительные доходы федерального бюджета могут составить около 369,0 млн. рублей (расчетно).

Поведем регрессионный и трендовый анализ налоговых доходов федерального бюджета. Для определения зависимости налоговых доходов федерального бюджета от ВВП и цены на нефть необходимо проанализировать их взаимосвязь за 2008-2014 года, для этого построим уравнение регрессии по данным таблицы 6.

Таблица 6

Данные для определения зависимости налоговых доходов федерального бюджета от ВВП и цены на нефть за 2008-2014 гг., _,_млрд.руб. [1, 2, 3]__

Года ВВП, Х1 Средняя цена на нефть марки «Юралс», долл. США, Х2 Налоговые доходы федерального бюджета, У

2008 41540,4 94,4 5253,0

2009 38807,2 61,1 4008,5

2010 45172,7 78,2 4401,9

2011 55799,6 109,4 5985,2

2012 62599,1 110,5 6853,2

2013 66755,3 107,9 7063,9

2014 70975,8 97,6 7921,0

Выясним уровень взаимосвязи факторных показателей Х1, Х2 и результативного показателя Y - налоговые доходы федерального бюджета.

Для этого построим корреляционную матрицу.

Таблица 7

_Корреляционный анализ взаимосвязи показателей_

Показатели ВВП, Х1 Средняя цена на нефть марки «Юралс», долл. США, Х2 Налоговые доходы федерального бюджета, У

ВВП, Х1 1 - -

Средняя цена на нефть марки «Юралс», долл. США, Х2 0,731641 1

Налоговые доходы федерального бюджета, У 0,962167 0,785392 1

По данным корреляции все факторы тесным образом влияют на налоговые доходы федерального бюджета, поэтому необходимо построить регрессию.

Уравнение регрессии примет вид:

у= - 494,431+0,09404*Х1+13,7409*Х2

Множественный R показывает тесноту связи между Х и Y, по полученным итогам теснота связи равна 0,97, что означает достаточно сильную связь.

Я-квадрат означает насколько теоретические значения Y будут приближаться к фактическим Y, т.е. полученное значение 0,94 говорит об адекватности данной модели.

Значимость F характеризует соответствие критерию Фишера и отсутствие (наличие) ошибки аппроксимации построенного уравнения. Чем ближе его значение к нулю, тем выше достоверность построенного уравнения. В нашем случае он составляет 0,0036 (0,36%).

«Р-значение» показывает вероятностную ошибку рассчитанных Y и Х значений. В нашем случае Y - пресечению соответствует Р=0,62, Х1 соответствует Р=0,009, Х2 - 0,38.

Низкие Р-значения показывают, что рассчитанные коэффициенты регрессии практически не содержат ошибки их качества и достоверности.

Оптимальное Р-значение достигается при условии, что оно стремится к нулю, в таком случае вероятность ошибки приближается также к нулю.

По полученным данным можно рассчитать оценку эффективности по формуле

Э=У факт/Урасч* 100%

Таблица 8

Эффективность налоговых доходов федерального бюджета от _факторов_

Года Налоговые доходы федерального бюджета, Уфакт Налоговые доходы федерального бюджета, Урасч Э,%

2008 5253,0 4709,247951 111,54

2009 4008,5 3994,639532 100,35

2010 4401,9 4828,232692 91,17

2011 5985,2 6256,322844 95,66

2012 6853,2 6910,875062 99,16

2013 7063,9 7266,005117 89,18

2014 7921,0 7521,376802 105,31

Потенциально возможное значение позволяет судить о наличии (отсутствии) резервов роста показателя Y при одновременном влиянии на него показателей Х. Ели эффективность больше 100% тогда отсутствуют резервы роста этого показателя, т.к факторы эффективно управляются, что приводит к росту налоговых доходов, в противном случае говорят о наличии резервов роста показателя Y.

По полученным данным можно отметить, что за анализируемый период только в 2008,2009 и 2014 годах были использованы все резервы для повышения налоговых доходов федерального бюджета, в остальные года резервы были использованы не полностью.

Для прогнозирования налоговых доходов федерального бюджета на 2015-2017 гг. необходимо построить линейный тренд факторных показателей Х1 и Х2 (закон изменения).

Рассчитаем прогнозное значение Х1 по линейному тренду по формуле:

Х1=5772,5П+31432 Х12015=5772,5*8+31432=77612 Х12016=5772,5*9+31432=83384,5 Х12017=5772,5*10+31432=89157

Рис. 10. Тренд средней цены на нефть «Юралс», дол/бар

Рассчитаем прогнозное значение Х2 по линейному тренду по формуле:

Х2=4,8393*+74,8 Х22015=4,8393*8+74,8=113,5 Х22016=4,8393*9+74,8=118,4 Х22017=4,8393*10+74,8=123,2

Рассчитаем прогнозное значение налоговых доходов федерального бюджета, опираясь на Хпрогн. по формуле

У=-494,431+0,09404*Х1+13,7409*Х2 (3.4)

У2015= - 494,431+0,09404*Х1+13,7409*Х2 =8360,6 У2016= - 494,431+0,09404*Х1+13,7409*Х2=8970,5 У2017= - 494,431+0,09404*Х1+13,7409*Х2=9579,1 Расчет показал, что прогнозные данные налоговых доходов федерального бюджета за период 2015-2017гг. показывают тенденцию роста.

Таким образом, в 2012-2014гг. более 54% доходов федерального бюджета приходится на налоговые доходы. При этом налоговые доходы иллюстрировали положительную динамику и возросли с 6,9 до 7,9 трлн. руб. В структуре налоговых доходов необходимо отметить преобладание доходов в виде налогов и платежей за пользование природными ресурсами, налогов на товары, реализуемые на территории РФ, а также налогов на товары, ввозимы на территорию РФ. Основа прямых налоговых доходов федерального бюджета приходится на ресурсные платежи, т.е. налоги, отнесенные к группе «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами». При этом наибольший удельный вес приходится на НДПИ (84%). Вторым по значимости является налог на прибыль организаций, на который приходится 12% доходов от прямых налогов. Доля остальных прямых налогов не столь значительна.

Поступления косвенных налогов в 2012-2014гг. периоде увеличились с 3,9 до 4,5 трлн. руб. На налог на добавленную стоимость приходится более 50% налоговых доходов. При этом поступления по налогу на добавленную стоимость имеют ежегодную тенденцию к росту. Снижение удельного веса НДС в 2012-2014гг. с 51,7% до 49,6% налоговых доходов обусловлено в первую очередь ростом поступлений акцизов, в т.ч. за счет индексации ставок на отдельные виды подакцизных товаров. В результате на акцизы приходится от 5,8% до 7,5% налоговых доходов федерального бюджета. Поступления по данному налогу выросли соответственно со 395,3 до 592,4 млрд. руб.

Исходя, из проведенного анализа выделяется основная проблема сложившейся практики формирования федерального бюджета за счет налогов это, прежде всего, корректировка механизма взимания федеральных налогов с целью реализации государственной политики стимулирования инвестиционной и инновационной предпринимательской активности.

Использованные источники:

1. http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/yi/ - Годовой отчет об исполнении Федерального бюджета за 2012-2014гг.

2. http://ria.ru/economy/20150112/1042166966.html - динамика цен на нефть

3. http://info.minfin.ru/gdp.php - динамика ВВП России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.