Научная статья на тему 'Влияние геополитической нестабильности на налоговые доходы федерального бюджета'

Влияние геополитической нестабильности на налоговые доходы федерального бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / TAX REVENUES / FEDERAL BUDGET / GEOPOLITICAL INSTABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеев В.В., Мазур Л.В.

В статье рассматривается влияние геополитической нестабильности на нефтегазовые доходы, а также на налоги, связанные с импортом, такие как НДС, акцизы, импортные таможенные пошлины. Делается вывод об источниках расширения налогового потенциала на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the impact of geopolitical instability on oil and gas revenues, and taxes related to imports, such as VAT, excise duties, import duties. The conclusion about the sources of expansion of tax potential at Federal level.

Текст научной работы на тему «Влияние геополитической нестабильности на налоговые доходы федерального бюджета»

новых рынков, прирост населения, появлении новых идеологий, формирующих структурные предпочтения индивидов. В современном обществе, формирующем «институты» достаточно много проблем (несовершенство законных актов, кодексов, преобладание неформальных институтов над формальными институтами), не решив которые, невозможно свести к минимуму трансакционные издержки и издержки оппортунистического поведения.

Список литературы:

1. Генералов И.Г., Смирнов Н.А., Суслов С.А. Экономика: учебно-методическое пособие. Княгинино, 2015. 204 с.

2. Кабанов В.Н. Модель линии безубыточности при исследовании добавленной стоимости // Синергия. 2016. № 1. С. 39-43.

3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М: Фонд экономической книги, 2013.

4. Сорокин Б.Ф. Специфика политического маркетинга, как второй исторической формы социального обмена// Синергия. 2015. № 2. С. 720.

5. Цуров М.Д. Социальные роли менеджера // Современный ученый. 2016. № 1. С. 4-6.

6. Цуров М.Д. Особенности взаимодействия международного бизнеса и менеджмента // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 4. С. 28-31.

Матвеев В.В., Мазур Л.В.

ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

НА НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Финансовый университет при Правительстве РФ

Ключевые слова: налоговые доходы, федеральный бюджет, геополитическая нестабильность.

Аннотация: в статье рассматривается влияние геополитической нестабильности на нефтегазовые доходы, а также на налоги, связанные с импортом, такие как НДС, акцизы, импортные таможенные пошлины. Делается вывод об источниках расширения налогового потенциала на федеральном уровне.

Key words: tax revenues, Federal budget, geopolitical instability.

Abstract: the article discusses the impact of geopolitical instability on oil and gas revenues, and taxes related to imports, such as VAT, excise duties, import duties. The conclusion about the sources of expansion of tax

potential at Federal level.

В условиях геополитической нестабильности особое внимание следует уделять налоговым доходам федерального бюджета, поскольку основные расходные обязательства государства формируются именно на данном уровне и с учетом налогового потенциала. Более того, кроме внутренних государственных социальных программ, требующих существенного финансирования, в последние годы увеличиваются расходы, связанные с внешней политикой Российской Федерации, что требует также дополнительных источников финансирования.

На протяжении последних десятилетий основным доходным источником федерального уровня были нефтегазовые доходы, однако, в последние годы произошло их существенное снижение, вызванное рядом внешних факторов, связанных как с мировым финансовым кризисом, так и геополитической нестабильностью.

При этом на государственном уровне была обозначена федеральная антикризисная программа, связанная, в том числе, и с реализацией налоговых мероприятий, направленных на преодоление кризисных явлений в экономике Российской Федерации и стимулирование развития реального сектора экономики в целях программы импортозамещения.

Следует отметить, что данная программа, начиная с 2015 года, определила тренд превышения ненефтегазовых доходов над нефтегазовыми доходами. Ежемесячная структура нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета РФ за 2011-начало 2016 годов представлена на рисунке 1.

1200 1000 800 600 400 200 0

—I-1-1-1-1-1-1-1-1-г

<V <Ъ ^

- Нефтегазо вые доходы

- Ненефтега зовые доходы

^

Рисунок 1 - Структура доходов федерального бюджета

При этом также следует отметить, что налоги, связанные с импортом имеют неравномерную динамику. Так, по налогу на

добавленную стоимость (НДС) несмотря на все неблагоприятные факторы наблюдается положительный тренд, связанный с ежегодным увеличением доходов по данной статье (Рисунок 2).

Рисунок 2 - НДС на ввозимые товары

На снижение собираемости НДС в анализируемом периоде времени повлиял мировой финансовый кризис, когда доходы федерального бюджета сократились с 1133,8 млрд. руб. в 2008 году до 873,4 в 2009 году, однако, начиная с 2010 года, наблюдается ежегодный положительный тренд. Геополитическая нестабильность повлияла только на снижение темпов роста, при этом положительная динамика была не нарушена. Также, следует отметить, что среди налоговых доходов на федеральном уровне НДС является одним из основных.

Еще одним косвенным налогом кроме НДС, имеющим существенный удельный вес в доходах на федеральном уровне, являются акцизы (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Акцизы на ввозимые товары [3]

Мировой финансовый кризис на собираемость акцизов оказал действие, аналогичное по НДС, собираемость доходов в 2009 году по акцизам на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации сократилась, однако, начиная с 2010 года наблюдается положительный

тренд поступлений, связанный не только с увеличением объемов импорта подакцизных товаров, но также и с ежегодным ростом налоговых ставок.

В отличие от НДС, ограничение ввоза импортных товаров на территорию РФ, начиная с 2014 года оказало отрицательную динамику на доходы федерального бюджета. Так, собираемость по данному налогу упала с 71,6 млрд. руб. в 2014 году до 54 млрд. руб. в 2015 году. Кроме снижения объемов импорта подакцизных товаров, в 2015 году ставки акцизов не повышались, следовательно, снижение объемов импортируемых товаров не было компенсировано повышением ставок, что также отразилось на снижении налоговых доходов федерального бюджета на федеральном уровне.

Что качается импортных таможенных пошлин, то снижение собираемости по ним наблюдается не только в 2009 году как точечная реакция на мировой финансовый кризис, но и в целом, отрицательный тренд обозначился, начиная с 2013 года. Современные условия функционирования экономики Российской Федерации не способствуют преодолению данного тренда (Рисунок 4).

Рисунок 4 - Ввозные пошлины

Налоги, связанные с внутренним производством также имеют разнонаправленную динамику.

В целом, в анализируемом периоде времени наблюдается положительный тренд поступления НДС от реализации товаров внутри Российской Федерации.

Существенный спад наблюдался только в 2008 году, однако, он был вызван внешними кризисными причинами. Вместе с тем, несмотря на положительную динамику собираемости НДС, показатели 2007 года были превышены, только начиная с 2011 года.

Ежегодное увеличение ставок по подакцизным товарам, привело к существенному увеличению их собираемости, начиная с 2011 года.

Увеличение налоговой нагрузки, связанное с ростом налоговых ставок в данном случае не вызывает критику со стороны

налогоплательщиков, поскольку направлено на реализацию федеральной программы по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации. Ежегодное увеличение ставок на алкогольную продукцию и табачные изделия является своего рода барьером для молодежи на покупку данной продукции, особенно несовершеннолетних подростков. Реализуемая пропаганда здорового образа жизни, занятия спортом, развития интеллектуального потенциала нации и т.д., также оказывает положительное влияние на подрастающее поколение.

Однако все рассмотренные выше налоговые доходы федерального бюджета являются косвенными, т.е. по факту это налоги на потребление. Они не могут отражать реальную экономическую обстановку в государстве. Экономический потенциал государства выражается прямыми налогами, поскольку именно они показывают уровень доходов физических и юридических лиц, их имущественное положение. К таким налогам относятся: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и т.д.

Вместе с тем, рассматривая основные доходные источники на федеральном уровне после косвенных налогов, выделяется только налог на прибыль организаций. Однако, его динамика далеко неоднозначна (Рисунок 5).

Рисунок 5 - Налог на прибыль организаций

Максимальное поступление доходов от данного источника в 2008 году в размере 761,1 млрд. руб. до сих пор не достигнуто, поскольку в 2015 году составило только 491,4 млрд. руб., несмотря, в целом, на положительный тренд налоговых поступлений. Естественно, что снижение налоговой ставки с 24% до 20% по налогу на прибыль организаций в 2009 году оказало влияние на доходы федерального

бюджета. Однако, этот тренд мог быть преодолен при условии эффективного функционирования российских предприятий.

Проведенный выше анализ выявил различные факторы развития национальной экономики. Однако современные условия функционирования предъявляют особые требования к эффективности хозяйствования. Налоговая политика является одним из основных инструментов развития рыночной экономики. В условиях кризиса для Российской Федерации особенно актуальным становится стимулирование развития реального сектора экономики, как в программе импортозамещения, так и с точки зрения формирования собственных доходных источников бюджетной системы. Ситуация в реальном секторе экономики в Российской Федерации свидетельствует о наличии в нем системного кризиса, справится с которым можно только применяя эмерджентный подход, включающий в первую очередь мероприятия в сфере налоговой политики.

Статистические данные свидетельствуют о том, что, несмотря на достаточно широкий спектр налоговых льгот, потенциал национальной экономики используется не в полной мере, в том числе и за счет внешних барьеров, усилившихся в условиях турбулентности на международном уровне.

Таким образом, в целях расширения источников налогового потенциала необходимо: расширять налогооблагаемую базу за счет создания новых предприятий, секвестрировать «теневой сектор экономики», стимулировать развитие реального сектора экономики, повышать уровень благосостояния граждан.

Список литературы

1. Байзулаев С.А., Нагоева Е.В., Барсуков А.В. Налоги и предпринимательский климат // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 4. С. 6-12

2. Иголкин С.Л. Налог на роскошь как механизм обеспечения социальной справедливости // Территория науки. 2012. № 4. С. 20-26.

3. Кабанов В.Н. Система налогообложения на модели линии безубыточности // Синергия. 2015. № 1. С. 41-47.

4. Кулина Е.А., Курилова А.А. Учет и оценка финансовых вложений // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 50-53.

5. Миньковская М.В., Коломыцева А.О. Когнитивный анализ условий перехода на принципы стимулирующего налогообложения: микроэкономический аспект // Синергия. 2016. № 3. С. 43-50.

6. Шнайдер О.В., Смагина А.Ю. Реальные проблемы оптимизации налогообложения современной экономики // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 84-89.

Мартынов С.В.

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В РИСКОВЫЕ АКТИВЫ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: фьючерс, форвард, опцион, бинарный опцион, FOREX, BITCOIN.

Аннотация: В статье представлены анализ, положительные и отрицательные стороны использования разных рисковых активов в качестве объекта инвестирования.

Keywords: futures, forwards, options, binary option, FOREX, BITCOIN.

Abstract: The article presents the analysis of the positive and negative sides of using different risky assets as an investment object.

В данной статье рассматриваются высокорисковые активы и финансовые инструменты с высокой доходностью.

Начнем со срочного рынка. Срочный рынок - это совокупность всех видов сделок, реализация по которым происходит по истечению определенного срока времени. На срочном рынке существуют три вида контрактов: форварды, фьючерсы и опционы. Форварды и фьючерсы -это контракты, в которых заранее оговаривается цена базового актива (акции, облигации, нефть, золото и многое другое).

Форвардные контракты заключаются на индивидуальных условиях и могут иметь произвольные условия соглашения, тогда как фьючерсы можно свободно продавать и покупать. Главная цель форвардного контракта - это фиксация цены базового актива на будущее. Приведу классический пример: рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию могут значительно меняться в течение года. Для фермера важно, чтобы цены на пшеницу были зафиксированы на год вперед покрытия своих затрат за этот период. Производителю муки важно, чтобы цена была как можно меньше.

В этом случае производители могут заключить форвардный контракт на поставку базового актива (т.е. пшеницы) за определенный срок (через год). Эти два лица могут даже не встречаться, а просто зайти на биржу и производитель муки купит фьючерс, а фермер его продаст. Когда одна из сторон занимает длинную позицию, а другая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.