К ВОПРОСУ ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ПОСТУПЛЕНИЙ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ Бабаскина Татьяна Ивановна, к.э.н., доцент Курский филиал, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье проведен анализ налоговых доходов бюджета муниципального образования «Город Курск» с целью выявления проблем и возможностей увеличения их составляющей доли в местных бюджетах.
В ходе налоговой реформы число местных налогов значительно сократилось и доля налоговых поступлений слишком мала для самостоятельного функционирования муниципалитетов. По данным Федерального казначейства России за 2013 год в доходах муниципальных бюджетов до 60% составляют безвозмездные поступления, налоговые доходы обеспечивают лишь 30% доходов, из которых только 6% составляет доля местных налогов30 .
Разделение налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях. Такое разделение целесообразно проводить с учетом следующих принципов:
- налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;
- чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти происходит ее налогообложение, например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой - природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях - налогообложение имущества;
- большинство регулирующих налогов устанавливается на федеральном уровне;
- косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) - акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины - взимаются на федеральном уровне;
- число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.
Местные налоги и сборы являются составной частью системы налогообложения государства. Сущность местного налогообложения заключается в том, что государство, беспокоясь о развитии общества для своего функционирования должно иметь определенные финансовые
30 http://www.roskazna.ru/
ресурсы, которые обеспечивали бы деятельность на местном уровне, а местные органы власти имели бы возможность предоставлять другие услуги, уровень которых у населения ассоциируется с размером уплаченного налога. Поступления от местных налогов и сборов должны быть ощутимыми в совокупном объеме финансовых ресурсов. А нужды местных бюджетов должны удовлетворяться в основном за счет поступлений именно от местных налогов и сборов31.
Налоговая система формируется и реформируется путем установления и введения новых налогов, их изменения и отмены.
В настоящее время региональные и местные органы власти не вправе устанавливать региональные и местные налоги, не предусмотренные НК РФ. Такое положение сопоставимо с полномочиями региональных и местных властей развитых европейских стран, где роль федеральных органов в налоговом правотворчестве является ведущей. В некоторых странах (Италия, Бельгия, Дания) у местных органов формально есть право устанавливать местные налоги, но правительство оставляет за собой право контролировать их ставки и сумму. Такой подход характерен и для федеративных государств, в которых доля местных налогов в доходах местных бюджетов обычно выше, чем в унитарных государствах.
Бюджетное устройство как России, так и других европейских стран предполагает, что региональные и местные налоги служат только «добавкой» в доходной части соответствующих бюджетов, главной составляющей которой являются отчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов достигает 80%; в Российской Федерации этот показатель колеблется от 0,7 до 17% и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития32. Поскольку доходная база региональных и местных бюджетов в России недостаточна для покрытия бюджетных расходов, сегодня остро стоит проблема зависимости региональных и местных бюджетов от централизованно выделяемых средств.
Совокупные собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) МО «Город Курск» в среднем за пять лет преобладают и составляют 52,8%, однако негативной тенденцией является рост и доминирование на конец 2014г. безвозмездных поступлений (до 58,4%), что свидетельствует о снижении самостоятельности бюджета г. Курска и его зависимости от финансовой помощи, выделяемой из областного бюджета33.
31
Найденко А.Е. Местные налоги и сборы в фискальной палитре: межстрановые сопоставления.//
Вестник УрФУ Серия: Экономика и управление. 2008. № 2. С. 73.
32
Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.
С.216.
33
http ://www.minfin. ru/ru/
Таблица 1. Динамика поступлений доходов бюджета МО «Город Курск»
Наименование показателей 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
Всего доходы (млн. руб.) 5 991,8 6 560,5 6419,3 6834,4 6689,7
- налоговые доходы 2 308,7 2 458,3 2895,1 2867,0 2074,2
- неналоговые доходы 1 391,1 1 141,9 727,3 1049,3 628,4
- безвозмездные поступления 2 376, 8 2 960, 3 2796,9 2918,1 3987,1
В таблице 1 и на рисунке 1 представлена динамика и структура доходов муниципального бюджета г. Курска за период 2010-2014гг.
Тем не менее, международный опыт показывает, что при формировании муниципальных финансов в процессе распределения и закрепления доходных поступлений органами местной власти основное внимание должно уделяться формированию собственной доходной базы местных бюджетов34.
0х
о
<и «
«
И Л
ч
<и £
100% 80% 60% 40% 20% 0%
2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
Годы
Налоговые доходы ■ Неналоговые доходы ■ Безвозмездные поступления
Рисунок 1. Структура доходов бюджета МО «Город Курск»
В соответствии с Налоговым кодексом РФ35 органы местного самоуправления вправе устанавливать только местные налоги - земельный налог и налог на имущество физических лиц и получать в соответствии с Бюджетным кодексом РФ дополнительные нормативы отчислений от
34 Бабаскина Т.И. Формирование доходной части бюджетов в рамках налоговых полномочий органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Научный альманах
Центрального Черноземья, № 3, 2012.С.107.
35
Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Москва: Проспект, КноРус, 2015. С.30.
федеральных и региональных налогов36.
В таблице 2 и на рисунке 2 представлен анализ структуры и динамики налоговых доходов муниципального бюджета г. Курска за период 20102014гг.
Таблица 2. Анализ налоговых доходов бюджета МО «Город Курск»
Наименование показателей 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. Прирост 2014г. к 2010г.
млн. руб. %
Налоговые доходы, всего, млн. руб., в т.ч. 2 172,8 2 322,5 2 895,1 2867,0 2074,2 -98,6 95,5
1. Отчисления от федеральных налогов, всего 1 587,2 1 761,7 1 939,4 2101,3 1324,8 -262,4 83,5
в том числе:
- налог на доходы физических лиц 1 151, 4 1 299,8 1 523,7 1722,8 905,2 -246,2 78,6
- единый налог на вмененный доход 300,8 326,1 378,2 335,8 353,5 +52,7 117,5
- единый сельскохозяйственный налог 0,1 0,2 0,3 0,6 2,1 +2,0 знач.
- патентный сбор 0 0 0 0,8 3,2 +3,2 Х
- госпошлина 134, 9 135,6 35,8 41,4 60,8 -74,1 45,1
2. Местные налоги, всего, в т. ч. 720,4 696,4 955,7 765,6 749,4 +29,0 104,0
- налог на имущество физических лиц 33,7 9,0 73,2 97,6 107,3 +73,6 3,2 р.
- земельный налог 686, 7 687,4 882,5 668,0 642,2 -44,5 93,5
Налоговые доходы бюджета муниципалитета в 2010-2013гг. имеют положительную динамику. Однако в 2014г. к уровню 2013г. отмечается их снижение на 792,8 млн. руб., темп снижения составил 27,6%.
Такая тенденция объясняется уменьшением основных составляющих собственных доходов бюджета муниципального образования37.
На рисунке видно, что важнейшим доходным источником в бюджете города Курска является налог на доходы физических лиц, сумма поступлений по которому неуклонно растет, но только до 2014 года. За ним следует земельный налог, наибольшие доходы по нему собраны в 2012 году. Единый налог на вмененный доход меняется незначительно, что объясняется отсутствием его связи с конкретными доходами хозяйствующих субъектов.
Положительная динамика отмечена по единому сельскохозяйственному
36 http://www.consultant.ru/
37 http://www.minfin.ru/ru/
налогу и патентному сбору, уплачиваемому при патентной системе налогообложения, введенной в действие главой 26.5 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса РФ с 1 января 2013 года38. Минимально значение в доходах бюджета города Курска налога на имущество физических лиц.
налог на доходы физических лиц ■ единый налог на вмененный доход
единый сельскохозяйственный налог ■ патентный сбор
госпошлина ■ налог на имущество физических лиц
Рисунок 2. Структура и динамика налоговых доходов бюджета г. Курска
Таблица 3. Структура фактической процентной доли налоговых доходов _в общем объеме полученных доходов МО «Город Курск»
Наименование показателей 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
Налоговые доходы, всего, % 100 100 100 100 100
1. Отчисления от федеральных налогов, всего 68,7 71,7 66,9 73,3 63,9
- налог на доходы физических лиц 49,9 52,9 52,6 60,1 43,6
- единый налог на вмененный доход 13,0 13,3 13,1 11,7 17,0
- единый сельскохозяйственный налог 0,006 0,01 0,01 0,02 0,1
- патентный сбор - - - 0,03 0,2
- госпошлина 5,8 5,5 1,3 1,4 2,9
2.Местные налоги, всего: 31,3 28,3 33,1 26,7 36,1
в том числе:
- налог на имущество физических лиц 1,5 0,4 2,5 3,4 5,2
- земельный налог 29,7 27,9 30,5 23,3 30,9
В связи с изменениями в федеральном законодательстве, устранившими несопоставимость таких информационных баз как: информационная
38
Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Москва: Проспект, КноРус, 2015. С.889.
система ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; информационная система ведения государственного кадастра недвижимости; информационные системы учета налогоплательщиков, используемых при исчислении налога, показывают, что с 2012 года поступления по налогу на имущество физических лиц возрастают.
В таблице 3 представлена структура фактической процентной доли налоговых доходов в общем объеме полученных доходов за период 20102014гг.
Таким образом, в доходах города Курска - важнейший налоговый источник бюджета - налог на доходы физических лиц, за которым следует земельный налог, ЕНВД и государственная пошлина. Роль налога на имущество физических лиц мизерна - 0,3%.
Низкое поступление налогов является основной проблемой формирования местных бюджетов. Формирование бюджетов зависит от того, в каком количестве и когда поступят налоги и сборы в бюджет. По собираемости налогов можно выделить самую важную проблему -недоимку, т.е. задолженность по налоговым платежам в бюджет39.
Одной из основных задач Инспекции ФНС России по г. Курску, как и налоговых органов страны в целом, является участие в формировании доходной части бюджета за счет эффективного контроля за своевременным и полным поступлением налогов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации. Налоговое администрирование является основой обеспечения поступления налоговых платежей в бюджетную систему.
В таблице 4 представлен анализ недоимки по налоговым платежам в бюджетную систему по Инспекции ФНС России по г. Курску за период 2012-2014гг.
Таблица 4. Анализ недоимки по налоговым платежам в бюджетную систему по Инспекции ФНС России по г. Курску, млн. руб.
Показатели 2012г. 2013г. 2014г. 2014г. к 2012г.
(+;-) %
Недоимка по налогам всего, в том числе 1299,7 1761,2 2037,1 737,4 156,7
в федеральный бюджет 904,5 1305,9 1583,8 679,3 175,1
в бюджет субъектов РФ и местный бюджет 395,2 455,3 453,3 58,1 114,7
Анализ показателей статотчетности (форма 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам перед бюджетами всех уровней )40 Инспекции ФНС России по г. Курску показал, что в 2014г. к уровню 2012г. недоимка по налоговым платежам возросла на 737,4 млн. руб. или на
39 Бабаскина Т.И. Пути укрепления налогового потенциала бюджетов субъектов Российской Федерации // Стан 1 проблеми оподаткування в умовах еконо м1чних перетворень: Матер1али Х11-о1 М1жнародно1 науково-практично1 конференцп. Донецьк, ДонНУЕТ 1мен1 Михайла Туган-Барановського, 2012.С. 117.
40 http://www.nalog.ru/
56,7%, причем в федеральный бюджет на 679,3 млн. руб. или на 75,1%, в бюджет субъекта и местный бюджет - на 58,1 млн. руб., что составляет 14,7%.
Основными причинами возникновения налоговой задолженности обозначить: нежелание платить налоги, ухудшение финансового положения налогоплательщиков, несовершенство законодательной базы, дающей возможность налогоплательщикам безнаказанно уклоняться от уплаты налогов, невысокое качество работы налоговых органов, уровень налоговой дисциплины и другие экономические и социальные причины.
В целях обеспечения своевременности поступления налоговых платежей Инспекцией ФНС по г. Курску принимаются меры по сокращению недоимки перед бюджетами всех уровней начиная с выставления требований, инкассовых поручений и заканчивая наложением ареста на имущество должников и передачей материалов в арбитражный суд для инициирования процедур несостоятельности (банкротства).
В этой связи в качестве основных путей совершенствования имущественного налогообложения и повышения собираемости имущественных налогов целесообразно назвать следующие.
Во-первых, вовлечь в налоговый оборот максимально возможное количество объектов и субъектов обложения имущественными налогами за счет повышения качества информационного обмена между Росреестром, органами технической инвентаризации, органами местного самоуправления и налогоплательщиками.
Во-вторых, разработать действенные методы перехода к рыночной оценке имущества, которые будут служить предпосылками для введения единого налога на недвижимость.
В-третьих, повышать налоговую дисциплину граждан, их гражданскую ответственность. При наличии перед бюджетами всех уровней задолженности по налогам и сборам возможно вовлечение работодателя, который бы удерживал из заработной платы работника сумму налога по частям или полностью. Но для этого необходимо разработать и законодательно закрепить механизм путем дополнений в действующие законы и кодексы.
Решение проблем, существующих в местном налогообложении, невозможно без продолжения реформирования с целью устранения недостатков и обеспечения эффективной работы налоговых органов и органов власти.
Список литературы
1. Бабаскина Т.И. Пути укрепления налогового потенциала бюджетов субъектов Российской Федерации // Стан 1 проблеми оподаткування в умовах еконо м1чних пере-творень: Матер1али Х11-о1 М1жнародно1 науково-практично1 конференцп. Донецьк, ДонНУЕТ 1меш Михайла Туган-Барановського, 2012.С. 117.
2. Найденко А.Е. Местные налоги и сборы в фискальной палитре: межстрановые сопоставления.// Вестник УрФУ Серия: Экономика и управление. 2008. № 2. С. 73.
3. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2008. С.216.
4. Бабаскина Т.И. Формирование доходной части бюджетов в рамках налоговых полномочий органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Научный альманах Центрального Черноземья, № 3, 2012.С.107.
5. Найденко А.Е. Местные налоги и сборы в фискальной палитре: межстрановые сопоставления.// Вестник УрФУ Серия: Экономика и управление. 2008. № 2. С. 73.
6. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2008. С.216.
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ГОРОДА КУРСКА Бабаскина Татьяна Ивановна, к.э.н., доцент Курский филиал, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье проанализированы доходы бюджета муниципального образования города Курска и с помощью эконометрических методов выявлено поведение доходов бюджета в зависимости от значения численности постоянного населения и объема поступлений местных налогов.
Сущность местного налогообложения заключается в том, что государство, беспокоясь о развитии общества для своего функционирования должно иметь определенные финансовые ресурсы, которые обеспечивали бы деятельность на местном уровне, а местные органы власти имели бы возможность предоставлять другие услуги, уровень которых у населения ассоциируется с размером уплаченного налога. Поступления от местных налогов и сборов должны быть ощутимыми в совокупном объеме финансовых ресурсов. А нужды местных бюджетов должны удовлетворяться в основном за счет поступлений именно от местных налогов и сборов41.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ42 в Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать только местные налоги и получать в соответствии с Бюджетным кодексом РФ43 дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов.
В соответствии с решением Курского городского собрания от 19.11.2013г. № 43-5-РС «О бюджете города Курска на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»44 налоговые доходы бюджета города Курска формируются за счет отчислений от федеральных налогов, в том
41 Найденко А.Е. Местные налоги и сборы в фискальной палитре: межстрановые сопоставления.// Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2008. № 2. С. 73.
42Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Москва: Проспект, КноРус, 2015. С.30.
43 http://www.minfin.ru/ru/
44 http://www.consultant.ru/