Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ СТРАНЫ'

РОЛЬ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ СТРАНЫ»

пособие. - М.: Юриспруденция, 2001. 400 с.

2. Гончаров В.Д. Комплексное изучение товарных рынков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2002. - №3. - С. 45- 47.

3. Гончаров В.Д. Методические основы маркетинга на перерабатывающем предприятии // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006. - № 8. - С. 35 - 36.

4. Дмитриев М., Бычкова Е. Экологические аспекты государственного регулирования // Экономист. - 2005. - № 1. - С. 73 - 83.

5. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник. М.: Дело, 1998. 416 с.

6. Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. М.: Гелиос АВР, 1999. 787 с.

7. Лачуга Ю.Ф., Самсонов В.А., Дидманидзе О.Н. Прикладная математика. М.: Колос, 2001, 218 с.

8. Микроэкономика. Теория и российская практика : Учебник для студентов вузов / Под ред. А.Г.Грязнова, А.Ю. Юданова. - М.: ГНОМ и Д, 2000. 544 с.

9. Михалев А. Продовольственный рынок России: перспективы развития // АПК: экономика, управление. - 2001. - №1. - С. 4 - 12.

10. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: М.: БИНОМ, 1997. 800 с.

11. Рогов С. О роли государства в возрождении созидательного потенциала России // Российский экономический журнал. - 2005. - № 7. - С. 33 -

12.Самсонов В.А., Дидманидзе О.Н. Геометрическое программирование в инженерных задачах. М.: Инженерно-экономический институт, 1999. -284 с.

Ставцева А.А. студент 3-ого курса Экономический факультет ФГБОУВО Орёл ГАУ РОЛЬ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ СТРАНЫ Актуальность темы исследования. Необходимость реформирования налога на имущество физических лиц основывалась в первую очередь на том, что инвентаризационная стоимость - стоимость затрат на строительство с учётом износа, без учёта местоположения объекта, она в разы отличается от объектов сопоставимых по рыночной стоимости.

Налогом на имущество облагается все движимое и недвижимое имущество организаций, подробный перечень которого указан в статье 374 НК РФ [2].

Для исчисления налога учитывается находящееся на балансе имущество:

- на праве собственности;

- полученное во временное владение или доверительное управление;

- внесенное в совместную деятельность. Объекты, которые не подлежат налогообложению:

- земельные участки и прочие объекты природопользования;

- имущество федеральных органов власти, используемое для нужд обороны;

- объекты культурного наследия народов РФ;

- объекты, связанные с ядерной отраслью (установки, хранилища и

т.д.);

- ледоколы и прочие суда;

- объекты космической отрасли;

- движимое имущество, находящееся на балансе начиная с 01.01.2013

г.;

- имущество, приобретаемое для перепродажи и т. д. Законодательством закреплен полный перечень льготных категорий,

перечисленный в статье 381 НК РФ.

Категории, которые пользуются льготами по налогу на имущество:

- организации уголовно-процессуальной системы в отношении имущества, которое используется для осуществления их функций;

- религиозные организации в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности;

- общероссийские организации инвалидов (не менее 80% инвалидов) в отношении имущества, которое используется для осуществления ими деятельности указанной в уставе;

- организации, занимающиеся выпуском фармацевтической продукции, касаемо имущества, которое используется для производства препаратов направленных на борьбу с эпидемиями и эпизоотиями;

-организации, получивших статус участников «Сколково»; -судостроительные компании в отношении ТМЦ используемых для ремонта и строительства судов [6];

-управляющие компании особых экономических зон и т. д. Для расчета налога на имущество необходимо исчислит среднегодовую стоимость этого имущества, которая будет налоговой базой.

При этом имущество учитывается по остаточной стоимости, порядок определения которой закреплен в учетной политике организации.

Остаточная стоимость = первоначальная стоимость - начисленная амортизация

Ставка по налогу на имущество устанавливается законодательными актами субъектов РФ и не может превышать 2,2%. Размер налоговой ставки зависит от вида имущества и категории налогоплательщика [7]. Для расчета налога к уплате применяется формула: Налог = налоговая база *налоговую ставку/100.

Самым главным новшеством в отношении налога на имущество

является его отмена в отношении всего движимого имущества, поставленного на баланс, начиная с 1 января 2013 года. Эти изменения закреплены законом 202-ФЗ от 29.11.12 г. и коснуться большого количества российских налогоплательщиков.

Движимое имущество, принятое на баланс организации до 01.01.2014 г. продолжает облагаться налогом.

Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2014-2015 гг. приведена на следующем графике (рисунок 1).

500 450 400 350 300 250 200 150 100 50

Рисунок 1 - Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 20142015 гг.

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2015 года поступило 68,3 млрд. рублей, или на 6,5% больше, чем в январе-феврале 2014 года [5].

Налога на имущество физических лиц в январе-феврале 2015 года поступило 1,5 млрд. рублей, или на 16,5% больше, чем в январе-феврале 2014 года.

Налога на имущество организаций в январе-феврале 2015 года поступило 14,6 млрд. рублей (21% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 4,1% меньше, чем в январе-феврале 2014 года. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы РФ. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень. Так, рассмотрим изменения в Налоговом кодексе РФ (далее - НК РФ), которые вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 02.12.2013 г. №334-Ф3 «О внесении изменений в ч.2 НК РФ и ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц». Установлен единый срок уплаты физическими лицами налога на имущество

96%

111%

t

103%

млрд. рублей

488 468

55%

110%

179 196

107%

64 68

2014 2015 НДС

2014 2015 НДПИ

2014 2015 Налог на прибыль

2014 2015 НДФЛ

2014 2015

Акцизы

Имуществе нные налоги

347

физических лиц, земельного налога, транспортного налога - 1 октября года, следующего за налоговым периодом [3].

Это было сделано, во-первых, для удобства администрирования этих налогов, с учётом единого налогового уведомления и для того, чтобы местные бюджеты раньше могли получить денежные средства.

Однако, несмотря на то, что Закон №334-Ф3 был принят в 2013 г., он вступил в силу со 2 декабря 2013 г., в связи с чем, с учётом ст. 5 НК РФ, может применяться только с 1 января 2015 г., т.е. начиная с уплаты налога за 2014 г.

Федеральным законом от 02.04.2014 г. №52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»: введена обязанность физических лиц представлять сведения об имуществе, в отношении которого они не получали налоговые уведомления и не уплачивали налоги [8].

Сведения могут быть представлены в налоговые органы по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма сообщения в настоящее время разрабатывается [8].

С 1 января 2017 г., вступят в силу изменения в ст.129.1 НК РФ, которыми предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение.[1]

Иными словами, если налогоплательщик, у которого существовала обязанность, предусмотренная п.2.1. ст.23 НК РФ в предоставлении сообщения и документов по объектам имущества с 01.01.2015 г., но такое сообщение им не представлено, то налоговый орган при выявлении такого объекта после 01.01.2017 г. должен будет произвести расчёт налога в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, и соответственно применить налоговые санкции, предусмотренные ст.129.1 НК РФ [6].

Основные изменения налогового законодательства в части имущественных налогов внесены Федеральным законом от 04.10.2014 г. №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 ч.1 и ч.2 НК РФ и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», которым поставлена точка в формировании в полном

объёме НК РФ: введение с 1 января 2015 г. гл. 32 НК РФ - Налог на имущество физических лиц, и признание утратившим силу Закона РСФСР от 09.12.1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Необходимость реформирования налога на имущество физических лиц основывалась в первую очередь на том, что инвентаризационная стоимость -стоимость затрат на строительство с учётом износа, без учёта местоположения объекта, она в разы отличается от объектов сопоставимых по рыночной стоимости. Кроме того, не были вовлечены в налогооблагаемый оборот отдельные объекты, введённые в эксплуатацию начиная с 2008 г. (регистрируемые по упрощённой схеме); все объекты, введённые в эксплуатацию начиная с 2013 г.; а также объекты, приобретённые физическими лицами у организаций.[4]

Использованные источники:

9. Гамидова, Н.Г. Налоговый учет основных средств / Н.Г. Гамидова//Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - №4(6). - С.246-248.

10.Гамидова, Н.Г. Особенности учета биологических активов в соответствии с МСФО 41 «Сельское хозяйство» / Н.Г. Гамидова // Экономика и социум. -2015. - № 5-1(18). - С. 266 -270.

11.Гамидова, Н.Г. СоБ1-уо1ите-ргоШ-анализ в системе управления/Н.Г. Гамидова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - №4(9). - С.65-69.

12.Ноздрунова, Н.Г. Разработка новых подходов по управлению процессом модернизации основного капитала в региональном АПК/Н.Г. Ноздрунова//Аграрная Россия. - 2015. - №9. - С.40-45.

13.Ноздрунова, Н.Г. Государственное регулирование воспроизводства основного капитала АПК в России и развитых странах/Н.Г. Ноздрунова//Аграрная наука. - 2013. - №9. - С.5-6.

14. Попова, Л.В., Ноздрунова, Н.Г. Понятие и исторические аспекты развития статистического учета / Л.В. Попова, Н.Г. Ноздрунова // Экономические и гуманитарные науки. - 2012. - №6. - С.42-46.

15. Проняева, Л.И., Ноздрунова, Н.Г. Модель реализации организационно -экономического механизма управления воспроизводством основного капитала в сельском хозяйстве/Л.И. Проняева, Н.Г. Ноздрунова//Научный результат. Серия: Экономические исследования. - 2015. - Т.1.- №1(3). -С.31-40.

16.Проняева, Л.И., Ноздрунова, Н.Г. Кластерный анализ в управлении воспроизводством основного капитала в сельском хозяйстве / Л.И. Проняева, Н.Г. Ноздрунова //Аудит и финансовый анализ.- 2014.- №4.- С. 282-287.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.