Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию налога на прибыль организаций позволят усилить регулирующее влияние налога на прибыль на экономику и эффективно перераспределить налоговую нагрузку между организациями.
Использованные источники:
1. Гамидова, Н.Г. Особенности учета биологических активов в соответствии с МСФО 41 «Сельское хозяйство» / Н.Г. Гамидова // Экономика и социум. -2015. - № 5-1(18). - С. 266 -270.
2. Гамидова, Н.Г. Cost-volume-proШ-анализ в системе управления/Н.Г. Гамидова//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - №4(9). - С.65-69.
3. Гамидова, Н.Г. Налоговый учет основных средств/Н.Г. Гамидова//Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - №4(6). - С.246-248.
4. Ноздрунова, Н.Г. Государственное регулирование воспроизводства основного капитала АПК в России и развитых странах/Н.Г. Ноздрунова//Аграрная наука. - 2013. - №9. - С.5-6.
5. Ноздрунова, Н.Г. Разработка новых подходов по управлению процессом модернизации основного капитала в региональном АПК/Н.Г. Ноздрунова//Аграрная Россия. - 2015. - №9. - С.40-45.
6. Попова, Л.В., Ноздрунова, Н.Г. Понятие и исторические аспекты развития статистического учета / Л.В. Попова, Н.Г. Ноздрунова // Экономические и гуманитарные науки. - 2012. - №6. - С.42-46.
7. Проняева, Л.И., Ноздрунова, Н.Г. Кластерный анализ в управлении воспроизводством основного капитала в сельском хозяйстве / Л.И. Проняева, Н.Г. Ноздрунова //Аудит и финансовый анализ.- 2014.- №4.- С. 282-287.
8. Проняева, Л.И., Ноздрунова, Н.Г. Модель реализации организационно -экономического механизма управления воспроизводством основного капитала в сельском хозяйстве/Л.И. Проняева, Н.Г. Ноздрунова//Научный результат. Серия: Экономические исследования. - 2015. - Т.1.- №1(3). -С.31-40.
Кунина И.А. студент 3 курса «Экономический факультет» Орловский ГАУ Россия, г. Орел
НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Налог на прибыль является одной из основных современных форм налогового изъятия. Он занимает особое место в налоговых системах, так как напрямую уменьшает именно то, что является целью предпринимательской деятельности, поэтому его можно назвать инструментом, влияющим на экономическое развитие, и каждый его элемент должен быть просчитан и обоснован. Поэтому тема недостатков
налогообложения прибыли является актуальной.
С экономической точки зрения, налог на прибыль - это регулярные денежные отношения в связи с безвозмездным изъятием государством ВВП в части доли прибавочной стоимости для обеспечения доходов бюджета, взаимоувязанные с задачами экономической политики государства. По мнению Ноздруновой Н.Г., налоговое регулирование является основным видом государственного регулирования [7].
С юридической точки зрения налог на прибыль представляет собой отчуждение части прибыли субъектов в пользу государства. Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики.[2] Благодаря непосредственной связи этого налога с размером получаемого налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранными предприятий и организаций [1]. Проблема повышения качества системы налогового контроля за исчислением налога на прибыль организаций, приобретает особую значимость в современных условиях, поскольку стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля, но и разработки новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих качественно новое содержание. Таким образом, имеется насущная необходимость в разработке теоретических и развитии методологических вопросов, связанных с функционированием налогового контроля, исходя из его принципов, выработанных финансовой наукой и особенностей развития национальной экономики страны.
Приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения [8].
Одним из недостатков системы налогового учета, которая изложена в главе 25 НК РФ, является то, что за ее основу взят учет расходов по элементам. В бухгалтерском учете все расходы классифицируются по двум категориям - по статьям и по элементам. Законченная система
бухгалтерского учета традиционно ведется по статьям, что позволяет детализировать информацию надлежащим образом.
Не ясным остается вопрос об отнесении арендной платы в состав внереализационных доходов, поскольку есть специализированные организации (в частности лизинговые компании), у которых основным видом деятельности является сдача имущества в аренду [6].
Нет определенности и в отношении обоснования расходов в целях налогообложения, связанных с технологическими потерями при производстве и (или) транспортировке, хотя ограничений по применению данной статьи расходов не установлено.
Не ясно, признаются ли расходами в целях налогообложения любые стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления.
Не ясно, также, будут ли учитываться в целях налогообложения расходы на оплату услуг по ведению налогового учета [4].
Важным, по мнению Гамидовой Н.Г., является различие в признании отдельных видов затрат, связанных с приобретением основных средств. Так в налоговом учете в отличие от бухгалтерского не относятся на стоимость основных средств:
1) суммовые разницы, возникшие при погашении кредиторской задолженности перед поставщиками за поставленные основные средства в период до принятия их к бухгалтерскому учету;
2) проценты за кредит и по другим заемным средствам, начисленные до принятия основных средств к бухгалтерскому учету;
3) платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество [3].
Одной из важных проблем в современной системе налогообложения
является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, в первую очередь к налогу на прибыль. Существует интересное предложение ввести (сначала в отдельных регионах) регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка налогообложения понижается. При таком методе понижающая регрессия ставок будет стимулировать не стремление уменьшить или скрыть налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, т.к. чем больше сумма получаемой прибыли, тем меньше ставка налога. Но это требует дополнительного усиления контроля со стороны налоговых органов, налоговой полиции [2].
В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по совершенствованию налоговой системы, включающие создание сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени, внедрение современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграцию российской налоговой системы в международные налоговые отношения.
Основным критерием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в стране.[5]
Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию налога на прибыль организаций позволят усилить регулирующее влияние налога на прибыль на экономику.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что поправки в Налоговый кодекс, в частности в главу 25 в значительно большей степени выполняет задачу снижения налоговой нагрузки плательщика, чем пополнения государственной казны. Указанный перекос необходимо срочно ликвидировать как путем совершенствования налогового законодательства, так и путем усиления контроля как за правильностью исчисления налога, так и за предпринимателями, находящимися в «теневом» бизнесе.
Использованные источники:
1. Андреева, О.Н. Государственное регулирование цен и дотаций как фактор управления издержками молочного производства/ О.Н. Андреева// Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2012. № 1-2. С. 74-77.
2. Андреева, О.Н., Бобров В.А. Перспективные формы финансирования долгосрочных инвестиций/ О.Н. Андреева// Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 1-2. С. 73-77.
3. Гамидова, Н.Г. Налоговый учет основных средств / Н.Г. Гамидова//Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - №4(6). - С.246-248.
4. Гамидова, Н.Г. Особенности учета биологических активов в соответствии с МСФО 41 «Сельское хозяйство» / Н.Г. Гамидова // Экономика и социум. -2015. - № 5-1(18). - С. 266 -270.
5. Гамидова, Н.Г. Cost-volume-profit-анализ в системе управления/Н.Г. Гамидова//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - №4(9). - С.65-69.
6. Ноздрунова, Н.Г. Разработка новых подходов по управлению процессом модернизации основного капитала в региональном АПК/Н.Г. Ноздрунова//Аграрная Россия. - 2015. - №9. - С.40-45.
7. Ноздрунова, Н.Г. Государственное регулирование воспроизводства основного капитала АПК в России и развитых странах/Н.Г. Ноздрунова//Аграрная наука. - 2013. - №9. - С.5-6.
8. Проняева, Л.И., Ноздрунова, Н.Г. Модель реализации организационно -экономического механизма управления воспроизводством основного капитала в сельском хозяйстве/Л.И. Проняева, Н.Г. Ноздрунова//Научный результат. Серия: Экономические исследования. - 2015. - Т.1.- №1(3). -С.31-40.