ЕССС, которую компании представят в 2017 году, а также уточненок за прошлые годы. Выездные проверки компаний по расчетам до 2017 года налоговики будут проводить совместно с фондами. Проверить смогут последние три года [3].
Однако, вопрос о возврате ЕСН с 2017 года нельзя назвать решенным. К тому же среди депутатов Госдумы у такой реформы уже есть противники. Аргументы следующие:
• Во-первых, после возврата к ЕСН гражданин уже не сможет существенно повлять на свою пенсию, так как налог государство тратит на те цели, которые сочтет приоритетными;
• Во-вторых, механическое объединение трех бюджетов в один на положение экономики повлиять неспособно.
Использованные источники:
1. Письмо ФНС России от 02.02.2016 г. № БС-4-11/1539 В.
2. Хвориков, «ЕСН:"триумфальное" возвращение» [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/news/n145514
3. Единый социальный страховой сбор (ЕССС) с 1 января 2017 года [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/art/80144-edinyy-sotsialnyy-strahovoy-sbor-esss-s-1 -yanvarya-2017-goda#ixzz41tAj7cnD
Грибакина Н.М. студент 3-ого курса Экономический факультет ФГБОУВО Орловский ГАУ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТНЫХ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ И ИСЧИСЛЕНИЕ НДФЛ В 2016 ГОДУ
Налог на доходы физических лиц представляет собой форму изъятия части вновь созданной стоимости, распределяемой в пользу физических лиц - работников.
Плательщиками данного налога являются физические лица как имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, так и не имеющие его. Это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам - налоговым резидентам Российской Федерации, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, проживающие на ее территории в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.
Объект налогообложения:
- для резидентов - доход, полученный от источников на территории и за пределами России;
- для лиц, не являющихся резидентами, - доход, полученный только от источников на территории Росси.
При определении налоговой базы налогоплательщика учитываются все доходы, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которое у него возникло, а также доходы в виде
материальной выгоды [2].
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13%, налоговая база определяется как сумма доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, то налоговая база принимается равной нулю [1].
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, при определении налоговой базы вычеты не применяются [8].
Не подлежат налогообложению доходы иностранных граждан:
- глав и персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, членов их семей;
- сотрудников международных организаций - в соответствии с уставами этих организаций.
Не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических
лиц:
- государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством (возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, бесплатное предоставление жилых помещений и коммунальных услуг, оплата стоимости или выдача полагающегося натурального довольствия);
- государственные пенсии;
- вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;
- суммы единовременной материальной помощи в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами; гуманитарной и благотворительной помощи, оказываемой зарегистрированными в установленном порядке благотворительными организациями;
- суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, кроме туристических, выплачиваемые работодателями за счет собственных средств, остающихся после налогообложения, и средств фонда социального страхования;
- суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание работников и членов их семей;
- стипендии учащихся, аспирантов, студентов;
- доходы, полученные от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, расположенных на территории России, продукции животноводства, растениеводства;
- доходы, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения;
- доходы от подарков, призов, материальной помощи в связи с
выходом на пенсию, любых выигрышей, если их стоимость не превышает 2000 руб.;
- иные доходы в соответствии со ст. 217 НК РФ.
Налоговая база уменьшается на налоговые вычеты.
Вычеты представляют собой суммы расходов гражданина и уменьшают базу обложения. Среди вычетов особое место занимает льгота в виде необлагаемого минимума дохода.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются гражданам по заявлениям по месту их работы. Если налогоплательщик работает в нескольких местах, то право выбора предоставляется ему. Все остальные вычеты предоставляются только при подаче декларации о доходах [4].
Стандартные налоговые вычеты распространяются на следующие категории налогоплательщиков:
3000 руб. за каждый месяц - для лиц, получивших и перенесших заболевания, связанные с радиационным воздействием, инвалидов Великой Отечественной войны и из числа военнослужащих, получивших инвалидность вследствие заболеваний, полученных при защите Родины;
500 руб. за каждый месяц - для Героев Советского Союза и Российской Федерации, лиц, награжденных орденом Славы всех трех степеней, входивших в состав действующих армий, находившихся в Ленинграде в период его блокады, инвалиды с детства и инвалиды I и II групп, а также для других категорий плательщиков согласно перечню ст. 218 п. 2 НК РФ;
1400 руб. за каждый месяц распространяется на каждого ребенка у налогоплательщика возрастом до 18 лет, на учащихся дневной формы обучения до 24 лет (налоговый вычет действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 350 000руб.). Налоговый вычет предоставляется обоим родителям. Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам налоговый вычет производится в двойном размере.
С 2016 года размер стандартных налоговых вычетов для родителей и усыновителей детей-инвалидов повышается с 3000 до 12 000 руб., а для опекунов, попечителей и приемных родителей - с 3000 до 6000 руб. на каждого ребенка-инвалида) [3].
Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный вычет (кроме распространяющегося на детей), предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Этот вид вычетов применяется только для уменьшения доходов, облагаемых по ставке 13% [7].
Социальные налоговые вычеты предоставляются:
- в сумме доходов, перечисленных на благотворительные цели организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемых частично или полностью из бюджета, в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
- в сумме, уплаченной за обучение налогоплательщика и его детей (дневная форма обучения), но не более 38 000 руб. за каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя);
- в сумме, уплаченной за услуги по лечению налогоплательщика, его детей и родителей в соответствии с перечнем медицинских услуг и медикаментов. Общая сумма вычета не может превышать 38 000 руб. Указанный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения и приобретенных медикаментов не была произведена организацией за счет средств работодателей [5].
Имущественные налоговые вычеты предоставляются:
- в суммах, полученных от продажи жилых домов, квартир, дач или земельных участков, находившихся в собственности менее 5 лет, стоимость которых не превышает 1 000 000 руб.; иного имущества, находившегося в собственности менее 3 лет, стоимость которого не превышает 125 000 руб. (в остальных случаях налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной от продажи);
- в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома, квартиры в размере фактических расходов, но не более 600 000 руб. (указанные расходы должны подтверждаться документально, и вычет предоставляется с даты регистрации права собственности).
Профессиональные налоговые вычеты предоставляется:
- индивидуальным предпринимателям - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов;
- налогоплательщикам, получающим доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, - в сумме расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ;
- налогоплательщикам, получающим авторские вознаграждения или вознаграждение за создание, исполнение произведений науки и культуры.
Налоговые ставки:
- 13% - в отношении всех видов доходов, кроме указанных ниже;
- 30% - в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ;
- 35% - в отношении доходов, полученных от выигрышей, стоимости любых призов, полученных на мероприятиях, проводимых в целях рекламы, страховых выплат по договорам добровольного страхования, суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств;
- 6% - в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.
Сумма налога исчисляется умножением соответствующей налоговой базы на соответствующую налоговую ставку. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала
налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам (в отношении которых применяется налоговая ставка 13%).
С 2016 года для налоговых агентов вводится ежеквартальная отчетность по НДФЛ, которая представляет собой отдельный документ — расчет сумм НДФЛ (по аналогии с расчетами в ПФР и ФСС). В расчете будет обобщаться информация в целом по всем физическим лицам, получившим в отчетном периоде доходы от налогового агента (обособленного подразделения). То есть расчет не будет персонифицированным. В расчет потребуется включать, в частности, данные о суммах начисленных и выплаченных доходах, налоговых вычетах, исчисленных и удержанных суммах налога. Форму расчета утверждена ФНС России [6].
Расчеты нужно будет представлять в следующие сроки: за первый квартал, полугодие и девять месяцев — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом; за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим. С 2016 года расчет по форме 6-НДФЛ будет представляться налоговым агентом за квартал, полугодие и девять месяцев в срок не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября, а за год (2-НДФЛ) - не позднее 1 апреля следующего года.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговыми агентами за счет любых денежных средств при их фактической выплате, при этом удерживаемая сумма налога не должна превышать 50% суммы выплаты. Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается. Окончательный расчет производят по годовым налоговым декларациям.
Использованные источники:
1. Гамидова, Н.Г. Особенности учета биологических активов в соответствии с МСФО 41 «Сельское хозяйство» / Н.Г. Гамидова // Экономика и социум. -2015. - № 5-1(18). - С. 266 -270.
2. Гамидова, Н.Г. Cost-volume-proШ-анализ в системе управления/Н.Г. Гамидова//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - №4(9). - С.65-69.
3. Гамидова, Н.Г. Налоговый учет основных средств/Н.Г. Гамидова//Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - №4(6). - С.246-248.
4. Ноздрунова, Н.Г. Государственное регулирование воспроизводства основного капитала АПК в России и развитых странах/Н.Г. Ноздрунова//Аграрная наука. - 2013. - №9. - С.5-6.
5. Ноздрунова, Н.Г. Разработка новых подходов по управлению процессом модернизации основного капитала в региональном АПК/Н.Г. Ноздрунова//Аграрная Россия. - 2015. - №9. - С.40-45.
6. Попова, Л.В., Ноздрунова, Н.Г. Понятие и исторические аспекты развития статистического учета / Л.В. Попова, Н.Г. Ноздрунова // Экономические и гуманитарные науки. - 2012. - №6. - С.42-46.
7. Проняева, Л.И., Ноздрунова, Н.Г. Кластерный анализ в управлении
воспроизводством основного капитала в сельском хозяйстве / Л.И. Проняева, Н.Г. Ноздрунова //Аудит и финансовый анализ.- 2014.- №4.- С. 282-287. 8. Проняева, Л.И., Ноздрунова, Н.Г. Модель реализации организационно -экономического механизма управления воспроизводством основного капитала в сельском хозяйстве/Л.И. Проняева, Н.Г. Ноздрунова//Научный результат. Серия: Экономические исследования. - 2015. - Т.1.- №1(3). -С.31-40.
Григорьева К.В. студент
Финансовый университет при Правительстве РФ
Россия, г. Москва
ACCOUNTING FOR SMALL BUSINESSES: PROBLEMS AND
PROSPECTS
Today small business is very important for economic development. Fundamental task is to reform the accounting and reporting for small businesses, which will increase the investment attractiveness and the competitiveness of small enterprises. The article is devoted to problems in accounting of small enterprises. I developed a model of division of small enterprises into three groups according to their information needs and proposed accounting system for each group.
Key words: small business, problem, accounting, IFRS, simplified accounting methods.
Today small business supports the economy. This is due to the fact that small businesses are able to fully meet the demand for the products. They are mobile and able to quickly and easily react to different market fluctuations and general economic and socio-political situation in the country. In Russia, the role of small business in the economy transition to innovative development increases. However, the benefits of small business did not use enough. In the United States and several European countries a small business held share of over 50% of GDP. In Russia the share of GDP brought a small business is about 20% in 2015. [3]
Because of not enough development of the Russian small businesses they need the support of the government, especially in areas such as accounting, tax accounting and reporting. One of the factors hampering the development of small businesses is the lack of transparency of information about the state of small business and results of operations. This information is required a government to set policy for small businesses and investors, ensuring financial flows in small business. Therefore, a fundamental task is to reform the accounting and reporting for small businesses, which will increase the investment attractiveness of small enterprises and the competitiveness of Russian small businesses.
To solve the above problems, we propose to divide all small businesses into three groups according to their information needs: micro-enterprises with small turnover, small businesses with potential growth and small innovative companies.
Since 2013 all small businesses must keep full accounting records as well as take the financial statements even though federal law № 402 and provide