УДК 330
К.В. Гольцман
РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается роль налога на добавленную стоимость в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации, а так же актуальные проблемы, связанные с налогообложением добавленной стоимости и способы их решения.
Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, доходы бюджета, консолидированный бюджет, администрирование, налоговые льготы, проблемы администрирования добавленной стоимости, федеральный бюджет.
В настоящее время, в условиях дефицита бюджета, совершенствование налога на добавленную стоимость играет важную роль в политике государства, поскольку данный налог оказывает существенное влияние на формирование доходной базы бюджетов Российской Федерации. Также в части администрирования НДС существует множество проблем, из-за которых государство недополучает доходы в бюджет.
Налог на добавленную стоимость - один из ключевых в системе налогообложения любой страны. С помощью него, обеспечиваются поступления в федеральный бюджет Российской Федерации. НДС выполняет фискальную функцию, но стоит отметить, что также и регулирующую из-за своего воздействия на механизм ценообразования.
Налог на добавленную стоимость служит важным инструментом регулирования экономики страны. Именно НДС позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета.
Рассмотрим поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2015 гг.
Таблица 1
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет [1].
Виды налогов Млрд. руб.
2014 2015 Темп, %
НДПИ 2436,8 2736,8 112,3
НДФЛ 2072,2 2177,2 105,1
Налог на прибыль 2035,7 2332,2 114,6
НДС 1816,3 2138,7 117,8
Акцизы 819,3 841,8 102,7
Имущественные налоги 854,4 923,8 108,1
Анализируя данные таблицы, мы видим, что доля налога на добавленную стоимость в поступлениях в консолидированный бюджет РФ достаточно высока. Так же НДС показывает самые высокие темпы роста из выше представленных налогов.
Рассмотрим структуру консолидированных бюджетов субъектов РФ за январь-октябрь 2015 года
[2].
© Гольцман К.В., 2016.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 1(52). T.II
Консолидированный бюджет РФ
■ Налог на прибыль
НДС
■ Имущественные налоги
■ Остальные налоги и сборы
НДФЛ
■ Акцизи
НДПИ
Рис. 1. Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ
Из диаграммы (Рис. 1.) мы видим, что в 2015 году доля налога на добавленную стоимость в консолидированном бюджете РФ составила 18% или 2138,7 млрд. руб. примерно такие же показатели имеют НДФЛ и налог на прибыль.
О значимости налога на добавленную стоимость говорят многие экономисты: С.Г. Чеглакова, Н.Л. Макаркина, Н.И. Малис, Т.Л. Крутякова А.В. Шипилова, Т.Л. Далхатовна, О.Ю. Остапчук, И.В. Си-биряткина, Е.В. Кондусова и др.
Так, например А.В. Шипилова в своей статье пишет: «Одним из обязательных платежей, введенных в современную практику налогообложения, является налог на добавленную стоимость (НДС). За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации и стал одним из важнейших федеральных налогов» [3].
Т.Л. Далхатовна говорит о значимости появления НДС в мировом налогообложении «Важнейшим событием мировой практики налогообложения последней трети XX в. стало широкое распространение налога на добавленную стоимость. Налог называют самым эффективным нововведением последней трети XXв.» [4].
И.В. Сибиряткина размышляя о проблемах налогообложения добавленной стоимости пишет: «Для решения проблем налогообложения налога на добавленную стоимость необходимо предпринимать меры, направленные на увеличение дохода организации. Одним из направлений политики в области повышения доходного положения в налоговой системе является оптимизация системы налоговых льгот и освобождений, а также устранение имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения [5].
Также есть экономисты, выступающие за отмену НДС, например Н.А. Ивашов говорит: «отмена НДС привела бы к сокращению количества российских компаний в 3-4 раза. Перестали бы существовать те фирмы, которые нужны только для налоговых возвратов. Зато существенно возросла бы собираемость налогов на прибыль предприятий, налогов на доходы физических лиц. Высвободились бы миллионы людей, которых можно было бы задействовать в реальном секторе экономики. Компании начали бы платить зарплаты «вбелую». Есть мнение, что отмена будет компенсирована посредством увеличения сборов по другим налоговым статьям, в частности, за счет налога с продаж, от которого в отличие от НДС уклониться фактически невозможно. Риск при этом таков, что для крупного и среднего бизнеса овчинка просто не стоит выделки[6].
Рассмотрим проблемы связанные с налогообложение добавленной стоимости.
Одной из проблем НДС, является его сложность для исчисления, требующая высокую квалификацию бухгалтерии налогоплательщика. Недобросовестные налогоплательщики пользуются сложностью налога, и создают в цепочке поставок товаров посреднические фирмы «однодневки». В итоге, бюджет лишается значительной части поступлений.
В целях устранения законодательных пробелов, налоговых споров и предотвращения возможных схем ухода от налогообложения целесообразно установить обязанность по восстановлению и уплате в бюджет НДС на правопреемников, перешедших на специальные режимы налогообложения. Одновременно следует изменить порядок определения правопреемниками суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, а также порядок представления ими декларации по НДС с восстановленными суммами налога в случае, если с даты постановки на учет правопреемники не признаются налогоплательщиками НДС.
Еще одной проблемой является высокий удельный вес налоговых вычетов в начислении НДС, ко-
торый составляет порядка 90%.
Также в число проблем входят льготы при уплате таможенных платежей, доля льгот по НДС составляет порядка 75%.
Для решения этой проблемы должна быть проведена оценка эффективности каждой льготы, затем на основании результатов отмена неэффективных налоговых льгот. В результате возможно увеличение доходов бюджета.
Очень важным вопросом является унификация ставок в пределах Евроазиатского экономического сообщества. Единая ставка создаст благоприятные условия для развития бизнеса, а так же упростит процедуру взимания НДС.
Мы рассмотрели проблемы связанные с администрированием НДС и сделали вывод, что данный налог нужно совершенствовать, так как данный налог составляет пятую часть доходов бюджета, и имеет наибольший темп роста в 2015 году. Улучшать его нужно с помощью устранения законодательных пробелов, снижения удельного веса налоговых вычетов при начислении НДС, отмены неэффективных таможенных льгот, а также унификацией процентных ставок в рамках ЕАЭС. Все это позволит увеличить доходную базу бюджетов.
Библиографический список
// analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm // info.minfin.ru/kons_doh_isp.php
3.Шипилова А.В. Оценка роли налога на добавленную стоимость в формировании федерального бюджета РФ / Шипилова А.В. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - № 30. - С. 38-44.
4. Далхатовна Т.Л. Роль налога на добавленную стоимость в мировой экономике / Т.Л. Далхатовна, О.Ю. Ос-тапчук // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2014. - № 4(41). - С. 139-143.
5.Сибиряткина И.В. Перспективы развития налога на добавленную стоимость в РФ / И.В. Сибиряткина, Е.В. Кондусова // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 4-2. - С. 303-304.
6.Ивашов Н.А. НДС как тормоз для экономики России: / Ивашов Н.А. // Наша версия. - 2011. - № 5.
ГОЛЬЦМАН КИРИЛЛ ВЛАДИМИРОВИЧ - магистрант института менеджмента и экономики, Омский государственный институт путей сообщения, Россия.