Научная статья на тему 'Оценка роли налога на добавленную стоимость в формировании федерального бюджета Российской Федерации'

Оценка роли налога на добавленную стоимость в формировании федерального бюджета Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1885
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГ / НДС / ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шипилова А.В.

В статье автор рассматривает сущность федерального бюджета, структуру доходной части, роль НДС в формировании доходной части бюджета. В работе проведен анализ поступления и возмещения НДС за 2010-2011 гг., выявлены причины превышения возмещения над поступлениями и даны рекомендации по уходу от текущих результатов по операциям с налогом на добавленную стоимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка роли налога на добавленную стоимость в формировании федерального бюджета Российской Федерации»

УДК 336.025

ОЦЕНКА РОЛИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИмОСТЬ

в формировании федерального бюджета российской федерации

А. В. ШИПИЛОВА,

аспирант кафедры налогов и налогообложения Е-mail: ya. semiramida2008@yandex. ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт

В статье автор рассматривает сущность федерального бюджета, структуру доходной части, роль НДС в формировании доходной части бюджета. В работе проведен анализ поступления и возмещения НДС за 2010-2011 гг., выявлены причины превышения возмещения над поступлениями и даны рекомендации по уходу от текущих результатов по операциям с налогом на добавленную стоимость.

Ключевые слова: федеральный бюджет, налог, НДС, доходная часть, консолидированный бюджет..

Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы России. Это обусловлено тем, что с момента подписания этого документа Президентом РФ финансы приобретают всеобщий характер. На современном этапе экономического развития отличительной чертой бюджетов многих стран является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода, которое в настоящее время достигает 30-40 % ВВП.

Бюджетные отношения, складывающиеся между государством и субъектами экономики, охватывают все уровни хозяйственной деятельности, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие федерального бюджета. Опираясь на сбалансированный бюджет, государство имеет возможность сосредотачивать финансовые потоки на решающих участках экономического и социального

развития, использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Становится очевидным, что доходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики нашего государства.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет государственных займов, осуществляемых при помощи выпуска и продажи государственных ценных бумаг и эмиссии денег.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,

причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы.

Данные об исполнение бюджета федерального бюджета за 2010 - 2011 гг. приведены в табл. 1.

Одним из обязательных платежей, введенных в современную практику налогообложения, является налог на добавленную стоимость (НДС). За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации и стал одним из важнейших федеральных налогов. В структуре поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет, согласно данным государственной статистики, доля НДС составила:

- в 2003 г. - 43,8 %;

- в 2004 г. - 44,5 %;

- в 2005 г. - 42,2 %;

- в 2006 г. - 47 %;

- в 2007 г. - 44,8 %;

- в 2008 г. - 47,2 %;

- в 2009 г. - 48,9 %.

Можно сделать вывод о том, что НДС играет доминирующую роль в формировании федерального бюджета. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Налог на добавленную стоимость, как наиболее значительный косвенный налог, выполняет две взаимодействующие функции: фискальную, связанную с обеспечением значительной доли поступлений в федеральный бюджет, и регулирующую, направ-

ленную на стимулирование экономического роста и развитие предпринимательства.

Практика налогообложения добавленной стоимости в России и странах ЕС показала, что Российская система не является точной копией европейской модели, она имеет свои особенности, принципиальные отличия и в большей мере благоприятствует экономической деятельности.

Рассмотрим поступления в федеральный и консолидированный бюджет основных налогов, а также суммы от уплаты НДС (табл. 2). В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 г. поступило 9 720 млрд руб., что на 26,3 % больше, чем в 2010 г. [3].

Формирование всех доходов в 2011 г. на 83 % обеспечено за счет поступления налогов, из них налога на прибыль - 23 %, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 21 %, налога на доходы физических лиц (нДФл) - 21 % и НДС - 18 %. В 2010 г. совокупная доля указанных налогов составляла 82 % [1].

Поступления налога на добавленную стоимость в 2011 г. составили 24 970 млрд руб. и по сравнению 2010 г. выросли на 5 291 млрд руб.

Годовое задание, установленное в соответствии с Федеральным законом от 01.06.2011 № 105-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов», по налогу выполнено на 105,4 %.

Суммы, фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0 %, в 2011 г. составили 320,6 млрд руб. и на 28,8 млрд руб. (или на 9,9 %) превысили сумму возмещения 2010 г.

Учитывая данные о поступлении НДС в федеральный бюджет России за годы существования данного налога, можно заметить, что его доля в доходах бюджета возросла, несмотря на то, что за последние

Таблица 2 Структура доходов по уровням консолидированного бюджета РФ в 2010-2011 гг. [1]

Таблица 1 Исполнение федерального бюджета в 2010-2011 гг., млрд руб. [4]

Показатель 2010 2011

Доходы 8 305,4 11 367,7

Расходы 10 117,5 10 925,6

Профицит (дефицит) -1 812,1 442,1

Показатель 2010 2011

Консолидированный бюджет РФ, млрд руб. 7 696 9 720

В том числе:

- федеральный бюджет, млрд руб. 3 207 4 481

- федеральный бюджет, % 41,7 46,1

- консолидированные бюджеты субъектов РФ, млрд руб. 4 489 5 239

- консолидированные бюджеты субъектов РФ, % 58,3 53,9

годы произошло увеличение удельного веса поступлений от налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц. Это можно рассматривать как положительный фактор, так как косвенное налогообложение имеет прежде всего фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста [1].

Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010-2011 гг. приведена на рис. 1

Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 г. составили 2 270,3 млрд руб., что на 27,9 % больше, чем в 2010 г.

Из общей суммы поступления в федеральный бюджет составили 342,6 млрд. рублей (15 %), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 1 927,7 млрд руб. (85 %). В 2010 г. это соотношение составляло 14 и 86 % соответственно.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 г. поступило 1 753,2 млрд руб., что на 31,9 % больше, чем в 2010 г.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 г. поступило 91,7 млрд руб., или в 1,7 раза больше, чем в 2010 г., что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010

2 500

налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.

Структура начисления налога на добавленную стоимость за 2010-2011 гг. приведена в табл. 3.

Анализ табл. 3 показывает, что поступление средств от уплаты налога на добавленную стоимость и возмещение НДС за прошедший год увеличились.

Положительной тенденцией, по мнению автора, является увеличение в 2011 г. по сравнению с 2010 г. возмещения НДС по ставке 0 % при экспорте товаров. Данная сумма увеличилась на 2 423 млрд руб., что является для бюджета позитивным фактором, поскольку у бизнес-сектора увеличивается сумма оборотных средств, которые вкладываются в развитие бизнеса и поступление в бюджет соответственно. Работа контрольных органов увеличила свои показатели на 4 226 млрд руб. Причем наиболее эффективными были показатели по результатам выездных проверок по сравнению с камеральными проверками. Данная работа увеличивает доходную часть бюджета, но не является положительным фактором для ведения бизнеса и экономической безопасности государства, так как в процессе финансово-хозяйственной деятельности среди юридических лиц присутствует большое количество злоупотреблений и нарушений при исчислении налоговой базы и уплате налога на добавленную стоимость. Сумма начисленных налоговых санк-

2 000

1 500

1 000

500

2 270

2 043

1 995

1 753

1 329

1 406

1 774

1 790

604 628 678 гГИТ

НДС Налог на добычу Налог на полезных прибыль

ископаемых

Налог на доходы Акцизы физических лиц

Имущественные налоги

I | 2010 2011

Рис. 1. Динамика основных налогов в 2010-2011 гг, млрд руб. [1]

0

Таблица 3

Структура начисления налога на добавленную стоимость, тыс. руб. [1]

Показатель Начислено всего на 01.01.2012 Начислено всего на 01.01.2011 Увеличение за год

Сумма налога, исчисленная по налогооблагаемым объектам, всего 24 970 203 612 19 678 457 785 5 291 745 827

В том числе:

- сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налоговых агентов 99 538 458 88 444 365 11 094 093

- сумма налога, исчисленная по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 % по которым документально не подтверждена 28 806 690 24 126 534 4 680 156

- сумма налога, предъявленная подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства 489 480 236 450 794 831 38 685 405

- возврат НДС по ставке 0 %: при экспорте товаров 15 137 393 12 713 858 2 423 535

- возврат НДС, уплаченного налогоплательщиками при ввозе товаров на таможенную территорию России 1 101 887 414 916 124 878 185 762 536

- сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет 2 933 782 206 2 527 049 081 406 733 125

- сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета по решению арбитражных судов 1 254 395 929 1 121 745 747 132 650 182

- сумма налога, доначисленная (уменьшенная) по результатам контрольной работы 93 451 231 89 224 763 4 226 468

- сумма начисленных налоговых санкций и пеней 46 782 345 44 346 272 2 436 073

ций и пеней по налогу на добавленную стоимость увеличилась на 2 436 073 тыс. руб.

Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета по решению арбитражных судов, также увеличилась и составила 132 650 182 тыс. руб.

Наглядно динамика результатов уплаты НДС представлена на рис. 2.

Важнейшим является вопрос взимания налога на добавленную стоимость при экспорте товаров из России в страны ЕС и импорте из стран ЕС в

Россию. Статистические данные по уплате НДС на таможне приведены в табл. 4.

По данным российских источников, уплаченная сумма НДС при экспорте товаров на 1 720 656 084 руб. больше, чем приобретенная при импорте из стран ЕС (см. табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, анализируя данные табл. 4, можно с уверенностью сделать вывод о том, что как при вывозе, так и при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации про-

3 000

2 500

2011

2012

] По данным налоговых агентов Капитальное строительство

Обоснованность применения налоговой ставки 0% ^^ Возврат по ставке °% при экспорте товаров рис. 2. Динамика уплаты |.._Л_Л_,| Возврат НДС при импорте товаров | ~| Исчисленный в бюджет НДС за 2010—2011 гг.,

По решению арбитражных судов кЙЙЙ РезУльтатам контрольной работы млрд руб.

7х"

41

Таблица 4

Данные о стоимости реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) и сумме НДС за 2011 г., руб. [1, 2]

Показатель По данным российских источников По данным европейских источников

Стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) в страны ЕС 36 595 329 924 8 877 508 370*

Сумма НДС, уплаченная при экспорте товаров (работ услуг) в страны ЕС 6 587 159 380 1 597 951 507

Стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) из стран ЕС 27 036 634 964 5 577 026 316*

Сумма НДС уплаченная при импорте товаров (работ услуг) из стран ЕС 4 866 594 296 1 003 864 737

Разница НДС 1 720 565 084 594 086 770

* По курсу евро на 31.12.2011, равному 41,6714 руб.

исходят значительные неправомерные искажения налогоплательщиками налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и сумм самого налога. Иными славами, при экспорте товаров в страны ЕС российскими организациями искусственно увеличивается по документам количество товара, переданного в страны ЕС, для увеличения суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной к возмещению из бюджета РФ. При импорте товаров из стран ЕС происходит следующая ситуация: организации, импортирующие товар с территории Европейского Союза, завышают в своей налоговой и бухгалтерской отчетности данные о суммах налога на добавленную стоимость, уплаченных на таможне. Тем самым они значительно увеличивают суммы НДС, исчисленные к возмещению из бюджета на территории России.

Эти факты свидетельствуют об использовании российскими налогоплательщиками нелегальных и полулегальных схем ухода от налогообложения НДС, подкрепленных несовершенством налогового законодательства в РФ.

Механизм взимания налога на добавленную стоимость за более чем 15 лет своего существования в налоговой системе Российской Федерации претерпел множество изменений. Однако и по сей день он не принял того желаемого неизменного состояния, при котором эффективность от его применения будет ощутима и налогоплательщикам, и государству. Это связано в первую очередь с большим количеством изменений, происшедших за это время в России. Все происходящие изменения тем или иным образом находят свое отражение и в налоговом законодательстве, однако оно не становится от этого более прозрачным и понятным. Это в полной мере коснулось и законодательства о налоге на добавленную стоимость.

Практически все назревшие проблемы и недостатки существующей системы исчисления налога на добавленную стоимость нашли свое отражение в Налоговом кодексе РФ, который периодически изменяется и совершенствуется. Поэтому необходимо уделить внимание этим планируемым изменениям и оценить их с точки зрения будущей эффективности.

Одним из первых планируемых нововведений является новый подход к определению плательщиков налога. Согласно Налоговому кодексу РФ физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, включены в число плательщиков НДС, однако им, а также малым предприятиям с численностью до 15 чел. предоставляется право не исчислять и не уплачивать НДС в каждом налоговом периоде, если в течение двух предыдущих кварталов их выручка от реализации не превышала 2 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). При освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, уплаченный поставщикам, не принимается к налоговому вычету и относится на увеличение стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг). Это право не распространяется на плательщиков акцизов, банки, страховщиков, инвестиционные фонды и другие организации согласно перечню, оговоренному в Налоговом кодексе РФ.

Кроме этого, не признаются плательщиками налога лица, реализующие только освобожденные от НДС товары, работы (услуги). Налог, уплаченный такими лицами поставщикам по товарам (работам, услугам) производственного назначения, относится на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Некоторые представители бизнеса в настоящее время уже готовы довольствоваться малым и, если будет оптимизировано администрирование НДС, в

дальнейшем вовсе отказаться от лоббирования снижения ставки. Ведь даже при сохранении нынешней ставки при отказе от зачетной схемы экономия предприятий существенно увеличится. Но хотя идея снижения действующей 18 %-ной ставки НДС отошла на второй план, хоронить ее преждевременно. Этот вопрос еще не закрыт. И пока решается проблема с администрированием налога, за процентные пункты можно бороться на перспективу.

В декабре 2011 г. Правительство РФ также пообещало вернуться к этой теме. В подписанное трехстороннее генеральное соглашение на 20082012 годы между правительством, профсоюзами и работодателями впервые удалось включить пункт о проведении консультаций по снижению ставки НДС с возможностью ее унификации и введения отсрочки по уплате этого налога для вновь вводимых производств.

Снижать ли НДС на 2, 3 или 5 % - у каждого варианта есть свои плюсы и минусы. На одной чаше весов потери бюджета, на другой - выгода для бизнеса. Каждый вариант был популярен и до сих пор имеет своих сторонников. Ставка НДС была уменьшена с 20 до 18 % в 2004 г., и за прошедшие восемь лет накопилось великое множество расчетов с обоснованиями последствий «ампутации» каждого процента ставки, сделанных как чиновниками, так и экспертными институтами. Но решение о снижении ставки любого бюджетообразующего налога, будь то НДС, налог на прибыль или подоходный налог, всегда принимается не столько по экономическим показаниям, сколько политической волей. Три состава Правительства РФ на это не решились. Теперь слово за новым.

Налоговый кодекс РФ предусматривает значительные изменения в области определения объекта налогообложения и налоговой базы. Во-первых, в 2011 г. отменен специальный порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров по ценам не выше фактической себестоимости. Во-вторых, для целей обложения НДС выручка в каждом налоговом периоде стала определяться по наиболее ранней из следующих дат:

- день предъявления покупателю счета-фактуры;

- день оплаты товаров (работ, услуг).

Последнее положение фактически означает

отмену возможности определения момента возникновения налоговых обязательств перед государством по мере оплаты при использовании соответствующего метода учета выручки от реализации

продукции (работ, услуг). При таком подходе значительно повышается значение счетов-фактур как основных расчетных документов в системе налога. В настоящее время счета-фактуры не являются столь необходимым документом из-за возможного несовпадения даты отгрузки товаров (работ, услуг) и выписки счета-фактуры на отгруженный товар и даты возникновения налоговых обязательств перед бюджетом, которая при применении метода учета выручки для целей налогообложения по мере оплаты может значительно отличаться.

Отмена возможности определения момента возникновения налоговых обязательств перед государством дает возможность предприятию провести полный и точный расчет НДС с контрагентом, но в таком случае государство не будет в определенный период увеличивать свою доходную часть от уплаты НДС, что в свою очередь приведет к возможным налоговым проверкам. А это, возможно, приведет к дополнительным денежным потерям со стороны предприятия. Таким образом, данное положение несет как положительное, так и отрицательное влияние на взаимоотношения предприятия и государства, однако дает возможность предприятию более четко просчитать налоговое обязательство.

Налоговый кодекс РФ предусматривает отмену ряда существующих льгот по освобождению от НДС. Программа была рассчитана на трехлетнюю перспективу 2011-2013 гг. К ним относятся:

- работы по строительству жилых домов с привлечением бюджетных средств;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и науки;

- продукция средств массовой информации и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой;

- пожарно-техническая продукция, работы и услуги в области пожарной безопасности;

- лизинговые платежи малых предприятий;

- поэтапная отмена ряда других льгот. Отмена льгот приводит к пополнению федерального бюджета России. В период все еще развивающегося кризиса отмена льгот несет в себе прежде всего функции увеличения казны государства с последующим направлением средств в развитие антикризисных программ. Таким образом, отмена ряда существующих льгот должна привести к процессам, освобождающим государство от последствий всемирного кризиса.

Кроме этого, устанавливается временное ограничение на применение следующих льгот:

- освобождение от налогообложения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, а также ветеринарных препаратов и ветеринарных услуг;

- освобождение от налогообложения услуг в сфере образования, а также работ и услуг по реставрации культовых зданий, находящихся в пользовании религиозных организаций. При росте валового внутреннего продукта в 2011 г.

по сравнению с 2010 г. в текущих ценах на 22,8 % суммы вычетов (возмещения) налога по внутренним операциям возросли на 35,5 %, суммы, подлежащие возмещению по экспортным операциям, - на 45,3 %.

Для того чтобы избежать таких действий, прежде всего автор предлагает исключить из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость авансовые платежи, вносимые в счет проведения экспортных операций, а также исключить из объекта налогообложения выполнение строительно-

монтажных работ для собственного потребления. Наряду с этим было бы возможным сократить сроки принятия к налоговому вычету сумм налога на добавленную стоимость по капитальным вложениям и объектам с длительным производственным циклом. Целесообразно также ускорить введение системы электронной передачи и обработки информации о выставленных и полученных налогоплательщиками счетах-фактурах для устранения возможности представления налогоплательщиками документов по фиктивным сделкам с фирмами-однодневками.

Список литературы

1. Федеральная налоговая служба - http://www. nalog. ru.

2. Europen Commission «Eurostat» - http://epp. eurostat. ec. europa. eu.

3. URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base=LAW;n=52456.

4. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/main/finance/#.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.