М.П. Казаченок
Роль наглядного моделирования в обеспечении развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста
В статье рассмотрены основные направления и актуальность использования наглядного моделирования в музыкальной дошкольной педагогике. Определена специфика построения процесса овладения наглядным моделированием детьми старшего дошкольного возраста. Предложена методика диагностического обследования, направленная на выявление уровней овладения дошкольниками наглядным моделированием.
Ключевые слова: наглядная модель, наглядное моделирование, условные заместители, знаково-символическая деятельность дошкольников, кодирование.
На современном этапе развития дошкольного музыкального образования в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования продолжает оставаться актуальной необходимость сосредоточения усилий на совершенствовании музыкально-образовательного процесса, подчеркивается значимость его игровых форм и методов, в частности - музыкально-игровой деятельности, которая успешно реализуется в процессе применения музыкальных и музыкально-дидактических игр. Используя разнообразные игровые приемы, педагоги не только создают и поддерживают определенное эмоциональное состояние воспитанников, но и помогают успешно осваивать детям элементарные представления об особенностях музыкального языка (Н.А. Ветлугина, Т.И. Бакланова, Э.П. Костина и др.). Одним из активных игровых методов, используемых в дошкольной практике для развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста, все чаще стало являться наглядное моделирование.
проблема применения в образовании знаково-символических средств наглядного моделирования была и продолжает оставаться актуальной. Так, еще известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что большой объем информации при познании окружающего мира поступает к человеку через системы значений, выработанных в культурно-историческом развитии человечества и зашифрованных в различных знаково-символических средствах [7; 8].
Актуальные проблемы педагогики
Отечественные ученые Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова и др. в своих трудах успешно доказали, что именно знаково-символическая деятельность обеспечивает человеку более комфортный процесс осознания сущности, особенностей тех предметов и объектов, с которыми взаимодействует человек. Освоение знаково-символической деятельности, как показывают исследования указанных выше ученых, осуществляется успешно и на начальных этапах развития человека - в дошкольном детстве. И одной из форм знаково-символической деятельности, доступных уже детям дошкольного возраста, является деятельность моделирования [3; 7; 8; 14; 15].
В настоящее время к деятельности моделирования, с одной стороны, как форме знаково-символической деятельности, а с другой - как способу формирования системы необходимых для комплексного развития личности знаний, обращен интерес многих как теоретически, так и практически ориентированных исследований. Так, в исследованиях Н.Г. Сал-миной, Л.М. Фридман, В.А. Штоффа и др. моделирование окружающей действительности посредством знаков и символов состоит в получении объективно новой информации в ходе оперирования знаково-символическими средствами, в которых в «чистом» виде представлены системноструктурные, системно-функциональные и иные взаимосвязи окружающей действительности [14; 16; 17].
применительно к музыкальному образованию впервые к характеристике, месту и значению наглядных образов (внемузыкальных представлений) в процессе музыкального восприятия были обращены исследования отечественного психолога Г.Н. Кечхуашвили. Он доказал возможность использования в музыкально-сенсорном воспитании детей соотнесения относительных свойств музыкальных звуков с конкретными жизненными образами, доступными для ребят [10].
Н.А. Ветлугина на основе исследований Г.Н. Кечхуашвили широко использовала знаково-символические средства в практике дошкольного музыкального образования. В ее известном учебно-методическом пособии «Музыкальный букварь» она опиралась на внемузыкальные компоненты, побуждающие ребенка мысленно - сознательно, а потом и подсознательно - ассоциировать те или иные новые для него средства музыкального языка (интонационные, ладо-гармонические, метро-ритми-ческие, темброво-колористические) с определенным набором понятийнопредметных соответствий.
После Н.А. Ветлугиной к вопросу использования знаково-символических средств наглядного моделирования в музыкальном образовании дошкольников были обращены исследования Т.В. Волчанской,
Л.Н. Комиссаровой, и др., а также Э.П. Костиной, которая сделала акцент на развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста средствами наглядных моделей и наглядного моделирования [11; 12].
В исследованиях представленных выше авторов было доказано, что в музыкальном образовании дошкольников можно успешно использовать метод моделирования: музыкальное мышление ребенка можно развивать с помощью специальных схем, моделей и других знаково-символических средств, которые в наглядной, доступной и адаптированной для детей форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Зарождаясь и развиваясь в дошкольном возрасте, деятельность моделирования занимает значительный период в ходе индивидуального развития ребенка. Дети осваивают замещение, кодирование, декодирование, схематизацию, моделирование и умственное экспериментирование, которые лежат в основе знаково-символической деятельности [4; 8; 13-15].
Использование наглядного моделирования в музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста, по нашему мнению, обеспечивает, во-первых, успешное формирование комплекса музыкальности, во-вторых, способствует развитию способности к наглядному моделированию.
Опираясь на исследования Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Кечхуашвили,
Э.П. Костиной, Н.Г. Салминой и др., в музыкальной педагогике мы стали использовать наглядное моделирование по нескольким взаимосвязанным направлениям:
- моделирование как знаково-символическая деятельность;
- моделирование как освоение детьми различных знаково-символических средств наглядного моделирования;
- моделирование как метод познания дошкольниками содержания образовательной области «Музыка».
данная методика работы с моделью в музыкальном образовании детей старшего дошкольного возраста заимствована нами из исследований А.М. Вербенец, Н.Г. Салминой и включает в себя несколько этапов:
1) знакомство детей с относительными свойствами музыкальных звуков; познание содержания образовательной области «Музыка», восприятие настроений, эмоций, переданных в музыке и музыкальных образах;
2) перевод изучаемого материала на знаково-символический язык -построение условно-образных и условно-схематических моделей;
3) работа с моделью (преобразование модели);
4) соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью.
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
По нашему мнению, специфика построения процесса овладения наглядным моделированием у детей старшего дошкольного возраста заключается в следующих особенностях:
1) последовательное развитие умения моделировать в сочетании с освоением содержания образовательной области «Музыка», обусловленное усложнением программных задач;
2) насыщение музыкально-педагогического процесса ситуациями, в которых используется знаково-символические средства наглядного моделирования;
3) использование моделей и знаково-символических средств не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослого и детей, а также перенос в самостоятельную деятельность ребенка;
4) использование усложнений заданий, предусматривающих использование моделей, в сочетании с логикой последовательности познания содержания музыкальной деятельности;
5) создание заинтересованности активной поисковой деятельностью (метод информационных проектов, проблемно-поисковые ситуации), использование привлекательного для детей мотива, сюрпризные моменты;
6) использование различных по содержанию, степени обобщенности и способу выражения моделей от образных к схематическим.
Качество овладения детьми наглядным моделированием можно отследить в результате диагностических обследований. На основе методик, заимствованных из других диагностических систем и экспериментальных исследований, посвященных развитию умения наглядного моделирования [2; 4; 9; 13], нами была разработана сущность и структура модифицированной методики выявления уровней овладения наглядным моделированием детьми старшего дошкольного возраста.
Область диагностического обследования, направленная на выявление уровней овладения дошкольниками наглядным моделированием (таблица 1), состоит из показателей, формируемых в ходе реализации содержательно-технологического компонента авторской методики по развитию музыкальности старших дошкольников средствами наглядного моделирования:
- практическое установление связи «реальность - модель»;
- выбор условных заместителей;
- перевод текста на знаково-символический язык (кодирование);
- выполнение действий (построение и использование) с наглядными моделями.
Таким образом, анализ как исследованной литературы по избранной тематике, так и состояния проблемы организации наглядного моделирования в музыкально-художественной практике дошкольного образовательного учреждения позволяет предположить возможность применения знаково-символических средств наглядного моделирования в музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста, успешность использования которых можно отследить с помощью авторской модифицированной методики выявления уровней овладения дошкольниками наглядным моделированием.
Таблица 1
Сущность и структура методики выявления уровней овладения дошкольником наглядным моделированием
Показа- тели Методика выявления Бал- лы Уровни
Установление связи «реальность — модель» Методика «Волшебная фотография» (на основе методик Г.А. Глотовой и А.В. Павлюковой) Ребенку показывают предметный рисунок; поясняют возможность создания его пространственной модели («Волшебной фотографии»), замещая предметы фигурами при сохранении пространственных отношений между ними. Используются предметные рисунки с небольшим количеством предметов (3 и 4) и заместители-фигуры (прямоугольники и квадраты разного размера) (6 шт.). Далее ребенку предлагается сравнить объект и его модель. Задаются вопросы «Что это?», «Чем они отличаются?», «Что общего?», «Как узнал, что изображено на рисунке?», «Как узнал, что обозначает эта фигура?» 3 Высокий: ребенок самостоятельно выложил фигуру и ответил на вопросы
2 Средний: ребенок испытывает затруднения в построении фигуры, пользуется подсказкой взрослого, отвечает практически на все вопросы, стремится завершить задание
1 Ниже среднего: ребенок испытывает затруднения в выполнении задания даже после помощи взрослого
Выбор условных заместителей Методика «Выбери похожий» (на основе методик Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко) Ребенку предъявляют набор различных предметов: брусок, палочка, пластмассовый шарик, колечко, а также картинки с изображениями, напоминающими каждый из имеющихся предметов: одежная щетка, мыло, автобус; карандаш, удочка, ложка; томат, яблоко, игрушка Колобок; бублик, колесо, пяльцы. Цвет, размеры и пропорции рисунков - разные. Ребенку предлагают рассмотреть предметы и подобрать к ним соответствующие картинки. 3 Высокий: ребенок самостоятельно справился с заданием или с небольшой подсказкой взрослого
2 Средний: ребенок старается завершить задание и выполнить его правильно, но испытывает затруднения, пользуется подсказкой взрослого
1 Ниже среднего: действия носят характер хаотичных, непоследовательных проб
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
Методика «Пиктограмма» (на основе теста А.Ф. Лурия) Детям предлагают слова и выражения, прямое изображение которых затруднено или невозможно: вкусный ужин, тяжелая работа, доброта, сила, отдых. Поясняют, что не надо делать точный и конкретный рисунок, а надо нарисовать любое изображение или значок, которые помогут вспомнить слово.
После завершения работы дети должны вспомнить закодированные слова.
Высокий: все рисунки соответствуют смыслу заданного слова, носят обобщенный характер; ребенок воспроизвел все слова
Средний: рисунки частично соответствуют замыслу, очень конкретны и с большой степенью детализации; слова ребенок воспроизвел все или частично
Ниже среднего: рисунки не соответствуют смыслу задуманного слова, рисунки подробны и конкретны, не обобщены, отчетливо просматривается однообразие; слова воспроизведены частично или не воспроизведены совсем
Методика «Заборчик» (на основе методики Л.А. Венгера) На стол кладутся две коробки с идентичным материалом: строительными деталями двух форм (кубиками и «кирпичиками») и фишками двух цветов (красными и синими). Одна коробка для экспериментатора, другая - для ребенка.
Взрослый строит «забор» из 6-8 деталей, чередуя детали разной формы.
Ребенку предлагают хорошо рассмотреть и запомнить, как сделан «забор». Затем постройка закрывается ширмой, а ребенку предлагается воспроизвести ее из своих деталей по памяти.
После того, как ребенок выразит сомнение в своей возможности точно воспроизвести образец или при сравнении с образцом убедится, что построил «забор» неточно, ему предлагают посмотреть, как в аналогичной ситуации будет действовать взрослый. Ребенок строит свой забор, а проверяющий выкладывает, глядя на его постройку, модель из фишек, передающую количество и чередование элементов оригинала, при этом одна из фигурок заменяется фишкой одного цвета, другая - фишкой другого цвета. Затем, как и в первом случае, оригинал закрывается ширмой, а экспериментатор по своей модели воспроизводит его конструкцию.
обе конструкции сравниваются, и ребенок убеждается в их идентичности. Его спрашивают, что помогло взрослому запомнить конструкцию забора, фиксируют ответ и просят попробовать еще раз запомнить и воспроизвести «забор», построенный взрослым (при этом задается новое чередование элементов)
Высокий: ребенок понимает значение модели, построенной взрослым; объясняет использованный в модели принцип замещения одной из форм фишкой одного цвета, а другой - фишкой другого цвета; построил модель, точно отражающую расположение деталей в образце, заданном взрослым; правильно и самостоятельно использовал модели при воссоздании образца
Средний: задание выполняет правильно с помощью взрослого
Низкий: задание выполняется неправильно либо не выполняется
3
2
3
2
Библиографический список
1. Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Музыкальный мир - интегрированная программа музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста (3-7 лет). М., 1999.
2. Буренкова Н.В. Моделирование как способ формирования обобщенного умения решать задачи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
3. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., 1969.
4. Вербенец А.М. Освоение свойств и отношений предметов детьми 5-го года жизни посредством модели и моделирования // Методические советы к программе «Детство» / Отв. ред. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. СПб., 2001.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1967.
6. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
7. Выготский Л .С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 91-328.
8. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 6. М., 1984. С. 5-90.
9. Жигалик М.А. Дифференцированный подход к развитию познавательной активности старших дошкольников средствами наглядного моделирования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. В. Новгород, 2008.
10. Кечхуашвили Г.Н. К характеристике наглядных образов при восприятии музыки // Вопросы психологии. 1957. № 1. С. 25-33.
11. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М., 1989.
12. Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». Вып. 2. М., 2006.
13. Кравцова К.А. Психологические условия формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Самара, 2011.
14. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
15. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула, 1993.
16. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984.
17. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.-Л., 1966.
педагогика и психология