Научная статья на тему 'Роль наглядного моделирования в обеспечении развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста'

Роль наглядного моделирования в обеспечении развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1523
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНАЯ МОДЕЛЬ / НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / УСЛОВНЫЕ ЗАМЕСТИТЕЛИ / ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / КОДИРОВАНИЕ / VISUAL MODEL / VISUAL SIMULATION / SIGN-SYMBOLIC ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN / CONVENTIONAL ASSISTANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаченок Мария Петровна

В статье рассмотрены основные направления и актуальность использования наглядного моделирования в музыкальной дошкольной педагогике. Определена специфика построения процесса овладения наглядным моделированием детьми старшего дошкольного возраста. Предложена методика диагностического обследования, направленная на выявление уровней овладения дошкольниками наглядным моделированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаченок Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF VISUAL MODELING IN ENSURING THE DEVELOPMENT OF MUSICAL SKILLS OF PRE-SCHOOL CHILDREN

This article examines major trends and relevance of the use of visual modeling in the musical pre-school pedagogy. The specificity of the construction process of mastering visual modeling by children of preschool age is defined. The technique of diagnostic testing, aimed at identifying the level of mastery of preschool visual modeling is presented.

Текст научной работы на тему «Роль наглядного моделирования в обеспечении развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста»

М.П. Казаченок

Роль наглядного моделирования в обеспечении развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления и актуальность использования наглядного моделирования в музыкальной дошкольной педагогике. Определена специфика построения процесса овладения наглядным моделированием детьми старшего дошкольного возраста. Предложена методика диагностического обследования, направленная на выявление уровней овладения дошкольниками наглядным моделированием.

Ключевые слова: наглядная модель, наглядное моделирование, условные заместители, знаково-символическая деятельность дошкольников, кодирование.

На современном этапе развития дошкольного музыкального образования в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования продолжает оставаться актуальной необходимость сосредоточения усилий на совершенствовании музыкально-образовательного процесса, подчеркивается значимость его игровых форм и методов, в частности - музыкально-игровой деятельности, которая успешно реализуется в процессе применения музыкальных и музыкально-дидактических игр. Используя разнообразные игровые приемы, педагоги не только создают и поддерживают определенное эмоциональное состояние воспитанников, но и помогают успешно осваивать детям элементарные представления об особенностях музыкального языка (Н.А. Ветлугина, Т.И. Бакланова, Э.П. Костина и др.). Одним из активных игровых методов, используемых в дошкольной практике для развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста, все чаще стало являться наглядное моделирование.

проблема применения в образовании знаково-символических средств наглядного моделирования была и продолжает оставаться актуальной. Так, еще известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что большой объем информации при познании окружающего мира поступает к человеку через системы значений, выработанных в культурно-историческом развитии человечества и зашифрованных в различных знаково-символических средствах [7; 8].

Актуальные проблемы педагогики

Отечественные ученые Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова и др. в своих трудах успешно доказали, что именно знаково-символическая деятельность обеспечивает человеку более комфортный процесс осознания сущности, особенностей тех предметов и объектов, с которыми взаимодействует человек. Освоение знаково-символической деятельности, как показывают исследования указанных выше ученых, осуществляется успешно и на начальных этапах развития человека - в дошкольном детстве. И одной из форм знаково-символической деятельности, доступных уже детям дошкольного возраста, является деятельность моделирования [3; 7; 8; 14; 15].

В настоящее время к деятельности моделирования, с одной стороны, как форме знаково-символической деятельности, а с другой - как способу формирования системы необходимых для комплексного развития личности знаний, обращен интерес многих как теоретически, так и практически ориентированных исследований. Так, в исследованиях Н.Г. Сал-миной, Л.М. Фридман, В.А. Штоффа и др. моделирование окружающей действительности посредством знаков и символов состоит в получении объективно новой информации в ходе оперирования знаково-символическими средствами, в которых в «чистом» виде представлены системноструктурные, системно-функциональные и иные взаимосвязи окружающей действительности [14; 16; 17].

применительно к музыкальному образованию впервые к характеристике, месту и значению наглядных образов (внемузыкальных представлений) в процессе музыкального восприятия были обращены исследования отечественного психолога Г.Н. Кечхуашвили. Он доказал возможность использования в музыкально-сенсорном воспитании детей соотнесения относительных свойств музыкальных звуков с конкретными жизненными образами, доступными для ребят [10].

Н.А. Ветлугина на основе исследований Г.Н. Кечхуашвили широко использовала знаково-символические средства в практике дошкольного музыкального образования. В ее известном учебно-методическом пособии «Музыкальный букварь» она опиралась на внемузыкальные компоненты, побуждающие ребенка мысленно - сознательно, а потом и подсознательно - ассоциировать те или иные новые для него средства музыкального языка (интонационные, ладо-гармонические, метро-ритми-ческие, темброво-колористические) с определенным набором понятийнопредметных соответствий.

После Н.А. Ветлугиной к вопросу использования знаково-символических средств наглядного моделирования в музыкальном образовании дошкольников были обращены исследования Т.В. Волчанской,

Л.Н. Комиссаровой, и др., а также Э.П. Костиной, которая сделала акцент на развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста средствами наглядных моделей и наглядного моделирования [11; 12].

В исследованиях представленных выше авторов было доказано, что в музыкальном образовании дошкольников можно успешно использовать метод моделирования: музыкальное мышление ребенка можно развивать с помощью специальных схем, моделей и других знаково-символических средств, которые в наглядной, доступной и адаптированной для детей форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Зарождаясь и развиваясь в дошкольном возрасте, деятельность моделирования занимает значительный период в ходе индивидуального развития ребенка. Дети осваивают замещение, кодирование, декодирование, схематизацию, моделирование и умственное экспериментирование, которые лежат в основе знаково-символической деятельности [4; 8; 13-15].

Использование наглядного моделирования в музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста, по нашему мнению, обеспечивает, во-первых, успешное формирование комплекса музыкальности, во-вторых, способствует развитию способности к наглядному моделированию.

Опираясь на исследования Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Кечхуашвили,

Э.П. Костиной, Н.Г. Салминой и др., в музыкальной педагогике мы стали использовать наглядное моделирование по нескольким взаимосвязанным направлениям:

- моделирование как знаково-символическая деятельность;

- моделирование как освоение детьми различных знаково-символических средств наглядного моделирования;

- моделирование как метод познания дошкольниками содержания образовательной области «Музыка».

данная методика работы с моделью в музыкальном образовании детей старшего дошкольного возраста заимствована нами из исследований А.М. Вербенец, Н.Г. Салминой и включает в себя несколько этапов:

1) знакомство детей с относительными свойствами музыкальных звуков; познание содержания образовательной области «Музыка», восприятие настроений, эмоций, переданных в музыке и музыкальных образах;

2) перевод изучаемого материала на знаково-символический язык -построение условно-образных и условно-схематических моделей;

3) работа с моделью (преобразование модели);

4) соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью.

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

По нашему мнению, специфика построения процесса овладения наглядным моделированием у детей старшего дошкольного возраста заключается в следующих особенностях:

1) последовательное развитие умения моделировать в сочетании с освоением содержания образовательной области «Музыка», обусловленное усложнением программных задач;

2) насыщение музыкально-педагогического процесса ситуациями, в которых используется знаково-символические средства наглядного моделирования;

3) использование моделей и знаково-символических средств не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности взрослого и детей, а также перенос в самостоятельную деятельность ребенка;

4) использование усложнений заданий, предусматривающих использование моделей, в сочетании с логикой последовательности познания содержания музыкальной деятельности;

5) создание заинтересованности активной поисковой деятельностью (метод информационных проектов, проблемно-поисковые ситуации), использование привлекательного для детей мотива, сюрпризные моменты;

6) использование различных по содержанию, степени обобщенности и способу выражения моделей от образных к схематическим.

Качество овладения детьми наглядным моделированием можно отследить в результате диагностических обследований. На основе методик, заимствованных из других диагностических систем и экспериментальных исследований, посвященных развитию умения наглядного моделирования [2; 4; 9; 13], нами была разработана сущность и структура модифицированной методики выявления уровней овладения наглядным моделированием детьми старшего дошкольного возраста.

Область диагностического обследования, направленная на выявление уровней овладения дошкольниками наглядным моделированием (таблица 1), состоит из показателей, формируемых в ходе реализации содержательно-технологического компонента авторской методики по развитию музыкальности старших дошкольников средствами наглядного моделирования:

- практическое установление связи «реальность - модель»;

- выбор условных заместителей;

- перевод текста на знаково-символический язык (кодирование);

- выполнение действий (построение и использование) с наглядными моделями.

Таким образом, анализ как исследованной литературы по избранной тематике, так и состояния проблемы организации наглядного моделирования в музыкально-художественной практике дошкольного образовательного учреждения позволяет предположить возможность применения знаково-символических средств наглядного моделирования в музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста, успешность использования которых можно отследить с помощью авторской модифицированной методики выявления уровней овладения дошкольниками наглядным моделированием.

Таблица 1

Сущность и структура методики выявления уровней овладения дошкольником наглядным моделированием

Показа- тели Методика выявления Бал- лы Уровни

Установление связи «реальность — модель» Методика «Волшебная фотография» (на основе методик Г.А. Глотовой и А.В. Павлюковой) Ребенку показывают предметный рисунок; поясняют возможность создания его пространственной модели («Волшебной фотографии»), замещая предметы фигурами при сохранении пространственных отношений между ними. Используются предметные рисунки с небольшим количеством предметов (3 и 4) и заместители-фигуры (прямоугольники и квадраты разного размера) (6 шт.). Далее ребенку предлагается сравнить объект и его модель. Задаются вопросы «Что это?», «Чем они отличаются?», «Что общего?», «Как узнал, что изображено на рисунке?», «Как узнал, что обозначает эта фигура?» 3 Высокий: ребенок самостоятельно выложил фигуру и ответил на вопросы

2 Средний: ребенок испытывает затруднения в построении фигуры, пользуется подсказкой взрослого, отвечает практически на все вопросы, стремится завершить задание

1 Ниже среднего: ребенок испытывает затруднения в выполнении задания даже после помощи взрослого

Выбор условных заместителей Методика «Выбери похожий» (на основе методик Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко) Ребенку предъявляют набор различных предметов: брусок, палочка, пластмассовый шарик, колечко, а также картинки с изображениями, напоминающими каждый из имеющихся предметов: одежная щетка, мыло, автобус; карандаш, удочка, ложка; томат, яблоко, игрушка Колобок; бублик, колесо, пяльцы. Цвет, размеры и пропорции рисунков - разные. Ребенку предлагают рассмотреть предметы и подобрать к ним соответствующие картинки. 3 Высокий: ребенок самостоятельно справился с заданием или с небольшой подсказкой взрослого

2 Средний: ребенок старается завершить задание и выполнить его правильно, но испытывает затруднения, пользуется подсказкой взрослого

1 Ниже среднего: действия носят характер хаотичных, непоследовательных проб

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

Методика «Пиктограмма» (на основе теста А.Ф. Лурия) Детям предлагают слова и выражения, прямое изображение которых затруднено или невозможно: вкусный ужин, тяжелая работа, доброта, сила, отдых. Поясняют, что не надо делать точный и конкретный рисунок, а надо нарисовать любое изображение или значок, которые помогут вспомнить слово.

После завершения работы дети должны вспомнить закодированные слова.

Высокий: все рисунки соответствуют смыслу заданного слова, носят обобщенный характер; ребенок воспроизвел все слова

Средний: рисунки частично соответствуют замыслу, очень конкретны и с большой степенью детализации; слова ребенок воспроизвел все или частично

Ниже среднего: рисунки не соответствуют смыслу задуманного слова, рисунки подробны и конкретны, не обобщены, отчетливо просматривается однообразие; слова воспроизведены частично или не воспроизведены совсем

Методика «Заборчик» (на основе методики Л.А. Венгера) На стол кладутся две коробки с идентичным материалом: строительными деталями двух форм (кубиками и «кирпичиками») и фишками двух цветов (красными и синими). Одна коробка для экспериментатора, другая - для ребенка.

Взрослый строит «забор» из 6-8 деталей, чередуя детали разной формы.

Ребенку предлагают хорошо рассмотреть и запомнить, как сделан «забор». Затем постройка закрывается ширмой, а ребенку предлагается воспроизвести ее из своих деталей по памяти.

После того, как ребенок выразит сомнение в своей возможности точно воспроизвести образец или при сравнении с образцом убедится, что построил «забор» неточно, ему предлагают посмотреть, как в аналогичной ситуации будет действовать взрослый. Ребенок строит свой забор, а проверяющий выкладывает, глядя на его постройку, модель из фишек, передающую количество и чередование элементов оригинала, при этом одна из фигурок заменяется фишкой одного цвета, другая - фишкой другого цвета. Затем, как и в первом случае, оригинал закрывается ширмой, а экспериментатор по своей модели воспроизводит его конструкцию.

обе конструкции сравниваются, и ребенок убеждается в их идентичности. Его спрашивают, что помогло взрослому запомнить конструкцию забора, фиксируют ответ и просят попробовать еще раз запомнить и воспроизвести «забор», построенный взрослым (при этом задается новое чередование элементов)

Высокий: ребенок понимает значение модели, построенной взрослым; объясняет использованный в модели принцип замещения одной из форм фишкой одного цвета, а другой - фишкой другого цвета; построил модель, точно отражающую расположение деталей в образце, заданном взрослым; правильно и самостоятельно использовал модели при воссоздании образца

Средний: задание выполняет правильно с помощью взрослого

Низкий: задание выполняется неправильно либо не выполняется

3

2

3

2

Библиографический список

1. Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Музыкальный мир - интегрированная программа музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста (3-7 лет). М., 1999.

2. Буренкова Н.В. Моделирование как способ формирования обобщенного умения решать задачи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

3. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., 1969.

4. Вербенец А.М. Освоение свойств и отношений предметов детьми 5-го года жизни посредством модели и моделирования // Методические советы к программе «Детство» / Отв. ред. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. СПб., 2001.

5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1967.

6. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.

7. Выготский Л .С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 91-328.

8. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 6. М., 1984. С. 5-90.

9. Жигалик М.А. Дифференцированный подход к развитию познавательной активности старших дошкольников средствами наглядного моделирования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. В. Новгород, 2008.

10. Кечхуашвили Г.Н. К характеристике наглядных образов при восприятии музыки // Вопросы психологии. 1957. № 1. С. 25-33.

11. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М., 1989.

12. Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». Вып. 2. М., 2006.

13. Кравцова К.А. Психологические условия формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Самара, 2011.

14. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.

15. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула, 1993.

16. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984.

17. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.-Л., 1966.

педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.