ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.922.6
К. А. Кравцова
ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА К НАГЛЯДНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ
В статье обозначена актуальность проблемы развития способности старшего дошкольника к наглядному моделированию. Определена теоретико-методологическая основа исследования. Изложены результаты исследования по проблеме развития способности старшего дошкольника к наглядному моделированию.
The current problem of developing a senior preschooler's ability of visual modeling is considered in the present work. Theoretical and methodological grounds of the study are outlined and the results of the investigation are stated.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, деятельность наглядного моделирования, личностные качества, способность к наглядному моделированию.
Keywords: senior preschool age, visual modeling activity, personality qualities, ability of visual modeling.
Освоение в старшем дошкольном возрасте (5— 6 лет) деятельности наглядного моделирования, как и любой другой деятельности, начинается с опорой на имеющийся уровень развития способностей. Когда исходный уровень способностей оказывается недостаточным для эффективного выполнения деятельности, способности начинают развиваться под влиянием требований деятельности. Поэтому можно сказать, что уровень развития способностей весьма важен уже на начальном этапе. Исходя из этого, одна из основных целей образования должна заключаться в том, чтобы обеспечить максимальный уровень развития способностей ребенка, в нашем случае способности к наглядному моделированию, создать условия для реализации его потенциальных возможностей [1].
Проблема развития способности старшего дошкольника к наглядному моделированию занимает заметное место в психологической литературе (Ж. Пиаже, А. Валлон, Д. Брунер, Л. С. Выготский, Д. Эльконин, Н. Н. Поддьяков, М. В. Осо-рина, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, В. С. Мухина,
© Кравцова К. А., 2010
Н. Г. Салмина, Г. А. Глотова, О. М. Дьяченко, Е. Е. Сапогова, Р. И. Говорова, Т. В. Лаврентьева, В. В. Холмовская, Л. И. Цеханская, Е. Л. Агаева, И. Я. Базик, Л. Г. Комарова, О. П. Медведева, О. И. Киселева) [2].
В психологических исследованиях способность к наглядному моделированию определяется как фундаментальная специфическая человеческая способность, которая помогает более осознанно, глубоко, доступно и полно составить представление о моделируемой ребенком действительности, способствует эффективному овладению действиями по построению и использованию моделей как наглядно, так и «в уме» [3].
Мы исходим из того, что развитие способности старшего дошкольника к наглядному моделированию становится возможным, если разработана структурная модель, реализация которой предусматривает комплекс психологических условий, обеспечивающих развитие способности старшего дошкольника к наглядному моделированию:
- ознакомление старших дошкольников с модельными образами (наглядными моделями, схемами), развитие умения выделять основные характеристики объекта и отражать их в образной форме;
- развитие личностных качеств (сотрудничество со взрослым, восприимчивость к помощи взрослого, направленность ребенка на выполнение деятельности наглядного моделирования (познавательный мотив), произвольность как преодоление возникающих трудностей при выполнении деятельности наглядного моделирования);
- развитие деятельности наглядного моделирования (создание и использование модельных образов (наглядных моделей, схем), планирование действий в форме образов-представлений «в уме»).
Методологической основой исследования являются принципы развития, деятельностного опосредствования, учета возрастных и индивидуальных особенностей (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский) [4].
Положение культурно-исторической теории развития высших психических функций Л. С. Выготского о роли знака в развитии ребенка, концептуальное положение В. Д. Шадрикова о наличии способности к деятельности до включения
мена, Т-критерий Вилкоксона), качественный анализ результатов.
Также были подобраны методики, предназначенные для изучения деятельности наглядного моделирования, схематизации и личностных качеств старших дошкольников, наличие которых, по нашему мнению, и способствует развитию способности к наглядному моделированию.
Для изучения личностных качеств старших дошкольников были использованы следующие методики: произвольность - «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин), восприимчивость к помощи взрослого и типы мотивации к деятельности - «Раскраска» (Л. А. Венгер, К. Н. Поливанова) [5]. Одновременно проводилась методика «Перцептивное моделирование» (Л. А. Венгер, В. В. Холмовская) на определение уровня развития у старших дошкольников деятельности наглядного моделирования. В качестве дополнения использовалась методика «Полянки» (Л. А. Вен-гер), направленная на изучение схематизации. В качестве дополнения к перечисленным методикам мы использовали экспериментальные ситуации, направленные на выявление зависимости качества изображения от мотивов деятельности и типа общения со взрослым [6]. Результаты пилотажного исследования наглядно продемонстрированы в табл. 1.
Из представленной таблицы видно, что в основном преобладают средний и низкий уровни развития всех показателей. Также исследование показало, что чем ниже уровень развития личностных качеств старших дошкольников, тем ниже уровень развития деятельности наглядного моделирования и схематизации.
Таблица 1
Сводная таблица уровня развития деятельности наглядного моделирования и личностных качеств детей старшего дошкольного возраста
в деятельность составили методологическую основу исследования.
Также исследование строится на теоретических положениях личностно-деятельностного подхода, суть которого состоит в том, что личность формируется в деятельности и определяет характер этой деятельности. Эффективным средством развития способностей ребенка считается формирование у него определенной структуры личности, и наибольшего эффекта можно добиться, если воздействовать на способности через личность (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. В. Петровский, И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков).
Важным теоретическим основанием выступают концепция развития способностей, разработанная Л. А. Венгером, где способности понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для старшего дошкольника средств (сенсорные эталоны, наглядные модели, схемы, планы).
На первом этапе работы было проведено пилотажное исследование, в котором принимало участие 205 детей старшего дошкольного возраста детских садов № 84, 115, 151, 199 г. Оренбурга и № 118 г. Орска.
В ходе проведения исследования мы использовали широкий спектр методов:
- эмпирические методы: наблюдение, экспериментальный метод (констатирующий и формирующий эксперимент), психодиагностические методы, проективные методы;
- методы обработки данных: количественный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спир-
Уровень развития Нагл модели] вдное рование Схематизация Произвольность Тип мотивации и восприимчивость к помощи взрослого
кол-во % кол-во % кол-во % Тип мотивации кол-во %
Высокий 26 12,7 68 14,1 41 20 Учебный 40 19,5
Средний 115 56,1 108 52,7 100 48,8 Предучебный 63 30,7
Низкий 64 31,2 29 33,2 64 31,2 Псевдоучебный 33 16,1
Дошкольный 69 33,7
Таблица 2
Таблица результатов проведения экспериментальных ситуаций с детьми старшего дошкольного возраста
Экспериментальные ситуации Тип общения со взрослым Зависимость качества изображения от мотивов к деятельности
кол-во % кол-во %
Игровой 86 42 84 41
Личностный 62 30,2 74 36,1
Познавательный 57 27,8 47 22,9
Результаты проведения экспериментальных ситуаций представлены в табл. 2.
Из таблицы видно, что у старших дошкольников исследуемой группы преобладает игровой и личностный тип мотивации к выполняемой деятельности и тип общения со взрослым. Это может говорить о том, что при условии наличия выбора вида деятельности, которым хочет заниматься ребенок, и соответственно способа общения со взрослым дошкольники предпочитают игру или личностное общение со взрослым.
Взаимосвязь между личностными качествами и деятельностью наглядного моделирования подтвердили результаты корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) [7]. Данные корреляционного анализа показали, что между деятельностью наглядного моделирования и схематизацией существует сильная взаимосвязь (г = 0,72 при р < 0, 05). Таким образом, мы можем более точно и полно составить картину развития деятельности наглядного моделирования у детей старшего дошкольного возраста. В то же время результаты корреляционного анализа значимости связи между деятельностью наглядного моделирования и личностными качествами показали, что деятельность наглядного моделирования имеет сильную взаимосвязь с восприимчивостью старших дошкольников к помощи взрослого и типом мотивации к деятельности (г = 0, 75 при р < 0, 05) и менее сильную взаимосвязь с произвольностью (г = 0, 57 при р < 0, 05).
Полученные результаты позволили говорить о том, что для старших дошкольников с высоким уровнем развития способности к наглядному моделированию характерна прямая зависимость от сложившихся со взрослым взаимоотношений при выполнении деятельности наглядного моделирования (сотрудничество), восприимчивости к помощи взрослого, направленности ребенка на выполнение деятельности наглядного моделирования (познавательный мотив), произвольности как преодоление возникающих трудностей при выполнении деятельности наглядного моделирования.
На основании анализа и обобщения теоретических и практических данных была разработана структурная модель развития способности старшего дошкольника к наглядному моделированию, которая представляет собой систему, содержащую цель (развитие способности старшего дошкольника к наглядному моделированию); компоненты (когнитивно-аналитический, эмоционально-личностный, операционально-деятельност-ный); содержание (замещение реальных объектов модельными образами (наглядными моделями, схемами), выделение основных характеристик объекта и отражение их в образной форме; сотрудничество со взрослым, восприимчивость к
помощи взрослого, направленность ребенка на выполнение деятельности наглядного моделирования (познавательный мотив), произвольность как преодоление возникающих трудностей при выполнении деятельности наглядного моделирования; создание и использование модельных образов (наглядных моделей, схем), планирование действий в форме образов-представлений «в уме»); критерии (ориентация в пространстве с помощью модельных образов, выявление и оперирование существенными характеристиками замещаемого объекта с целью получения новой информации об этом объекте с помощью модельных образов; умение взаимодействовать со взрослым, целеустремленность, активность, инициативность, усидчивость, осознанность выполняемой деятельности наглядного моделирования; успешное, качественное освоение и реализация деятельности наглядного моделирования, широта переноса модельных образов в разные виды детской деятельности); психологические условия, формы работы (развивающая программа, просвещение воспитателей и родителей, домашние задания, индивидуальные консультации).
Разработанная модель нашла свое выражение в практической части исследования, где основной формой развития способности старшего дошкольника к наглядному моделированию была выбрана развивающая программа.
Программа состояла из двух блоков. Первый блок направлен на развитие у старших дошкольников личностных качеств (учебный и предучеб-ный типы мотивов к деятельности наглядного моделирования, восприимчивость к помощи взрослого, познавательный тип общения со взрослым, произвольность). Целью второго блока программы является развитие деятельности наглядного моделирования на основании сформированных личностных качеств старших дошкольников.
В экспериментальную группу вошло 16 детей старшего дошкольного возраста, разделенных на две группы по 8 человек в каждой (учитывались требования к проведению развивающих занятий в старшем дошкольном возрасте). Занятия в двух группах проходили параллельно, с использованием одного и того же развивающего материала. Развивающая работа осуществлялась психологом в первой половине дня 2-3 раза в неделю. Организуя развивающую работу, мы стремились к тому, чтобы деятельность старших дошкольников носила характер системной, последовательной, постепенно усложняющейся деятельности.
Содержательно развивающая работа представлена деятельностью психолога, направленной на организацию и обеспечение полноты реализующейся программы; деятельностью воспитателей -на закрепление полученных навыков и знаний в ходе проведения запланированных обучающих
занятий; деятельностью родителей - на полноценное и осознанное включение в процесс развития ребенка, осознание сопричастности к трудностям ребенка, повышение сензитивности к ним; деятельностью старших дошкольников - на развитие способности старшего дошкольника к наглядному моделированию.
Анализ результатов методик, проведенных после развивающей работы, позволил сделать вывод о том, что произошла положительная динамика в развитии способности старшего дошкольника к наглядному моделированию. С целью получения информации о достоверной значимости изменений в развитии способности старшего дошкольника к наглядному моделированию нами был применен Т-критерий Вилкоксона, показавший, что положительные изменения в развитии способности старшего дошкольника к наглядному моделированию (по всем показателям) статистически достоверны (р < 0,05).
Таким образом, можно отметить, что разработанная нами структурная модель способствует развитию способности старшего дошкольника к наглядному моделированию, а именно: способность к наглядному моделированию в старшем дошкольном возрасте, как было выявлено после проведения нами исследования, позволяет детям лучше ориентироваться в пространстве с помощью модельных образов, выявлять и оперировать существенными характеристиками замещаемого объекта с целью получения новой информации об этом объекте. В то же время у старших дошкольников проявляются такие личностные качества, как целеустремленность, активность во
взаимодействии со взрослым в процессе деятельности, инициативность, усидчивость, осознанность выполняемой деятельности наглядного моделирования. Наличие таких качеств обеспечивает успешное, качественное освоение и реализацию деятельности наглядного моделирования, широту переноса модельных образов в разные виды детской деятельности.
Примечания
1. Шадриков В. Д. Введение в психологию способности человека. М.: Логос, 2002.
2. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007; Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации / пер. с англ. К. Н. Бабитско-го. М.: Прогресс, 1977; Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968; Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.
3. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 1982. № 3. С. 46-52.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977; Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. (Серия: Хрестоматия по психологии); Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977; Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2009. (Серия «Учебное пособие»).
5. Ананьев Б. Г. Указ. соч.
6. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. М: Сфера, 2006 ... (Библиотека практического психолога).
7. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003.