Сафарова Тамарахан Сериковна,
начальник Центра правового мониторинга
Института законодательства РК, кандидат юридических наук
РОЛЬ Н. НАЗАРБАЕВА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Переход Казахстана к президентской форме правления тесно связан с бурными политическими событиями, охватившими Восточную Европу и Союз ССР в 1985-1990 гг.
Партийно-государственный механизм осуществления государственной власти, долгие годы действовавший в странах коммунистической ориентации, показал свою несостоятельность в разрешении глобальных экономических, социальных и политических задач, и, по-существу, явился тормозом развития своего общества. Политическая нестабильность в результате экономического, этнического, регионального и идеологического раскола общества социалистического лагеря привели к необходимости проведения коренных реформ, реорганизации марксистской системы управления.
Исходным началом новой управленческой политики стало признание этими странами принципа разделения властей, признание неизбежности формирования различных по своему функциональному назначению законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В переходный период, в той сложной обстановке экономического хаоса, политических, социальных, культурных перемен, правового нигилизма, слабости и разобщенности новых партийных структур выбор президентской формы правления странами Восточной Европы и бывшего СССР явился принципиальным решением формирования государственности. Независимая исполнительная власть во главе с президентом была призвана установить политическую и экономическую стабильность.
Пост Президента в странах Восточной Европы (Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чешской Республике,
Словакии, Союзной Республики Югославии) учрежден в разное время. До 1988 года институт президентства существовал только в Чехословакии и Румынии. В настоящее время во всех государствах Восточной Европы президент облечен весьма значительными полномочиями, он играет важную роль в жизни государства и общества. Следует иметь в виду, что эти страны в прошлом имели опыт президентского правления.
В РСФСР и других бывших союзных республиках институт президентства был введен впервые в истории их развития, а потому многие из объективных факторов учреждения поста Президента носят общий характер для Союза в целом и, в частности, для Казахстана.
Начатые в 1985 году в Союзе преобразования в области экономики, курс, взятый на создание новых рыночных отношений, требовали неотложных мер по радикальной реорганизации всей политической системы. Власть по-настоящему не функционировала. Бесконечные парламентские дебаты, заведшие страну в тупик, непоследовательное разграничение функций государственных органов, нечеткость в определении компетенции, разрыв между их правами и степенью ответственности - все это снижало действенность государственной власти. Учреждение поста Президента СССР рассматривалось как гарант устранения образовавшегося в стране вакуума власти, оно было призвано укрепить механизм исполнения законов и других государственных решений.
В марте 1990 года на внеочередном третьем Съезде народных депутатов СССР принят Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР», что положило начало становлению президентской власти в Союзе и союзных республиках [1].
Переход от республики Советов, основанной на принципе полновластия Советов народных депутатов, к президентской республике, предусматривающей принцип разделения властей, в Казахстане, главным образом, осуществлялся путем реформирования горизонтальных и вертикальных связей исполнительной власти.
Развитие государственности в период от 24 апреля 1990 года, когда был принят Закон "Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР" [2], по сегодняшний день, характеризуется укреплением политико-правового статуса Президента и его можно разделить на несколько этапов.
Первый этап, охватывающий период с 24 апреля 1990 г. по 20 ноября 1990 г., отражает введение института президентства. На сессии Верховного Совета Казахской ССР в апреле 1990 г. в условиях парламентарной республики был избран первый Президент Республики, которому большей частью перешли полномочия Президиума Верховного Совета и коллегиального правительства. В Конституцию Казахской ССР внесли положение, что «главой Казахской Советской Социалистической Республики является Президент Казахской ССР».
Введение поста Президента в Казахстане, выполняющего только функции главы государства, означало разделение исполнительной власти между Президентом и Правительством (Председателем Совета Министров). Несмотря на обязанность Совета Министров (Председателя Совета Министров) регулярно информировать Президента о своей деятельности, издавать правительственные акты на основе и во исполнение указов Президента, он по-прежнему оставался высшим исполнительным органом Президента и был подотчетен Верховному Совету. По отношению к Правительству за Президентом закреплялись традиционные полномочия главы государства (право председательствовать на заседаниях Совета Министров, вносить в Верховный Совет предложение о выражении недоверия правительству и т.д.), которые не давали возможность Президенту непосредственно и эффективно участвовать в руководстве страной.
Таким образом, введение поста Президента дало возможность покончить с двойственностью положения Председателя Верховного Совета,
при котором наблюдалось сочетание полномочий президентского характера с правами спикера Парламента, и сосредоточило внимание Председателя Верховного Совета на вопросах организации работы законодательного органа.
Принятие 20 ноября 1990 г. Закона «О совершенствовании структуры государственной власти и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР» [3] положило начало второму этапу развития президентской власти в Казахстане. Этот этап характеризуется дальнейшим реформированием исполнительного аппарата по «монократической» форме; укреплением статуса Президента, получившего полномочия непосредственно из рук народа на основе всеобщих выборов, восстановлением вертикальной системы исполнительной власти.
Согласно изменениям, внесенным в Конституцию Казахской ССР Законом от 20 ноября 1990 г., были объединены «президентская» и «правительственная» ветви исполнительной власти. Президент стал не только главой государства, но и главой исполнительной и распорядительной власти. Совет Министров преобразовали в Кабинет Министров, который потерял статус Правительства Казахской ССР и стал формироваться Президентом. Были значительно расширены полномочия Президента в осуществлении руководства всем исполнительным аппаратом. Президент получил право назначать Премьер-министра Кабинета Министров с последующим представлением на утверждение Верховного совета; право отменять акты Кабинета Министров, госкомитетов и ведомств Казахской ССР в случае несоответствия их законам; право образования и упразднения министерств, госкомитетов и иных органов государственного управления. Кабинет Министров стал подотчетен не только перед верховным Советом, но и президентом. Взаимоотношения Президента и Кабинета Министров были конкретизированы в Законе «О Кабинете Министров Казахской ССР» от 25 июня 1991 г. [4].
Проведенные впервые 1 декабря 1991 года общенародные прямые выборы Президента Республики на основании Закона Казахской ССР «О выборах Президента Казахской ССР» от 16 октября 1991 г. [5] еще более укрепили статус Президента (в этом немаловажную роль сыграла и личность первого Президента Республики Нурсултана Назарбаева). Избрание Президента всеобщим голосованием позволяет ему при
проведении реформ выступать от имени народа и ставит его в относительную независимость от органа законодательной власти.
В Конституционном законе от 16 декабря 1991г. «О государственной независимости Республики Казахстан» [6] вновь был подтвержден статус Президента как главы государства и главы исполнительной власти Республики Казахстан
13 января 1992 г. были внесены изменения и дополнения в Закон Казахской ССР «О Кабинете Министров Казахской ССР» [7], согласно которым Президенту предоставлялось право изымать из ведения Кабинета Министров отдельные сферы госуправления и передавать их специально созданным государственным и иным органам, а также делегировать Правительству выполнение отдельных полномочий в рамках предоставленной Президенту компетенции как главы исполнительной власти Республики Казахстан.
Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О местном самоуправлении и местных советах народных депутатов Казахской ССР» [8] от 13 января
1992 г. была восстановлена вертикаль в строении исполнительной власти: введены посты глав местных администраций, подотчетных Президенту. Исполнительные комитеты местных Советов упразднены.
17 февраля 1992 г. издан Указ Президента «О совершенствовании организации и деятельности органов государственного управления Республики Казахстан в условиях экономической реформы» [9], в котором были отражены единая система исполнительно -распорядительных органов под руководством Президента, разграничение полномочий органов и должностных лиц.
Таким образом, отличительной чертой второго этапа является формирование единой исполнительной власти, возглавляемой Президентом, слияние аппарата Президента с аппаратом Кабинета Министров.
Принятие Конституции РК 28 января
1993 г. [10] завершило второй и положило начало третьему этапу государственного строительства по пути формирования президентской республики в Казахстане на принципе разделения властей.
Шестой пункт Основ конституционного строя Конституции Республики Казахстан 1993 г. провозгласил: «Государственная власть в Республике Казахстана основывается на принципе ее разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. В соответствии с ним, государственные органы в рамках своих полномочий самостоятельны, взаимодействуют между собой с использованием системы сдержек и противовесов».
Верховный Совет являлся единственным законодательным и высшим представительным органом Республики Казахстан (ст. 62).
Судебная власть в Республике Казахстан принадлежала Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду и нижестоящим судам, учреждаемым законом (ст. 95).
В соответствии со ст. 75, Президент Республики Казахстан являлся главой государства и возглавлял единую систему исполнительной власти.
Непосредственное руководство деятельностью Кабинета Министров осуществлял Премьер-министр (ст.77). Кабинет Министров являлся Правительством и был ответственен перед Президентом Республики Казахстан, слагал свои полномочия перед вновь избранным президентом. Члены Кабинета министров несли персональную ответственность перед Верховным Советом в рамках исполнения законов Республики Казахстан и перед Президентом за свою непосредственную деятельность. Следовательно, Кабинет Министров являлся органом, подконтрольным Верховному Совету и подотчетным Президенту.
На назначение Президентом определенных высших должностных лиц исполнительной власти (МВД, МИД, КНВ, МФ, МО) требовалось согласие Парламента, что позволяло говорить о совместном характере данного полномочия.
Как отмечалось выше, во многих президентских республиках отсутствует должность Премьер-Министра. В Казахстане Президент, Премьер-Министр и Кабинет Министров по Конституции 1993 г. составили единую ветвь исполнительной власти.
Согласно ст. 112 Конституции 1993 г. Верховный Совет и Президент избираются гражданами непосредственно. В соответствии с четвертым положением Основ конституционного строя, «Право выступать от имени всего народа Казахстана принадлежит только Верховному Совету и Президенту Республики в пределах их конституционных полномочий». Эти нормы закрепили пребывание Президента и Парламента в едином государственно-правовом пространстве, а поскольку Президент возглавлял единую систему исполнительной власти
республики, это позволяло говорить о равном политико-правовом статусе исполнительной и законодательной ветвей власти.
Между тем дальнейшее развитие событий привело к коренному реформированию государственного аппарата в республике.
Нарастание экономического кризиса в летние месяцы 1993 г., хронический дефицит денежной массы на фоне ее продолжающегося обесценения, резкое снижение уровня жизни населения, ослабление хозяйственных связей между странами СНГ, обмен денежных знаков в России вели к развалу финансовой системы страны. В парламентских коридорах стали раздаваться призывы к выходу из рублевой зоны, введению национальной валюты по примеру Кыргызстана и некоторых других бывших союзных республик [11]. Но 22 сентября 1993 г. между Правительствами Российской Федерации и Казахстана подписано соглашение об объединении денежных систем, создании единого финансового пространства [12].
Однако Россия не спешит с предоставлением новой наличности в необходимом объеме, выдвигая непомерные требования, выполнение которых способствовало бы усилению от нее экономической зависимости Казахстана и, в конечном счете, утраты суверенитета.
12 октября 1993 г. Президент Н. Назарбаев выступил на сессии Верховного Совета с докладом о социально-экономическом положении республики и активизации проводимых реформ, в котором констатировал серьезные трудности, переживаемые экономикой Казахстана, и очертил основные направления по их преодолению [13]. Продолжающийся спад производства вынуждает правительство идти на такие непопулярные меры как либерализация цен и, в частности, повышение с 1 ноября 1993 г. цен на хлеб.
Чрезвычайные обстоятельства все-таки вынуждают Президента ввести с 15 ноября 1993 г. в Казахстане национальную валюту -тенге. Кабинетом Министров 12 ноября принято постановление «О чрезвычайных мерах по ограничению роста цен в условиях введения национальной валюты» [14].
Экономический кризис в республике вызвал кризис политический. С самороспуска 18 ноября 1993 г. Алатауского районного Совета народных депутатов г. Алматы в ноябре-декабре последовало досрочное прекращение своих полномочий местными Советами всех ступеней.
Самороспуск местных Советов во многом был
предопределен укреплением исполнительной вертикали за счет органов представительной власти на местах. Поэтому экономический кризис только ускорил крах советской системы, но объективной его причиной стало введение института президента.
Таким образом, «самороспуск» законодательных органов в конечном счете был подтолкнут в какой-то мере исполнительной властью, которой необходимо было предпринять кардинальные меры для выхода из кризиса, избавившись от ненужной критики и противодействия со стороны представительных учреждений.
30 ноября в печати опубликовано обращение Председателей Комитетов Верховного Совета о досрочных перевыборах Советов всех уровней. После этого в Президиум Верховного Совета начинают поступать заявления от большинства народных депутатов республики о досрочном сложении своих полномочии [15].
На своей последней исторической сессии Верховный Совет 8,9 и 10 декабря принимает ряд законов: «О выборах депутатов Верховного Совета и местных, представительных органов Республики Казахстан», «О досрочном прекращении полномочий местных советов народных депутатов Республики Казахстан», «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» [16].
Они стали основой четвертого этапа становления президентской формы правления в Казахстане - этапа, когда Президент осуществлял свои полномочия в отсутствии высшего представительного и единственного законодательного органа страны.
Согласно закону о делегировании Президенту было предоставлено право на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета Республики Казахстан издавать, на основе и во исполнение Конституции, акты, имеющие силу закона. Также было установлено, что эти акты действуют до принятия соответствующих законов Республики.
Кроме того, Президент получил право на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета и с последующим утверждением им осуществлять, в случае необходимости, и другие полномочия Верховного Совета, предусмотренные Конституцией.
На последней сессии Верховного Совета XII созыва был принят Кодекс о выборах в
Республике Казахстан [17], в соответствии с которым Президент был наделен правом выдвигать кандидатов в депутаты Верховного Совета по государственному списку.
В январе-феврале 1994 г. развернулась предвыборная компания кандидатов в депутаты высшего представительного органа страны. 7 марта состоялись выборы в Верховный Совет и местные представительные органы. Начался следующий, пятый этап развития института президентства в республике.
Новый орган законодательной власти активно включился в решение важнейших вопросов жизни республики. Уже 27 мая последовало заявление Верховного Совета. В нем указывалось, что Правительство не смогло выработать национальной программы реформ, которая могла бы стать основой для консолидации общества, что сделало невозможным конструктивное взаимодействие ветвей власти и проведение цельной, логической и завершенной законодательной политики. Было подчеркнуто, что до принятия согласованной программы Верховный Совет сосредотачивает свое внимание на вопросах рассмотрения указов Президента, изданных в отсутствие законодательного органа, законов, принятых в первом чтении Верховным Советом XII созыва и возвращенных Президентом на повторное обсуждение, исполнения бюджета на текущий период и т.д. Парламент в своем заявлении предложил немедленно приступить к консультациям между представителями Президента, Верховного Совета, иных государственных органов, политическими партиями и иными общественными объединениями для выработки условий работы над согласованной программой реформ [18].
Поскольку Президент в тот период возглавлял исполнительную ветвь власти, под сомнение был поставлен общий курс проводимых им реформ.
Глава государства делает ответный шаг, выступив на заседании Верховного Совета 9 июня 1994 г., в котором подчеркнул необходимость сохранения сильной президентской власти в республике, контроль Президента над Правительством. Касаясь вопроса взаимодействия Президента и Парламента, Н. Назарбаев отметил: «...Потребуется определенное уточнение конституционных полномочий Президента как главы государства, ответственного за взаимодействие различных ветвей власти и в силу этого наделенного
арбитражными функциями, поэтому было бы правильным вновь вернуться и к теме об импичменте Президента, и о его праве на роспуск Парламента» [19]. Необходимость закрепления в Конституции права роспуска Президентом Парламента и процедуры отрешения главы государства от должности подчеркивалась и ведущими казахстанскими учеными и политиками [20].
В свою очередь Кабинет Министров выносит на рассмотрение Парламента свою новую антикризисную программу.
Президент Назарбаев в этот период продолжает искать пути и способы наиболее эффективного взаимодействия с Правительством, органами государственного управления, судебной и законодательной ветвей власти. Оставаясь в рамках конституционной модели главой исполнительной власти, он предпринимает попытки в некоторой мере дистанцироваться от нее.
На первоначальном этапе экономических реформ Правительство работало с Президентом в одной структуре, что обуславливалось становлением молодого независимого государства. Однако втягивание Президента в непосредственное управление экономикой мешало ему объективно и беспристрастно оценивать деятельность Правительства.
В этой связи глава государства 12 сентября 1994 г. издает Указ «О взаимодействии Президента Республики Казахстан с государственными органами республики» [21], в соответствии с которым предоставляет свободу действий Кабинету Министров на период реализации программы деятельности Правительства по углублению реформ в обеспечении текущего управления экономикой, но с возложением на него всей полноты ответственности за качество и эффективность принимаемых решений.
Премьер-Министру и другим высшим должностным лицам исполнительной и судебной власти вменялось в обязанность систематическое информирование Президента о деятельности возглавляемых ими органов. Был установлен порядок согласования с главой государства плана законодательных инициатив Кабинетом Министров, Верховным и Высшим Арбитражным Судами и затрагивающих вопросы, отнесенные Конституцией и законами к компетенции Президента.
Почти одновременно 20 сентября между Президентом и Верховным Советом достигнуто соглашение об обеспечении взаимодействия и
согласованной работы между законодательной и исполнительной властями Республики Казахстан [22]. Однако конструктивного взаимодействия между Парламентом и Правительством не получилось. Усиливающаяся инфляция и спад производства ярко свидетельствовали о провале очередной антикризисной программы, что вызвало серьезную критику действий правительства со стороны депутатов высшего представительного органа. Фактически, последний выразил недоверие Кабинету Министров, хотя по Конституции 1993 г. Правительство не несло ответственности перед Парламентом.
Президент Н. Назарбаев, балансирующий между законодательным и высшим исполнительным органами и стремящийся занять позицию арбитра, принимает беспрецедентное до этих пор решение. 2 октября 1994 г. подписан Указ об отставке Кабинета Министров Республики Казахстан. 12 октября президентским указом на должность Премьер-Министра назначен Л.М. Кажегельдин [23]. В этот же день Верховный Совет дает согласие на назначение Премьер-Министра, заместителей Премьер-Министра, министров иностранных дел, обороны, финансов, внутренних дел, председателя Комитета национальной безопасности [24].
Смена правительства и образование нового Кабинета, энергично включившегося в реформаторскую политику главы государства, побуждают последнего вступить в новый диалог с Парламентом. 15 декабря 1994 г. по его инициативе в Верховном Совете проведено рейтинговое голосование по вопросам частной собственности на землю, введения двух государственных языков, осуществления судебной реформы, о характере государственности в республике. Но депутатами была только поддержана идея судебной реформы. В свою очередь, мнение общественности по указанным вопросам будоражит опубликованное в печати 22 декабря обращение группы ведущих предпринимателей к Президенту и Верховному Совету [25].
Стремясь к тому, чтобы реформы заработали, но не найдя поддержки у парламентариев. Президент понимает связанность его рамками, установленными Конституцией 1993 г. В этот период в недрах президентского и правительственного аппаратов активно ведется работа над проектом внесения изменений и дополнений в Конституцию.
1 марта 1995 г. Президент издает Указ «Об образовании Ассамблеи Народов Казахстана» [26] в качестве консультативно-совещательного органа при главе государства.
Последующая хроника событий вошла в историю независимого Казахстана. 6 марта 1995 г. постановлением Конституционного Суда Республики признан несоответствующим Конституции ряд актов центральной избирательной комиссии (в части образования избирательных округов и порядка подсчета голосов), принятых в период выборов Верховного Совета. 8 марта 1995 г. Президентом направлено возражение на постановление Председателя Конституционного суда. 10 марта высшим органом судебной власти по защите конституции внесено Определение, в котором указанные возражения отклонены [27].
Депутаты, распущенные было на весенние праздники и встречи с избирателями, 2 марта собираются на внеочередное заседание, на котором вносят изменения в Конституцию, упразднив Конституционный Суд.
Между тем Президент Назарбаев делает запрос в Конституционный Суд об истолковании постановления от 6 марта 1995 г. Конституционный Суд выносит Дополнительное определение [28], в котором разъясняет, что правовым следствием постановления является неконституционность полномочий Верховного Совета, избранного 7 марта 1994 г. и депутатов Верховного Совета, избранных на дополнительных выборах 22 января 1995 г., необходимость проведения внеочередных выборов парламента, а также вступление в силу на период до избрания нового состава легитимного парламента Закона от 10 декабря 1993. «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий».
Вечером 11 марта 1995 г. Президент Казахстана принимает решение о роспуске Верховного Совета. В этот же период его указами принята отставка Кабинета Министров и назначен Премьер-Министр [29].
Беспрецедентное решение высшего органа судебной власти по защите Конституции вновь изменило положение и роль Президента в системе государственных органов, что позволяет говорить о шестом этапе в развитии его конституционного статуса. Но его особенность и значение в отличие от четвертого этапа, когда Президент работал без Парламента, состоит в том, что изменилась политическая и
экономическая ситуация. Именно в этот период Президент, взяв на себя ответственность, провел конституционную реформу и ряд крупных экономических преобразований, включая введение частной собственности на землю. В отсутствии органа, традиционно олицетворяющего законодательную власть государства, Президент Н. Назарбаев своей активной, законотворческой деятельностью доказал жизнеспособность института президентства в Казахстане и способствовал утверждению и укреплению его суверенитета на мировой арене.
Получив законодательные полномочия, глава государства начинает активно заполнять сложившийся правовой вакуум. У Президента появилась эффективная возможность существенно обновить законодательную базу в условиях отсутствия оппонента в лице высшего представительного органа. Прежде всего, он издает Указ, имеющий силу закона, от 23 марта 1995 г. «Об актах Верховного Совета Республики Казахстан» [30], которым признал действующими и обладающими юридической силой законы и постановления Верховного Совета, принятие которых повлекло на практике те или иные последствия. Это было связано с тем, что Конституционный Суд, констатировав отсутствие в Республике законодательно избранного Верховного Совета и неконституционность его полномочий, прямо не высказался о судьбе принятых им актов. Введение их в действие означало, что возникли соответствующие правоотношения, сложилась правоприменительная практика и наступили необратимые последствия при их реализации (заключались сделки, выносились и выполнялись судебные решения, взыскивались налоги и т.д.). Учитывая реальную ситуацию и отсутствие подобного прецедента, Президент принял соответствующее решение. Кроме того, издан ряд указов, имеющих силу закона или конституционного закона, по вопросам экономического характера, прав и свобод граждан, а также связанных с формированием тех или иных государственных органов.
С другой стороны, у Президента возник реальный шанс обойти ограничения, налагаемые Конституцией, обратившись непосредственно к народу. 25 марта 1995 г. им издан Указ, имеющий силу конституционного закона, «О республиканском референдуме». После принятия новой Конституции Президент вынужден был пересмотреть свой прежний акт и издать новый
Указ, имеющий силу конституционного закона, «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995 г. [31].
Состоявшаяся 24 марта 1995 г. первая сессия Ассамблеи народов Казахстана выдвинула предложение о проведении референдума по вопросу о продлении срока полномочий Президента Н. Назарбаева до 2000г. [32].
25 марта Президентом издан Указ «О проведении 29 марта 1995 г. республиканского референдума по продлению полномочий Президента Казахстана» [33].
29 апреля 1995 г. состоялся республиканский референдум, продливший полномочия Президента до 2000 г. без проведения очередных выборов [34].
Заручившись поддержкой народа, глава государства ускоряет работу над подготовкой проекта новой Конституции. В этих целях постановлением от 22 мая 1995г. образован экспертно-консультативный совет при Президенте Республики Казахстан по проекту новой Конституции [35].
30 июня 1995г. на второй сессии Ассамблеи народов Казахстана Президент представил проект главного закона страны [36]. 4 июля 1995 г. проект Конституции опубликован в печати для всенародного обсуждения [37].
В течение всего июля в трудовых коллективах, общественных объединениях, на сессиях маслихатов, собраниях государственного и хозяйственного актива, в средствах массовой информации идет обсуждение проекта.
Президентским Указом от 28 июля 1995 г. с дополнениями, внесенными в него 7 августа 1995 г. на 30 августа назначен республиканский референдум по этому вопросу. 1 августа опубликован проект Конституции, доработанный с учетом всенародного обсуждения и выносимый на референдум [38].
30 августа 1995 г. состоялся республиканский референдум. 5 сентября 1995г. опубликовано официальное сообщение об итогах референдума, в соответствии с которым новая Конституция Республики вступила в силу [39].
Таким образом, принятие новой Конституции ознаменовало собой седьмой этап становления института президентства в Казахстане, п.1 ст. 2 Конституции 1995 г. гласит: «Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления».
В отличие от Конституции 1993 г. Президент РК уже не возглавляет систему исполнительной вертикали, не входит он ни в
законодательную, ни в судебную ветви власти. Как должностное лицо, он занимает высшее место в системе государственных органов, хотя в большей степени связан с Правительством, которое ему подотчетно и ответственно перед ним. В отсутствии органа, традиционно олицетворяющего законодательную власть государства, Президент Н. Назарбаев своей активной, законотворческой деятельностью доказал жизнеспособность формы правления в Казахстане и способствовал утверждению и укреплению его суверенитета на мировой арене.
Президентская форма правления, провозглашенная в Конституции республики, вобрала в себя необходимое для закрепления демократических институтов, для обеспечения правопорядка, гарантии прав и свобод граждан, идущих по пути прогресса и демократии [40]. Благодаря новой Конституции, президентская форма правления обретает логически завершенный вид особой системы разделения и функционирования единой государственной власти в обществе.
Список литературы
1. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, №21, с. 189.
2. Ведомости Верховного Совета Казахской ССР,1990, № 8, ст 190.
3. Ведомости Верховного Совета Казахской ССР,1990, № 47, ст. 431.
4. Ведомости Верховного совета Казахской ССР, 1991, № 27,ст.355.
5. Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1991,№9-41,ст.475.
6. Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1991, №51, ст.622.
7. Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992, N 4, ст.73.
8. Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1992, №4, ст.70.
9. Собрание актов Президента РК и Правительства РК, 1992, N4, ст,64.
10. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1993г.
11. Казахстанская правда, 21 сентября 1993г.
12. Казахстанская правда, 25 сентября 1993г.
13. Казахстанская правда, 14 октября 1993г.
14. Казахстанская правда, 16 ноября 1993г.
15. Казахстанская правда, 30 ноября 1993г.
16. Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993, №23-24, ст.505, 509, 513, 514.
17. Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993, №23-24, ст. 510.
18. Вести Казахстана. 31 мая 1994 года.
19. Казахстанская правда, 10 июня 1994г.
20. Сапаргалиев Г.С. Какой быть новой Конституции. - Мысль, 1992г., №4, с.23; Баймаханов М.Т. Конституционная реформа: поиски и находки. - Мысль, 1992, №6, с.15; Между ветвями власти - ни мира, ни войны. - Мысль, 1994, №3, с.7.
21. Казахстанская правда, 16 сентября 1994г.
22. Казахстанская правда, 21 сентября 1994г.
23. Казахстанская правда, 12 октября 1994 г.
24. Казахстанская правда, 13 октября 1994 г.
25. Казахстанская правда, 22 декабря 1994 г
26. Казахстанская правда, 2 марта 1995г.
27. Советы Казахстана, 18 марта 1995 г.
28. Советы Казахстана, 18 марта 1995 г.
29. Казахстанская правда, 14 марта 1995 г.
30. Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1995, №№ 1-2, ст.1.
31. Ведомости верховного Совета республики Казахстан, 1995г., № 1-2, ст.21; Вести Казахстана, 4 ноября 1995г.
32. Казахстанская правда, 25 марта 1995г.
33. Казахстанская правда, 28 марта 1995г.
34. Сообщение центральной Комиссии референдума об итогах референдума. Казахстанская правда, 4 мая 1995г.
35. Советы Казахстана, 25 мая 1995г.
36. Вести Казахстана, 1 июля 1995г.
37. Вести Казахстана, 4 июля 1995г.
38. Вести Казахстана, 1 августа 1995г.
39. Вести Казахстана, 5 сентября1995г.
40. Сапаргалиев Г.С. Президентская форма правления. В чем суть? - «Вести Казахстана», 12 августа 1995г.
Мацала Н. Назарбаевтыц Казацстан Республикасындагы президенттж басцару нысанын орнату мен дамытудагы релте арналган.
Статья посвящена роли Н. Назарбаева в становлении и развитии президентской формы правления в Республике Казахстан.
The article devoted to the role of Nursultan Nazarbayev in the establishment and development of a presidential form of government in the Republic of Kazakhstan.
Тамарахан Сержкызы Сафарова,
КР Зац шыгару институты К^ьщтьщ мониторинг орталыгыныц бастыгы, з.г.к. ^азакстан РеспубликасындаFы президенттж институттыц калыптасуы мен дамуындаFы Н. Назарбаевтыц рeлi
Сафарова Тамарахан Сериковна,
начальник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, к.ю.н. Роль Н. Назарбаева в становлении и развитии института президентства в Республике Казахстан
Safarova Tamarakhan Serikovna,
chief of the Center of legal monitoring of Institute of the legislation of RK, c.j.s. N. Nazarbayev's role in formation and development of institute of presidency in the Republic of Kazakhstan