Научная статья на тему 'Институт президенства и механизм разделения властей: соотношение в единстве государственной власти'

Институт президенства и механизм разделения властей: соотношение в единстве государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1705
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА / ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ОПЫТ КАЗАХСТАНА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мухамеджанов Бауржан Алиясович

Автором исследованы особенности конституционноправовой модели Республики Казахстан с точки зрения выявления статуса института президентства в системе разделения властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт президенства и механизм разделения властей: соотношение в единстве государственной власти»

УДК 342.511

Мухамеджанов Б.А. Институт президенства

и механизм разделения властей: соотношение в единстве

государственной власти

Автором исследованы особенности конституционно-правовой модели Республики Казахстан с точки зрения выявления статуса института президентства в системе разделения властей.

Ключевые слова: разделение властей, статус Президента, президентская республика, опыт Казахстана.

Muhamedzhanov B.A. The presidential institute

and the power-share mechanism: interrelation in the unity of the state authorities

The author investigates the constitutional and the legal features of Kazakhstan. The main point of the work is revealing the status of the presidential institute in power-share system.

Key words: Division of authorities. The status of the President. Presidential republic. Kazakhstan's experience.

Идея президентской власти за столетия своего развития нашла различные формы реализации более чем в сотне государств мира. Естественно, что в каждом из них функционируют отличные друг от друга политические режимы, а не сама президентская власть. Однако именно в зависимости от объема полномочий главы государства, системы его избрания, ряда других важных характеристик производится классификация государств (монархия или республика, абсолютная, дуалистическая или парламентарная монархия, президентская, президентско-парламентская, парла-

ментская республика и т.д.). Без изучения института главы государства невозможно говорить о серьезном исследовании системы государственной и политической власти той или иной страны.

Однако, как свидетельствует, целый ряд вопросов конституирования президентской власти в модели разделения властей в постсоветских государствах.

Не случайно в Казахстане, например, вокруг статуса Президента еще в начале 90-х гг. развернулись довольно открытые дискуссии.

Конституция Казахстана 1995 г., закрепив президентскую форму правления, спо-

Бауржан Алимович Мухамеджанов - кандидат юридических наук, министр внутренних дел Республики Казахстан.

собствовала существенному перераспределению полномочий между различными органами государственной власти, при этом особо была усилена президентская власть. Подобные процессы, которые никак нельзя признать казахстанской спецификой (напротив, здесь следуют общемировым тенденциям), охарактеризовал, в частности, Б.А. Майлыбаев: "Президентская власть необходима для организации и налаживания сложной системы общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, созидательной, интег-ративной и охранительной деятельности. Другие ветви власти не в состоянии взять на себя данную совокупность функций в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, обретающих особую динамику в переходный период"1.

Представление о "президентской власти" (Президенте Республики Казахстан как институте - "президентуре") в качестве особого институционального компонента государственной власти возникает в рамках институционально-функциональной теории государственной власти, связывающей последнюю с определенными функциями государственного управления, получающими свое правовое оформление в виде структурного деления власти на ряд компонентов с конституционно закрепленной компетенцией. Идеальный образец такого структурного деления, признанный конституционной нормой во многих странах, в том числе и в Казахстане, задает классическая теория разделения властей, подразумевающая три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

В последнее время в научной литературе все большую поддержку приобретает позиция, рассматривающая президентскую власть как самостоятельную в системе разделения властей, которая не относится в полной мере к исполнительной власти, а, исходя из конституционных полномочий, представляет собой самостоятельную ветвь власти. Хотя подобная позиция не соответствует классической теории разделения властей, в казахстанском правоведении в поддержку концепции о

существовании в Казахстане самостоятельной президентской ветви власти приводят то обстоятельство, что в Конституции Казахстана статьи, в которых определяются статус, права и обязанности Президента республики, составляют отдельную главу.

Так, в противовес классической теории анализ разделов Конституции Казахстана 1995 г., посвященных государственному управлению, и сопоставление конституционных норм с описанием реальных институтов государственной власти, действующих в стране, позволяют выделить большее число структурных институциональных компонентов государственной власти. В частности, особая группа конституционных норм, задающих обособленные институты власти, посвящена не только трем "классическим" ветвям власти, но также Президенту Республики Казахстан (как институту "президентской власти").

Известно, что процесс становления казахстанской государственности был не из легких. Это, конечно, сказалось и на становлении института Президента, который, по нашему мнению, прошел три основных периода в его законодательном и функциональном развитии: первый - с 24 апреля 1990 года по январь 1993 года - период становления и оформления казахстанской модели института Президента, второй - с 28 января 1993 года по август 1995 года -существование смешанной президентско-парламентской формы правления и третий - с 30 августа 1995 года по настоящее время - утверждение президентской модели. В основу предлагаемой периодизации института Президента Казахстана нами положены политико-правовые принципы, отражающие конституционный статус, функции, значение и место данного института в системе государственных органов. Для того чтобы более детально проследить эволюцию и развитие института Президента в Казахстане, рассмотрим каждый из этих периодов.

Отправной точкой развития государственной системы независимого Казахстана была модель, имевшая черты, сходные с моделью государственного устройства, присущей парламентским республи-

кам (Австрия, Италия, ФРГ, Чехия)2. В таких странах президент не обладает реальной исполнительной властью. Он формально утверждает решение правительства и реализует свои полномочия (кроме церемониальных и представительских) лишь по инициативе и с согласия правительства. Как правило, он может назначить лишь такое правительство, которое опирается на поддержку парламентского большинства. И при этом кто станет премьер-министром в правительстве, назначаемом президентом, обычно не связано с его волеизъявлением. Зачастую премьер-министром автоматически становится лидер партии (блока партий), победившей на парламентских выборах. Сам состав правительства зависит от степени доверия к нему парламента. Вследствие этого какие-либо изменения расстановки сил в парламенте неминуемо приводят и к изменениям в составе правительства.

Рассуждая о том периоде развития государственности в Казахстане, В.А. Ким справедливо, на наш взгляд, писал, что "Республика была не полностью парламентарной, так как самим законом об учреждении поста Президента заложены важнейшие элементы, которые в дальнейшем в своем развитии должны были усилить тенденции образования Республики с президентской формой правления. Имеется в виду то, что указанным законом к компетенции Президента был отнесен целый ряд важнейших вопросов государственной жизни. В этих условиях Республика не могла быть рассматриваемой как чисто парламентарная"3.

В апреле 1990 года на сессии Верховного Совете Казахской ССР был избран первый Президент тогда еще бывшей Казахской ССР, который был наделен ограниченными полномочиями в сравнении с нынешним его положением. Статус Президента определялся Законом Казахской ССР "Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР"4 от 24 апреля 1990 года. Данный Закон предусматривал всеобщие прямые при тайном голосовании выборы Президента сроком на пять лет.

Следует заметить, что в разделе IV Закона было установлено, что первый Президент Казахской ССР избирается Верховным Советом сроком на 6 лет. По итогам голосования за кандидатуру Н.А. Назарбаева проголосовало абсолютное большинство голосов депутатов Верховного Совета Казахской ССР.

В соответствии с Законом от 24 апреля 1990 года Президент Казахской ССР обладал правом неприкосновенности и мог быть смещен со своего поста только Верховным Советом в случае нарушения им Конституции.

Он выступал гарантом соблюдения прав и свобод граждан республики, Конституции и законов; принимал необходимые меры по охране суверенитета, безопасности, территориальной целостности; представлял Республику внутри страны и в международных отношениях; принимал верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; назначал и отзывал дипломатических представителей Казахской ССР в иностранных государствах и при международных организациях; вел переговоры и подписывал международные договоры Казахской ССР; решал вопросы принятия в гражданство Казахской ССР, предоставления убежища; осуществлял помилование граждан, осужденных судами Казахской ССР.

Другая часть полномочий определяла статус Президента в его взаимоотношениях с иными органами государственной власти. Президент обеспечивал взаимодействие высших органов государственной власти и управления Казахской ССР. В соответствии с законом Президент должен был способствовать осуществлению полновластия Советами народных депутатов. Многие решения в рамках своих должностных полномочий он мог принимать лишь совместно с Верховным Советом. В частности, поддержка последнего была необходима Президенту при решении кадровых вопросов, введении чрезвычайного положения.

Президент представлял Верховному Совету Казахской ССР ежегодные докла-

ды о положении Республики и периодически информировал Верховный Совет о наиболее важных вопросах внутриполитической и внешнеполитической деятельности Казахской ССР.

Он был обязан представлять Верховному Совету кандидатуры на пост Председателя Совета Министров, Председателя Комитета народного контроля, Председателя Верховного суда, Главного государственного арбитра; входить с представлениями в Верховный Совет об освобождении указанных должностных лиц от обязанностей, за исключением Председателя Верховного суда. Президент должен был при решении вопроса об отставке либо принятии отставки Совета Министров консультироваться с Верховным Советом. При этом решающий голос оставался за Верховным Советом, который принимал отставку правительства или отклонял ее. Члены правительства утверждались также Верховным Советом на основании представления Президента с согласия Председателя Совета Министров.

Функции главы республики в области законотворчества ограничивались правом подписывать законы или возвращать их со своими возражениями не позднее чем в двухнедельный срок для повторного обсуждения и голосования.Если Верховный Совет большинством в две трети голосов от общего числа народных депутатов подтверждал ранее принятое им решение, Президент обязан был подписать закон.

Основной объем исполнительной власти принадлежал Совету Министров во главе с его Председателем. Президент же мог председательствовать на заседаниях Совета Министров, приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров, актов министерств и государственных комитетов только в случае их несоответствия Конституции и законам Республики. Таким образом, исполнительные функции государственной власти в Казахской ССР были разделены между Президентом и правительством. Деятельность Президента и Совета Министров строилась на основе функционирования раздельных обслуживающих подразделений: Аппарата Президента и Уп-

равления делами Совета Министров. Правительство, осуществляя основные полномочия исполнительной власти, было подчинено Верховному Совету юридически и фактически действовало под его руководством. В принятии решений решающую роль играл Верховный Совет.

По мнению А.С. Сарсенбаева, "при такой расстановке сил институт президентства не мог в полной мере соответствовать своему призванию - повышать эффективность государственного управления, содействовать укреплению независимой государственности, становлению стабильной системы власти в стране". Он отмечал, что доминирование в политической системе в тот период Верховного Совета в условиях перехода к новым экономическим отношениям, социальной трансформации снижало оперативность управления и динамику реформирования5.

В этой связи, несколько забегая вперед, необходимо отметить, что реформирование государственности в дальнейшем пошло по пути объединения обеих ветвей высшей исполнительной власти под руководством главы государства, что дало ему возможность прямо и без промедления влиять на складывающуюся в стране ситуацию.

Здесь, на наш взгляд, уместно провести параллель с тем, что привело к радикальным изменениям в конституционном строе Франции в 1958 году, внесшим существенные изменения в практику реализации принципа разделения властей. В то время в этой стране разразился острый политический кризис. Парламентаризм, доведенный до крайности, вызвал резкое ослабление исполнительной власти. В это же время начался мятеж в колонии Франции - Алжире. Беспорядки могли перекинуться на метрополию. В сложившейся ситуации французские парламентарии пошли на то, чтобы поступиться своими привилегиями в целях утверждения сильной исполнительной власти и преодоления кризиса. 1 июня 1958 года во главе правительства встал Шарль де Голль. Ему были предоставлены широкие полномочия, включая полномочия по выработке и представлению на референдум нового Основного

закона государства. Проект новой конституции был закончен в рекордно короткие сроки. 28 сентября 1958 года состоялся референдум, на котором была принята новая Конституция Франции. На все от начала работы до проведения референдума ушло примерно три с половиной месяца. 4 октября 1958 года новая Конституция была промульгирована и вступила в силу6.

25 октября 1990 г. была принята "Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР"7, в которой прямо говорится о принципе разделения властей. В соответствии с ней законодательная власть осуществлялась Верховным Советом. Президент являлся главой Казахской ССР и обладал высшей распорядительной и исполнительной властью, а высшая судебная власть принадлежала Верховному суду.

Данный этап был характерен тем, что сохранялись прежние институты власти в лице Верховного Совета и Совета Министров. Эти органы, естественно, не хотели делить свои полномочия с недавно появившимся на арене государственной жизни Президентом, который должен был в тесном сотрудничестве с ними выполнять свои функции и иметь большие прерогативы. Наличие в государстве сильного Президента - главы исполнительно-распорядительной власти и сильного парламента могло привести к их конфронтации и, как следствие этого, к большому политическому кризису. Как полагает Майлыбаев Б.А., "сложилась такая система власти, которая вместо того, чтобы разрешать противоречия, сама могла в любой момент превратиться в источник конфликтов"8.

Чрезвычайно важным с точки зрения реформирования государственной системы Республики Казахстан в направлении перехода к президентской республике стал принятый 20 ноября 1990 года Закон Казахской ССР "О совершенствовании государственной власти и внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР"9.

В новой редакции Конституции Казахской Республики статья 144 описывала

полномочия Президента следующим образом: "Главой Казахской Советской Социалистической Республики, ее высшей исполнительной и распорядительной властью является Президент Казахской ССР".

Согласно этой же статье Президент осуществлял руководство деятельностью Кабинета Министров, который утратил свой статус Правительства республики.

Были упразднены Президиум Совета Министров, должности Председателя Совета Министров, первых заместителей и заместителей Председателя Совета Министров и учреждены посты премьер-министра Кабинета Министров и государственных советников Казахской ССР. Также была учреждена должность вице-президента Казахской ССР, который избирался Верховным Советом по представлению Президента.

Глава государства назначал премьер-министра; образовывал и упразднял министерства и государственные комитеты; отменял либо приостанавливал действие актов центральных исполнительных органов в случае противоречия их законам. Изменения, внесенные в ст. 116 Конституции, указывали, что Кабинет Министров образовывается Президентом, его состав утверждается Верховным Советом по представлению Президента. Этим же законом устанавливалась подотчетность Кабинета Министров не только Верховному Совету, но и главе Республики. Таким образом, в результате принятия Закона от 20 ноября 1990 года произошла консолидация исполнительной власти и значительно усилился институт президентства. Президент стал возглавлять всю исполнительную вертикаль. Аппарат Президента был объединен с аппаратом Кабинета Министров в единый Аппарат Президента Казахской ССР. Развитие взаимоотношений Президента и Кабинета Министров было конкретизировано в Законе "О Кабинете Министров Казахской ССР" № 104 от 25 июня 1991 года.

В президентских республиках, на которые ориентируется Казахстан в процессе строительства государственности, статус и полномочия президента иные. В государственном механизме таких республик

президент обычно избирается независимо от парламента (прямым или косвенным голосованием населения) и совмещает полномочия главы государства и правительства. Пост премьер-министра здесь либо отсутствует, либо выполняет вспомогательно-координационную функцию. Само правительство обычно формируется из числа тех членов той партии, к которой принадлежит президент. В классической модели президентской республики (США) президент наделен широкими полномочиями, но он действует лишь в пределах федеральной исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не может единолично управлять всем государственным аппаратом. Его противовесами в этой сфере выступают Конгресс и Верховный суд. В президентской республике главу государства нельзя уволить в отставку по политическим мотивам, да и судьба правительства здесь прямо не зависит от изменений в соотношении сил между различными партиями в парламенте. В этой системе действует принцип "сдержек и противовесов", так как классическая модель создает возможности для эффективного контроля парламента за исполнительной властью вследствие отсутствия у президента права роспуска парламента.

В марте 1990 года на внеочередном III съезде народных депутатов СССР состоялось голосование за учреждение поста Президента СССР. "За" проголосовали 1329 депутатов СССР из 2245-ти, и был принят Закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР"11. Этот закон стал точкой отсчета становления президентской власти в союзе СССР и союзных республиках.

Введению президентства в Казахстане предшествовал глубокий кризис в политике и экономике. Он охватил в 1985-1990 годах Советский Союз и входившие в него республики. Это привело к распаду Союза ССР и образованию самостоятельных государств. Одним из них был Казахстан, провозгласивший себя суверенной республикой в 1990 году. Неблагоприятная социально-политическая и экономическая

ситуация в стране, а также царившая эйфория независимости и демократизации требовали незамедлительных глобальных реформ во всех сферах общественной жизни, особенно в государственном управлении. Нужна была сильная, независимая власть, призванная установить политическую и экономическую стабильность.

С этого момента на арену государственной системы в Казахстане в качестве главного ее звена стала выдвигаться сильная власть Президента. Именно такая форма государственности стала распространяться и в других странах Центральной Азии, которые ранее входили в Союз ССР. Этот выбор, на наш взгляд, связан с многовековыми традициями региональной политической культуры, а также советским наследием с ярко выраженной персонификацией власти. Не случайно после обретения суверенитета в государственном устройстве этих стран сохранились такие его прежние черты, как концентрация власти на вершине исполнительной вертикали и иерархизация. В то же время при прочих условиях исход политических процессов, как известно, во многом определяют политико-культурные нормы, ценности и установки.

Закрепленная в Конституции Казахстана модель президентуры подразумевает особое положение Президента в системе разделения власти и механизме сдержек и противовесов. Данная модель всенародно избранного Президента - выразителя общенациональных интересов находит подтверждение в его конституционном статусе главы государства. В установленном Конституцией Республики Казахстан порядке он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Республики Казахстан, осуществляя государственную власть, будучи главой государства, принимает участие в осуществлении каждой из разновидностей единой государственной власти своих функций, непосредственно взаимодействуя с органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Президент Республики Казахстан является системообразующим элементом рассматриваемой

системы, поскольку он является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности страны, обеспечивает соблюдение Конституции и взаимодействия органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Президента складывается из совокупности норм, регламентирующих место главы государства в системе органов государственной власти, его взаимоотношений с ними.

Такая практика имеет как преимущества, так и недостатки. Преимуществом ее выступает повышение уровня персонифицированного представительства государства внутри страны и в международных отношениях. Одним из принципиальных недостатков является то, что Президент как глава государства не находит себе четкого места в системе разделения властей, стоя как бы над всеми ними, что принижает статус и парламента, и правительства, и органов судебной власти. Такое своеобразное положение Президента вызывало в середине 1990-х годов рассуждения о необходимости выделения четвертой ветви власти, осуществляемой Президентом, - президентской (распорядительной) власти.

В Казахстане Президент страны -единственное должностное лицо высшего государственного ранга, которое занимает свой пост в результате всеобщих выборов общенародным волеизъявлением. Все остальные значимые должности, влияющие на выработку и реализацию экономической политики на государственном уровне - премьер-министр, министры и даже такие формально зависящие от парламента посты, как, например, председатель Национального банка и др., - замещаются либо непосредственно решением Президента Казахстана, либо с его санкции или согласия.

Но в дальнейшем фактические рычаги влияния на экономическую политику в повседневной практике находятся в руках правительства и его органов. Наличие высочайших полномочий и одновременно адекватного уровня ответственности в сфере экономики у Президента перед народом в условиях не всегда очевидного и

четкого разграничения реальных функций с правительственными органами и региональными властями порождает неоправданные противоречия. Нередко Президент вынужден вмешиваться в текущие дела не своего уровня, потому что они доводятся до критического состояния исполнителями, "прячущимися" в тень Президента страны.

В этих условиях весьма актуальным является уточнение ролей Президента в разработке и реализации социально-экономической стратегии и политики и более четкое доведение до всех слоев общества действительного распределения ответственности за компоненты управления экономикой и социальным развитием в стране. Вместе с тем необходимо обеспечение более высокой степени практического влияния Президента страны на стратегическое содержание экономической политики, а также создание механизмов контроля со стороны Президента в части достижения нужной результативности мероприятий в сфере экономических трансформаций.

Таким образом, казахстанская конституционная модель нацелена на утверждение сильной и эффективной президентской власти как необходимого условия сильной и эффективной исполнительной власти. Немаловажное значение для определения как места главы государства в системе органов государственной власти Казахстана, так и формы правления имеет характер взаимоотношений Президента Казахстана и Правительства, осуществляющего исполнительную власть. Многие полномочия Президента Казахстана либо имеют непосредственно исполнительную природу, либо максимально приближены к исполнительной власти. Президент осуществляет целый ряд функций исполнительной власти; именно он определяет содержание деятельности Правительства страны и всей исполнительной власти.

Если исследовать конституционно-правовую модель Казахстана не с точки зрения абстрактного соответствия или несоответствия некоему идеалу, а с точки зрения современных реалий, то стано-

вится очевидной необходимость сильной президентской власти в Казахстане как арбитражного, контрольного и объединяющего института в системе государственной власти.

Приведенная функциональная характеристика представляет Президента Республики Казахстан как институт, призванный обеспечить взаимодействие властей, их реальное разделение. При этом сам институт Президента Казахстана не должен включаться ни в одну из ветвей власти, хотя в этом многие исследователи видят непоследовательность системы разделения властей, нашедшей свою реализацию в стране.

Проблема соотношения полномочий Президента и Правительства свойственна не только Казахстану, России, но и другим странам, где Президент не возглавляет Правительство.

Таким образом, в Казахстане, России, во многих других постсоветских государствах институт Президента по своей роли и предназначению в системе государственной власти может быть охарактеризован как четвертая, самостоятельная от других президентская ветвь. Причем в значительной мере эта ветвь власти преобладает над другими. При этом, однако, надлежит четко понимать: чтобы не допустить превращения президентской власти в подобие монархической, следует четко разграничивать полномочия Президента и полномочия других органов государственной власти. Конструкция власти, по нашему мнению, должна строиться по принципу "сильный Президент - сильный парламент".

Существование наряду с другими ветвями государственной власти самостоятельной президентской ветви власти признается многими государствоведами. В частности, в России, по мнению Л.А. Окунькова, с закреплением конституционной самостоятельности Правительства как федерального органа, осуществляющего наряду с Президентом, парламентом и судами Российской Федерации государственную власть, качественно по-иному стала развиваться модель разделения властей12. По Конституции Российской Федерации, Президент и Правительство

представляют собой облеченные сильными полномочиями и постоянно взаимодействующие друг с другом президентскую и исполнительную власти13. Президентская власть в таком контексте предстает как четвертая ветвь власти.

С одной стороны,неотнесение президентской власти к определенной рубрике триады власти в сочетании с расплывчатостью и эластичностью статутных формулировок, с другой - наделение Президента Республики Казахстан обширными и разнохарактерными правомочиями вызывают немало споров о роли Президента Республики Казахстан и различную интерпретацию вопроса о природе президентской власти в системе разделения властей.

На наш взгляд, действующая Конституция Республики Казахстан и практика последних лет позволяют говорить о становлении самостоятельной президентской ветви власти. От эффективного использования полномочий Президента зависит устойчивая работа всего государственного механизма. Включение четвертой ветви в классическую триаду (законодательная, исполнительная, судебная ветви власти) отражает фактическое место Президента Республики Казахстан в государственном механизме.

Исторический опыт показывает, что формальный статус высшего руководителя, формы и уровни разделенной государственной власти, конкретного государственного органа еще не являются гарантией того, что закрепленные за ними функции и полномочия будут осуществляться действительно в интересах могущества страны и благосостояния граждан. Нужны еще многие дополнительные условия, факторы и механизмы, которые бы отслеживали, оценивали, стимулировали либо санкционировали их деятельность. Среди них первостепенная роль отводится: наличию четко и ясно провозглашенной и выверенной государственной политики; признаваемым обществом идеалам, ценностям и целям; действующим в среде самих властей предержащих потребностей и интересов, мотивов и ориентаций; общественному мнению, средствам массовой

информации; реальным контрольным механизмам, способным своевременно вскрывать негативизмы, и,конечно, всему комплексу процессов, охватываемых понятием "кадровая работа". Когда общество устами множества информационных источников говорит о массе злоупотреблений в государственном аппарате, а власть делает вид, что ничего не слышит, трудно надеяться на позитивное восприятие обществом решений и действий органов государственной власти. Принято считать, что в демократическом государстве главным образом действует право. Хотелось бы уточнить: прежде всего доверие и уважение к праву и государственной власти, которая его формирует и обеспечивает эффективную реализацию.

1 Майлыбаев, Б.А. Становление и эволюция института Президента Республики Казахстан: проблемы, тенденции, перспективы (опыт политико-правового исследования). Алматы, 2001. С. 444.

2 Калинина, И. Парламентарные республики Восточной Европы и институт президентства: опыт Чешской Республики // Конституционное и муниципальное право. 2000. № 2. С. 32-37.

3 Ким, В.А. Годы созидания. Анализ политических и конституционно-правовых взглядов первого Президента Республики Казахстан. Ал-маты, 2000. С. 279.

4 Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1990. № 8. С.190.

5 Сарсенбаев, А.С. Институт президентства в политическом пространстве Казахстана. В кн.: Институт президентства в новых независимых государствах. Материалы международной конференции. Алматы, 2001. С. 18,19.

6 Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года / Конституции государств Европейского союза. М., 1997. С. 665-682.

7 Казахстан: этапы государственности. Конституционные акты / Сост. Ж. Баишев. Алматы,

1997. С. 369.

8 Майлыбаев, Б.А. Институт Президента: традиции демократического конституционализма и опыт Республики Казахстан. Алматы,

1998. С. 55.

9 Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1990. № 47. С.431.

10 Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1991. № 27. С.355.

11 Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 21. С. 189.

12 Окуньков, Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М.: ИНФРА. М-НОРМА, 1996. С. 77.

13 Подробнее см.: Авакьян, С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 156-157; Окуньков, Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. М., 1996. С. 1-21, 77-85; Ноздрачев, А.В. Конституционные основы исполнительной власти в РФ // Исполнительная власть в РФ. М., 1996. С. 4-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.