я®*»»
ГОС
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.СТРАНОВЕДЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВАКАК ИНСТИТУТ КАЗАХСТАНСКОГО ПРАВА
DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2014.4.4
Исламбеков Айбек Жаншиевич, магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Аннотация. Законодательная инициатива является важнейшим правовым
институтом законодательного процесса. В статье проведено сравнительно-правовое исследование соответствующих российских и казахских правовых институтов. Казахское законодательство о праве законодательной инициативы рассмотрено в динамике; история парламентаризма ведется, по мнению автора, с 1905 года и активно продолжается в современных условиях. В ретроспективном анализе выявлено, что в процессе конституционной реформы 1995 года право законодательной инициативы утратили судебные органы: Верховный суд и Высший арбитражный суд. Автором проанализированы причины и предпосылки данного правотворческого решения. Интересен сравнительный анализ форм реализации права законодательной инициативы в двух странах. Так, в Республике Казахстан существует форма, отсутствующая в России, а именно: внесение проектов нормативных постановлений Парламента по вопросам введения в действие законов. Имеются существенные отличия в заключении правительств при принятии законов, требующих бюджетных расходов. Ключевые слова: законодательство Казахстана, законодательная инициатива, законодательный процесс, стадии законотворчества, правотворчество, проект закона, законопроект, заключение правительства.
Одной из главных функций парламента Республики Казахстан, является принятие законодательных актов. Согласно Конституции «Парламент Республики Казахстан является высшим представительным
Право и современные государства 2014 / № 4
органом Республики, осуществляющим законодательные функции»1.
В правовой литературе Казахстана вопросы стадии возникновения и развития парламентаризма в стране являются дискуссионными. Большинство правоведов едины во мнении, что в Казахстане традиции демократического обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам развития государства и права существовали со времен первых казахских ханств. Это был период степной демократии, имеющей свою специфику и особенности. Позже, когда страна находилась в составе Российской империи, «вовлеченность представителей казахской интеллигенции в политические процессы, происходящие в России после октября 1905 года, способствовала формированию в казахстанском обществе идей парламентаризма» - пишет профессор А.К. Котов2. Их носителями стали видные деятели Степного края, пытавшиеся создать после Февральской буржуазно-демократической революции автономное национально-демократическое государственное образование «Алаш». Идеям парламентаризма как теории и опыту представительного осуществления законодательной власти на принципе «разделения властей», суждено было реализоваться лишь после распада СССР
Интерес представляет следующая позиция правоведов в отношении периодизации истории развития казахстанского парламентаризма:
• досоветский этап (1905 год - октябрь 1917 года);
• советский этап (октябрь 1917 года - 1990 год);
• постсоветский этап возрождения и формирования казахстанского парламентаризма (1990 год - по настоящее время).
Анализ этапов становления парламентаризма в Казахстане говорит о том, что парламентаризм - это явление, как и в любой стране, присущее казахскому народу с момента зарождения государственности. История современного парламентаризма независимого Казахстана весьма многообразна. Длительное время парламентаризм в республике идентифицировался с Верховным Советом как высшим представительным органом. По мнению академика Г.С. Сапаргалиева, законом «О государственной независимости Республики Казахстан» был сделан важный шаг для создания казахстанского парламента и парламентаризма. В книге «На пороге XXI века» первый президент Казахстана Н.А. Назарбаев пишет: «Парламентаризм - это составная часть демократии. Но становление парламентаризма в странах СНГ проходит непросто... в новых условиях парламент должен выполнять уже иную функцию, роль которой возросла в условиях становления государственности и переходного периода. Это согласование социальных и национальных запросов, артикуляция их в общенациональный интерес, интерес государства, а значит - выражение
1 Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 1996. - № 4. - С. 217.
2 Котов А.К. Новая Конституция Казахстана и становление парламентаризма в республике с президентской формой правления // Вестник МПА. - 1996. - № 3. - С. 59.
воли всего народа»1.
На современном этапе правовое регулирование института законодательной инициативы в Республике Казахстан осуществляется несколькими важнейшими правовыми актами. Это, в первую очередь, Конституция, Регламент Парламента, Регламент Сената Парламента, а также Регламент Мажилиса Парламента2. Согласно названным актам в этом институте выделяются следующие принципы:
1. Равенства всех субъектов законодательной инициативы. Это означает, что они все имеют право внести законопроект по любому вопросу правотворческой деятельности. Равенство субъектов выражается и в том, что законопроекты должны рассматриваться в порядке очередности, независимо от занимаемого субъектами положения, их должности, возраста.
2. Отсутствия препятствий для реализации законодательной инициативы. Субъект права законодательной инициативы может реализовать свое право в любой момент, не согласовывая ни с кем свое желание. Планирование законодательной деятельности парламента не должно этому препятствовать.
3. Личного осуществления права. Право законодательной инициативы может и должно быть реализовано только самим субъектом, обладающим им.
4. Обязательности рассмотрения. Внесенный субъектом права законодательной инициативы законопроект принимается и рассматривается палатой (Сенатом или Мажилисом) Парламента Республики Казахстан. Парламент не связывает свое решение с волей субъекта законодательной инициативы.
Право законодательной инициативы осуществляется в формах внесения проектов:
а) новых законов;
б) законов об изменениях, дополнениях и отмене действующих законов;
в) нормативных постановлений Парламента по вопросам введения в действие законов.
Согласно ст. 61 Конституции Республики Казахстан, субъектами законодательной инициативы являются Президент Республики, депутаты Парламента и Правительство. Государственные органы (кроме Правительства), граждане (кроме депутатов Парламента), общественные
1 Назарбаев Н. На пороге XXI века. - Алматы: Атамура, 2003.
2 Постановление Парламента Республики Казахстан от 20 мая 1996 года «О Регламенте Парламента Республики Казахстан» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996. № 6-7. Ст. 227; Постановление Сената Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года «Регламент Сената Парламента Республики Казахстан»; Постановление Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года «Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 1996. - № 3. - Ст. 213-216.
Право и современные государства
объединения не обладают правом законодательной инициативы. Они могут разрабатывать проекты законов и вносить их в Мажилис лишь через депутатов и Правительство. Прежде, согласно Конституции 1993 года, право законодательной инициативы принадлежало депутатам Верховного Совета, Президенту, Кабинету Министров, Верховному суду и Высшему арбитражному суду. Таким образом, в Конституции РК 1995 года отсутствуют два прежних субъекта права законодательной инициативы: Высший арбитражный суд и Верховный суд.
Высший арбитражный суд прекратил свое существование как орган государственной власти и, соответственно, утратил право законодательной инициативы. Что касается Верховного суда, то его исключение из числа субъектов права законодательной инициативы не совсем ясно. Авторы Конституции 1995 года стремились упорядочить процесс осуществления внесения законопроектов в Мажилис. Однако в данном случае не были учтены объективные потребности в Верховном суде как субъекте права законодательной инициативы, обусловленные местом этого органа в системе других государственных органов нашего государства и его работой по совершенствованию законодательства. В Российской Федерации, согласно ст. 104 Конституции, право законодательной инициативы принадлежит в числе прочих Конституционному Суду, Верховному Суду по вопросам их ведения, т.е. всем высшим судебным инстанциям. Согласно ст. 75 Конституции Казахстана Судами Республики являются Верховный Суд, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. В этой связи мы считаем, что наделение Верховного Суда Республики правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения было бы вполне обоснованным и соответствующим правовым реалиям.
Отдельного рассмотрения заслуживает также и Президент Республики Казахстан как субъект законодательной инициативы. Впервые президента правом законодательной инициативы наделила Конституция, принятая 28 января 1993 года на IX сессии Верховного Совета Республики Казахстан XII созыва1. Согласно основам конституционного строя того времени, президент являлся главой государства и возглавлял единую систему исполнительной власти Республики2.
Политический кризис, возникший в результате сложения большей частью депутатов Верховного Совета XII созыва своих полномочий, что в дальнейшем привело к его самороспуску, вызвал необходимость в принятии Закона «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий»3. В соответствии с указанным законом Президенту было предоставлено право на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного
1 Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 года // Конституции стран СНГ / Сост. Ю.Булуктаев. Алматы: - Жети Жаргы. - 1999.
2 Там же.
3 URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=00018&all=all
Совета издавать на основе и во исполнение Конституции акты, имеющие силу закона. Также определено, что такие акты действуют до принятия соответствующих законов1. Однако проведенные 7 марта 1994 года выборы нового Верховного Совета Постановлением Конституционного Суда Республики Казахстан от 6 марта 1995 г. были признаны нелегитимными, что послужило основанием к пролонгированию реализации вышеуказанного Закона.
Тем самым в этот сложный для Казахстана период центр тяжести в принятии необходимых законодательных актов, которые положили бы основу новой экономической системы, целиком был перемещен на Президента. Само же право законодательной инициативы Президента являлось лишь формальностью и не могло быть фактически реализовано, так как не было образовано законодательного органа, куда бы Президент мог внести свой законопроект В данный период было принято в общей сложности более 140 имеющих силу закона указов Президента по всем основным направлениям жизнедеятельности, которые помогли стране укрепить темпы реформ, прежде всего экономических, и четко определить курс развития2.
Между тем, несмотря на положительные эффекты в экономике Казахстана в период действия Закона о временном делегировании дополнительных полномочий, необходимо было соблюсти принцип разделения властей. Так, например, Джон Милтон еще в 1649 году отмечал, что «во всех мудрых народах законодательная власть и власть исполнительная обычно разделены и находятся в разных руках»3.
В результате проведенного 30 августа 1995 г республиканского референдума была принята новая Конституция Республики Казахстан. Работа над проектом Конституции была поручена Экспертно-консультационному совету при Президенте, в состав которого входили выдающиеся казахстанские специалисты (Ю.Г. Басин, В.А. Ким, А.К. Котов, Е.К. Нурпеисов, ГС. Сапаргалиев, Н.А. Шайкенов и другие), а также иностранные эксперты (например, председатель Конституционного совета Франции Р. Дюма)4. Следует отметить и ведущую роль президента Н.А. Назарбаева в подготовке проекта Основного закона страны.
Согласно новому конституционному порядку Парламент Республики является высшим представительным органом, осуществляющим
1 Закон Республики Казахстан «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» от 10 декабря 1993 г. утратил силу в соответствии с Законом Республики Казахстан «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан» от 20 декабря 2004 года № 12-3 // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1993. № 23-24.
2 Назарбаев Н. Казахстанский путь. Караганда. - 2006. - С. 70.
3 Wormuth F.D. The Origins of Modern Constitutionalism: New York, 1948. Vol. I. Р. 69.
4 Постановление Президента РК «Об Экспертно-консультативном совете при Президенте Республики Казахстан по проекту новой Конституции Республики Казахстан» от 22 мая 1995 года № 2292. - online.prg.kz/auth.asp?url=%2Fauth_nph_lawyer.asp%3Fuid%3DFAD6494E-83B4-4B9E-AC2E-E74CA25D6030 %26doc id%3D30046356
Право и современные государства
законодательные функции. Исполнительная власть целиком была отдана в руки Правительства, возглавляющего единую систему исполнительных органов и осуществляющего руководство их деятельностью. Судебная власть была закреплена за судами во главе с Верховным Судом. Функции конституционного контроля были поручены Конституционному Совету. При этом Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Таким образом, Президент не был отнесен к какой-либо ветви власти expressis verbis. Являясь символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом1.
Следует также отметить, что концепция Президента-арбитра наиболее была развита опытом Пятой Французской Республики. Как пишет РБалицки, «анализируя конструкцию французской системы государственного устройства, можно сказать, что создатели Конституции не планировали для главы государства роли непосредственного участника политической жизни»2. Статья 5 Конституции Франции определяет, что Президент следит за соблюдением Конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства, является гарантом национальной независимости, целостности территории и со-блюдения международных договоров3. Тем временем управление текущей политикой было отдано в руки правительства под руководством премьер-министра. Далее РБалицки пишет, что активная роль президента в инициировании законопроектов не находит своего обоснования в нормах французской Конституции4. Так, согласно ее ст. 39 законодательная инициатива одновременно принадлежит премьер-министру и членам парламента. При этом президент страны в качестве субъекта такой инициативы не определен.
Подобным образом Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года до конституционной реформы 2007 года наделяла правом законодательной инициативы лишь депутатов парламента и правительство. Согласно Постановлению Конституционного Совета от 8 июня 2001 года № 8/2 нормы п. 1 ст. 61 Конституции следует понимать так, что правом внесения проекта закона в парламент наделены только депутаты парламента и правительство, и реализуется это право исключительно в Мажилисе
1 Конституция Республики Казахстан.
2 Balicki R. Udzial Prezydenta Rzeczypospolitej Polskiej w post^powaniu ustawodawczym. Wroclaw, 2001. P. 33.
3 Конституция Французской Республики от 04 октября 1958 года // Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. Л.А.Окунькова. - М., 1997. - C. 668-682.
4 Balicki R. Op cit. P. 33.
(нижней палате)1.
Между тем отсутствие права законодательной инициативы у президента не могло быть предопределяющим фактором того, что глава государства оставался вне сферы инициирования проектов законов. Во-первых, в соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции РК президент имеет право поручить правительству внести законопроект в Мажилис Парламента. Необходимо отметить, что данное право было сохранено за президентом и после конституционной реформы 2007 года, наделившей его самостоятельным правом законодательной инициативы. Во-вторых, согласно п. 2 этой же статьи Конституции президент имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта срочным. Это означает, что парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении парламентом настоящего требования президент вправе издать указ, имеющий силу закона, который будет действовать до принятия парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке.
В этой связи, представляется объективной постановка вопроса о том, носило ли полномочие президента в поручении правительству о внесении проекта закона в Мажилис Парламента черты косвенного права законодательной инициативы?
Профессор Л. Гарлицки пишет, что каждая конституция «содержит клаузулы и формулировки, значение которых только сейчас требует выяснения»2. В действительности, конституционный порядок каждого государства образуется сложным синтезом норм конституции, законов, изменяющих и дополняющих ее, конституционных (органических) законов. Содержащиеся в них понятия и процедуры не всегда четко сформулированы и ясны по содержанию. Выяснение смысла данных понятий и процедур представляется возможным лишь при их надлежащем толковании.
Так, согласно пп. 4 п. 1 ст. 72 Конституции Республики Казахстан правом официального толкования норм Конституции наделен Конституционный Совет. Именно данный государственный орган несет всю полноту ответственности за правильное и точное раскрытие смысла норм Конституции. Постановления Конституционного Совета об официальном толковании норм Конституции являются непосредственным источником прецедентного конституционного права. Одновременно с Конституцией они образуют ядро всей отрасли конституционного права и основание системы
1 Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 8 июня 2001 года № 8/2 «Об официальном толковании пунктов 1 и 4 статьи 61 Конституции Республики Казахстан», утратившее силу в соответствии с Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 8 ноября 2007 года № 9 «О пересмотре некоторых нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» // constcouncil.kz/rus/resheniya/? cid=11&rid=140.
2 Garlicki L. Zasady okreslaj^ce dzialalnosc orzecznicz^ s^dow konstytucyjnych // Prawo i kontrola jego zgodnosci z konstytuj / E. Zwierzchowski (red.). Warszawa, 1997. P. 125.
Право и современные государства
действующего права Республики Казахстан1.
Между тем в науке конституционного права многих стран отсутствие права законодательной инициативы президента не всегда означает отсутствие возможности законодательной инициативы. Так, например, польская наука конституционного права различает понятия «законодательная инициатива» и «право законодательной инициативы», означающее определенное Конституцией полномочие субъекта по внесению законопроекта в парламент. Как пишет профессор Б. Банашак, данное полномочие создает обязанность парламента рассмотреть этот законопроект2.
В свою очередь согласно п. 1 ст. 15 Конституционного закона РК «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» законодательной инициативой является официальное внесение субъектом права законодательной инициативы текста проекта закона или иного законодательного акта парламента, обязательное к рассмотрению парламентом. Подобным образом п. 1 Правил реализации права законодательной инициативы президента Республики Казахстан3 под законодательной инициативой президента понимает официальное внесение президентом своим специальным посланием на рассмотрение Мажилиса проекта законодательного акта. Тем самым законодательная инициатива является способом реализации права законодательной инициативы, что выступает за нетождественностью понятий «законодательная инициатива» и «право законодательной инициативы». Однако необходимо отметить, что с законодательной инициативой может выступить только субъект права законодательной инициативы.
Понимание законодательной инициативы в материальном смысле, выступающей в качестве начального этапа законотворческого процесса, начала работы над проектом закона, является типичным для конституционного права многих современных стран, в которых президент активно участвует в законотворческом процессе4. Между тем в формальном смысле законодательная инициатива президента Казахстана отличается от президентской законодательной инициативы других стран. В п.1 ст.44 Конституции РК определено, что президент обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики. Несмотря на то, что в Конституции не определены форма и порядок такого
1 Котов А. Толкование Конституции и формирование прецедентного конституционного права // Конституционное правосудие. - 2003. - № 3 (21).
2 Banaszak В. Рга\«о konstytucyjne. Warszawa: С. Н. Веек, 2004. Р. 167.
3 Правила реализации права законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, утвержденные Указом Президента Республики Казахстан от 21 сентября 2007 года № 413 «О мерах по обеспечению права законодательной инициативы Президента Республики Казахстан и приведению некоторых актов Президента Республики в соответствие с Конституцией Республики Казахстан» // online.prg.kz/doc/lawyer/? uid=275DEB6D-3C54-4707-A542- 58B169DD6CDA&doc_ id=30125199.
4 ВаАа и. Zasady tworzenia prawa. Warszawa, 1984. Р. 163.
обращения, на практике президент обращается с посланием к народу на совместном заседании палат парламента. Затем послание публикуется в официальной периодической печати. Специальное послание президента не имеет более привилегированной позиции в Мажилисе по отношению к постановлению правительства и представлению депутатов парламента в случае инициирования ими проектов законов. Однако в соответствии с п. 2 ст. 61 Конституции и п. 2 ст. 17 Конституционного закона РК «О Парламенте и статусе его депутатов» президент специальным посланием парламенту имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. Кроме того, следует подчеркнуть, что президент, правительство и депутаты парламента, выступающие в качестве субъектов права законодательной инициативы в законотворческом процессе, не находятся в равном положении. Так, например, согласно п. 6 ст. 61 Конституции проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения правительства. Между тем для проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис в порядке законодательной инициативы президента, наличие такого заключения не требуется.
Необходимо отметить, что активная роль главы государства в принятии законодательных решений находила свое выражение и до конституционной реформы 2007 года, наделившей президента правом законодательной инициативы. Анализ доктрины и практики зарубежных стран показывает, что наличие права законодательной инициативы президента обусловлено, прежде всего, степенью влияния парламента на процесс принятия решений правительством, в том числе на его формирование. При этом следует учитывать, что наделение президента таким правом не является перераспределением «центра тяжести» в инициировании проектов законов, так как главным ответственным органом за реализацию внутренней и внешней политики, по-прежнему, выступает правительство. В свою очередь роль президента в законотворческом процессе заключается в инициировании проектов законов, определяющих ключевые направления политики государства, а также законопроектов по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции главы государства1.
1 Проекты законов, внесенные в Мажилис в порядке законодательной инициативы Президента после конституционной реформы 2007 г.: проект Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан», проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственных наградах Республики Казахстан».
Право и современные государства
Библиографический список
1. Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 года // Конституции стран СНГ / Сост. Ю.Булуктаев. - Алматы: Жети Жаргы. - 1999.
2. Конституция Республики Казахстан, принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 1996. - № 4. - Ст. 217.
3. Конституция Французской Республики от 04 октября 1958 года // Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. Л.А.Окунькова. М., 1997. C. 668-682.
4. Закон Республики Казахстан «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» от 10 декабря 1993 г: прим. Закон утратил силу в соответствии с Законом Республики Казахстан «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан» от 20 декабря 2004 года № 12-3 // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1993. № 23-24.
5. Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».
6. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 8 июня 2001 г. № 8/2 «Об официальном толковании пунктов 1 и 4 статьи 61 Конституции Республики Казахстан», утратившее силу в соответствии с Постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 8 ноября 2007 г. № 9 «О пересмотре некоторых нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 г. № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».
7. Постановление Парламента Республики Казахстан от 20 мая 1996 года «О Регламенте Парламента Республики Казахстан» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996. № 6-7. Ст. 227.
8. Постановление Президента РК «Об Экспертно-консультативном совете при Президенте Республики Казахстан по проекту новой Конституции Республики Казахстан» № 2292 от 22 мая 1995 года. - online.prg.kz/auth. asp? url=%2Fauth_nphJawyer.asp%3Fuid%3DFAD6494E-83B4-4B9E-AC2E-E74CA25D6030 %26doc_id%3D30046356
9. Постановление Сената Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года «Регламент Сената Парламента Республики Казахстан»; Постановление Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 8 февраля 1996 года «Регламент Мажилиса Парламента Республики Казахстан» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996. № 3. Ст. 213-216.
10. Правила реализации права законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, утвержденные Указом Президента Республики Казахстан от 21 сентября 2007 г. № 413 «О мерах по обеспечению
права законодательной инициативы Президента Республики Казахстан и приведению некоторых актов Президента Республики в соответствие с Конституцией Республики Казахстан». - online.prg.kz/doc/lawyer/? uid=275DEB6D-3C54-4707-A542- 58B169DD6CDA&doc_id=30125199.
11. Проекты законов, внесенные в Мажилис в порядке законодательной инициативы Президента после конституционной реформы 2007 года: проект Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан», проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственных наградах Республики Казахстан».
12. Котов А.К. Новая Конституция Казахстана и становление парламентаризма в республике с президентской формой правления // Вестник МПА. - 1996. - № 3.
13. Котов А. Толкование Конституции и формирование прецедентного конституционного права // Конституционное правосудие. - 2003. -№ 3(21).
14. Назарбаев Н. Казахстанский путь. - Караганда, 2006.
15. Назарбаев Н. На пороге XXI века. Алматы: Атамура. 2003.
16. Bafia J. Zasady tworzenia prawa. Warszawa, 1984.
17. GarlickiL. Zasady okreslajqce dzialalnosc orzeczniczq sqdow konstytucyjnych // Prawo i kontrola jego zgodnosci z konstytuj E. Zwierzchowski (red.). Warszawa, 1997.
18. Balicki R. Udzial Prezydenta Rzeczypospolitej Polskiej w postqpowaniu ustawodawczym. Wroclaw, 2001. P. 33.
19. Banaszak B. Prawo konstytucyjne. Warszawa: C. H. Beck, 2004. - P. 167.
20. Wormuth F.D. The Origins of Modern Constitutionalism. New York, 1948. Vol. I. Р. 69.