Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ'

РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
322
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ / УСИЛИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / САМООЦЕНКА / УСТОЙЧИВЫЕ ПРИЧИНЫ / НЕУСТОЙЧИВЫЕ ПРИЧИНЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макарова Елена Александровна, Абросимова Елена Борисовна

Данная статья посвящена использованию музыкального образования для различных целей: от развития уже имеющегося музыкального таланта до музыкальной терапии для умственно отсталых детей. Следовательно, главным в музыкальном образовании должно быть не дальнейшее развитие уже имеющегося музыкального таланта у учащегося, а формирование эмоциональной сферы учащегося и развитие любви к музыкальной культуре во всех ее проявлениях. Музыкальная педагогика 21 века сделала в этом направлении достаточно много. Главное в педагогической деятельности - именно щадящий режим активного общения с музыкой, при котором степень ответственности за результат повышается постепенно, а процесс обучения проходит естественно, без принуждения. Многочисленные исследования в области музыкального образования показывают, что музыкальный талант необходим для дальнейшей профессиональной карьеры, однако для формирования гармонично развитой личности необходимо понимание музыки, наличие музыкальной культуры и способность оценить то или иное музыкальное произведение, для этого учащимся необходима мотивация и социальная поддержка, чтобы добиться успехов в музыке. Семейное окружение, общая музыкальная культура, индивидуальная заинтересованность очень важны для эффективного и успешного музыкального обучения, они играют гораздо более важную роль, чем музыкальные способности, простое наличие которых не может гарантировать творческих успехов, если учащийся не будет прикладывать усилия. Современные психолого-педагогические методики направлены на развитие эмоционального фона детей через музыку и на преодоление психологических страхов и зажимов. Именно поэтому музыкальные занятия могут быть использованы как развивающие для детей с умственной отсталостью или с заболеванием аутистического спектра, они помогают сформировать коммуникативные навыки и расширить сферу взаимодействия ребенка, учат преодолевать не только эмоциональное напряжение, но и мышечные зажимы, влияют на мелкую и крупную моторику ребенка, если он делает танцевальные движения в такт музыке или просто отбивает ритм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MUSIC IN STUDENTS EMOTIONAL DEVELOPMENT

This paper discusses the use of music education for various purposes: from musical talent development to therapy for mentally retarded children. Therefore, the main thing in music education should be the formation of emotional sphere and love for musical culture development rather than the further development of the students’ musical talent. The 21st century musical pedagogy has done a lot in this direction. The main thing in pedagogical activity is active communication with music in sparing mode, in which the degree of responsibility for the result increases gradually, and the learning process takes place naturally, without using compulsion. Numerous studies in the field of music education show that musical talent is necessary for a further professional career. However, for a harmoniously developed personality, understanding of music, presence of musical culture and the ability to appreciate a particular piece of music are necessary. For that, students need motivation and social support to achieve success in music. Family environment, general musical culture, and individual interest are very important for effective and successful musical education. They play a much greater role than the abilities for music, the mere presence of which cannot guarantee creative success without an effort. Modern psychological and pedagogical methodologies are aimed at developing children’s emotional background through music and at overcoming psychological fears and clamps. That is why the music lessons can be used as a developmental therapy for children with mental retardation or with an autism spectrum disease. They help to form communication skills and expand child's interaction scope, teach to overcome not only emotional stress, but also muscle clamps, affect the child's fine and gross motor skills, if the child dances to music or just beats the rhythm

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ»

Научная статья

УДК 372.878:316.613.4 ББК 74.200.54 М 15

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-3-303-37-47

РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ

Елена Александровна Макарова1^, Елена Борисовна Абросимова2

1Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия

2Таганрогский институт управления и экономики, Таганрог, Россия

1И makarova.h@gmail.com, http://orcid.org/0000-0002-5784-9430

2lenuar22@gmail.com

Аннотация. Данная статья посвящена использованию музыкального образования для различных целей: от развития уже имеющегося музыкального таланта до музыкальной терапии для умственно отсталых детей. Следовательно, главным в музыкальном образовании должно быть не дальнейшее развитие уже имеющегося музыкального таланта у учащегося, а формирование эмоциональной сферы учащегося и развитие любви к музыкальной культуре во всех ее проявлениях.

Музыкальная педагогика 21 века сделала в этом направлении достаточно много. Главное в педагогической деятельности - именно щадящий режим активного общения с музыкой, при котором степень ответственности за результат повышается постепенно, а процесс обучения проходит естественно, без принуждения.

Многочисленные исследования в области музыкального образования показывают, что музыкальный талант необходим для дальнейшей профессиональной карьеры, однако для формирования гармонично развитой личности необходимо понимание музыки, наличие музыкальной культуры и способность оценить то или иное музыкальное произведение, для этого учащимся необходима мотивация и социальная поддержка, чтобы добиться успехов в музыке. Семейное окружение, общая музыкальная культура, индивидуальная заинтересованность очень важны для эффективного и успешного музыкального обучения, они играют гораздо более важную роль, чем музыкальные способности, простое наличие которых не может гарантировать творческих успехов, если учащийся не будет прикладывать усилия. Современные психолого-педагогические методики направлены на развитие эмоционального фона детей через музыку и на преодоление психологических страхов и зажимов. Именно поэтому музыкальные занятия могут быть использованы как развивающие для детей с умственной отсталостью или с заболеванием аутистического спектра, они помогают сформировать коммуникативные навыки и расширить сферу взаимодействия ребенка, учат преодолевать не только эмоциональное напряжение, но и мышечные зажимы, влияют на мелкую и крупную моторику ребенка, если он делает танцевальные движения в такт музыке или просто отбивает ритм.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, музыкальная культура, мотивация достижений, музыкальный талант, усилия, социальная поддержка, самооценка, устойчивые причины, неустойчивые причины, самостоятельность.

Для цитирования: Макарова Е.А., Абросимова Е.Б. Роль музыки в развитии эмоциональной сферы учащихся // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2022. Вып. 3(303). С. 37-47. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-3-303-37-47

Original Research Paper

THE ROLE OF MUSIC IN STUDENTS EMOTIONAL DEVELOPMENT

Elena A. Makarova1*, Elena B. Abrosimova2

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

2Taganrog Institute of Management and Economics, Taganrog, Russia makarova.h@gmail.com, http://orcid.org/0000-0002-5784-9430

2lenuar22@gmail.com

Abstract. This paper discusses the use of music education for various purposes: from musical talent development to therapy for mentally retarded children. Therefore, the main thing in music education should be the formation of emotional sphere and love for musical culture development rather than the further development of the students' musical talent.

The 21st century musical pedagogy has done a lot in this direction. The main thing in pedagogical activity is active communication with music in sparing mode, in which the degree of responsibility for the result increases gradually, and the learning process takes place naturally, without using compulsion.

Numerous studies in the field of music education show that musical talent is necessary for a further professional career. However, for a harmoniously developed personality, understanding of music, presence of musical culture and the ability to appreciate a particular piece of music are necessary. For that, students need motivation and social support to achieve success in music. Family environment, general musical culture, and individual interest are very important for effective and successful musical education. They play a much greater role than the abilities for music, the mere presence of which cannot guarantee creative success without an effort. Modern psychological and pedagogical methodologies are aimed at developing children's emotional background through music and at overcoming psychological fears and clamps. That is why the music lessons can be used as a developmental therapy for children with mental retardation or with an autism spectrum disease. They help to form communication skills and expand child's interaction scope, teach to overcome not only emotional stress, but also muscle clamps, affect the child's fine and gross motor skills, if the child dances to music or just beats the rhythm.

Keywords: emotional sphere, musical culture, achievement motivation, musical talent, efforts, social support, self-esteem, stable causes, unstable causes, independence.

For citation: Makarova E.A., Abrosimova E.B. The role of music in students' emotional sphere development // Bulletin of the Adyghe State University, Series: Pedagogy and Psychology. 2022. No. 3(303). P. 37-47. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-3-303-37-47

Древние философы и педагоги отмечают, что музыка не только воспитывает, но и гармонизирует

личность, развивает и углубляет эмоции. Современные ученые пришли к убеждению, что музыка явля-

ется действенным коррекционным средством с психотерапевтической функцией. Анализ термина «здо-ровьесберегающие образовательные технологии» показывает, что понятие, стоящее за термином, варьируется, но, главное, различные методики могут способствовать укреплению ментального и психического здоровья детей в процессе обучения [1]. В современном мире одним из самых распространенных диагнозов у детей (особенно проживающих в городах) являются психосоматические симптомы. «Психосоматика» (от греч. psyche «душа» + soma «тело») - раздел психологии, изучающий влияние психологических (преимущественно психогенных) факторов на развитие и последующие изменения соматических заболеваний. Музыкальная терапия может помочь в решении проблем развития детей с признаками умственной отсталости, она может помочь маленьким пациентам с заболеваниями аутистического спектра решить проблемы с коммуникацией и социализацией, с концентрацией внимания, когнитивными навыками, развитием памяти и даже с развитием музыкальных способностей.

Музыкальное мастерство является результатом не магического «таланта» или врожденных способностей, а, скорее, приобретенной компетенцией, требующей многих лет внутренней мотивации и самостоятельной работы, практики для получения статуса музыканта [2: 3]. В этом случае приобретение знаний становится все более серьезной образовательной проблемой, в процессе решения которой формируются отношения, которые, в свою очередь, влияют на действия и результаты обучения [3].

Многочисленные исследования, их результаты и выводы способствуют лучшему пониманию динамики и поведения учащихся на разных уровнях музыкального образования. В одном исследовании было установ-

лено, что принятая во всем мире модель музыкального обучения не соответствует всем факторам, которые учащиеся связывают с успехом или неудачей в музыке, и что гармоничны в обучении только две категории: усилия и музыкальная способность [5, 6]. Следовательно, можно расширить концепцию и определить следующие факторы, которые способствуют успеху в музыке: усилия, культурные фоновые знания, обстановка в классе, музыкальные способности и влияние музыки на эмоциональный фон учащегося. Можно добавить еще несколько второстепенных факторов: способность к самооценке, личную любовь к музыке, отношение к музыкальной культуре и музыке по сравнению с другими видами творческой деятельности.

В 80% исследований учащиеся объясняли свои успехи или неудачи внутренними причинами, особенно внутренними устойчивыми причинами, среди них, в частности, музыкальные способности [7]. Однако мы не рассматриваем подобные результаты как поощрение к музыкальной практике, так как внутренние устойчивые причины не стимулируют настойчивость и нацеленность на достижение хороших результатов, что характерно для внутренних неустойчивых причин (вроде усилий и упорства). Причину этого можно найти в неправильном отношении и влиянии общества в целом, когда дело доходит до музыкальных достижений, то использование внутренних устойчивых атрибуций демотивирует тех, у кого нет музыкальных способностей или особого таланта. С другой стороны, это приводит к убеждению в обществе, что для музыкально одаренных детей способностей достаточно для успеха, при таланте особых усилий прикладывать нет необходимости [8].

Статистически значимое различие появилось по трем факторам: усилиям, обстановке в малой группе и эмоциональному воздействию му-

зыки на учащихся. Именно факторы образовательной среды и влияние музыки на эмоциональную сферу обучаемого подчеркиваются в качестве уникальных факторов музыкального образования в других исследованиях [9]. В отличие от этих факторов, характеристики музыкального слуха, фактор музыкальных способностей и фактор усилия соответствуют стандартной модели музыкального образования. В показателях музыкальных способностей прослеживается тенденция к более высоким значениям с точки зрения традиционной методики обучения, что свидетельствует о том значении, которое придается этому фактору успеваемости в музыкальных школах с традиционным методом обучения (сдача экзаменов, оценка знаний учащихся посредством выставления оценок, поощрения, наказания и т.д.).

Занятия с учащимися, особенно музыкальные, представляют собой творческий процесс. Учитель должен реально оценить свои сильные и слабые стороны, а также возможности и способности своих учеников. Грамотно организованный психолого-педагогический процесс обучения музыке позволит учителю сделать правильный выбор среди методов обучения, направленных на развитие максимальной мотивации достижений у каждого отдельного ученика. Для этого учителю необходимо учитывать несколько факторов:

- ориентацию на личность учащегося с его индивидуальными особенностями и способностями;

- стремление к созданию благоприятной атмосферы на уроке в классе;

- поощрение самостоятельной активности учащегося, обучение его процессу «учения» и самоорганизации, что со временем будет способствовать переводу учащегося полностью в режим самостоятельного обучения;

- выбор эффективных форм обучения, ведущим среди кото-

рых является принцип активного обучения.

Чтобы сформировать высокий уровень мотивации учащихся, учителю необходимо понимать и осознавать пути развития мотивов и потребностей каждого из них, для чего требуется более детальное психолого-педагогическое изучение этой проблемы. В большинстве случаев современные дети обладают недостаточным эмоциональным развитием, что затрудняет самовыражение через музыкальное искусство. Чтобы устранить эти психологические зажимы, используется музыкальная терапия, которая позволит максимально раскрыть и эмоционально разрядить творческую деятельность учащегося. В занятиях музыкой необходимо учитывать индивидуальные особенности учащегося, применять традиционные и инновационные психолого-педагогические методы, направленные на развитие мотивации к творческой деятельности, что будет способствовать формированию и развитию не только музыкальных способностей, но и общих интеллектуальных способностей, музыкальной культуры и эмоциональной сферы учащегося. Сфера мотивации требует от педагогов-музыкантов более глубокого и более детального изучения и осмысления с позиций психологии. Только сознательный, ориентированный на цель и последовательный подход в изучении и применении методов и приемов формирования мотивации приведет к максимально эффективному образовательному процессу.

Для достижения успеха учащимся необходима социальная поддержка. Это подтверждает тот факт, что семейное окружение очень важно для достижения успехов в музыкальных занятиях вне зависимости от методической деятельности учителя в обучении музыке, что подтверждается рядом заявленных исследований в этой области. Поддержка в семье представляет собой основу для

музыкального развития и достижения в различных видах музыкальной деятельности [10: 121]. В группе причин, относящихся к фоновому фактору, учащиеся признают важность социальной поддержки, любви и влияние со стороны родителей и родственников, учителей и других учащихся, отношение к музыке в семье, раннее обучение музыке, наличие хорошего инструмента и т. д. Полная семья, здоровые детско-ро-дительские отношения представляют собой основу для музыкального развития и достижений в различных видах музыкальной деятельности [11: 117].

Отношения между учениками в классе, между учащимися и учителем, которые создают дружелюбную, но активную атмосферу в классе, особенно важны для мотивации учащихся и для формирования их отношения к обучению и к музыке независимо от успехов. Дидактические игры, импровизация, выражающаяся в спонтанном самовыражении учащегося, восприятие окружающей действительности через музыку, активный и непрерывный метод понимания, начинающийся с восприятия конкретного музыкального явления и ведущий к его сознательному изучению, основаны на активном, исследовательском обучении с широким спектром художественного выражения (через рисунки, литературное или моторное выражение).

Музыкальные способности как внутренняя устойчивая причина не способствуют настойчивости и упорству, в то время как внутренние неустойчивые причины (приложенные усилия для достижения успеха) стимулируют и мотивируют активность учащегося. Для учащихся музыкальной школы с традиционной методикой обучения музыкальные способности ценятся как наиболее важное условие их достижений в музыке, что, будучи внутренней устойчивой причиной, не способствует развитию настойчивости и упорства

в достижении успеха. Принципы музыкального образования для учащихся без явных музыкальных способностей направлены на развитие интереса и любви к музыке в каждом ученике вне зависимости от его будущего профессионального выбора. Хотя оценка не играет большой роли в качестве мотивационного инструмента в данном случае, учащиеся осознают важность усилий и настойчивости при занятиях на музыкальном инструменте для формирования эмоциональной сферы учеников.

При традиционном методе обучения фактор музыкальных способностей оценивается как наиболее важный в музыкальных достижениях, музыкальные способности считаются стабильным и постоянным параметром, на который не может повлиять отсутствие мотивации, настойчивости и усилий со стороны учащегося [12].

Фактор воздействия музыки на эмоциональную сферу учащихся отражает различные чувства учащихся к музыке и их способность взаимодействовать с ней, что связано с творчеством, любовью к музыке, сравнением музыки с другими видами творческой деятельности, с эмоциональной реакцией и желанием достичь определенных результатов. Восприятие музыки как радости и счастья, выражение чувств через музыку и наслаждение музыкой могут, в первую очередь, интерпретироваться как любовь к музыке, получение удовольствия от нее и умение выражать свои чувства, использовать воображение и творческую интуицию через исполнение, восприятие и создание музыки. Создавая музыку с помощью спонтанной импровизации, изучая, ученик способен свободно выражать себя через музыку. Поощрение любви и потребности в музыке, эмоциональное воздействие музыки, удовольствие от того, что учащийся может свободно выражать и передавать аудитории

свои чувства, должны стать основной целью обучения музыке.

Достижение определенного уровня музыкального успеха, несомненно, влияет на развитие положительного самовосприятия учащегося или его способность к самооценке. Успех связан с самооценкой, т.е. с осознанием собственных музыкальных способностей, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на мотивацию и достижения в будущем. Исследования самооценки в отношении достижений в музыке показали, что успех в музыкальной деятельности приводит к положительной самооценке, в то время как положительная самооценка подтверждается новой, удачной интерпретацией. В данном случае музыкальные способности не выделяются как первичный фактор достижения и успеха в музыке, им не придают большого значения ни учащиеся, ни учителя. Например, на уроках сольфеджио учитель проверяет знания учащихся посредством регулярного повторения материала с помощью различных дидактических игр, без напряжения или плохих оценок, которые часто являются основной причиной низкой уверенности в себе. Учащиеся прилагают усилия для того, чтобы справиться с потенциальной проблемой, что повышает их уверенность в себе и представление о своих музыкальных способностях. Импровизация как продуктивное и творческое самовыражение ученика также имеет положительное влияние на Я-концепцию, благодаря которой ученик способен свободно выражать себя, не обремененный страхом получения плохого результата и плохой оценки. Он чувствует себя способным и переживает успех, что имеет положительное влияние на его самооценку.

Такой подход к изучению музыки подчеркивает значение музыки как важной части жизни учеников, большой склонности к занятиям музыкой, желание оставаться на связи

с музыкой всю свою жизнь и восприятие музыки как одного из любимых занятий. Их преданность музыке также видна по их усилиям в классе, по спонтанному творчеству через импровизацию и интерпретацию, по восприятию музыки как повода для радости, счастья и т.д. Преданность музыке является результатом любви к музыке и привязанности к ней. Импровизация, направленная на активизацию творческой фантазии ребенка, также обеспечивает ему возможность выразить свое музыкальное восприятие посредством рисунка, литературных или моторных средств.

Поведение учеников и их восприятие музыкальной культуры, усилия, которые ученики готовы инвестировать, чтобы добиться успеха, уровень удовлетворенности учащихся своими достижениями, их отношение к музыкальным занятиям в целом, влияние музыкальной культуры на общее развитие ученика и другие сферы деятельности и общения - вот критерии, по которым можно судить об успешности музыкальных занятий и об эффективности учебных стратегий, применяемых учителями в ходе этих занятий.

Учащиеся мотивированы заниматься музыкой как формой свободного, спонтанного выражения своей эмоциональной сферы. Можно сделать вывод, что обучение музыке учащихся без особых музыкальных способностей положительно влияет не только на мотивацию достижений учащихся, но и на их любовь к музыке и ее восприятие как неотъемлемой части культурной и современной жизни, что ведет к лучшему, более гуманному и заботливому обществу, способствует развитию не только эмоциональной, но ментальной и мотивационной сферы учащихся [13].

Однако посещение музыкальной школы для учеников не более важно, чем посещение спортивных мероприятий, что понятно, особен-

но когда речь идет о мальчиках, которые могут быть больше склонны к спортивным занятиям. Согласно традиции, мужчины должны больше интересоваться спортом, чем искусством, именно поэтому имеется определенный статистический перевес, при котором девочки лучше относятся к музыкальным занятиям и имеют о себе более позитивное музыкальное представление, чем учащиеся мужского пола. В данной статье мы не затрагивали гендерный аспект этой проблемы, несомненно, интересный и многообещающий с точки зрения результатов исследования, оставив его для дальнейшего изучения.

Учащиеся музыкальных школ, обладающие несомненным музыкальным талантом, готовы вкладывать в музыку больше усилий и времени, чем в другие виды деятельности, поскольку они хотят стать профессиональными музыкантами позже в жизни. Однако большинство детей, получив музыкальное образование, после окончания музыкальной школы не выбирают карьеру музыканта, для них важно стать и в будущем оставаться любителями музыки, а также образованной музыкальной аудиторией.

Можно сделать следующие выводы: добавив к факторам достижения мотивацию, мы определили, что ученик с меньшими музыкальными способностями, но с более развитой мотивацией к достижениям в музыке не обязательно продолжит свою карьеру в музыке, но приложит усилия и останется мотивированным к изучению музыки при условии, что образовательная среда, поощряющая музыкальные занятия учащегося, также будет стимулировать его усилия по достижении успеха. Здесь нужно подчеркнуть роль учителей в создании положительной социальной поддержки в классе [14]. Учителя должны выявить факторы, которыми учащиеся объясняют причины своих музыкальных

достижений и могут адаптировать свою дальнейшую работу на основании полученных выводов.

Кроме мотивации, необходимо развивать в учениках способность к самооценке, преданность музыке, стремление к автономности, отношение к музыкальной культуре в целом и отношение к музыке по сравнению с другими видами деятельности, которыми они занимаются. Все эти факторы положительно влияют на мотивацию. Поощрение любви и потребности к музыке, восприятия музыки и получения удовольствия от музыкальных занятий у ученика, которые он может свободно выражать и передавать своей аудитории, должно быть основной целью обучения музыке. Речь идет о развитии творчества ученика, его культурного и эмоционального интеллекта независимо от того, станет ли он когда-нибудь музыкантом или нет. Для ученика важно интерпретировать свой успех, или неудачу, или факторы, которым он приписывает свои результаты и достижения. Интерпретация успеха или неудачи в определенных видах деятельности существенно влияет на его поведение, мнение и самоидентификацию.

Погружение в музыку может способствовать развитию общения и помогает маленьким музыкантам понять материальный мир, а также выразить свой внутренний мир с помощью музыки. Аутизм представляет собой дефицит межличностных взаимодействий, языковых условностей и трудности речи. Именно поэтому вмешательство музыки имеет значительную терапевтическую ценность для стимулирования социального познания у аутично-го человека, частично заменяя ему вербальный язык, методологически преодолевая разрыв в невербальном самовыражении, помогая выражать эмоции и учиться понимать эмоции других людей, улучшает внимание. Музыка также оказывает определя-

ющее влияние на развитие вербальных навыков у детей с аутизмом.

Именно таким образом проявляется терапевтический эффект музыкальных занятий. Мы можем утверждать, что музыка действует как объединяющая сила, поскольку стимулирует познавательные способности ребенка. Музыка влияет на детей, страдающих аутизмом, и строит мост для общения уязвимых групп с миром. Особенно полезны музыкальные занятия, адаптированные к потребностям детей, индивидуализация имеет особое значение, поскольку она соответствует уникальным способностям каждого отдельного человека с точки зрения объема внимания и когнитивных способностей, что помогает решить проблемы с обучаемостью аутичных детей.

Усилия по синхронизации движений рук и тела с ритмом музыки во время музыкальных занятий могут способствовать улучшению координации движений у детей, развитию мелкой и крупной моторики, двигательным навыкам. Танцевальные движения в такт музыке, музыка в сочетании с ходьбой, хлопками в ладоши, как правило, способствуют четкости и ритмичности движений, развитию крупной моторики. По-видимому, музыкальные ритмы индуцируют временное формирование паттернов для улучшения двигательных навыков у детей. Точно так же игра на музыкальных инструментах может помочь в развитии мелкой моторики у детей с заболеваниями аутистического спектра. Упражнения на музыкальных инструментах - это успешная тренировка для улучшения мелкой моторики с точки зрения ловкости, гибкости, скорости верхних конечностей, зрительно-моторного контроля и скорости отклика. Можно уверенно сказать, что воздействие музыки может помочь в получении контроля не только над двигательными навыками, но и над чувства-

ми и эмоциями. Когда ученик играет на музыкальном инструменте, он одновременно контролирует свои зрительные, слуховые, двигательные, сенсорные и перцептивные чувства, сочетание двигательных, соматосенсорных, сенсомоторных, зрительных и слуховых импульсов оказывает влияние на развитие мозга. Музыка может стимулировать клетки мозга к преодолению дефицита мультимодальной интеграции аутичного ребенка. Было доказано, что музыкальная терапия развивает речь аутичных детей, а также влияет на их музыкальные способности [15].

Музыка может изменить образ мышления аутичных детей, поможет им понимать и быть понятыми. Музыка способствует эмоциональному возбуждению и интеллектуальному развитию аутичных детей. Музыка может стать для них инструментом или даже языком для общения с внешним миром, для демонстрации своего внутреннего мира. Эмоциональная сфера определена и актуализирована эмоциями, а не здравым смыслом. Эмоция рассматривается как специфическое восприятие осмысленной жизни. Эмоциональность играет значительную роль в процессе раннего вмешательства при реабилитации аутичных детей с помощью музыки.

«Категория эмоционального охватывает спорную территорию, но яркими примерами являются страх, гнев, радость, гордость, печаль, отвращение, стыд, презрение и тому подобное. Такие состояния обычно считаются противоречащими разуму, дезориентирующими и искажающими практическое мышление. Однако есть также смысл, в котором эмоции являются факторами практического рассуждения, понимаемого в широком смысле как рассуждение, приводящее к действию. По крайней мере, эмоции могут функционировать как «спо-

собствующие» причины рациональ- шения памяти и ограничения на-

ного принятия решений в той мере, бора существенных практических

в какой они направляют внимание вариантов, управляемым набором,

на одни объекты мысли и отвлека- подходящим для «быстрого и гряз-

ют от других. Они служат для улуч- ного» принятия решений.

Примечания:

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. 121 с.

2. Protzko J., Kaufman S.B. Disquisitiones Ingenia. Review of the book: The genius in all of us: Why everything you've been told about genetics, talent, and IQ is wrong. N.Y.: PsycARTICLES, 2010. P. 3-4.

3. Renzulli J.S. Reexamining the role of gifted education and talent development for the 21-st century: a four-part theoretical approach // Renzulli J.S; Reis S. (Orgs). Reflections on gifted education. Texas: Prufrock, 2016. P. 31-51.

4. Helding L. Innate talent: Myth or reality? // Journal of Singing. 2011. № 67(4). P. 451-458.

5. Spiritual and Moral Education of the Rising Generation by means of Art and Humanities Education / Y.V. Ganicheva, A.A. Davidova, A.V. Smirnov [et al.] // Espacios. 2017. 38(40). URL: https://www.revistaespacios.com/a17v38n40/17384012. html (дата обращения: 02.08.2022).

6. Modern methods of forming the motivational sphere of students in music classes / I. Korsakova, V. Belobragin, E. Putria [et al.] // E3S Web of Conferences ITSE-2020. 210. 18125. URL: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018125 (дата обращения: 14.07.2022).

7. Toropova A., Lvova T. The Healing Effects Of Music Activity With Emotionally Blocked Children // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS) conference proceedings XLIII, 2018. P. 482-488. URL: https://doi. org/10.15405/epsbs.2018.07.63 (дата обращения: 24.07.2022).

8. Макарова Е.А., Денисов Б.В. Развитие автономности ученика как условие формирования внутренней мотивации и интереса к музыкальным занятиям // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2021. Вып. 2 (278). С. 46-56.

9. Davidson J.W., Borthwick S.J. Family dynamics and family scripts: A case study of musical development // Psychology of Music. 2002. Vol. 30. P. 121-136.

10. Davidson J.W., Borthwick S.J. Family dynamics and family scripts: A case study of musical development. Psychology of Music, V.30. 2002. P. 121-136.

11. Денисов Б.В., Макарова Е.А. Роль академической мотивации и социальной поддержки в привлечении учеников к музыкальным занятиям // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2021. № 1(33). С. 117-121.

12. Kirnarskaya D. How to Predict Professional Success in Music and Beyond? Constructing Universal Talent's Structure for the Best Vocational Choices. Japao: The international academy forum, 2013.

13. "To be heard": The social and mental health benefits of choir singing for disad-vantaged adults / G. Dingle, C. Brander, J. Ballantyne [et al.] // Psychology of Music. 2013. 41. P. 405-421.

14. Денисов Б.В., Макарова Е.А. Роль социальной поддержки и межличностных отношений в формировании мотивации и увеличения интереса к музыкальным занятиям // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: материалы XXII национальной научной конференции (с международным участием). Таганрог: Изд-во ЧОУ ВО ТИУиЭ, 2021. С. 677-681.

15. Абросимова Е.Б. Польза музыки для детей с аутизмом // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: материалы XXIII Национальной научной конференции (с международным участием) / Таганрогский институт управления и экономики. - Таганрог: Изд-во ЧОУ ВО ТИУиЭ, 2022. С. 709-712. URL: https://www.tmei.ru/nauchnye-meropriyatiya/ nauchnye-konferentsii

References:

1. Smirnov N.K. Health-saving educational technologies in modern school. M.: APK i PRO, 2002. 121 pp.

2. Protzko J., Kaufman S.B. Disquisitiones Ingenia. Review of the book: The genius in all of us: Why everything you've been told about genetics, talent, and IQ is wrong. PsycARTICLES, 2010. P. 3-4.

3. Renzulli J.S. Reexamining the role of gifted education and talent development for the 21st century: a four-part theoretical approach. In: Renzulli J.S; Reis S. (Orgs). Reflections on gifted education. Texas: Prufrock, 2016. P. 31-51.

4. Helding L. Innate talent: Myth or reality? // Journal of Singing. 2011. No. 67(4). P. 451-458.

5. Spiritual and Moral Education of the Rising Generation by means of Art and Humanities Education / Y.V. Ganicheva, A.A. Davidova, A.V. Smirnov [et al] // Espacios. 2017. 38(40). URL: https://www.revistaespacios.com/a17v38n40/17384012. html (date of access: 02.08.2022).

6. Modern methods of forming the motivational sphere of students in music classes / I. Korsakova, V. Belobragin, E. Putria [et al] // E3S Web of Conferences ITSE-2020. 210. 18125. URL: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018125 (date of access: 14.07.2022).

7. Toropova A., Lvova T. The Healing Effects Of Music Activity With Emotionally Blocked Children // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS) conference proceedings XLIII, 2018. P. 482-488. URL: https://doi. org/10.15405/epsbs.2018.07.63 (date of access: 24.07.2022).

8. Makarova E.A., Denisov B.V. Development of student autonomy as a condition for internal motivation and interest in music lesson evolution // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2021. Iss. 2 (278). P. 46-56.

9. Davidson J.W., Borthwick S.J. Family dynamics and family scripts: A case study of musical development // Psychology of Music. 2002. Vol. 30. P. 121-136.

10. Davidson J.W., Borthwick S.J. Family dynamics and family scripts: A case study of musical development. Psychology of Music, V.30. 2002. P. 121-136.

11. Denisov B.V., Makarova E.A. The role of academic motivation and social support in attracting students to music lessons // Bulletin of Taganrog Institute of Management and Economics. 2021. Iss. 1 (33). P. 117-121.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kirnarskaya D. How to Predict Professional Success in Music and Beyond? Constructing Universal Talent's Structure for the Best Vocational Choices. Japao: The international academy forum, 2013.

13. "To be heard": The social and mental health benefits of choir singing for disadvantaged adults / G. Dingle, C. Brander, J. Ballantyne [et al] // Psychology of Music. 2013. 41. P. 405-421.

14. Denisov B.V., Makarova E.A. The role of social support and interpersonal relationships in shaping motivation and increasing interest in music // Modernization of Russian society and education: new economic guidelines, management strategies, issues of law enforcement and training personnel: Materials of the XXII National Scientific Conference (with international participation). Taganrog: ChOU VO TIUiE Publishing House, 2021. P. 677-681.

15. Abrosimova E.B. Benefits of music for children with autism // Modernization of Russian society and education: new economic guidelines, management strategies, issues of law enforcement and training personnel: materials of the XXIII National Scientific Conference (with international participation). Taganrog Institute of Management and Economics. Taganrog: Publishing house of ChOU VO TIUiE, 2022. P. 709-712. URL: https://www.tmei.ru/nauchnye-meropriyatiya/ nauchnye -konferentsii

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 21.08.2022; одобрена после рецензирования 28.08.2022; принята к публикации 13.09.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 21.08.2022; approved after reviewing 28.08.2022; accepted for publication 13.09.2022.

© Макарова Е.Л., Абросимова Е.Б., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.