Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЕЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЕЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сун Сяосяо

В работе рассмотрена роль музыки в формировании личности в процессе получения ею музыкального образования. По мысли автора, преимущества музыкального образования огромны и очень полезны для развития личности. Музыка положительно влияет на успеваемость, помогает в развитии социальных навыков и дает выход для творчества, что имеет решающее значение для развития ребенка. Музыкальное образование направляет обучение ребенка к новым высотам, и поэтому его всегда следует рассматривать как ключевую часть образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MUSIC IN THE FORMATION OF PERSONALITY IN THE PROCESS OF OBTAINING MUSICAL EDUCATION

The paper considers the role of music in the formation of a personality in the process of obtaining musical education. According to the author, the advantages of music education are huge and very useful for personal development. Music has a positive effect on academic performance, helps in the development of social skills and gives an outlet for creativity, which is crucial for the development of a child. Music education directs the child's learning to new heights, and therefore it should always be considered as a key part of the educational process.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЕЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Столыпинский вестник №5/2022

Столыпинский

^^^^^^ вестник Научная статья

Original article

УДК 78

РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЕЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE ROLE OF MUSIC IN THE FORMATION OF PERSONALITY IN THE PROCESS OF OBTAINING MUSICAL EDUCATION

Сун Сяосяо, аспирантка, Институт музыки, театра и хореографии, РГПУ им. А.И.Герцена, г.Санкт-Петербург, РФ

Song Xiaoxiao, Postgraduate student, Institute of Music, Theater and Choreography, A.I.Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia

Аннотация: В работе рассмотрена роль музыки в формировании личности в процессе получения ею музыкального образования. По мысли автора, преимущества музыкального образования огромны и очень полезны для развития личности. Музыка положительно влияет на успеваемость, помогает в развитии социальных навыков и дает выход для творчества, что имеет решающее значение для развития ребенка. Музыкальное образование направляет обучение ребенка к новым высотам, и поэтому его всегда следует рассматривать как ключевую часть образовательного процесса. Abstract: The paper considers the role of music in the formation of a personality in the process of obtaining musical education. According to the author, the advantages of music education are huge and very useful for personal development. Music has a

3070

positive effect on academic performance, helps in the development of social skills and gives an outlet for creativity, which is crucial for the development of a child. Music education directs the child's learning to new heights, and therefore it should always be considered as a key part of the educational process.

Ключевые слова: музыка, становление личности, музыкальное образование, личностный рост

Keywords: music, personality formation, musical education, personal growth

Музыкальное образование улучшает и развивает языковые навыки у детей. Музыка стимулирует мозг, а благодаря ее разнообразным звукам и текстам учащиеся получают большой словарный запас за короткий промежуток времени. Музыка также обеспечивает знакомство с другими языками, что создает основу для способности учащегося понимать другой язык и общаться на нем[2].

Музыка - это средство для отличной памяти. Благодаря запоминающимся мелодиям и разнообразию звуков музыка имеет свойство «прилипать» к нам и при правильном использовании является мощным инструментом для обучения — просто подумайте о том, чтобы спеть песню «A, B, Cs» или «The State Capitols».

С другой стороны, учащиеся также увеличивают свои умственные способности несколькими способами, участвуя в музыкальном образовании. Как было сказано ранее, музыка способствует развитию навыков запоминания. В дополнение к текстам песен, учащиеся должны запомнить все аспекты музыки при подготовке к выступлению. Обучающиеся должны вспомнить ритмы, высоту звука, динамику и несколько других элементов одновременно. Затем учащиеся могут перенести эти навыки памяти в академический класс и использовать эти навыки в учебе [1].

Умственные преимущества музыкального образования чрезвычайно полезны для школьников; однако социальные аспекты данного процесса

3071

также важны. Музыкальное образование требует командной работы и сотрудничества. Играя вместе на музыкальных инструментах, учащиеся развивают навыки слушания. Они должны слушать других, чтобы лучше измерять уровни громкости, реализацию динамики и многое другое. Командная работа и сотрудничество также необходимы при выполнении простых музыкальных задач, таких как ритмическая и мелодическая нотация. Учащиеся быстро учатся ценить мнения и идеи других и эффективно объединять эти мысли для выполнения поставленной задачи.

В дополнение к командной работе, музыкальное образование создает длительные дружеские отношения и отношения. Обучающиеся, участвующие в группе или хоре, связаны своей любовью и удовольствием от музыки. Они разделяют захватывающие моменты вместе с помощью музыки, помогают развивать способности друг друга и становятся системой поддержки друг для друга. Эта особая связь также увеличивает участие учащихся в школе.

Музыкальное образование дает учащимся возможность познакомиться с разными культурами. В раннем музыкальном образовании чрезвычайно распространено использование песен и игр других стран. Учащиеся узнают, как играют другие дети, и сравнивают эти знания со своей собственной жизнью. Кроме того, у учащихся развивается понимание других культур, что приводит к прекрасному принятию других. Учащиеся понимают, что признание различий — это хорошо, и это способствует большему уважению к другим [4].

Музыкальное образование способствует улучшению координации, особенно зрительно-моторной координации. Музыканты должны работать в режиме многозадачности! Они должны делать несколько дел одновременно, и все это улучшает координацию и дополнительно развивает мозг. Учащиеся-музыканты должны читать музыку, интерпретировать ее и физически инициировать музыку, играя на своем инструменте. Эти шаги постоянно повторяются на протяжении всего исполнения музыкального произведения, и

3072

даже самые младшие ученики постепенно развивают свои навыки координации посредством непрерывной музыкальной практики [4].

Музыкальное образование воспитывает в детях трудолюбие и дисциплину. Учащиеся с раннего возраста узнают, что упорный труд, целеустремленность и позитивный настрой - это все, что вам нужно для успеха, но с такими характеристиками требуется постоянная практика. Учащиеся узнают, что улучшить музыкальные навыки нелегко, так как для этого требуются часы учебы и практики. Благодаря этому учащиеся получают более полное представление о трудовой этике и учатся дисциплинировать себя для достижения целей. Трудовая этика и дисциплина являются огромными факторами музыкального образования, и важно отметить, что эти жизненные навыки положительно повлияют на личность при поступлении на работу, выполнении заданий и т. д.

Участие учащегося в музыкальном образовании активизирует три компонента обучения:

- поведенческий;

- эмоциональный;

- познавательный [3].

В общих чертах учащийся демонстрирует вовлеченность, когда он:

- может участвовать во всех областях школы, включая академические, социальные и внеклассные мероприятия (поведенческая активность)

- может чувствовать себя включенным в школу и иметь чувство принадлежности к школе (эмоциональная вовлеченность);

- лично инвестируют в свое обучение и берут на себя ответственность за свое обучение (когнитивная вовлеченность).

Характеристики сильного вовлечения учащихся в музыкальное образование включают активное, равноправное и постоянное участие, волнение и любознательность. Увлеченный ученик получает удовольствие от большей части своего музыкального опыта и гордится своими достижениями,

3073

а также испытывает трудности и разочарование, связанные с изучением любого нового навыка.

Учителя должны тесно сотрудничать и поддерживать позитивные рабочие отношения со студентами, чтобы они могли:

- принять участие в полезных практических занятиях;

- быть уверенными в их выполнении;

- могли взять на себя ответственность за собственное обучение.

Успешное качественное музыкальное образование достигается, когда

программа музыкального образования является частью общешкольного учебного плана. Школы регулярно пересматривают эту программу, чтобы обеспечить постоянное улучшение. Это согласуется с приоритетной областью повышения успеваемости учащихся в области передового опыта в преподавании и обучении.

Качественная программа музыкального образования включает в себя:

- предоставление учащимся возможностей для достижения выше ожидаемых стандартов;

- развитие у учащихся способности ценить и понимать музыку разных стилей, традиций и культур;

- обеспечение того, чтобы создание музыки было частью более широкого контекста жизни студентов;

- обеспечение того, чтобы учащиеся имели право голоса в программе, поощрение чувства сопричастности учащихся к обучению [2].

Исследования показывают, что изучение музыки оказывает значительное влияние на когнитивное, эмоциональное, двигательное, социальное и личностное развитие учащихся.

В результате качественного музыкального образования учащиеся должны получить множество преимуществ, в том числе:

- способность манипулировать, выражать и делиться звуком в качестве слушателей, композиторов и исполнителей;

3074

- любовь к музыке и более глубокое понимание музыки и музицирования;

- готовность заниматься различными музыкальными традициями и стилями;

- навыки использования цифровых технологий для создания, совместной работы и записи;

- развитие позитивных социальных взаимодействий, устойчивости, командной работы и решения проблем[1].

По мнению авторитетных авторов, эффективные музыкальные программы для детей и молодежи интерактивны и доставляют удовольствие, а также предоставляют возможности для:

- развития новых навыков и выполнение;

- приобретения культурного капитала;

- развития межличностных связей и солидарности в достижении общих целей и пр.

Было определено, что успешные музыкальные программы должны включать групповую работу, возможности для выступления и широкую учебную программу, включающую занятия, связанные с высотой звука и ритмом, пением, инструментальной работой, композицией и импровизацией, а также чтением нотной записи.

Появляется все больше свидетельств того, что активное создание музыки может улучшить ряд немузыкальных навыков. Музыкальное обучение (обучение игре на инструменте) положительно влияет на:

- вербальные способности к обучению и сохранению;

- грамотность;

- пространственное мышление;

- некоторые элементы исполнительного функционирования [1].

Преимущества, связанные с обучением игре на инструменте, не

очевидны при участии в хоре или «уроках музыкального

3075

восприятия». Развитие творческих способностей зависит от характера музыкальной деятельности, и импровизация, в частности, оказывает положительное влияние.

Поскольку музыкальное образование дает выход творчеству, оно может стать источником снятия стресса. К сожалению, в школе и дома у детей присутствует множество факторов стресса (давление с целью сдать тест, получить отметку, попасть в команду, превзойти ожидания и т. д.). Музыкальное образование дает учащимся шанс преуспеть с меньшими ограничениями и большими возможностями. Это также дает учащимся то, чего они с нетерпением ждут в течение учебного дня (не то чтобы учащиеся не с нетерпением ждут математики, естественных наук и т. д.); таким образом, напрямую влияя на участие учащихся в школе. Музыка просто предоставляет учащимся другие средства самовыражения, и меньше препятствий для того, что ученики могут делать и исследовать. Учащиеся, занимающиеся музыкальным образованием, обычно в целом проявляют больше вовлеченности и удовольствия в школе.

Конечным преимуществом музыкального образования может стать следующее: музыка выходит за рамки языка. У музыки нет языкового барьера. Это то, что объединяет людей независимо от национальности или происхождения.

Литература

1. Круглова М.Г. Профессиональная подготовка музыканта широкого профиля как проблема современного музыкального образования // Universum: психология и образование. 2016. №8 (26).

2. Седунова Л. М. Мониторинг качества музыкального образования в российской школе // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2017. №4 (14).

3. Сизова Е.Р., Балабан О.В. Метапредметный подход в профессиональной подготовке педагога-музыканта // МНКО. 2017. №6 (67).

3076

4. Тагильцева Н.Г. Общее музыкальное образование: системность или событийность // Педагогическое образование в России. 2015. №4.

Literature

1. Kruglova M.G. Professional training of a broad-profile musician as a problem of modern music education // Universum: psychology and education. 2016. №8 (26).

2. Sedunova L. M. Monitoring the quality of music education in the Russian school // Scientific result. Pedagogy and psychology of education. 2017. №24 (14).

3. Sizova E.R., Balaban O.V. Metasubject approach in professional training of a teacher-musician // MNKO. 2017. №6 (67).

4. Tagiltseva N.G. General musical education: consistency or eventfulness // Pedagogical education in Russia. 2015. №4.

© Сун Сяосяо, 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2022.

Для цитирования: Сун Сяосяо, РОЛЬ МУЗЫКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЕЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2022.

3077

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.