Научная статья на тему 'Музыкально-компьютерные технологии на уроках музыки в общеобразовательных учреждениях'

Музыкально-компьютерные технологии на уроках музыки в общеобразовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
924
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР / ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УРОК МУЗЫКИ / COMPUTER MUSIC TECHNOLOGIES / MUSIC EDUCATION / GENERAL EDUCATION / MUSIC COMPUTER / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS / INSTITUTIONS OF GENERAL EDUCATION / MUSIC LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Ирина Борисовна, Тен Элина Станиславовна

Приобщение современного школьника к вопросам музыкального искусства происходит в условиях чрезвычайно насыщенной среды. Меняется восприятие ребенка: он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Одной из таких методик сегодня является интеграция медийного образования в систему работы учителя музыки. Научить ребенка ориентироваться в «электронной среде», приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее -важнейшая задача современной школы. В статье представлены результаты обучения музыке в общеобразовательном учреждении на основе использования музыкально-компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer music technologies at music lessons in high schools pedagogics

Introduction of musical art to contemporary high school students takes place in a very busy environment. Perceptibility of children is changing, since they live in the world of technological symbols and signs, in the world of e-culture. A teacher should be a master of modern techniques and new educational technologies to communicate with children in one language. One of the techniques is now the integration of media education in the work of music teachers. To teach a student to navigate the "e-environment", to acquire the skills of reading, processing and analysing information obtained from different sources, to comprehend it critically is one of the most important tasks of the modern school. The article presents the results of music training in the educational institution on the basis of computer music technologies application.

Текст научной работы на тему «Музыкально-компьютерные технологии на уроках музыки в общеобразовательных учреждениях»

УДК 372.878:[78 + 004.42]

Горбунова Ирина Борисовна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования, главный научный сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Тен Элина Станиславовна

преподаватель музыкально-компьютерных технологий Академической гимназии № 56, г. Санкт-Петербург

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Gorbunova Irina Borisovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Informatization of Education Department, Chief Research Associate, Academic Laboratory "Music and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia

Ten Elina Stanislavovna

Computer Music Technologies Teacher, Academic Gymnasium No 56, St. Petersburg

COMPUTER MUSIC TECHNOLOGIES AT MUSIC LESSONS IN HIGH SCHOOLS

Аннотация:

Приобщение современного школьника к вопросам музыкального искусства происходит в условиях чрезвычайно насыщенной среды. Меняется восприятие ребенка: он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Одной из таких методик сегодня является интеграция медийного образования в систему работы учителя музыки. Научить ребенка ориентироваться в «электронной среде», приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее -важнейшая задача современной школы. В статье представлены результаты обучения музыке в общеобразовательном учреждении на основе использования музыкально-компьютерных технологий.

Ключевые слова:

музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование, общее образование, музыкальный компьютер, электронные музыкальные инструменты, общеобразовательные учреждения, урок музыки.

Summary:

Introduction of musical art to contemporary high school students takes place in a very busy environment. Perceptibility of children is changing, since they live in the world of technological symbols and signs, in the world of e-culture. A teacher should be a master of modern techniques and new educational technologies to communicate with children in one language. One of the techniques is now the integration of media education in the work of music teachers. To teach a student to navigate the "e-environment", to acquire the skills of reading, processing and analysing information obtained from different sources, to comprehend it critically is one of the most important tasks of the modern school. The article presents the results of music training in the educational institution on the basis of computer music technologies application.

Keywords:

computer music technologies, music education, general education, music computer, electronic musical instruments, institutions of general education, music lesson.

В современной школе учитель музыки должен не только владеть музыкально-исполнительскими навыками, но и демонстрировать высокий уровень профессиональной компетенции, уметь руководствоваться имеющимися в его арсенале знаниями в реальной ситуации, быть профессионально мобильным. XXI век - это век информационных технологий (ИТ), которые сейчас активно внедряются в различные сферы жизни. Применение ИТ в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока [1; 2; 3], делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придает ему современный уровень. Музыкальный компьютер (МК) [4; 5; 6] широко используется для усвоения учебного материала, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования его духовного мира.

Музыкальное искусство открывает перед ребенком процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения: литературные, музыкальные, изобразительные. Идет опора на выявление жизненных связей музыки. С применением ИТ урок музыки становится не просто уроком развития сенсорных способностей, но уроком искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, а также музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т. д.

На примере создания новых учебно-методических комплектов мы видим усложнение, качественное изменение педагогических методик. Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, в первую очередь надо иметь в виду ИТ, то есть технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации. Полученный в результате объем знаний не всегда предполагает анализ, дедукцию (логическое умозаключение), но в то же время обогащает опыт, расширяя кругозор, направляет на изучение, узнавание, познание, формирует своеобразный взгляд на те или иные процессы, ведь, как известно, учебно-познавательный процесс немыслим без формирования определенного объема знаний.

Урок с использованием МК, в отличие от традиционного, подразумевает иную организацию. Задания носят конкретный характер. У учителя есть возможность ввести в изучение темы музыкально-компьютерные программы (МКТ-программы) [7], которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, скульптура, народные промыслы, литература, история. Темы, связанные с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных особенностей, биографий композиторов, постановкой балетов, экскурсии получили живой отклик в детской аудитории.

Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребенок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение, что позволяет вывести учащихся на иной путь реализации практических навыков - творческий. Дети должны быть готовы к изучению темы с помощью ИТ.

Ученики должны соответствовать определенным требованиям для работы с ИТ. Так, важны глубокое знание первичного программного материала, знание МК, умение работать в конкретной программе, общая подготовленность учащихся (развитие познавательных процессов, качеств личности).

Все ранее перечисленные особенности и возможности учебного процесса реализуются в Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга - крупнейшем в Северо-Западном регионе образовательном комплексе, основной миссией которого является представление максимально широкого поля возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания. Кабинеты учреждения оборудованы самой современной компьютерной техникой, в том числе музыкально-компьютерными технологиями (МКТ) [8; 9; 10; 11]. В 2012 г. на базе школы были открыты МКТ-классы, которые оборудованы компьютерами с MIDI-клавиатурами и наушниками, проектором и smart-доской. Образовательная программа класса МКТ построена на основе инновационного учебно-методического комплекса «Музыка и информатика» [12]. В Академической гимназии № 56 урок музыки разделяется на несколько музыкальных направлений: хор девочек, хор мальчиков, музыкальная литература и МКТ. Таким делением музыкальных групп уже была подготовлена база для создания и открытия МКТ-классов.

Современный учитель музыки может использовать на уроках не только традиционные музыкальные инструменты, но и современные электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) [13; 14; 15], МК, оснащенные программами для создания музыки.

Интерес современных детей к МК огромен, а информированность учеников в сфере постоянно обновляющихся современных ИТ удивляет. Поэтому необходимо добиваться от учителя не просто соответствия уровня его компьютерной грамотности запросам и потребностям ученика, но и опережающего профессионального владения всем арсеналом современных ИТ. Это обеспечит возможность широчайшего применения МК (в том числе как инструмента профориентации школьников - в виде элективных курсов, раскрывающих перспективы и новые возможности в профессиональной деятельности) в образовательном процессе на различных уровнях [16].

Технология меняет характер учебной деятельности. В мультимедийных классах изменяется роль учителя. Он может более эффективно использовать учебное время, отказавшись от утомительных повторов информации, и сосредоточить свое внимание на индивидуальной помощи ученикам, обсуждении информации [17]. Компьютерные средства музыкальной композиции стирают начальные ступени сопротивления материала, на которых заканчивалось раньше школьное музыкальное образование: теперь оказывается возможным музыкальное творчество. С помощью систем мультимедиа дети могут собирать информацию в разных видах, обрабатывать ее, играть с ней, искать в ней внутренние связи и взаимодействия [18].

Ученики могут использовать технологию, чтобы обсуждать свои идеи c другими, спорить и критиковать, убеждать и обучать своих товарищей и достигать более глубоких уровней собственного понимания, импровизировать. (Как известно, импровизация учащегося может стать отправным моментом в сложном процессе творческой активизации, главный «инструмент» которой -творческое мышление, в данном случае музыкальное, определяемое как способность мыслить

звуками, что не только развивает творческий потенциал воспитываемой личности, но и обеспечивает более глубокое усвоение знаний.) Каждый урок вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с МК, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю, а часть - самостоятельно добывать эти знания в игре [19].

Современный урок музыки в общеобразовательной школе насыщен новыми приемами педагогической техники практически на всех его этапах. С использованием возможностей МКТ учитель может быстрее научить ребят работать самостоятельно, вызывая больший интерес к своему предмету, приобщить ученика к творческому процессу, когда ребенок видит результат своего труда, оцененного учителем по достоинству.

МКТ на уроках музыки в общеобразовательной школе - это:

- средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, средство доставки и хранения информации;

- способ повышения качества учебного материала и усиления образовательных эффектов;

- дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

- реализация дифференцированного подхода к учащимся с разными способностями и уровнем готовности к обучению;

- возможность создания и применения разноуровневых заданий на уроке. Учитель, учитывая разный уровень подготовки, различия в развитии школьников, часто вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. Так, учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности при помощи МК знакомятся с новым материалом, получают новые сведения или углубляют свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности работают с МК в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения учащихся в классе по общей программе. Дети, пропустившие занятия, ликвидируют пробелы в знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время;

- применение на уроке музыки компьютерных тестов и тренажеров позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно ее скорректировать. Кроме того, специфика преподавания музыки предполагает многовариантное использование информационных дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока.

Освоение МКТ начинается со второго класса. К четвертому классу дети хорошо овладевают навыками работы на МК и готовы к восприятию интегрированных уроков по школьным предметам. Таким образом, мы можем говорить о МК как о чрезвычайно мощном и полезном инструменте в педагогической деятельности учителя музыки.

Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера. Только при активном отношении учащихся к делу, непосредственном участии в «познании» музыки у них пробуждается интерес к искусству, музыкальным занятиям, а включение ЭМИ в учебный процесс сближает классную и внеклассную музыкальную деятельность учащихся. С первого года работы по новому предмету «Музыкально-компьютерные технологии» в гимназии № 56 мы наблюдаем повышенный интерес к предмету «Музыка». И связано это прежде всего с использованием в преподавании МКТ.

Но это все только первые шаги в освоении нового школьного предмета: еще многое предстоит переосмыслить, узнать. Также важно сделать методически грамотным продвижение вперед, чтобы предмет «Музыка» занял свое достойное место в общеобразовательном процессе школы. При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания музыкального мышления учащихся ключевой остается роль учителя - воспитателя и наставника.

Ссылки:

1. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании // Современное музыкальное образование - 2011 : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2011. С. 30-34.

2. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель ее семантического пространства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 4 (208). С. 152-161.

3. Горбунова И.Б. «Эстетика: информационный подход» Ю. Рагса: актуальное значение и перспективы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 2. С. 86-90.

4. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер : монография. СПб., 2007. 399 с.

5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 3: Музыкальный компьютер : учеб. пособие. СПб., 2011. 411 с.

6. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века // Теория и практика общественного развития. 2015. № 11. С. 254-257.

7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа // Субкультуры и коммуникативные проблемы современного общества : тр. междунар. науч.-теорет. конф. СПб., 2014. С. 81-83.

8. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.

9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 3 (16). С. 5-11.

10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта // Современное музыкальное образование - 2014 : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2014. С. 32-38.

11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе Digital Humanities // Общество: философия, история, культура. 2015. № 3. С. 44-47.

12. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта.

13. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 411-415.

14. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. Новый инструмент музыканта // Общество: философия, история, культура. 2015. № 6. С. 135-139.

15. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 233-240.

16. Горбунова И.Б., Белов Г.Г., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта) // Элективные курсы в профильном обучении : сборник / общ. ред. А.Г. Каспржака. М., 2004. С. 107-112.

17. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты) : монография. СПб., 2012. 220 с.

18. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе : учеб. пособие. СПб., 2003. 68 с.

19. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта) : учеб. пособие для 10-11-х классов общеобразоват. учреждений. СПб., 2006. 212 с.

References:

Belichenko, VV & Gorbunova, IB 2012, The phenomenon of music and computer technology in teaching computer musician (in the transition to new educational standards): monograph, St. Petersburg, 220 p., (in Russian).

Belov, GG, Gorbunova, IB & Gorelchenko, AV 2006, Musical computer (a new instrument musician), St. Petersburg, 212 p., (in Russian).

Gorbunova, IB 2004, 'The phenomenon of music and computer technology as a new educational creative environment', Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, no. 4 (9), pp. 123-138, (in Russian). Gorbunova, IB 2007, Musical computer: a monograph, St. Petersburg, 399 p., (in Russian).

Gorbunova, IB 2011 a, 'Information technology in the modern music education', Sovremennoye muzykal'noye obrazovaniye -2011: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., St. Petersburg, pp. 30-34, (in Russian).

Gorbunova, IB 2011b, Information technology in music. Vol. 3: Musical computer, St. Petersburg, 411 p., (in Russian). Gorbunova, IB 2014a, 'Information technology in music and a comprehensive model of its semantic space', Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnyye i ob-shchestvennyye nauki, no. 4 (208), pp. 152-161, (in Russian).

Gorbunova, IB 2014b, 'Music and computer technology in the education of the teacher-musician', Sovremennoye muzykal'noye obrazovaniye - 2014: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., St. Petersburg, pp. 32-38, (in Russian).

Gorbunova, IB 2014c, 'Music and computer technology in the preparation of the teacher-musician', Problemy muzykal'noy nauki, no. 3 (16), pp. 5-11, (in Russian).

Gorbunova, IB 2015a, '"Aesthetics: information approach" of J. Rags: relevance and prospects', Teoriya i praktika ob-shchestvennogo razvitiya, no. 2, pp. 86-90, (in Russian).

Gorbunova, IB 2015b, 'Electronic musical instruments: the problem of the formation of Performing Arts', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 22, pp. 233-240, (in Russian).

Gorbunova, IB 2015c, 'Music and computer technology in the future Digital Humanities', Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, no. 3, pp. 44-47, (in Russian).

Gorbunova, IB 2015d, 'Musical computer as a new instrument musician teacher at the School of the digital age', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 11, pp. 254-257, (in Russian).

Gorbunova, IB & Belov, GG 2015, 'The new instrument musician', Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, no. 6, pp. 135139, (in Russian).

Gorbunova, IB, Belov, GG & Gorelchenko, AV 2004, 'Musical computer (a new instrument musician)', Elektivnyye kursy v profil'nom obuchenii: sbornik, Moscow, pp .107-112, (in Russian).

Gorbunova, IB & Davletova, KB 2015, 'Electronic musical instruments in the system of general music education', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 12, pp. 411-415, (in Russian).

Gorbunova, IB & Gorelchenko, AV 2003, Musical computer in the children's music school, St. Petersburg, 68 p., (in Russian). Gorbunova, IB & Zalivadny, MS 2014, 'Music, mathematics, computer science: ways of interaction and problems of the present stage', Subkul'tury i kommunikativnyye problemy sovremennogo obshchestva: tr. mezhdunar. nauch.-teoret. konf., St. Petersburg, pp. 81-83, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.