Научная статья на тему 'КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ'

КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идаятова Фирангиз Шахмурад Кызы

Концертная деятельность является важным направлением музыкальной подготовки в музыкальных учреждениях. В статье рассмотрены основные направления реализации концертного выступления с педагогической точки зрения. Отмечается важность эмоционального контакта между исполнителем и зрителями, возможность реализации творческих способностей учащегося через исполнение, апробация наработанных умений и навыков на уровне творческого воображения и мышления. Все это способствует своевременному формированию талантов и интересов детей, коммуникативных качеств, повышению общего уровня образования и культуры. Сделаны выводы о том, что каждое образовательное учреждение должно максимально использовать возможности концертной деятельности (тематические концерты, выступление ансамблей, фестивали, конкурсы, выступление классов одного педагога, сольные концерты и т.д.) для формирования профессиональных и духовно-нравственных качеств учащегося. Имеется комплекс педагогических приемов по формированию у выступающего юного музыканта устойчивости к стрессу, потребности в самовыражении и стремлении исполнить произведение как можно лучше. Опыт показывает пользу ранних и частых выступлений на сцене для дальнейшего становления выступающего как музыканта и личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERT ACTIVITIES AS A PEDAGOGICAL RECEPTION

Concert activity is an important area of musical training in musical institutions. The article discusses the main directions of the implementation of a concert performance from a pedagogical point of view. The importance of emotional contact between the performer and the audience is noted, the possibility of realizing the student's creative abilities through performance, testing the acquired skills and abilities at the level of creative imagination and thinking. All this contributes to the timely formation of the talents and interests of children, communicative qualities, and an increase in the general level of education and culture. It is concluded that each educational institution should make the most of the possibilities of concert activities (thematic concerts, performances of ensembles, festivals, competitions, performances of classes of one teacher, solo concerts, etc.) to form the professional, spiritual and moral qualities of the student. There is a complex of pedagogical techniques for the formation of a performing young musician's resistance to stress, the need for self-expression and the desire to perform the work as best as possible. Experience shows the benefits of early and frequent performances on stage for the further development of the performer as a musician and personality.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ИДАЯТОВА Фирангиз Шахмурад кызы КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК...

VTTR" 47 I ©^021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> A14 J ' |(сс) VXJ С5у Tills is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0025 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ © Автор(ы) 2021 ORCID: 0000-0001-5376-1186 ИДАЯТОВА Фирангиз Шахмурад кызы, доктор философии по педагогике, доцент кафедры музыки и

технологий ее преподавания Азербайджанский Государственный Педагогический Университет (Узеира Гаджибейли, 68, Баку, Сабаил, AZ1000, frangizhidayatova@gmail.com) Аннотация. Концертная деятельность является важным направлением музыкальной подготовки в музыкальных учреждениях. В статье рассмотрены основные направления реализации концертного выступления с педагогической точки зрения. Отмечается важность эмоционального контакта между исполнителем и зрителями, возможность реализации творческих способностей учащегося через исполнение, апробация наработанных умений и навыков на уровне творческого воображения и мышления. Все это способствует своевременному формированию талантов и интересов детей, коммуникативных качеств, повышению общего уровня образования и культуры. Сделаны выводы о том, что каждое образовательное учреждение должно максимально использовать возможности концертной деятельности (тематические концерты, выступление ансамблей, фестивали, конкурсы, выступление классов одного педагога, сольные концерты и т.д.) для формирования профессиональных и духовно-нравственных качеств учащегося. Имеется комплекс педагогических приемов по формированию у выступающего юного музыканта устойчивости к стрессу, потребности в самовыражении и стремлении исполнить произведение как можно лучше. Опыт показывает пользу ранних и частых выступлений на сцене для дальнейшего становления выступающего как музыканта и личности.

Ключевые слова: музыкальная подготовка, концертная деятельность, общешкольная подготовка, личностное развитие.

CONCERT ACTIVITIES AS A PEDAGOGICAL RECEPTION

© The Author(s) 2021

IDAYATOVA Firangiz Shahmurad, PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Music and

Teaching Technologies Azerbaijan State Pedagogical University (Uzeyir Hajibeyli, 68, Baku, Sabail, AZ1000) frangizhidayatova@gmail.com Abstract. Concert activity is an important area of musical training in musical institutions. The article discusses the main directions of the implementation of a concert performance from a pedagogical point of view. The importance of emotional contact between the performer and the audience is noted, the possibility of realizing the student's creative abilities through performance, testing the acquired skills and abilities at the level of creative imagination and thinking. All this contributes to the timely formation of the talents and interests of children, communicative qualities, and an increase in the general level of education and culture. It is concluded that each educational institution should make the most of the possibilities of concert activities (thematic concerts, performances of ensembles, festivals, competitions, performances of classes of one teacher, solo concerts, etc.) to form the professional, spiritual and moral qualities of the student. There is a complex of pedagogical techniques for the formation of a performing young musician's resistance to stress, the need for self-expression and the desire to perform the work as best as possible. Experience shows the benefits of early and frequent performances on stage for the further development of the performer as a musician and personality.

Keywords: musical training, concert activities, general school training, personal development.

ВВЕДЕНИЕ

В учебной деятельности, в том числе связанной с обучением музыке, велика роль мотивации. Трудности в процессе оптимизации учебной деятельности в значительной степени зависят от внутренних побуждений личности к учению и причин, их обуславливающих. Выделение специфической мотивационной внутренней активности, как относительно самостоятельной, также выступает важным критерием возникновения мотивации, как одно из высших форм психической детерминации поведения. Известно, что мотивационный фактор выступает существенной составной частью учебной деятельности [1], в том числе и в сфере обучения музыки. Ясно, что мотив является внутренним компонентом деятельности, он изменяется, преобразуется в ходе формирования учебной деятельности, и тогда он может рассматриваться как новое образование деятельности.

Специфика человеческой деятельности заключается в том, что она всегда целенаправленна. Ни один психический акт не мог бы реализоваться без предварительного формирования самой цели. Цель, к которой стремится человек, является лишь средством для удовлетворения его мотивов. Тот мотив, который удовлетворяется данной целью, А.Н. Леонтьев назвал смыслом цели [2]. Следовательно, отсюда можно сделать вывод что мотив и цель могут совершенно не совпадать. То есть цель может быть одна, а мотивы - разные. В зависимости от мотива изменяется характер осознания цели, и в зависимости от осознания изменяется характер мотива. Чем

яснее и точнее осознается цель, тем активнее мотив для её достижения. Цель характеризует направленность активности учащегося на промежуточные результаты достижения потребности. Только соотношение мотивов и целей учебной деятельности определяет подлинность смысл учения для каждого учащегося.

Цель данной статьи - рассмотреть концертную деятельность учащихся музыкальных школ как педагогический прием для стимулирования мотивации и формирования необходимых навыков в исполнительском искусстве.

Степень исследованности проблемы. Вопросы музыкальной подготовки и ее педагогических аспектов являются предметом многочисленных исследований. Сюда следует отнести как труды классиков педагогических идей, которые в целом характеризуют возрастные и предметные особенности обучения, а также совокупность произведений по особенностям педагогических приемов, связанных с обучением музыке. Среди них важное место занимает исследование концертной деятельности, как важного педагогического приема в рамках музыкального образования.

Вопросы использования выразительных средств при обучении музыке. С точки зрения педагогики это можно назвать использованием преподавателем выразительных средств воздействия на обучаемых. В данном случае выразительным средством является концертная деятельность. Возможности использования выразительных средств в данном случае связаны с выступлением на

IDAYATOVA Firangiz Shahmurad

CONCERT ACTIVITIES AS A PEDAGOGICAL..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

сцене, перед зрителями, с применением экстралингвистических средств воздействия, к которым следует отнести сопровождающие музыку идеомоторные движения и невербальные компоненты сообщения, в данном случае исполняемого музыкального произведения. То есть здесь в наличии выразительность средств воздействия на аудиторию и, наоборот, влияние совокупности выразительных средств воздействия самой аудитории на маленького исполнителя. Опытные преподаватели умеют преднамеренно и целенаправленно использовать средства выразительности в целях осуществления успешной коммуникации и организации деятельности учащихся. Эти педагоги прибегают к средствам выразительности в процессе подачи информации, связанной с предметом изучения, в частности, какого-либо музыкального произведения, в целях разрядки, отдыха для учащегося, когда преподаватель прибегает к юмору, шутки, и т.д.

Он обращается к учащимся при выражении похвалы, одобрения их деятельности. Средства выразительности, прежде всего, связаны с доброжелательным отношением к происходящему в классе или в концертном зале. Этим педагогам свойственно стремление не акцентировать средствами выразительности неудовольствие от ответа, или от исполненного произведения учащимся. Здесь всегда есть стремление к определению каких-то положительных моментов даже в неудачном выступлении, и тем самым находится возможность одобрения и правильной мотивации учащегося.

У неопытных преподавателей преобладает спонтанное использование средств выразительности. Они это делают по требованию методического совета, руководство школы, причем зачастую могут выражать раздражение и неудовлетворение работой учащегося, а также при передаче негативного отношения к происходящему в классе или на сцене. То есть здесь больше передаётся отрицательных эмоций, чем положительных. Это говорит об отсутствии педагогического такта. В итоге возникает напряженная обстановка в отношениях между учителем и учеником, в итоге понижается мотивация, и сам курс обучения не достигает цели [3].

Концертная деятельность учащихся музыкальных школ является важным элементом общей подготовки по музыке. Помимо основного инструмента, учащиеся изучают сольфеджио, второй музыкальный инструмент, они занимаются в хоре, играют в ансамблях и солируют на концертах. Всё это работа, в конечном счёте, формирует их музыкальные вкусы, навыки, умения, дает возможность становления их, как личности. Ясно, что сами учителя действуют как хорошо налаженный ансамбль, поскольку только совместная деятельность преподавателей всех профилей дает возможность получению общих результатов в виде нравственной устойчивости, ответственного отношения к труду, к людям и самому себе, получению более прочных и глубоких знаний навыков и умений, в том числе умение решать самые сложные задачи по освоению профессиональных навыков.

Совершенствование ансамблевой деятельности учителей возможно на основании установления самими учителями противоречия между некоторыми коллективными и реальными индивидуальными результатами. Речь идёт о том, что в музыкальном исполнительском искусстве очень важен поиск коллективного способа преодоления имеющихся противоречий в обучении музыке. Это зависит от того, как сформирован социально-психологический и педагогический фонд классов, и этот фонд может быть более или менее адекватным той цели, к которой идет школа, или же здесь необходима какая-то коррекция.

Именно коллективная деятельность учащихся в ансамблях в хоре, на выступлении школы на районном и городском уровнях на фестивалях и конкурсах дает возможность вхождения учащихся в коллектив. Формируется гражданская ответственность, творческая активность, самостоятельность и т.д. ~ 100

здесь играет руководство школы, которое организует совместную деятельность учителей и детей в целях повышения общего уровня обучения, его качества.

Возможности концертной деятельности для разных классов. Главная цель в организации концертной деятельности для учащихся всех классов музыкальной школы состоит в том, чтобы подготовить ученика к экзамену. Именно апробация игры на сцене способствует укреплению необходимых навыков и знаний, формированию эмоционально-волевой сферы, характера и различных черт, необходимых для исполнителя, его личностного развития. В этом отношении многими школами страны накоплен большой положительный опыт. В особенности это касается таких ведущих музыкальных центров, как Баку, Гянджа, Сумгаит, а также город Агдам. Важно отметить, что школами наработан большой опыт выступления на городской площадке, это итоговые концерты школьного учебного года, выступления на конкурсах, которые организуются периодически, способствуя формированию необходимых навыков у учащихся, а так же, как уже указывалось выше, навыков совместной деятельности, в результате повышается уровень общей подготовленности школы, её престижа и авторитетности выпускников, которые потом в соответствии с этим уровнем попадают в соответствующие музыкальные учебные заведения и на рабочие места [7; 8].

Известно, что система действий, реализующая творческое обобщение подчинена учебной задаче, предполагающей выявление и анализ принципа построения и способов осуществления некоторого класса практических или познавательных действий. Усвоение этого принципа означает присвоение учеником новых или развитие имеющихся способностей, что позволяет ему самостоятельно находить способы решения широкого круга задач, то есть действовать в качестве субъекта обучения. Именно потребность в расширении своих возможностей, как субъекта учения, которая в определенной ситуации актуализируется, выступая в форме учебного интереса, является предпосылкой, условием принятия учеником поставленной перед ним учебной задачи, или самостоятельной её постановки [5]. Именно на этом принципе и основывается подход учителя музыки при обучении ученика базовым навыкам исполнительского искусства.

Предположительные санкции со стороны учителя и учительского коллектива, самое изменение субъекта в процессе решения учебных задач выступает перед ним как его особенные общественные связи в системе действий, это отношение приобретает форму особенности учебной деятельности, то есть формы саморазвивающегося обучения, направленного на осуществление содержательных обобщений, приобретающих для ученика основы, или ядра определенных человеческих способностей.

Таким образом, концертная деятельность как раз и выступает возможностью проявления этих способностей, сформулированных на уроке в качестве самоизменения субъекта. В том случае, когда указанная потребность решает поиск общего принципа построения осуществляемых действий, главная цель учителя состоит именно в формировании данной потребности, причем поэтапно, где очень важно взаимодействие ученика, учителя и родителей. Потребность может формулироваться в виде последовательности определенных и частных задач, решение которых представляет цепочку последовательных действий, выполняемых по заданному образцу. Имеется в виду обучение в классе, закрепление полученных навыков на домашних занятиях, а также на предпоследнем этапе до экзамена - это исполнение на концерте определенного произведения.

Обучение в музыкальной школе, как и в обычной, носит системный и плановый характер. Каждый предмет, который изучается, дополняет другое, чтобы в комплексе дать базовое музыкальное образование будущим музыкантам и специалистам. В целом образцы действий на

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

ИДАЯТОВА Фирангиз Шахмурад кызы КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК...

любом уроке воспроизводятся и усваиваются как линейная последовательность операций. В любом случае ученик функционирует не как личность, а как обучаемый индивид, и его активность приобретает форму реактивного учения, регулируемого внешними воздействиями, эффективность которых регулируется ролевыми предписаниями и нормами, усвоенными учеником, их ценностью для него, и другими факторами.

Учебная деятельность или активное учение могут совпадать друг с другом по операционному составу, однако эти формы учебной активности всегда остаются полярными по-своему реальному предметному содержанию, по результатам, по психологическим механизмам регуляции. Предметом учебной деятельности является объективное основание некоторого класса действий, в обобщенной форме теоретического понятия. Предметом реактивного учения являются эмпирические способы решения тех или иных частных задач. К примеру, это обучение игре на конкретном инструменте, начиная с элементарных навыков, вплоть до постижения сложнейших музыкальных отрывков из произведений классиков. Освоение результатов учебной деятельности состоит в присвоении учениками определенной способности, и, следовательно, в развитии его, как личности [9]. Успешное выступление на сцене как раз и способствует развитию личности учащегося, повышению его самооценки и улучшению мотивации. Всё это влияет на дальнейшее этапы обучения.

Результаты реактивного учения сводятся к усвоению частных умений и навыков, то есть качественно-количественному наращиванию наличных функциональных свойств ученика. Учебная деятельность отвечает потребности личности в развитии своих сущностных сил, определению себя как субъекта человеческой деятельности и общественных отношений, удовлетворяя и воспроизводя эту потребность как свою посылку и конечную цель; учебная деятельность оказывается саморегулирующейся системой, способной функционировать относительно независимо от внешних воздействий. Приобретаемые навыки и умения практически на всю последующую жизнь накладывают отпечаток на жизнь и деятельность каждой личности.

Концертная деятельность как фактор творческой активности. Важным фактором обучения в период концертной деятельности является возможность расширения творческих возможностей каждого учащегося, через коллективное исполнение и восприятие исполненного. Творчество в целом является механизмом развития личности. На концерте идет общение, как взаимодействие индивида с социумом, культурой, всем богатством общественно-исторического опыта человечества. Кроме того, идет процесс саморазвития человека посредством решения жизненных задач, возникающих перед ним. Это также есть процесс формирования личности на основе творчества и общения. При этом идёт процесс открытия нового интуитивного, неосознаваемого, невербального общения и восприятия, и на этой основе формируется определенный внутренний диалог, как пересечение интуитивного и осознаваемого в процессе творчества. Перед нашими глазами идёт процесс успешного решения творческой задачи, путем постепенного нарастания и внезапного разрешения проблемной ситуации. Проблемная ситуация состоит в том, что естественное волнение и ответственность выступающего отражается на его эмоциональном самочувствии, на характере контакта со средой [6]. То есть идёт разрешение определённой проблемной ситуации, идёт перестройка мышления, идёт поиск верного решения.

Формируется определенный музыкальный образ, как у исполнителя, так и у слушателей. Реализуются определенные механизмы психической и творческой деятельности. Идет творческая обработка полученных знаний и их выражение на уровне исполнения произведения. Формируется музыкальный образ этого процесса, ко-

торый откладывается в сознании и начинает влиять на последующий процесс восприятия подобных образов на основе других произведений.

К примеру, можно рассмотреть процесс заимствования интонаций при исполнении песен. Здесь используется внутренняя память, которая содержит множество интонаций, услышанные и сохраненные мелодии, и составляется внутренний определенный частотный словарь интонаций, который может быть и не очень богат у ученика, особенно начальной школы, тем не менее, идет интуитивный поиск мелодии, где имеет значение распространенность в быту, в музыке определенного жанра, народа, эпохи. При исполнении песни из всех возможных интонаций выделяется такая совокупность, которая воспринимается на слух как сходные между собой мелодии, и в итоге получается определенный мелодический элемент или музыкальная фонема, отражающая как интервальную, так и метрическую сторону мелодии. Возможность сочетания с разными мелодическими структурами достаточно велика и потому поиск идет активно, здесь помогает учитель. При моделировании мелодии интонации, выбранные из памяти в качестве элементов мелодии, включаются в общую структуру мелодии, которая служит для организации повторно-сти ритмических и мелодических фигур, то есть на отдельные построения, то есть мотивы, фразы, предложения, а также организации ладогармонических функций каждого такта. Такая модель является адаптирующиеся системой, на основе которой и реализуется конкретная интонация, причем различными способами, в зависимости от конкретной длительности ритма и высоты нот [4]. Педагогическая деятельность основана на нормативной творческой деятельности, что предполагает занятия по программе, соответствующие возрасту и способностям обучаемого.

Следует также учитывать, что в условиях концертного выступления идёт активная перестройка когнитивных структур исполнителя под влиянием эмоций. Мы видим, что эмоции выступают своеобразным оператором перехода от предметно-денотативных к предметно-конно-тативным формам отражения. Формируется образное восприятие исполняемого произведения. Именно исполненное произведение является результатом творческого процесса в сознании исполнителя. Здесь мы можем изучить отдельно последовательность этапов творческого процесса и их эффективность. Исполнитель принимает решение относительно выбора параметров исполняемого произведения на базе внутреннего анализа своих знаний, навыков и умений. Он может использовать уже готовые наборы параметров художественного творчества, которым он был обучен, он может также использовать собственный процесс художественного творчества, в итоге на наших глазах формируется исполнительское мастерство на новом уровне. Здесь решаются задачи нового класса трудностей, которые достигаются благодаря творческому общению и особому коллективному духовному настрою в зале [9]. Можно сказать, что формируется возможность предвосхищения будущих исполнений музыкальных произведений, причем на новом творческом уровне. Идёт диалог между исполнителем и залом, причём также в направлении преодоления отрицательного влияния прошлого опыта, поскольку здесь решаются новые творческие задачи. Говоря о прошлом опыте, имеются в виду трудности, которые преодолевались на протяжении всех занятий, как в классе, так и дома.

ВЫВОДЫ

Концертная деятельность является важным составным элементом процесса подготовки музыкальных исполнителей и других специалистов в сфере музыкального искусства. В ситуации общения, в том числе и на уровне концертного исполнения решение творческой задачи, поставленной перед учащимся, ускоряется. Естественно, что данный этап учебной деятельности существенно влияет на развитие личности школьника.

IDAYATOVA Firangiz Shahmurad

CONCERT ACTIVITIES AS A PEDAGOGICAL..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волчкова Н.И., Федяева М.В. Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka. ru/2012/06/1431 (дата обращения: 21.11.2021).

2. Леонтьев, А.Н. Мотивы и эмоции: Курс лекций.- М.: Наука, 2008. - 230 с.

3. Усик Е.А. Формирование устойчивой мотивации к обучению в музыкальной школе путём конкурсной и концертной деятельности // https://dopobr. 68edu.ru/wp-content

4. Исхакова Ю.Н. Роль концертно-конкурсной деятельности в развитии, обучении и воспитании учащихся фортепианных классов ДМШ и ДШИ // https://edu-time.ru/pub/104640

5. Использование концерта для решения дидактических задач музыкального образования // https://www.legato.su/stati/

6. Роль концертных выступлений в воспитании юного музыканта // http://dshifokino.ru/page-96.html

7. Отчетный концерт школьников // https://medeniyyet.az/page

8. Проведен художественный фестиваль студентов и школьников // https://edu.gov.az/ru/news-and-updates/13790

9. Загатальские школьники исполнили концертную программу из стихов, песен и танцев национальных меньшинств // http://www. zaqatala-ih.gov. az/news/373.html

Статья поступила в редакцию 10.09.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

102

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.