Научная статья на тему 'РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / иностранный язык / музыкальный компонент / мотивация / результативность обучения / education / foreign language / musical component / motivation / learning effectiveness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Телегина Ольга Владимировна, Архипова Мария Владимировна, Жерновая Оксана Романовна

В методике и практике преподавания языков происходят изменения, которые связаны не только с изменением языка, но и поиском более современных методов и подходов в обучении иностранных языков. Данные изменения заметны как при отборе материала для проведения занятий, так и при разработке новых методик и упражнений. Повышение процесса обучения иностранным языкам в целом, а также отдельным навыкам является главной задачей. Данное исследование нацелено на изучение теоретических основ использования песни как средства повышения мотивации изучения иностранного языка. Проведенное исследование научной литературы показывает, что для изучения новых лексических единиц и грамматического материала на занятиях иностранного языка применяется материал песен различных жанров и стихотворений, использование такого рода материала обладает определенными преимуществами. Работа с песенным материалом не только эмоционально окрашена, но также способна вовлечь обучающихся в функциональную работу. Следовательно, данный вид работы может в большей степени способствовать успешному прохождению учебного плана. Применение на уроках иностранного языка такого вида материала помогает сохранить у учащихся заинтересованность в изучении языков, а также повышает мотивацию к изучению не только в школе, но и самостоятельно. Включение музыкального компонента способствует формированию навыков обучающихся, усвоению устойчивых выражений и интонации речи носителя языка, развитию творческих навыков учащихся. Теоретические и практические исследования, направленные на изучение влияния песенного материала на результативность учебной деятельности, подтверждают его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Телегина Ольга Владимировна, Архипова Мария Владимировна, Жерновая Оксана Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rapid changes in the methodology and practice of language teaching concern both changes in the language and finding modern methods and approaches in teaching. These changes influence the selection of material for classes, and the development of new techniques and exercises. Improving the process of teaching foreign languages in general, as well as individual skills, is one of the main priorities in education. This research is aimed at studying the theoretical foundations of using music as a means of increasing motivation to learn a foreign language. The conducted research of scientific literature shows that the material of songs of various genres and poems is used to teach new lexical units and grammatical structures. Working with music material is not only emotionally colored, but also involves students in functional work. Therefore, this type of work can contribute more to the successful completion of the curriculum. The use of this type of material in foreign language lessons helps to keep students interested in learning languages, and also increases motivation to study not only at school, but also independently. The musical component contributes to the formation of students' skills, memorization of everyday expressions and natural intonation, the development of students' creative skills. Theoretical and practical studies aimed at studying the influence of song material on the effectiveness of educational activities confirm its effectiveness.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

4. Лукичёва, М.В. Предпрофильная подготовка в основной школе как фактор формирования социальной зрелости учащихся: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Лукичёва Марина Васильевна. - Ярославль, 2007. - 171 с.

5. Маджуга, А.Г. Фрактальная педагогика: теоретические и методические предпосылки становления и развития / А.Г. Маджуга, Р.Б. Сабекия, И.А. Синицина, P.M. Салимова, И.В. Садаева // Актуальные проблемы профессиональной педагогики. - 2016. - № 2 (22). - С. 71-80

6. Назарова, О.Л. Реализация континуально-синергетического подхода к становлению социальной зрелости студентов вузов / О.Л. Назарова, А.Л. Солдатченко, С.В. Рудакова // Перспективы науки и образования. -2018. -№ 6 (36). - С. 36-47

7. Таланчук, Н.М. Воспитание - синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе / Н.М. Таланчук. - Казань: Дом печати, 1998. - 135 с.

8. Усольцев, А.П. Синергетика педагогических систем: монография / А.П. Усольцев. - Екатеринбург, 2005. - 263 с.

9. Харланова, Е.М. Концепция развития социальной активности студентов в процессе интеграции формального и неформального образования: монография / Е.М. Харланова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 380 с.

10. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. -Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. -239 с.

11. Soldatchenko, A.L. Theoretical-methodological approaches to the problem of social maturity development in university undergraduates / A.L. Soldatchenko, E.I. Rabina, N.V. Igoshina, A.V. Prokofieva 11 Turismo: Estudos & Praticas. - 2020. - № 1. -P. 1-13

Педагогика

УДК 37.01

кандидат филологических наук, доцент Телегина Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Жерновая Оксана Романовна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация. В методике и практике преподавания языков происходят изменения, которые связаны не только с изменением языка, но и поиском более современных методов и подходов в обучении иностранных языков. Данные изменения заметны как при отборе материала для проведения занятий, так и при разработке новых методик и упражнений. Повышение процесса обучения иностранным языкам в целом, а также отдельным навыкам является главной задачей. Данное исследование нацелено на изучение теоретических основ использования песни как средства повышения мотивации изучения иностранного языка. Проведенное исследование научной литературы показывает, что для изучения новых лексических единиц и грамматического материала на занятиях иностранного языка применяется материал песен различных жанров и стихотворений, использование такого рода материала обладает определенными преимуществами. Работа с песенным материалом не только эмоционально окрашена, но также способна вовлечь обучающихся в функциональную работу. Следовательно, данный вид работы может в большей степени способствовать успешному прохождению учебного плана. Применение на уроках иностранного языка такого вида материала помогает сохранить у учащихся заинтересованность в изучении языков, а также повышает мотивацию к изучению не только в школе, но и самостоятельно. Включение музыкального компонента способствует формированию навыков обучающихся, усвоению устойчивых выражений и интонации речи носителя языка, развитию творческих навыков учащихся. Теоретические и практические исследования, направленные на изучение влияния песенного материала на результативность учебной деятельности, подтверждают его эффективность.

Ключевые слова: образование, иностранный язык, музыкальный компонент, мотивация, результативность обучения.

Annotation. Rapid changes in the methodology and practice of language teaching concern both changes in the language and finding modern methods and approaches in teaching. These changes influence the selection of material for classes, and the development of new techniques and exercises. Improving the process of teaching foreign languages in general, as well as individual skills, is one of the main priorities in education. This research is aimed at studying the theoretical foundations of using music as a means of increasing motivation to learn a foreign language. The conducted research of scientific literature shows that the material of songs of various genres and poems is used to teach new lexical units and grammatical structures. Working with music material is not only emotionally colored, but also involves students in functional work. Therefore, this type of work can contribute more to the successful completion of the curriculum. The use of this type of material in foreign language lessons helps to keep students interested in learning languages, and also increases motivation to study not only at school, but also independently. The musical component contributes to the formation of students' skills, memorization of everyday expressions and natural intonation, the development of students' creative skills. Theoretical and practical studies aimed at studying the influence of song material on the effectiveness of educational activities confirm its effectiveness.

Key words: education, foreign language, musical component, motivation, learning effectiveness.

Введение. Современные изменения социальной среды, внедрение во все сферы жизни общества компьютерных технологий, развитие отрасли международного сотрудничества и прочие факторы оказывают прямое воздействие на процесс методической организации урока иностранного языка, перечень используемых при его проведении педагогических технологий, подход к организации совместной работы обучающихся.

Первостепенной задачей любой современной школы признается необходимость организации такого образовательного процесса, который отличался бы максимальной эффективностью освоения образовательной программы. В связи с этим применяется широкий спектр различных подходов к организации процесса обучения.

Обучение иностранному языку предполагает приобщение к иноязычной культуре его носителей, обогащение личностного духовного мира учащегося в процессе усвоения знаний об истории, музыке, литературе, традициях и культуре страны изучаемого языка, исторических знаний о строе и структуре языка, его системе, особенностях.

Включение музыкального компонента в процесс преподавания иностранных языков может рассматриваться как эффективное средство повышения качества обучения.

Для изучения эффективности использования песенного материала как средства повышения мотивации на уроках иностранного языка необходимо решение следующих задач:

1. Изучить теоретические основы понятия мотивации.

2. Рассмотреть теоретические основы использования песни как способа изучения иноязычной культуры.

Методологической основой исследования послужили труды Н.Д. Гальсковой, Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова,

И.А. Зимней, З.Н. Никитенко, Е.И. Пассова и др. Необходимо также отметить труды зарубежных авторов, таких как Б. Джонсон, Д. Бирн, К. Брамфит, Дж. Хармер.

Изложение основного материала статьи. Результаты содержания обучения чаще всего зависят от социального заказа. Одной из ключевых задач, которое ставит общество, является развитие коммуникативных компетенций. Следовательно, данная задача находит отражение в следующих «трансформациях цели»:

• формирование навыка иноязычного говорения;

• вовлечение учащихся в иноязычное общение.

Формирование личности учащихся происходит лишь при условии изучения культуры в различных формах её проявления полно и всесторонне.

H.Д. Гальскова подмечает, что в современном мире царит постиндустриальная эпоха, которая находится под влиянием таких процессов, как глобализация или расширение мирового рынка, а также распространение стандартов массовой культуры. Поэтому поиск новых и интересных методик обучения иностранному языку просто необходимы. Песня является необычным, но в тоже время действенным способом преподавания не только иностранного языка, но и других предметов, изучаемых в школе. Благодаря тому факту, что музыка и рифмы легче запоминаются, чем обыкновенная теория, следует сделать вывод, что учащиеся будут с легкостью овладевать материалом с помощью использования музыкальных композиций. Также песня является хорошим средством мотивации учащихся на плодотворное изучение языков и благодаря этому выполнить все заданные цели образовательной программы.

Различные учебно-методических комплексы в основном направлены на прослушивание материала, механический перевод, а также заучивание фраз, предложений и отрывков с целью их воспроизведения, что исключает возможность применения новых лексических структур в речи обучающихся ГЗ, 5, 91.

Учителя сталкиваются с отсутствием интереса к изучению иностранного языка, большинство учащихся не видят необходимости в получении подобных знаний. Важной задачей преподавателя является формирование и поддержание мотивации учащихся. Использование песен, музыки и музыкальных видеороликов вовлекает учащихся в учебный процесс, создает комфортную атмосферу для обучения, снимает напряжение, а также расслабляет учеников.

Психологи так же отмечают боязнь ошибок при говорении на иностранном языке, стрессовое состояние из-за постоянного давления со стороны родителей и школы как факторы, препятствующие эффективному освоению языка [1, 21. Песня помогает преподавателю решить эти трудности, так как работа с музыкой проводится в групповой форме и настраивает учащихся на положительный лад. Благодаря использованию данной методики даже самые молчаливые ученики испытывают желание принять участие в выполнении задания. Кроме того, данная методика помогает вовлечь в процесс учащихся, не интересующихся языком, позволяет им запоминать слова на уровне подсознания. Использование музыкальных композиций помогает не только легко и с удовольствием расширить словарь и овладеть грамматическими конструкциями, данными в контексте аутентичного произведения, но также вводит игровой момент в процесс обучения иностранному языку И, 7, 101.

Благодаря песням во время учебного процесса развиваются не только гуманитарные знания, но и эмоционально-чувственное восприятие мира учащихся. Это является значимым моментом при формировании развитой и всесторонней личности Г81.

Используя песни для обучения детей иностранным языкам следует помнить, что выбранные песни должны проходить строгий отбор и соответствовать следующим принципам:

I. Принцип доступности. Лексические единицы и грамматический материал песни должен быть понятен учащемуся, иначе использование их считается нецелесообразным. На подготовительном этапе учитель снимает сложности восприятия, вводя новые лексические единицы, обсуждая незнакомые ученикам грамматические конструкции.

2. Принцип целостности. Лексический и грамматический материал актуализированы.

3. Принцип культуросообразности. Не следует использовать песни, изобилующие слэнгом, обсценной лексикой, табуированными словами, а также произведения, несущие в себе призывы к жестокости или насилию fill.

Большое количество исследователей в данной области отмечают, что использование песен в учебном процессе имеет некоторые особенности. К таким особенностям могут относиться больший выбор тем для различных учебных дискуссий, легко запоминающийся текст, лиричность, а также ритм и такт. Важно лишь следить за тем, чтобы песня не потеряла своей ценности и имела полезный материал для усвоения (целевые лексические и грамматические единицы). Вместе с тем песенный репертуар должен обязательно быть ценным со стилистической точки зрения Г131.

Есть целый ряд причин, по которым использование аутентичного песенного материала зарекомендовал себя как эффективный метод обучения иностранному языку:

• Музыкальный материал может использоваться как средство отработки и актуализации как уже изученного, так и нового лексического материала.

• Благодаря историческим, географическим, культурным и политическим реалиям, которые встречаются в песнях, вырабатываются лингвострановедческие и социокультурные компетенции.

• Музыкальный материал помогает лучшему усвоению грамматических структур, а также их активизации в речи.

• Песни могут послужить хорошим стимулом для монологических и диалогических высказываний учащихся.

• Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, более полному раскрытию способностей, потенциала учеников Г121.

Очень часто музыкальный материал используется как фонетическая зарядка при обучении иностранным языкам. Использование простых рифмовок и элементарных песен эффективно на начальном этапе обучения. Данная методика помогает лучше закреплять и регулярно повторять лексический и грамматический материал. Кроме того песни можно использовать для развития речевых навыков и умений. На уроке музыка может помочь собрать рассеявшееся внимание учащиеся или способствовать релаксации после выполнения сложных требующих напряженной работы упражнений Г131.

Отдельно стоит отметить, что важно обращать внимание на возраст учащихся в выборе песен. Для среднего и старшего звена школы можно использовать песни, которые постоянно на слуху учащихся и не покидают чарты музыкальных радиостанций или специальных музыкальных приложений.

Благодаря активному развитию технологий и не стоящему на месте прогрессу, огромное значение приобретает не просто изучение стандартного набора предметов, а развитие личности учащегося, что впоследствии поможет ученику найти свое место и призвание в жизни, помочь обществу и возможно даже поможет спасти человечество и мир. Индивидуальные

особенности личности и являются результатом продуктивного и правильно выстроенного образовательного процесса. Также следует отметить, что именно система потребностей, а также мотивов должны быть развиты в первую очередь для успешного освоения программы. Уровень мотивации учащихся и индивидуальные особенности всех учеников являются одними из важнейших показателей качества образования. Порой уровень мотивации в обучении гораздо важнее, чем фактор общего интеллекта. Осознание важности высокой мотивации для успешного освоения образовательной программы привело к обозначению в дальнейшем к принципу мотивационного обеспечения. Исходя из этого понятия, учеными принято выделять 2 вида мотивов: внешние и внутренние. Внутренним мотивом является тот мотив, что совпадает с целью деятельности ученика. Следовательно, при внутренней мотивации в образовательном процессе овладение содержанием изучаемого предмета является и целью, и мотивом одновременно. Такой вид мотивации не только включает процесс познания, но также и доставляет учащимся массу положительных эмоций и эмоциональное удовлетворение, также у учащегося появляется собственная активность во время образовательного процесса [141.

При внешней мотивации учащихся овладение содержанием предполагаемого предмета служит всего лишь средством для достижения других целей. Чаще всего такая мотивация характеризуется такими желаниями как получение хорошего аттестата, похвала или стипендия, признание других учащихся или же простое послушание во время учебного процесса. Процесс познания предмета в данном случае перестает быть целью учащегося.

Нельзя забывать, что слушание требует большой концентрации, следовательно, нужно активно мотивировать учащихся. Песни являются отличной альтернативой заданиям по аудированию, поскольку по сути являются не менее эффективными, чем скучные упражнения на прослушивание, но замаскированными под что-то занимательное и веселое.

Еще одна причина, по которой песни хороши в классе, заключается в том, что их можно использовать как часть занимательной, но в то же время сугубо образовательной программы, которая задаст правильный тон оставшейся части

Обратимся к примерам некоторых творческих заданий, которые могут быть использованы как отдельные этапы урока, направленные не только на то, чтобы развлечь учеников, но и на то, чтобы вдохновлять и обучать.

• Введение в тему (Leading-in) или подготовительный этап перед обсуждением.

Прежде чем приступить к дебатам, можно включить песню, чтобы дать представление о ситуации. Так, например, в программе классная дискуссия о преступлении и наказании, песня Бобби Фуллера "Я боролся с законом", которая дает отличное начало, заставляя учащихся задуматься о концепции «Борьбы с законом» и «Закон побеждает». Это также может привести к некоторым интересным темам, таким как почему люди обращаются к преступности, правосудию, а также последствиям преступлений.

• Объяснение нюансов грамматики.

Поскольку грамматика английского языка в значительной степени зависит от того, завершено действие или не окончено, песни могут помочь нарисовать четкую картину временных последствий. Отличная песня, которая служит хорошим примером, - "Landslide" Стиви Никса и Флитвуда Мака (Stevie Nicks and Fleetwood Mac's "Landslide"). Еораздо более простое объяснение, например, между настоящим и прошедшим временем - "Yesterday" группы The Beatles. Простой план урока для учащихся среднего уровня (pre-intermediate) состоит в том, чтобы распечатать текст песни, воспроизвести ее несколько раз и попросить учащихся подчеркнуть настоящее и прошедшее времена разными цветами. Скучное упражнение стало веселым благодаря простому введению песни.

Всегда вызывает сложности объяснение условного наклонения в английском языке. Использование такой песни, как "If I Were A Boy" Бейонсе (Beyonce's "If I Were A Boy"), не только даст четкое представление о концепции нереальной воображаемой ситуации, но и поможет учителю заработать авторитет в глазах учащихся. Вся песня подробно описывает некоторые вещи, которые она сделала бы, если бы была просто мальчиком на один день. Стоит попросить учеников задуматься и проявить воображение, поговорить о том, что они могли бы сделать всего за один день. Весь класс наверняка посмеется над некоторыми забавными ответами.

• Введение и закрепление нового вокабуляра.

В этой функции песни чаще всего используются в начальной школе. Существует огромное количество рифмовок, которые дети поют под музыку и запоминают новую лексику (Family Song; Head, shoulders, knees and toes; Toy song, Clothing song и многие другие).

Но и с учащимися среднего и старшего звена можно найти подходящие треки. Одним из примеров этого является занятие по составлению заметок с использованием песни "New York" группы U2. Изучая тему «Города», учащиеся, слушая песню, делают заметки, относящиеся к одному из самых известных городов мира, Нью-Йорку.

Другой вариант композиция "Manic Mondays" группы The Bangles может быть использована при изучении словаря, связанного с ежедневной рутиной.

Обсуждая британский слэнг и произношение, можно включить учащимся "Don't Mug Yourself', исполнитель The Streets.

Выводы. Принимая во внимание все вышеупомянутое, можно прийти к следующим выводам. Проведенный анализ научно-методической литературы помог ознакомиться со значением использования музыкального материала во время учебного процесса, его достоинства и недостатки, сформулировать критерии отбора песенного репертуара. Благодаря своей эмоциональности музыка может не только улучшить умения, знания и навыки обучающегося, но и повысить мотивацию для дальнейшего изучения иностранных языков. Элемент новизны, который привносит в учебный процесс слушание песен, помогает разнообразить рутину урока, что в свою очередь служит инструментом удержания внимания учащихся, активизации мыслительной деятельности, формирует умения прислушиваться к деталям. Кроме того, песни могут быть использованы на разных этапах занятия для достижения поставленных целей. Релаксация после напряженной умственной активности - еще одна важная функция музыки на уроке.

Литература:

1. Артемов, В.А. Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов. - Москва: Просвещение, 1969. - 279 с.

2. Бим, ИЛ. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. - Москва: Русский язык, 1977. -228 с.

3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - Москва: Педагогика, 1990.-237 с.

4. Веренинова, Ж.Б. Песня как методический прием при фонетической отработке английских средних сонатов / Ж.Б. Веренинова // Иностранный язык в школе. - 2000. - № 5. - С. 26-31

5. Ворохобов, A.B. Теоретические аспекты практики внедрения виртуальной образовательной среды / A.B. Ворохобов, Е.В. Плисов // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. -№3,- С. 5.

6. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - Москва: Айрис Пресс, 2004. - 240 с.

7. Дьяченко, Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка / Н.П. Дьяченко // Педагогический вестник. - 2004. - №3. - С. 30-33.

8. Зимняя, П.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / П.А Зимняя. - Москва: Просвещение, 1991.-222 с.

9. Каракозова, Е.Н. Иноязычная информационная деятельность студента технического вуза / Е.Н. Каракозова, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - № 1,- С. 4.

10. Комаров,А.С. Игры и пьесы в обучении английскому языку / А.С.Комаров. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-222 с.

11. Комарова, Ю.А. Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам учащихся старших классов / Ю.А. Комарова // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 4,- С. 40-41

12. Михайлова, Е.А. Работа над песней на уроке английского языка / Е.А. Михайлова // Иностранные языки в школе. -2006. -№ 1,-С. 37-39

13. Никитенко, З.Н. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе / З.Н. Никитенко, В.Ф. Аитов, В.М. Аитова // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 4. - С. 14-21

14. Павлова, Е.А. Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка / Е.А. Павлова. - Москва: Чистые Пруды, - 2007. - 29 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат социологических наук Хвастунова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); кандидат педагогически наук, доцент Козырева Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); кандидат педагогически наук, доцент Руднева Инна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИИ В

МАГИСТРАТУРЕ

Аннотация. Статья посвящена актуальной научной проблеме методической подготовке будущих педагогов к инклюзии школьников в магистратуре. Представленная статья обобщает ряд серьезных промежуточных исследовательских действий в рамках проектной деятельности авторского коллектива. Исследование основывается на осуществленном метаанализе отечественной и зарубежной научно-методической литературы. Цель исследования связана с разработкой, описанием и систематизацией процесса методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников в магистратуре. Исследование базируется на современных методологических подходах к разработке модели методической подготовки педагога современной инклюзивной школы в магистратуре. К их числу относятся на личностно-деятельностный, компетентностный и культурологический подходы. В работе был использован метод междисциплинарного теоретического анализа для определения содержания и отбора технологий подготовки будущих педагогов к инклюзии. Приведено описание содержания учебных дисциплины и программы производственной практики в структуре методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников. Результаты исследования имеют несомненную научную и практическую значимость и могут быть использованы в практике работы педагогических вузов.

Ключевые слова: будущие педагоги, инклюзия, инклюзивное образование, методическая подготовка, профессиональная подготовка, магистратура, педагогический вуз.

Annotation. The article is devoted to the actual scientific problem of methodological preparation of future teachers for the inclusion of schoolchildren in the magistracy. The presented article summarizes a number of serious intermediate research activities within the framework of the project activity of the author's team. The study is based on a meta-analysis of domestic and foreign scientific and methodological literature. The purpose of the study is related to the development, description and systematization of the process of methodological preparation of future teachers for the inclusion of schoolchildren in the master's program. The research is based on modern methodological approaches to the development of a model of methodological training of a teacher of a modern inclusive school in the magistracy. These include personal-activity, competence-based and cultural approaches. The method of interdisciplinary theoretical analysis was used in the work to determine the content and selection of technologies for preparing future teachers for inclusion. The description of the content of the academic discipline and the program of industrial practice in the structure of the methodological preparation of future teachers for the inclusion of schoolchildren is given. The results of the study have undoubted scientific and practical significance and can be used in the practice of pedagogical universities.

Key words: future teachers, inclusion, inclusive education, methodological training, vocational training, master's degree, pedagogical university.

Исследование выполнено no проекту «Разработка модели методической подготовки педагога к инклюзивному образованию школьников», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение от 15.02.2023 г. № 073-03-2023-024/2 к соглашению от 27.01.2023

№ 073-03-2023-024)

Введение. Магистратура как уровень высшего образования в России является формой подготовки востребованных кадров. Многие отечественные научные исследования освещают актуальные аспекты организации педагогической магистратуры. А.И. Алексеева, М.Н. Лукина, анализируя процесс организации обучения современного университета в соответствии со стандартом высшей школы, представляют мониторинг наиболее популярных магистерских программ ведущих вузов страны, способствующих развитию у студентов универсальных и общепрофессиональных компетенций [1, С. 10].

В.Ж. Бикулова, И.Р. Мазгаров, оценивая преимущества и недостатки специалитета, бакалавриата и магистратуры, указывают на возрастающую роль взаимодействия университета с работодателем, подчеркивают значимость преподавателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.