Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВ ПЕСЕН НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВ ПЕСЕН НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСНИ / ТЕКСТЫ ПЕСЕН / ПЕСЕННЫЙ МАТЕРИАЛ / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ФУНКЦИИ / ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецова Марина Геннадьевна, Якимова Елена Васильевна

Иностранный язык - основная составляющая современной жизни. Песни на уроках иностранного языка являются многофункциональным методическим средством. В данной статье описаны преимущества использования текстов песен при обучении иностранному языку. Авторами представлены принципы отбора песенного материала, описаны функции текстов песен в процессе обучения иностранным языкам. В работе выделяются дидактические задачи, решаемые в процессе преподавания иностранных языков. В статье приведены анализ и результаты проведения уроков по обучению лексической стороне говорения. Интересными представляются данные по показателю уровня сформированности лексического навыка говорения по показателю правильность и количество усвоенных лексических единиц за урок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швецова Марина Геннадьевна, Якимова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING SONG LYRICS AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS AT SCHOOL

A foreign language is the main factor of modern life. Songs at foreign language lessons are a multifunctional methodical resource. The present article deals with advantages of using song lyrics in teaching a foreign language. The authors present the principles of selecting song material, describe the functions of song lyrics in teaching foreign languages. The work points out didactic tasks solved in the process of teaching foreign languages. It also gives the analysis and results of the lessons on teaching lexical speech skills. There is interesting data on the level of formation of the lexical speech skill according to the accuracy index and a number of lexical items learned at a lesson.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВ ПЕСЕН НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ»

УДК 378.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВ ПЕСЕН НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

кандидат филологических наук, доцент Швецова Марина Геннадьевна Вятский государственный университет (г. Киров);

бакалавр Якимова Елена Васильевна Вятский государственный университет (г. Киров)

Постановка проблемы. Тексты песен на уроках иностранного языка являются действенным педагогическим средством обучения иноязычной культуре и формированию коммуникативных навыков. Использование текстов песен ускоряет процесс обучения, способствует росту интереса учащихся к предмету, а также улучшает качество усвоения материала, способствуют развитию абстрактного мышления, воображения и памяти. Уроки иностранного языка с использованием текстов песен отличаются эффективностью, разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку.

Изложение основного материала исследования. Важным моментом современного урока иностранного языка является не только применение различных упражнений на развитие разных видов речевой деятельности, но и использование новых креативных технологий преподавания, форм и подходов к обучающему процессу. Реализация учебных целей и задач на уроках иностранного языка с использованием текстов песенпомогает осуществлять личностно - ориентированный подход в обучении, реализует индивидуализацию и дифференциацию, ориентируясь на все особенности школьников. Тексты песен на уроках иностранного языка вносят в процесс обучения не только креативность и разнообразие, но это также отличный способ снять напряжение, разграничить учебные блоки занятий и переключиться с одного вида работы на другой. Легкий, непринужденный мотив и простая рифма быстро запоминаются, причем не только на период обучения, а на всю жизнь.

Современные тексты песен вызывают мотивацию у учеников, так как они являются сильным инструментом и ценным учебным материалом в изучении иностранного языка, поэтому методика использования аутентичных песен привлекает внимание многих методистов и учителей. Исследователи отмечают, что данная методика является очень эффективной в усвоении лексико-грамматических навыков, а также помогает в развитии всех видов речевой деятельности.

Песни, как и любой другой учебный материал, подбираются с учетом целей конкретного урока, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Говоря об отборе песенного материала, можно руководствоваться следующими принципами, разработанными Е. Н. Солововой и представленными в таблице 1 [4, С. 134].

Таблица 1

Принципы отбора песенного материала

Принцип Характеристика принципа

Принцип аутентичности Объектом отбора являются народные песни, короткие рифмовки и припевки. Этот принцип обеспечивает расширение лингвострано-ведческого кругозора учеников.

Принцип воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности Отбор образцов с яркой, запоминающейся мелодией из большого количества аутентичного песенного материала.

Принцип наличия проблематики В тексте песен есть проблемы, актуальные для обучающихся, особенно средней и старшей ступени. В случае отсутствия данного критерия эффективность работы с музыкальной наглядностью значительно снизится, несмотря на возможную высокую художественную, лингвострановедческую и методическую ценность музыкального материала.

Принцип методической ценности Выбор таких песенных образцов, в которых обеспечивается соответствие песенного материала тематике устной речи, грамматики или чтения, а также методическим условиям урока, что способствует формированию и совершенствованию базовых речевых навыков и развитию умений учеников.

Принцип познавательной ценности Отбор песенного материала рассчитан также на развитие интеллекта и миропонимания обучающихся.

Обучающая функция осуществляет формирование и совершенствование фонетических и лексико-грамматических навыков и развитие умений во всех видах речевой деятельности. Лексическая насыщенность песен позволяет использовать их и для обогащения словарного запаса обучающихся. При изучении отдельных лексических тем они служат иллюстративным материалом, поэтому можно подобрать целую серию песен для формирования продуктивных лексических навыков на многие темы, включенные в школьную программу. Так, если тема урока «Freundschaft», можно предложить ученикам прослушать немецкие песни исполнителя Reinhard Horn - «So groß wie ein Baum». Темы и проблемы, затрагиваемые исполнителем песни, могут являться стимулом для высказываний обучающихся, используя речевые образцы, клише, разговорные фразы, которые носители языка употребляют в повседневной жизни.

Музыкальный язык аутентичных песен является не менее информативным в плане познания особенностей культуры и ее носителей. Музыкальный язык культуры отражается в мелодии, звучании музыкальных инструментов, воспроизводится в голосе исполнителя [2, С. 91]. Тем самым, обучающиеся знакомятся ближе с культурой изучаемого языка. На уроках это может быть реализовано с помощью фольклорных песен, например, о Рождестве. З.Н. Никитенко полагает, что через национальную мелодию раскрывается душа народа, его культура, характер и менталитет [3, С. 18].

Нами былипроведены уроки по обучению лексической стороне говорения. На одних из них использовалась «традиционная» форма работы, а на других уроках формирование лексического навыка строилось на песенном материале. Затем мы сравнили результаты этих занятий с целью доказательства целесообразности применения песенного материала

при обучении лексике. При сравнении мы опирались на одно качество сформированности навыка, которое можно было проанализировать в условиях данных уроков. Критерий правильности составленных учащимися предложений в сверхфразовом единстве из 4-5 предложений.

Анализ по показателю «правильность» свидетельствует о том, что обучающиеся совершают меньше ошибок, если на уроке использовался песенный материал. В среднем ученики во время проведения «традиционного» урока делали 2-3 ошибки в сказанных 4-5 предложениях. Это объяснялось тем, что для некоторых учеников было недостаточно контекста и звуко-буквенной формы новых слов. А при апробации комплекса упражнений с использованием песенного материала обучающиеся совершали 1-2 ошибки в 4-5 высказываниях. Таким образом, можно сделать вывод, что использование песенного материала при формировании лексического навыка говорения помогает избежать ошибок в подборе правильной лексической единицы и ее произношении.

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

■ "Традиционный" урок 1 Уроке использованием песни

Рисунок 1. Показатели уровня сформированности лексического навыка говорения по показателю правильность

Следует также отметить, что у большинства учеников не сформирован грамматический навык по теме артикли в винительном падеже, поэтому они часто допускали ошибки в предложениях. Речевые образцы на доске им не всегда помогали, так как они не знали правила употребления этих артиклей.

Благодаря прослушиванию, а затем исполнению песни, ученики делали меньше фонетических ошибок. Помимо этого, содержание и название песни создают речевую задачу на весь урок, поэтому обучающимся было проще подготовить соответствующее сверхфразовое единство из 4-5 предложений, а также перенести заданную речевую ситуацию на себя.

Все вышеперечисленные показатели влияют на последний - количество усвоенных лексических единиц за урок. Данный показатель трудно оценить, потому что каждый ученик в своем сверхфразовом единстве использовал не все новые слова, а только те, которые он посчитал нужными.

Всего в начале урока было введено 15 новых лексических единиц (LE - 15); der Weihnachtsmann (ä, -er), die Gabe (-en), die Trommel (-n), die Pfeife (-n), das Gewehr (-e), die Fahne (-n), die Säbel (-n), der Musketier (-e), der Grenadier (-e), der Zottelbär (-en), das Panthertier (е), das Roß (-e), der Esel (-), das Schaf (-e), der Stier (-e). В таблице 2 мы можем проследить то, какие лексические единицы были наиболее и наименее популярны среди учащихся 6 «Б» класса средней школы.

Таблица 2

Показатели наиболее и наименее употребляемых слов в сверхфразовом единстве учащихся

der Weihnachtsmann Е.С. С.В. (2)

die Gabe Б.В. З.С. Л.А. Н.М. С.Л. С.С. Х.П. Х.А. Ш.Л. (9)

die Trommel Д.А. З.С. М.А. Н.М. С.Л. Х.П. Ш.Л. (7)

die Pfeife Д.А. З.С. С.В. Х.П. (4)

das Gewehr Б.В. К.С. П.К. С.В. (4)

die Fahne Б.В. Д.А. Е.С. К.С. М.А. Н.М. С.Л. С.С. Х.П. Х.А. Ш.Л. Ш.Н. (12)

die Säbel Б.В. Е.С. К.С. М.А. Н.М. П.К. С.В. С.С. Х.А. Ш.Л. Ш.Н. (11)

der Musketier Е.С.К.С. М.А. П.К. С.С. Х.П. Х.А. Ш.Л. Ш.Н. (9)

der Grenadier К.С. М.А. П.К. С.В. С.С. Ш.Н. (6)

der Zottelbär Д.А. З.С. Л.А. С.Л. (4)

das Panthertier Д.А. З.С. Л.А. С.Л. (4)

das Roß Б.В. Е.С. Л.А. Ш.Н. (4)

der Esel Л.А. Х.А. (2)

das Schaf Н.М. (1)

der Stier П.К. (1)

Исходя из ответов учащихся, самым употребляемым словом является die Fahne, 12 человек употребили это слово в своем сверхфразовом единстве, на втором месте оказалось слово die Säbel, его употребили 11 человек, 9 человек использовали слова die Gabe и der Musketier, 7 человек использовали слово die Trommel, 6 человек - слово der Grenadier, 4 человека употребили слова die Pfeife, das Gewehr, der Zottelbär, das Panthertier, 2 человека употребили слова der Weihnachtsmann и der Esel, и только один человек назвал слова das Schaf и der Stier.

Предлагаем общую диаграмму (рисунок 2) по данным урокам, иллюстрирующую наши наблюдения. Поскольку каждый урок был направлен на введение новых лексических единиц, то о полной сформированности лексического навыка говорения говорить нельзя.

Рисунок 2. Показатели уровня сформированности лексического навыка говорения по показателю количество

Вследствие ограниченного числа уроков для апробации нам не удалось достичь видимых результатов. Однако, возможно проследить некоторую динамику в формировании лексического навыка говорения с использованием песенного материала. Проанализировав результаты апробированных уроков, мы можем в целом наблюдать эффективность разработанного комплекса упражнений по формированию лексического навыка говорения с использованием песенного материала. Кроме того, обучающиеся проявили себя на первом уроке более активными и мотивированными, так как песенный материал внес некий элемент новизны в привычный процесс обучения.

Анализ психологической литературы показал, что на протяжении веков философы, психологи, медики, педагоги признавали музыку в лечебных и развивающих целях. В.Л. Леви, Л.С. Выготский полагали, что музыка помогает снять стресс, расслабиться, настроиться на рабочую атмосферу [1, С. 14]. Музыка является одним из самых эффективных способов воздействия на чувства и эмоции любого человека. Тем самым песни способствуют созданию психологического комфорта и дружественной атмосферы общения на уроке. Поэтому в течение последних двух десятилетий в качестве методологии изучения иностранного языка активно рассматривается возможность использования музыки и песен в классе [5, С. 45].

Выводы. Таким образом, песенный материал является необходимым и многофункциональным методическим средством. Использование песенного материала мотивирует обучающихся изучать иностранный язык, развивает память, внимание, мышление. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат. С методической точки зрения песенный материал помогает в развитии умений и совершенствовании навыков.

Аннотация. Иностранный язык - основная составляющая современной жизни. Песни на уроках иностранного языка являются многофункциональным методическим средством. В данной статье описаны преимущества использования текстов песен при обучении иностранному языку. Авторами представлены принципы отбора песенного материала, описаны функции текстов песен в процессе обучения иностранным языкам. В работе выделяются дидактические задачи, решаемые в процессе преподавания иностранных языков. В статье приведены анализ и результаты проведения уроков по обучению лексической стороне говорения. Интересными представляются данные по показателю уровня сформированности лексического навыка говорения по показателю правильность и количество усвоенных лексических единиц за урок.

Ключевые слова: песни, тексты песен, песенный материал, средство обучения, иностранный язык, функции, принцип.

Annotation. A foreign language is the main factor of modern life. Songs at foreign language lessons are a multifunctional methodical resource. The present article deals with advantages of using song lyrics in teaching a foreign language. The authors present the principles of selecting song material, describe the functions of song lyrics in teaching foreign languages. The work points out didactic tasks solved in the process of teaching foreign languages. It also gives the analysis and results of the lessons on teaching lexical speech skills. There is interesting data on the level of formation of the lexical speech skill according to the accuracy index and a number of lexical items learned at a lesson.

Key words: songs, song lyrics, song material, teaching aid, foreign language, functions, principle.

Литература:

1. Леви В. Вопросы психобиологии музыки // Советская музыка. - 1966. - №8. - С. 13

2. Логинова Е.В. Место аутентичного песенного материала в содержании социокультурного компонента обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2010. - №2. - С. 89-93

■ "Традиционный"урок

Уроке использованием песенного материала

усвоенных лексических единиц за урок

3. Никитенко З.Н. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе. [Текст] / З.Н. Никитенко, В.Ф. Аитов, В. М. Аитова. - С. 14-21. // Сборник статей «Иностранные языки в школе». - Вып. 4 - М.: Просвещение, 1996. - С. 14-21.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Астрель, 2008. - 272 с.

5. Murphey, T. Music and song / T. Murphy. - Oxford University Press, 1998. - 151 p.

УДК 378.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВ ПЕСЕН ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА РЕЧИ

бакалавр Якимова Елена Васильевна Вятский государственный университет (г. Киров); кандидат филологических наук, доцент Швецова Марина Геннадьевна Вятский государственный университет (г. Киров)

Постановка проблемы. Основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие иноязычной коммуникативной коммуникации во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письменной речи. Для осуществления коммуникации необходимо не только правильно произносить звуки, но и знать слова, правила соединения этих слов в предложении. Для узнавания и произнесения слов, а также для понимания предложений и соединения слов в предложения требуются фонетические, лексические и грамматические навыки. Использование текстов песен в процессе обучения иностранному языку может способствовать повышению эффективности обучения иноязычной лексикеучащихся в средней школе.

Изложение основного материала исследования. Лексика изучаемого иностранного языка выражена лексическими единицами, обозначающими слово, устойчивое словосочетание, идиому, их необходимый набор для решения речевых задач, обусловленных контекстом деятельности возрастной группы обучающихся [2, С. 82]. Все лексические единицы, подлежащие усвоению, входят в состав активного и пассивного лексического минимума. Активный лексический минимум представляет собой основной запас лексики, который должен обеспечить обучающимся возможность выражать свои мысли и понимать мысли других в устной и письменной речи. При пассивном словаре лексические единицы могут быть узнаваемы при чтении и аудировании, но не использоваться продуктивно в речи. Следовательно, в цели обучения лексике в школе входит формирование активного, пассивного и потенциального словарей, а также требование развития догадки о лексическом значении незнакомых слов [3, С. 330].

В условиях общеобразовательных учреждений невозможно овладеть всей лексикой иностранного языка. В связи с этим необходимо отобрать лексический минимум, который отражен и зафиксирован в нормативных документах. Согласно примерной основной образовательной программе основного общего образования в 5-7 классах ученики должны усвоить 400 лексических единиц, а 8-9 классах - 300 лексических единиц. Таким образом, к концу 9 класса в общей сложности словарь школьников должен насчитывать 1200 лексических единиц [4].

Продуктивное усвоение лексических единиц осуществляется в процессе формирования лексического навыка говорения, который трактуется отечественными методистами неоднозначно. По мнению С. Ф. Шатилова, лексический навык говорения - это навык «интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи» в соответствии с ситуацией общения и целью коммуникации [6, С. 120]. А.Н. Щукин рассматривает лексический навык как «автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и её правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи» [7]. Н.Д. Гальскова считает, что формирование лексических навыков «предполагает не только учет сведений формально-структурного характера, но и знание ситуативных, социальных и контекстуальных правил, которых придерживаются носители языка» [1, С. 287].

Нами был разработан комплекс упражнений по обучению лексической стороне говорения с использованием песенного материала для учеников 6 «Б» класса МБОУ СОШ № 11» г. Кирова для модельного урока. Под комплексом упражнений мы понимаем совокупность упражнений для автоматизации новой лексической единицы [5, С. 221].

Данный комплекс упражнений включает условно-речевые упражнения второго порядка, расположенные по принципу от простого к сложному, в следующей последовательности: имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные, и сопровождаютсяречевым упражнением. Для модельного урока данный комплекс упражнений разработан в рамках разговорной темы «Kleine Pause».

При создании комплекса упражнений мы придерживались классификации этапов работы с лексическим материалом, выделенной С. Ф. Шатиловым, а также типов упражнений, представленных Е. И. Пассовым (см. таблицу 1). Песенный материал был выбран из Интернета с учетом возрастных особенностей подросткового возраста, интересов обучающихся, а текст песни соответствовал теме учебного плана 6 «Б» класса. Преимущество выбранного песенного материала в том, что в тексте имеются новые, часто употребляемые, лексические единицы по теме «Weihnachten», поэтому формирование лексического навыка говорения с применением песни позволило организовать познавательную и творческую работу учеников.

Основная задача урока состояла в формировании лексического навыка говорения по данной теме. Приэтомбыловыделено 15 лексическихединиц, подлежащихусвоению: der Weihnachtsmann (-er), die Gabe (-en), die Trommel (-n), die Pfeife (-n), das Gewehr (-e), die Fahne (-en), die Säbel (-n), der Musketier(-e), der Grenadier (-e), der Zottelbär (-en), das Panthertier (-), das Roß(-e), der Esel (-), das Schaf (-e), der Stier (-e).

На первом этапе для обучающихся был подготовлен раздаточный материал с переводом незнакомых слов. Отсюда следует, что семантизация осуществлялась переводным способом. На втором этапе была организована работа с условно-речевыми упражнениями второго порядка, поскольку выделенные лексические единицы не вызывают особых трудностей у учеников. В основу образцов высказываний был положен лексический материал по теме«Weihnachten», взятый из песни. На последнем этапе обучающимся было предложено составить мини-рассказ о подарках, которые сами обучающиеся, их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.