Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВ ПЕСЕН ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА РЕЧИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВ ПЕСЕН ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИЧЕСКИЙ НАВЫК РЕЧИ / ХАРАКТЕРИСТИКА / ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ / ЛЕКСИКА / ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА / ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимова Елена Васильевна, Швецова Марина Геннадьевна

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции - основная цель обучения иностранному языку в школе. Она представлена во всех видах речевой деятельности. Данная статья посвящена проверке эффективности работы с текстами песен на уроках иностранного языка. В статье рассматривается понятие лексики, даётся определение лексического навыка речи. Авторы анализируют характеристику лексического навыка речи, изучают роль формирования навыка говорения как одного из видов речевой деятельности. В работе представлен комплекс упражнений по формированию лексических навыков речи на уроках иностранного языка в средней школе. Использование песен на уроках иностранного языка вызывает рост интереса учащихся к предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING SONG LYRICS IN MAKING A SET OF EXERCISES FOR THE FOREMATION OF LEXICAL SPEECH SKILLS

Developing a foreign language communicative competence is the main aim of teaching a foreign language at school. It is presented in all the types of speech activity. This article deals with testing the effectiveness of working with song lyrics at foreign language lessons. The article presents the definitions of vocabulary and lexical speech skill. The authors analyze the characteristics of the lexical speech skill, study the role of forming of this speech skill as one of the types of speech activity. The work represents a set of exercises for the formation of lexical speech skills at foreign language lessons at a secondary school. Using song lyrics arouses students’ interest to the subject.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВ ПЕСЕН ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА РЕЧИ»

3. Никитенко З.Н. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе. [Текст] / З.Н. Никитенко, В.Ф. Аитов, В. М. Аитова. - С. 14-21. // Сборник статей «Иностранные языки в школе». - Вып. 4 - М.: Просвещение, 1996. - С. 14-21.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Астрель, 2008. - 272 с.

5. Murphey, T. Music and song / T. Murphy. - Oxford University Press, 1998. - 151 p.

УДК 378.2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВ ПЕСЕН ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА РЕЧИ

бакалавр Якимова Елена Васильевна Вятский государственный университет (г. Киров); кандидат филологических наук, доцент Швецова Марина Геннадьевна Вятский государственный университет (г. Киров)

Постановка проблемы. Основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие иноязычной коммуникативной коммуникации во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письменной речи. Для осуществления коммуникации необходимо не только правильно произносить звуки, но и знать слова, правила соединения этих слов в предложении. Для узнавания и произнесения слов, а также для понимания предложений и соединения слов в предложения требуются фонетические, лексические и грамматические навыки. Использование текстов песен в процессе обучения иностранному языку может способствовать повышению эффективности обучения иноязычной лексикеучащихся в средней школе.

Изложение основного материала исследования. Лексика изучаемого иностранного языка выражена лексическими единицами, обозначающими слово, устойчивое словосочетание, идиому, их необходимый набор для решения речевых задач, обусловленных контекстом деятельности возрастной группы обучающихся [2, С. 82]. Все лексические единицы, подлежащие усвоению, входят в состав активного и пассивного лексического минимума. Активный лексический минимум представляет собой основной запас лексики, который должен обеспечить обучающимся возможность выражать свои мысли и понимать мысли других в устной и письменной речи. При пассивном словаре лексические единицы могут быть узнаваемы при чтении и аудировании, но не использоваться продуктивно в речи. Следовательно, в цели обучения лексике в школе входит формирование активного, пассивного и потенциального словарей, а также требование развития догадки о лексическом значении незнакомых слов [3, С. 330].

В условиях общеобразовательных учреждений невозможно овладеть всей лексикой иностранного языка. В связи с этим необходимо отобрать лексический минимум, который отражен и зафиксирован в нормативных документах. Согласно примерной основной образовательной программе основного общего образования в 5-7 классах ученики должны усвоить 400 лексических единиц, а 8-9 классах - 300 лексических единиц. Таким образом, к концу 9 класса в общей сложности словарь школьников должен насчитывать 1200 лексических единиц [4].

Продуктивное усвоение лексических единиц осуществляется в процессе формирования лексического навыка говорения, который трактуется отечественными методистами неоднозначно. По мнению С. Ф. Шатилова, лексический навык говорения - это навык «интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи» в соответствии с ситуацией общения и целью коммуникации [6, С. 120]. А.Н. Щукин рассматривает лексический навык как «автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и её правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи» [7]. Н.Д. Гальскова считает, что формирование лексических навыков «предполагает не только учет сведений формально-структурного характера, но и знание ситуативных, социальных и контекстуальных правил, которых придерживаются носители языка» [1, С. 287].

Нами был разработан комплекс упражнений по обучению лексической стороне говорения с использованием песенного материала для учеников 6 «Б» класса МБОУ СОШ № 11» г. Кирова для модельного урока. Под комплексом упражнений мы понимаем совокупность упражнений для автоматизации новой лексической единицы [5, С. 221].

Данный комплекс упражнений включает условно-речевые упражнения второго порядка, расположенные по принципу от простого к сложному, в следующей последовательности: имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные, и сопровождаютсяречевым упражнением. Для модельного урока данный комплекс упражнений разработан в рамках разговорной темы «Kleine Pause».

При создании комплекса упражнений мы придерживались классификации этапов работы с лексическим материалом, выделенной С. Ф. Шатиловым, а также типов упражнений, представленных Е. И. Пассовым (см. таблицу 1). Песенный материал был выбран из Интернета с учетом возрастных особенностей подросткового возраста, интересов обучающихся, а текст песни соответствовал теме учебного плана 6 «Б» класса. Преимущество выбранного песенного материала в том, что в тексте имеются новые, часто употребляемые, лексические единицы по теме «Weihnachten», поэтому формирование лексического навыка говорения с применением песни позволило организовать познавательную и творческую работу учеников.

Основная задача урока состояла в формировании лексического навыка говорения по данной теме. Приэтомбыловыделено 15 лексическихединиц, подлежащихусвоению: der Weihnachtsmann (-er), die Gabe (-en), die Trommel (-n), die Pfeife (-n), das Gewehr (-e), die Fahne (-en), die Säbel (-n), der Musketier(-e), der Grenadier (-e), der Zottelbär (-en), das Panthertier (-), das Roß(-e), der Esel (-), das Schaf (-e), der Stier (-e).

На первом этапе для обучающихся был подготовлен раздаточный материал с переводом незнакомых слов. Отсюда следует, что семантизация осуществлялась переводным способом. На втором этапе была организована работа с условно-речевыми упражнениями второго порядка, поскольку выделенные лексические единицы не вызывают особых трудностей у учеников. В основу образцов высказываний был положен лексический материал по теме«Weihnachten», взятый из песни. На последнем этапе обучающимся было предложено составить мини-рассказ о подарках, которые сами обучающиеся, их

родители и друзья хотят получить на Рождество, используя новые слова в предложениях. Комплекс упражнений с использованием указанного песенного материала представлен в таблице 1.

Таблица 1

Комплекс упражнений по формированию лексического навыка говорения с использованием песенного

материала для модельного урока

Этап Упражнения Установка

ориентировочно-подготовительный Schaut euch die Bilder an, sprecht mir nach. Der Weihnachtsmann, die Gabe, die Trommel, die Pfeife, das Gewehr, die Fahne, die Säbel, der Musketier, der Grenadier, der Zottelbär, das Panthertier, das Roß, der Esel, das Schaf, der Stier Kombiniert Deutsch und Russisch.

ситуативно-стереотипизирующий Имитативные Bestätigt meine Aussage. Das Kind will ein Roß bekommen, stimmt das? Das Mädchen will einen Zottelbären bekommen, stimmt das? Der Junge will eine Säbel bekommen, stimmt das? Das Kind will eine Trommel bekommen, stimmt das?

Подстановочные Widersprecht meiner Aussage. Das Kind will eine Pfeife bekommen, stimmt das? Das Mädchen will einen Musketier bekommen, stimmt das? Der Junge will einen Stier bekommen, stimmt das? Das Kind will ein Schaf bekommen, stimmt das?

Трансформационные Beantwortet meine Fragen. Will das Mädchen ein Panthertier bekommen? Will der Junge einen Esel bekommen? Will das Kind eine Pfeife bekommen? Was will das Mädchen bekommen? Was will der Junge bekommen? Was will das Kind bekommen?

Репродуктивные Fragt einander in Paaren. 2 Minuten Zeit. Пример на доске: - Was willst du bekommen? - Ich will eine Trommel bekommen. - Was will dein/e Schwester/Bruder/Mutter/Vater/Freund bekommen? - Meine Schwester will einen Zottelbären bekommen.

Ситуативно-варьирующий Речевые упражнения 1 порядка Uberlegt und erzählt 4-5 Sätze, welche Geschenke ihr, eure Eltern, eure Geschwister, eure Freunde zu Weihnachten bekommen möchten. Ihr habt 5 Minuten Zeit. На доске РО: Ich will eine Trommel zu Weihnachten bekommen. Meine Schwester will einen Zottelbären zu Weihnachten bekommen. Mein Bruder will eine Säbel zu Weihnachten bekommen. Meine Freundin will ein Panthertier zu Weihnachten bekommen. Meine Mutter will eine Pfeife zu Weihnachten.

Для того, чтобы оценить целесообразность разработанного комплекса упражнений в рамках одного урока немецкого языка в средней школе, мы выбралиодин основной критерий правильности и показатели оценки учащихся в соответствии с этим критерием, представленным в таблице 2.

Таблица 2

Критерий и показатели для оценки учащихся

Показатели Баллы (1-5)

Количественные

Правильность 1 (0-1 предложение) 2 (2 предложения) 3 (3 предложений) 4 (4 предложений) 5 (5 предложений)

Выводы. Одним из самых креативных и эффективных способов формирования лексических навыков речи является применение текстов песен на уроках иностранного языка.Разработанный комплекс упражнений по обучению лексической

стороне говорения с использованием песенного материала включает условно-речевые и речевые упражнения первого порядка и обеспечивают формирование и дальнейшее совершенствование лексического навыка говорения. Грамотное использование текстов песен на уроках иностранного языка способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшению качества усвоения материала.

Аннотация. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции - основная цель обучения иностранному языку в школе. Она представлена во всех видах речевой деятельности. Данная статья посвящена проверке эффективности работы с текстами песен на уроках иностранного языка. В статье рассматривается понятие лексики, даётся определение лексического навыка речи. Авторы анализируют характеристику лексического навыка речи, изучают роль формирования навыка говорения как одного из видов речевой деятельности. В работе представлен комплекс упражнений по формированию лексических навыков речи на уроках иностранного языка в средней школе. Использование песен на уроках иностранного языка вызывает рост интереса учащихся к предмету.

Ключевые слова: лексический навык речи, характеристика, вид речевой деятельности, лексический минимум, лексика, лексическая единица, принцип.

Annotation. Developing a foreign language communicative competence is the main aim of teaching a foreign language at school. It is presented in all the types of speech activity. This article deals with testing the effectiveness of working with song lyrics at foreign language lessons. The article presents the definitions of vocabulary and lexical speech skill. The authors analyze the characteristics of the lexical speech skill, study the role of forming of this speech skill as one of the types of speech activity. The work represents a set of exercises for the formation of lexical speech skills at foreign language lessons at a secondary school. Using song lyrics arouses students' interest to the subject.

Key words: lexical speech skill, characteristics, a type of speech activity, basic vocabulary, vocabulary, lexical item, principle.

Литература:

1. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И.Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. выш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

2. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.

3. Климентенко, А.Д. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова; Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1981. - 456 с.

4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования URLhttps://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf(дата обращения: 25.10.2019)

5. Шамов, А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс, учебное пособие / отв. ред. А.Н. Шамов. -М.: АСТ, 2008. - 253 с.

6. Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранному языку в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности №2013 «Иностранные языки» / С.Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.

7. Щукин А.Н. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студентов / А.Н. Щукин, Г.М. Фролова. -М.: Академия, 2015. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.