индивидуальной, фронтальной и групповой. С точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной.
Для контроля знаний по математики интерактивное тестирование более привлекательно для учеников, чем бланковое, результат они видят сразу. Ученик видит не субъективную оценку учителя, с которой он не всегда согласен, а объективную оценку компьютера, с которой сложно не согласиться.
Таким образом, современные технологии обучения на уроках математики можно считать новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и позволяет ученикам с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Список использованной литературы:
1. Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей. Сборник научных трудов Sworld. - 2013. Т. 27. - № 4. - С. 53-56.
2. Кларин М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта.- Педагогика, 2000, № 7
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
© Абдуев Ш., Тугалов Р., 2018
УДК 372.881.111.22
Е.А. Бароненко
Канд. пед. наук, доцент ЮУрГГПУ г. Челябинск, РФ К.Р. Мухаметшина Студент ЮУрГГПУ г. Челябинск, РФ E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА
Аннотация
В данной статье речь идет о формировании лексического навыка у учеников старшего школьного возраста при применении песенного материала на уроке немецкого языка. Подробно рассматриваются возможности усвоения новых лексических единиц в процессе работы над аутентичным песенным материалом. Поднимается вопрос о необходимости учитывать возрастные и психологические особенности учащихся данной возрастной группы. Также представлены задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, которые экстраполируются на песенный материал.
Ключевые слова
Лексический навык, лексика, психологические особенности учащихся, песенный материал,
песни, задачи учителя, немецкий язык, урок.
В современном мире роль иностранного языка, несомненно, высока, он задействован во многих сферах жизни (политика, искусство, спорт и тд). Одни изучают язык, чтобы иметь возможность работать за рубежом, другие для того, чтобы путешествовать и заводить новые знакомства, изучать культуру стран, читать литературу на языке автора, иметь возможность работать на спортивных мероприятиях мирового
уровня, участвовать в международных научных конференциях. Все же существует большой процент людей, считающих изучение иностранного языка скучной рутиной и тяжким трудом. Особенно это касается школьников. Однако это не совсем так. Методики преподавания иностранного языка эволюционируют вместе с обществом, и на данном этапе развития существует множество вариантов сделать изучение иностранного языка интересным для людей любого возраста (лексико-грамматический метод, коммуникативный метод, метод погружения, метод молчания, метод физического реагирования, аудиолингвистический метод и тд).
Одним из важных компонентов формирования и развития речевых умений современные методисты считают лексику. Лексика - это совокупность слов, сокращений и устойчивых словосочетаний, которые входят в состав языка. [6]. Слово - основная единица языка, которая служит для выражения предметов, явлений, действий, состояний [5, с. 730]. Оно выступает ведущим компонентом в процессе речевого общения. Согласно ФГОС, учащиеся на каждом этапе обучения должны освоить определенное количество лексики, необходимые для овладения устной речью. Цель обучения лексике - формирование лексического навыка у учащихся.
Понятие лексического навыка неоднократно рассматривалось и психологами (А.Р.Лурия, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев) и методистами (Е.И.Пассов, С.Ф.Шатилов). Как правило, навык - это автоматизированное действие, которое формируется в процессе деятельности. Лексический же навык - это способность автоматически извлекать из долговременной памяти слова или словосочетания, и применять их в речи в конкретных ситуациях для решения конкретных речевых задач. Формирование данного навыка очень важно, так как он является важнейшим компонентов всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и именно формирование лексического навыка всегда находится под контролем учителя.
Согласно Е.И.Пассову в основе лексического навыка лежит определение соответствия выбора и сочетания единиц ситуации, а сам навык связан с двумя операциями: операцией вызова и операцией сочетания слов [4, с. 36]. Традиционно выделяется шесть стадий формирования лексического навыка (по Е.И. Пассову):
• Восприятие слова в процессе его функционирования; создается звуковой образ слова;
• Осознание значения слова;
• Имитация слов в изолированном виде или в контексте предложения;
• Обозначение, направленное на самостоятельное называние обьектов определяемых словом;
• Комбинирование (слово вступает в новые связи);
• Употребление слова в различных контекстах [4, с. 36].
Однако в практической деятельности мы наблюдаем противоречие: при одинаковых условиях подачи материала, не все дети одинаково его усваивают. Почему возникает такая ситуация? Это обусловлено психолого-возрастными особенностями учащихся. Процесс обучения в школе условно можно разделить на три основных этапа, каждый из которых охватывает определенные стадии развития ребенка:
1. Начальная школа - младший школьный возраст (ведущая деятельность - обучение; направленность - привыкание к новой социальной роли)
2. Средняя школа - младший подростковый возраст (ведущая деятельность - общение; направленность - «защита» новой социальной роли)
3. Старшая школа - старший подросток (ведущая деятельность - учебно-профессиональная деятельность) [3, с. 122]
На каждой ступени обучения у ребенка разные интересы, проблемы, мотивации, и, чтобы обучение было результативным, мы должны их учитывать и подбирать методику, которая будет наиболее действенной и интересной на данном этапе взросления учащегося. Например, если мы говорим о старшей школе, старшем подростке, то ситуация следующая: ведущая деятельность по-прежнему остается учебной, однако появляется интерес и к общественно-полезной деятельности; меняется социальная ситуация развития, ребенок начинает осознавать себя субъектом взаимодействия, происходит перестройка системы
«Я-общество». В психологическом плане также происходят изменения, мышление становится более произвольным, ученик стремится к взрослости и самостоятельности, критически относится к окружающим, подчиняется нормам коллективной жизни. Так же в этом возрасте начинается гормональное созревание, изменяются пропорции тела, проявляются вторичные половые признаки, половое влечение, перестраивается моторно-двигательный аппарат и повышается утомляемость. [3, с. 167]
Таким образом, мы можем сделать вывод, что для старшего школьника будет акутальным вопрос самоопределения себя в обществе, для него важно быть интегрированным в социум, быть в кругу событий, быть признанным обществом и окружающими. И, наверное, нет такой проблемы, о которой не написали бы песню.
Опыт работы в школе помог сделать вывод об эффективности применения песенного материала на каждом этапе обучения иностранному языку. С помощью песен мы можем ввести новую лексику, которая будет актуальной и интересной для учеников определенной возрастной категории. Так же на основе песенного материала можно изучать грамматику, тренировать аудирование, чтение и письмо, подбирая материал с учетом целей конкретного урока, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Существует множество способов применения песенного материала на уроках иностранного языка. С целью введения учащихся в атмосферу иноязычного общения можно начинать урок с пассивного прослушивания песни. Полное понимание текста не обязательно, можно обсудить лишь эмоции, вызванные мелодией. Песня является хорошим сопровождением физкультминутки. Можно использовать ритмичную или медленную, спокойную мелодию с целью снятия напряжения на определенном этапе урока. К тому же лексические единицы запоминаются гораздо быстрее. Так же песня является хорошим аудиоматериалом, который лежит в основе целого урока, ведь песня является самым легкодоступным аутентичным текстом, содержащим целый ряд грамматических явлений и лексических единиц, и, одновременно стимулирует говорение. [2, с. 133]. Однако перед выбором песенного материала к уроку, необходимо помнить об этапах работы с текстом: этап до прослушивания, во время прослушивания и после прослушивания песни. На каждом этапе перед учителем стоит ряд задач:
• Задачи перед прослушиванием
о заботиться о тематическом соответствии; о заинтересовать в работе с текстом;
о стимулировать выдвижение версий относительно содержания песни; о активизировать имеющийся резерв знаний по данной теме; о применять имеющиеся знания.
• Задачи во время прослушивания о достичь цели прослушивания;
о повысить качество прослушивания; о вызвать необходимую реакцию; о определиться в понимании текста; о сделать выводы о значении песни.
• Задачи после прослушивания
о заинтересовать в осмыслении (более глубоком) песни; о мотивировать языковое понимание; о стимулировать учащихся к дискуссии по теме; о провоцировать на личные высказывания, эмоции.
Для выполнения каждого блока задач, существуют разные варианты упражнений, соответствующих каждому этапу работы над песней. Например, перед прослушиванием можно предложить учащимся подумать над заголовком, предположить, о чем будет идти речь в песне, поработать над незнакомой лексикой. Во время и после прослушивания, упражнения направлены на закрепление материала представленного в тексте (новая лексика, грамматические конструкции и тд), и на обсуждения эмоций,
~ 143 ~
вызванных поднятой в песне проблемой, тем самым активируя учащихся к говорению. Список использованной литературы:
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. 165с.
2. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. /Педагогика, Москва, 1991, 133с.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: МПСИ, МОДЭК, 2013. 122c, 167с.
4. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Настольная книга преподавателя иностранного языка /Глосса-Пресс, Москва, 2010. 36 с.
5. Толковый словарь русского языка Ожегов С.И. М.: Мир и Образование, 2015. 730 с.
6. Лексика. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0% BA%D0%B0 (дата обращения 20.03.2018)
© Бароненко Е.А., Мухаметшина К.Р., 2018
УДК 378.14
М.Ф.Каримов
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация А.А.Васфиева студент факультета химии и биологии г. Бирск, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СВОЙСТВ ГИДРОСУЛЬФИДОВ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделены элементы дидактики и методики изучения учащимися старших классов средней общеобразовательной школы физических и химических свойств гидросульфидов щелочных металлов.
Ключевые слова Гидросульфиды лития, натрия, калия, рубидия, цезия и их свойства.
Среди дидактических вопросов школьного курса химии [1] высоким уровнем познавательной значимости выделяется изучение старшеклассниками физических и химических свойств гидросульфидов щелочных металлов лития, натрия, калия, рубидия, цезия.
В начале лекционных, практических и лабораторных занятий [2], посвященных изучению свойств гидросульфидов щелочных металлов учитель химии вместе со старшеклассниками устанавливают причину образования сульфидов и гидросульфидов.
Представляющая двухосновную кислоту сероводородная кислота испытывает со временем двухступенчатую диссоциацию вида:
H2S ~ Н+ + ~ Н+ + S2-.
Наличие двух возможностей замещения атомов водорода в сероводородной кислоте приводит к образованию соли - сульфида с замещением двух атомов водорода в кислоте (например, Na2S - сульфид