Научная статья на тему 'Роль музейной коллекции С. Н. Баландина в деле изучения и сохранения народного зодчества (2009 г. )'

Роль музейной коллекции С. Н. Баландина в деле изучения и сохранения народного зодчества (2009 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ СИБИРИ ИМ. С.Н. БАЛАНДИНА / АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО / ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филонов С. В.

В статье показано значение музейной коллекции доктора архитектуры, профессора НГАХА С.Н. Баландина (1930 – 2004), посвященной зодчеству народов Сибири и Дальнего Востока, в деле сохранения и изучения культурного наследия. Музейная коллекция народного зодчества состоит из образцов деревянной резьбы, фотоархива, архива чертежей и библиотеки. Коллекция хранится в фондах Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. Представлено достаточно полное собрание материалов, составляющее интерес для широкого круга исследователей истории народного зодчества Сибири и Дальнего Востока – архитекторов, историков, этнографов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of the museum collection gathered by Professor Sergei Balandin for researching and preservation of wooden architecture

The author reveals significance of the museum collection Folk Architecture of Siberia and Russian Far East for researching and preservation of wooden architecture. The collection was gathered by Professor Sergei Balandin (1930 – 2004) and is nowadays kept in Balandin’s Museum of Siberian Architectural History. The collection includes samples of wood carving, a special archive of photographs, drawings and books. Folk Architecture of Siberia and Russian Far East is a good complex of materials, which makes interest for a wide range of researchers – architects, historians, ethnographers.

Текст научной работы на тему «Роль музейной коллекции С. Н. Баландина в деле изучения и сохранения народного зодчества (2009 г. )»

С.В. Филонов, г. Новосибирск

РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ КОЛЛЕКЦИИ С.Н. БАЛАНДИНА В ДЕЛЕ ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ НАРОДНОГО ЗОДЧЕСТВА (2009 г.)

Проблема сохранения народа возникает, когда начинаются необратимые негативные изменения в ею жизни - разрушение традиций, духовная и физическая деградация. Негативный процесс начинается с изменения традиций, обычно под внешни?.! влиянием. Далее происходит разрушение социальных связей и прекращение традиций. Затем в обществе наступают депрессия, апатия, деградация людей и среды их обитания. Среда обитания народа гибнет последней. Это самая устойчивая структура, включающая в себя природные объекты, окультуренные территории и архитектуру. Сохранение народа следует начинать с охраны среды его обитания, Здесь велика роль музеев как хранителей традиции,

Роль музейных коллекции в деле сохранения традиций народного зодчества. Народ ис существует без своей архитектуры. Чтобы сохранить народ, необходимо сохранять его архитектуру. Этим, в числе других организаций, занимаются архитектурные музеи, которые можно разделить на два вида: исторические и научные.

Исторические архитектурные музеи представляют собой музеефицированные исторические объекты (Кижи).

Научные музеи - архивы материалов, собранных исследователями для научной обработки и музеефикации. Примером в данном случае является Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. Фонды сегодняшнего музея - это бережно сохраненные курсовые и дипломные, конкурсные проекты (начиная с 1924 г.); мемориальные предметы, относящиеся к археологии, архитектуре Сибири, деревянному зодчеству; чертежи, рисунки, тысячи фотографий, негативов, труды нескольких поколений сибирских архитекторов, педагогов и выпускников архитектурной школы Сибири, сформированные в тематические коллекции.

Недостатки исторических архитектурных музеев в том, что они не представляют архитектуру большинства народов региона и малодоступны для исследователей. Архитектура коренного населения обычно находится в сфере изучения этнографов и не получает достаточного внимания с их стороны, а историки архитектуры в основном изучают зодчество русских, как

наиболее доступное, и обходятся без музеев, тем самым проявляя поверхностное отношение к предмету. Часть материала по истории архитектуры находится в ведении археологов. Археологи изучают его со своей точки зрения, а архи тектурная сторона не исследуется в достаточной мере. Роль музея вообще и научного в особенности заключается в том, что музей является посредником между учеными разных специальностей, между учеными и учителями, между наукой и народом, между теоретиками и практиками. Поэтому значение уже существующих музейных коллекций для науки и культуры велико и будет возрастать,

Музейная коллекция С.Н. Баландина, посвященная народному зодчеству. Данная музейная коллекция является значительной частью музейного собрания Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина.

Коллекция была собрана доктором архитектуры, профессором НГАХА С.Н. Баландиным (прим. 1) и наряду с другими коллекциями его музейного собрания передана в 1995 г. в Новосибирский архитектурный институт (НАрхИ), ныне - Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия (НГАХА).

Особую ценность музейного собрания составляют материалы, принадлежащие А.Д. Кряч-кову (прим. 3) - фонд Крячкова (ФК) - по причине уникальности предметов (оригиналы в единственном экземпляре). В коллекции С.Н. Баландина представлена архитектура практически всех народов Урала, Сибири, Дальнего Востока и Центральной Азии. По материалам можно проследить историю народной архитектуры от палеолита до современности.

Музейная коллекция народного зодчества состоит из образцов деревянной резьбы, фотоархива. архива чертежей и библиотеки.

Среди образцов деревянной резьбы особую ценность представляют фрагменты кровли (полицы) Спасо-Зашиверской церкви (1700 г.) из Якутии, наличники, фронтон и фрагменты деревянного декора (подзоры, солярные знаки, розетки, навершники, кронштейны, боковые и подоконные доски наличников), снятые с ныне утраченных домов 1900-1910 гг. Новоникола-евска (Новосибирска).

В фотоархиве имеется около 8000 фотографии по данной тематике, в том числе около 3000 фотографий только по декору. Материалы фотоархива собирались во время экспедиций в 1960— 1980 гт. преподавателями архитектурного факультета (АФ) Новосибирского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева (НИСИ) - С.Н. Баландиным. Н.П. Журиным. Н.Н. Филипповой и др. [1 ]. Фотографии уникальны, так как сохраняют информацию о целом массиве культуры народного зодчества Сибири, фиксируют большое количество ранее неизвестных науке объектов.

Архив чертежей включает в себя обмеры зданий (254 объекта в Новосибирске, Куйбышеве, Томске, Иркутске), в том числе несохранившихся. Этот материал позволяет специалистам восстановить даже полностью утраченные объекты, Архив пополняется студенческими работами, сделанными во время летних обмерных практик 1-го курса АФ НГАХА. Архив проектов в русском народном стиле, разработанных студентами НИСИ в 1930 1950 гг., представляет интерес для современных проектировщиков как научно-информационная база.

Часть научно-методического фонда (библиотеки) музея занимает подборка трудов и пособий, посвященных истории народного зодчества в Сибири, в том числе уникальные издания XIX - нач. XX вв., справочная литература. Есть неопубликованные рукописные труды. Особую ценность представляют работы известных исследователей А.Д. Крячкова, С.Н. Баландина, Е.А. Ащепкова (прим. 8), Л.К. Минерта (подробнее о нем - в статье Д.Д. Бушма).

А.Д. Крячков одним из первых начал изучать историю сибирской архитектуры, в том числе и народной. Он рассматривал народное зодчество как самостоятельный объект исследования, отделив его от этнографии. Крячков еще до революции начал собирать материалы для будущего музея архитектуры Сибири - это рисунки, описания, книги, фотографии. Часть коллекции сохранилась и находится в Музее истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина.

Е.А. Ащспков был известным специалистом по русскому деревянному зодчеству, а также по традиционной архитектуре Китая. Его наследие представлено в педагогическом зале Музея им. С.Н. Баландина.

Л.К. Минерт является одним из основных советских специалистов по истории буддийской архитектуры, изучал буддийские монастыри Забайкалья и историю архитектуры региона

в целом. В витринных и стенных экспозициях архитектурного музея НГАХА представлено ею научное и творческое наследие [3].

Коллекция достаточно объемна в информативном плане. В качестве доказательства насыщенности коллекций информацией можно привести часть перечня описей фотоархива с материалами по народному зодчеству [2] .

Фонд Новосибирска (ФН):

• Опись 5. Архитектура Новониколаевска-Новосибирска.

1. Новосибирск (Новониколасвск) до 1917 г. - 191 лист, 743 фото.

2. Новосибирск 1920-е гг. - 70 листов. 216 фото.

3. Новосибирск 1930-е гг. - 51 лист, 166 фото.

4. Новосибирск 1940-е - 1980-е тт. — 267 листов. 749 фото.

5. Новосибирск послевоенный-74 листа. 189 фото.

6. Новосибирск (конструктивизм) - 78 листов, 246 фото.

7. Новосибирская область (590 листов, 1268 фото).

• Опись 7. Деревянное зодчество (типы жилья, архитектурные фрагменты, декор - около 3000 фото).

Фонд городов Сибири (ФГС):

• Опись 2. Аборигены. Остроги.

• Опись 3. Тюмень. Тобольск. Иркутск - И 64 фото.

• Опись 4, Барнаул. Алтай - 694 фото.

• Опись 8. Колывань. Каинск - 133 фото.

• Опись 9. Томск - 277 листов, 859 фото.

• Опись 10. Омск, Омск-Тара, Ачинск, Красноярск, Енисейск, Иркутск -461 фото.

• Опись 13. Кузбасс (Конструктивизм) - 51 лист, 138 фото.

Выводы и заключение. Музейная коллекция С.Н. Баландина является достаточно полным собранием материалов по данной тематике и представляет интерес для широкого круга исследователей как источник информации по истории народного зодчества Сибири и Дальнего Востока.

С этой коллекцией работают студенты, аспиранты, преподаватели НГАХА и НГАСУ. Материал используется для написания курсовых и дипломных работ, создания научных трудов, а также для разработки проектов реставрации и реконструкции памятников народного зодчества и других объектов народного наследия. На основе соответствующих методик организации учебного курсового проектирования идет включение студентов в процесс научной обработки музейного материала. Например, в 2008 г. студенткой АФ НГАХА А.И. Кисельниковой на основе ранее разработанного курсового проекта были сделаны преддипломная работа на тему: «Историко-архитектурный и этнографический музей народов Сибири под открытым небом» и дипломный проект «Принципы формирования музея под открытым небом ИАЭт СО РАН»1, посвященные дальнейшему развитию Музея истории и культуры Сибири под открытым небом Института археологии и этнографии СОРАН. В проекте предлагается расширение экспозиции за счет традиционных жилищ и хозяйственных построек коренных этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока и архитектурное оформление музейной территории с учетом современных требований. В ходе работы А.И. Кисельниковой был изучен музейный материал по соответствующей проблематике и максимально использован в дипломиом проекте, благодаря чему работа выполнена с высоким уровнем качества.

При музее созданы и работают: Студенческое научное бюро, школа подготовки гидов-экскурсоводов (обучающие семинары), в их работе используются материалы коллекции как иллюстрации и объекты изучения.

1 Научный руководитель Майиичева Анна Юрьевна, доктор исторических наук, зам. зав. отделом музееведения Института археологии и этнографии СО РАН.

Потенциал коллекции полностью еще не раскрыт, хотя она могла бы быть использована более широко в качестве источника знаний о традиционной архитектуре народов Сибири - конструктивных особенностях, технологии строительства, декоре, символике. Возможно раскрытие потенциала за счет применения новых технологий, технического переоснащения музея, расширения круга исследователей и сферы приложения теоретических знаний.

Литература

1. Деятельность музея в щтфрах и фактах. 2004-2008 гг.: Отчет о работе Музея истории архитектуры Сибири имени С.Н. Баландина / Сост.: Т.Н. Тарновская, С.В. Филонов. ТТ.Н. Филиппова. - Новосибирск, 2008. - 17 с.

2. Классификационная система музейных фондов: практическое руководство /Авт.-сост.: Т.Н. Тарновская, И.В. Буциор. Новосибирская гос. архитектурно-художественная академия; Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. - Изд. 2-е, перераб. и дои. - Новосибирск, 2008. -71 с.

3. Отчет НИР по проекту: «Науч.-метод, обеспечение деятельности Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)» — Новосибирск, 2008. - 39 с., 11 источников. 6 пршт., 569 ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.