Д.Д. Бушма, г. Новосибирск
ИМЯ В СИБИРСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЕ: Л.К. МИНЕРТ
(1919-2003 гг.)
(2010 г.)
Свыше 500 единиц хранения относится к коллекции Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина, посвященной Людвигу Карловичу Минерту- архитектору, исследователю, педагог}' и живописцу. Датировка документов - с 1931 по 2008 гг. Жизненная и творческая судьба Л.К. Минсрта разворачивалась в тесной связи с судьбой государства. Родился в 1919 г. на Украине, в с. Лишня Киевской губернии. Свое образование начал в Киевском железнодорожном строительном техникуме и Киевском инженерно-строительном институте. В 1941 г., с началом Великой Отечественной войны, был эвакуирован и продолжил учебу по специальности «Архитектура» в Новосибирском инженерно-строительном институте (НИСИ) им. В.В. Куйбышева. В 1943 г. студент Минерт, как немец по происхождению, попадал под мобилизацию, был назначен бригадиром на строительстве транспортных объектов. Учебу в НИСИ ему было разрешено продолжить только в 1947 г. В 1950-55 гг., после получения диплома «с отличием», работа! в ведущей проектной организации МЕХ Бурят-Монгольской АССР. Градостроительные особенности города Улан-Удэ, прошедшего за трехсотлетнюю историю путь от Удине кого острога до развитого торгового города Верхнеудинска и республиканской столицы, стали темой успешно завершенной кандидатской диссертации Л.К. Минерта (1961 г.). За пять лет работы в Улан-Удэ Минерт принял самое деятельное участие в формировании облика центральной части столицы Бурятии. В наши дни на открытках и интернет-страницах с видами города в первую очередь встретятся здания, либо построенные по проектам архитектора, либо пристально изученные им в происхождении и архитектурных особенностях (церкви и соборы Улан-Удэ, постройки XVIII - нач. XX вв.).
В 1955 г. Л.К. Минерт вернулся в НИСИ на должность старшего преподавателя, позже доцента, заведующего кафедрой рисования, и. о. профессора. Преподавательской работе он посвятил 40 лет. В конце 1989 г. Людвиг Карлович перешел в Новосибирский архитекгурный институт (НАрхИ) на должность профессора кафедры рисунка, живописи и скульптуры и ь том же году защитил докторскую диссертацию по теме «Архитектура Бурятии с древнейших времен и до начала XX в.». Удачная защита существенно укрепила позиции молодого сибирского архитектурного вуза. В НАрхИ были изданы авторские методические пособия Минерта «Рисунок фигуры человека», «Рисунок архитектора: задачи и специфика» и др. До 1995 г. Людвиг Карлович продолжал работу в институте, затем переехал в Германию к сыну. Жизнь архитекгора завершилась в Берлине 10 июня 2003 г.
После проведенной сотрудниками музея систематизации состав музейных предметов персональной коллекции Л.К. Минерта был разделен на 7 групп.
1. Проектные работы. Обладают наибольшей музейной ценностью как оригинальные графические источники советской архитектуры 1940-50-х гг. Представлены листы из учебных проектов: 1) «Туристическая база» (1943 г.); 2) «Жилой дом для Октябрьского р-на г. Новосибирска» (1949 г.); 3) «Библиотека в г. Новосибирске» (1950 г.); 4) «Музей русской культуры»
(1950 г.). Руководство учебными работами JI.K. Минерта осуществляли архитектор-художник B.C. Масленников; профессор, доктор технических наук Л.Д. Крячков; профессор, доктор архитектуры Е.А. Ашепков; на листах проектов проставлены их росписи. Листы из проектов для г. Улан-Удэ: 5) Дом политического просвещения (1951—1957 гг.); 6) проект реконструкции здания кинотеатра «Прогресс» (в соавт. е архитектором А.Р. Вампиловым, 1954 г., не реализован); 7) Краеведческий музей БМАССР (1955 г., предположительно не реализован); 8) первоначальный проект административного здания комбината «Забайкаллес» и Госкомитета телевидения и радиовещания БМАССР (1955—59 гг., реализованный проект создан на основе данного, в соавторстве с архитектором А.Р. Вампиловым); 9) проект железнодорожного отделения связи (1 -я пол. 1950-х, нет сведений о реализации); 10) проект реконструкции Гостиного двора г. Кяхта под здание нрядильно-трикотажной фабрики (копия. 1955 г., нет сведении о реализации); 11) эскизы к проектам, в том числе к конкурсному проекту монумента к 100-летию В.П. Ленина в г. Новосибирске (1970 г.). Профессиональные архитектурные проекты были, по-видимому, сохранены и перевезены из Улан-Удэ в Новосибирск самим Л.К. Минертом, как нереализованные или первоначальные варианты. Тем не менее уровень их исполнения позволяет получить впечатление об основательности художественной подготовки в сибирском архитектурном образовании 1-й пол. 1950-х гг. Исполненные с большим мастерством рисунки богато украшенных фасадов и интерьеров зданий, выполненные тушью и акварелью, традиционно привлекают внимание посетителей экспозиции музея НГАХА.
2. Научные публикации: монографии «Архитектура Улан-Удэ» и «Памятники архитектуры Бурятии» (обе — 19X3 г.); автореферат кандидатской диссертации; заключение диссертационного совета при МАРХИ по докторской диссертации; оттиски статей по истории архитектуры и градостроительству Бурятии, Монголии и Калмыкии, буддийской культовой архитектуре на территории республик СССР. Период издания имеющихся работ — 1958—1989 гг. Область научно-исследовательской деятельности Л.К. Минерта столь же материально обширна, сколь малоизученна. В ходе работы над статьями и монографиями Л.К. Минерг реконс груирует в графике большое число памятников градостроительного искусства и архитектуры; результаты его научной деятельности ложатся в основу работы по сохранению и реставрации объектов исторического наследия Бурятии. Академик АН СССР А.П. Окладников в предисловии к изданию «Памятников...» подчеркивает высокий профессиональный уровень работы и указывает, что исследование Л.К. Минерта «...обобщает безмерное богатство архитектурных форм, русских и бурятских... является результатом большого и увлеченного труда ее автора». Один из старейших архитекторов г. Улан-Удэ. А.Р. Вампилов в своей рецензии на выход «Памятников...» с сожалением отмечает, что «...книга вышла очень небольшим тиражом и далеко не все желающие, даже специалисты, смогли ее приобрести».
3. Выставочная деятельность в НИСИ им. В.В. Куйбышева и НАрхИ. В традициях кафедры рисования НИСИ и кафедры рисунка, живописи и скульптуры НАрхИ состояло ежегодное проведение выставок графических и живописных работ студентов и преподавателей и издание иллюстрированных каталогов. В 1968 г. Л.К. Миперт писал о деятельности кафедры рисования: «...При резко менявшихся воззрениях на роль и сущность архитектуры в жизни советского общества практика обучения [« НИСИ им. В В. Куйбышева — Д. Б. J не могла избежать противоречивых воздействий. После периода безвременья кафедра с 1962 г. обрела устойчивое руководство и ясную концепцию деятельности. Несмотря на господствующий в архитектуре того времени идейный разброд и дух прагматизма, кафедра выдержала натиск, предполагавший свести преподавание ее дисциплин к роли обслуживающих архитектурную практику, и отстояла извечную концепцию единства пластических искусств. При всей своей функциональности, технологичности, конструктивности и друтих качествах архитектура должна соответствовать эстетическим и эмоциональным потребностям человека. Пониманию этого и должен соответствовать труд кафедры, направленный на воспитание, выявление и всемерную поддержку' талантов...». В составе архива представлены каталоги работ студентов, преподавателей и членов Союза архитекторов за 1964-65, 1968, 1970, 1972, 1992 гг., список работ юбилейной выставки Л.К. Минерта (к 70-летию и 50-летию творческой деятельности).
4. Фоторепродукции живописных работ Л.К. Минерта. В фотоснимках и негативах собрано порядка 300 живописных и графических работ Л.К. Минерта с 1960 по 1991 гг. К большому сожалению, только 2 снимка из всего количества цветные (2 натюрморта). Темы работ Людвига Минерта — могучие сибирские пейзажи, архитектурные зарисовки из путешествий по Европе и Азии, в гом числе этнографические, виды Москвы и Ленинграда, молодые коммунистические стройки. Есть также серии натюрмортов с цветами и фруктами. В оригиналах представлены эскизы Людвига Карловича к учебным и конкурсным архитектурным проектам, набросок к портрету своего педагога — А.Д. Крячкова. Предположительно, несколько оригиналов живописных работ Л.К. Минерта хранится в музее изобразительных искусств г. Горно-Алтайска.
5. Архив негативов и фотографий известных буддийских монастырей. Содержи I экспедиционные материалы Л.К. Минерта и копии негативов и фотоснимков других исследователей по Бурятии, Монголии, Тибету. Представлены Агинский, Цугольский, Гусипоозерный и другие дацаны.
6. Архив открыток: был передан в фонд музея, очевидно, не полностью, а в некоторой своей части. Имеются наборы художественных открыток «М.В. Маторин», «Советское искусство. Живопись. 1954—1963 гг.», художественные открытки по живописи русских и зарубежных художников, изданные в 1960—80-х гг., отдельные видовые открытки Бурятии, Москвы, Пятигорска, Такайскогх) замка в Литве. Всего 175 открыток.
7. В составе небольшого фотоархива собраны снимки учебного процесса кафедры рисования НИСИ им. В.В. Куйбышева, работа Л.К. Минерта с коллегами: А.В. Кузьминым, П К. Вагановым, В.П. Токаревым и др.
В пополнении коллекции существенное участие приняла супруга архитектора, Т.А. Ми-11 ерт. К настоящему времени завершена систематизация имеющихся материалов, в 2011 г. Музеем будет издан иллюстрированный каталог' для научного пользования исследователей сибирской архитектуры, искусства и истории.
Персональный архив Л.К. Минерта — одна из составляющих «Фонда архитекторов» Музея истории архитек1уры Сибири, формирование которого было начато основателем музея. Серт'еем Николаевичем Баландиным. Его исследовательский и экспозиционный подходы определили принципы дальнейшего изучения и оформления именных коллекций выдающихся сибирских архитекторов. Большая часть собранных в Фонде архитекторов предметов и документов из личных архивов к настоящему времени сохранилась в единственном экземпляре и имеет статус редкого или уникального источника.
Общим признаком для объединения материалов архитекторов в общий фонд является то обстоятельство, что профессиональное образование было получено ими именно в Сибирском регионе. Архитектурная специальность в Сибири появилась впервые в 1909 г. в Томском технологическом институте (ТТИ). С 1930 г. подготовкой архитекторов занялся образованный на базе ТТИ Сибирский строительный институт (Сибстрин), с 1933 г. переведенный в Новосибирск. В 1989 г. из состава Новосибирского инженерно-строительного института (бывшего Сибстрина) выделился Новосибирский архитектурный институт — современная Новосибирская архитектурно-художественная академия. Все эти вузы объединяют общие традиции архитектурно-художественного образования, передаваемые от наставников к ученикам уже более века. Музейное исследование имеющихся персональных архивов сибирских педагогов-архитекторов позволяет воссоздать картину творческого, научного и педагогического процесса в архитекгурно-художественной среде с 1900 до 2000-х гг.
Литература
1. Вампилов, А.Р. Архитектурная летопись Бурятии / А.Р. Вампилов // Байкал / Орган Союза
писателей Бурятской АССР. — 1984 г. — № 6. — С. 126—127. [Музей НГАХА. ФА, инв. №
1102, з.З, в.8, Э54].
2. Заявление Минерта Л.К. на выдачу заграничного паспорта, с библиографическими данными. Ок. 1995 г. 2 с., госбланк, рукопись. [Музей НГАХА, ФА, инв. № 1586, з.З, в.8, Э58 |.
3. Мииерт. Л. К. Архитектура Улан-Удэ / Л.К. Минерт. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1983. — 248 с. [Музей НГАХА, ФА. инв. № 1106, з.З, в.8, ЭЗ 1 ].
Минерт, Л.К. Памятники архитектуры Бурятии / Л.К. Минер!; предисловие А.П. Окладникова. - Новосибирск: Наука, 1983. - С. 3-7. [Музей НГАХА. ФА, инв. № 1107, з.З, в.8, Э30].
Новосибирский инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева / Тех. ред. Г.М. Субботина. - Новосибирск, 1968. - 191 с. [Музей НГАХА, ФА, инв. № 307, з.1. в.4, ЭТУ]. '
Оглы, И.И. Новая книга по истории архитектуры и градостроительству Сибири / Б.И. Оглы // Известия СО АН СССР. Сер. Истории, филологии и философии. - 1985. - Вып. 1. - С. 60-61. [Музей НГАХА, ФА, инв. № 1102, з.З, в.8, Э541.