Научная статья на тему 'Имя в сибирской архитектурной школе: Л. К. Минерт (1919–2003 гг. ) (2010 г. )'

Имя в сибирской архитектурной школе: Л. К. Минерт (1919–2003 гг. ) (2010 г. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
267
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л.К. МИНЕРТ / УЛАН-УДЭ / БУДДИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА / НОВОСИБИРСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СИБИРСКИЙ АРХИТЕКТОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бушма Дарья

Статья посвящена профессиональному творчеству и судьбе архитектора Людвига Карловича Минерта, выпускника Новосибирского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева 1950 г. Людвиг Минерт известен своей проектной деятельностью в 1950-е в Улан-Удэ (Бурятия), а также научными работами по истории бурятской, в том числе, традиционной для региона буддийской архитектуры. В статье приводится анализ личного архива Л.К. Минерта в собрании Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Famous persons of Siberian architecture: Ludwig Minehrt (1919 – 2003)

The article deals with professional activities and destiny of the architect Ludwig Minehrt. L. Minehrt graduated from Novosibirsk Institute of Civil Engineering and Construction in 1950. He is famous for his projects for Ulan-Ude (the capital of Buryatia), and for his scientific researches of Buryat architecture, particularly, traditional Buddhism architecture of the region. The author of the article analyses the personal archive of L. Minehrt, kept in the collection of Balandin’s Museum of Siberian Architectural History.

Текст научной работы на тему «Имя в сибирской архитектурной школе: Л. К. Минерт (1919–2003 гг. ) (2010 г. )»

Д.Д. Бушма, г. Новосибирск

ИМЯ В СИБИРСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЕ: Л.К. МИНЕРТ

(1919-2003 гг.)

(2010 г.)

Свыше 500 единиц хранения относится к коллекции Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина, посвященной Людвигу Карловичу Минерту- архитектору, исследователю, педагог}' и живописцу. Датировка документов - с 1931 по 2008 гг. Жизненная и творческая судьба Л.К. Минсрта разворачивалась в тесной связи с судьбой государства. Родился в 1919 г. на Украине, в с. Лишня Киевской губернии. Свое образование начал в Киевском железнодорожном строительном техникуме и Киевском инженерно-строительном институте. В 1941 г., с началом Великой Отечественной войны, был эвакуирован и продолжил учебу по специальности «Архитектура» в Новосибирском инженерно-строительном институте (НИСИ) им. В.В. Куйбышева. В 1943 г. студент Минерт, как немец по происхождению, попадал под мобилизацию, был назначен бригадиром на строительстве транспортных объектов. Учебу в НИСИ ему было разрешено продолжить только в 1947 г. В 1950-55 гг., после получения диплома «с отличием», работа! в ведущей проектной организации МЕХ Бурят-Монгольской АССР. Градостроительные особенности города Улан-Удэ, прошедшего за трехсотлетнюю историю путь от Удине кого острога до развитого торгового города Верхнеудинска и республиканской столицы, стали темой успешно завершенной кандидатской диссертации Л.К. Минерта (1961 г.). За пять лет работы в Улан-Удэ Минерт принял самое деятельное участие в формировании облика центральной части столицы Бурятии. В наши дни на открытках и интернет-страницах с видами города в первую очередь встретятся здания, либо построенные по проектам архитектора, либо пристально изученные им в происхождении и архитектурных особенностях (церкви и соборы Улан-Удэ, постройки XVIII - нач. XX вв.).

В 1955 г. Л.К. Минерт вернулся в НИСИ на должность старшего преподавателя, позже доцента, заведующего кафедрой рисования, и. о. профессора. Преподавательской работе он посвятил 40 лет. В конце 1989 г. Людвиг Карлович перешел в Новосибирский архитекгурный институт (НАрхИ) на должность профессора кафедры рисунка, живописи и скульптуры и ь том же году защитил докторскую диссертацию по теме «Архитектура Бурятии с древнейших времен и до начала XX в.». Удачная защита существенно укрепила позиции молодого сибирского архитектурного вуза. В НАрхИ были изданы авторские методические пособия Минерта «Рисунок фигуры человека», «Рисунок архитектора: задачи и специфика» и др. До 1995 г. Людвиг Карлович продолжал работу в институте, затем переехал в Германию к сыну. Жизнь архитекгора завершилась в Берлине 10 июня 2003 г.

После проведенной сотрудниками музея систематизации состав музейных предметов персональной коллекции Л.К. Минерта был разделен на 7 групп.

1. Проектные работы. Обладают наибольшей музейной ценностью как оригинальные графические источники советской архитектуры 1940-50-х гг. Представлены листы из учебных проектов: 1) «Туристическая база» (1943 г.); 2) «Жилой дом для Октябрьского р-на г. Новосибирска» (1949 г.); 3) «Библиотека в г. Новосибирске» (1950 г.); 4) «Музей русской культуры»

(1950 г.). Руководство учебными работами JI.K. Минерта осуществляли архитектор-художник B.C. Масленников; профессор, доктор технических наук Л.Д. Крячков; профессор, доктор архитектуры Е.А. Ашепков; на листах проектов проставлены их росписи. Листы из проектов для г. Улан-Удэ: 5) Дом политического просвещения (1951—1957 гг.); 6) проект реконструкции здания кинотеатра «Прогресс» (в соавт. е архитектором А.Р. Вампиловым, 1954 г., не реализован); 7) Краеведческий музей БМАССР (1955 г., предположительно не реализован); 8) первоначальный проект административного здания комбината «Забайкаллес» и Госкомитета телевидения и радиовещания БМАССР (1955—59 гг., реализованный проект создан на основе данного, в соавторстве с архитектором А.Р. Вампиловым); 9) проект железнодорожного отделения связи (1 -я пол. 1950-х, нет сведений о реализации); 10) проект реконструкции Гостиного двора г. Кяхта под здание нрядильно-трикотажной фабрики (копия. 1955 г., нет сведении о реализации); 11) эскизы к проектам, в том числе к конкурсному проекту монумента к 100-летию В.П. Ленина в г. Новосибирске (1970 г.). Профессиональные архитектурные проекты были, по-видимому, сохранены и перевезены из Улан-Удэ в Новосибирск самим Л.К. Минертом, как нереализованные или первоначальные варианты. Тем не менее уровень их исполнения позволяет получить впечатление об основательности художественной подготовки в сибирском архитектурном образовании 1-й пол. 1950-х гг. Исполненные с большим мастерством рисунки богато украшенных фасадов и интерьеров зданий, выполненные тушью и акварелью, традиционно привлекают внимание посетителей экспозиции музея НГАХА.

2. Научные публикации: монографии «Архитектура Улан-Удэ» и «Памятники архитектуры Бурятии» (обе — 19X3 г.); автореферат кандидатской диссертации; заключение диссертационного совета при МАРХИ по докторской диссертации; оттиски статей по истории архитектуры и градостроительству Бурятии, Монголии и Калмыкии, буддийской культовой архитектуре на территории республик СССР. Период издания имеющихся работ — 1958—1989 гг. Область научно-исследовательской деятельности Л.К. Минерта столь же материально обширна, сколь малоизученна. В ходе работы над статьями и монографиями Л.К. Минерг реконс груирует в графике большое число памятников градостроительного искусства и архитектуры; результаты его научной деятельности ложатся в основу работы по сохранению и реставрации объектов исторического наследия Бурятии. Академик АН СССР А.П. Окладников в предисловии к изданию «Памятников...» подчеркивает высокий профессиональный уровень работы и указывает, что исследование Л.К. Минерта «...обобщает безмерное богатство архитектурных форм, русских и бурятских... является результатом большого и увлеченного труда ее автора». Один из старейших архитекторов г. Улан-Удэ. А.Р. Вампилов в своей рецензии на выход «Памятников...» с сожалением отмечает, что «...книга вышла очень небольшим тиражом и далеко не все желающие, даже специалисты, смогли ее приобрести».

3. Выставочная деятельность в НИСИ им. В.В. Куйбышева и НАрхИ. В традициях кафедры рисования НИСИ и кафедры рисунка, живописи и скульптуры НАрхИ состояло ежегодное проведение выставок графических и живописных работ студентов и преподавателей и издание иллюстрированных каталогов. В 1968 г. Л.К. Миперт писал о деятельности кафедры рисования: «...При резко менявшихся воззрениях на роль и сущность архитектуры в жизни советского общества практика обучения [« НИСИ им. В В. Куйбышева — Д. Б. J не могла избежать противоречивых воздействий. После периода безвременья кафедра с 1962 г. обрела устойчивое руководство и ясную концепцию деятельности. Несмотря на господствующий в архитектуре того времени идейный разброд и дух прагматизма, кафедра выдержала натиск, предполагавший свести преподавание ее дисциплин к роли обслуживающих архитектурную практику, и отстояла извечную концепцию единства пластических искусств. При всей своей функциональности, технологичности, конструктивности и друтих качествах архитектура должна соответствовать эстетическим и эмоциональным потребностям человека. Пониманию этого и должен соответствовать труд кафедры, направленный на воспитание, выявление и всемерную поддержку' талантов...». В составе архива представлены каталоги работ студентов, преподавателей и членов Союза архитекторов за 1964-65, 1968, 1970, 1972, 1992 гг., список работ юбилейной выставки Л.К. Минерта (к 70-летию и 50-летию творческой деятельности).

4. Фоторепродукции живописных работ Л.К. Минерта. В фотоснимках и негативах собрано порядка 300 живописных и графических работ Л.К. Минерта с 1960 по 1991 гг. К большому сожалению, только 2 снимка из всего количества цветные (2 натюрморта). Темы работ Людвига Минерта — могучие сибирские пейзажи, архитектурные зарисовки из путешествий по Европе и Азии, в гом числе этнографические, виды Москвы и Ленинграда, молодые коммунистические стройки. Есть также серии натюрмортов с цветами и фруктами. В оригиналах представлены эскизы Людвига Карловича к учебным и конкурсным архитектурным проектам, набросок к портрету своего педагога — А.Д. Крячкова. Предположительно, несколько оригиналов живописных работ Л.К. Минерта хранится в музее изобразительных искусств г. Горно-Алтайска.

5. Архив негативов и фотографий известных буддийских монастырей. Содержи I экспедиционные материалы Л.К. Минерта и копии негативов и фотоснимков других исследователей по Бурятии, Монголии, Тибету. Представлены Агинский, Цугольский, Гусипоозерный и другие дацаны.

6. Архив открыток: был передан в фонд музея, очевидно, не полностью, а в некоторой своей части. Имеются наборы художественных открыток «М.В. Маторин», «Советское искусство. Живопись. 1954—1963 гг.», художественные открытки по живописи русских и зарубежных художников, изданные в 1960—80-х гг., отдельные видовые открытки Бурятии, Москвы, Пятигорска, Такайскогх) замка в Литве. Всего 175 открыток.

7. В составе небольшого фотоархива собраны снимки учебного процесса кафедры рисования НИСИ им. В.В. Куйбышева, работа Л.К. Минерта с коллегами: А.В. Кузьминым, П К. Вагановым, В.П. Токаревым и др.

В пополнении коллекции существенное участие приняла супруга архитектора, Т.А. Ми-11 ерт. К настоящему времени завершена систематизация имеющихся материалов, в 2011 г. Музеем будет издан иллюстрированный каталог' для научного пользования исследователей сибирской архитектуры, искусства и истории.

Персональный архив Л.К. Минерта — одна из составляющих «Фонда архитекторов» Музея истории архитек1уры Сибири, формирование которого было начато основателем музея. Серт'еем Николаевичем Баландиным. Его исследовательский и экспозиционный подходы определили принципы дальнейшего изучения и оформления именных коллекций выдающихся сибирских архитекторов. Большая часть собранных в Фонде архитекторов предметов и документов из личных архивов к настоящему времени сохранилась в единственном экземпляре и имеет статус редкого или уникального источника.

Общим признаком для объединения материалов архитекторов в общий фонд является то обстоятельство, что профессиональное образование было получено ими именно в Сибирском регионе. Архитектурная специальность в Сибири появилась впервые в 1909 г. в Томском технологическом институте (ТТИ). С 1930 г. подготовкой архитекторов занялся образованный на базе ТТИ Сибирский строительный институт (Сибстрин), с 1933 г. переведенный в Новосибирск. В 1989 г. из состава Новосибирского инженерно-строительного института (бывшего Сибстрина) выделился Новосибирский архитектурный институт — современная Новосибирская архитектурно-художественная академия. Все эти вузы объединяют общие традиции архитектурно-художественного образования, передаваемые от наставников к ученикам уже более века. Музейное исследование имеющихся персональных архивов сибирских педагогов-архитекторов позволяет воссоздать картину творческого, научного и педагогического процесса в архитекгурно-художественной среде с 1900 до 2000-х гг.

Литература

1. Вампилов, А.Р. Архитектурная летопись Бурятии / А.Р. Вампилов // Байкал / Орган Союза

писателей Бурятской АССР. — 1984 г. — № 6. — С. 126—127. [Музей НГАХА. ФА, инв. №

1102, з.З, в.8, Э54].

2. Заявление Минерта Л.К. на выдачу заграничного паспорта, с библиографическими данными. Ок. 1995 г. 2 с., госбланк, рукопись. [Музей НГАХА, ФА, инв. № 1586, з.З, в.8, Э58 |.

3. Мииерт. Л. К. Архитектура Улан-Удэ / Л.К. Минерт. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1983. — 248 с. [Музей НГАХА, ФА. инв. № 1106, з.З, в.8, ЭЗ 1 ].

Минерт, Л.К. Памятники архитектуры Бурятии / Л.К. Минер!; предисловие А.П. Окладникова. - Новосибирск: Наука, 1983. - С. 3-7. [Музей НГАХА. ФА, инв. № 1107, з.З, в.8, Э30].

Новосибирский инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева / Тех. ред. Г.М. Субботина. - Новосибирск, 1968. - 191 с. [Музей НГАХА, ФА, инв. № 307, з.1. в.4, ЭТУ]. '

Оглы, И.И. Новая книга по истории архитектуры и градостроительству Сибири / Б.И. Оглы // Известия СО АН СССР. Сер. Истории, филологии и философии. - 1985. - Вып. 1. - С. 60-61. [Музей НГАХА, ФА, инв. № 1102, з.З, в.8, Э541.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.