Научная статья на тему 'Музейная педагогика в вузе как форма сотворчества'

Музейная педагогика в вузе как форма сотворчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВУЗОВСКИЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ СИБИРИ / НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филиппова Н. Н.

Работа Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии позволяет студентам академии в процессе обучения и преподавателям в научной деятельности обращаться к графическим коллекциям, уникальному фотоархиву, личным архивам архитекторов, газетной летописи. В результате творческого и научного процесса создаются интересные курсовые и дипломные проекты, доклады на научно-практических конференциях, проходит подготовка городских экскурсоводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Филиппова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum educational programs as forms of cooperation in art and researches (shown by an example of Balandin’s Museum of Siberian Architectural History of Novosibirsk State Academy of Architecture and Fine Arts)

Students and tutors of Novosibirsk State Academy of Architecture and Fine Arts have an opportunity to use the materials of Balandin’s Museum of Siberian Architectural History while preparing their educational projects and study works. These materials are architectural graphics, a unique archive of photos, personal archives of the famous Siberian architects, a collection of clippings. After working in the museum, students can make interesting art and scientific projects. Another direction of the educational programs in the museum is tour guides training.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика в вузе как форма сотворчества»

H.H. Филиппова

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ВУЗЕ КАК ФОРМА СОТВОРЧЕСТВА

Второе десятилетие в стенах Архитектурно-художественной академии действует Музей истории архитектуры Сибири, фонды которого составлены из коллекций доктора архитектуры, профессора С.Н. Баландина, чье имя присвоено музею. Идея создания музея принадлежала А.Д. Крячкову, основателю архитектурной школы Сибири, инженеру-архитектору, по проектам которого построены десятки зданий Новосибирска.

Сегодняшняя структура вузовского музея позволяет студентам и преподавателям обращаться в процессе обучения и научной деятельности к графическим коллекциям - автографам архитекторов, фотоархиву, уникальным историческим кадрам, газетной летописи.

В методологию музейного «пространства» хорошо вписываются:

«Школа гидов-экскурсоводов», на занятиях которой студентами составляются тексты экскурсионных маршрутов по городским историческим кварталам и архитектурным памятникам (конструктивизма, неоклассицизма), осваивается техническое обеспечение пешеходных и транспортных экскурсии, выполняются риторические и жестовые упражнения. Такая подготовка экскурсионных программ помогает студентам грамотно и спокойно общаться с разновозрастными группами слушателей.

Экскурсионные программы, составленные студентами 4-го и 5-го курсов архитектурного факультета, представлены на 3-й межвузовский конкурс экскурсионных проектов и профессионального мастерства экску рсоводов, который организуется кафедрой «Экономика сервиса» НГТУ.

- Студенческое научное бюро (СНБ) - вновь созданное подразделение музея, регулярная деятельность которого помогает заинтересованным студентам разных курсов активно участвовать в подготовке временных и передвижных выставок из фондов музея, студентам-дизайнерам - пробовать свои силы в первых полиграфических изданиях (афиши, буклеты и т.п.).

Сотрудники музея активно поддерживаю! интересы студентов, предла! ая достоверную информацию, знакомя с раритетными графическими и фотоматериалами. Результаты этого творческого процесса представлены темами курсовых и дипломных проектов, сообщениями и докладами на межвузовской научной студенческой конференции (МНСК) «Интеллектуальный потенциал Сибири».

Студентом 3-го курса архитектурного факультета НГАХА Антоном Гашенко предложен метод графической реконструкции искаженного или полностью утраченного здания, утраченных или недоступных для обмеров архитектурных фрагментов и деталей с применением компьютерных технологий. Архивная фотография или современное фотоизображение с помощью растрового редактора «Photoshop» переводится в ортогональную проекцию, масштабируется и позволяет составить трехмерную модель детали или целого здания. Метод доказал свою эффективность в музейной практике в работе по восстановлению и сохранению исторической документации и обмерных чертежей памятников архитектуры.

Интересное исследование, обладающее полноценной информативностью, провела в 2006 г. студентка-пятикурсница Наталья Нур. Рассмотрение вопроса о сохранении памятников архитектуры в градостроительной структуре города Новосибирска было предложено в начальной стадии исследования. При составлении технического задания на проектирование использовались музейные фонды. Тема ее курсового проекта «Реконструкция участка с размещением на нем памятника архитектуры по ул. Шамшурина. 41», актуальная сегодня, предложена заказчиком (Задание на проектирование офисных помещений в составе реконструкции административного здания).

Изучение федерального закона об объектах культурного наследия, знакомство с проектом зон охраны памятников архитектуры Новосибирска (1987 г.) и паспорта объекта (обмерные чертежи и фотодокументы хранятся в фондах музея) позволило Н. Нур. как автору проекта, принять следующее решение:

- сохранить здание путем консервации;

- накрыть здание «стеклянным кубом»;

- сохранить функцию и планировку здания;

с антресолей и через стенки стеклянных лифтов можно видеть памятник архитектуры со всех сторон;

- включая в композицию зимний сад, можно имитировать реальную ландшафтную среду;

- в проект многоуровневых офисных помещений включен памятник архитектуры.

В чертежах обозначены эскизный вариант решения фасада и внутренняя структура здания. Проект автором успешно защищен на кафедре ЛГЗ НГАХЛ весной 2006 г.

Время не стоит на месте - вносит свои коррективы... Проект сохранится в фондах кафедры, используемые чертежи и фотографии будут храниться в фондах Музея истории архитектуры Сибири. А здание, простоявшее почти 100 лет рядом с ансамблем площади, носящей имя инженера-путейца Гарина-Михайловского, летом 2006 г. было снесено, площадка заасфальтирована, но проектные предложения студентки могут найти применение в других проектных вариантах по сохранению памятников деревянного зодчества.

Музей истории архитектуры Сибири многие годы сотрудничает с Научно-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области. По заданию Центра под руководством сотрудников музея во время летней обмерной практики студентами-первокурсниками выполняются архитектурные обмеры памятников деревянного зодчества. Исторические справки и фотоматериалы о памятниках студенты находят в стенах вузовского музея, а консультации по технике выполнения обмеров получают у своих преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.