Научная статья на тему 'Роль музея в развитии малого сибирского города (на примере краеведческого музея города Куйбышева) (2009 г. )'

Роль музея в развитии малого сибирского города (на примере краеведческого музея города Куйбышева) (2009 г. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
194
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЙБЫШЕВ / МУЗЕЙ / МАЛЫЙ ГОРОД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гашенко А. Е.

В статье дается интерпретация понятия «историко-культурное наследие», дается оценка существующей ситуации его развития в Сибири. Ставится проблема востребованности культурного наследия для современников. Предлагаются пути его актуализации на примере развития краеведческого музея г. Куйбышева Новосибирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum''s significance in the development of a Siberian town (shown by an example of Kuybyshev town, Novosibirsk district)

The author of the article interprets a term of historical and cultural heritage and gives his opinion on the heritage's development in modern Siberia. He also defines a problem of cultural heritage importance for contemporaries. There are offered ways of historical and cultural heritage revalorization on an example of Museum Complex of Kuybyshev Town development.

Текст научной работы на тему «Роль музея в развитии малого сибирского города (на примере краеведческого музея города Куйбышева) (2009 г. )»

А.Е. Гашенко, с Новосибирск

РОЛЬ МУЗЕЯ В РАЗВИТИИ МАЛОГО СИБИРСКОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ГОРОДА КОЛЫВАНИ) (2009 г;)

Историко-культурное наследие - часть созданного предыдущими поколениями национального богатства, которое включается последующими поколениями в современную им культуру [I]. Это определение, данное специалистом по работе с памятниками истории и культуры Лоришшой Матвеевой, очень четко фиксирует ту роль, которую должно играть в нашей жизни наследие. Дело в том, что в настоящее время отношение общества к историко-культурному наследию сводится в лучшем случае к ег о пассивному сохранению.

Сегодня на территории Сибири содержатся целые пласты культурных, наслоений, сформировавшиеся на протяжении нескольких веков. Часть этого наследия сконцентрировала в больших и малых поселениях, имеющих свою историю. Существует целый ряд городов, которым де-юре присвоен статуе исторических, но еще больше городов, имеющих этот статус де-факто. К сожалению, во многих поселениях объекты историко-культурного наследия так и продолжают выполнять роль «памятников», подлежащих пассивному сохранению. Однако современные социально-экономические условия позволяю т не ограничиваться только юридическим статусом памятников истории, архитектуры и археологии, а; обращаясь к градостроительным и культурным аспектам, рассматривать их в контексте градостроительной ситуации, современного функционального использования. В частности, в современных условиях инвестиционная привлекательность, а следовательно, и развитие городов, в особенности исторических, напрямую зависит от топ», насколько в них будет актуализировано наследие. Это главный тезис, главный императив, который в качестве вывода в более узком смысле будет прописан л конце,

Чтобы более четко обозначить проблему, рассмотрим следующую формализованную схему (рис. 1).

Понятие «наследие» предполагает «наследников», которые воспринимают его как материальную и духовную ценность, принимают его для использования в своей жизни. Тем самым, с одной стороны, материально в виде памятников архитектуры, истории, археологии историко-культурное наследие существует. С другой стороны, если посмотреть на наследие как на духовную ценность, оно не соответствует своей сути, так как общество не воспринимает его как духовный мост между поколениями.

На схеме видно, что духовная сущность как составная часть целого выпадает. Соответственно, целое утрачивает свое смысловое содержание.

Проблема, таким образом, состоит п том. что нарушается структурная целостность историко-культурного наследия, и оно уже не является таковым.

Логично предположить, что сущим из способов восстановления структурной целостности наследия является актуализация его духовной сущности.

При рассмотрении поставленной проблемы в контексте градостроительства, возникает вопрос: какой должна быть актуализация историко-культурного наследия, чтобы оно играло градообразующую роль? Тема - роль музея в развитии малого сибирского города - заметно сужает область поиска решений проблемы, и вариант мероприятий на пути к актуализации наследия показывается на примере концепций развития краеведческого музея города Куйбышева Новосибирской области. Говоря о роли именно этого музея, мы будем рассматривать не столько планы и перспективы его развития, сколько то, в какой мере последние будут актуальны для развития города Куйбышева.

Сначала несколько слов об истории города. Город Каине к (прежнее название Куйышева), основанный в 1722 г. на берегу реки Омь. развивался как крупный сельскохозяйственный центр. В дореволюционную эпоху это был один из очагов торговли пушниной, продуктами сельского хозяйства. Здесь устраивалась знаменитая «Каннская ярмарка». В начале XX в. история юрода была связана с именем известного революционера Валериана Куйбышева, а честь которого город и был переименован. В середине века город получил мощный индустриальный импульс, были пост роены крупные промышленные сооружения, такие как, например, Барабинская ГРЭС.

Здесь хочется акцентировать внимание на том, каким образом традиция советского градостроительного проектирована повлияла на развитие исторического г орода. Центральный вопрос всякого проектирования генерального плана - вопрос отношения к сложившейся старой части города - не мог быть разрешен в силу того, что индустриальный подход не распознавал категорию «исторической среды», не предусматривал включенность старой застройки в интенсивную современную жизнь. Кварталы старого города считались второстепенными и малозначимыми (рис, 2).

Развитие общегородского центра проектировалось вне зависимости от историческою центра (рис. 2"), и вся культурно-просветительная, торгово-бытовая сферы деятельности населения определялись вне связи со сложившимися образцами, формами и элементами прошлого. В силу объективных, условий, сохранение историко-культурного наследия было возможным лишь в пассивной форме - когда образцы культуры, архитектуры или градостроительного искусства сберегаются как экспонаты прошлых эпох, а не как средовой объект [2],

Итак, я назвал причины, по которым историко-культурное наследие Каннска-Куйбышева оказалось в отрыве от реальной городской жизни. Ставя своей задачей показать, какие шаги краеведческий музей города собирается предпринять для того чтобы включить наследие в современную городскую культуру, я перехожу непосредственно к самому музею.

Краеведческий музей города Куйбышева располагается в доме купца Левака (рис. 3). Кирпичное здание построено в 1911 г., состоит из двух этажей и имеет внутренний двор с высокой кирпичной оградой, Главная ось здания показана срезанными углами, один из которых выходит на улицу, а второй ориентирован во внутренний двор. Дом, по сведениям старожилов, принадлежал кожезаводчику, купцу 1-Й гильдии Леваку Абраму Моисеевичу, иммигрировавшему до революции в Палестину. После революции в здании размешался комитет комсомола и женский отдел.

В настоящее время в здании Дома купца Левака функционирует краеведческий музей (рис. 4). Экспозиция традиционна для данного типа музея и представлена соответствующими экспонатами. Это предметы городского и крестьянского быта, фрагмент купеческой комнаты, нумизматическая коллекция и макет церкви, а также наличник с резьбой по дереву, Имеется зал, посвященный событиям Великой Отечественной войны. Здесь же, на втором этаже музея располагается зал собраний, где проводятся различные встречи, вечера песни, а также осуществляются торжественные мероприятия, организуемые городской администрацией,

Сейчас музей выходит на новый, иной уровень подачи экспозиционного материала. Традиционный прием экспозиции, сводящийся к пассивному созерцанию выставочного пространства, привлекает лить людей, идущих на выставку целенаправленно, Соответственно, для более активного включения музея в жизнь города необходим поиск новых форм его пространственна-функциональной организации. В связи с этим мы можем рассмотреть несколько концепций, отражающих современный подход в музейном деле, и объединить их под общим названием «живой музей».

Первая из рассматриваемых концепций заключается в организации на территории музейного комплекса «исторического» кафе (рис. 5). Вообще, создание кафе как предприятия общественного питання чрезвычайно актуально для города, страдающего отсутствием такого рода заведений. Л ведь кафе - это не только предприятие общественного питания, но и место культурного проведения досуга. В данном случае профессиональная специализация кафе может быть различной - это или кофейня-кондитерская, или небольшой ресторан с блюдами русской кухни. Важное значение здесь имеет именно средовой контекст, связь образно-художественного содержания кафе с конкретным домом кутща Левака, а также соответствующий кулинарный уровень. Планировочно кафе может располагаться на первом этаже, в помещениях существующего хозблока, а летом расширяться, выходя и уютный внутренний двор. Таким образом, создание «исторического» кафе в структуре музейного комплекса является одним из возможных вариантов включения наследия в современную жизнь города.

Другая концепция развития музея состоит в устройстве кузницы, мастерской по изготовлению кованых изделий. Сейчас одним из распространенных видов благоустройства является установка металлических заборов по индивидуальному заказу. В частности, в Новосибирске существует множество подобных мастерских, хотя спрос па кованые изделия есть повсюду, и организация кузницы в Куйбышеве представляется вполне выгодным делом. Традиционно технологический процесс ковки скрыт от постороннего наблюдателя, Концепция предусматривает частичное обнажение этого процесса. Предполагается, что посетитель музея или даже просто случайный прохожий сможет, что называется, «одним глазком» посмотреть на работу мастера, Для этого часть помещения кузницы, расположенной в помещении современного хозблока, будет визуально открыта таким образом, что посетитель, зайдя во внутренний двор, сквозь стеклянную перегородку сможет наблюдать часть технологического процесса.

Одной из самых эффективных концепций, на наш взгляд, может Стать идея создания в структуре музейного комплекса конного подворья. Историческим основанием для этого служит то, что до революции в хозяйственном блоке дома купца Левака действительно находились конюшни (рис. 6). Сейчас проводится реконструкция и реставрация этих помещений. Если переносить историческую основу в современную социально-культурную ситуацию, то можно предложить следующие идеи по прямому использованию конюшен. Сейчас в обществе наблюдается тенденция к нетрадиционному празднованию личных празднеств, например, свадеб. В частности, в крупных городах стало модным при наличии определенных средств пользоваться услугами лимузина. И если в культуре крупного города органично пользоваться таким видом транспорта, то на улицах малого исторического города длинный сверкающий автомобиль будет выглядеть по меньшей мере нелепо. Соответственно, в качестве адекватного средства передвижения свадебным процессиям предлагается воспользоваться услугами конного транспорта, В зависимости от пожеланий и физического состояния молодоженов это может быть либо верховая езда, либо езда в специальной свадебной карете. Близость музейного комплекса от здания органон ЗАГС и от восстанавливаемого в перспективе и соответствии с Генеральным планам Спасского собора делает свадебный процесс более связным. Таким образом. включение музея в современную жизнь города будет самым непосредственным.

Итак, это лишь три концепции, которые удалось раскрыть. Их формирование - творческий процесс, который может в самое ближайшее время найти воплощение в стенах архитектурных вузов в рамках курсового студенческого проекта.

В конце необходимо сказать об актуальности подобных подходов к п сто р и ко - кул дурному наследию. Для этого придется обратиться к некоторым градостроительным понятиям. На Территории Западной Сибири за период ее развития сформировалось несколько агломераций.

Агломерация - это крупное градостроительное образование, состоящее, как правило, из ядра а виде крупнейшего города и городов-спутников^ сосредоточенных вдоль основных транспортных коммуникаций. Современные тенденции развития агломераций таковы, что вскоре появится Необходимость в городах-спутниках, в которые можно будет приехать на уик-энд, на выходные (рис. 7).

В настоящий момент Куйбышев находится между двух агломераций - Омской и Новосибирской. Пройдет еще немного времени, и он войдет в состав по меньшей мере одной из них. То есть создадутся Крайне благоприятные условия для развития города. Однако развивать его необходимо изнутри, И говоря о роли музея в развитии малого сибирского города, можно плавно перейти к главному тезису, который прозвучал вначале. Заключается он в следующем: от того, насколько активно мы будем развивать музейную деятельность, а соответственно, и значение историко-культурного наследия, напрямую зависит то, насколько активно будет развиваться сам исторический город. Ставка именно такова.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / \

МАТЕРИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ

1 1

| Актуализация | К 1 ДУХОВНАЯ 1 -\У\ СУЩНОСТЬ

Рис. I. Постановка проблемы

Рис. 2. Старый (слеьа) и новый Центры Куйбышева

Рис. 4. Интерьер МУК «Музейный комплекс» -28-

—...... м.ГТД

Рис. 5. Концепция «исторического» кафе

Рис. 6. Пространственная связь конного подворья, здания органов ЗАГ С и Спасского собора

Рис. 7. Положение города Куйбышева в системе расселения Новосибирской области

Литература

Исторический контекст: города и памятники {материалы круглого стола) И Проект Си

бирь.- 1999, - №3

2. Клевакии, А.Н. Город и градостроительство / Д. Кдевакин // Проект Сиоирь. — 2000. -

№21. - С. 27-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.