УДК 711.424(571.1)
И. В. Ляликов
градостроительство малых городов юга западной сибири
в XVIII - второй половине XIX века
Обсуждаются особенности формирования застройки и градостроительного облика малых исторических городов юга Западной Сибири в XVIII - второй половине XIX в. ^инск, Мариинск, Тара, Тюкалинск и Ялуторовск в своем развитии имели как существенные различия, так и элементы сходства, обусловленные их небольшими размерами, уездным статусом и особенностями географического положения.
Ключевые слова: архитектура, малый город, памятник истории и культуры, градостроительство, регулярная застройка.
Urban planning of small towns in the south of Western Siberia in XVIII - second half XIX century.
ILYA V. LYALIKOV (Omsk State Technical University, Omsk).
The article deals with various aspects of urban development of small towns in the south of Western Siberia in the beginning of the XVIII - second half of the XIX century. Kainsk, Mariinsk, Tara, T ukalinsk and Yalutorovsk all had significant differences in their development, and the similarities due to their small size, the district status and geographical location.
Key words: architecture, small town, cultural heritage, urban planning, regular building.
Период активного становления малых исторических городов Западной Сибири пришелся на
XVIII - начало XX в. В это время складывается градостроительный и архитектурный облик городов Каинска, Мариинска, Тары, Ялуторовска, Тю-калинска. Их планировочные структуры и часть исторической застройки сохранились по сей день.
На сводном рисунке представлены сведения о восстановленных на сегодняшний день по архивным источникам планировочных схемах застройки рассматриваемых городов. Рисунки (за исключением двух, к которым в тексте приведены ссылки) сделаны автором на основе соответствующих архивных документов.
История г. Каинск (ныне Куйбышев) началась в XVIII в. с так называемой Сибирской линии крепостей. Каинский пас (укрепление) был поставлен в 1722 г. в среднем течении р. Омь при впадении в нее речки Каинка. На гипотетическом плане1 (рис. 1, 1а) показано расположение острога. Позже появился Каинский форпост, ликвидированный в 1750 г. Возникшую на его месте слободу перенесли на место нынешнего города в 1772 г.
На планировку города оказали влияние ландшафт и топография Барабинской степи, изгибы
1 Проект зон охраны историко-культурного наследия исторического центра города Куйбышева Новосибирской области. Т 1. Новосибирск: Адм. Новосибир. обл., 1995.
р. Омь, расположение дорог. К началу XIX в. город располагался к северу от местоположения бывшего форпоста. Селитебная территория была ограничена с юга болотистой низиной и речкой Каинка, с севера и запада - обрывистыми берегами и поймой р. Омь. Таким образом, развитие городской застройки шло в восточном и северо-восточном направлениях, о чем свидетельствовал план Каинска (рис. 1, 1в), датируемый 1810 г.2 На схеме было показано свободное (дорегулярное) расположение улиц и кварталов. Помимо этого был намечен новый планировочный каркас уже на регулярной основе, согласно которому впоследствии и производилось «исправление городского строения».
В 1834 г. томским архитектором К. Турским был составлен, а затем «высочайше утвержден» план г. Каинск, который лег в основу формирования регулярной планировочной структуры. Каркас образовывали две основные улицы - Московская (отрезок Московского тракта) и Иркутская, лучеобразно расходившиеся от восточного въезда в город. Их пересекали поперечные улицы Базарная, Думская, Садовая. Торговая (Базарная) площадь, где находились мясные и рыбные ряды, располагалась у р. Омь и была ограничена с восточной стороны Базарной, а с северной стороны - Московской
2 Российский государственный исторический архив, далее РГИА. Ф. 1293. Оп. 167. Д. 5а.
ЛЯЛИКОВ Илья Витальевич, аспирант кафедры дизайна и технологий медиаиндустрии (Омский государственный технический университет, Омск). E-mail: [email protected] © Ляликов И.В., 2013
\ 1 (Каинск) 2 (Мариинск) 3 (Тара) 4 (Тюкалинск) 5 (Ялуторовск)
I половина XVIII в. (а) Нет данных уу Цл ЦааА 1 - г* -Иъ'дчлнкд^^^ „ t к т к 'г о , f«в<і*л н кйНО ftu/гя гчїс 1 ;L Г ЯШтг '* і ИМ План 1701 г.
1722 8 Гипотетический план 1722 г. План 1701 г.
II половина XVIII в. (б) Нет данных Нет данных План 1747 г. Основан в 1758 г. / J <$>JJ J%Lm ?Or План 1771 г.
I половина XIX в. (в) рЙ-План 1810 г. Нет данных 1р1Й|р План 1767 г. й§И£ І План 1832 г. Ж УШ -■т t lit і План 1837 г.
II половина XIX в. (г) % І План 1866 г. Ж д План 1863 г. План 1861 г. Шт Люо тшщі План 1858 г. -А ,:,Г План 1858 г.
Рис. 1. Планировочные схемы на основе планов малых городов Западной Сибири. а - первая половина XVIII в., б - вторая половина XVIII в., в - первая половина XIX в., г - вторая половина XIX в. (на основе документов из фондов Государственного архива Омской области, Государственного архива Томской области, Музейного комплекса города Куйбышева Новосибирской области, Российского государственного исторического архива, Ялуторовского музейного комплекса)
улицами; на соседней площади стояла деревянная церковь. Площади были связаны между собой по диагонали и образовывали единое пространство городского центра. В 1804 г. на месте, где стояло деревянное здание храма, была освящена церковь Успения Божьей Матери, однако окончательно здание было завершено лишь в 1828 г. Храм в стиле классицизма стал главной композиционной доминантой купеческого города и впоследствии был переименован в Успенский (Спасский) собор, а площадь стала называться Соборной. Городская ратуша разместилась в северной части города у реки на ул. Гостинодворской (продолжение Базарной). При сравнении планов города 1834 и 1866 гг.3 становится заметным быстрое развитие центральной части Каинска: Соборная площадь утратила свою квадратную форму: новый квартал примкнул к ней с северной стороны. Появившиеся новые торговые ряды и лавки нарушили общность Соборной и Базарной площадей, превратив их в два самостоятельных градоформирующих объекта. Значение бывших улиц Московской и Иркутской как опорных в сложившейся прямоугольно-перекрестной системе плана сохранилось до наших дней.
В 1870-е годы город активно застраивался в сторону реки. Кварталы, построенные на освободившейся от болота территории в южной части города, завершили планировочную композицию центральной части (рис. 1, 1г). Город развивался в восточном направлении, параллельно с направлением тракта, захватывая при этом и северо-восточную часть, где к 1866 г. уже были построены магазины, жилые дома, военный лазарет. К концу XIX в. в основном сложился архитектурный облик центральной части города, где двухэтажные особняки и особняки с цокольным этажом (дома купцов Р.С. Волкова, И.В. Шкроева, Ерофеева и др.), выделяясь на фоне одноэтажной деревянной застройки, играли важную градоформирующую роль.
На ул. Александровской в 1892 г. была построена деревянная синагога, а в 1909 г. поляки под руководством Антона Сулея на свои средства построили 12-метровый костёл в честь святых апостолов Петра и Павла. Расположенный на периферии, храм стал доминантой окраины города, придавая месту своеобразный европейский колорит. Церковь Иоанна Предтечи была выстроена в 1906 г. на средства купчихи А.И. Шкроевой, завещанные ей мужем.
Мариинск основан в 1701 г. как поселение Кий-ское. Дальнейшему его развитию способствовало строительство Московско-Сибирского тракта, на-
3 Муниципальное казенное учреждение культуры «Музейный
комплекс города Куйбышева Новосибирской области», далее
МККНО. КП-4141. ДМ-675.
чатое в 1733 г. Население обслуживало проезжающих, занималось охотой и земледелием. В Кийском также располагалась пересыльная тюрьма. Открытие месторождений и интенсивная золотодобыча, начавшаяся с 1820-х годов, дали мощный импульс развитию всего округа: уже в 1856 г. Кийское получило статус окружного города и название Кийск. А в 1857 г. город был переименован в Мариинск и стал окружным центром Томской губернии.
В основу современной планировки Мариин-ска легла схема поселка XVIII в. с традиционной организацией селитебного пространства и жизнеобеспечения. Центр села сформировался возле переправы через р. Кия. Здесь, на пересечении с улицей Большой Московской, на возвышенном участке находилась Базарная площадь. Изначально поселок имел структуру линейного типа: застройка вытягивалась вдоль основной ландшафтной доминанты (р. Кия). Далее линейная схема стала уличной и была дополнена притрактовым порядком. Планировка получила развитие в виде креста (река и перпендикулярно ей - тракт; другой берег Кии застраивался достаточно вяло). Село Кийское складывалось из трех слобод. Центральная часть вдоль улицы Большой Московской (продолжение Московско-Сибирского тракта), имела смешанную застройку с преобладанием каменной. Два других слободских порядка вытянулись вдоль береговой линии к северу и к югу от переправы. Здесь преобладала усадебная деревянная застройка. Постепенно между каркасными магистралями возникали новые кварталы. Где-то они развивались свободно, где-то строительству мешали заболоченные пространства. Однако стоит сделать вывод, что во второй половине XIX в. планировочное решение при отсутствии регулирования эволюционировало в направлении веерной схемы. Такое положение дел демонстрирует «План настоящего расположения окружного города Мариинска» (рис. 1, 2г). Съемка местности и схема были выполнены в 1863 г. инженером штабс-капитаном И.С. Лаунертом и чертежником Гусевым4. В документе были заложены возможности выравнивания многих улиц и кварталов. Известно, что и до этого, в 1857 и 1858 гг.. составлялись планы, но они требовали серьезной корректировки. Однако и новый план в 1864 г. был отклонен Главным управлением путей сообщения и публичных зданий. На доработку была отправлена и градостроительная схема 1868 г.
Следующий документ, относящийся к 1872 г (рис. 2), был выполнен техником коллежским асессором А. Ашемуром, архитекторским помощником
4 Томский областной краеведческий музей. № 10739/90.
В.В. Хабаровым и др.5 План также был отклонен министерством внутренних дел в 1874 г. Вскоре в Мариинске начало действовать «Городовое положение» 1870 г., согласно которому вопросы утверждения планов передавались городской думе. Еще некоторое время потребовалось, чтобы составить новую схему. В конце XIX в. (сохранилась выкопировка 1903 г.) Мариинск все же получил регулярный план, по которому значительно расширялась территория города и его очертания приближались к полукругу. Новый документ предполагал выравнивание улиц согласно прямоугольной системе координат. Разработчики плана сохраняли положение исторически сложившегося центра, но дополняли его системой площадей. В частности, новая площадь должна была появиться у северной границы города. Но и последний дореволюционный план реализовать не удалось. Развитие застройки сдерживали заболоченные пространства, некоторые из них сохранились до сих пор.
Центром города служила квадратная в плане Базарная площадь неподалеку от переправы через р. Кия. Здесь же располагалась главная городская доминанта - Никольский собор, имелись торговые ряды и лавки. От площади в западном направлении отходила главная осевая улица - Большая Московская. Еще две оси - улицы Береговая и Старо-Кирпичная - расходились, соответственно, в северном и южном направлении вдоль берега реки. В горо-
Рис. 2. Планировочная схема на основе «Проекта плана окружного города Мариинска Томской губернии 1872 г.»
5 Томский областной краеведческий музей. № 1919/143.
де было четыре православных церкви. В западной части города на ул. Большой Московской располагались синагога, дом раввина, иудейская школа. Фактически здесь сформировался альтернативный городской центр для еврейского населения Мари-инска. Рядом находилась и площадь (с лазаретом). В западной части города Большая Московская делала резкий поворот на север, возле которого располагалось кладбище. Важной составляющей городского ландшафта здесь была Кладбищенская церковь. Севернее был построен костёл, также ставший одной из высотных доминант западной окраины. Во второй трети XIX в. рост городской территории интенсивнее всего шел вдоль тракта и реки, но началось освоение и иных территорий. Особый импульс этому придало строительство железной дороги, застройка центра продолжилась в северо-западном направлении. Комплекс железнодорожной станции стал новым ядром окраинной части Мариинска.
За железной дорогой расположились различные промышленные предприятия. Здесь же к 1916 г. возвели комплекс пересыльной тюрьмы. Руководил строительством инженер А.И. Лангер. Вокруг данной территории шло формирование новых рабочих поселков, город получил дополнительное развитие в северном направлении.
К началу XX в. Мариинск представлял собой довольно крупный город, состоявший преимущественно из одноэтажных деревянных домов. В центральной части застройка носила смешанный характер: деревянные дома соседствовали с кирпичными.
Город Тара был основан отрядом князя А.Ф. Елецкого в 1594 г. на левом берегу р. Иртыш при впадении в него р. Аркарка. Согласно рисунку в «Чертежной книге Сибири» С.У Ремезова 1701 г. (выполнен письменным головой Василием Жирковым при местном воеводе И.Н. Сунбулове и прислан в Москву), город имел смешанную планировку: к деревянному кремлю прямоугольной формы примыкал острог, в плане напоминавший эллипс (рис. 1, 3а)6 [8]. От него лучами расходились наметившиеся улицы. В западной, низинной части города имелась Татарская слобода в одну улицу, доходившая до берегов Иртыша. План 1747 г. (рис. 1, 3б), представленный в книге «Тарская мозаика», показал отсутствие изменений в градостроительной ситуации [10]. Более того, Тара практически не перешагнула своих прежних границ, что было обусловлено случившимися за сто лет двумя грандиозными пожарами [6]. С 1775 г. «Комиссией о строении» столичных городов был рассмотрен и высочайше утвержден Екатериной II первый «ре-
6 http://taragorod.ru/photo/fotografija_5/2-0-406
гулярный» план города (рис. 1, 3в)7. Известно, что проект, ставший главным градостроительным документом на полтора столетия, разрабатывался с начала 1760-х годов. После утверждения плана Тара подверглась коренному переустройству. На смену «свободной» застройке приходит концепция регулярной планировки с продольно-поперечной сеткой улиц («гипподамова система») [9]. Осевыми улицами города стали Александровская и Никольская. В центре Тары, на месте деревянной крепости, возникла крупная Базарная площадь. Здесь были построены каменные храмы в стиле сибирского барокко, ставшие городскими доминантами: Спасская церковь (1753-1776), Никольский собор (1771-1774), Успенская (1774-1792) и Параске-виевская церкви (1791-1825). На площади возникли торговые лавки и деревянный гостиный двор. На рубеже ХУШ-ХІХ вв. впервые упоминается о строительстве в Таре гражданских каменных зданий, первыми из них стали дома купцов И. Нерпи-на и Немчинова.
Поворот Московского тракта на Омск и ряд связанных с этим обстоятельств привели к тому, что Тара утратила свое важное административное, торгово-экономическое и отчасти культурное значение. Следующий план (рис. 1, 3г), датируемый 1861 г.8, коренных изменений не обнаружил. Приращение кварталов шло механически к уже существовавшей градостроительной схеме. Еще больше роль Тары снизилась в конце XIX - начале XX в. в связи со строительством магистральных железных дорог, прошедших на 300 км южнее.
В городе располагались храмы различных конфессий. Имелись «католический костёл на Спасской улице, мечеть на Немчиновской и синагога на ул. Свердлова (бывшей Александровской)» [7]. На рубеже XVШ-XIX вв. в нижней части города на средства купцов Айтыкиных была построена двухэтажная каменная мечеть. В 1906 г. усилиями еврейской общины возведена деревянная синагога (молитвенный дом).
Тюкалинск, считается, был основан инже-нером-поручиком Бутеневым, который в 1758 г. спроектировал вдоль речки Тюкалка деревню на 30 дворов. Когда в начале 1760-х годов Московско-Сибирский тракт сместился южнее Тары - в направлении Омска, здесь создали ямскую слободу, получившую название Тюкалинской. Расположение на так называемом кандальном тракте обусловило рост торговли, занятие населения извозом. По дороге ссыльные двигались дальше на восток, и Тюкалинск становился перевалочным пунктом.
7 РГИА. Ф. 1293. Оп. 167. Д. 19.
8 РГИА. Ф. 1265. Оп. 10. Д 161.
Сначала в городе возник острог, а затем, в конце XIX в., - комплекс тюремного замка.
Застройка Тюкалинска носила хаотический характер до 1832 г. (рис. 1, 4в), - времени утверждения регулярного плана города (составлен землемером Федотовым по проекту арх. Трофимова)9. Тюкалинск застраивался по прямоугольной системе координат с мелкими кварталами, густой сетью улиц и переулков. Расположенный по берегам оз. Разлив, город «огибал» его с двух сторон. Основную массу построек составляли избы и дома с приусадебными участками. В центре располагалась Торговая площадь, прямоугольная в плане, с деревянным гостиным двором и торговыми рядами. Доминантами служили две городские церкви: Ми-хаило-Архангельская, расположенная рядом с главной площадью, и главная, Троицкая, - на берегу р. Тюкалка. Здесь также находились торговые ряды и лавки, имелась дополнительная торговая площадь.
Осевыми считались улицы, носящие ныне названия Чехова, Ленина и 30-летия Победы. По ним двигались проезжавшие через город по тракту. Стоит отметить, что тракт подходил к Тюкалинску с северо-запада, а покидал город с юга. Внутри города дорога поворачивала на 90° ввиду прямоугольной системы улиц.
На плане 1858 г. (рис. 1, 4г) город имел вид сложного многоугольника, напоминавшего неправильный треугольник, усеченный в северной части10. С юга и юго-запада квартальное развитие шло вдоль береговой линии оз. Разлив. На новой схеме еще прослеживаются следы свободной планировки. Однако уже была произведена трассировка улиц, места для новых кварталов разграничены по назначению. По периметру новых границ город окружали вал и ров. Городское кладбище вынесли за территорию застройки. В конце XIX в. на южной окраине возник комплекс тюремного замка. Промышленные предприятия, как правило, располагались за городской чертой, чаше всего на берегах озера или реки. К началу XX в. формируется купеческая застройка: дома и магазины Блендовских, Бокаревых, Афониных и др.
Со строительством железной дороги Тюмень-Омск южнее Московского тракта значение Тюка-линска заметно снизилось. По рассказам современников, деревянная застройка в значительной степени превалировала над каменной. Тюкалинск на рубеже веков «можно отнести к сложившемуся к концу XIX - началу ХХ в. устойчивому типу «малого города» с относительно небольшим
9 Государственный исторический архив Омской области. Ф. 198. Оп. 1. Д. 589.
10 ГИА Омской области. Ф. 120. Оп. 1. Д. 188.
компактным общественным центром и сформированной вокруг него селитебной застройкой» [1].
Ялуторовск был основан в 1659 г. как один из форпостов Исетской оборонительной линии на месте татарского городища Явлу-Тур [2]. Евлуторов-ская слобода была обозначена в «Чертежной книге Сибири» С.У Ремезова 1701 г. (рис. 1, 5а) [8]. Поселение размещалось на полуостровном выступе надпойменной террасы р. Тобол. Ялуторовск получил статус города во 2-й половине XVIII в. Его территория делилась на острог, укрепленный посад и слободы, расходившиеся вдоль основных трактов. Дорегулярная градостроительная схема прослеживается на плане 1771 г. (рис. 1, 5б) как «старое до проекту строение»11. Центр поселения был расположен на территории обветшавшего деревянного острога, где находились денежная кладовая, соляные и винные магазины, пороховой погреб, лесопильные и кирпичные сараи, а на торговой площади - лавки. Остальная застройка занимала узкую полосу вдоль берегового откоса поймы р. Тобол. Документ 1771 г. содержал и регулярное планировочное решение, по всей видимости незадолго до этого утвержденное «Комиссией о строении» и осуществленное лишь в конце XVIII - первой половине XIX в. Новый геометрический план города был выполнен только в 1837 г. (рис. 1, 5в) землемером Федоровым12. К тому времени сформировался современный градостроительный облик: улицы, пересекавшиеся под прямым углом, квадратные площади, поквартальная застройка домами-усадьбами. Следующая схема Ялуторовска датировалась 5 июня 1858 г. (рис. 1, 5г) и была выполнена В. Ма-керовым13. На ней видно завершение квартального развития в границах городского вала. План оставался основным градостроительным документом Ялуторовска вплоть до начала XX в. В середине
XIX в. застройка оставалась преимущественно деревянной. Центр города располагался вблизи обрыва, на территории обветшавшего острога. Градостроительной доминантой города был каменный Сретенский кафедральный собор, на соседней Торговой площади размещались деревянный гостиный двор в форме каре, окружные суд и казначейство. Центр города также получил развитие вдоль улицы Большая Вознесенская [5]. В начале XX в. на месте старого гостиного двора были построены торговые ряды в «кирпичном стиле»; по периметру площади возведены здания гражданского назначения в рамках рационального варианта эклектики, в частности доходные дома Гусевой, особняки Нико-
11 РГИА. Ф. 1293. Оп. 167. Д. 21.
12 Ялуторовский музейный комплекс, далее ЯМК. № 304.
13 ЯМК. № 2653.
лаевского, И.В. Мясниковой. В конце XIX - начале
XX в. строятся каменные здания общегражданского назначения и промышленной архитектуры: банк, городская управа, магазины, купеческие особняки.
Таким образом, все города, кроме Мариинска, развивались по регулярным планам, утвержденным во второй половине XVШ-XIX в. Планировка Тары и Ялуторовска почти тождественна: прямоугольная улично-квартальная схема, в своих границах напоминающая усеченную пирамиду, на «вершине» которой находилась главная площадь. Это обусловлено ландшафтом, ограничивавшим развитие городов в некоторых направлениях. Планировка Тюкалинска - также улично-квартальная - была «составлена» из двух прямоугольных порядков, располагавшихся по берегам р. Тюкал-ка. Конфигурация городской застройки тяготела к треугольной форме, торговая площадь была расположена в центре и не привязана к природным факторам. Каинск разрастался в северном и восточном направлениях - от места переправы через р. Омь вдоль тракта и береговой линии. Мариинск, сохранивший «уличный» вариант планировки, формировался «импульсно». Городская застройка слободского типа постепенно меняла свою форму с крестообразной на веерную, а затем приблизилась к полукруглой. Мариинск при отсутствии регулярного плана развивался в направлении новых городских экономических центров.
Типология застройки малых городов
С точки зрения типологии городская застройка к началу XX в. определялась следующим образом.
1. Культовые здания (расположение в центре и иногда - на окраинах).
Каинск: Успенский (Спасский) собор, церковь Иоанна Предтечи; церковь Во Имя Святого Духа, Кладбищенская церковь, костёл Святых апостолов Петра и Павла, синагога.
Мариинск: Никольский собор, 2 деревянные церкви (в том числе Кладбищенская церковь Во имя всех Святых), деревянная Тюремная церковь, костёл Святого Антония Падуанского, синагога, дом раввина.
Тара: Спасская, Казанско-Богородицкая, Парас-кевиевская и Успенская церкви, Кладбищенская церковь во имя Тихвинской Божией Матери, Никольский собор; мечеть, костёл, синагога [4].
Тюкалинск: Михаило-Архангельская и Троицкая церкви; часовни - Ильинская кладбищенская и на Базарной площади среди гостиного ряда [3].
Ялуторовск: Сретенский собор; Вознесенская церковь [5].
2. Здания «военного ведомства» (расположение в центре и на окраинах).
Тюкалинск: офицерское собрание; казармы; офицерский дом со службами и конюшнями [3]. Сведений о нахождении данных учреждений в остальных городах не выявлено.
3. Казенные здания (расположение в центре и на окраинах).
Каинск: тюремный комплекс.
Мариинск: больница, ночлежный дом, общественное собрание, комплекс тюремного замка.
Тара: здание уездного казначейства, здание тюрьмы.
Тюкалинск: комплекс зданий уездного казначейства с жилым домом для служащих; тюремный комплекс (1887-1896 гг.; арх. А. Просянников и А. Даугель) включал в себя тюремный замок, больницу и служебные корпуса [3].
Ялуторовск: банк, тюремный замок.
4. Здания учебных заведений (расположение в центре)
Каинск: женская гимназия, уездное училище.
Мариинск: женская гимназия, высшее начальное училище, городское двухклассное училище, железнодорожное училище, церковно-приходские школы, еврейское училище.
Тара: здание женской прогимназии, уездное училище.
Тюкалинск: двухклассное городское училище для мальчиков; церковно-приходская школа для девочек [3].
Ялуторовск: уездное училище, школа для девочек.
5. Здания общественного назначения (расположение в центре и на окраинах)
Мариинск: гостиный двор, контора Юдалевича, городская баня Гуревича, кинотеатр «Фурор», типография Прейсмана, комплекс железнодорожной станции, библиотеки, народный дом, питейные дома, ресторан.
Тара: почтово-телеграфная контора, питейные дома.
Тюкалинск: почтово-телеграфная станция; питейные дома [3].
Ялуторовск: комплекс железнодорожной станции.
6. Здания торговых заведений (расположение в центре)
Каинск: дом Шкроева (с магазинами).
Мариинск: магазины Гуревича, Полуденцева, Хейфица, Юдалевича, купеческие лавки, доходные дома.
Тара: доходный дом купца Рамма, торговый дом Волковых (дом Орлова), торговый дом купца Балы-кова, торговые дома Ждановой, Машинского.
Тюкалинск: магазины купца В.И. Фирстова; магазин купца П.А. Бокарева; магазин Торгового дома Ф.С. Афонина; корпуса Торгового дома «Э.А. Блен-довский и сыновья» [3].
Ялуторовск: торговые лавки.
7. Жилые частные дома (расположение в центре и на окраинах).
Во всех городах - обывательские дома; доходные дома; купеческие особняки.
8. Здания промышленного и ремесленного производства (расположение преимущественно на окраинах)
Каинск: винокуренный завод И.П. Ерофеева; казенный водочный завод, прочие мелкие заводы, мастерские.
Мариинск: казенные винные склады, кузницы, заводы (кожевенный, пивоваренный, свечной, кирпичный, гончарный, винокуренный, мыловаренный, маслодельный), мастерские (пимокатные, столярные, плотничьи), скотобойня и мельница.
Тара: казенные винные склады, мелкие заводы, мастерские.
Тюкалинск: кожевенные заводы; городские кузни; мельница; пимокатная мастерская Е.И. Xаны-гиной [3].
Ялуторовск: мельница Е.Д. Гусевой, мелкие заводы.
По типологии застройки и особенностям ее размещения города имеют ярко выраженные общие черты, однако можно проследить и местные особенности. Центры малых городов сформировались на пересечении водного и сухопутного торговых путей (Каинск, Мариинск, Тара, Ялуторовск) либо просто на торговом пути вблизи водной артерии (Тюкалинск). Главной дорогой для четырех городов являлся Московско-Сибирский тракт, Тара же с его переносом на юг осталась на Тобольско-Омском тракте. В Каинске, Таре и Ялуторовске существовали деревянные остроги, причем в последних двух городской центр и по сей день располагается на их территории: в Таре это бывшая Базарная площадь, в Ялуторовске - Сретенская площадь (острог поблизости восстановлен). В Каинске, напротив, две главные площади расположились к северу от бывшей крепости, место основания города оказалось на периферии. Мариинск сформировался в виде слободы, вследствие чего планировка города оказалась вытянутой вдоль р. Кия - с одной стороны, и тракта - с другой. В виде слободы оформился и другой город - Тюкалинск, который расположился у места выхода р. Тюкалка из оз. Разлив. Однако последующая перепланировка сформировала центральную площадь без
привязки к местности, в форме равностороннего прямоугольника.
Приход железной дороги в конце XIX - начале XX в. существенно отразился на дальнейшем развитии малых городов. Помимо экономического эффекта (быстрый рост или угасание городов) строительство Великого Сибирского пути, а впоследствии и ветки Тюмень-Омск оказали значительное влияние и на градостроительство населенных пунктов. В первую очередь - это формирование новых районов, а также периферийных общественных центров вокруг станций, которые в исследуемых городах располагались вдали от центров исторических. В Каинске, к примеру, крайняя удаленность железной дороги от городской черты привела к росту так называемого пристанционного поселка, на месте которого впоследствии сформировался самостоятельный город - Барабинск. В Мариинске и Ялуторовске станционные комплексы находились в черте города, но на окраинах. Вокруг вокзалов образовались площади, становившиеся местом торга, извоза и сбора общественности. Новая инфраструктура требовала удобных подъездных путей, а также формирования вблизи себя новых районов (поселков), в которых мог бы проживать обслуживающий персонал станции. В итоге как Мариинск, так и Ялуторовск развивались в северном направлении, там создавались промышленные районы и рабочие поселки. Тару и Тюкалинск Великий Сибирский путь обошел стороной - их развитие резко угасло.
На сегодняшний день облик центральной части указанных городов сохранился лишь частично. Причиной тому стали многочисленные перестройки, сносы зданий в советское время, формирование новой квартальной застройки. Однако стоит отметить, что в основе градостроительства указанных городов лежат планировочные решения, сформировавшиеся еще в XVШ-XIX вв. Таким образом, планировку малого города наряду с памятниками
архитектуры следует считать объектом культурного наследия, она также требует сохранения и регенерации. Поэтому исследовательский материал может быть полезен для архитекторов и специалистов, разрабатывающих генеральные планы городов, а также отдельных их частей: жилых, производственных, рекреационных зон.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алисов Д.А. Культура городов Среднего Прииртышья в XIX - начале ХХ в. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. 201 с.
2. Болотова А.Г. История города Ялуторовска с древнейших времен. Ялуторовск: Адм. г. Ялуторовска, 1997. 95 с.
3. Гуменюк А.Н. Стилистические особенности архитектуры г. Тюкалинска кон. XIX - нач. XX вв. (К вопросу изучения памятников культуры малых исторических городов) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестн. МГХПУ 2009. № 4. С. 83-91.
4. Гуменюк А.Н. Стилистические признаки «сибирского барокко» в архитектуре г. Тары в конце XIX века (К вопросу изучения памятников культуры малых исторических городов) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестн. МГХПУ. 2009. № 4 С. 91-96.
5. Исторический город Ялуторовск: материалы к программе сохранения и использования историко-культурного наследия города и его окружения. М.: Ин-т наследия, 1997. 206 с.
6. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири. М.: Стройиздат, 1978. 190 с.
7. Лебедева Н.И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. 256 с.
8. Ремезов С. Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году. СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1882. Факс. изд. М.: Картография, 2003. [49] с.
9. Саваренская Т.Ф., Швидковский Д.О., Петров Ф.А. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм: М.: Стройиздат, 1989. 390 с.
10. Тарская мозаика (история края в очерках и документах 1594-1917 гг.). Омск: Омское кн. изд-во, 1994. 200 с.