УДК 343
М. Е. Репин
РОЛЬ МОРАЛЬНЫХ И ПРАВОВЫХ НОРМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Предпринята попытка рассмотреть соотношение норм морали и права в учреждениях уголовно-исполнительной системы; делается определенный вывод о том, что моральные и правовые нормы находятся в постоянном тесном взаимодействии и им принадлежит ведущая роль в регулировании отношений между различными субъектами в пенитенциарной сфере.
К л ю ч е в ы е с л о в а: мораль, право, нормы морали, нормы права, учреждения уголовно-исполнительной системы.
ROLE AND PLACE OF MORAL AND LEGAL NORMS IN INSTITUTIONS THE PENAL SYSTEM
In this article, the author attempts to consider the relationship between the norms of morality and law in the institutions of the penal system; a certain conclusion is made that moral and legal norms are in constant close interaction and they play a leading role in regulating relations between different actors in the penitentiary sphere. K e y w o r d s: morality, law, norms of morality, norms of law, institutions of the penal system.
Поступила в редакцию 14 августа 2019 г.
Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтобы оставаться шайкой; они могут грабить весь мир, но не друг друга.
Рабиндранат Тагор
Вопрос о взаимодействии и соотношении норм морали и права был особенно актуальным и злободневным на всех этапах развития общественных отношений. Именно моральные и правовые нормы среди обширного перечня социальных норм являются ключевыми и доминирующими в регулировании поведения людей между собой, социально-экономических процессов и интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Указанные нормы имеют сходную структуру по своему содержанию, взаимодействию между собой, а также характеру влияния и воздействия на общественные отношения. Их влиянию подвержено все общество без какого-либо исключения.
Мораль и право служат своего рода индикаторами развитого государства. Это базовые ценности культуры, общества, истории. Право и мораль - самостоятельные нормативно-регулятивные социальные феномены, каждый из которых имеет особую ценность и функциональную заданность1. Мораль и
1 См.: Свирид А. С. Мораль и право : общечеловеческая ценность и универсальный социальный регулятор // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 8. С. 82-83.
© Репин М. Е., 2019
право, проникая в различные процессы жизнедеятельности, регулируют систему взаимоотношений людей друг с другом, оказывают определенное влияние на взаимодействие человека с природным миром, способствуя тем самым благоприятному режиму удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.
Словарь русского языка определяет мораль как «нравственные нормы поведения, отношения с людьми, а также саму нравственность». В свою очередь, под нравственностью мы понимаем «внутренние духовные качества и этические нормы, которыми руководствуется человек, а также соблюдение этих правил поведения, определяемых этими качествами»2.
Мораль представляет собой своего рода регулятивный шаблон рекомендуемого поведения в современных условиях. Она способствует оценке индивидуального и общественного коллективного сознания, а также согласовывает поступки и действия значительного числа людей, оперируя следующими нравственными категориями: долг, честь, совесть, порядочность, достоинство, добро и зло и т. д. Влияние морали на современного индивида заключается в том, что она гармонизирует взаимоотношения между самыми различными людьми и упорядочивает человеческое сосуществование в условиях динамично развивающихся общественных отношений3. Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой определенную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных взглядов, принципов, убеждений, оценок и основанных на них норм и правил поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, семье, классу, коллективу, обществу, государству и окружающему миру и действительности4.
Соблюдение моральных норм, в первую очередь, носит добровольный характер и полностью основано на самодисциплине и самоконтроле. Вместе с тем несоблюдение и нарушение последних влекут за собой серьезные моральные санкции. При влиянии духовности членами общества смело даются негативные оценки, и происходит откровенное порицание действий лица, допустившего отклонения от моральных норм в процессе своей жизнедеятельности. Они же носят запрещающий характер в отношении противоправных действий, направленных на государство, общество и конкретного индивида5.
Ключевая особенность теоретико-правовой науки заключается в том, что в своей основе она напрямую связана не столько с правовой действительностью самой по себе, сколько с тем, как она опосредованно дана в общественном понимании и сознании. Поэтому и возникает полисемантизм права,
2 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. иК1_: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 26.08.2019).
3 См.: Кошелева Е. Е. Толерантность в молодежной среде // Юридическая наука и практика (трибуна молодых ученых) : сб. статей / под ред. Р. В. Павленкова [и др.]. Н. Новгород, 2016. Вып. 16. С. 426-427.
4 См.: Алексеев С. С. Общая теория права : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 62.
5 См.: Батракова К. М., Глашке А. С. Нормы права и морали в пенитенциарных учреждениях // Юридическая наука и практика (трибуна молодых ученых) : сб. статей / под ред. Р. В. Павленкова [и др.]. Н. Новгород. 2016. Вып. 16. С. 376-377.
обусловленный, прежде всего, тем, что юридические понятия являются синтетическим выражением мысли, а уже само содержание конкретного юридического термина может одновременно располагать несколькими смысловыми акцентами6.
Термин «право» в различных странах и во всех языках мира довольно многозначен и представляет собой исключительное смысловое явление. Оно в той или иной степени отражает самые различные проявления этого многоликого и, можно сказать, многостороннего феномена устройства общественных отношений. Сложная внутренняя организационная структура правовой материи дает нам полное основание заявлять о многогранности каждого отдельного элемента правового пространства и показать различные аспекты и значения этого заслуживающего повышенного внимания социального института7.
Одной из его сторон является общесоциальное значение, например «моральное право». При помощи этого определения обозначаются права личности: право на свободу творчества, право на образование, право на труд, право на отдых, право на медицинское обеспечение, право на благоприятную окружающую среду и т. д.
Кроме того, смысл права необходимо рассматривать в контексте того, что это целенаправленно искусственно сконструированный юридический инструмент, взаимодействующий в сфере государственно-властных отношений в едином пространстве системно-структурного механизма институтов, отраслей и конкретных норм.
В приведенном исследовании хотелось бы остановиться на общепризнанном определении права, которое разделяют многие известные отечественные и зарубежные юристы-правоведы: «Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества»8.
Ключевой особенностью отношений в уголовно-исполнительной системе является тот факт, что они основываются на тесном симбиозе моральных и правовых норм. Говоря о специфике рассматриваемых общественных отношений, констатируем, что они предметно сформированы, гармонично взаимосвязаны и взаимодействуют с запретительными (императивными) нормами, в основе которых лежит система четких и жестких установок, и дозволительными (диспозитивными), в рамках которых выступают нормы, нормативно нигде не закрепленные9.
6 См.: Лизикова И. И. Полисемантизм права : норма или аномалия // Вестник Моск. унта МВД России. 2009. № 5. С. 117-120.
7 См., например: Абдулаев М. И. Теория государства и права : учеб. для высших учебных заведений. М., 2004. С. 95-100.
8 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. М., 2004. С. 71.
9 См.: Минкова Е. А. Криминальная субкультура в процессе детерминации насильственной преступности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 4 (22). С. 105-109.
Мы полностью разделяем позицию известных отечественных и зарубежных философов и юристов относительно сложившейся в ходе исторического развития общественных отношений классификации норм:
- на моральные;
- аморальные;
- внеморальные10.
В процессе регулирования поведения осужденных применяются первый и второй вид норм. Если они действуют в пределах закрепленных пенитенциарным учреждением правил и сложившихся негласных правил внутреннего распорядка, то в этом случае они считаются моральными. В случае же отклонения от позитивного поведения - аморальными (осуждаются как администрацией учреждения, так и со стороны других осужденных).
Что касается сотрудников уголовно-исполнительной системы, то в ходе оперативно-служебной деятельности при реализации своих прав и исполнении должностных обязанностей они действуют в рамках внеморальных норм. Данный факт объясняется тем, что с одной стороны, в повседневной деятельности им приходится действовать в строгом соответствии с действующим законодательством, а с другой - немалая роль в регулировании отношений с осужденными относится к морали, и не всегда их методы признаются и одобряются окружающими.
При этом не стоит говорить о негативном аспекте действия методов при их влиянии на взаимоотношения с осужденными11.
Вызывает определенный интерес тот факт, что целый ряд норм морали находит свое детальное закрепление в действующем законодательстве Российской Федерации. В таблице приведено несколько ярких примеров христианских заповедей, которые с течением определенного промежутка времени приобрели статус моральных норм. Все они нашли свое прямое отражение в действующем отечественном законодательстве.
Т а б л и ц а
Христианская заповедь (моральная норма) Закрепление (отражение) в законодательстве РФ
«Не убий!» Ст. 20 Конституции РФ «Каждый имеет право на жизнь»
«Не укради!» Ст. 35 Конституции РФ «Право частной жизни охраняется законом»
«Не произноси ложного свидетельства против ближнего своего!» Ст. 21 Конституции РФ «Достоинство личности охраняется государством»12
Полагаем необходимым особо отметить еще один вид морали, присущий определенным группам в обществе. Например, моральные нормы среди осу-
10 См.: Поликанова Е. П. Моральные ценности и их роль в современном обществе // Философия и общество. 2014. № 3 (75). С. 131-140.
11 См.: Шабанов В. Б., Санташов А. Л., Лукьянович А. Л. Факторы, обусловливающие обеспечение безопасности осужденных в местах лишения свободы // Вестник Сибирского юрид. ин-та МВД России. 2017. № 2 (27). С. 55-60.
12 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
жденных, так называемый «кодекс чести вора». В нем нашли свое прямое отражение и детальное закрепление наиболее значимые и важные правила поведения, обязательные для исполнения осужденными за совершение убийств, грабежей разбоев и прочих «авторитетных» видов преступлений.
Таким образом, моральные и правовые нормы находятся в постоянном тесном взаимодействии друг с другом. Они взаимозависимы и взаимообусловлены. И те и другие играют ключевую роль в регулировании отношений между различными людьми в различных сферах общественно-государственного устройства, в том числе и в учреждениях уголовно-исполнительной системы в период отбывания в них наказания осужденными. Именно благодаря симбиозу моральных и правовых норм мы имеем возможность контролировать антисоциальное, девиантное поведение как законопослушных граждан, так и криминального элемента в пенитенциарных учреждениях.
Управление Федеральной службы судебных приставов России
по Нижегородской области Репин М. Е., судебный пристав специализированного отдела
оперативного дежурства
Federal Bailiff Service of Russia in Nizhny Novgorod Region Repin M. E., Bailiff of the Specialized of Operational Duty Department
E-mail: [email protected]