Теория и история государства и права
УДК 340.12
В.С. Бялт*, С.Н. Трипутин**
Система социального регулирования: теоретико-правовой аспект
В статье проводится теоретико-правовой анализ системы социального регулирования. Рассматривая существующие научные подходы к пониманию и классификации социальных норм. Исследуя каждый из видов социальных регуляторов, авторы формулируют и обосновывают собственные выводы по анализируемой проблеме.
Ключевые слова: социальное регулирование, социальная норма, право, мораль, обычаи, традиции, религия, корпоративные нормы.
V.S. Bjalt*, S.N. Triputin**. The system of social regulation: theoretical and legal aspect. In the
article the theoretical and legal analysis of the system of social regulation. Considering the existing scientific approaches to understanding and classification of social norms, exploring each of the types of social regulators, the authors formulate and justify their own conclusions regarding the analyzed problem.
Keywords: social regulation, social norms, law, morality, customs, traditions, religion, corporate standards.
Исследование вопросов, связанных с упорядочением общественных отношений с целью придания им желаемого направления развития, имеет существенное теоретическое и практическое значение. Анализ системы социального регулирования выступает одним из необходимых условий развития теоретико-правовой науки в аспекте соотношения правовых норм с другими видами социальных норм, а также, несомненно, способствует систематизации научных знаний в области правоведения. Современная юридическая наука рассмотрению системы социального регулирования уделяет серьезное внимание [13; 15; 16; 24; 25; 34]. Это позволяет утверждать, что данная проблема изучена достаточно глубоко.
Социальные нормы являются неотъемлемым элементом жизнедеятельности человека, определяют перспективы развития современной культуры, а также обусловливают пути гармонизации отношений человека с обществом, государством и самим собой. Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин говорит о целесообразности совершенствования системы социального регулирования. В частности, он обращает особое внимание на необходимость корректировки некоторых правовых норм [11]. Исходя из этого, мы можем констатировать, что вопросы, касающиеся анализа и теоретико-правовой характеристики системы социального регулирования, являются весьма актуальными. Значение термина «норма» определяется как «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь» [20, с. 337]. В философии под нормой понимается «предписание, образец поведения или действия, мера заключения о чем-либо и мера оценки» [32, с. 306]. В научной литературе встречаются различные определения понятия социальной нормы, а также разнообразные классификации социальных норм.
Н.С. Нижник понимает социальные нормы как общие правила социального взаимодействия людей, связанные с их волей и сознанием, которые обусловлены историческим развитием общества. С её точки зрения, социальные нормы следует классифицировать следующим образом. По регулятивной специфике норм выделяются моральные нормы; нормы обычаев, традиций, привычек; религиозные нормы; политические нормы; семейные нормы; эстетические нормы; правила этикета, обрядов, ритуалов; правовые нормы. По сфере действия следует различать экономические, политические, религиозные,
* Бялт, Виктор Сергеевич, доцент кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: victorkwr@mail.ru.
** Трипутин, Сергей Николаевич, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по работе с личным составом. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: mail@univermvd.ru.
* Bjalt, Viktor Sergeevich, lecturer of the department of personnel and educational work of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of legal sciences. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: victorkwr@mail.ru.
** Triputin, Sergey Nikolaevich, deputy head of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia on personal staff. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: mail@univermvd.ru. © Бялт В.С., Трипутин С.Н., 2017
экологические нормы и социальные нормы, действующие в других сферах общественной жизни [31, с. 90-91]. Р.А. Ромашов определяет социальные нормы как выработанные обществом правила поведения, которые закрепляют и регулируют поведение людей, их объединений и тем самым, закрепляют типичные социальные связи и отношения [27, с. 87]. По его мнению, наиболее значимым критерием классификации социальных норм является их социальная направленность. На основе данного критерия социальные нормы можно подразделить на нормы права, нормы морали, нормы религии, традиции, обычаи, корпоративные нормы, правила этикета [28, с. 178]. О.В. Мартышин трактует социальную норму как правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе. Он различает следующие основные виды социальных норм: 1) нормы обычаев, традиций, ритуалов; 2) нормы религии; 3) нормы морали; 4) корпоративные нормы; 5) нормы права. Также О.В. Мартышин говорит о наличии политических, экономических, эстетических, языковых и других норм [29, с. 196, 199]. А.Ф. Черданцев указывает, что система социального регулирования включает в себя: обычаи, нормы морали, корпоративные нормы, религиозные нормы и нормы права [33, с. 332]. С точки зрения М.Н. Марченко, под термином «социальные нормы» понимаются такие нормы или правила поведения, которые регулируют отношения между индивидами, между индивидами и социальными группами, между индивидами и обществом [18, с. 450]. Н.И. Матузов считает, что социальные нормы - это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Он включает в систему социальных норм на основании социальной направленности, сферы действия и способа формирования такие нормы, как: нормы права, нормы морали, нормы религии, обычаи, традиции, деловые обыкновения, политические и эстетические нормы, нормы этикета и приличий [19, с. 211]. С.А. Комаров определяет социальные нормы как правила поведения людей в обществе, носящие общий характер, создающиеся в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловленные экономическим базисом общества. На его взгляд, социальные нормы, исходя из способов установления и обеспечения, подразделяются на правовые, моральные, корпоративные нормы и обычаи, а в зависимости от содержания сферы регулируемых отношений могут быть разделены на политические, этические и эстетические нормы [17, с. 179-180]. В.К. Бабаев полагает, что социальная норма - это сложившееся на основе повторяющихся взаимоотношений между людьми правило общежития, которое отражает интересы и потребности людей, а также упорядочивает их поведение в обществе. По его мнению, к социальным нормам, кроме правовых норм, относятся: обычаи, традиции, корпоративные нормы, политические нормы, нормы морали, религиозные нормы [30, с. 253-361].
Несмотря на некоторые расхождения в определении понятия социальной нормы среди учёных-правоведов, безусловно, можно утверждать, что существуют определенные атрибутивные признаки социальных норм, к которым можно отнести следующие:
- регулируют отношения между людьми;
- являются результатом исторического развития общества;
- определяют границы возможного или должного поведения;
- действуют непрерывно во времени;
- обладают многократностью действия;
- носят неперсонифицированный характер;
- поддерживаются определенными мерами обеспечения;
- соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества [31, с. 89].
Исходя из вышеприведенных признаков, можно сформулировать следующее определение. Социальная
норма - это определенный стандарт общезначимого поведения участников общественных отношений, возникающий в процессе исторического развития и функционирования общества, определяющий границы возможного или должного поведения и поддерживаемый определенными мерами обеспечения.
Что касается классификации социальных норм, то, на наш взгляд, среди социальных норм можно выделить следующие основные их виды: моральные нормы, обычаи, традиции, религиозные нормы, корпоративные нормы, правовые нормы.
Рассмотрим подробнее каждый из видов социальных норм.
Основными социальными регуляторами, распространяющимися на все общество, являются право и мораль. Для того чтобы раскрыть их сущность, необходимо определиться с терминологией - что есть «право» и что есть «мораль», выявить соотношение данных понятий, а также исследовать взаимное влияние друг на друга указанных социальных регуляторов. Традиционно право понимается как система общезначимых, формально определенных правил поведения, принимаемых от имени государства, распространяющих своё регулятивное охранительное воздействие на всех членов общества, обеспечиваемых системой государственных гарантий и санкций [31, с. 92].
Мораль - это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил и норм, которыми социальные субъекты руководствуются в своих действиях [22, с. 25], т.е. мораль - это определённые правила поведения в обществе с позиции добра и зла.
Таким образом, мы можем отметить, что одним из существенных критериев отличия права от морали выступает сфера действия: мораль регулирует практически все общественные отношения, т.к. почти каждому действию (бездействию) можно дать нравственную оценку, право же регулирует наиболее важные общественные отношения, и только те, которые в состоянии упорядочить.
Мораль оказывает серьезное влияние на содержание и функционирование права, поскольку субъекты правотворчества имеют свои собственные суждения и представления о зле и добре [33, с. 327].
Теория и история государства и права
Право, в свою очередь, также влияет на мораль, закрепляя прямые предписания соблюдать нормы нравственности. Согласно нормам гражданского права, «если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда» [2, ст. 151]. В соответствии с нормами семейного права, «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» [3, ст. 63]. В уголовном законодательстве содержится целая глава, посвященная преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности [4, гл. 25].
Влияние морали на право проявляется также и в правоприменительной деятельности. Например, в уголовном законодательстве содержится норма, согласно которой «при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного...» [4, ст. 60]. При привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности также учитываются общепринятые нормы морали: «Военнослужащему, к которому применено дисциплинарное взыскание - снижение в воинском звании на одну ступень - при объявлении взыскания определяется время для замены соответствующих знаков различия. Запрещаются срывание погон, срезание нашивок и другие действия, унижающие личное достоинство военнослужащего» [10, ст. 98]. «Объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных - запрещается» [10, с. 91].
Резюмируя вышеизложенное, необходимо указать следующее:
- право условно мы можем понимать как систему правил поведения в обществе с позиции закона, а мораль - как систему правил поведения с позиции добра, обусловленную «золотым правилом нравственности» - поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой;
- в свете правил формальной логики понятие «мораль» представляется более широким по отношению к понятию «право»;
- право и мораль тесно взаимосвязаны друг с другом, оказывают непосредственное влияние друг на друга, право в морали находит нравственную основу, а мораль в праве - официальную поддержку.
Отдельно остановимся на рассмотрении таких социальных регуляторов, как обычаи, традиции, религиозные и корпоративные нормы.
Анализируя обычаи и традиции, следует указать, что без их всестороннего исследования сложно сформировать комплексное представление о системе социального регулирования [26, с. 4].
Обычаи часто трактуются как правила поведения, довольно распространённые и устойчивые среди определённого круга лиц, которые соблюдаются добровольно в силу длительного и многократного повторения [19, с. 224]. В юриспруденции обычаи разделяются на внеправовые и правовые. Последние обладают юридической силой вследствие того, что они отражаются в праве и охраняются правом. В качестве примеров правовых норм, в которых упоминается понятие «обычай», можно привести следующие. «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая» [2, ст. 19]. «Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» [2, ст. 5]. «Размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту» [5, ст. 132]. Конституция Российской Федерации, не употребляя слово «обычай», тем не менее закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат» [1, ст. 99].
Традиции представляют собой элемент социального и культурного наследия, передающийся от поколения к поколению и сохраняющийся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Иначе говоря, традиции - это определённым образом исторически сложившиеся духовные ценности, которых люди придерживаются в своей общественной и личной деятельности [12, с. 25]. С нашей точки зрения традиции, не противопоставляющие себя правовым нормам, и оказывающие определённое эмоционально-воспитательное воздействие на людей в аспекте их мотивации на общественно значимое и полезное поведение, безусловно, должны поддерживаться обществом.
Влияние норм религии на общественные отношения с позиции их упорядочения в современном обществе бесспорно [14, с. 3]. Религиозные нормы, являясь немаловажным социальным регулятором, оказывают влияние на поведение не только отдельных людей, но могут определять и линию действия отдельных значительных общественных групп [21, с. 3]. Р.А. Ромашов утверждает, что «защита субъективных прав членов общества осуществляется не одним государством; в этом сложном многоаспектном процессе принимают участие также общественные организации, особое место среди которых принадлежит церкви» [1623 с. 13]. Ю.В. Ячменёв, характеризуя религиозные нормы, отмечает что «религия в отличие от правосознания снабжает уверенностью не только в оправданности и справедливости конкретного поступка в ситуации конфликта и неопределённости, но она поддерживает сомневающегося и колеблющегося надеждой получить одобрение в мире ином. Религия является областью дозволений и запретов, которые одновременно санкционируют поведение в качестве морально-доброго (благочестивого) и законного (законопослушного), хотя в конкретном случае оно может расходиться с требованиями закона» [35, с. 440-441].
Корпоративные нормы следует понимать как принимаемые в определённых организациях правила, устанавливающие порядок взаимодействия между членами этих организаций [31, с. 90]. Корпоративные нормы регулируют в основном вопросы, касающиеся внутреннего организационно-правового характера функционирования организации.
Следует отметить, что в свете взаимосвязи корпоративных и правовых норм некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами [6; 7; 8; 9].
Таким образом, можно утверждать, что помимо права в обществе существуют и оказывают определенное корректирующее воздействие на сознание и поведение людей и другие социальные регуляторы, наличие которых детерминировано нравственными, историческими, культурными, духовными и организационными особенностями формирования и развития общественных отношений. Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:
1) система социального регулирования выступает важнейшим элементом жизнедеятельности человека, а также служит необходимым условием взаимодействия личности, общества и государства;
2) в научной литературе нет единого чётко установленного понятия социальной нормы; различные учёные-правоведы приводят и обосновывают свои классификации социальных норм;
3) доминирующую роль в системе социального регулирования, несомненно, занимают правовые нормы, поскольку именно посредством права регулируются наиболее важные общественные отношения;
4) для всестороннего уяснения сущности системы социального регулирования, бесспорно, необходимо учитывать специфику каждого вида социального регулятора, обусловленную историческими, национальными, политическими и экономическими особенностями возникновения, существования и преобразования соответствующих социальных норм.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г., 21 июля 2014 г.) // Российская газета. - 1993.
- 25 декабря; СЗ РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 1, 2; 2014. - № 6. - Ст. 548; № 30. - Ч. 1. - Ст. 4202.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; СЗ РФ. - 2016. - № 27 (ч. II). - Ст. 4287.
3. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 30 декабря
2015 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16; СЗ РФ. - 2016. - № 1 (ч. I). - Ст. 77.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 6 июля 2016 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; СЗ РФ. - 2016. - № 28. - Ст. 4559.
5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СЗ РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2207; СЗ РФ. - 2016. - № 27 (ч. I). - Ст. 4186.
6. Об общественных объединениях : Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 2 июня 2016 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930; СЗ РФ. - 2016. - № 23. - Ст. 3303
7. О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145; СЗ РФ. - 2016. - № 27 (ч. II). - Ст. 4305.
8. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности : Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 148; СЗ РФ. - 2016.
- № 27 (ч. II). - Ст. 4238
9. О политических партиях : Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (в ред. от 9 марта
2016 г.) // СЗ РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950; СЗ РФ. - 2016. - № 11. - Ст. 1493
10. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 (в ред. от 25 марта 2015 г.) // СЗ РФ. - 2007. - № 47 (ч. I). - Ст. 5749; СЗ РФ. - 2015. - № 13. - Ст. 1909.
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. // Российская газета. - 2015. - 4 дек.
12. Алиев, Я. Л., Сагайдак, А. Ю. Традиции и традиционализм как факторы формирования правосознания сотрудников полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.
- 2015. - № 4 (68).
13. Андрбшина, О. Е. Социальное регулирование организационного поведения : дис. ... канд. социолог. наук. - Орел, 2003.
14. Антоненко, Т. А. Религиозные нормы и система социально-правового регулирования общественных отношений: теоретико-методологический аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
- Ростов-н/Д., 1999.
15. Головкин, Р. Б. Право в системе нормативного регулирования современного российского общества : дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 1998.
16. Грузов, Ю. В. Взаимодействие права и морали в социальном регулировании : дис. ... канд. философ. наук. - Иваново, 2005.
17. Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник / 6-е изд., дополн. - СПб.: Издательство Юридического института, 2001.
18. Марченко, М. Н. Теория государства и права : учебник / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014.
Теория и история государства и права
19. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права : учебник / 4-е изд., испр. и доп.
- М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013.
20. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой; 20-е изд. - М.: Русский язык, 1988.
21. Посашкова, А. Л. Взаимодействие религиозных и правовых норм в правообразовании : дис. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2010.
22. Профессиональная этика сотрудника органов внутренних дел : учебник / под ред. Ю.С. Аракелова, В.В. Балахонского. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2006.
23. Ромашов, Р. А. Государство, общество, церковь: проблемы взаимодействия // Православие и правоохранительная деятельность в России : материалы межвузовской научно-практической конференции (24 октября 1996 г., г. Санкт-Петербург) / под общ. ред. В.П. Сальникова и П.А. Сапронова.
- СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.
24. Сидоренко, Н. И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности : дис. ... докт. филос. наук. - М., 1997.
25. Солкина, П. А. Социальные нормы и их реализация в жизни общества : дис. ... канд. филос. наук. - Красноярск, 2012.
26. Станисловайтис, Р. И. Обычаи и традиции в механизме социального действия права : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - Вильнюс, 1989.
27. Теория государства и права (схемы и комментарии) : учебное пособие / под ред. Р.А. Ромашова. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2000.
28. Теория государства и права : учебник / под ред. Р.А. Ромашова. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.
29. Теория государства и права : учебник для вузов / под общ. ред. О.В. Мартышина. - М.: Норма, 2007.
30. Теория государства и права : учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014.
31. Теория государства и права : учебное наглядное пособие / под ред. Н.С. Нижник. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016.
32. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2003.
33. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права : учебник для вузов. - М.: Юрайт, 1999.
34. Швец, Д. С. Социальная норма и девиации: теоретический анализ : дис. ... канд. социол. наук. - М., 2006.
35. Ячменев, Ю. В. Правда и закон. Из истории российского правоведения : монография. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001.
УДК 342.5
И. Е. Ильичёв*, С. А. Лазарева**
Нигилизм: понятие и классификация
Новая парадигма противодействия экстремизму определяет нигилизм в качестве первопричины формирования психологии экстремизма и терроризма [1]. Всестороннее исследование нигилизма как многогранного социального явления современности позволит разработать технологии противодействия социально опасным формам нигилизма в контексте единой методологии противодействия экстремизму и терроризму. В статье исследуется эволюция понятийных представлений о нигилизме с момента его возникновения как социального явления до наших дней.
Ключевые слова: нигилизм, понятие, история, философия, культура.
I. E. Il'ichyov*, S. A. Lazareva**. Nihilism: definition and classification. A new paradigm for countering extremism sees nihilism as the root causes of the formation of the psychology of extremism and terrorism. A comprehensive study of nihilism as a multifaceted social phenomenon of modernity will develop the technologies of counteraction of socially dangerous forms of nihilism in the context of a unified methodology of counteraction to extremism and terrorism. The article examines the conceptual evolution of notions of nihilism since its emergence as a social phenomenon to the present day.
Keywords: nihilism, the concept, history, philosophy, psychology, culture.
* Ильичёв, Игорь Евгеньевич, доктор юридических наук, профессор, профессор Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. Адрес: Россия, 308024 г. Белгород, ул. Горького, 71. E-mail: ilicigor@yandex.ru.
** Лазарева, Софья Андреевна, курсант Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. Адрес: Россия, 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71.
* Il'ichyov, Igor Evgenievich, doctor of legal Sciences, Professor, Professor Belgorod law Institute of MIA of Russia named after I. D. Putilin. Address: Russia, 308024, Belgorod, Gorkiy str., 71. E-mail: ilicigor@yandex.ru.
** Lazareva, Sofya Andreyevna, student of the Belgorod law Institute of MIA of Russia named after I. D. Putilin. Address: 308024, Belgorod, Gorkiy street, 71.
© Ильичёв И.Е., Лазарева С.А., 2017