Научная статья на тему 'Исторический аспект эволюции морали и нравственности в качестве основания содержания норм уголовно-исполнительного права'

Исторический аспект эволюции морали и нравственности в качестве основания содержания норм уголовно-исполнительного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
243
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ОСУЖДЕННЫЙ / СУБКУЛЬТУРА / ПСЕВДОМОРАЛЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ / MORALITY / ETHICS / CONVICT / SUBCULTURE / PSEUDO-MORALITY / PENAL LAW / SPIRITUALLY-MORAL / MORAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хорошко Ирина Вячеславовна

Мораль и нравственность с самого своего зарождения играют роль основных ценностей человеческого общения и взаимодействия. Они выступают в качестве основных морально-нравственных составляющих и в уголовно-исполнительных отношениях. Морально-нрав-ственные ценности формируются в процессе взаимного общения людей и являются отображением социально-экономических, культурно-исторических, индивидуально-коллек-тивных, духовно-нравственных и иных ценностей. Они нуждаются в добровольном всеобщем признании, поскольку складываются на основе общественного мнения, утверждаются силой массовых привычек и велений, воспитывают в индивиде внутреннюю доброту, вырабатывают убеждения и побуждения, задают этические границы поведения человека в отношениях с другими людьми. Уголовно-исполнительные отношения совершенствуются и крепнут в процессе государственно-правового развития общества. Морально-нравственная составляющая уголовно-испол-нительных отношений призвана оказывать позитивное влияние на формирование и развитие правового сознания и правовой культуры осужденных, их поведение, самооценку, убеждения, мотивы и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хорошко Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL ASPECT OF THE EVOLUTION OF MORALITY AND ETHICS AS THE CONTENT OF THE NORMS OF PENAL LAW

Certainly, morality and ethics since their origin play the role of the basic values of human communication and interaction. These values act as the main moral components in penal relations. It is common knowledge that moral values are formed in the process of mutual communication of people and are a reflection of socio-economic, cultural-historical, individually-collective, spiritual, moral and other values of society. They need voluntary universal recognition, because they are formed on the basis of public opinion, are asserted by the force of mass habits and decrees, educate in the individual inner kindness, develop beliefs and motives, set ethical boundaries of human behavior in his relationships with other people. Penal relations as well as other spheres of human communication are improved and strengthened in the process of state law development of society. Moral component of penal relationships is designed to have a positive impact on the formation and development of legal consciousness and legal culture of convicts, their behavior, self-esteem, beliefs, motives, etc.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект эволюции морали и нравственности в качестве основания содержания норм уголовно-исполнительного права»

References

1. Volzhenkin B.V. Slujebnie prestupleniya (Office crimes), monograph. Moscow, Yurist, 2000.

2. Kapinus O. Izmeneniya v zakonodatelstve o doljnostnih prestupleniyah: voprosi kvalifikacii i osvo-bojdeniya vzyatkodatelya ot otvetstvennosti (Changes in the legislation on malfeasances: questions of qualification and release of the briber from responsibility), Ugolovnoeparvo, 2011, No. 2, рр. 21-26.

3. Kochina M.S. Posrednichestvo vo vzyatochnichestve: istoriya zakonodatelstva i praktiki protivo-deistviya (Mediation in bribery: history of the legislation and practice of counteraction), Aktualnie problemi rossiiskogoprava, 2017, No. 4, рр. 117-123.

4. Sharapov R., Moiseenko M. Otlichie fizicheskogo posrednichestva vo vzyatochnichestve ot dachi vzyatki (Difference of physical mediation in bribery from bribery), Ugolovnoepravo, 2013, No. 1, рр. 71-77.

5. Yani P. Posrednichestvo vo vzyatochnichestve (Mediation in bribery), Zakonnost, 2011, No. 9, рр. 12-18.

6. Yani P. S. Problemi kvalifikacii posrednichestva vo vzyatochnichestve (Problems of qualification of mediation in bribery), Zakonnost, 2013, No. 2, рр. 24-29.

Дата поступления: 13.05.2018 Received: 13.05.2018

УДК 343.8

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭВОЛЮЦИИ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НОРМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

ХОРОШКО Ирина Вячеславовна

преподаватель кафедры гражданского права и процесса ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», г. Рязань, Россия. E-mail: horoshko88@mail.ru

Мораль и нравственность с самого своего зарождения играют роль основных ценностей человеческого общения и взаимодействия. Они выступают в качестве основных морально-нравственных составляющих и в уголовно-исполнительных отношениях. Морально-нравственные ценности формируются в процессе взаимного общения людей и являются отображением социально-экономических, культурно-исторических, индивидуально-коллек-тивных, духовно-нравственных и иных ценностей. Они нуждаются в добровольном всеобщем признании, поскольку складываются на основе общественного мнения, утверждаются силой массовых привычек и велений, воспитывают в индивиде внутреннюю доброту, вырабатывают убеждения и побуждения, задают этические границы поведения человека в отношениях с

THE HISTORICAL ASPECT OF THE EVOLUTION OF MORALITY AND ETHICS AS THE CONTENT OF THE NORMS OF PENAL LAW

KHOROSHKO Irina Vyacheslavovna

Instructor of the Department of Civil Law and Procedure of the FGEI HE "Academy of Law and Management of the Federal Penal Service of Russia", Ryazan, Russia.

E-mail: horohko88@mail.ru

Certainly, morality and ethics since their origin play the role of the basic values of human communication and interaction. These values act as the main moral components in penal relations. It is common knowledge that moral values are formed in the process of mutual communication of people and are a reflection of socio-economic, cultural-historical, individually-collective, spiritual, moral and other values of society. They need voluntary universal recognition, because they are formed on the basis of public opinion, are asserted by the force of mass habits and decrees, educate in the individual inner kindness, develop beliefs and motives, set ethical boundaries of human behavior in his relationships with other people. Penal relations as well as other spheres of human com-

другими людьми. Уголовно-исполнительные отношения совершенствуются и крепнут в процессе государственно-правового развития общества. Морально-нравственная составляющая уголовно-испол-нительных отношений призвана оказывать позитивное влияние на формирование и развитие правового сознания и правовой культуры осужденных, их поведение, самооценку, убеждения, мотивы и т.д.

Ключевые слова: мораль, нравственность, осужденный, субкультура, псевдомораль, уголовно-исполнительное право, духовно-нравственный, морально-нравственный.

munication are improved and strengthened in the process of state law development of society. Moral component of penal relationships is designed to have a positive impact on the formation and development of legal consciousness and legal culture of convicts, their behavior, self-esteem, beliefs, motives, etc.

Key words: morality, ethics, convict, subculture, pseudo-morality, penal law, spiritually-moral, moral.

Франц де Вааль в книге «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов» высказал мнение, что «мораль возникла раньше религии и что наблюдения за нашими собратьями-приматами могут многое рассказать о ее происхождении. Вопреки распространенному взгляду на природу как на пространство звериной жестокости и арену кровавых пиршеств, исследователи утверждают, что животные не лишены качеств, достойных нашего морального одобрения; лично меня это наталкивает на мысль о том, что мораль - вовсе не изобретение человечества, как нам нравится думать [1]. Эти доводы подкреплены данными, полученными в ходе эксперимента, который проводился путем наблюдения «за нашими собратьями-приматами», объектом наблюдения было поведение животных. Следует отметить, что исследователь рассказывает о результатах, касающихся альтруизма у животных. «К примеру, приматы добровольно открывают дверь, обеспечивающую собратьям доступ к пище, хотя сами лишаются при этом части запасов. Обезьяны-капуцины готовы добиваться благ для других; в этом несложно убедиться, если посадить двух обезьян рядом и устроить с одной из них обмен разноцветными фишками. Фишки одного цвета приносят вознаграждение только обезьяне -участнице «торгов», фишки другого цвета - обеим обезьянам. Очень скоро обезьяны начинают выказывать явное предпочтение «общественным» фишкам, дарующим поощрение обеим. И причина такого поведения - не страх, поскольку именно доминантные обезьяны (которым опасаться нечего), как правило, проявляют наибольшую щедрость». Подобный эксперимент позволяет утверждать, что мораль зародилась с появлением первых приматов, в начале кайнозойской эры, то есть 67 млн лет назад. Однако принято полагать, что из всех живых существ только человеку свойственны нравственные чувства. В этом случае возникает вопрос: если мораль не дана нам свыше, то кто или что порождает ее?

Морально-нравственные ценности формируются в процессе взаимного общения людей и являются отображением социально-экономических, культурно-исторических, индивидуально-коллективных, духовно-нравственных и иных ценностей общества. Они нуждаются в добровольном всеобщем признании, поскольку складываются на основе общественного мнения, утверждаются силой массовых привычек и велений, воспитывают в индивиде внутреннюю доброту, вырабатывают убеждения и побуждения, задают этические границы поведения человека в его отношениях с другими людьми. Таким образом, мораль и нравственность -социально-исторические явления, которые, с одной стороны, способствует эффективному развитию общества, а с другой, динамически развиваются вместе с общественными отношениями в ходе прогресса человечества. Уголовно-исполнительные отношения, также как и иные сферы человеческого общения, совершенствуются и крепнут в процессе своего преобразования. Их морально-нравственная составляющая призвана оказывать существенное влияние на формирование и развитие правового сознания и правовой культуры осужденных, их поведение, самооценку, убеждения, мотивы и т.д.

Раскрывая тему данной статьи можно сказать, что эволюция морали и нравственности в качестве основания содержания норм уголовно-исполнительного права происходила в процессе корреляции их объективного и субъективного составляющего, подверженного историческому воздействию представлений о плохом и хорошем, должном и рекомендуемом поведении. По мере развития человеческого общества в рамках определенной эпохи проистекал процесс качественной реформации правоотношений, динамика которых предполагает постоянное движение вперед, на более высокую морально-нравственную ступень государства и общества. Ис-торико-правовой анализ свидетельствует о том, что морально-нравственные ценности всегда выступали в качестве основания содержания норм уголовно-исполнительного права и закреплялись в их структурно-содержательном компоненте. На протяжении длительного периода времени они фиксировали требования к осужденным относительно необходимости вежливого обращения с персоналом исправительного учреждения и другими осужденными, соблюдения установленной формы одежды, посещения культурно-воспитательных и духовно-нравственных мероприятий. Запрещали различные игры с целью получения материальной выгоды, употребление жаргонных слов, присваивание кличек, нанесение татуировок.

Отвечая на вопрос «Кто или что порождает мораль и нравственность?» мы приходим к логическому выводу, что появление этих феноменов возможно лишь при условии постоянного взаимодействия субъектов между собой. Так, например, в Правилах внутреннего распорядка [2] (далее Правила) особо оговорено право осужденных на вежливое обращение со стороны персонала учреждений. В целях обеспечения нормальных взаимоотношений между осужденными и персоналом в законе установлена обязанность осужденных, вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения и органы, исполняющие наказания, а также к иным осужденным. В области взаимоотношений с персоналом ИУ нормы морали воплощаются в следующем: осужденные обязаны здороваться при встрече с работниками ИУ и другими лицами, вставая, обращаться к ним на «Вы». Уместно отметить, что и работники учреждений также должны обращаться к осужденным на «Вы». Эти элементарные морально-нравственные нормы-требования о вежливом обращении к персоналу в основном соблюдаются, что нельзя сказать об отношениях внутри коллектива осужденных. Ведь зачастую в отношениях между собой они осознанно пренебрегают подобными нормами-требованиями. На этой почве больше всего допускается нарушений режима и преступлений. Поведение осужденных складывается из общепринятых правил поведения в общественных местах, из запрета и обязанностей, вытекающих из режима исправительного учреждения.

Так, осужденные должны соблюдать распорядок дня, установленный в учреждениях, быть добросовестным в труде и учебе. Обязательным требованием является выполнение законных требований персонала, вежливость в обращении с ним, другими осужденными и иными лицами, соблюдение санитарных правил и правил гигиены. Помимо этого осужденные должны соблюдать моральные нормы, воплощающиеся в Правилах. Так, осужденные не вправе наносить себе и другим лицам татуировки, употреблять жаргонные слова, давать и присваивать клички, играть в карты, другие игры с целью получения материальной выгоды или «под интерес». Последнее отступление от моральных ценностей заслуживает отдельного внимания, поскольку азартные игры в местах лишения свободы - специфический феномен отечественной и зарубежной пенитенциарной теории и практики.

Под влиянием криминальной субкультуры, манипуляционного воздействия лиц, придерживающихся воровских традиций, азартные игры неизбежно приобретают утрированные формы проявления. Желание подчинить себе должника, использовать его в своих интересах, добиться неукоснительного подчинения является скрытым мотивом организаторов азартных игр. Проигравшие, втянутые в азартную игру, обязаны платить. Возвращение долга зачастую приобретает форму противоправных действий в пользу преступного сообщества. Расплатой может служить сообщение нужной компрометирующей информации, доставка запрещенных продуктов, деньги, наркотические вещества и т.п. Согласно субкультурных традиций лицо, не уплатившее долг, несет ответственность. Так, может следовать еще одно отступление от нравственных норм - нанесение определенной татуировки на лицо должника. Нередко совершается

насилие над личностью, ее моральное и физическое унижение. Организаторы азартных игр в местах лишения свободы настойчиво формируют культ этих игр, ссылаясь на «святой долг», «честь», «арестантскую заповедь». Особенно отметим, что наличие карточного долга и как следствие несоблюдение правил субкультуры нередко приводит к смертельному исходу.

Морально-нравственная основа содержания норм уголовно-исполнительного права является выражением целостной системы убеждений на надлежащую общественную жизнь, следовательно, морально-нравственная норма выступает в форме долженствования, которому осужденный как субъект уголовно-исполнительных правоотношений вынужден следовать при реализации своих многообразных целей. Однако в рамках этого долженствования мы можем наблюдать искажение представлений о ценностях «преступного мира», основным сегментом которых является псевдомораль, выраженная в воровских (тюремных): «понятиях», «традициях», «обычаях», «законах», «правилах» и т.д. Таковой нам видится дуалистическая сущность морально-нравственной составляющей уголовно-исполнительный правоотношений, проявляющейся в том, что осужденные совершенно противоположно оценивают одни и те же поступки или действия иных лиц [3, с. 112]. Полярность таких оценок возникает в результате наличия различных пониманий и представлений о «хорошем» и «плохом», «добре» и «зле», «чести» и «позоре», а так же других человеческих ценностях. Неоднородность сущности морали и нравственности наиболее полно нашла свое отражение в пенитенциарной сфере, которая в силу своей специфики отображает самые острые недуги общества. Ярким подтверждением этого является мораль преступного мира, где общепризнанные человеческие ценности преподносятся как зло, а отвергаемые, наоборот, приобретают оттенок добра. Псевдомораль преступного мира, выраженная в воровских (тюремных): «понятиях», «традициях», «обычаях», «законах», «правилах» формируется в рамках жестких императивных правил, суровых непререкаемых санкций сопряженных с физическим и психологическим насилием. Не имея четких локальных границ, псевдомораль искажает истинные человеческие ценности, заражает неблагонадежные (маргинальные) слои общества, находя своих сторонников как внутри исправительных учреждений, так и за их пределами, распространяясь тем самым на все большее количество людей.

В контексте изложенного, для анализа роли морали и нравственности в реализации общественных и, в частности, уголовно-исполнительных правоотношений, необходимо уяснения исторического аспекта данных феноменов

Библиографические ссылки

1. Вааль де Ф. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов / пер. с англ. М. : Альпи-на нон-фикшн, 2014.

2. Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/ 1354625/#ixzz3LOWNHc98 (дата обращения: 10.05.2018).

3. Хорошко И.В. К вопросу о неоднозначности сущности морали // Юридическая мысль. 2014. № 6 (86). С. 111-114.

References

1. Vaal' de F. Istoki morali: V poiskakh chelovecheskogo u primatov (The origins of morality: In search of human in primates), per. s angl. M. : Al'pina non-fikshn, 2014.

2. Prikaz Minyusta RF ot 3 noyabrya 2005 g. № 205 «Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego raspo r-yadka ispravitel'nykh uchrezhdeniy» (Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of November 3, 2005, No. 205 "On the Approval of the Rules of Internal Order of Correctional Institutions"). URL: http://base.garant.ru/1354625/#ixzz3LOWNHc98 (accessed date: 10.05.2018).

3. Khoroshko I.V. K voprosu o neodnoznachnosti sushchnosti morali (On the issue of the ambiguity of the essence of morality), Yuridicheskaya mysl', 2014, No. 6 (86), pp. 111-114.

Дата поступления: 20.05.2018 Received: 20.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.