Научная статья на тему 'РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ НКО В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ НКО В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
533
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖНЫЕ НКО / СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ / КАНАЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черкесс Кирилл Андреевич

Рассмотрены молодежные некоммерческие организации с позиции их участия в современной политической жизни российского общества и роли в политической социализации молодых людей. Поднимается вопрос формирования и развития социальных лифтов в контексте обеспечения социальной мобильности молодежи, а также возможности доступа к этому инструменту в современной России. В рамках исследования молодежных НКО была дана харатеристика тех НКО, которые ведут свою деятельность в масштабе страны, имеют медийную известность и развивают проекты, ориентированные на вертикальную мобильность их участников. Приведены аргументы в пользу индивидуальных и коллективных социальных лифтов в рамках деятельности молодежных НКО. Выводы, представленные в статье, позволяют оценить деятельность молодежных некоммерческих организаций как механизма изменения социального статуса индивида в стратификационной структуре общества, канала вертикальной социальной мобильности и перспективы дальнейшего развития НКО в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF YOUTH NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF SOCIAL ELEVATORS IN MODERN RUSSIA

Youth non-profit organizations are described considering their participation in the modern political life of Russian society and their role in the political socialization of young people. The author raises the problem of formation and development of social elevators in the context of ensuring social mobility of young people, as well as the possibility of access to this tool in modern Russia. As part of the study of youth non-profit organizations, the author gave a charateristics of the organizations operating on a national scale, which have a media reputation, and develop projects focused on the vertical mobility of their participants. Arguments are given in favor of individual and collective social elevators within the framework of youth non-profit organizations. The conclusions presented in the study allow us to evaluate the activities of youth non-profit organizations as a mechanism for changing the social status of an individual in the stratification structure of society, a channel for vertical social mobility, and prospects for further development of non-profit organizations in this direction.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ НКО В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 316.444.3(470+571)"312"

Черкесс Кирилл Андреевич

аспирант кафедры социологии Северо-Кавказского федерального университета https://orcid.org/0000-0003-0503-4798

РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ НКО В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Cherkess Kirill Andreevich

PhD student, Sociology Department, North Caucasus Federal University https://orcid.org/0000-0003-0503-4798

THE ROLE OF YOUTH NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF SOCIAL ELEVATORS IN MODERN RUSSIA

Аннотация:

Рассмотрены молодежные некоммерческие организации с позиции их участия в современной политической жизни российского общества и роли в политической социализации молодых людей. Поднимается вопрос формирования и развития социальных лифтов в контексте обеспечения социальной мобильности молодежи, а также возможности доступа к этому инструменту в современной России. В рамках исследования молодежных НКО была дана харатеристика тех НКО, которые ведут свою деятельность в масштабе страны, имеют медийную известность и развивают проекты, ориентированные на вертикальную мобильность их участников. Приведены аргументы в пользу индивидуальных и коллективных социальных лифтов в рамках деятельности молодежных НКО. Выводы, представленные в статье, позволяют оценить деятельность молодежных некоммерческих организаций как механизма изменения социального статуса индивида в стратификационной структуре общества, канала вертикальной социальной мобильности и перспективы дальнейшего развития НКО в данном направлении.

Ключевые слова:

молодежь, молодежная политика, некоммерческие организации, молодежные НКО, социальный лифт, каналы вертикальной социальной мобильности, индивидуальная и групповая социальная мобильность, политическая культура

Summary:

Youth non-profit organizations are described considering their participation in the modern political life of Russian society and their role in the political socialization of young people. The author raises the problem of formation and development of social elevators in the context of ensuring social mobility of young people, as well as the possibility of access to this tool in modern Russia. As part of the study of youth non-profit organizations, the author gave a charateristics of the organizations operating on a national scale, which have a media reputation, and develop projects focused on the vertical mobility of their participants. Arguments are given in favor of individual and collective social elevators within the framework of youth non-profit organizations. The conclusions presented in the study allow us to evaluate the activities of youth non-profit organizations as a mechanism for changing the social status of an individual in the stratification structure of society, a channel for vertical social mobility, and prospects for further development of nonprofit organizations in this direction.

Keywords:

youth, youth policy, non-profit organizations, youth non-profit organizations, social elevator, channels of vertical social mobility, individual and group social mobility, political culture.

В современной России в последние годы назрела проблема значимости социальных лифтов в жизни молодежи. Произошло это благодаря нескольким причинам. О первой причине упоминается в публикации В.А. Малышева, который пишет: «В России существует средний класс, который за последние годы укрепился и стал богаче, однако не увеличился численно. Перед государством в свою очередь стоит важная задача увеличить этот класс почти в полтора раза, так как именно он является основой для обеспечения социальной стабильности общества. Вполне естественно, что в обновленной стратегии долгосрочного развития России предусмотрен рост численности среднего класса, который должен доминировать в крупных городах, а также удовлетворение его профессиональных амбиций, что требует создания новых квалифицированных рабочих мест и функционирования социальных лифтов, особенно для молодежи, как для самой активной прослойки общества. В этой связи в обществе возрастает роль некоммерческих организаций как способа выстроить вертикально и горизонтально направленные социальные лифты, ориентированные на различные целевые группы среди молодежи» [1, с. 3].

Второй причиной можно считать тот факт, что в связи с информатизацией различных процессов, в том числе общественных, увеличивается их скорость, начиная от скорости передачи и обработки информации, производства и заканчивая растущей скоростью социальной мобильности. Обеспечить высокую скорость этой мобильности должны как раз социальные лифты, потому что подниматься по «ступенькам», как было принято в обществе еще 30-40 лет назад, молодежь уже не намерена. Политические трансформации современной России создали совершенно новый феномен российской молодежи, который проявляется в разобщенности и расколотости на

различные социальные и экономические сегменты, мало связанные или вообще не связанные друг с другом [2]. В этих условиях молодежные объединения выступают в роли элемента социальной структуры общества, занимающегося удовлетворением потребностей молодежи в решении ее разнообразных проблем. Возможность повлиять на социальную ситуацию, приобрести опыт будущей профессии, показать реальный результат работы - основные движущие мотивы участия в деятельности общественных некоммерческих молодежных организаций [3, с. 305].

В июне 2020 г. нами было проведено социологическое исследование методом экспертного интервью, в котором экспертами выступили 7 членов и руководителей некоммерческих организаций, реализующих свою деятельность на территории России. Теоретичской основой исследования стали положения теории социальной мобильности и социальных лифтов, заложенные в трудах П. Сорокина [4] и развитые в работах отчественных ученых-социологов. Для экспертов, у которых мы взяли интервью в рамках решения задач исследования, НКО ассоциируется, в первую очередь, с деятельностью по реализации конкретного проекта или с решением конкретной задачи, о чем свидетельствуют нижеприведенные высказывания.

«Это - организация людей, решающих конкретные, узкопрофильные задачи с помощью субсидий и грантов» (экс-руководитель регионального отделения ВОПМП «МГЕР», 23 года).

«НКО - в первую очередь, это возможность реализации социально значимых проектов, в частности, для меня - это молодежные проекты. Большую часть своей трудовой деятельности я посвятил работе в НКО. Важным смыслом деятельности является реализация определенной задачи, а не принесение прибыли» (заместитель Председателя ООО «Российский Союз Молодежи», 32 года).

На вопрос о функциях НКО эксперты дали следующие ответы:

«Функции НКО в России распространены на большое количество сфер жизни граждан и общества. Это могут быть организации, реализующие программы по защите животных, или НКО, реализующие социальные проекты. Чаще всего НКО решают проблемы общества, а также важные государственные задачи» (член общественной организации «Наша инициатива», 25 лет).

«Проводник между идеей и получением финансирования на ее реализацию» (специалист АНО «Россия - страна возможностей», 24 года).

Практически все молодежные некоммерческие организации влияют на развитие культуры, в том числе политической, данного социально-демографического слоя населения, осуществляя определенные шаги по реализации молодежной политики государства. Большинство крупных образовательных форумов, всевозможные тренинги организованы именно НКО при поддержке различных организаций. Эксперты видят эти шаги в следующем.

«Практически все молодежные организации, участвующие в реализации молодежной политики, в первую очередь, являются НКО, вследствие чего НКО выполняют одну из основных ролей в реализации ГМП, помимо органов власти. В Российской Федерации существует большое количество молодежных организаций, которые в той или иной степени участвуют в разностороннем развитии молодого человека. Можно сказать, задают тренд и вектор движения активной, талантливой молодежи, а также привлекают разные социальные группы молодежи к своей деятельности» (ведущий руководитель образовательных проектов ООО «Российский Союз Молодежи», 24 года).

«Качественная замена молодежным субкультурам, со своими правилами, ценностями и порядками. На мой взгляд, НКО на политическую культуру не влияют никак, так как сегодня не знаю никаких организаций, кроме молодежных крыльев партий, которые бы реализовывали политическую повестку в стране» (член молодежного объединения партии «ЛДПР», 22 года).

Следует отметить, что влияние большинства НКО распространяется не на всю молодежь, а на ее наиболее активную часть. Однако именно с помощью третьего сектора сейчас реализуются многие политические и культурные мероприятия в стране.

Важное место в современной политической жизни российского общества принадлежит молодежи, молодежным организациям и объединениям. Молодежь сегодня включается во многие социальные, политические, культурные процессы, т. к. их развитие определяет способы решения актуальных для данной социальной группы вопросов, а именно выбора собственного социального статуса, профессионального самоопределения, создания инфраструктуры жизнеобеспечения [5].

Экспертам было предложено дать оценку эффективности реализации молодежной политики в аспекте участия в этом процессе молодежных некоммерческих организаций.

Молодежная политика России сейчас не может не опираться на активные социальные группы людей, в том числе и на активистов НКО. Именно на них, по мнению экспертов, «ориентируются при постановке проблематики развития молодежных движений, формированию госпрограмм по развитию молодежной культуры».

«В большей степени именно на политические процессы в России большое влияние оказывают молодежные объединения при политических партиях, которые также (по устройству) являются НКО. Большая часть НКО в сфере молодежи являются неполитическими, но активно участвуют в развитии государства» (экс-руководитель регионального отделения ВОПМП «МГЕР», 23 года).

Множество некоммерческих организаций позволяет реализоваться в социальной деятельности активной части населения, привлекая и социализируя также и пассивную молодежь.

«Большая часть молодежных НКО проводят различные мероприятия по поддержке молодых людей, организуя конкурсы, форумы, школы актива и другие мероприятия, направленные на всестороннее развитие молодежи. НКО участвуют в реализации различных важных мероприятий в государственной сфере, в частности, например, молодые люди Общероссийского движения "Волонтеры Победы", которые из года в год реализуют проект "Послы Победы", позволяющий волонтерам принять участие в главных торжественных мероприятиях, приуроченных к 9 мая» (Председатель ООМД «АСО России», 25 лет).

С точки зрения политической жизни, существует ряд проблем, в том числе и подтвержденная многими исследованиями аполитичность молодежи и мозаичность их политических взглядов. «Из проблем - низкая активность среди молодежи именно с точки зрения включенности в политическую повестку».

Однако опять следует отметить широкое распространение неполитических НКО, которые, при этом осуществляют именно политическую социализацию молодежи, приучая ее к ответственности перед страной. Во многом в этом помогают грантовые проекты, реализованные с помощью государства.

«Социальные проекты сейчас являются флагманом многих НКО, так как на них государство выделяет большое количество грантовых средств. Конкретно, в разрезе молодежной политики, чаще всего уделяют большое внимание именно волонтерским проектам. НКО при поддержке государственных и коммерческих структур реализует важные проекты и на данный момент является основным оператором социальных акций и мероприятий в России» (Председатель ООМД «АСО России», 25 лет).

«Привлечение молодых людей к политическим процессам, происходящим в стране, донесение до них того, что их взгляды и мнения важны. Предоставление возможности транслировать свое мнение и позицию» (экс-руководитель регионального отделения ВОПМП «МГЕР», 23 года).

Эффективность реализации молодежной политики страны зависит от основных агентов, которые ее осуществляют. По мнению экспертов, именно НКО в современном обществе в большинстве своем и являются транслятором государственных программ развития молодежи.

«На данный момент в России нет единой организации, которая монополизирует молодежную политику, а именно общество строит запрос для молодежных НКО, а НКО чаще всего реализуют те или иные социальные проекты» (специалист АНО «Россия - страна возможностей», 24 года).

«В первую очередь, это "коридор" транслирования общегосударственной идеи развития молодежи страны. НКО играют роль исполнителя тех или иных значимых проблем, которые не способна решить "государственная машина" из-за сильной отдаленности от сути проблемы» (ведущий руководитель образовательных проектов ООО «Российский Союз Молодежи», 24 года).

В этом плане эффективность достаточно высокая, т. к. есть запрос как от общества, так и от государства. Все молодежные организации третьего сектора являются транслятором не только государственной молодежной политики, но и мнения молодежи, удовлетворяя потребности последней.

«НКО поднимают проблемы среди молодежи, являясь, зачастую, голосом молодежи, общества. Молодежные НКО являются помощниками в реализации ГМП, участвуя и реализуя акции и мероприятия, направленные на молодежь» (член ООО «Российский Союз Молодежи», 23 года).

«На сегодняшний день НКО - особая форма реализации молодежной политики; не помощники, а прямые реализаторы молодежной политики! В некоторых сферах ориентиры и создатели повестки, ранее не обсуждавшейся» (руководитель МРОСО СК «Центр развития Паркура «ОФФБИТС»).

Характеризуя некоммерческие организации как важную форму взаимодействия молодежи и власти, с помощью которой осуществляется молодежная политика страны, нельзя не отметить, что слабой стороной деятельности молодежных НКО является недостаточный акцент на форми-

ровании политической культуры молодежи: этим занимаются лишь немногочисленные организации. Также проблемой является то, что транслирование политических ценностей и норм происходит внутри организаций, а не распространяется на всю молодежь.

Дав характеристику молодежных НКО с позиции оценки их роли в реализации молодежной политики, рассмотрим в этом контексте данные организации как фактор развития социальных лифтов в современной России. Наша позиция заключается в обосновании гипотезы о том, что молодежные НКО еще не стали фактором групповой социальной мобильности. Дело в том, что в научных публикациях приводится точка зрения на общественные молодежные организации как на социальные лифты для таких социальных групп, как студенческая молодежь (А.Ф. Акмалов, М.М. Абакумова, Р.Г. Абакумов и др.) [6]. Действительно, Национальный проект «Образование» (сроки реализации - 2019-2024 гг.) содержит, наряду с другими, Федеральный проект «Социальные лифты для каждого» [7], несомненно, предусматривающий вышеуказанный процесс для групп обучающихся. Вместе с тем, надо отметить, что далеко не все студенты и школьники принимают участие в деятельности молодежных общественных организаций и не рассматривают их для себя как фактор социальной мобильности.

Используя в контексте данного исследования термин «социальный лифт», мы применяем его в трактовке И.В. Шпекторенко: «...собственно "большой механизм социальной мобильности", поощряющий конкуренцию индивидов и обеспечивающий мобильному индивиду направление "вверх". Иные задачи этого механизма - отбор лучших; "фильтр", "барьер", защита общества от непрофессионалов; управление возможностями человека: в обществе - социальными возможностями, в профессиональной деятельности - профессиональными и т. д. В таком случае социальные институты, некоторые социальные организации и общности могут считаться "отдельными механизмами" социальных лифтов» [8].

Чаще всего ученые пишут о молодежных парламентах как механизмах социальных лифтов (А.А. Зеленин, А.Р. Макаева, И.Ю. Калмыкова и др.) [9].

Обратимся в связи с этим к публикации Ю.Г. Волкова, который анализирует концептуальные основы исследования новых социальных лифтов в российских регионах. Он отмечает, что «очевидна роль новых социальных лифтов, во-первых, использующих традиционные ресурсы социальной мобильности; во-вторых, включающих новые мобилизационные практики, что подтверждается и активностью молодежи в субкультурной сфере, и ее волонтерскими инициативами. Следовательно, нельзя ограничиться тем, что новые социальные лифты являются только результатом обновленной молодежной политики или только координацией в сфере проектов по образованию, научно-технической и научно-исследовательской деятельности, трудоустройства молодежи, а также программ профессиональной подготовки» [10, с. 69].

Уже на стадии осмысления основных аспектов темы молодежных НКО, рассматриваемых нами в качестве социальных лифтов, мы видим в ее проблемном поле такие аспекты для исследования, как традиционные ресурсы социальной мобильности и новые мобилизационные практики; роль учебных заведений в организации НКО и продвижении молодежных проектов; участие молодежи в местных и региональных молодежных политических организациях; роль государства в патронаже или в маргинализации молодежных политических НКО.

В качестве основного источника информации о существовании и деятельности молодежных некоммерческих организаций нами был использован портал «Каталог НКО» (so-nko.ru), являющийся проектом коалиции ресурсных центров НКО Приволжского федерального округа. Каталог включает в себя информацию о действующих НКО; он постоянно пополняется, перепроверяется; редактируется имеющаяся информация.

Проанализировав наиболее активно действующие в масштабе страны некоммерческие организации, которые обеспечивают функционирование социальных лифтов, имеют общественную известность и своей целевой аудиторией - молодежь России, для исследования мы выделили следующие:

- Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи» - организация открытого, общественного характера, не являющаяся политической;

- Автономная некоммерческая организация «Россия - страна возможностей» - общественная организация, созданная по инициативе Президента РФ В.В. Путина;

- Всероссийская общественно-политическая молодежная партия «Молодая гвардия Единой России» - политически ориентированная общественная организация, являющаяся молодежным крылом партии «Единая Россия».

Все из перечисленных выше некоммерческих организаций одной из своих задач декларируют развитие социальной мобильности как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, однако при изучении примеров реализации этих задач в рамках проектов организаций, можно отметить ряд отличий, которые будут описаны ниже.

В рамках деятельности ООО «Российский Союз Молодежи» в качестве очевидного примера создания системы социальной мобильности существуют:

- Центральная программа «Ученическое самоуправление» (УСУ), которая направлена на создание условий для неформального образования, развития навыков самоорганизации и самореализации российских школьников;

- Центральная программа «Студенческое самоуправление» (ССУ), направленная уже на студенческую аудиторию, с привлечением ее к деятельности органов власти, реализующих государственную молодежную политику, органов местного самоуправления, федеральных органов государственной власти. Данная программа является, в свою очередь, отдельным социальным лифтом для студентов, выпускающихся из образовательных организаций.

Данные программы тесно взаимосвязаны между собой и подразумевают переход участников из программы «Ученическое самоуправление» в программу «Студенческое самоуправление». Для отслеживания перехода участников программы УСУ в программу ССУ был проведен опрос среди студентов первых курсов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования России. Всего в опросе приняли участие 1 350 человек, из которых 80 % являлись студентами вузов и 20 % - студентами профессиональных образовательных организаций, из 84 субъектов РФ, средний возраст опрошиваемых составил 18 лет. Опрос показал, что 50 % участников принимают участие в проектах ССУ, а еще 24 % как минимум знают о возможностях участия.

Исходя из результатов этого опроса, можно сделать вывод о том, что в рамках этих проектов ООО «Российский Союз Молодежи» работает массовый социальный лифт, рассчитанный на всех участников данных программ.

В рамках деятельности АНО «Россия - страна возможностей» в качестве флагманского проекта, направленного на развитие социальных лифтов, представлен Всероссийский конкурс управленцев «Лидеры России». Стоит отметить, что аудитория этого проекта не ограничивается молодежью, однако для нее он тоже доступен и активно используется. Основным принципом данного проекта является конкурсный отбор участников и победителей в дальнейшем, испытания в рамках проекта выступают «ситом». Можно сделать вывод, что данный проект, во-первых, направлен на решение узкого спектра задач государства, а, во-вторых, реализует вертикально направленный социальный лифт, который, однако, доступен не для всех, а только для группы лиц, отвечающей критериям проекта. В связи с этим назвать этот инструмент реализации социальной мобильности массовым нельзя.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: коллективные социальные лифты в современной России развиты сравнительно слабо; и, в первую очередь, любая НКО рассматривает возможность реализации индивидуального социального лифта для своих руководителей и членов, либо отбора по определенным критериям, а не массового и доступного для всех, когда у самого человека есть выбор - воспользоваться им или нет.

Но, несмотря на это, можно сделать вывод, что общественное признание работы в НКО часто превышает признание в других сферах деятельности и способствует росту «узнаваемости» человека: работа в некоммерческих организациях стала для таких людей социальным лифтом.

Таким образом, описанные возможности для повышения социальной мобильности молодежи пользуются большим спросом, и очевидно, этот спрос будет только расти, а проекты, описанные в работе, для удовлетворения спроса должны трансформироваться и предлагать более массовые форматы.

Ссылки:

1. Малышев В.А. Социальные лифты в жизни российской молодежи : дисс. ... канд. социол. наук. М., 2012. 158 с.

2. Голобоков А.С. Авадень Е.А. Роль молодежных общественных объединений в современной России // Азимут научных исследований: Педагогика и Психология. 2017. № 2 (19). С. 305-307.

3. Там же. С. 305.

4. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // П. Сорокин Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.230-307.

5. Задонская И.А. Влияние молодежной политики на формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 1. С. 111-116.

6. Акмалов А.Ф. Молодежные общественные организации как социальные лифты для студенческой молодежи (на примере Республики Татарстан) // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 1. С. 116-119 ; Абакумова М.М., Абакумов Р.Г. К вопросу необходимости развития добровольческих движений в высших учебных заведения, как основы воспитания студенческой молодежи и «социальных лифтов» // Образование и проблемы развития общества. 2019. № 2 (8). С. 4-11.

7. Образование : паспорт национального проекта (утв. президиумом Совета при Президенте Российской федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Шпекторенко И.В. Социальные лифты в структуре социальной мобильности индивида // Управленческое консультирование. 2013. № 6 (54). С. 93-103.

9. Зеленин А.А. Региональный молодежный парламент как механизм социального лифта в современной российской политике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 2 (50). С. 85-90 ; Макаева А.Р. Молодежный парламент как механизм социального лифта КБР // Перспектива-2015 : материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Т. 1. Нальчик, 2015. С. 308-313 ; Калмыкова И.Ю. Формирование социальных лифтов профессионального становления молодежи и роль общественных организаций в достижении эффективного решения проблемы // Ученые записки. 2018. № 2 (26). С. 12-16.

10. Волков Ю.Г. Концептуальные основы исследования новых социальных лифтов в российских регионах // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 1. С. 67-82. https://doi.org/10.19181/2227-8656.2020.1A

Редактор, переводчик: Невзорова Наталья Викторовна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.