Научная статья на тему 'РОЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И СУДОРЕМОНТНОЙ ОТРАСЛЕЙ'

РОЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И СУДОРЕМОНТНОЙ ОТРАСЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация / технологические процессы / ремонт показывающих приборов / импортозамещение / судостроение / судоремонт / modernization / technological processes / repair of indicating instruments / import substitution / shipbuilding / ship repair

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.В. Рудный, Д.И. Кокурин

данной статье рассматриваются особенности модернизации производства предприятий судостроительной и судоремонтной отраслей. В статье кратко охарактеризованы основные тенденции модернизации отрасли, дана характеристика текущего состояния процессов модернизации одной из ведущих верфей российского судостроения, обоснована целесообразность модернизации технологических процессов на производственных участках предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е.В. Рудный, Д.И. Кокурин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PRODUCTION MODERNIZATION IN INCREASING THE EFFICIENCY OF ENTERPRISES IN THE SHIPBUILDING AND SHIP REPAIR INDUSTRIES

This article discusses the features of modernization of production of enterprises in the shipbuilding and ship repair industries. The article briefly describes the main trends in the modernization of the industry, characterizes the current state of modernization processes at one of the leading shipyards in Russian shipbuilding, and substantiates the feasibility of modernizing technological processes at the production sites of the enterprise.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И СУДОРЕМОНТНОЙ ОТРАСЛЕЙ»

РОЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И СУДОРЕМОНТНОЙ ОТРАСЛЕЙ

Е.В. Рудный1, магистрант

Д.И. Кокурин2, д-р экон. наук, профессор

1Московский международный университет, Северодвинский филиал 2Московский международный университет 1(Россия, г. Северодвинск) 2(Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-2-2- 71-75

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности модернизации производства предприятий судостроительной и судоремонтной отраслей. В статье кратко охарактеризованы основные тенденции модернизации отрасли, дана характеристика текущего состояния процессов модернизации одной из ведущих верфей российского судостроения, обоснована целесообразность модернизации технологических процессов на производственных участках предприятия.

Ключевые слова: модернизация, технологические процессы, ремонт показывающих приборов, импортозамещение, судостроение, судоремонт.

Многовековой экономический опыт уже давно закрепил тот факт, что конкурентоспособность реального сектора экономики не может быть достигнута без модернизации его производственной системы -начиная от единичного рабочего участка и заканчивая всем предприятием, причем модернизация должна охватывать не только орудия труда, но и сам производственный процесс, включая логистику, закупки, разработку инновационной продукции и т.д. Поэтому модернизация производства является неотъемлемым условием усовершенствованием технологических процессов, но и сохранение текущего производства [1].

Важнейшими отраслями реального сектора экономики выступают судостроение и судоремонт, которые в настоящий момент для России являются одним из главнейших трамплинов для роста инновационной экономики. Однако несмотря на то, что экономическая государственная политика как на федеральном, так и на региональном уровне уже разработала ряд мер, непосредственно стимулирующих предприятия к модернизации и развитию производственных систем, осуществление данных планов идет достаточно медленными темпами. Даже тот факт, что, что к 2022 году российские судостроительные и судоре-

монтные предприятия улучшили свое производство за счет закупок нового оборудования, системного обновления не произошло - предприятия все также характеризуются низкой производительностью труда, высокой трудоемкостью производственных процессов, которые по данным аналитиков рынка имеют уровень в 3-5 раз выше, чем за рубежом, отсутствием инновационных технологических процессов [2].

Согласно основным положениям экономической теории, все существующие способы модернизации можно подразделить на две крупных группы: экстенсивный метод и интенсивный метод, однако в современных экономических условиях обычно применяется смешение обоих методов. Модернизация производства, реализуемая в виде смешения указанных методов, может осуществляться по следующим направлениям:

- автоматизация производства, которая является одним из основных направлений эффективной работы предприятия в перспективе;

- совершенствование механической части оборудования;

- усовершенствование технологии производства;

- модернизация по энергетической части и т.д. [3].

В рамках модернизации судостроительной и судоремонтной отрасли сегодня активно используется международный опыт, при этом можно отметить, что введение санкций по отношению к России со стороны западных компаний, послужило толчком для ускорения развития отрасли. Так, до недавнего времени основные поставки современного оборудования в Россию осуществляли западные компании. В 2014 году российская экономика в рамках им-портозамещения приступила к самостоятельному изготовлению большинства необходимого оборудования, в результате чего к 2023 г. сложилась достаточная налаженная система отечественных производств для обеспечения деятельности судостроения и судоремонта.

До начала реализации политики им-портозамещения, на предприятиях отрасли осуществлялся преимущественно выпуск продукции государственно-оборонного заказа, продукция же гражданского судостроения преимущественно закупалась за рубежом, причем состояние большинства судостроительных заводов было в пред-банкротном состоянии.

После начала реализации политики им-портозамещения и уделение внимания государства данному направлению про-

мышленности, отрасль судостроения начала активно развиваться, в том числе и по выпуску гражданской продукции, удельный вес которой в 2022 г. составлял более 60%. Тенденции и динамика нововведений в отрасли говорят о том, что этот вид деятельности развивается активно, экономический потенциал предприятий растет ежегодно.

Однако несмотря на достаточно эффективную политику импортозамещения, значительная часть судов нуждается в комплектующих, которые российские производители в ряде случаев не способны обеспечить. При этом многие судостроительные и судоремонтные предприятия продолжают работать на старом оборудовании, требующим масштабной модернизации.

В структуру российского судостроения и судоремонта на сегодняшний день входит около 600 предприятий: более 90 проектных и научно-исследовательских организаций, 180 верфей и судоремонтных заводов и 310 предприятий, выпускающих комплектующие изделия. При этом более 70% рынка занимают предприятия судостроения и судоремонта, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию (АО «ОСК») (рис.) [4].

Рис. Структура российского рынка судоремонта и судостроения по предприятиям, 2022 г.,

%

Следует отметить, что эксплуатация выпущенных судов невозможна без развития судоремонтной промышленности, которая на сегодняшний день остается одной из самых наукоемких и финансово затратных. Отрасль включает в себя не только предприятия по ремонту морских и речных судов, но и фирмы, занимающиеся

производством комплектующих деталей для «водоплавающей» техники, а также научные, образовательные и проектные организации, в которых происходит разработка инноваций и обучение будущих специалистов индустрии.

АО «ЦС «Звездочка» входит в российские отрасли судостроения и судоремонта,

которые относятся к наиболее крупным машиностроительным отраслям народного хозяйства с высоким научно-техническим и производственным потенциалом. Выпускаемая продукция судостроения подразделяется на два вида - военную и гражданскую продукцию. Военная продукция производится согласно государственному оборонному заказу (ГОЗ) и включает в себя военные надводные корабли и атомные и дизельэлектрические подводные лодки. Портфель гражданской продукции более широк и включается в себя: ледокольный флот, рыболовные суда, скоростные и круизные пассажирские суда, суда для плавания по внутренним водным путям, морская техника для освоения шельфа, научно-исследовательские суда различного назначения.

В соответствии с обязательными указаниями АО «ОСК», в группу компаний которых входит АО «ЦС «Звездочка», на предприятии разработана Программа организационного и технического развития до 2027 года. В Программу включена информация о текущем состоянии производственных мощностей с указанием логистики технологических потоков, объемы выпускаемой продукции, план загрузки по основным видам производства, концептуальный план для каждого объекта, который планируется модернизировать, планы по оптимизации промышленной территории и др. Благодаря Программе, количество приобретенного в 2022 году технологического оборудования составило 170 ед., в том числе российского производства -168 ед. Сумма капитальных вложений в 2022 году составила 7 млрд. руб., а в пери-

од с 2023 по 2027 год планируется привлечь 38,8 млрд руб. инвестиций в соответствии с одобренной Инвестиционной программой [5].

Одним из основных направлений деятельности АО «ЦС «Звездочка» с 1996 г. является ремонт и модернизация атомных подводных лодок проекта 667 БДРМ. По программе Министерства Обороны РФ АО «ЦС «Звездочка» в ближайшее время должна провести поэтапное восстановление технической готовности всех стратегических атомных подводных лодок проекта 667 БДРМ. По итогам этих работ срок службы каждой подлодки увеличится с 25 до 35 лет.

Для оценки возможностей модернизации производства как инструмента повышения эффективности деятельности предприятия рассмотрено структурное подразделение АО «ЦС «Звездочка», осуществляющее монтаж оборудования на заказах, обслуживание и ремонт систем регенерации воздуха, обслуживание и ремонт систем вооружения (комплекс В), наладку систем автоматики, управления и автоматического регулирования, ремонт и поверку радиоэлектронных приборов.

В течение последних нескольких лет в цехе наблюдается рост объемов производства, за 2022 за год составил 15,3%, а непосредственно по работам, связанным с ремонтом приборов - 19,4%.

На участке ремонта, наладки радиоэлектронных приборов и различных корабельных систем автоматики он увеличился с 66264 нормо-часов в 2020 г. до 17126 нормо-часов в 2022 г. (табл.).

Виды работ 2020 г. 2021 г. 2022 г. Абсолютное изменение (+, -) Темп роста, %

2021 г. от 2020 г. 2022 г. от 2021 г. 2021 г. к 2020 г. 2022 г. к 2021 г.

Ремонт приборов 11331 14277 17126 17043 2946 2766 126,0

Пусконаладочные работы 33662 36054 41568 2391 5515 107,1 115,3

Предмонтажная проверка 8879 10311 12470 1432 2159 116,1 120,9

Прочие 12391 11465 12055 -926 590 92,5 105,1

Всего 66264 72107 83136 5843 11029 108,8 115,3

Таблица. Распределение объемов производства по видам работ на участке ремонта, наладки радиоэлектронных приборов и различных корабельных систем автоматики за 2020-2022 гг., н/час

Проанализировав структуру работ участка, видно, что с каждым годом объем работ по ремонту приборов растет и за трехлетний период увеличение составило 5712 нормо-часов. Такой значительный рост обусловлен в основном за счет подхода сроков по капитальным ремонтам АПЛ, а также увеличения числа трудоемких работ по основным заказам.

Модернизация текущей технологии производства позволит существенно уменьшить затраты на ремонт приборов и снизить трудоемкость работ, в связи с чем для повышения эффективности деятельности работы цеха можно предложить модернизировать его технологические процессы за счет открытия отдельного участка по ремонту приборов, позволяющего изменить структуру производства.

При существующей технологии приборы демонтируются с АПЛ, приобретаются новые приборы, которые проходят пред-монтажную проверку, предъявление службе контроля качества ОТК, и затем монтируются на АПЛ. В целях повышения эффективности деятельности цеха №10 предлагается изменить существующую технологию - по новой технологии новые приборы не приобретаются, а с помощью специалистов цеха модернизируются посредством замены деталей (блоков), настройки и поверки, что значительно продляет их срок службы. Приборы демонтируются с АПЛ, проходят дефектацию, ремонт, настройку и поверку на стендах, далее предъявляются ОТК и монтируются на

вания корабля имеют место быть случаи, когда прибор не подлежит ремонту (например, механическое повреждение), и в этом случае прибор необходимо заменить на новый.

В целях оценки эффективности предлагаемого проекта был произведен расчет затрат, необходимых для покупки и пред-монтажной подготовки новых приборов. Также был произведен расчет затрат на ремонт этих приборов и организацию участка по ремонту приборов. эффект от внедрения новой технологии и открытия участка по ремонту приборов составит 19369,23 тыс. руб., окупаемость проекта составляет всего 1,5 месяца. Этот эффект был достигнут при ремонте одной АПЛ. С учетом того, что вся серия АПЛ проекта 667 БДРМ в ближайшие годы будет проходить ремонт, продление срока эксплуатации на предприятии и новый участок будет загружен работой, экономический эффект от внедрения новой технологии возрастет в разы.

Таким образом, модернизации производства, в том числе технологических процессов, оказывает значительную роль на повышение эффективности предприятий судостроительной и судоремонтной отраслей. Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизации всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создают предпосылки для значительного снижения затрат на выпуск продукции, а также снижения ее себестоимости.

АПЛ. Однако в процессе освидетельство-

Библиографический список

1. Модернизация промышленных предприятии: экономические аспекты и решения: коллективная монография / под ред. М.Я. Веселовского, И.В. Кировой. - М.: Научный консультант, 2017. - 335 с.

2. Балашова, Е.С. Экономика судостроения: учебник для вузов / Е.С. Балашова, Е.Р. Счисляева. - М.: Юрайт, 2023. - 277 с.

3. Радиевский, М.В. Организация производства: инновационная стратегия устойчивого развития предприятия: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 377 с.

4. Официальный сайт Объединенной судостроительной корпорации (АО «ОСК»). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aoosk.ru.

5. Официальный сайт АО «ЦС «Звездочка». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.star.ru/.

THE ROLE OF PRODUCTION MODERNIZATION IN INCREASING THE EFFICIENCY OF ENTERPRISES IN THE SHIPBUILDING AND SHIP REPAIR

INDUSTRIES

E.V. Rudny1, Student

D.I. Kokurin2, Doctor of Economic Sciences, Professor 1Moscow International University, Severodvinsk branch 2Moscow International University 1(Russia, Severodvinsk) 2(Russia, Moscow)

Abstract. This article discusses the features of modernization of production of enterprises in the shipbuilding and ship repair industries. The article briefly describes the main trends in the modernization of the industry, characterizes the current state of modernization processes at one of the leading shipyards in Russian shipbuilding, and substantiates the feasibility of modernizing technological processes at the production sites of the enterprise.

Keywords: modernization, technological processes, repair of indicating instruments, import substitution, shipbuilding, ship repair.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.