Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА В СЕВАСТОПОЛЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА В СЕВАСТОПОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
судостроение / судоремонт / перспективы / развитие / регион. / shipbuilding / ship repair / prospects / development / region.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аблаев Ремзи Рустемович, Зубрилина Екатерина Евгеньевна, Михалев Алексей Вадимович

Статья посвящена исследованию состояния и перспектив развития отрасли судостроения и судоремонта в г. Севастополе. Приводится основные проблемы развития предприятий этой отрасли в г. Севастополе и пути их решения. Актуализируется необходимость технического перевооружения этих предприятий путем обновления и модернизации основных средств, в связи с их истощенностью. Также приводится обоснование необходимости правового решения предоставления дополнительных льгот предприятиям судоремонта и судостроения г. Севастополя при участии их в конкурсах на новые заявки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аблаев Ремзи Рустемович, Зубрилина Екатерина Евгеньевна, Михалев Алексей Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SHIPBUILDING AND SHIP REPAIR IN SEVASTOPOL

The article is devoted to the study of the state and development prospects of the shipbuilding and ship repair industry. Sevastopol. The main problems of the development of enterprises in this industry in Sevastopol and the ways of their solution are given. The need for technical re-equipment of these mechanisms and the modernization of fixed assets, due to their depletion, is being actualized. Also, the substantiation of the need for a legal solution of an additional proposal to ship repair and shipbuilding enterprises in Sevastopol was provided with their participation in tenders for new applications.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА В СЕВАСТОПОЛЕ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №1/2021

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА В

СЕВАСТОПОЛЕ

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SHIPBUILDING AND SHIP

REPAIR IN SEVASTOPOL

УДК 332.13

Аблаев Ремзи Рустемович, Доцент кафедры «Экономика предприятия», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь

Зубрилина Екатерина Евгеньевна, магистрант кафедры «Экономика предприятия», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь

Михалев Алексей Вадимович, магистрант кафедры «Экономика предприятия», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», г. Севастополь

Ablaev Remzi Rustemovich, Associate Professor of the Department of "Enterprise Economics", FGAOU VO "Sevastopol State University", Sevastopol Zubrilina Ekaterina Evgenievna, Master's student of the Department of Enterprise Economics, Sevastopol State University, Sevastopol Mikhalev Aleksey Vadimovich, Master's student of the Department of Enterprise Economics, Sevastopol State University, Sevastopol

Аннотация

Статья посвящена исследованию состояния и перспектив развития отрасли судостроения и судоремонта в г. Севастополе. Приводится основные проблемы развития предприятий этой отрасли в г. Севастополе и пути их

решения. Актуализируется необходимость технического перевооружения этих предприятий путем обновления и модернизации основных средств, в связи с их истощенностью. Также приводится обоснование необходимости правового решения предоставления дополнительных льгот предприятиям судоремонта и судостроения г. Севастополя при участии их в конкурсах на новые заявки.

Summary

The article is devoted to the study of the state and development prospects of the shipbuilding and ship repair industry. Sevastopol. The main problems of the development of enterprises in this industry in Sevastopol and the ways of their solution are given. The need for technical re-equipment of these mechanisms and the modernization of fixed assets, due to their depletion, is being actualized. Also, the substantiation of the need for a legal solution of an additional proposal to ship repair and shipbuilding enterprises in Sevastopol was provided with their participation in tenders for new applications.

Ключевые слова: судостроение, судоремонт, перспективы, развитие, регион.

Keywords: shipbuilding, ship repair, prospects, development, region.

В соответствии с государственной программой города Севастополя «Развитие промышленности города Севастополя» на 2017-2022 годы, преимущественным направлением промышленного развития года должно стать специализированное судостроение и судоремонт, а также иные сервисы для обслуживания флота. Это обусловлено тем, что исторически, с учетом географического расположения г. Севастополя, судостроение и судоремонт является основной отраслью промышленного сектора города [6, 10]. В связи с чем, обзор состояния отрасли судостроения и судоремонта в г. Севастополе с выявлением перспективных направлений развития, является актуальной задачей.

В настоящее время в Севастополе зарегистрировано более сотни предприятий исследуемой отрасли. Тем не менее, действительно

функционирующих из них только половина. При всей сложившейся ситуации, одной из проблем является значительный дефицит рабочих рук в отрасли.

Среди действующих предприятий можно выделить наиболее крупные, среди которых [3]:

- ФГУП «13-й судоремонтный завод Черноморского флота»;

- ФГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе»;

- Севастопольское предприятие машиностроительной отрасли «Севмормаш-2М»;

- Судоремонтно-строительный холдинг «Техфлот»;

- ООО «Инкерманский судоремонтный завод».

Планируется, что эти предприятия в городе будут осуществлять деятельность как единый крупный промышленный кластер по строительству и ремонту кораблей в городе Севастополе под флагом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) [4].

В рамках реализации проекта развития отрасли, в 2019 году ФГУП «13-й судоремонтный завод Черноморского флота» начал свое превращение в акционерное общество. Ожидается, что это предприятие в ближайшее время войдет с состав Объединенной строительной корпорации, после чего корпорация намерена инвестировать в модернизацию производственных площадок данного предприятия порядка трех миллиардов рублей [2].

Говоря о другом крупном предприятии исследуемой отрасли в Севастополе, следует указать, что ФГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе» входит в состав ОСК еще с 2018 года. Помимо этого, технический план перевооружения ФГУМ «СМЗ» является частью госпрограммы развития оборонно-промышленного комплекса страны.

Главной задачей будущего кластера в городе федерального значения является восстановление компетенций по судоремонту и судостроению с целью соблюдения интересов Черноморского флота [3].

Как для более, так и для менее крупных судостроительных и судоремонтных предприятий Севастополя, характерной чертой является устаревшее оборудование со значительным износом, что является основным препятствием при принятии полноценного участия в тендерах в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1].

Второй чертой как для двух крупнейших предприятий города, так и для всех остальных предприятий отрасли, является дефицит квалифицированных кадров. Так, например, до 1992 года на ФГУП «СМЗ» было построено более 70 различных плавучих конструкций с разной грузоподъемностью, среди которых такие как «Черноморец, «Богатырь», «Слава Севастополя». Предприятие было по истине градообразующим, а его численность насчитывала десятки тысяч сотрудников. В 2020 году численность сотрудников на этом предприятии составляла около 650 человек [2].

Безусловно, ФГУП «СМЗ» и в настоящее время осуществляет свою деятельность. Так, в 2017 году, впервые после распада СССР, на предприятии началось строительство плавучего крана «Севастополь», грузоподъемность которого составляет 400 тонн. Заказчиком является АО «Адмиралтейские верфи», расположенное в городе Санкт-Петербург, а проектировали данное судно центральное конструкторское бюро «Коралл», расположенное в Севастополе. В конце 2018 года было начато строительство еще одного плавучего крана «Григорий Просякин», грузоподъемность которого составляет 700 тонн.

Как и ФГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе», ФГУП «13-й судоремонтный завод Черноморского флота», в период 1992-2014гг. пережил непростые времена конверсии, перестройки. Несмотря на это, предприятие по-прежнему, является крупнейшим предприятием Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим ремонт и обслуживание кораблей Черноморского флота. В настоящее время на заводе работают около 1800 человек, а в распоряжении

предприятия находятся три плавучих дока, что позволяет выполнять работы с крупными кораблями, одним из которых является флагман Черноморского флота - гвардейский ракетный крейсер «Москва» [4].

В рамках стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года предусматривается, что Севастополь должен стать отечественным центром судостроения и судоремонта, способным обеспечить нужды Черноморского флота и гражданского судоходства.

Поскольку в постсоветский период мощности были практически утрачены, то первоочередной целью после вхождения в состав Российской Федерации в 2014 году стояло восстановление компетенций по судостроению и судоремонту для нужд гражданского и Черноморского флота Российской Федерации.

В настоящее время судостроение и судоремонт в Севастополе не обладают высокими показателями. Однако реализация стратегии социально-экономического развития Севастополя до 2030 года предусматривает многократный рост показателей судостроения и судоремонта. Планируется, что объем производства увеличится до 21 млрд рублей к 2030 году. По части занятости экономически активного населения, развитие этой отрасли позволит создать дополнительно около шести тысяч рабочих мест. Предполагается, что численность занятых к 2030 году составит порядка 9 тыс. работников.

Достижение запланированных показателей требует решения вопросов, связанных с техническим перевооружением и модернизацией отрасли, а также решение проблем кадрового голода.

Ожидается, что развитие Севастополя как центра судостроения приведет к развитию не только судостроения и судоремонта, но и других отраслей экономики.

Интеграция имеющихся предприятий морской отрасли в Севастополе в крупные российские холдинги, такие как Объединённая судостроительная корпорация, позволит получить необходимый для них объем заказов.

Недавно в Севастополе прошел восьмой международный морской бизнес форум SIMBF-2020, где представителями крупных заводов, Минпромторга РФ, городского правительства и местных ВУЗов было проведено обсуждение будущего судостроительной и судоремонтной отрасли в регионе.

По итогам обсуждения было решено, что основные заказы для военно -морского флота будет выполнять ФГУП «13-й судоремонтный завод Черноморского флота», который уже к концу года пройдет акционирование и будет включен в состав Объединенной строительной корпорации (ОСК). Также было обсуждены вопросы, связанные с ФГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе» [7].

Так, по мнению заместителя директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Константина Анциферова, уже после вхождения двух крупнейший заводов судостроения в Севастополе в состав ОСК, региональные производители смогут получить новые заказы. Таким образом, Севастополь будет пользоваться преференциями в судостроении и судоремонте, как Дальний Восток и Республика Крым.

При этом, на форуме были высказаны сомнения о том, что у предприятий Севастополя хватит имеющихся мощностей для выполнения крупных судостроительных заказов, в связи с чем были высказаны предложения начать с мелкосерийного производства, выполнив заказ, например, на постройку буксира для ОСК [5].

Следует отметить, что производственные мощности «Севморзавода» в настоящее время позволяют строить суда водоизмещением до 3000 тонн и длиной до 100 метров. На заводе имеются наклонные и горизонтальные стапеля, а также два сухих дока длиной 155 и 175 метров.

На данный момент, «Севморзавод» занимается выполнением заказов на строительство двух плавучих кранов грузоподъемностью 400 и 700 тонн. Первый кран уже спущен на воду и к концу 2021 года будет передан заказчику, а спуск на воду второго крана планируется в начале 2021 года.

Однако, новых заказов, на данный момент, на предприятии не предвидится [3].

Во времена СССР предприятие «Севморзавод» выпустило более 70 плавучих кранов грузоподъемностью от 50 до 1600 тонн. В настоящее время 32 из них по-прежнему продолжают работать в России и еще около 30 -работают в бывших союзных республиках. Находящиеся на балансе предприятия плавучие краны высоко востребованы, однако они уже морально и физически устарели и многие превысили полезный срок их эксплуатации. Поэтому содержание этих кранов является убыточным, а ремонт практически равен стоимости нового крана. В связи с этим, было предложено появление программы плавкранстроения. Для привлечения к данной программе производителей, одним из вариантов, является возмещение судовладельцам части затрат на строительство и погашение кредитов.

Как уже упоминалось ранее, одна из текущих проблем в отрасли судостроения и судоремонта связана с федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с которым, предприятия Крыма и города Севастополя оказались в неравных условиях, ведь они были заново зарегистрированы после событий 2014 года, то есть юридически, им не хватает опыта. Так, например, в 2019-2020 годах «Севморзавод» участвовал в 85 конкурсах, предлагая привлекательные цены и сроки, но не был подписан ни один контракт [1, 4].

Для решения этой проблемы власти Севастополя рассматривают идею о внесении в законодательство и назначении единственным поставщиком местные судостроительные предприятия для выполнения заказов для нужд Севастополя.

Что касается вопроса с профильными специалистами, то проблем не было выявлено. Ежегодно в ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» на морские специальности поступает около 150 человек, из которых более 80 процентов по окончанию обучения трудоустраиваются по

специальности. Поскольку СевГУ - единственный вуз на полуострове, готовящий кораблестроителей, то на его базе было принято решение о создании морского научно-образовательного центра [3].

Параллельно судостроению и судоремонту в Севастополе стали развиваться и другие смежные отрасли. Так, например, северное производственное объединение «Арктика» сообщили об открытии своего филиала в Севастополе. В настоящее время они уже сотрудничают с «Севморзаводом» и выполняют различные электромонтажные и электротехнические работы на двух плавучих кранах, строящихся «Севморзаводом» [4].

Сейчас на судах имеется до 80 процентов импортного оборудования, что также является сложностью для тех, кто строит и ремонтирует суда в Крыму и Севастополе [8].

Кроме перспектив развития, уже сейчас предприняты меры для развития отрасли судостроения и судоремонта в регионе. Так, было заключено несколько соглашений, три из которых позволяют создать в Севастополе новые рабочие месте. Речь идет о соглашения с компаниями ООО «Тинос», СПО «Арктика» и АО «Концерн «Океанприбор».

С ООО «Тинос» заключено соглашение о намерениях по созданию технопарка на территории промышленной площадки бывшего завода «Маяк». Планируется создание новых инновационных производств. Технопарк будет включать инженерную инфраструктуру, технологические центры, а также лабораторно-производственные площадки. Подобное позволит повысить качество имеющейся инфраструктуры и будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест.

По соглашению с СПО «Арктика», в Севастополе будет создан филиал данной организации. Ожидается, что это позволит создать новые рабочие места и улучшить компетенции региона в отрасли судостроения и судоремонта.

По соглашению с АО «Концерн «Океанприбор» о сотрудничестве, создание рыбопромышленного кластера в Севастополе позволить создать

несколько сотен новых рабочих мест, а также привлечь в рыбопромышленную отрасль региона крупные инвестиции [7].

Также в рамках VIII Международного морского бизнес-форума SIMBF-2020 обсуждалось, что заказ на постройку новых судов может получить «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе». Планируется строительство десяти судов для рыбоконсервного комбината «Аквамарин», которые будут использоваться для добычи сырья.

По словам исполняющего обязанности заместителя губернатора Севастополя Марии Литовко, на данный момент стороны обсуждают детали сделки и сроки выполнения заказа [8].

Таким образом, проведенный анализ сложившейся в Севастополе ситуации в отрасли судостроения и судоремонта показал, что несмотря на разработанные и внедренные мероприятия по господдержке развития отрасли в г. Севастополе, все-равно имеются проблемы, которые снижают темпы развития отрасли и снижают конкурентоспособность предприятий судостроения и судоремонта в г. Севастополе. Одной из основных проблем является нормативная дискриминация предприятий г. Севастополя, основанная на том, что общий период функционирования этих предприятий, при участии в конкурсах, определяется как период их функционирования исключительно в Российской Федерации, т.е. исчисляется с 2014 года, хотя эти предприятия задолго до этого времени функционировали. Поэтому следует ввести дополнительные льготы для предприятий судостроительной и судоремонтной отрасли г. Севастополя дополнительные льготы при участии их в конкурсах. При реализации эффективных мер, у Севастополя есть все шансы на возрождение отраслей судостроения и судоремонта.

Литература

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44 -ФЗ.

2. Военное судостроение в Черноморском регионе: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/military-and-security/voennoe-sudostroenie-v-chernomorskom-regione-problemy-i-perspektivy (дата обращения 18.01.2021).

3. Стратегия развития города Севастополя до 2030 года [Электронный ресурс] // URL: https://www.investsevastopol.ru/ru/o-sevastopole/strategiya-razvitiya-2030 (дата обращения 18.01.2021).

4. Иллюзорное судостроения Севастополя [Электронный ресурс] // URL: https://ru.krymr.com/a7illuzornoye-sudostroyeniye-sevastopolya/29799864.html (дата обращения 18.01.2021).

5. Минпромторг РФ сомневается в перспективах развития судостроения в Севастополе [Электронный ресурс] // URL: http://new-sebastopol.com/news/id/39198 (дата обращения 18.01.2021).

6. Лекарев Г.В. Перспективы развития судостроения и судоремонта в Крыму и Севастополе. В сборнике: Актуальные вопросы проектирования, постройки и эксплуатации морских судов и сооружений Труды региональной научно-практической конференции. 2017. - С. 138-141.

7. На SIMBF-2020 Севастополь подписал четыре соглашения о сотрудничестве [Электронный ресурс] // URL: https://stv92.ru/novosti/obshchestvo/na-simbf-2020-sevastopol-podpisal-chetyre-soglasheniya-o-sotrudnichestve (дата обращения 18.01.2021).

8. Севастопольские судостроители построят корабли для «Аквамарина» [Электронный ресурс] // URL: https://sevastopol.su/news/sevastopolskie-sudostroiteli-postroyat-korabli-dlya-akvamarina (дата обращения 18.01.2021).

9. Судостроители Севастополя попросили новые заказы [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2020/10/13/reg-ufo/sudostroiteli-sevastopolia-poprosili-novye-zakazy.html (дата обращения 18.01.2021).

10. Черемисинова Д.В., Посная Е.А. Финансовое обеспечение структурно-технологической модернизации промышленности г. Севастополя: тенденции и перспективы// Финансовые исследования, №3 (68) -Издательство РГЭУ (РИНХ): Ростов н/Д, 2020. - С. 154-166.

Literature

1. Federal Law "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs" dated 05.04.2013 No. 44-ФЗ.

2. Military shipbuilding in the Black Sea region: problems and prospects [Electronic resource] // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/military-and-security/voennoe-sudostroenie-v-chernomorskom-regione -problemy-i-perspektivy (date of treatment 01/18/2021).

3. Development strategy of the city of Sevastopol until 2030 [Electronic resource] // URL: https://www.investsevastopol.ru/ru/o-sevastopole/strategiya-razvitiya-2030 (date of treatment 01/18/2021).

4. Illusory shipbuilding of Sevastopol [Electronic resource] // URL: https://ru.krymr.com/a/illuzornoye-sudostroyeniye-sevastopolya/29799864.html (date of treatment 01/18/2021).

5. The Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation doubts the prospects for the development of shipbuilding in Sevastopol [Electronic resource] // URL: http://new-sebastopol.com/news/id/39198 (date of treatment 01/18/2021).

6. Lekarev G.V. Prospects for the development of shipbuilding and ship repair in Crimea and Sevastopol. In the collection: Topical issues of design, construction and operation of sea vessels and structures. Proceedings of the regional scientific and practical conference. 2017 .-- S. 138-141.

7. At SIMBF-2020 Sevastopol signed four agreements on cooperation [Electronic resource] // URL: https://stv92.ru/novosti/obshchestvo/na-simbf-2020-sevastopol-podpisal-chetyre-soglasheniya-o-sotrudnichestve ( date of treatment 01/18/2021).

8. Sevastopol shipbuilders will build ships for "Aquamarine" [Electronic resource] // URL: https://sevastopol.su/news/sevastopolskie-sudostroiteli-postroyat-korabli-dlya-akvamarina (date of treatment 01/18/2021).

9. Shipbuilders of Sevastopol asked for new orders [Electronic resource] // URL: https://rg.ru/2020/10/13/reg-ufo/sudostroiteli-sevastopolia-poprosili-novye-zakazy.html (date of treatment 01/18/2021 ).

10. Cheremisinova D.V., Posnaya E.A. Financial support of structural and technological modernization of the industry of Sevastopol: trends and prospects // Financial research, no. 3 (68) - Publishing house of the Russian State Economic University (RINH): Rostov n / D, 2020. - P. 154-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.