Научная статья на тему 'РОЛЬ МОБИЛЬНЫХ ГРУПП ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ МОБИЛЬНЫХ ГРУПП ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильные группы / таможенные органы / санкционная продукция / контрафактная продукция / контроль за ввозом и оборотом товаров / запреты и ограничения внешнеторговой деятельности / mobile groups / customs / sanctions products / counterfeit products / control over the import and circulation of goods / prohibitions and restrictions on foreign trade activities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиманова Мария Андреевна

В статье поднимается вопрос проведения таможенного контроля за ввозом и оборотом товаров, осуществляемого мобильными группами таможенных органов. Выявлены основные схемы, которыми пользуются недобросовестные участники ВЭД с целью незаконного ввоза на территорию государства санкционных товаров. Разработана блок-схема, отражающая алгоритм действий должностных лиц, входящих в состав мобильных групп таможенных органов, при выполнении своих основных функций. Оценены основные результаты деятельности мобильных групп Псковской таможни по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MOBILE GROUPS TO ENSURE COMPLIANCE WITH PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS DURING THE IMPORT OF GOODS INTO THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article raises the issue of customs control over the import and circulation of goods, carried out by mobile groups of customs authorities. The main schemes used by unscrupulous traders for the purpose of illegally importing sanctioned goods into the territory of the state are identified. A block diagram has been developed that reflects the algorithm of actions of officials who are part of the mobile groups of customs authorities in the performance of their main functions. The main results of the activities of mobile groups of the Pskov customs in this area were assessed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОБИЛЬНЫХ ГРУПП ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 339

РОЛЬ МОБИЛЬНЫХ ГРУПП ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зиманова Мария Андреевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: maz@spbrta.ru

В статье поднимается вопрос проведения таможенного контроля за ввозом и оборотом товаров, осуществляемого мобильными группами таможенных органов. Выявлены основные схемы, которыми пользуются недобросовестные участники ВЭД с целью незаконного ввоза на территорию государства санкцион-ных товаров. Разработана блок-схема, отражающая алгоритм действий должностных лиц, входящих в состав мобильных групп таможенных органов, при выполнении своих основных функций. Оценены основные результаты деятельности мобильных групп Псковской таможни по данному направлению

Ключевые слова: мобильные группы; таможенные органы; санкционная продукция; контрафактная продукция; контроль за ввозом и оборотом товаров; запреты и ограничения внешнеторговой деятельности

THE ROLE OF MOBILE GROUPS TO ENSURE COMPLIANCE WITH PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS DURING THE IMPORT OF GOODS INTO THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Zimanova Maria A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Researcher of the Research Department, e-mail: maz@spbrta.ru

The article raises the issue of customs control over the import and circulation of goods, carried out by mobile groups of customs authorities. The main schemes used by unscrupulous traders for the purpose of illegally importing sanctioned goods into the territory of the state are identified. A block diagram has been developed that reflects the algorithm of actions of officials who are part of the mobile groups of customs authorities in the performance of their main functions. The main results of the activities of mobile groups of the Pskov customs in this area were assessed

Keywords: mobile groups; customs; sanctions products; counterfeit products; control over the import and circulation of goods; prohibitions and restrictions on foreign trade activities

Для цитирования: Зиманова М.А. Роль мобильных групп таможенных органов в обеспечении соблюдения запретов и ограничений при ввозе товаров на территорию Российской Федерации // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 2 (86). С. 27-31.

В последние годы наблюдается усиление дестабилизации и кризисных явлений в мировой экономике. Экономические санкции стали популярным средством политического и экономического давления для достижения различных целей и реагирования на различные события и действия.

С 2014 г. Российская Федерация подвергается санкционному давлению со стороны западных стран в связи с ситуацией на Украине. После присоединения Крыма Россией и конфликта на востоке Украины, многие западные страны, включая США и ЕС, ввели ряд экономических санкций в отношении России. Эти санкции включают запрет на выдачу кредитов и финансирование, замораживание активов российских чиновников и компаний, ограничения в сфере вооружений и высоких технологий, запрет на экспорт товаров в некоторые российские секторы, такие как энергетика и оборонная промышленность.

В качестве ответной меры на санкции, особенно в сфере экономики и торговли, обычно используется эмбарго. Россия ввела продовольственное эмбарго и запретила импорт ряда продуктов питания из США, ЕС и других стран, которые принимали участие в санкционном давлении. Несмотря на установленные запреты и ограничения на ввоз санкционных товаров на территорию России, недобросовестные участники торгового оборота продолжили незаконный ввоз таких товаров, применяя для этого некоторые «лазейки» в системе таможенного контроля, а также разрабатывая все новые схемы незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Это обусловлено, в частности, тем, что иные государства - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не присоединились к российскому решению о введении продовольственного эмбарго. В результате основной поток санкцион-ных товаров попадает в Россию через территорию

этих государств, преимущественно из Беларуси и Казахстана, поскольку они являются сопредельными. Недобросовестные участники ВЭД используют фальсифицированные сопроводительные документы, содержащие недостоверные сведения о товарах, также ими применяются схемы переупаковки и перемаркировки товаров, что затрудняет однозначное определение их происхождения [1].

Для борьбы с незаконным ввозом санкцион-ных товаров проводятся различные оперативные мероприятия, усиление пограничного и таможенного контроля на государственной границе, сотрудничество с соответствующими ведомствами и совершенствование правовой базы и нормативных актов, регулирующих вопросы противодействия незаконным поставкам санкционных товаров.

Главную роль в противодействии ввозу санк-ционной продукции на территорию государства играет Федеральная таможенная служба (ФТС России). ФТС России осуществляет контроль за перемещением товаров через таможенную границу и применяет соответствующие меры для предотвращения незаконного ввоза санкционных товаров. Эти меры включают в себя проверку документации, физический осмотр грузов, использование технических средств контроля и другие меры для обеспечения соблюдения таможенных правил. Должностными лицами таможенных органов проводится аналитическая работа, собирается информация о потенциальных нарушителях, и разрабатываются меры по пресечению таких нарушений [2].

В структуре таможенных органов особое значение в противодействии ввозу санкционной продукции играют отделы по контролю за ввозом и оборотом товаров (ОКВОТ), созданные в службах таможенного контроля после выпуска товаров таможен.

Должностные лица ОКВОТ организуют и проводят таможенный контроль с целью проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, находящихся у лиц в обороте на территории страны, а также противодействуют незаконному ввозу на территорию государства товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения. Таможенный контроль включает проверку соответствия информации, содержащейся в таможенных и иных документах, фактическому наличию и состоянию товаров и их соответствию требованиям законодательства, в том числе в области качества и безопасности продукции.

Для противодействия ввозу и последующему обороту санкционных товаров на территории России применяется принцип «многоконтурности», который предполагает, что конкретные виды деятельности таможенных органов по обеспечению защиты внутреннего рынка от запрещенных товаров зависят от того, в рамках какого контура

они функционируют.

На первых двух контурах осуществляется предупреждение незаконного перемещения через границу запрещенных товаров, на вторых двух -предупреждение их незаконного хранения и реализации на внутреннем рынке. Предупреждение незаконного перемещения через границу запрещенных товаров реализуется с помощью деятельности мобильных групп таможенных органов, которые представляют собой группу должностных лиц таможенных органов, наделенных правом останавливать автомобильные транспортные средства на территории РФ и уполномочены проверять соблюдение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства РФ в целях осуществления функций, возложенных на таможенные органы [3].

На первом контуре они при взаимодействии с различными государственными органами и ведомствами (пограничная служба, ГИБДД, Ространс-надзор) осуществляют контроль вблизи государственной границы, патрулируют объездные пути и различные проселочные дороги, через которые могут перемещаться транспортные средства, перевозящие запрещенные товары. На втором контуре их деятельность осуществляется на автомобильных дорогах федерального значения, которые ведут в крупные города, в которых располагаются крупные оптовые базы и распределительные центры.

В рамках настоящего исследования более подробно остановимся на деятельности мобильных групп таможенных органов в рамках 1-2 контуров механизма противодействия ввозу санк-ционной продукции. В общем виде алгоритм деятельности мобильных групп таможенных органов можно представить в виде блок-схемы (см. рис.).

На первом этапе осуществляется аналитическая деятельность, направленная на анализ информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов, полученной в результате ранее проведенной проверочной деятельности. Информационной базой выступают:

- оперативные сведения о текущей обстановке в регионе деятельности таможенного органа, в котором функционируют мобильные группы таможенных органов;

- сведения из отдела таможенной статистики (в частности, важную роль играют статистические формы, подаваемые участниками ВЭД при перемещении товаров в рамках взаимной торговли государств - членов ЕАЭС);

- сведения, поступающие от иных государственных органов;

- сведения, поступающие от таможенных органов государств - членов ЕАЭС (в частности, Республики Беларусь и Республики Казахстан).

Аналитическая деятельность позволяет определить направления дальнейшей контрольной деятельности и сформировать план-задание, на

основе которого мобильные группы будут осуществлять проведение контроля.

Следует отметить, что выбор объектов контроля может быть основан и на профилях риска, разработанных на основе анализа информации о ранее выявленных нарушениях. Более того, мобильными группами контроль может быть проведен на основе принципа выборочности, когда должностные лица мобильных групп таможенных органов останавливают транспортные средства снаряженной массой свыше 3,5 тонн для проведения проверочных мероприятий [4]. Отдельно следует отметить, что деятельность мобильных групп таможенных органов направлена в настоящее время не только на выявление санк-

ционных товаров, незаконно ввозимых на территорию государства, но и на контроль за товарами, подлежащими обязательной маркировке, а также за контрафактными товарами, что получило особую актуальность в условиях легализации параллельного импорта.

Таможенные органы активно используют систему управления рисками для выявления контрафактной продукции. Одним из ключевых инструментов в этом процессе является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), созданный ФТС России. Таможенные органы ориентируются на отличительные признаки продукции, представленные в ТРОИС, чтобы выявлять подделки при проведении таможенного

Алгоритм деятельности мобильных групп таможенных органов (составлено автором)

контроля. Регулярное обновление информации в реестре позволяет эффективнее отслеживать и выявлять контрафактные товары. Система управления рисками позволяет таможенным органам проводить анализ и оценку рисков на основе информации из ТРОИС, а также других источников данных. Это позволяет определить товары, которые требуют дополнительного таможенного контроля и проверки, с большей вероятностью содержащие контрафактную продукцию [5].

Рассмотрим результаты деятельности мобильных групп таможенных органов на примере Псковской таможни. Особенностью деятельности мобильных групп Псковской таможни является то, что они осуществляют таможенный контроль не только в рамках патрулирования трасс и проселочных дорог, находящихся близ границы с Республикой Беларусь, но и в двух стационарных пунктах пропуска через государственную границу - пункт Невельский и пункт Долосцы. В указанных пунктах пропуска мобильными группами Псковской таможни при взаимодействии с Россель-хознадзором и Пограничной службой ФСБ России осуществляется стопроцентный контроль автомобилей, пересекающих государственную границу. Следовательно, две мобильные группы Псковской таможни осуществляют свою деятельность в указанных пунктах пропуска, а третья - осуществляет деятельность разъездного характера и реализует контрольные мероприятия, в том числе оперативные.

В таблице представлены результаты деятельности мобильной группы Псковской таможни за 2020-2022 гг.

На основе данных, представленных в таблице, можно отметить, что за исследуемый период возросло количество транспортных средств, в отношении которых должностными лицами ОКВОТ Псковской таможни был проведен контроль. В 2020 г. их количество составило 98,6 тыс. ед., а к 2022 г. показатель возрос на 98,7 % и составил 195,93 тыс. ед., из которых 109,73 тыс. ед. при въезде в Российскую Федерацию из Республики Беларусь, 82,6 тыс. ед. - при выезде из Российской

Результаты деятельности мобильной гру

Федерации. Такая динамика связана с тем, что в 2020 г. из-за пандемии коронавируса международное автомобильное сообщение было затруднено из-за закрытых границ. Для того, чтобы перемещаться из России в Беларусь и наоборот были необходимы серьезные основания, подтвержденные документально, поэтому количество перемещаемых транспортных средств было значительно ниже, чем в 2021-2022 гг., когда такие ограничения были сначала ослаблены, затем вовсе отменены. Более того, как было отмечено ранее, в 2022 г. мобильные группы стали особое внимание уделять товарным партиям, вывозимым из России, с целью обеспечения исполнения Указа Президента РФ от 08 марта 2022 г. № 100 «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности».

Что касается количества выявленных транспортных средств, которые перемещали товары с нарушением таможенного законодательства, динамика положительна. В 2020 г. было выявлено 286 ед. транспорта, а в 2022 г. - 506 ед., из которых -291 ед. при въезде и 215 ед. при выезде. При въезде в страну нарушения связаны, в основном, с ввозом санкционных товаров, отсутствием сертификатов происхождения товаров и разрешительных документов, при вывозе - с нарушением требований, запрещающих вывоз отдельных категорий товаров согласно перечням, содержащимся в постановлениях Правительства России от 9 марта 2022 г. № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100», от 9 марта 2022 г. № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации», от 9 марта 2022 г. № 313 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100».

Возросли и объемы выявленной запрещенной к перемещению продукции: в 2020 г. их количество составило 25 тонн, что также связано со снижением товарооборота ввиду карантинных ограничений, в 2021 г. мобильными группами было

Таблица

I Псковской таможни за 2020-2022 гг. [6]

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Въезд Выезд

Проверено транспортных средств, тыс. ед. 98,6 107,21 109,73 82,6

Количество выявленных транспортных средств с нарушениями, ед. 286 305 291 215

Объемы выявленных запрещенных к ввозу товаров, тонн 25 43 114 298,22

Возвращено в Республику Беларусь, тонн 260 1846,09 1240 -

Уничтожено товаров, тонн 119 144,72 150,73 -

Возбуждено дел об АП 18 55 36 2

Возбуждено уголовных дел 2 2 2 0

выявлено 43 тонны запрещенной продукции, в 2022 г. показатель достиг своего максимума и составил 412,22 тонны, из которых - 114 тонн при въезде и 298,22 тонны при выезде.

За 2020-2022 гг. должностными лицами ОКВОТ Псковской таможни было возвращено на территорию Беларуси более 3,3 тыс. тонн продукции, большую часть из которых составили пиломатериалы, автозапчасти, корма для животных, шлаковая продукция, лесоматериалы, топливные гранулы и пр.). Уничтожено запрещенных товаров значительно меньше - около 414,45 тонн запрещенной продукции - в основном это виноград, перец, груши, яблоки, происходящие из стран, включенных в списки санкционных.

По результатам проверочной деятельности, осуществляемой мобильными группами Псковской таможни, ежегодно возбуждаются дела об административных правонарушениях (далее - АП) и уголовные дела. В 2020 г. было возбуждено 18 дел об АП и 2 уголовных дела, в 2021 г. их число составило 55 и 2 соответственно, в 2022 г. было возбуждено 38 дел об АП и 2 уголовных дела. В основном нарушители привлекаются к ответственности по ст. 16.2, 16.3 и 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также по ст. 226.1 и ст.171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Отдельно следует остановиться на результатах деятельности мобильных групп Псковской таможни, направленной на контроль товаров, подлежащих обязательной маркировке (молочная продукция, обувь, лекарственные препараты, парфюмерия, шины, табачные изделия и пр.).

По результатам проведения проверочных мероприятий в 2022 г. при ввозе на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь товаров, подлежащих обязательной маркировке, проверено с использованием ГИС «Честный знак» 5 548 товарных партий, выявлено 2 нарушения при ввозе обувных товаров. В первом случае на 29 парах обуви было выявлено отсутствие обязательной маркировки средствами идентификации, во втором - на 7 991 индивидуальной упаковке было выявлено отсутствие обязательной маркировки средствами идентификации, маркировка была нанесена на транспортную упаковку. Более того, при проверке пяти парах обуви было выявлено несоответствие сведений, имеющихся в базе данных «Честный знак», со сведениями, полученными при проведении таможенного досмотра товаров [6].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мобильные группы таможенных органов играют важную роль в противодействии ввозу санк-ционных товаров на территорию страны. Они

осуществляют контроль и проверку транспортных средств на границе, а также внутри страны, с целью обнаружения и предотвращения незаконного перемещения санкционных товаров. Благодаря активной деятельности мобильных групп таможенных органов, значительное количество санкционных товаров может быть обнаружено и конфисковано, а нарушители привлечены к ответственности. Это способствует защите национальных интересов, поддерживает соблюдение международных санкций и препятствует незаконному ввозу санкционных товаров, обеспечивая безопасность и стабильность экономики страны. В последние годы деятельность мобильных групп таможенных органов была несколько перепрофилирована. Если в самом начале своего функционирования мобильные группы боролись в большей степени с незаконным ввозом санкционной продукции, то в настоящее время их деятельность направлена в том числе на выявление контрафактной продукции, что имеет особую актуальность в связи с легализацией в России параллельного импорта, а также на контроль вывозимых из страны товарных партий, чтобы не допустить экспорт товаров и оборудования, временно запрещенных к вывозу из России.

Библиографический список:

1. Матвеева Н.В. Анализ схем перемещения на территорию Российской Федерации санкционных товаров // Инновации и инвестиции. 2017. № 8. С. 95-97.

2. Матвеева Н.В. Анализ деятельности мобильных групп таможенных органов // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 40. С. 518-522.

3. Зиманова М.А., Пасат В.А. Анализ деятельности мобильных групп в рамках таможенного контроля после выпуска товаров // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 2 (78). С. 20-24.

4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_304093/

5. Кожуханов Н.М., Шорохова И.С. Выявление преступлений мобильными группами таможенных органов // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2022. № 2 (36). С. 66-71.

6. С начала года мобильные группы Псковской таможни изъяли 1,5 млн пачек безакцизных сигарет // Электронное периодическое издание «Московский Комсомолец». URL: https://www.mk-pskov. ru/incident/2022/08/19/s-nachala-goda-mobilnye-gruppy-pskovskoy-tamozhni-izyali-15-mln-pachek-bezakciznykh-sigaret.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.