Научная статья на тему 'Деятельность таможенных органов Российской Федерации на фоне действующих специальных экономических мер'

Деятельность таможенных органов Российской Федерации на фоне действующих специальных экономических мер Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
330
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальные экономические меры / таможенные органы / мобильные группы / противодействие незаконному ввозу / запрещённые товары / special economic measures / customs authorities / mobile groups / anti-smuggling / prohibited goods

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чак Артур Валерьевич

В статье изучается влияние специальных экономических мер, введённых Российской Федерацией в 2014 году и действующих до сих пор, на деятельность таможенных органов. Определены новые задачи, возложенные на таможенные органы после введения специальных экономических мер. Эти задачи направлены на обеспечение таможенными органами требований, вытекающих из принятых специальных экономических мер. Кроме того, в статье рассмотрены результаты контрольной деятельности мобильных групп за 2017-2021 годы. С момента создания мобильным группам удалось пресечь множество нарушений, связанных с незаконным ввозом запрещённых товаров на территорию Российской Федерации, чем была доказана эффективность работы таких мобильных групп. Также в статье обозначены положительные и отрицательные изменения, произошедшие в деятельности таможенных органов. Обозначены основные способы повышения эффективности противодействия незаконному ввозу запрещённых товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чак Артур Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of Russia’s Customs Authorities under Special Economic Measures

The article examines the impact of special economic measures adopted by the Russian government in 2014, and which are still in force, on the activities of customs authorities. New tasks assigned to the customs authorities after the introduction of special economic measures are defined. These tasks are aimed at ensuring the customs authorities’ compliance with the requirements arising from the special economic measures. In addition, the article considers the results of control activities of the mobile groups for 2017-2021. Since their establishment, the mobile groups have managed to stop many violations related to the illegal import of prohibited items into the territory of the Russian Federation, that proves effectiveness of such mobile groups. The article also identifies the positive and negative changes that have occurred in the activities of the customs authorities. The main ways to improve the effectiveness of countering the illegal import of prohibited goods are outlined.

Текст научной работы на тему «Деятельность таможенных органов Российской Федерации на фоне действующих специальных экономических мер»

Деятельность таможенных органов Российской Федерации на фоне действующих специальных экономических мер

Артур Валерьевич ЧАК, УДК:339.543; ББК:67.401.21; Ч16

Байкальский государственный университет DOI: 10.24412/2072-8042-2022-9-62-82

(664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11),

кафедра экономики предприятия и

предпринимательской деятельности - аспирант,

E-mail: arthur.chuck.98@gmail.com

Аннотация

В статье изучается влияние специальных экономических мер, введённых Российской Федерацией в 2014 году и действующих до сих пор, на деятельность таможенных органов. Определены новые задачи, возложенные на таможенные органы после введения специальных экономических мер. Эти задачи направлены на обеспечение таможенными органами требований, вытекающих из принятых специальных экономических мер. Кроме того, в статье рассмотрены результаты контрольной деятельности мобильных групп за 2017-2021 годы. С момента создания мобильным группам удалось пресечь множество нарушений, связанных с незаконным ввозом запрещённых товаров на территорию Российской Федерации, чем была доказана эффективность работы таких мобильных групп. Также в статье обозначены положительные и отрицательные изменения, произошедшие в деятельности таможенных органов. Обозначены основные способы повышения эффективности противодействия незаконному ввозу запрещённых товаров.

Ключевые слова: специальные экономические меры, таможенные органы, мобильные группы, противодействие незаконному ввозу, запрещённые товары.

Activities of Russia's Customs Authorities under Special Economic Measures

Arthur Valerievich CHUCK,

Baikal State University (664003, Irkutsk, 11 Lenin St.),

Department of Enterprise Economics and Entrepreneurship - Postgraduate Student, E-mail: arthur.chuck.98@gmail.com

Abstract

The article examines the impact of special economic measures adopted by the Russian government in 2014, and which are still in force, on the activities of customs authorities. New tasks assigned to the customs authorities after the introduction of special economic measures are defined. These tasks are aimed at ensuring the customs authorities' compliance with the requirements arising from the special economic measures. In addition, the article considers the results

^ 62

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2022

of control activities of the mobile groups for 2017-2021. Since their establishment, the mobile groups have managed to stop many violations related to the illegal import of prohibited items into the territory of the Russian Federation, that proves effectiveness of such mobile groups. The article also identifies the positive and negative changes that have occurred in the activities of the customs authorities. The main ways to improve the effectiveness of countering the illegal import of prohibited goods are outlined.

Keywords: special economic measures, customs authorities, mobile groups, anti-smuggling, prohibited goods.

Специальные экономические меры, принятые Российской Федерацией в 2014 году в ответ на недружественные действия ряда государств и действующие до сих пор, стали поводом для существенных преобразований не только внешнеторговой политики государства, но и деятельности контролирующих органов. Изменения затронули и таможенные органы. Так, перед последними возникли новые задачи, оказавшиеся впоследствии одними из ключевых.

В связи с вышесказанным основной целью настоящего исследования является изучение изменений в деятельности таможенных органов, произошедших на фоне принятых Российской Федерацией специальных экономических мер, с последующим выявлением нововведений, а также проблемных моментов.

В соответствии с обозначенной целью поставлены следующие задачи:

1) определить миссии, которые были возложены на таможенные органы после введения специальных экономических мер;

2) рассмотреть результаты деятельности таможенных органов по противодействию незаконному ввозу в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых были введены специальные экономические меры;

3) обозначить преобразования, произошедшие в деятельности таможенных органов, в число которых входят как положительные, так и отрицательные.

МИССИИ, ВОЗЛОЖЕННЫЕ НА ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР

В соответствии с Приказом ФТС России от 7 августа 2014 г. № 1496 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560» во исполнение всех действующих документов, связанных с применением специальных экономических мер, всем начальникам таможенных органов, непосредственно подчинённых ФТС России, необходимо было:

1) обеспечить запрет ввоза в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых были введены специальные экономические меры;

2) довести до своих подчинённых все требования, изложенные в документах, на основании которых вводились специальные экономические меры;

9 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

63 Q

3) обеспечить определение страны происхождения товаров, которые ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС, в установленном порядке (в т. ч. путём проведения фактического контроля в рамках системы управления рисками);

4) организовать практическую и методическую помощь должностным лицам таможенных органов, которые расположены в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (например, по вопросам определения страны происхождения товаров);

5) при выявлении декларирования товаров, в отношении которых введены специальные экономические меры, обеспечить отказ в выпуске этих товаров и принять меры по их немедленному вывозу с таможенной территории ЕАЭС;

6) определить должностных лиц, которые будут ответственны за мониторинг ситуации и осуществление контроля за совершением таможенных операций с товарами, в отношении которых введены специальные экономические меры.

Помимо вышеназванных, документом были установлены и другие требования, например, принимать необходимые меры в рамках системы управления рисками. Стоит также отметить, что все выявленные тенденции должны учитываться при формировании профилей риска.

Из Письма ФТС России от 03 сентября 2014 г. № 04-69/42002 «О направлении разъяснений» также можно подчеркнуть ряд немаловажных особенностей.

Во-первых, ФТС России было организовано взаимодействие с таможенными органами Беларуси и Казахстана в целях обеспечения контроля ввоза в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых введены специальные экономические меры.

Во-вторых, существуют риски ввоза товаров, в отношении которых введены специальные экономические меры, под видом товаров, происходящих из других стран (так называемые товары «прикрытия»), либо путём их ввоза через Беларусь и Казахстан, включая реэкспорт таких товаров с их территории в Российскую Федерацию. Надо сказать, что проблема реэкспорта товаров, в отношении которых введены специальные экономические меры, из других государств - членов ЕАЭС полностью так и не решена.

В-третьих, ФТС России было внесено предложение о необходимости создания мобильных групп для осуществления контроля в местах, приближенных к российско-белорусской и российско-казахстанской границам.

Последний пункт стоит рассмотреть подробнее.

В конце 2015 года ФТС России создала и организовала работу 35 мобильных групп, основной целью которых является противодействие незаконному ввозу в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых введены специальные экономические меры, а также иных запрещённых товаров («товары изъятия»). Работа таких мобильных групп осуществляется во взаимодействии с подразделениями

^ 64

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2022

МВД России (ГИБДД), Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Ространснадзора и Пограничной службы ФСБ России1.

Как правило, запрещённые товары подлежат незамедлительному изъятию и уничтожению, в связи с чем было принято Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 774 «Об утверждении Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия...», утверждающее правила уничтожения товаров, в отношении которых введены специальные экономические меры. Документ также закрепил полномочия, связанные с принятием решений об изъятии и уничтожении таких товаров, за должностными лицами ФТС России (а также Рос-сельхознадзора и Роспотребнадзора). Однако эти правила не распространяются на товары, реэкспортированные в Российскую Федерацию из других государств - членов ЕАЭС. Такие товары возвращаются обратно.

На основе вышеупомянутого постановления вступил в силу приказ ФТС Рос-сии2, который обязал определить должностных лиц таможенных органов, уполномоченных на принятие решений об уничтожении запрещённых к ввозу товаров.

В Письме ФТС России от 17 августа 2015 г. № 01-11/40019 «Об уничтожении санкционных товаров» сказано: «на таможенные органы возложены функции по уничтожению запрещённой к ввозу продукции». Для фиксации обстоятельств ввоза запрещённых товаров (до уничтожения) осуществляется таможенный контроль, в рамках которого документально фиксируются все необходимые сведения, что в дальнейшем позволит сформировать доказательную базу и привлечь соответствующих лиц к ответственности.

Кроме того, ближе к середине 2018 года вступил в силу приказ ФТС России3, который утвердил порядок действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов при изъятии и уничтожении товаров, в отношении которых введены специальные экономические меры, а также формы соответствующих документов, заполняемых при таких действиях.

Также ФТС России периодически направляет перечни так называемых товаров «прикрытия». Так, последним на данный момент является перечень, содержащийся в Письме ФТС России от 27 сентября 2018 г. № 06-30/61367 «О направлении актуализированного перечня товаров «прикрытия».

К слову, в недействующем Таможенном кодексе Таможенного союза4 содержался термин «товары прикрытия». Под данным термином понимались «товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска». Несмотря на то что термин так и не перешёл в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза5 и изначально ему придавался несколько другой смысл, он по-прежнему довольно актуален. Только на этот раз товарами риска выступают те товары, в отношении которых введены специальные экономические меры.

9 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

65 ^

Например, в отношении товаров, находящихся в товарной позиции 0103 ТН ВЭД ЕАЭС (за исключением товарной подсубпозиции 0103100000), введены специальные экономические меры. Товарами «прикрытия» в данном случае будут выступать товары, находящиеся в товарной подсубпозиции 0103100000, под видом которых могут декларироваться запрещённые товары из товарной позиции 0103. В связи с этим заслуживает внимания следующий рисунок.

2 1=8 1=6 1,4

= 1=2

О

^ 1

еЗ 0,8 0,6 0,4 0,2 О

Рис. 1 - Импорт товаров, содержащихся под кодом 0103100000 ТН ВЭД ЕАЭС за 20182021 гг., тыс. тонн

Fig. 1 - Import of goods contained under the code 0103100000 of the Customs Code of the EAEUfor 2018-2021, thousand tons

Источник: составлено автором по: Документы ТСВТ. Официальный сайт ФТС России. Режим доступа: http://stat.customs.gov.ru/documents.

Известно, что импорт запрещённых товаров, содержащихся в товарной группе 01, в период с 2018 по 2021 год не совершался вообще, о чём свидетельствуют данные таможенной статистики. Однако рисунок показывает за аналогичный период рост импорта товаров под кодом 0103100000 ТН ВЭД ЕАЭС (он же код товаров «прикрытия»), на которые специальные экономические меры не распространяются. Примечательно и то, что импорт обозначенных товаров осуществлялся исключительно из стран, в отношении которых Российской Федерацией и вводились специальные экономические меры. Есть ли взаимосвязь описанной ситуации с товарами «прикрытия» - неизвестно.

^ 66

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2022

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ВВОЗУ В РФ ТОВАРОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ВВЕДЕНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Прежде было сказано, что введённые специальные экономические меры повлияли на деятельность таможенных органов. Так, к их компетенции был отнесён ряд новых обязанностей, включающих в себя работу по выявлению, изъятию и уничтожению запрещённых товаров.

Далее представлены статистические данные с официального сайта ФТС России, посвящённые итогам деятельности таможенных органов по противодействию незаконному ввозу в Российскую Федерацию запрещённых товаров.

Таблица 1 демонстрирует количество проверенных мобильными группами ФТС России транспортных средств, в том числе с выявленными нарушениями, за 2017-2021 годы.

Таблица 1

Количество проверенных транспортных средств, в том числе с выявленными нарушениями, за 2017-2021 гг., тыс. единиц

Показатель 2017 2018 2019 2020 2021

ТС без нарушений 134,3 99,3 72,8 64,4 -

ТС с нарушениями 2,9 5,0 7,4 5,6 5,3

Общее количество проверенных ТС 137,2 104,3 80,2 70,0 -

% выявления ТС с нарушениями от общего количества проверенных ТС 2,2 5,0 10,2 8,7 -

Источник: составлено автором по: Итоговые доклады о результатах деятельности. Официальный сайт ФТС России. Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti.

Представленные данные показывают уменьшение количества проверенных транспортных средств. Прежде чем дать объяснение подобной ситуации, необходимо отметить нижеследующее.

В 2017 году вступил в силу федеральный закон6, который наделил таможенные органы правом самостоятельной остановки грузовых транспортных средств в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а также на территориях определённых субъектов Российской Федерации. Ранее таких полномочий у таможенных органов не было.

В том же году мобильные группы начали выявлять ввоз запрещённых товаров с помощью беспилотной авиации (беспилотники, дроны) Росгвардии, что позволило выявлять случаи появления новых объездных дорог, по которым ввозятся запрещённые товары7.

9 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

67 ^

Кроме того, в 2018 году были введены в эксплуатацию мобильные комплексы на базе транспортных средств, оснащённые современными техническими средствами таможенного контроля, которые позволяют проводить контроль товаров в местах остановки транспортных средств8.

В 2019 году в работе мобильных групп также стала использоваться вертолётная техника, дающая возможность облетать всю государственную границу (определять скопление грузовых транспортных средств, обнаруживать новые объездные дороги и другое)9.

В настоящее время продолжается работа по расширению возможностей мобильных групп. Например, для оптимизации работы мобильных групп таможенных органов и расширения их полномочий планируется присвоить им право самостоятельной остановки транспортных средств и проведения контроля вне зон таможенного контроля на всей территории Российской Федерации10. Данное изменение позволит таможенным органам контролировать перемещение товаров по всей территории страны без привлечения органов внутренних дел.

Несмотря на то что в ФТС России считают, что мобильные группы уже доказали свою эффективность. Однако их эффективность можно повысить.

Теперь стоит вернуться к таблице 1. Уменьшение количества проверенных мобильными группами транспортных средств является скорее положительной тенденцией, чем нет. Основанием для такого вывода служит увеличение процента транспортных средств с выявленными нарушениями в общем количестве проверенных транспортных средств. Иными словами, у мобильных групп повысилась точность выявления нарушений. Если поначалу показатель успешности выявления транспортных средств с нарушениями составлял около 2,2%, то спустя время мобильным группам удалось улучшить показатель и достичь отметки в 10,2%.

Данные таблицы 2 позволяют проанализировать объёмы выявленных запрещённых товаров за 2017-2021 годы.

Таблица 2

Объёмы выявленных запрещённых товаров за 2017-2021 гг., тыс. тонн

Показатель 2017 2018 2019 2020 2021

Запрещённые товары 31,7 64,7 101,3 76,2 77,0

Товары, в отношении которых введены СЭМ («санкционные») 9,6 7,2 3,9 0,8 1,0

Общее количество товаров с нарушениями 41,3 71,9 105,2 77,0 78,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено автором по: Итоговые доклады о результатах деятельности. Официальный сайт ФТС России. Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti.

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2022

В 2019 году мобильные группы выявили наибольшее количество запрещённых товаров. Это можно связать с нововведениями, привнесёнными в работу мобильных групп (например, использование вертолётной техники).

В 2019-2021 годах наблюдается наименьшее количество выявленных товаров, в отношении которых введены специальные экономические меры. В действительности подобное изменение может свидетельствовать о двух исходах (положительный и отрицательный).

Положительный исход. Таможенные органы (в частности мобильные группы) показали эффективную работу в выявлении товаров, в отношении которых введены специальные экономические меры, раскрыли множество «схем», чем сумели «запугать» нарушителей, сузить их количество.

Отрицательный исход. Нарушители, оценив масштабы работы мобильных групп (методы выявления, регионы деятельности), стали придумывать всё более «изощрённые» способы ввоза запрещённых товаров, в том числе через другие регионы, в которых отсутствуют мобильные группы.

Так, например, в 2020 году Бурятская таможня на границе с Монголией изъяла 43,6 тонны «санкционных» товаров. Грузы направлялись транзитом из Беларуси в страны Юго-Восточной Азии. Среди изъятого были товары из Германии, Австрии, Голландии, Польши. Причиной изъятия послужило отсутствие навигационных пломб на транспортных средствах11.

К слову, запрещённые товары всё же могут ввозиться при осуществлении транзитных международных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны, но при соблюдении всех необходимых требований. В данном случае такими требованиями являются условие прослеживаемости (применение пломб, работающих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС), а также наличие у водителей учётных талонов. Подробно порядок изложен в Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. № 1877 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации».

С выявленными запрещёнными товарами производят следующие действия:

1) возвращение в сопредельные государства;

2) уничтожение (любым доступным способом с соблюдением обязательных требований в области охраны окружающей среды);

3) изъятие и задержание для проведения дополнительных проверочных мероприятий.

9 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

69 ^

Таблица 3

Объёмы возвращённых, уничтоженных, изъятых и задержанных запрещённых товаров за 2017-2021 гг., тыс. тонн

Показатель 2017 2018 2019 2020 2021

Возвращённые товары 31,6 64,1 93,3 59,0 47,0

Уничтоженные товары 8,0 4,6 6,6 2,0 2,0

Изъятые и задержанные товары 1,7 3,2 5,3 16,0 28,0

Источник: составлено автором по: Итоговые доклады о результатах деятельности. Официальный сайт ФТС России. Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti.

По данным таблицы 3 можно сделать выводы по поводу вышеперечисленных действий.

Самым популярным исходом для запрещённых товаров является возвращение в сопредельные государства. Объёмы таких товаров в целом повторяют динамику выявленных запрещённых товаров.

Более-менее объективно пояснить динамику уничтоженных товаров можно следующим образом. В соответствующем постановлении Правительства РФ прямо прописано: «запрещённая к ввозу продукция подлежит незамедлительному изъятию и уничтожению»12. В данном документе идёт речь о товарах, в отношении которых введены специальные экономические меры («санкционные» товары). В связи с этим объёмы уничтоженных товаров должны быть не меньше объёмов выявленных «санкционных» товаров. Однако только в 2019-2021 годах подобное прослеживается.

Не стоит забывать и о последнем исходе - изъятие и задержание. Данные действия осуществляются для целей проведения дополнительных проверочных мероприятий. В числе изъятого и задержанного могут находиться как товары, в отношении которых введены специальные экономические меры, так и другие запрещённые товары. Дальнейшая судьба таких товаров подробно нигде не истолкована.

Таможенные органы также осуществляют правоохранительную деятельность в рамках своей компетенции.

Так, в таблице 4 показана информация о количестве возбуждённых дел об административных правонарушениях и уголовных дел по результатам деятельности мобильных групп с другими контролирующими органами.

^ 70

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2022

Таблица 4

Количество возбуждённых дел об АП и уголовных дел за 2017-2021 гг., единиц

Показатель 2017 2018 2019 2020 2021

Дела об административных правонарушениях 585 745 1334 1291 2189

Уголовные дела 27 28 72 81 158

Источник: составлено автором по: Итоговые доклады о результатах деятельности. Официальный сайт ФТС России. Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti.

В 2019-2021 годах наблюдается увеличение и тех и других, что может говорить об ужесточении ответственности за ввоз запрещённых товаров.

За ввоз в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых введены специальные экономические меры, чаще всего привлекают к административной ответственности по статье 16.3 «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз...» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

С уголовной ответственностью всё несколько иначе. В настоящее время за ввоз запрещённых товаров привлекают по статье 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ. а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

В данном случае акцент делается на стратегически важных товарах. По этому поводу действует Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.». Однако в названный перечень входят далеко не все товары, в отношении которых применены специальные экономические меры. Уже на протяжении многих лет ФТС России не удаётся добиться внесения в данный перечень и других товаров (например, молочной продукции, овощей и фруктов).

Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации (Минфин) в 2017 году подготовило проект федерального закона13, в котором в числе прочего предлагалось дополнить УК РФ статьей 226.2 «Нарушение запрета, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле, на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров». Изменения так и не были приняты до сих пор.

9 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

71 ^

Необходимо отметить, что в настоящее время продолжается работа по расширению возможностей мобильных групп, поскольку в ФТС России считают, что мобильные группы уже доказали свою эффективность. Однако их эффективность можно повысить. Далеко не последнюю роль в повышении эффективности таможенного контроля занимает получаемая по результатам работы мобильных групп информация, которая используется таможенными органами в рамках системы управления рисками.

УЛУЧШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ВВОЗУ ТОВАРОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ВВЕДЕНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ

При изучении результатов деятельности таможенных органов были обнаружены проблемные моменты. Некоторые из них были изначально, другие - спровоцированы деятельностью контролирующих органов, в том числе таможенных. Далее подробнее.

Проблемы, связанные с функционированием мобильных групп.

Несмотря на то что мобильным группам ФТС России, благодаря проявленной эффективности в противодействии незаконному ввозу запрещённых товаров (в частности, тех, в отношении которых введены специальные экономические меры), удалось расширить круг своих полномочий, а также улучшить техническое оснащение, для достижения максимально результативной работы в настоящее время этого недостаточно.

Необходимо дальше развивать потенциал мобильных групп за счёт нижеследующего:

1) создать новые мобильные группы в других регионах, в которых также были обнаружены маршруты перемещения запрещённых товаров;

2) наделить мобильные группы правом самостоятельной остановки транспортных средств и осуществление контроля вне зон таможенного контроля на всей территории Российской Федерации;

3) дальше внедрять современные информационные и технические средства (например, выделить в собственное распоряжение беспилотные летательные аппараты).

Проблемы, связанные с правоохранительной деятельностью таможенных органов.

Привлечение к ответственности (в частности уголовной) является одним из самых эффективных способов борьбы с нарушениями. Однако, как было ранее сказано, в действующем уголовном законодательстве не предусмотрена ответственность за незаконный ввоз конкретно товаров, в отношении которых введены специальные экономические меры.

Решить данную проблему можно двумя способами:

^ 72

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2022

1) внести оставшиеся товары, в отношении которых введены специальные экономические меры, в перечень стратегически важных товаров и ресурсов, что позволит привлекать нарушителей к ответственности по статье 226.1 УК РФ;

2) либо дополнить УК РФ статьей 226.2, в которой прямо будет предусмотрена ответственность за незаконное перемещение товаров, в отношении которых применены специальные экономические меры.

Также в 2017 году Роспотребнадзор разработал законопроект14, согласно которому в КоАП РФ вводится статья о реализации, хранении и транспортировании запрещённых к ввозу в РФ товаров. Соответствующий документ так и не вступил в силу.

Кроме того, относительно недавно Россельхознадзором обсуждался вопрос о привлечении к ответственности перевозчиков транспортных средств, перевозивших запрещённые товары. В частности, было предложено, помимо самих товаров, также конфисковать и транспортные средства, на которых ввозились запрещённые товары. Кроме того, в отношении перевозчиков предлагалось применять запрет на осуществление перевозок на пять лет15.

Проблемные моменты, решаемые на уровне ЕАЭС.

Создание унифицированной системы маркировки товаров на всей территории ЕАЭС позволит усилить контроль за перемещением товаров, в том числе запрещённых. В данном направлении уже идут определённые преобразования.

По данному вопросу было принято Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 8 августа 2017 г. № 98 «О проекте Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе». Для вступления Соглашения в силу государствам - членам ЕАЭС нужно было выполнить все необходимые внутригосударственные процедуры.

Так, в 2018 году вступило в силу Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 791-р «Об утверждении модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации», которое утвердило базовые принципы и организационную модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации.

Одновременно с вышеназванным документом также было принято Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», которым, как видно из названия, был утверждён перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

К концу 2018 года было подписано Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 2963-р, утверждающее Концепцию создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров.

9 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

73 ^

29 марта 2019 года начало действовать само Соглашение от 2 февраля 2018 г. «О маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе», определяющее порядок маркировки товаров унифицированными в рамках ЕАЭС средствами идентификации.

Уже на основе последних документов вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров». Документом были утверждены правила маркировки товаров (подлежащих обязательной маркировке) и положение о государственной информационной системе мониторинга (ГИС МТ) за оборотом таких товаров.

20 июля 2020 года вступило в законную силу Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 17 июля 2020 г. № 11 «О ходе реализации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 года и дальнейшем развитии системы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе». На основании данного документа Совет Евразийской экономической безопасности в числе прочего должен был определить базовую технологическую организационную модель системы маркировки, обеспечивающую унифицированные подходы при введении маркировки товаров средствами идентификации.

Лишь с 15 мая 2021 г. стало действовать Решение Совета ЕЭК от 5 марта 2021 г. № 19 «О базовой технологической организационной модели системы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе», определяющее вышеназванную модель.

Параллельно с созданием и внедрением единой системы маркировки товаров в Российской Федерации проводились и проводятся до сих пор так называемые эксперименты по маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками, средствами идентификации. В данной процедуре участвуют различные категории товаров. Прежде всего подобные эксперименты проводятся в целях определения готовности и целесообразности введения маркировки для тех или иных категорий товаров.

Как видно, процессы внедрения унифицированной системы маркировки на всей территории ЕАЭС происходят до сих пор. Основные трудности в реализации данного проекта вызваны различиями в уровне технологической готовности государств-членов, а также необходимостью контроля в отношении разнообразных товаров. Хронология принятых документов говорит о том, что Российская Федерация является «законодателем моды» в данном вопросе.

В совершенствовании контроля за перемещением запрещённых товаров (в том числе в отношении которых введены специальные экономические меры) также может способствовать создание единого механизма прослеживаемости товаров в ЕАЭС. В этом направлении уже также происходят соответствующие изменения.

^ 74

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2022

Так, «цифровая прослеживаемость движения продукции, товаров, услуг и цифровых активов в Евразийском экономическом союзе» является одним из приоритетных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года16.

В связи с вышесказанным было принято Распоряжение Совета ЕЭК от 5 декабря 2018 г. № 38 «О проекте Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза». Го -сударствам - членам ЕАЭС понадобилось некоторое время для проведения всех необходимых внутригосударственных процедур.

И только спустя почти два года после официального опубликования, а именно 3 февраля 2021 г., вступило в действие Соглашение от 29 марта 2019 г. «О механизме прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза», представляющее собой методологическую основу функционирования системы прослеживаемости товаров, которые ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС. В рамках такого механизма прослеживаемости государства-члены должны обеспечивать обмен сведениями из национальных систем прослеживаемости.

На основании вышеназванного документа утверждено Постановление Правительства РФ от 25 июня 2019 г. № 807 «О проведении эксперимента по про-слеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления», устанавливающее порядок проведения эксперимента по прослеживаемости товаров, а также перечень товаров, участвующих в эксперименте. Главная цель эксперимента - апробация механизмов прослеживаемости товаров. На ФТС России была возложена обязанность по предоставлению в ФНС России для размещения в информационной системе, используемой в целях проведения эксперимента, сведений о товарах. Эксперимент проводился по 30 июня 2021 года.

По окончании сроков проведения эксперимента в июле 2021 года в Российской Федерации была принята серия постановлений Правительства РФ:

1) № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров»;

2) № 1109 «Об утверждении критериев, применяемых при отборе отдельных видов товаров для включения в перечень товаров, подлежащих прослеживаемо-сти»;

3) № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости».

Также был принят Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации». Помимо всего прочего, документ обязал лиц, осуществляющих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, представлять в налоговые органы отчёты об операциях с такими товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости. Данное изменение вступило в силу 1 июля 2021 года.

9 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

75 ^

Национальная система прослеживаемости товаров в полной мере должна начать функционировать с начала 2023 года.

Кроме того, с 1 июля 2022 года действует Решение Совета ЕЭК от 21 января 2022 г. № 2 «О реализации пилотного проекта по внедрению механизма просле-живаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза», направленное на реализацию упомянутого ранее механизма прослеживаемости товаров, которые ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС из третьих государств.

В дополнение ко всему вышесказанному также можно выделить следующие направления улучшения системы контроля за перемещением запрещённых товаров:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) дальнейшее развитие применения информационных технологий как на этапе электронного декларирования, так и фактического контроля, а также в рамках таможенного контроля после выпуска товаров;

2) повышение эффективности функционирования системы управления рисками и её дальнейшая автоматизация;

3) создание единого перечня организаций, которые ранее были замечены за проведением незаконных торговых операций, что в дальнейшем позволит уделять более пристальное внимание к таким организациям при осуществлении контроля;

4) ужесточение иных видов государственного контроля.

Так, например, в порядке карантинного фитосанитарного контроля произошли следующие нововведения:

1) 11 сентября 2020 года утверждён новый порядок карантинного фитосани-тарного контроля в Российской Федерации. Было установлено, что теперь контроль осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации Россельхознадзором и её территориальными органами и (или) таможенными органами (ранее осуществлялся в местах завершения таможенного оформления), а также в иных местах, в которых оборудованы пункты карантина растений. Документом также были установлены категории риска объектов карантинного фитосанитарного контроля;

2) 16 сентября 2020 года вступили в силу изменения, дополняющие Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза терминами «заявитель» и «получатель подкарантинной продукции». Данные изменения должны позволить определить ответственных за предъявление подкарантинной продукции в государствах места назначения при её перемещении между странами ЕАЭС, что повысит эффективность карантинного фитосанитарного контроля;

3) 19 мая 2021 года начали действовать поправки, позволяющие уполномоченным органам признавать фитосанитарный сертификат не подтверждающим соответствие карантинным фитосанитарным требованиям.

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2022

В области ветеринарного контроля произошло нижеследующее ключевое изменение.

С 1 января 2020 года начал действовать Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора», в связи с которым полномочия по государственному ветеринарному контролю полностью были переданы на федеральный уровень. До этого контроль мог также осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако власти посчитали, что совмещение функций по оказанию платных ветеринарных услуг и осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора негативно сказывается на объективности контрольно-надзорной деятельности.

Надо сказать, что за последние годы было предпринято немало действий в попытке совершенствования различных защитных механизмов против незаконного оборота запрещённых товаров не только в Российской Федерации, но и на таможенной территории ЕАЭС.

ВЫВОДЫ

Изучив преобразования в деятельности таможенных органов, случившиеся на фоне введения Российской Федерацией специальных экономических мер, можно сделать нижеследующие выводы.

1. Определены новые обязанности, возложенные на таможенные органы после введения специальных экономических мер. Основная суть этих обязанностей заключается в обеспечении таможенными органами в рамках своей компетенции всех необходимых условий реализации специальных экономических мер. Вместе с тем были созданы мобильные группы, деятельность которых направлена на противодействие незаконному ввозу на территорию Российской Федерации запрещённых товаров.

2. Рассмотрены результаты контрольной деятельности мобильных групп. За 2017-2021 годы мобильным группам удалось выявить более 26 тысяч транспортных средств, перевозивших более 350 тысяч тонн товаров с нарушениями, среди которых более 295 тысяч тонн возвращено в сопредельные государства, более 23 тысяч тонн совместно с подразделениями Россельхознадзора уничтожено и более 54 тысяч тонн изъято и передано другим контролирующим органам для осуществления дальнейших действий. Кроме того, во взаимодействии с другими контролирующими органами было возбуждено 6144 дела об административных правонарушениях и 366 уголовных дел за аналогичный период.

3. Обозначены положительные и отрицательные изменения, произошедшие в деятельности таможенных органов. В число первых входят: ранее названное

9 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

77 ^

создание мобильных групп; расширение полномочий таможенных органов; оснащение современными техническими средствами и мобильными комплексами. К отрицательным же моментам можно отнести следующее: увеличение объёмов реэкспорта запрещённых товаров из других государств - членов ЕАЭС; возникновение новых способов «обхода» специальных экономических мер; отсутствие в уголовном законодательстве норм, напрямую предусматривающих ответственность за ввоз «санкционных» товаров.

4. Сформулированы основные направления и мероприятия, нацеленные на улучшение эффективности противодействия незаконному ввозу товаров, в отношении которых были введены специальные экономические меры (и иных запрещённых товаров). В число таких направлений и мероприятий входят как национальные, так и реализуемые в рамках ЕАЭС.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 ФТС России предлагает усилить работу мобильных таможенных групп // Новости ФТС России. 09.11.2016. Режим доступа: https://customs.gov.ru/press/federal/document/19006.

2 Приказ ФТС России от 4 августа 2015 г. № 1568 «Об определении уполномоченных должностных лиц таможенных органов». Режим доступа: https://www.alta.ru/ tamdoc/15pr1568/.

3 Приказ ФТС России от 8 декабря 2017 г. № 1943 «Об утверждении порядка действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов при изъятии и уничтожении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включённых в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31 декабря 2018 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778, а также об утверждении формы и порядка заполнения, учёта и хранения актов (протоколов) о факте изъятия и актов об уничтожении указанных продукции, сырья и продовольствия, форм журналов регистрации таких актов». Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/17pr1943/.

4 Таможенный кодекс Таможенного союза. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_94890/.

Примечание: был заменён Таможенным кодексом Евразийского экономического союза с 1 января 2018 года.

5 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.

6 Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/17fz0232/.

^ 78

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2022

7 ФТС России стала отслеживать санкционку с помощью беспилотников Росгвардии // Прайм. 15.02.2019. Режим доступа: https://www.alta.ru/external_news/65896/.

8 Мобильные группы ФТС России за семь месяцев 2019 года выявили более 62 тыс. тонн запрещённых к ввозу товаров // Новости ФТС России. 07.08.2019. Режим доступа: https://customs.gov.ru/press/federal/document/199244.

9 ФТС стала выявлять ввоз санкционной продукции с помощью вертолётов // РИА Новости. 07.08.2019. Режим доступа: https://ria.ru/20190807/1557239337.html.

10 Проект федерального закона от 16.11.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования порядка остановки таможенными органами автомобильных транспортных средств)» Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=110519.

11 Более 43 тонн санкционных товаров изъяла в 2020 году Бурятская таможня на границе с Монголией // Новости ДВТУ 01.02.2021. Режим доступа: https://dvtu.customs.gov.ru/ news/document/266188.

12 Постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 № 774 «Об утверждении Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и которые по 31 декабря 2021 г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию». Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/15ps0774/.

13 Проект федерального закона от 16 ноября 2017 г. «О внесении изменений в Уго -ловный кодекс Российской Федерации». Режим доступа: https://regulation.gov.ru/ projects#npa=75183.

14 Проект федерального закона от 1 февраля 2017 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за реализацию, хранение и транспортирование товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации». Режим доступа: https:// regulation.gov.ru/projects#npa=61715.

15 Россельхознадзор предложил ужесточить меры борьбы с ввозом санкционной продукции // ТАСС. 17.08.2020. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/9215505.

16 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года». Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/17vr0012/.

9 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

79 ^

БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES:

Документы ТСВТ. Официальный сайт ФТС России @@ Dokumenty TSVT. Ofitsial'nyy sayt FTS Rossii. Режим доступа: http://stat.customs.gov.ru/documents.

Итоговые доклады о результатах деятельности. Официальный сайт ФТС России @@ Itogovyye doklady o rezul'tatakh deyatel'nosti. Ofitsial'nyy sayt FTS Rossii. Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti.

Коварда В.В., Лаптев Р. А. Совершенствование системы таможенного контроля посредством её перспективной цифровизации в рамках развития системы обеспечения экономической безопасности России / Вестник Евразийской науки. 2020. № 4. С. 43 @@ Kovarda, V.V., Laptev R.A. Sovershenstvovaniye sistemy tamozhennogo kontrolya posredstvom yeye per-spektivnoy tsifrovizatsii v ramkakh razvitiya sistemy obespecheniya ekonomicheskoy bezopas-nosti Rossii / Vestnik Yevraziyskoy nauki. 2020. № 4. S. 43.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ @@ Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30 dekabrya 2001 № 195-FZ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34661/.

Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России / Вестник Евразийской науки. 2019. № 4. С. 42 @@ Laptev R.A., Rogov R.A. Issledovaniye roli tamozhennykh organov v obespechenii vneshneeko-nomicheskoy bezopasnosti Rossii / Vestnik Yevraziyskoy nauki. 2019. № 4. S. 42.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. № 923 @@ Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 13 sentyabrya 2012 g. № 923. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/12ps0923/.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. № 515 @@ Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 26 aprelya 2019 g. № 515. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/19ps0515/.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 807 @@ Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 25 iyunya 2019 g. № 807. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/19ps0807/.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1877 @@ Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 27 dekabrya 2019 g. № 1877. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/19ps1877/.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 № 1304 @@ Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 avgusta 2020 № 1304. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/20ps1304/.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 г. № 1108 @@ Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 1 iyulya 2021 g. № 1108. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/21ps1108/.

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 № 1109 @@ Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 1 iyulya 2021 № 1109. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/21ps1109/.

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2022

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 № 1110 @@ Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 1 iyulya 2021 № 1110. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/21ps1110/.

Приказ ФТС России от 7 августа 2014 г. № 1496 @@ Prikaz FTS Rossii ot 7 avgusta 2014 g. № 1496. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/14pr1496/.

Письмо ФТС России от 03 сентября 2014 г. № 04-69/42002 @@ Pis'mo FTS Rossii ot 03 sentyabrya 2014 g. № 04-69/42002. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/14p42002/.

Письмо ФТС России от 17 августа 2015 г. № 01-11/40019 @@ Pis'mo FTS Rossii ot 17 avgusta 2015 g. № 01-11/40019. Режим доступа: ВЭД-Инфо.

Письмо ФТС России от 27 сентября 2018 г. № 06-30/61367 @@ Pis'mo FTS Rossii ot 27 sentyabrya 2018 g. № 06-30/61367. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/18p61367/.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 791-р @@ Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 28 aprelya 2018 g. № 791-r. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/18rs0791/.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р @@ Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 28 aprelya 2018 g. № 792-r. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/18rs0792/.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 № 2963-р @@ Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 28 dekabrya 2018 № 2963-r. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/18rs2963/.

Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 8 августа 2017 г. № 98 @@ Rasporyazheniye Kollegii Yevraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 8 avgusta 2017 g. № 98. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/17r00098/.

Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. № 38 @@ Rasporyazheniye Soveta Yevraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 5 dekabrya 2018 g. № 38. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/18s00038/.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 10 июля 2020 № 63 @@ Resheniye Soveta Yevraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 10 iyulya 2020 № 63. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/20sr0063/.

Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 17 июля 2020 г. № 11 @@ Rasporyazheniye Yevraziyskogo mezhpravitel'stvennogo soveta ot 17 iyulya 2020 g. № 11. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/20mr0011/.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 5 марта 2021 г. № 19 @@ Resheniye Soveta Yevraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 5 marta 2021 g. № 19. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/21sr0019/.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 5 марта 2021 № 27 @@ Resheniye Soveta Yevraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 5 marta 2021 № 27. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/21sr0027/.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 21 января 2022 г. № 2 @@ Resheniye Soveta Yevraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 21 yanvarya 2022 g. № 2. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/22sr0002/.

9 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

81 Q

Соглашение от 2 февраля 2018 г. @@ Soglasheniye ot 2 fevralya 2018 g. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/18bn0005/.

Соглашение от 29 марта 2019 г. @@ Soglasheniye ot 29 marta 2019 g. Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/19bn0037/.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 @@ Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 447-ФЗ @@ Federal'nyy zakon ot 27 dekabrya 2019 g. № 447-FZ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_341783/.

Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ @@ Federal'nyy zakon ot 9 noyabrya 2020 g. № 371-FZ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_367147/.

^ 82

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.