Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНЫХ ГРУПП ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНЫХ ГРУПП ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
691
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шорохова Ирина Сергеевна

В статье проведен анализ современного состояния функционирования мобильных групп таможенных органов Российской Федерации, а также норм права, регулирующих область правоотношений, связанных с реализацией ими своих функций. Исследование позволило выявить основные проблемы административно-правового регулирования деятельности мобильных групп таможенных органов Российской Федерации, связанные с определением их места в системе таможенных органов Российской Федерации, в механизме проведения таможенного контроля товаров, в административно-юрисдикционном процессе. Автором осуществлено разделение проблем, которые связаны с деятельностью мобильных групп таможенных органов, на блоки. Предложено применение отдельных административно-правовых средств с целью развития административно-правового регулирования деятельности мобильных групп таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шорохова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF MOBILE GROUPS OF CUSTOMS BODIES

The article analyzes the modern functioning of the mobile groups of the customs authorities of the Russian Federation, as well as the legal norms governing the area of legal relations associated with the implementation of their functions. The study made it possible to identify the main problems of administrative and legal regulation of the activities of mobile groups of customs authorities of the Russian Federation, associated with the determination of their place: in the system of customs authorities of the Russian Federation; in the mechanism of customs control of goods; in the administrative and jurisdictional process. In the course of the work, a methodological approach to the systematization of problems was developed. The blocks of problems that are associated with the activities of mobile groups of customs authorities are highlighted, their classification is carried out on the basis of an applied nature. The author proposed the use of certain administrative and legal means in order to develop administrative and legal regulation of the activities of mobile groups of customs authorities.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНЫХ ГРУПП ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

Для цитирования

Пулин А. О. Разграничение административной и уголовной ответственности за нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 1. С. 116-128.

For citation

Pulin A. O. Separate Issues of Delimination of Administrative and Criminal Liability for Violations of Rights to Intellectual Property Sent by International Post. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2022, no. 1, pp. 116-128.

УДК 342

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНЫХ ГРУПП ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

И. С. Шорохова1, 2

1 Федеральная таможенная служба, Москва, Российская Федерация

2 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье проведен анализ современного состояния функционирования мобильных групп таможенных органов Российской Федерации, а также норм права, регулирующих область правоотношений, связанных с реализацией ими своих функций. Исследование позволило выявить основные проблемы административно-правового регулирования деятельности мобильных групп таможенных органов Российской Федерации, связанные с определением их места в системе таможенных органов Российской Федерации, в механизме проведения таможенного контроля товаров, в административно-юрисдикционном процессе. Автором осуществлено разделение проблем, которые связаны с деятельностью мобильных групп таможенных органов, на блоки. Предложено применение отдельных административно-правовых средств с целью развития административно-правового регулирования деятельности мобильных групп таможенных органов.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, мобильные группы, таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров, таможенные органы, санкции.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION

OF THE ACTIVITIES OF MOBILE GROUPS OF CUSTOMS BODIES

I. S. Shorokhova1, 2

1 Federal Customs Service, Moscow, Russian Federation

2 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the modern functioning of the mobile groups of the customs authorities of the Russian Federation, as well as the legal norms governing the area of legal relations associated with the

© Шорохова И. С., 2022

implementation of their functions. The study made it possible to identify the main problems of administrative and legal regulation of the activities of mobile groups of customs authorities of the Russian Federation, associated with the determination of their place: in the system of customs authorities of the Russian Federation; in the mechanism of customs control of goods; in the administrative and jurisdictional process. In the course of the work, a methodological approach to the systematization of problems was developed. The blocks of problems that are associated with the activities of mobile groups of customs authorities are highlighted, their classification is carried out on the basis of an applied nature. The author proposed the use of certain administrative and legal means in order to develop administrative and legal regulation of the activities of mobile groups of customs authorities.

Keywords: administrative and legal regulation, mobile groups, customs control, customs control after the release of goods, customs, sanctions.

ВВЕДЕНИЕ

Федеральная таможенная служба (ФТС России), являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, выступает важнейшим регулятором, благодаря которому формируется значимая часть федеральных доходов государства.

Так, по итогам 11 месяцев 2021 г. таможенные органы Российской Федерации (РФ) обеспечили поступление в бюджет 6 249 млрд руб., что превышает показатели аналогичного периода прошлого года на 2 072 млрд руб., или 49,6% [1].

По итогам 9 месяцев 2021 г. сумма перечисленных в федеральный бюджет доходов от деятельности таможенных органов составила 4 808 млрд руб. [1] при общем фактическом поступлении федеральных доходов в сумме 17 925 млрд руб. [2]. В аналогичный период прошлого года доход федерального бюджета, адми-нистрируемый таможенными органами, составил 3 217 млрд руб. [1] при общем доходе федерального бюджета 13 217 млрд руб. [2]. Согласно анализу показателей деятельности таможенных органов ФТС России обеспечивает в среднем одну треть ежегодного дохода РФ, основную часть которой составляют таможенные платежи, взимаемые при импорте товаров.

Своевременность и полнота сборов в федеральный бюджет непосредственным образом зависят от качества проводимого таможенного контроля, реализуемого структурными подразделениями таможенных органов. Поэтому ФТС России постоянно ведет работу по совершенствованию своей организационной структуры. Одним из примеров такого поступательного развития является создание мобильных групп таможенных органов.

Следует отметить, что первоначальный опыт функционирования мобильных групп таможенных органов показал, что в административно-правовом регулировании их деятельности присутствует ряд вопросов.

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И МОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Как справедливо отмечает Н. М. Кожуханов, таможенные органы «являются государственно-властным органом, который регулирует посредством

императивных методов организацию таможенной деятельности в целом, а также контролирующим органом в отношении иных лиц, участвующих в таможенных правоотношениях» [3, с. 26].

В связи с этим одно из значимых направлений деятельности ФТС России -осуществление таможенного контроля товаров, проводимого на этапах до выпуска и после выпуска товаров. Согласно подп. 41 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (ред. от 29.05.2019) под таможенным контролем понимается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

При этом в рамках данного исследования представляется целесообразным придерживаться более широкого определения, в соответствии с которым таможенный контроль представляет собой совокупность мер:

1) наблюдения за объектами контроля;

2) проверки фактического соблюдения таможенных норм и правил;

3) реагирования на установленные правомерные и неправомерные действия и бездействие контролируемых лиц, имеющих отношение к перемещению товаров через таможенную границу [4, с. 109].

Теперь остановимся на таможенном контроле после выпуска товаров, который «не является новеллой для российского законодательства, однако его роль и значение возросли с принятием Правительством Российской Федерации распоряжения от 29 июня 2012 г. № 1125-р «План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования», в силу которого таможенный контроль после выпуска товаров становится одной из приоритетных задач таможенной службы» [5, с. 3].

По мнению Н. М. Кожуханова, «административная реформа, затрагивающая таможенную деятельность в целом и деятельность таможенных органов в частности, направлена на снижение излишнего государственного регулирования, повышение качества предоставляемых государственных услуг и эффективности работы органов исполнительной власти, а также развитие их информационной открытости» [6, с. 89].

Так, цель переориентации контрольной деятельности таможенных органов на этап после выпуска - обеспечить совершенствование механизма совершения таможенных операций и применения таможенных процедур в части их упрощения и ускорения с одновременным повышением их эффективности. Заданный курс на упрощение таможенного оформления также был продолжен в утвержденном распоряжением Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р плане «Трансформация делового климата» (IV. Направление «Таможенное администрирование»).

В период с января по сентябрь 2021 г. общая сумма денежных средств, доначисленных по результатам таможенного контроля после выпуска товаров, составила 18,9 млрд руб. (в аналогичный период 2020 г. - 19,6 млрд руб.); таможенными

и иными органами в рамках реагирования на установленные правомерные и неправомерные действия и бездействие контролируемых лиц было возбуждено 4 599 дел об административных правонарушениях (в 2020 г. - 5 473 дела) [1].

Относительно новым инструментом реализации механизма таможенного контроля после выпуска товаров в части нетарифного регулирования является институт мобильных групп таможенных органов, работа по становлению которого в России была начата в 2015 г. в целях усиления контроля за соблюдением установленных постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420, от 24 июня 2019 г. № 293, от 21 ноября 2020 г. № 730 и от 20 сентября 2021 г. № 534» запретов на ввоз на территорию государства отдельных категорий товаров.

Согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р (Стратегия 2030), обеспечение качественно нового уровня таможенного контроля после выпуска товаров было достигнуто, в том числе благодаря созданию подразделений таможенных органов, осуществляющих в целях защиты внутреннего рынка контроль обеспечения запрета либо ограничения осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию РФ отдельных видов товаров, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, а также осуществляющих контроль за ввозом и оборотом товаров, ввезенных нелегально либо с нарушениями установленных требований.

ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ГРУПП

Наиболее частые случаи незаконного ввоза «санкционных» товаров возникают на российско-казахстанской и российско-белорусской границах и спровоцированы тем, что Белоруссия и Казахстан наравне с Россией являются государствами -членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которого товары перемещаются по единой таможенной территории в условиях «прозрачности» государственных границ. Белоруссия и Казахстан не присоединились к российским экономическим санкциям, поэтому запрещенные к продаже в России товары в эти страны ввозятся без ограничений. Недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) злоупотребляют сложившейся ситуацией в целях ввоза с территории государств - членов ЕАЭС на территорию РФ товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения.

В связи с отсутствием таможенного контроля на российско-казахстанском участке государственной границы и его значительной протяженностью - более 7,5 тыс. км - данный участок является одним из основных направлений ввоза в Россию запрещенных товаров. В среднем только через пункт пропуска

«Маштаково» в регионе деятельности Самарской таможни в Россию за сутки въезжает около 800 грузовых автотранспортных средств [1].

С точки зрения Н. М. Кожуханова, «таможенные правоотношения по своей природе носят межгосударственный характер и состоят из организации таможенных правоотношений внутри государства и за его пределами. Любое государство заинтересовано в том, чтобы внешняя торговля не наносила ущерб национальным производителям товара. Это означает, что у таможенных органов, имеющих различную таможенную юрисдикцию, могут возникать антагонистические цели» [7, с. 29].

Объективная потребность в усилении борьбы по выявлению «санкционных» товаров и товаров отдельной категории (контрафактных товаров и товаров «изъятия») спровоцировала проведение дополнительных мероприятий, направленных на оперативное пресечение попыток незаконного ввоза указанных товаров, таких как дополнительный контроль грузов, перемещаемых по автомагистралям РФ, тесное взаимодействие таможенных органов с территориальными подразделениями Министерства внутренних дел РФ, Пограничной службы Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитар-ному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и др.

В настоящее время данные мероприятия реализуются благодаря функционированию мобильных групп таможенных органов. В местах, приближенных к белорусскому, казахстанскому и грузинскому участкам Государственной границы РФ, создано 35 мобильных групп, руководство деятельностью которых осуществляет Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров; в их состав входят должностные лица структурных подразделений таможенных органов.

Состав должностных лиц мобильных групп формируется на основании внутреннего приказа таможенного органа и может включать должностных лиц различных подразделений:

- правоохранительных подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия и административное расследование;

- подразделений, осуществляющих таможенный контроль при таможенном декларировании товаров;

- подразделений, осуществляющих таможенный контроль после выпуска товаров.

На современном этапе существует правовая неопределенность относительно положения мобильных групп в системе таможенных органов РФ.

В соответствии со ст. 253 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 289) [8] таможенные органы представляют собой единую централизованную систему, в которую входит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС России), региональные

таможенные управления, таможни и таможенные посты, которые действуют на основании утвержденных ФТС России общих или индивидуальных положений.

Приказом ФТС России от 05.10.2018 № 1590 утверждено положение о Главном управлении таможенного контроля после выпуска товаров, согласно которому управление осуществляет свои функции, в том числе по организации, координации и контролю деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможен и региональных таможенных управлений, как непосредственно, так и через структурные подразделения таможенных органов по соответствующим направлениям деятельности во взаимодействии с другими структурными подразделениями ФТС России, а также с федеральными органами исполнительной власти, иными органами, организациями и гражданами.

Поскольку в настоящее время мобильные группы таможенных органов функционируют в рамках службы таможенного контроля после выпуска товаров, актуальными представляются как вопросы правового положения и правового статуса должностных лиц, входящих в состав мобильных групп таможенных органов, но не являющихся при этом должностными лицами структурных подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, так и обоснованности функционирования мобильных групп исключительно в системе данной службы.

При этом, на наш взгляд, в правовой регламентации нуждается порядок взаимодействия должностных лиц мобильных групп таможенных органов с должностными лицами иных федеральных органов исполнительной власти при организации их деятельности по предотвращению незаконного ввоза товаров на территорию РФ. Следует отметить, что в ряде государств - членов ЕАЭС также функционируют подобные мобильные группы (в том числе межведомственные), в состав которых входят сотрудники оперативных отделов, отделов по борьбе с уголовными преступлениями и административными правонарушениями таможенных органов, сотрудники органов внутренних дел и др.

Проблематика определения административно-правового статуса и места мобильных групп в системе таможенных органов РФ связана в том числе с отсутствием закрепленного в нормах права понятия «мобильные группы таможенных органов». Более того, ни право ЕАЭС, ни таможенное, ни административное законодательство не содержат понятий «мобильные» и «группы», посредством которых было бы возможно, используя логические способы толкования права, сформулировать на законодательном уровне определение термина «мобильные группы таможенных органов». Д. А. Хрусталевым также ранее была обозначена проблема отсутствия термина «таможенный орган» в законодательстве РФ о таможенном регулировании [9, с. 18].

Л. А. Сычаева предлагает авторское определение: «Мобильные группы таможенного контроля после выпуска товаров - это форма межведомственного взаимодействия таможенных органов и представителей иных органов исполнительной власти Российской Федерации для целей проведения результативного таможенного контроля товаров, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации» [10, с. 48]. Более того, полагаем целесообразным разработать на

законодательном уровне комплексный категориальный аппарат исследуемого института.

По итогам 9 месяцев 2021 г. мобильными группами таможенных органов было выявлено свыше 3 тыс. транспортных средств, осуществлявших незаконный ввоз более 55 тыс. т запрещенных товаров (из них более 400 т контрафактных товаров и около 550 т немаркированной продукции), общая стоимость которых превышает 2 млрд руб.

За аналогичный период прошлого года мобильными группами таможенных органов была осуществлена проверка более 53 тыс. транспортных средств, из которых более чем в 4 тыс. случев были обнаружены нарушения, а также предотвращен незаконный ввоз более 62 тыс. т запрещенных товаров, в том числе 630 т «санкци-онной» продукции.

Кроме того, в качестве принятых мер на территорию сопредельных государств было возвращено 46 тыс. т товаров, уничтожено 1,4 тыс. т товаров, задержано и изъято почти 15 тыс. т товаров, возбуждено 882 дела об административных правонарушениях (что составило 16% от общего количества возбужденных по итогам 9 месяцев 2020 г. дел об административных правонарушениях) [1].

Несмотря на значительные показатели деятельности мобильных групп таможенных органов по пресечению попыток незаконного ввоза товаров на территорию РФ, административно-правовое регулирование их деятельности имеет ряд пробелов, которые зачастую используются недобросовестными участниками ВЭД в качестве основы при оспаривании результатов проведения таможенного контроля.

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНЫХ ГРУПП ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Сущность административно-правового регулирования деятельности мобильных групп таможенных органов полагаем целесообразным исследовать через призму следующих понятий:

- «административное регулирование» - регулирование правоотношений, область реализации которых связана со сферой государственного управления и наличием субъектов, наделенных государственно-властными полномочиями (в рассматриваемом случае - мобильные группы таможенных органов), и подконтрольных им субъектов (область таможенного и административного законодательства);

- «правовое регулирование» в контексте правового обеспечения деятельности мобильных групп таможенных органов.

«Правовое обеспечение деятельности таможенных органов» включает:

- правовое обеспечение создания нормативных правовых актов, регулирующих таможенную деятельность;

- правовое обеспечение осуществления индивидуализации прав и обязанностей участников таможенных правоотношений;

- правовое обеспечение реализации нормативных правовых актов, регулирующих таможенную деятельность» [11, с. 94].

До настоящего времени нормативно неурегулированными остаются вопросы, касающиеся:

1) порядка организации работы и выполнения функций мобильных групп таможенных органов, определения их месторасположения и передислокации; прав и обязанностей, квалификационных требований, ответственности должностных лиц мобильных групп таможенных органов;

2) порядка определения мест проведения таможенного контроля и хранения задержанных мобильными группами таможенных органов транспортных средств и товаров;

3) порядка привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, выявленных должностными лицами мобильных групп таможенных органов, и границы такой ответственности.

Первая группа проблем связана с требующими нормативного уточнения полномочиями по применению должностными лицами мобильных групп таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использования служебных собак (ст. 267, 269, 271 ФЗ № 289).

Из природы проблематики правового статуса должностных лиц мобильных групп таможенных органов вытекают и не урегулированные нормами права вопросы, относящиеся ко второй группе обозначенных выше проблем, касающиеся проведения таможенного контроля, а именно прав должностных лиц: а) по остановке транспортных средств; б) по проведению таможенного контроля вне мест таможенного контроля.

В настоящее время Минфином России при участии ФТС России организована работа по внесению изменений в ст. 261 ФЗ № 289 по расширению полномочий должностных лиц таможенных органов (проект Федерального закона по внесению изменений еще не внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ), в рамках которой планируется:

1) закрепление за таможенными органами права самостоятельной остановки автомобильных транспортных средств технически допустимой максимальной массой более 3,5 т вне зон таможенного контроля на всей территории РФ.

Действующая на данный момент редакция ст. 261 ФЗ № 289 предусматривает самостоятельное право остановки таможенными органами автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля исключительно на территориях, указанных в ч. 2 данной статьи, а в местах, не предусмотренных ч. 2, остановка автомобильных транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с таможенными органами.

Предлагаемые изменения призваны наделить уполномоченных должностных лиц таможенных органов правом осуществления самостоятельного контроля за ввозом и перевозкой товаров автомобильными транспортными средствами

на всей территории РФ без привлечения органов внутренних дел, уполномоченных в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) установление массы автомобильных транспортных средств, подлежащих остановке (более 3,5 т), как установленной изготовителем максимальной массы транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленной его конструкцией и заданными характеристиками (технически допустимая максимальная масса).

В действующей редакции ст. 261 ФЗ № 289 указана определенная изготовителем масса комплектного транспортного средства с водителем без нагрузки (масса транспортного средства в снаряженном состоянии). С учетом специфики осуществления контроля таможенными органами в отношении товаров (грузов) на автомобильных транспортных средствах необходимо учитывать массу автомобильных транспортных средств с грузом - технически допустимую максимальную массу;

3) уточнение порядка действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов и лиц, управляющих автомобильными транспортными средствами, в части:

- установления обязанности лиц, управляющих транспортными средствами, по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа поместить автомобильное транспортное средство на территорию склада временного хранения или иное место, являющееся зоной таможенного контроля;

- определения случаев, когда указанное требование может быть предъявлено лицу, управляющему автомобильным транспортным средством;

- регламентации действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов в случае отказа лица, управляющего автомобильным транспортным средством, исполнять указанное требование;

- установления случаев и временного периода, в течение которого автомобильное транспортное средство может находиться на территории склада временного хранения или в ином месте, являющемся зоной таможенного контроля. Изменения, связанные со временем, в течение которого автомобильное транспортное средство может находиться на территории склада временного хранения или в ином месте, являющемся зоной таможенного контроля, обусловлены тем, что по результатам проведения таможенного досмотра товаров в зоне таможенного контроля с выгрузкой товаров из транспортного средства нарушения могут быть не выявлены. В таких случаях товар возвращается лицу, управляющему автомобильным транспортным средством. В связи с этим существует необходимость нахождения автомобильного транспортного средства в месте проведения таможенного контроля в течение времени, необходимого для его проведения;

- отмены обязанности составления уполномоченными должностными лицами таможенных органов акта об остановке автомобильного транспортного средства в целях оптимизации действий должностных лиц таможенных органов при проведении проверочных мероприятий и сокращения времени, необходимого для составления документов по результатам таможенного контроля. В соответствии с ч. 8 действующей редакции ст. 261 ФЗ № 289 вручение перевозчику (лицу,

управляющему автомобильным транспортным средством) акта, предусмотренного ч. 7 данной статьи, свидетельствует о завершении таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений. Указанный акт является избыточным документом, оформление которого влечет необоснованную нагрузку на должностных лиц таможенных органов. Признаки выявленных нарушений могут отражаться в акте таможенного осмотра (таможенного досмотра);

- уточнения мест, куда подлежат помещению автомобильные транспортные средства, для проведения таможенного досмотра, а также в случае возбуждения дела об административном правонарушении.

В связи со значительной удаленностью в ряде регионов РФ складов временного хранения и постоянных зон таможенного контроля от мест дислокации должностных лиц мобильных групп таможенных органов, осуществляющих остановку автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля, возникает необходимость создания временных зон таможенного контроля в целях помещения в них указанных автомобильных транспортных средств в случаях принятия решения о проведении таможенного досмотра, а также в случае возбуждения дела об административном правонарушении.

Предлагаемые изменения в ст. 261 ФЗ № 289, на наш взгляд, являются необходимым инструментом расширения полномочий должностных лиц мобильных групп таможенных органов.

В теории таможенного права в рамках второй группы обозначенных выше проблем большое внимание уделяют вопросу определения предназначения товарной партии товаров, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС (для личного пользования или в коммерческих целях). В настоящий момент не установлены ни количественные, ни стоимостные характеристики, ни частота пересечения границы для определения предназначения товара, перемещаемого между государствами - членами ЕАЭС. Исключение в данном вопросе составляет продукция, ввоз которой на территорию страны ограничен Федеральным законом от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» [12] - объем их ввоза ограничен пятью килограммами.

Лица, осуществляющие незаконный ввоз товаров, выдают за товары, ввозимые для личного пользования, товарные партии, явно выходящие за их заявляемое предназначение. Кроме того, лица, ввозящие подобные товары «для личного пользования», выводят их из-под действия специальных экономических мер, а также законодательства в области ветеринарии, технического регулирования, маркировки акцизными марками и др.

Определение предназначения товарной партии имеет основное значение как для принятия решения об уничтожении товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры, так и для проведения контроля в целом, поскольку в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» под его действие не попадают товары, ввозимые физическими лицами для личного пользования, равно как и товары,

следующие через территорию РФ в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита при одновременном выполнении ряда условий.

В качестве примера следования через территорию РФ товара, в отношении которого установлены санкции, рассмотрим определение Верховного Суда РФ от 05.11.2020 № 309-ЭС20-6309 [13]. Обществу с ограниченной ответственностью «Молоко-М» было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными бездействия Челябинской таможни Уральского таможенного управления ФТС России, выразившегося в невыдаче разрешения на убытие с таможенной территории ЕАЭС транспортного средства и находящихся в нем товаров (сыр в количестве 1 500 т, производитель Литва, на общую сумму 104 509,6 евро), следовавших согласно условиям поставки из Республики Казахстан через территорию РФ в Республику Беларусь, а также о признании незаконным решения об изъятии товара, оформленного актом (протоколом) изъятия запрещенной к ввозу продукции, поскольку заявитель, ввезший на территорию РФ товар, в отношении которого действуют специальные экономические меры, не оформил данный товар в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, что позволило бы отслеживать данный товар под таможенным контролем в целях недопущения извлечения необоснованных экономических преимуществ, на пресечение которых направлены специальные экономические меры, а также не вывез незамедлительно товар с территории РФ в соответствии с требованиями законодательства РФ и норм международных договоров в целях соблюдения запретов и ограничений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доказательства транспортировки товара в режиме таможенного транзита, который позволил бы отследить его транспортировку по территории РФ и вывоз с таможенной территории РФ в объеме, который был представлен в таможенном пункте ввоза на территорию РФ, заявитель не предъявил. Соответствующие таможенные пломбы на транспортное средство или груз не налагались. Более того, в судебном заседании заявитель подтвердил, что не предпринимал действий по обращению в компетентные органы Республики Казахстан, которая была уведомлена Российской Федерацией о введении ответных специальных экономических мер еще в 2014 г., с целью надлежащего оформления товара для таможенного транзита по территории РФ [13].

Третья группа обозначенных проблем требует комплексного исследования в рамках административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов механизма привлечения лиц, осуществляющих ввоз «санкционных» товаров на территорию РФ, к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, выявленных должностными лицами мобильных групп таможенных органов, и границ такой ответственности.

Одной из содержательных сторон административно-юрисдикционного процесса является применение мер административного принуждения, которое осуществляется таможенными органами.

По мнению О. В. Гречкиной, «меры административного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия: таможенные органы вправе применять различные его виды - предупреждение, пресечение, правовосстановление,

меры процессуального обеспечения производства и меры административной ответственности. Кроме того, подобно административному принуждению в целом, большинство мер административного принуждения в таможенной сфере применяется во внесудебном порядке» [14, с. 107].

При этом отдельного внимания заслуживает точка зрения О. В. Гречкиной, согласно которой «меры процессуального обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил следует отличать от форм таможенного контроля, а также от принудительных мер, не связанных с административным правонарушением, поскольку первые обусловлены фактом неправомерного поведения, а последние являются контрольно-предупредительными или применяются в целях защиты интересов общества и государства» [14, с. 107].

В связи с этим, учитывая подведомственность в настоящее время мобильных групп таможенных органов службам таможенного контроля после выпуска товаров, полагаем необходимым определить в нормах права (например, в методике) их процессуальное место и полномочия по применению конкретных мер административного принуждения.

Кроме того, в рамках обозначенной проблематики представляется возможным рассмотрение вопроса об увеличении установленного размера административного штрафа для лица, управляющего транспортным средством, за невыполнение требования должностного лица мобильной группы таможенного органа об остановке.

Справедливой представляется позиция Н. М. Кожуханова: «смягчение наказаний негативно сказывается на реализации целей, стоящих перед системой наказаний за административные правонарушения в области таможенного дела. Правоприменитель, реализуя имеющиеся карательные меры воздействия на правонарушителя, не достигает в полной мере существующих целей наказания, и число нарушений таможенных правил увеличивается. Выявленная проблема требует внимания со стороны законодателя. По нашему мнению, необходим более дифференцированный подход к наказаниям за административные правонарушения в области таможенного дела, отличающийся от наметившихся общих тенденций по смягчению административного наказания» [15, с. 55].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе проведенного исследования был предложен классификационный критерий, позволяющий выделить блоки проблем, связанных с административно-правовым регулированием деятельности мобильных групп таможенных органов и требующих доработки нормативной правовой базы в части определения:

1) правового статуса должностных лиц мобильных групп таможенных органов, включающего права, обязанности и ответственность, который позволит конкретизировать порядок организации работы и выполнения мобильными группами таможенных органов своих функций;

2) особенностей проведения таможенного контроля и хранения задержанных мобильными группами таможенных органов транспортных средств и товаров;

3) механизма привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, выявленных должностными лицами мобильных групп таможенных органов, и границ такой ответственности.

Для решения обозначенных проблем в результате проведенного исследования были получены научно-практические результаты, которые позволили выстроить вектор совершенствования административно-правового регулирования деятельности мобильных групп таможенных органов.

В частности, на основе метода анализа предложено переработать некоторые положения действующего законодательства РФ о таможенном регулировании, регламентирующего права должностных лиц таможенных органов.

Проблематика правового статуса должностных лиц таможенных органов обусловлена выявленной в результате применения системно-структурного метода исследования права необходимостью уточнения места мобильных групп в функционирующей системе таможенных органов. Для целей решения данной проблемы, в первую очередь, определена необходимость разработки на законодательном уровне категориального аппарата исследуемого института. Более точную регламентацию функционирования мобильных групп таможенных органов в системе подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и их особенностей предложено осуществить посредством ведомственного нормотворчества.

В рамках проведенного исследования, благодаря анализу судебной практики, были выявлены частные проблемы административно-правового регулирования перемещения товаров через границу РФ, а именно определения предназначения товарной партии товаров, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС (для личного пользования или в коммерческих целях).

Своевременное решение обозначенных проблем национального законодательства позволит повысить эффективность таможенного контроля после выпуска товаров, проводимого на единой территории ЕАЭС, и уровень соблюдения административного и таможенного законодательства.

В целях комплексного исследования рассматриваемого явления в качестве основы был использован нормативистский подход к пониманию права, системно-структурное направление методологии познания института мобильных групп таможенных органов. Такой логический прием, как дедукция, способствовал уяснению деятельности мобильных групп таможенных органов в механизме осуществления таможенного контроля. Метод синтеза позволил провести исследование совокупности нормативных правовых основ деятельности мобильных групп таможенных органов и выявить существующие коллизионные противоречия и пробелы в праве (законе), формально-юридический метод дал возможность разработать предложения по совершенствованию административно-правового регулирования деятельности мобильных групп таможенных органов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 12.12.2021).

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. URL: https:// minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения: 12.12.2021).

3. Кожуханов Н. М. Таможенная деятельность: современное состояние и перспективы развития // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 2. С. 26-31.

4. Основы таможенного дела / под общ. ред. В. Г. Драганова. М.: Экономика, 1998.

5. Шашкина А. Н. Административно-правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 15.12.2021).

6. Кожуханов Н. М. Гносеологические основы административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 1. С. 88-95.

7. Кожуханов Н. М. Таможенная деятельность: современное состояние и перспективы развития // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 2. С. 26-31.

8. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.07.2021).

9. Хрусталев Д. А. Административно-правовой статус таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 [Электронный ресурс]. URL: https:// vak.minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 15.12.2021).

10. Сычаева Л. А., Хайнацкая Я. Р. Мобильные группы таможенного контроля после выпуска товаров: создание и функционирование [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 13.1 (147.1). С. 46-49. URL: https://moluch.ru/archive/147/41410/ (дата обращения: 05.12.2021).

11. Кожуханов Н. М. Сущность правового обеспечения деятельности таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 2. С. 90-95.

12. Федеральный закон от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2021).

13. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.11.2020 № 309-ЭС20-6309 по делу № А76-43058/2018.

14. Гречкина О. В. Таможенный контроль как административно-юрисдикционная деятельность // Право и практика. 2010. № 1. С. 104-109.

15. Кожуханов Н. М. Система наказаний за административные правонарушения в области таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 2. С. 48-55.

REFERENCES

1. Ofitsial'nyi sait FTS Rossii [Official website of the FCS of Russia]. URL: http://www.customs.ru (date of access: 12.12.2021). (In Russ.).

2. Ofitsial'nyi sait Ministerstva finansov RF [Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ (date of access: 12.12.2021). (In Russ.).

3. Kozhukhanov N. M. Tamozhennaia deiatel'nost': sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia [Customs activity: current state and development prospects]. In: Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2014, no. 2, pp. 26-31. (In Russ.).

4. Osnovy tamozhennogo dela /pod obsh. red. V. G. Draganova [Fundamentals of customs affairs / under the general ed. of V. G. Draganov]. Moscow, Economy, 1998. (In Russ.).

5. Shashkina A. N. Administrativno-pravovoe regulirovanie tamozhennogo kontrolya posle vy^puska tovarov: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.14 [Elektronnyi resurs] [Administrative and legal regulation of customs control after the release of goods: abstract of the dissertation for the degree of Ph.D, no. 12.00.14 [Electronic resource]]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/ (date of access: 15.12.2021). (In Russ.).

6. Kozhukhanov N. M. Gnoseologicheskie osnovy administrativnoi otvetstvennosti zapravonarusheni-ia v oblasti tamozhennogo dela [Gnoseological bases of administrative responsibility for offensesin the field of customs business]. In: Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2018, no. 1, pp. 88-95. (In Russ.).

7. Kozhukhanov N. M. Tamozhennaia deiatel'nost': sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia [Customs activity: current state and development prospects]. In: Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2014, no. 2, pp. 26-31. (In Russ.).

8. Federal'nyi zakon ot 03.08.2018 no. 289-FZ (red. ot 24.02.2021) "O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdeVnyse zakonodateVny^e aktys Rossijskoj Federa-cii" [Elektronnyi resurs] [Federal Law dated August 3, 2018 no. 289-FZ (revised from February 24, 2021) "On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" [Electronic resource]] // OficiaVnyj internet-portalpra-vovojinformacii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://pravo.gov.ru (date of access: 15.12.2021). (In Russ.).

9. Khrustalev D. A. Administrativno-pravovoj status tamozhenny^x organov Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.14 [Elektronnyi resurs] [Administrative and legal status of the customs authorities of the Russian Federation: the author's abstract of the dissertation on competition of a scientific degree kand. jurid. nauk, no. 12.00.14] [Electronic resource]]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/ (date of access: 15.12.2021). (In Russ.).

10. Sychaeva L. A., Khainatskaya J. R. Mobil'nyegruppy tamozhennogo kontroliaposle vypuska tovarov: sozdanie i funktsionirovanie [Elektronnyi resurs] [Mobile customs control groups after the release of goods: creation and functioning [Electronic resource]]. In: Molodoi uchenyi [Young scientist], 2017, no. 13.1 (147.1), pp. 46-49. URL: https://moluch.ru/archive/147/41410/ (date of access: 05.12.2021). (In Russ.).

11. Kozhukhanov N. M. Sushchnost' pravovogo obespecheniia deiatel'nosti tamozhennykh organov [The essence of the legal support of the customs authorities]. In: Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2019, no. 2, pp. 90-95. (In Russ.).

12. Federal'nyi zakon ot 21.07.2014 № 206-FZ "O karantine rastenii" [Elektronnyi resurs] [Federal Law dated July 21, 2014 no. 206-FZ "On plant quarantine" [Electronic resource]] // OficiaVny j in-ternet-portalpravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://pra-vo.gov.ru (date of access: 01.12.2021). (In Russ.).

13. Opredelenie Sudebnoi kollegii po ekonomicheskim sporam Verkhovnogo Suda RF ot 05.11.2020 no. 309-ES20-6309po delu no. A76-43058/2018 [Ruling of the Judicial Collegium for Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation dated November 5, 2020 no. 309-ES20-6309 in case no. A76-43058/2018]. (In Russ.).

14. Grechkina O. V. Tamozhennyi kontrol' kak administrativno-iurisdiktsionnaia deiatel'nost' [Customs control as an administrative and jurisdictional activity]. In: Pravo ipraktika [Law and Practice], 2010, no. 1, pp. 104-109. (In Russ.).

15. Kozhukhanov N. M. Sistema nakazanii za administrativnye pravonarusheniia v oblasti tamozhennogo dela [The system of punishments for administrative offenses in the field of customs]. In: Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii [Vestnic of Russian Customs Academy], 2017, no. 2, pp. 48-55. (In Russ.).

Информация об авторе

Шорохова Ирина Сергеевна - главный государственный таможенный инспектор отдела ведомственного контроля Правового управления, Федеральная таможенная служба; аспирант кафедры административного и финансового права, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: irka94.irina@yandex.ru.

Information about the author

Shorokhova Irina S. - chief state customs inspector of the department of departmental control of the Legal Department, Federal Customs Service; postgraduate student of the department of administrative and financial law, Russian Customs Academy, 4 Komsomolsky prospect, Lyubertsy, Moscow region 140015, Russian Federation, e-mail: irka94.irina@yandex.ru.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interests

The author declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. Для цитирования

Шорохова И. С. Административно-правовое регулирование деятельности мобильных групп таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 1. С. 128-143.

For citation

Shorokhova I. S. Administrative and Legal Regulation of the Activities of Mobile Groups of Customs Bodies. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2022, no. 1, pp. 128-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.